реферат бесплатно, курсовые работы
 

Прикладная социология 28 вопросов

характеристики появляются с достаточной частотой.

22.Функции метода экспертной оценки.

Такие формы сбора первичной социологической информации, как

анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью,

безличностный опрос с помощью возможностей InterNet или E-mail

предназначены прежде всего для массовых опросов. Их особенность заключается

в том, что они направлены на выявления информации, которая отражает знания,

мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношения к каким-

либо явлениям действительности. И то, что эта информация основывается на

индивидуальном интересе респондента и может быть весьма субъективна, отнюдь

не противоречит научнообразному способу её получения. Наоборот, цель

массового опроса заключается в том, чтобы при помощи соответствующего

инструментария получить достоверные сведения о предмете и объекте

исследования. В процессе выработки управленческих решений при помощи

социологических исследований зачастую возникает вопрос о достоверности

массового исследования и соответственно о правомерности сформулированных на

их основе выводов. Словом, речь идёт об оценки компетентности мнений,

высказанными респондентами. Для этого составляется анкета эксперта,

включающая в основном закрытые вопросы, по структуре идентичные вопросам,

сформулированным в анкете репондента. Задача эксперта - с учётом

объективной ситуации и интересующих исследователя факторов высказать по

поставленным вопросам непредвзятую, всесторонне взвешенную оценку. Эксперт

– это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте

исследования. Центральный среди критериев отбора экспертов – их

компетентность. Существует понятие — «прогноз». В нём наиболее наглядно

проявляется отличие экспертной оценки от информации, получаемой в

результате массового опроса. Оно заключается в стремлении к

согласованности, единообразию суждений и оценок, высказываемых экспертами.

В ПС разработан ряд приёма опросов экспертов, используемых для получения

прогностической оценки. При этом уместно заметить, что некоторые

технические и методические приёмы, широко используемые в массовых опросах,

теряют свою значимость при опросе такой специфической аудитории, как

эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В

экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью

осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследования с их помощью.

Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или

контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приёмы, имеющие своей

целью выявить "скрытые" позиции респондента. Более того, использование

таких приёмов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки.

Эксперт в полном смысле этого слова - активный участник научного

исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким

образом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия к

организаторам исследования. Основной инструментарий экспертного опроса -

анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной программе. В

отличие от массового опроса, программа прогнозированного опроса экспертов

не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В

ней прежде всего однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление,

предусматривается в виде гипотез возможные варианты его исхода. Весьма

часто применяется в прикладной социологии и такой метод экспертного

прогноза, как "дельфинийская техника" . Он заключается в выработке

согласованных мнений путём многократного повторения опроса одних и тех же

экспертов. После первого опроса и обобщения результатов его итоги

сообщаются участникам экспертной группы. Затем проводится повторный опрос,

в ходе которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют

оценку в соответствии с мнением большинства. Такой цикл содержит в себе 3-4

прохода. В ходе подобной процедуры вырабатывается оценка, но при этом

исследователь, конечно, не должен игнорировать мнение тех, кто после

неоднократных опросов остался на своей точке зрения.

23.Критерии и методы отбора экспертов.

В процессе выработки управленческих решений при помощи социологических

исследований зачастую возникает вопрос о достоверности массового

исследования и соответственно о правомерности сформулированных на их основе

выводов. Словом, речь идёт об оценки компетентности мнений, высказанными

респондентами. Для этого составляется анкета эксперта, включающая в

основном закрытые вопросы, по структуре идентичные вопросам,

сформулированным в анкете репондента. Задача эксперта - с учётом

объективной ситуации и интересующих исследователя факторов высказать по

поставленным вопросам непредвзятую, всесторонне взвешенную оценку. Эксперт

– это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте

исследования. Как сформировать группу экспертов? На самом первом этапе

обора в качестве критериев целесообразно использовать два признака: род

занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости

учитываются также уровень, характер образования, возраст. Центральный среди

критериев отбора экспертов – их компетентность. Для определения применимы,

с той или иной степенью точности, два метода: самооценка экспертов и

коллективная оценка авторитетности экспертов. Наиболее простая и

удобная форма самооценки экспертов – совокупный индекс, рассчитанный на

основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой

шкале с позициями «высокий», «средний» и «низкий». При этом первой позиции

присваивается числовое значение «1», второй – «0,5», третий – «0». В таком

случае совокупный индекс – коэффициент уровня компетентности эксперта

вычисляется по формуле:

