реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс

занимаются изучением общества, его различнь

сфер. Таковы социология, политология, культурол

гия. история, религиеведение. экономика и мноп

другие.

Особенности общественных наук определяют

спецификой социального познания.

1. Оно является процессом самопознания: общее

во познает само себя, ученые включены в обществе

ную жизнь, которую они изучают.

2. Социальное познание тесно связано с интерес

ми общественных классов, слоев, групп, страт.

3. Социальная реальность — продукт созыател

ной деятельности людей. Выводы ученых-обществ

ведов не могут в силу этого обладать той точность;

какая свойственна заключениям ученых, изуча

щих природу.

4. Ученые, исследующие общество, имеют огран

ченные возможности изучать интересующие их яв^

ния и процессы на основе непосредственного экст

римента, наблюдения, опыта.

5. В общественных науках особенно значитель

роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценс

Научная истина об обществе, как правило, склады]

ется из множества различных предположений и ;

ключений, по сути своей она есть результат диало!

2. Религия является одной из древнейших и основ-

ных (наряду с наукой, образованием, культурой)

форм духовной культуры. В современной науке попу-

лярно определение религии, исходящее из призна-

ния ее основой веры в Бога («религия есть вера

в Бога»). Наряду с ним широкое распространение

имеют другие подходы к пониманию сущности рели-

гии: религия есть система взглядов, в основе которых

лежит понятие священного, святого; религия есть

одна из свойственных культуре форм приспособле-

ния человека к окружающему миру, удовлетворения

его духовных потребностей.

Ядром религии является вера. именно в ней обна-

руживаются важнейшие особенности, определяю-

щие место религии в отношениях человека и мира.

Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности

основ религиозного учения;

2) знания наиболее существенных положений ве-

роучения;

3) признания и следования нормам нравственно-

сти. содержащимся в религиозных требованиях

к человеку;

4) соблюдения норм и требований, предъявляе-

мых к повседневной жизни человека.

Существуют различные типы религии', монотеи-

стические (основанные на вере в единого Бога) и по

литеи-стические (исповедующие многобожие), ри-

туальные (с акцентом на выполнение определенных

культовых действий) и религии спасения (признаю-

щие главным вероучение, представления о мире и че-

ловеке, их посмертной судьбе), национальные (свя-

занные с определенным народом или народами) и ми

ровые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм

(у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм

(у евреев). Главные мировые религии в современном

мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.)»

ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в сере-

дине I тыс. до н. э.).

Крупнейшие религии сегодня

Христианство 1024 млн чел.

Ислам 529 млн чел.

Индуизм 478 млн чел.

Конфуцианство 305 млн чел.

Буддизм 268 млн чел.

Синтоизм 60 млн чел.

Даосизм 52 млн чел.

Иудаизм 14 млн чел.

О роли мировых религий в современном мире гово

рят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих н1

Земле, являются приверженцами одной из сущест

вующих мировых религий.

2. Во многих странах мира религиозные объедине

ния отделены от государства. Тем не менее БЛИЯНИ!

религии на политическую жизнь современного обще

ства остается значительным. Ряд государств призна

ет одну из религий государственной и обязательной.

3. Религия как форма культуры является однш

из важнейших источников нравственных ценносте!

и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хра

нит принципы общечеловеческой морали. Роль рели

гии в возрождении и приумножении культурного не

следил, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия прс

должают быть источником и питательной средо:

кровавых конфликтов, терроризма, силой разъедг

нения и противоборства. Религиозный фанатизм гд

бителен, он противостоит культуре, общечеловеч*

ским духовным ценностям, интересам человека.

Одним из основных прав человека в современно:

мире является право на свободу совести. Согласн

статье 28 Конституции РФ. «каждому гарантируете

свобода совести, свобода вероисповедания, вклвдча

право исповедовать индивидуально или совместно

другими любую религию или не исповедовать нию

кой. свободно выбирать, иметь и распространять р'

лигиозные и иные убеждения и действовать в соот-

ветствии с ними».

Свобода совести, таким образом, оставляет за че-

ловеком выбор между религиозной верой и атеиз-

мом, который отрицает существование Бога, ка-

ких-либо сверхъестественных сил и религии.

Билет № 17

1. Цивилизации и формации.

2* Образование и его роль в развитии общества.

