реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы

др.

П группа - Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы,

федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в

Российской Федерации" (15.02.95), "О социальном обслуживании граждан

пожилого возраста и инвалидов" (17.05.95) и др.

Ш группа - нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в

субъектах Российской Федерации.

На данный период времени можно говорить о двух уровнях правового

обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской

Федерации. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и "правовая

технология", т.е. определена сфера действия права в области социального

обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке

и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих

рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального

обслуживания.

К сожалению, наличие нормативной базы еще не обеспечивает

эффективности социального обслуживания. Практически еще не утверждены и не

разработаны государственные стандарты социального обслуживания населения,

хотя такие попытки и предпринимались.

Анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, принятых в

1995-1996 г.г. показывает, что в современной России происходит поэтапное

становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения,

широкое внедрение различных видов социальной работы.

Этот процесс связан с принятием системы юридических норм определяющих

организационное строение территориальных социальных служб, порядок

финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы

социальных услуг, а также регламентация, основывающаяся на совокупности

ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям

социального обслуживания семьи, женщин и детей и она обусловлена системой

нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по

социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Все эти

компоненты выполняют свои специфические функции и поэтому относительно

самостоятельны.

Итак, социальные службы осуществляют бесплатное и платное социальное

обслуживание, основание для которых перечислены в ст.16 Федерального закона

"Об основах социального обслуживания населения". В нем указаны 13 видов

обслуживания, осуществляемых социальными службами (комплексные, социально-

реабилитационные и иные центры и специальные учреждения).

В ст. 39 Конституции РФ говорится: "Каждому гарантируется социальное

обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,

для воспитания детей и в иных случаях установленных законом".

Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что

государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни

гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности

трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с

рождением и воспитанием детей.

Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех

известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты,

неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.

Вообще Конституция ориентирует законодательство и социальную практику

на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения.

Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию

многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от

государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из

других частных источников.

Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не

означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной

системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального

благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов

пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее развития

предопределена статьей 7 Конституции, в соответствии, с которой целью

деятельности государства является создание условий для достойной жизни и

свободного развития человека. Средством достижения этой цели в отношении

лиц, по уважительным причинам не участвующих в активной экономической

жизни, является совершенствование государственного социального страхования

и обеспечения. Что касается негосударственных форм обеспечения, то они в

связи с достаточно узкой сферой действия и невысокими размерами выплат и в

перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в

формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе

обеспечения по каналам государственной системы.

В настоящее время преобладающей формой социального обеспечения от

предприятий являются выплаты и услуги за счет текущих доходов. На основе

коллективных договоров предприятия выплачивают единовременные пособия при

выходе на пенсию, осуществляют ежемесячные доплаты к государственным

пенсиям, к пособиям по безработице, по уходу за ребенком и т.п.

Наиболее типичными формами зарождающейся благотворительности являются

разовые или периодические пожертвования денежных средств организациями

различных форм собственности, частными лицами во внебюджетные социальные

фонды, находящиеся под контролем государственных органов, обществам

инвалидов и ветеранов, а также систематическая материальная помощь наиболее

нуждающимся лицам (семьям), передача материальных ценностей и денежных

средств непосредственно учреждениям социального обслуживания.

Расширяется сеть благотворительных организаций, осуществляющих

собственные социальные программы в пользу социально уязвимых слоев

населения. Развитию благотворительной деятельности способствует Федеральный

закон от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях". Согласно Закону целями благотворительной

деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка

и защита граждан, включая улучшение материального положения

малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц,

которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных

обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные

интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи

пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф,

социальных, национальных и религиозных конфликтов.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы

социального обслуживания в целом предполагают полную и всеобъемлющую

реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся

улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных

категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.

Таким образом, для работников социальных служб и отдельных

специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле,

которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения

главных задач по социальной поддержке различных категорий населения

(клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.

Глава П. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С

РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ

§ 1.Метод обеспечения социальной защищенности человека

Осуществление радикальных социально-экономических реформ

сопровождается повышением социального риска для положения населения:

возникновение безработицы, разрушение привычных норм жизни, ломка

социальных гарантий. Это усугубляется условиями кризисного развития

экономики, когда происходит сокращение ресурсов на социальное развитие при

одновременном возрастании потребностей в них. Падение жизненного уровня

значительной массы населения приводит к увеличению числа нуждающихся в

помощи.

Сокращаются государственные расходы на здравоохранение, образование,

сворачивается сфера бытового обслуживания. Для многих семей становится

недоступным детские сады, детские лагеря, число которых резко уменьшается,

а стоимость услуг в них растет. Обнажив незащищенность человека от

экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения

условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него

причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и

интеллектуальный потенциал.

Особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной

защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно

закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод,

социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и

обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах

его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической, духовной.

Необходимо развивать систему социальной защиты "с человеческим лицом",

ориентированную на всех членов общества, с учетом особенностей социального

положения каждого.

В современном российском обществе политика искусственной

дифференциации, расслоившая общество на сверхбогатых и обездоленных, не

привела к прогрессивному развитию социальной структуры и не способствовала

появлению однородных социальных слоев. Искусственная дифференциация

сформировала такой уровень "несовместимости интересов" в разных слоях

общества, при котором возможны острые социальные конфликты. Особенно в

тяжелом положении оказались слабо социально защищенные категории населения:

инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты, одинокие люди.

В настоящее время замечается разрастание маргинальных слоев и групп.

Их численность во многом зависит от уровня их социальной защищенности,

возможности получить удовлетворительные условия жизни и работы. Возрастает

необходимость учета в социальной работе специфических особенностей

различных групп населения, прежде всего социально уязвимых, их интересов,

потребностей обеспечение установленных законом преимуществ и льгот,

снижение налогов, использование других средств перераспределения

национального дохода.