[pic][pic]

где k1 – числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретических

знаний, k2 - числовое значение самооценки практического опыта и k3 –

числовое значение самооценки способности прогноза. Коэффициент уровня

компетентности колеблется в интервале от 0 до 1. Обычно в группу экспертов

принято включать тех, у кого индекс компетентности не менее среднего 0,5 и

выше -1. Метод коллективной оценки применяется для формирования группы

экспертов в том случае, когда они имеют представление друг о друге как

специалисты. Такая ситуация характерна для учёных, творческих деятелей,

политиков, экономистов.

В последние годы в практике исследования широко применяется такая

разновидность метода экспертной оценки, как аттестация. При этом в роли

экспертов вступают руководители коллектива, общественных организаций или

специальная аттестационная комиссия

24.Социометрические критерии.

При обработке и анализе данных широко используются различные критерии

социометрии. Например при опросах используют методы ранжирования (процедура

установлениязначимости явления, ранг — это показатель, характеризующий

порядковый номер явления среди других). Ранг 1 присваивают объекту или

явлению получившему наименьшую сумму оценок, самый низкий ранг — объекту

получившеиму наивысшию суммму оценок. Но в основном используются

статистические методы обработки данных, для которых существуют свои

критерии. Вычисляют на ЭВМ: проценты, коэффициенты, индексы, основные

характеристики распределения рядов данных При статистической обработке

данных соц исс в качестве критериев вычисляют основные характеристики

распределения данных. Р яды распределения данных показывают: для

номинальных порядковых и дискретных количественных признаков —-

распределение объектов с различными значениями; для непрерывных

количественных признаков — число или долю объектов попавших в каждый

интервал. Частотные распределения могут быть представлены в виде графиков и

диаграмм. В качестве количественных критериев используют такие

характеристики распределения данных как: минимальное значение, максимальное

значение, среднеарифмитическое значение, дисперсия, коэффициент ассиметрии

и др. При необходимости сапостовления распределение признаков для различных

групп респондентов составляют таблицы, например таблицы где приведены

данные для мужчин и женщин и наглядно выдно отличие между их мнениями.

Различают таблицы сопряженности, которые служат для проверки гипотезы о

статистической связи между признаками. Такие гипотезы чаще всего

проверяются по критерию «хи-квадрат»; для измерения связи применяют

различные коэффициенты

25.Социоматрица, социометрические индексы, круговые социограммы.

Большинство статистических программ используют данные в виде матрицы типа

«объект-признак». В матрице данных каждая строка отводится одному объекту

(1, 2 .. п), а каждый столбец — одному признаку переменной Х1, Х2 …Хп. На

пересечении i-той строки и j- того столбца находится значение Хij признака

j для объекта с номером i.

При статистической обработке данных соц исс в качестве критериев вычисляют

основные характеристики распределения данных. Р яды распределения данных

показывают: для номинальных порядковых и дискретных количественных

признаков —- распределение объектов с различными значениями; для

непрерывных количественных признаков — число или долю объектов попавших в

каждый интервал. Частотные распределения могут быть представлены в виде

графиков и диаграмм. В качестве количественных критериев используют такие

характеристики распределения данных как: минимальное значение, максимальное

значение, среднеарифмитическое значение, дисперсия, коэффициент ассиметрии

и др. При необходимости сапостовления распределение признаков для различных

групп респондентов составляют таблицы, например таблицы где приведены

данные для мужчин и женщин и наглядно выдно отличие между их мнениями.

Различают таблицы сопряженности, которые служат для проверки гипотезы о

статистической связи между признаками. Такие гипотезы чаще всего

проверяются по критерию «хи-квадрат»; для измерения связи применяют

различные коэффициенты, социометрические индексы. Существуют в социологии

комплексные социометрические индексы, например уровень жизни, которй

включает в себя множество показателей (уровень образования,

продолжительность жизни и т.д.)