1. Наиболее разработанными в отечественной исто-

рической и философской науке подходами к объясне-

нию сущности и особенностей исторического процес-

са являются формационный и пивилизационный.

Первый-из них принадлежит к марксистской школе

обществознания. Его ключевым понятием является

категория < общественно-экономическая формация».

Под формацией понимается исторически определен-

ный тип общества, рассмотренный в органической

взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на

основе определенного способа производства матери-

альных благ.

В структуре каждой формации выделяют эконо-

мический базис и надстройка. Базис (иначе он назы-

вался производственными отношениями) — совокуп-

ность общественных отношений, складывающихся

между людьми в процессе производства, распределе-

ния, обмена и потребления материальных благ (глав-

ным среди них являются отношения собственности

на средства производства). Надстройка понимается

как совокупность политических, правовых, идеоло-

'гических, религиозных, культурных и иных взгля-

дов, учреждений и отношений, не охватываемых

базисом. Несмотря на относительную самостоятель-

ность. тип надстройки определяется характером ба-

зиса. Он же представляет собой основу формации, оп-

ределяя формационную принадлежность того или

иного общества. Производственные отношения (экс

номический базис общества) и производительные СЕ

лы составляют способ производства, понимаемы

часто как синоним общественно-экономической фо{

мации. В понятие «производительные силы» входя

люди как производители материальных благ с и

знаниями* умениями и трудовым опытом и средств

производства (орудия, предмет и средства труда

Производительные силы являются динамичным, ш

стоянно развивающимся элементом способа прои;

водства, тогда как производственные отношения ст1

тичны и косны, не меняются веками. На определе!

ном этапе возникает конфликт между производится]

ными силами и производственными отношениям]

разрешающийся в ходе социальной революции, пер

хода к новой общественно-экономической формащн

Старые производственные отношения заменяютс

новыми, которые открывают простор для развит»

производительных сил. Таким образом, марксизм п.

нимает исторический процесс как закономерную, об'

ективно обусловленную, естественно-историческу

смену общественно-экономических формаций.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделен

только две большие формации — первичная (арха:

ческая) и вторичная (экономическая), которая вкл1

чает в себя все общества, основанные на частной собс

венности. Третью формацию будет представлять коз

мунизм. В других работах классиков марксизма п<

общественно-экономической формацией понимает)

конкретная ступень развития способа производства

соответствующей ему надстройкой. Именно на I

основе в советском обществознании к 1930-м гг. сфо

мировалась и получила характер непререкаемой дс

мы так называемая «пятичленка». Согласно этой ко

цегщии все общества проходят в своем развитии пооч

редно пять общественно-экономических формаци

первобытную, рабовладельческую, феодальную, кал

талистическую и коммунистическую, первой ф&з'

которой является социализм. Формационный подх

основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерно

внутренне обусловленном, прогрессивно-постуг

тельном, всемирно-историческом и телеологическом

(направленном к цели — строительству коммунизма)

процессе. Формационный подход практически отри-

цает национальную специфику и своеобразие отдель-

ных государств, акцентируя внимание на том общем,

что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в

жизни общества, представление об экономических

факторах как базисных для других общественных от-

ношений;

3) необходимость соответствия производственных

отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-

экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания в

нашей стране теория общественно-экономических

формаций переживает острый кризис, многие авто-

ры выдвинули на первый план цивилизационный

подход к анализу исторического процесса.

Понятие < цивилизация» — одно из самых слож-

ных в современном обществозвании; предложено

множество его определений. Сам термин происходит

от латинского слова «гражданский». В широком

смысле под цивилизацией понимают уровень, сту-

пень развития общества, материальной и духовной

культуры, следующей за варварством, дикостью. Ис-

пользуют это понятие в для обозначения совокупно-

сти уникальных проявлений общественных поряд-

ков, присущих определенной исторической общно-

сти. В этом смысле цивилизация характеризуется

как качественная специфика (своеобразие матери-

альной, духовной, социальной жизни) той или иной

группы стран, народов на определенном этапе разви-

тия. Известный российский историк М. А- Варг так

определил цивилизацию: «...это способ, которым

данное общество разрешает свои материальные, со-

циально-политические и духовно-этические пробле-

мы». Различные цивилизации коренным образом от-

личаются друг от друга, так как основываются не на

схожей производственной технике и технологии (как

общества одной формации), а на несовместимых сис-

темах социальных и духовных ценностей. Любая ци

вилизация характеризуется не столько произведет

венным базисом, сколько специфическим для нее об

разом жизни, системой ценностей, видением и спосо

бами взаимосвязи с окружающим миром.