Социальная работа направлена прежде всего на активизацию потенциала

собственных жизненных сил и возможностей человека, оказывающегося в трудной

жизненной ситуации. Наиболее актуальна индивидуальная социальная работа,

которая определяется как "использование всех возможностей, которые помогают

человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и

содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную

программу".[4]

Дифференцированный подход, т.е. всесторонний учет особенностей

социального положения объекта социальной работы, его потребностей и

интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы

в зависимости от состояния объекта, может стать решением проблемы.

Этот подход требует знания теоретических выводов, достижений науки и

передовой практики, законов и нормативных документов. Его значение состоит

в том, что на основе анализа объекта и его окружения создаются условия для

удовлетворения потребностей клиентов, выбираются соответствующие формы

социальной работы. Он применяется в работе, как с отдельными личностями,

так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных

чувств, положительных традиций.

Возможности использования дифференцированного подхода во всех сферах

социальной работы огромны. Можно осуществить такие принципы социальной

работы:

> личностная ориентированность, когда в центре социальной работы ставится

конкретная личность с ее потребностями, интересами, ценностными

ориентациями, чувствами и настроениями;

> междисциплинарность, интегративность, что позволяет увидеть с основной

целью частные цели и задачи, проводить социальную работу в тесной связи с

условиями жизнедеятельности людей, с государственной социальной

политикой, с деятельностью общественных, благотворительных и иных

организаций, с отношениями и процессами, складывающимися в конкретном

социуме;

> целостный подход к человеку, видение его в широком социальном окружении;

подход к постижению человека только через раскрытие соотношения

биологического и социального уже не отвечает требованиям времени;

усилилась необходимость полнее учитывать динамику биологического,

психологического, социального единства в человеке как в объекте и

субъекте социальной работы, стимулировать более ответственное его

поведение в повседневной жизни, в реализации собственных возможностей, в

преодолении жизненных трудностей;

> более полная реализация концепции самопомощи, предполагающей активизацию

жизненных сил человека, потенциала его собственных возможностей в

разрешении возникших у него проблем, в удовлетворении потребностей

жизнеобеспечения и активного социального функционирования;

> активный характер содержания, форм и методов работы, ориентация на

создание условий, позволяющих включить в работу самих клиентов как

субъектов социального действия.

Итак, интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов

и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение,

находящее свое выражение в конкретизации методов и форм работы с теми или

иными специфическими объектами.

Говоря о социальной работе в узком смысле, имеет дело в основном с

методами работы со "слабыми" слоями населения. В широком же смысле - это

социальная защита всех слоев населения, создание таких условий, которые бы

помогали населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали

уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев, т.е. социальная

работа должна прежде всего носить опережающий, укрепляющий характер, чтобы

не только способствовать лечению "социальных болезней", но и предотвращать

их.

§ 2 Основные направления работы с различными группами населения

Для повышения эффективности и результативности социальной работы

большое значение имеет учет специфики социального положения, потребностей и

интересов различных групп населения данные которого используются органами

социальной защиты, социальными службами, практическими социальными

работниками в своей деятельности.

Обеспеченным и трудоспособным гражданам должны создаваться равные

возможности для внедрения в систему отношений предпринимательства,

самозанятости, самообеспечения. Социально уязвимыми слоями и группами

населения должны предоставляться социальная помощь и поддержка,

устанавливаться преимущества и льготы, для чего необходимы новые виды

социальных услуг, новые формы и методы социальной работы.

Важнейшими элементами этих программ являются:

. всесторонний анализ состояния социальной защищенности основных

категорий населения и обоснование целей и задач системы социальной

защиты в отрасли или регионе;

. анализ состояния занятости дифференцированных групп населения и

характеристика мер по социальной защите населения в области трудовых

отношений, включая профориентацию, подготовку и переподготовку кадров;

. состояние и перспективы развития социально-защитной инфраструктуры в

регионе;

. состояние и перспективы развития ресурсного обеспечения складывающейся

системы социальной защиты, источников и механизмов дополнительных

затрат на социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных

граждан.

Социальные проблемы многих категорий населения являются

межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют

для своего разрешения скоординированных усилий государственных и

негосударственных структур, как на федеральном, так и на региональном

уровне.

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с

различными категориями населения, является разработка и внедрение

технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение

определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по

отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий

спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических,

медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов.

Наиболее важными социальными технологиями являются:

* глобальные социальные технологии, направленные на решение

общечеловеческих проблем. Они связаны с оценкой не только внутренних, но

и мировых тенденций развития, связи общества с природой. Их внедрение

связано с жизнью людей, их жизнедеятельностью, социальной защищенностью.

* инновационные социальные технологии представляют собой такие методы,

приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и

материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив,

которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни,

приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в

обществе.

* региональные имеют своим предметом изучению и реализацию закономерностей

территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений.

* информационные - имеют своим содержанием способы, приемы, оптимизацию

самого информационного процесса, его воспроизводства.

* интеллектуальные - направлены на развитие и стимулирование мыслительной

деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений

социальной работы с различными группами населения: социальная диагностика и

социальная профилактика, социальный надзор и социальная коррекция,

социальная терапия и социальная адаптация, социальная реабилитация и

социальное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание,

социальная опека и социальная помощь, социальное консультирование и

социальная экспертиза, социальное попечительство и социальное нововведение,

социальное посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы

выступают основными ее направлениями, главными технологиями.

Особую роль в осуществлении социальной работы с различными

категориями населения играют территориальные социальные службы. Им удается

сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

* организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся,

содействие их самообеспечению и достижению ими материальной

самостоятельности;

* оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической,

медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной

помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и

планированию семьи;

* осуществлению ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на

усыновление, под опеку и попечительство;

* предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах

и пр.

Бесспорным достоинством является то, что центры помогают наладить

разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.