реферат бесплатно, курсовые работы
 

Прикладная социология 28 вопросов

правильно отражать состояние дел в совокупности тех объектов, которые

исследуются. Репрезентативность обеспечивается: дизайном выборки

(стратегией и процедурами ее формирования) и расчетом минимального объема

выборки. Дизайн —это способ проектирования выборки определяется

характеристиками генеральной совокупности и целями сой исс. Соц. исс обычно

бывают выборочными, поэтому необходимо обосновать выбранную выборку,

которая была бы и представительной и экономной. Существует теория выборки.

К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют

многоступенчатый отбор, существуют вероятностные, целевые, систематические,

стратификационные выборки. Результат выборочного соц. исс несет в себе

ошибку, т.к. изучается только часть генеральной совокупности. Но выборка

должна быть такой, чтобы ошибка была минимальной. Кроме того обосновываются

методы сбора информации и инструментов измерения и технических приемов.

Методы сбора информации 3 основных класса: 1) Прямое наблюдение 2) Анализ

документов 3) Опросы, которые делятся на два подкласса: а) интервью, б)

анкетный опрос. Описание методов сбора информации предполагает обоснование

избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических

приемов. Описание способов обработки и анализа информации предполагает

указание каким образом это будет производиться (с использованием каких

программ для ЭВМ)

12.Типы шкал и правила их построения.

Измерение в социологии— это способ изучения социальных явлений с

помощью количественных оценок. Применение числовых методов измерения

повлекло появление шкал. Измерение — это процедура, с помощью которой

объекты соц. исс отображаются на определенную числовую или графическую

систему. Основные компоненты измерений: объекты измерения, их свойства,

шкалы, на которых отображаются измерения. При проведении измерений в

социологии необходимо провести выбор и шкалы. Конструирование того или

иного типа шкалы предполагает прежде всего определение индикатора, т.е.

фактора, который количественно может отразить измеряемые св-ва. Индикатором

может быть пол, возраст, образование и т.д. зачастую необходим не один, а

несколько индикаторов, в каждом случае выбор совокупности индикаторов

зависит от характера объекта и условий в которых он находится. При

построении шкалы необходимо:

шкала должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать

все значения,

чувствительность шкалы должны быть достаточной,

как правило все позиции располагают симметрично (значение с + симметрично

значению с -)

достаточная точность и надежность (устойчивость к изменению объекта) шкалы,

чтобы объективно отразить картину измерений.

Различают 3 вида шкалы:

номинальная. Примером служит шкала самооценок. Это наиболее простой вид

шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного

вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными

градациями. При конструировании шкалы самооценки в форме «традиционного»

вопроса её позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из

равного числа положительных и отрицательных оценок, разделённых

«нейтральной» позицией.

ранговая, Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что

результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с

правилами, применимыми для ранговых шкал. Наиболее простой приём измерения

установок по правилам такой шкалы – ранжирование респондентами тех

объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Так,

для выявления шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных

выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов

в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения

предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах

кандидатов быть избранными.

интервальная. Используется только для числовых значений, например возраст,

стаж работы и т.д.

Существуют сложные варианты измерения при помощи ранговой шкалы – метод

парных сравнений. Суть его заключается в том, что обозначенные на карточках

объекты (их наименования) для оценки парами поочерёдно показывают

респондентам, предлагая указать более предпочтительный. Шкала Богардуса —

её основное предназначение – измерение национальных и расовых установок.

Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение,

позиция) автоматически включает в себя всё последующее и исключает всё

предыдущее. На вопрос для неё имеет следующую формулировку: «Какие

взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас

приемлемы?» — Брачные отношения; Личная дружба; Быть соседями; Быть

коллегами по работе; Быть жителями одного города, посёлка, села; и т.д.

Опыт свидетельствует о том, что подобные шкалы могут быть построены и

успешно использоваться для измерение установок относительно явлений в

различных сферах общественных отношений.

13.Генеральная и выборочная совокупность. Виды и методы выборки.

В процессе разработки программы соц. исс определяют совокупность, на

которой будут проводиться измерения, для чего определяют :генеральную

совокупность ( объекты, которые территориально и во времени локализованы и

на которые будут распространяться выводы) и выборочную совокупность ( это

часть генеральной совокупности выбранная по строго заданным правилам).