Различными историками выделяется множеств

локальных цивилизаций, которые могут совпадат

с границами государств (китайская цивилизация

или охватывать несколько стран (античная, западне

европейская цивилизации). С течением времени цивк

лизации меняются, но их «ядро», благодаря котором

одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Абсолютизировать уникальность каждой цивилх

зации не следует: все они проходят через общие дл

мирового исторического процесса этапы. Обычно вс

многообразие локальных цивилизаций делят на ДЕ

большие группы — восточные и западные. Для пе^

вых характерна высокая степень зависимости индх

вида от природы и географической среды, тесна

связь человека с его социальной группой, низкая с<

циальная мобильность, господство среди регулят*

ров общественных отношений, традиций и обычае]

Западные цивилизации, напротив, характеризуют

стремлением к подчинению природы власти челов!

ка, приоритетом прав и свобод личности над социал]

ными общностями, высокой социальной мобильн!

стью, демократическим политическим режимом

правовым государством.

Таким образом, если формация концентриру<

внимание на универсальном, общем, повторяющее

ся, то цивилизация — на локально-регионально!

уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключ

ют друг друга. В современном обществознании ид;

поиски в направлении их взаимного синтеза.

2. Среди социальных институтов современного о

щества образование играет чрезвычайно важну

роль, являясь одной из основных отраслей человеч

ской деятельности. По своей сути образование пре

ставляет собой целенаправленную познавательна

деятельность людей по получению знаний, умений

навыков, либо по их совершенствованию. Если по-

следние приобретаются индивидом самостоятельно,

без помощи других обучающих лиц, то обычно гово-

рят о самообразовании.

Основной целью образования является приобще-

ние индивида к достижениям человеческой цивили-

зации, ретрансляция и сохранение ее культурного

достояния. В ходе процесса обучения происходит пе-

редача учащемуся накопленного предшествующим

поколением опыта и подготовка его к самостоятель-

ной творческой деятельности в избранной сфере за-

нятий. От качества образования, существующего в

конкретном обществе, во многом зависят темпы его

экономического и политического развития, его нрав-

ственное состояние.

Основным институтом современного образова-

ния является школа. От других форм обучения она

отличается многообразием подготовки учащихся,

а также особыми технологиями, используемыми в

процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, шко-

ла наряду с учебными заведениями иных типов осу-

ществляет подготовку квалифицированных кадров

для различных сфер человеческой деятельности.

Стремительное развитие науки и связанных с ней

производственных технологий поставило на повест-

ку дня вопрос о реформировании как структуры, так

и содержания образования. Среди основных направ-

лений проводящейся реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспита-

ния;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса об-

разования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обу-

чения, сделать ученика полноценным субъектом об-

разовательного процесса. Сегодня по-настоящему эф-

фективной может быть названа только такая модель

образования, в рамках которой происходит отход от

авторитарного стиля поведения педагога, снижение

его роли в качестве источника информации и повы-

шение роли обучаемого в процессе освоения получав

мой им информации;

2) выработать новую систему критериев эффе»

тивности результатов образования. Ими должн]

стать не только полученные обучаемым знания, уме

ния и навыки, но и уровень творческого и нравствен

вого развития его личности. Это необходимо в свет

глобальных проблем, поставивших перед человечен

вом проблему его выживаемости в XXI в.

Современное образование является средством р*

шения важнейших проблем не только всего общесп

ва, но и отдельных индивидов. Это один из важней

гаих этапов в длительном процессе их социализации

Билет № 19

1. Глобальные проблемы современности и пути их реше-

ния.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

1. Глобальными проблемами называются пробле-

мы, вставшие во второй половине XX в. перед всем

человечеством, от решения которых зависит сущест-

вование последнего.

1. Проблема предотвращения новой мировой вой-

ны. Поиски путей предотвращения мировых кон-

фликтов начались практически сразу после оконча-

ния Второй мировой войны и победы над нацизмом.

Тогда же было принято решение и о создании ООН

универсальной международной организации, главн(

целью которой было развитие межгосударственно:

сотрудничества и в случае конфликта между странам

оказание помощи противостоящим сторонам в урег

лировании спорных вопросов мирным путем. Одна!