26.Цель эксперимента и условия его проведения. Планирование и логика его

осуществления.

К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора

социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого

метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое

уважение. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных

условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах

обследуемых. Объект, с помощью которого но проводиться часто выступает

только как средство для создания экспериментальной ситуации. В эксперименте

исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных

групп, хотя и обязан придерживаться определённых критериев их выбора. В

качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого объекта,

устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями и условиями

эксперимента. Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи

выборе некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в

необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого

фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения

интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы

контрольными. Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания

соответствующих условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три

момента:

в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки

зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;

изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик

экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим

исследователем;

на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления,

которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны

изменить её состояние.

Планирование и логика осуществления эксперимента. Подготовка и проведение

эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

Определение цели эксперимента;

Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;

Выделение предмета эксперимента;

Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

Формулировка гипотез и определение задач;

Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

Определение метода фиксации результатов;

Проверка эффективности эксперимента.

27.Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп.

Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и

по логической структуре доказательства гипотез. По характеру

экспериментальной ситуации эксперименты делятся на «полевые» и

лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в

естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного

эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные

группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило,

осведомлены об эксперименте. По логической структуре доказательства гипотез

различают линейный и параллельный эксперименты:

Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же

группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние),

экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её

характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все

контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная

и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а

также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход

эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в

течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются.

Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном

эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности

выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по

нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам.

После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время

замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров

контрольных признаков в обеих группах.

В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод

структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа

отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной

совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам.

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам

вероятностной выборки с заранее заданным объёмом. Как правило, его

используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот)

численности экспериментальной группы.

28.Понятие социальной установки.

В последнее время в связи с бурным всплеском социальной, в том числе

и политической, активности населения особую актуальность приобрели

исследования взаимоотношений различных групп общества (национальных,

политических и т.д.), а также отношениями между этими группами и

социальными институтами (органами власти, ассоциациями, средствами массовой

информации и др.).

Часто в основе таких, порой конфликтных взаимоотношений лежит различие

интересов, ценностных ориентаций или мировоззренческих представлений,

выступающих побудительным мотивом массового поведения, не всегда

принимающего социально благоприятную форму. Учитывая назревшую актуальность

использования точных и эффективных методик для изучения новых социальных

явлений и процессов, порождённых перестройкой общественной жизни страны, в

настоящем разделе расскажем о правилах конструирования наиболее эффективных

шкал для измерения соц установок.

Шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она

может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси

с положительными и отрицательными градациями. При конструировании шкалы

самооценки в форме «традиционного» вопроса её позиции обязательно

располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и

отрицательных оценок, разделённых «нейтральной» позицией.

Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что результаты

измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами,

применимыми для ранговых шкал. Наиболее простой приём измерения установок

по правилам такой шкалы – ранжирование респондентами тех объектов,

отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Так, для

выявления шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных

выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов

в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения

предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах

кандидатов быть избранными.

Более сложный вариант измерения установок при помощи ранговой шкалы – метод

парных сравнений. Суть его заключается в том, что обозначенные на карточках

объекты (их наименования) для оценки парами поочерёдно показывают

респондентам, предлагая указать более предпочтительный. При этом такой

сравнительной оценке подвергаются все возможные сочетания пар объектов.

Количество парных сочетаний (Q), образуемых при изучении установок

респондентов относительно некоторого числа объектов (n), вычисляется по

формуле:

[pic]

Шкала Богардуса. Её основное предназначение – измерение национальных и

расовых установок. Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая

оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя всё последующее и

исключает всё предыдущее. На вопрос для неё имеет следующую формулировку:

«Какие взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас

приемлемы?» Брачные отношения;Личная дружба;Быть соседями;Быть коллегами по

работе;Быть жителями одного города, посёлка, села;Быть согражданами одной

области;Быть согражданами страны;Не возражаю против их выезда из страны.

Опыт свидетельствует о том, что подобные шкалы могут быть построены и

успешно использоваться для измерение установок относительно явлений в

различных сферах общественных отношеий

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.