Генеральной совокупностью называют полное множество объектов, имеющих

отношение к соц. исс. Генеральная совокупность - множество элементов,

возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в

рамках программы. Выборка (выб совокупность) - часть генеральной

совокупности, подмножество элементов, которое избирается для изучения.

Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную

совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если

характеристика этой части соответствует характеристике генеральной

совокупности; т.е. выборка всегда должна представлять все основные

характеристики генеральной совокупности. Представительность или

репрезентативность выборки называется ее способность правильно отражать

состояние дел в совокупности тех объектов, которые исследуются. Соц. исс

обычно бывают выборочными, поэтому необходимо обосновать выбранную выборку,

которая была бы и представительной и экономной. Существует теория выборки.

К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют

многоступенчатый отбор. Все выборки разделяются на 2 блока: вероятностные и

целенаправленные.

А. Вероятностные выборки. В ПС принято считать, что вероятность ожидаемого

события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных

событий. Общее число событий должно быть значимым. Методы:

метод собственно-случайный. При этом методе карточки с элементами (или

респонденты) перемешиваются и из ящика с карточками вынимают первую

попавшуюся или повторно попавшуюся (случайный бесповторный и случайный

повторный)

метод механической выборки. Все элементы сводятся в единый список и из него

через равные интервалы выбираются собственно число респондентов. Шаг отбора

равен величине генеральной совокупности деленной на величину выборочной

совокупности

метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные

части (серии) по заданному признаку и отбор респондентов производится из

каждой серии отдельно. Общее число респондентов в выборке из серии должно

быть пропорционально общему числу элементов в ней

метод гнездовой выборки. Выборка репрезентативна только в случае, если

состав групп в максимальной степени схож.

Иногда различают :1) Лотерейный метод 2) Метод равных интервалов (шаг)

3) Метод случайных чисел (по таблицам случайных чисел)

Б. Целевая выборка Методы:

метод стихийной выборки : 1. Почтовый опрос читателей газеты, например. 2.

Метод снежного кома — обычно применяется в неформальных группах

метод основного массива. Применяется для выяснения отношения респондентов к

конкретному вопросу. Опрашивается 60-70% генеральной совокупности

метод квотной выборки. В качестве квот может выступать пол, возраст,

национальность и т.д.

Кроме того различают адресную выборку (районированная)

1) Метод сеточки (при помощи карт местности)

2) Метод спирали (при помощи карт местности)

14.Определение объема выборки и обеспечение ее представительности

(репрезентативности).

В процессе разработки программы соц. исс определяют совокупность, на

которой будут проводиться измерения, для чего определяют :генеральную

совокупность ( объекты, которые территориально и во времени локализованы и

на которые будут распространяться выводы) и выборочную совокупность ( это

часть генеральной совокупности выбранная по строго заданным правилам).

Генеральной совокупностью называют полное множество объектов, имеющих

отношение к соц. исс. Генеральная совокупность - множество элементов,

возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в

рамках программы. Выборка - часть генеральной совокупности, подмножество

элементов, которое избирается для изучения. Исследователь должен научиться

сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной

совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует

характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда должна

представлять все основные характеристики генеральной совокупности.

Представительность или репрезентативность выборки называется ее способность

правильно отражать состояние дел в совокупности тех объектов, которые

исследуются. Репрезентативность обеспечивается: дизайном выборки

(стратегией и процедурами ее формирования) и расчетом минимального объема

выборки. Дизайн —это способ проектирования выборки определяется

характеристиками генеральной совокупности и целями сой исс. Соц. исс обычно

бывают выборочными, поэтому необходимо обосновать выбранную выборку,

которая была бы и представительной и экономной. Существует теория выборки.

К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют

многоступенчатый отбор, существуют вероятностные, целевые, систематические,

стратификационные выборки. Результат выборочного соц. исс несет в себе

ошибку, т.к. изучается только часть генеральной совокупности. Но выборка

должна быть такой, чтобы ошибка была минимальной. Чаще всего для

формирования выборки используются следующие характеристики: Пол, Возраст,

Образование, Род занятий. Когда берутся другие показатели, то это говорит о

специфичности исследования. Например, - инвалиды, ветераны и т.д. Объем

выборки зависит от ряда причин, в том числе и от задачи исследования. При

общей выборке вероятность ошибки составляет 5-10%. При надежной выборке

вероятность ошибки - 3-5%. Записывается это так: Р = 0,05 - 0,03 Для

примера можно привести следующие данные: Ошибка выборки не более Р = 0,05;

N - генеральная совокупность; n - количество опрошенных

15.Виды анкетирования и виды вопросов.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные

опросы, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами.

Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции

задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты

высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты

ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе

процедуры. Зондажный или экспресс - опрос применяется в обследованиях

общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс

несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными

характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных

референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом

случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному

почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные

листыНаконец, при классификации анкет, используют также многочисленные

критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение

ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения),

хронометражи суточных бюджетов времени и т.д. Анкетирование может быть

групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос,

применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При

индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих

местах или по месту жительства респондента. Групповое анкетирование

отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40

человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для

заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому

респонденту. В последнее время широкое распространение получил

единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах

сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые

и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).Вопросы

о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий,

ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют

поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности

респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и

т.д.).Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете

приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый

выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы

могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают

возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а

неальтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не

содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают

возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших

подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем

закрытые вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют

от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки

негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде

случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В

подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные

в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не

требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.).

16.Композиция и оформление анкеты. Логический контроль и апробация анкеты.

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским

замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-

качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение -

дать достоверную информацию. Композиция анкеты должна делать ее удобной для

работы, в одной анкете желательно использовать одну шкалу. Необходимо

соблюдать ряд правил и принципов конструирования анкет, а также

особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо логически

проконтролировать композицию и оформление анкеты, содержание вопросов. А

затем првести апробацию анкеты. Составление анкеты предполагает ее

проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится

пилотажное исследование. В ходе его осущесттвляется проверка содержания

анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и

т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом

в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание

вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией

времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки

инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой

работе.

Композиция анкеты включает в себя: титульный лист, вводная часть, основная

часть, социально-демографическая часть. Титульный лист должен содержать

наименование организации проводящей соц ис и тему, вводная часть —

обращение к респонденту с необходимыми указаниями и условиями. Основная

часть содержит вопросы соц исс, которые должны располагаться по

определенному принципу: расположение вопросов — первая треть — это

постепенное включение в опрос, втора часть — наиболее трудные вопросы,

третья часть — наиболее интимные вопросы. Должна быть: разбивка вопросов по

тематическим блокам; переключение внимания с помощью специальных обращений;

не должно быть влияния предыдущих вопросов на последующие; не должно быть

скопления однородных вопросов; использование специальной техники

последовательности вопросов (дымовая техника). Основные вопросы анкеты

направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные

- на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку

искренности ответов (контрольные вопросы. Социально-демографическая часть —

это паспартичка (данные о респонденте с целью проверки надежности

информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места

жительства, социального положения и происхождения, стажа работыреспондента

и т.д.)

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются

субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям

условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение

данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов

следует проводить в сжатые сроки. Для того чтобы анкетный опрос был более

эффективным, надо соблюдать ряд правил. В самом начале задаются простые

вопросы. а не по логике исследователя содержащейся в программе, чтобы не

обрушивать на отвечающего серьезные вопросы сразу, а дать ему освоиться с

анкетой и постепенно переходить от простого к более сложному (правило

воронки При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть

одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов

(молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Опрос по анкете

—этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму

вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются

опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии

анкетера (прямой опрос).).

Эффект излучения - когда все вопросы логически взаимосвязаны и логически

сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно

которой он будет отвечать на них - такое влияние вопроса называют эффектом

излучения или эффектом эха и проявляется оно в том, что предшествующий

вопрос или вопросы направляют ход мыслей респондентов в определенное русло,

создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формируется или

выбирается вполне определенный ответ. Факт сопряженности ответов на разные

вопросы учитывается при составлении анкеты. Для этого, например, вводятся

буферные вопросы.

17.Преимущиства и недостатки почтового опроса и его разновидности.

Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно

рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В

наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них

ответов по почте. Социологическая анкета - объединенная единым

исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление

количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее

предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и

соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности

различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос

должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам

респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).Все

вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о

фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые,

прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).Вопросы о фактах

сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.