произошедший вскоре раздел мира на две системы

капиталистическую и социалистическую, а такя

начало * холодной» войны и гонки вооружений не р

приводили мир на грань ядерной катастрофы. Ос

бенно реальной угроза начала третьей мировой во

ны была в период так называемого Карибского кр

зиса 1962 г., вызванного размещением советск!

ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной поз

ции руководителей СССР и США кризис был разр

шен мирным путем. В последующие десятилетия I

дущими ядерными державами мира был подпис.

ряд соглашений об ограничении ядерных воору»

ний, а некоторые из ядерных держав взяли на се

обязательства прекратить ядерные испытания. На I

шения правительств повлияли общественное двия

ние борьбы за мир, а также выступления такого ав']

ритетного межгосударственного объединения У1

ных за всеобщее и полное разоружение, как Пагуоз

ское движение. Именно ученые при помощи научш

моделей убедительно доказали, что главным посл<

ствием ядерной войны будет экологическая ката»

рофа, в результате которой произойдет изменен

климата на Земле. Последнее может привести к ге1

тическим изменениям в человеческой природе и, в<

можно, к полному вымиранию человечества.

На сегодняшний день можно констатировать ч

факт, что вероятность конфликта между ведущи]

державами мира гораздо меньше, чем ранее. Одна

существует возможность попадания ядерного о]

жия в руки тоталитарных реакционных режим

или в руки отдельных террористов.

2. Проблема преодоления экологического кризь

и его последствий. Эта проблема является наиб<м

актуальной. В процессе своей хозяйственной д«

тельности человек долгое время занимал по ОТНОЕ

нию к природе позицию потребителя, нещадно экс-

плуатируя ее, полагая, что природные запасы явля-

ются неисчерпаемыми. Одним из негативных резуль-

татов человеческой деятельности стало истощение

природных ресурсов, загрязнение окружающей сре-

ды. В результате опасные для жизни и здоровья чело-

века вещества выбрасывались в атмосферу, разру-

шая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись

не только воздух и суша, но и воды Мирового океана.

Это приводит как к уничтожению (вымиранию) це-

лых видов животных и растений, так и к ухудшению

генофонда всего человечества. Решить проблему пре-

одоления экологического кризиса человечество мо-

жет только сообща. В 1982 г. ООН приняла специаль-

ный документ — Всемирную хартию охраны приро-

ды, а затем создала специальную комиссию по ок-

ружающей среде и развитию. Кроме ООН большую

роль в деле разработки и обеспечения экологической

безопасности человечества играет такая неправи-

тельственная организация, как Римский клуб. Что

же касается правительств ведущих держав мира, то

они стараются бороться с загрязнением окружающей

среды путем принятия специального экологического

законодательства.

3. Проблема демографического роста. Она свя-

зана с непрерывным увеличением численности про-

живающего на территории планеты населения.

По состоянию на 1990 г. его количество равнялось

5.3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы

Земли (прежде всего продовольственные) ограниче-

ны, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться

с проблемой ограничения рождаемости.

4. Проблема разрыва в уровне экономического

развития между развитыми странами Запада и

развивающимися странами «третьего мира» (про-

блема «Север—Юг»). Суть этой проблемы заключает-

ся в том, что большинство освободившихся во второй

половине XX в. от колониальной зависимости стран.

встав на путь догоняющего экономического разви-

тия, не смогли, несмотря на относительные успехи,

догнать развитые страны по основным экоиомиче-

ским показателям (прежде всего по уровню ВНП и

душу населения). Во многом это было связано с дем<

графической ситуацией: рост населения вданны

странах фактически нивелировал достигнутые в эк<

номике успехи.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Нево:

можно решить каждую из них в отдельности, в отрь

ве от других, усилиями нескольких стран. Нужн

воля и действия всего человечества.

2. Духовный мир личности (микрокосм человека) -

целостное и в то же время противоречивое явлени

Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружат

щего мира, в самовыражении средствами культур!

искусства, других форм деятельности, в пользовали

достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, само

себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые ра

деляет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую де

тельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения челов

ка к миру и самому себе, придающие смысл его де

тельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам сопиал

ной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается е

отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед с

бой.

Важным элементом духовного мира человека я

ляется его мировоззрение, совокупность его взгляд

на мир в целом и связанное с ними отношение к м

ру. Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское). Оно формирует

под влиянием жизненных обстоятельств, опирает

на личный опыт;

2) религиозное, В его основе лежат религиозные

взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное. Оно формируется на основе достиже-

ний современной науки, отражает научную картину

мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о

цели, чем как о реальности. Гуманистическое миро-

воззрение объединяет лучшие стороны научного ми-

ровоззрения с представлениями о социальной спра-

ведливости. экологической безопасности, нравствен-

ном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную

связь индивида и общества. Человек вступает в обще-

ство, обладающее определенным духовным фондом,

освоить который ему предстоит в жизни.

Билет № 20

I» Общество и научно-технический прогресс.

2. Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской

Федерации.

1. Современное состояние научно-технического про-

гресса определяется понятием научно-технической

революции.

Научно-техническая революция — это качествен-

ный скачок в развитии производительных сил обще-

ства, переход его в новое состояние на основе принци-

пиальных перемен в системе научных знаний.

В научно-технической революции выделяют два

этапа:

1) 50-е — конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель

перемен — автоматизация производственных про-

цессов);

2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный

двигатель перемен — развитие микроэлектроники,

внедрение компьютеров, технологическая револю-

ция).

Основные направления научно-технической рев

люции:

1) автоматизация и компьютеризация произволе

ва;

2) внедрение новейших информационных техн

логий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструкционных материале]

5) освоение новейших источников энергии;

6) революционные изменения в средствах комм

никации и связи.

Социально-экономические последствия научи

технической революции:

1) изменяется характер труда в направлении е

усложнения, вытеснения доли простого труда, повз

шения требований к квалификации и образован!

работников;

2) возрастают капиталовложения в науку и нау»

емкие отрасли производства;

3) изменяется социальная структура общества, с

щественно растет количество людей с высшим об{

зованием;

4) усиливается социальная направленность ЭКОЕ

мического роста;

5) обостряются проблемы занятости населения;

6) во весь рост встают экологические проблемы.

2. Одной из гарантий против установления дикта^

ры какого-либо государственного органа или дол

ностного лица является система разделения власт

между законодательными, исполнительными и <

дебными ее ветвями. Теория разделения влас

уходит своими истоками еще в античные време!

хотя окончательно сформировалась в трудах англ!

ских и французских мыслителей XVII—XVIII '

Дж. Локка^ Т. Гоббса^ Ш. Монтескье. Она ИСХОДЕ

из вполне рациональной предпосылки: в любом го'

дарстве необходимо осуществлять три вида деяте.

ности — принимать законы, исполнять их и накаг

вать нарушителей этих законов. Естественно, что

лее эффективно и компетентно будут выполнять Е

функции государственные органы, специализирован-

ные только на одной из них. Но есть и другой аспект

проблемы: с точки зрения сохранения демократии

целесообразно распределить три этих направления го-

сударственной деятельности между тремя различны-

ми ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная

концентрация, монополизация власти одним челове-

ком или одним органом. Будучи относительно неза-

висимыми, эти три ветви власти могут взаимно кон-

тролировать и уравновешивать друг друга. При по-

следовательно проведенном принципе разделения

властей законодательная власть вверяется высшему

представительному органу — парламенту, в составе

которого заседают избранные народом представи-

тели — депутаты. Исполнительная власть, которая

принадлежит президенту и правительству, обычно

формируется законодательными органами или непо-

средственно населением, подконтрольна и подотчет-

на парламенту. Она действует на основе закона и в

его рамках, но при этом занимает самостоятельное

и независимое положение. Законодательная власть

не может вмешиваться в исполнительно-распоряди-

тельную деятельность правительства. Третья, судеб-

ная ветвь власти независима как от законодатель-

ной, так и от исполнительной ветвей. В исключи-

тельной компетенции судов находится осуществле-

ние правосудия. Но и суд принимает свои

решения на основе законов, разработанных парла-

ментом. Разделение властей воплощается, таким об-

разом, в сложной системе «сдержек и противовесов»,

во взаимном контроле всех ветвей власти.

Разделение властей представляет определенные

гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Но принцип разделения властей нельзя абсолютизи-

ровать: для нормального функционирования госу-

дарства необходимо взаимодействие всех ветвей еди-

ной государственной власти.

Ведущее положение парламента в системе госу-

дарственной власти и управления называется парла-

ментаризмом. При такой организации власти из-

бранные народом представители получают не только

монопольное право на законодательство, но и реши

ные рычаги контроля за органами исполнительно

власти. Выборы парламента должны обеспечить все]

гражданам, имеющим право голоса, равные возмо»

ности в избрании своих представителей. Избранные

высший законодательный орган депутаты образую

фракции (объединения депутатов от одной парти

для более эффективного проведения согласованно

политики), профильные комитеты и комиссии дл

предварительного обсуждения законопроектов. Де?

тельность парламентов освещается средствами ма<

совой информации, депутаты обязаны периодическ

работать в своих округах, отчитываться перед изб!

рателями. В некоторых государствах существуе

право отзыва депутата избирателями до истечени

срока его полномочий (так называемый императи]

ный мандат). Власть парламента велика, но не бе;

гранична. Установлению парламентской диктатур]

препятствуют такие институты системы разделени

властей, как право вето у главы государства на зак<

нопроекты, принятые парламентом, право роспуск

парламента, возможность признания закона неко!

ституционным и его отмена решением Конститущ

онного Суда.

Парламентом России является Федеральное С

брание. Федеральное Собрание состоит из двух пала'

Совета Федерации и Государственной Думы. Пала

ты заседают раздельно. Предметы их ведения различны.

Государственная Дума состоит из 450 депутате!

Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Г

сударственной Думы может быть избран имеющи

право участвовать в выборах гражданин РФ. дости

ший 21 года. Депутаты Госдумы работают на профе

сиональной постоянной основе.

Совет Федерации утверждает изменения грани

между субъектами РФ. назначает выборы Президе]

та РФ, назначает на должность судей Конституциоз

ного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.

Государственная Дума дает согласие Президент

на назначение Председателя Правительства РФ, р

шает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает

на должность Председателя Центрального банка РФ,

Председателя Счетной палаты. Уполномоченного по

правам человека, объявляет амнистию и др.

Федеральные законы принимаются Государствен-

ной Думой. Затем они передаются на рассмотрение и

одобрение Совету Федерации. Закон вступает в дей-

ствие после его подписания Президентом РФ.

Билет № 21

1. Целостность современного мира, их противоречия.

2. Демократия, ее характеристика. Демократическая по-

литическая культура.

1, Ученые отмечают, что современный мир, с одной

стороны, многообразен и противоречив, с другой —

целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особеннос-

ти подробнее.

О многообразии современного мира говорят такие

факты:

на планете Земля живут более 6 млрд человек,

представляющих три основных (экваториальная.

монголоидная и европеоидная) и несколько переход-

ных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 эт-

носов, говорящих на разных языках, количество ко-

торых не поддается точному подсчету (от двух до трех

тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых

семьи;

в современном мире существует более 2000 неза-

висимых государств, самостоятельно проводящих

внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разно-

образные формы правления и территориального уст-

ройства;

эти государства различаются по уровню экономи-

ческого развития и уровню жизни людей. Наряду со

странами, обладающими высокоразвитой экономи-

ческой структурой и обеспечивающими высокий уро-

вень доходов граждан, существуют десятки госд

дарств, сохраняющих примитивную хозяйственную

систему и низкий уровень жизни;

многообразен религиозный облик современног

мира. Основная часть человечества придерживаете.

одной из мировых религий: христианства, исламе

буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм,, да

осизм, конфуцианство, местные традиционные вс

рования. Многие придерживаются атеистически;

убеждений;

велико многообразие культур, национальных :

местных традиций, образов жизни и стилей поводе

ния.

Многообразие современного мира объясняете

различием природных и климатических условий, он

ределяющих своеобразие отношений конкретного оС

щества и природного мира; спецификой историче

ского пути. пройденного народами и государствами

разнообразием внешних влияний; множеством закс

номерных и случайных событий, не всегда поддак

щихся учету и однозначному истолкованию.

Ученые предлагают различные подходы к типолс

гии современного мира, выделению в нем сходны:

общностей. Наиболее распространенным являете

выделение в современном мире двух общественны

типов: традиционного и так называемого «западне

го» (см. билет № 18).

Тенденция к многообразию современного мира и

противоречит выводу о его целостности и взаимосвх

занности. Факторами его целостности являются:

развитие средств коммуникации. Современное о€

щество становится обществом информационны»

В единый информационный поток соединяйте

практически все регионы планеты;

развитие транспорта, сделавшее современны]

мир «маленьким», доступным для передвижения;

развитие техники, в том числе военной, с одно:

стороны, превращающее мир в единое технико-тед

нологическое пространство и сделавшее реальной у1

розу уничтожения человечества — с другой;

развитие экономики. Производство, рынок стали

действительно мировыми, экономические, финан-

совые, производственные связи являются важней-

шим фактором единства современного человечест-

ва;

острота глобальных проблем (см. билет № 19), ко-

торые могут быть решены только совместными уси-

лиями мирового сообщества.

Отмеченные процессы являются элементами гло-

бализации, в которой реализуется тенденция к един-

ству и целостности современного мира. Глобализа-

ция порождает серьезные проблемы и противоречия.

Отметим некоторые:

представления о возможностях неограниченного

промышленного и научно-технического роста оказа-

лись несостоятельны;

баланс природы и общества нарушен;

темпы технологического прогресса непосильны и

грозят глобальной экологической катастрофой;

нарастает разрыв между развитыми в экономиче-

ском отношении странами и странами «третьего ми-

ра»;

усиливаются тенденции к стиранию культурных,

этнических, ценностных различий.

2. Термин «демократия» появился в Древней Греции

и в буквальном переводе означает «власть народа».

В современной политической науке под демократией

понимается политический режим (иногда говорят о

политической системе, форме государственно-поли-

тического устройства), основанный на признании на-

рода источником и субъектом власти. Первые демо-

кратические формы политической жизни появились

еще в древнее время: классическим образцом антич-

ной демократии считаются Афины.

Принципы демократии:

1) признание народа источником власти и носите-

лем суверенитета;

2) равноправие граждан (правда, только формаль-

но-юридическое), равная воаможность участия в по

литической жизни;

3) наличие фундаментальных прав и свобод чело

века, их признание, гарантированность и защита ее

стороны государства;

4) принцип большинства — именно большинство

а не меньшинство выражает через институты демо

кратии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию (при подчи

нении решениям большинства);

6) политический плюрализм, т. е. наличие различ

ных автономных социально-политических партий

движений, групп, которые находятся в состояние

свободной конкуренции;

7) правовое государство;

8) система разделения властей, при которой раз

личные ветви государственной власти достаточно не

зависимы и уравновешивают друг друга, препятст

вуя установлению диктатуры;

9) гласность в действиях государственных органе!

и должностных лиц, возможность беспрепятственно

го контроля за ними со стороны общества;

10) выборность основных органов власти на основ»

всеобщего, прямого, равного избирательного прав!

при тайном голосовании;

11) развитая система органов местного самоуправ

ления.

Условия демократии:

1) высокий уровень социально-экономическол

развития, способный обеспечить необходимое благо

состояние всем гражданам, без чего невозможно дос

тичь общественного согласия, стабильности и проч

ности базовых демократических принципов;

2) многообразие форм собственности, обязатель

ное признание и гарантированность права частно]

собственности, так как только в этом случае возмож

но реальное обеспечение всех прав и свобод человека

его, пусть даже и относительная, независимость о1

государства;

3) высокая степень развития общей и политиче-

ской культуры общества, значительная социальная и

политическая активность индивидов и их доброволь-

ных объединений, готовых встать на защиту инсти-

тутов демократии.

По мнению многих исследований, демократиче-

ской политической культуре (о понятии «политиче-

ская культура» см. билет 9, вопрос 2) свойственны

глубокое осознание значения деятельности правитель-

ства, чувство гордости за политические интересы стра-

ны, интерес к деятельности институтов власти, от-

крытое и лояльное проявление оппозиционных на-

строений, компетентность суждений, положительное

отношение к демократической системе управления.

В соответствии со способом осуществления наро-

дом своей власти выделяют две формы демократии:

прямую (непосредственную) и косвенную (пред-

ставительную), Институтами прямой демократии,

в рамках которой народ непосредственно принимает

политические решения и осуществляет свою власть,

являются выборы и референдумы, представительная

же демократия подразумевает возможность народа

осуществлять власть через своих представителей в

различных государственных органах. Особую роль

среди них играет парламент — высший законода-

тельный и представительный (выборный) орган вла-

сти в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.