реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс

политико-территориальной суверенной

организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для

осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными

для населения всей страны. Государство выступает как политическая,

структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная

внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду

не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько

государственно-организованное общество (или, иначе, политике-,

территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками

государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной,

родовой) форм общества, являются:

1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой

институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти,

отделенной

от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей» профессионально

запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для

обеспечения осуществления государством своих функций; государственные

атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от

других политических организаций современного общества (политических партий,

профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства

внутри страны и его независимость на международной арене); 2)

правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые

акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на

легальное применение насилия. Функциями государства называются основные

направления его деятельности, выражающие сущность государства и

соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на

внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация

экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

социальные (организация системы социального обеспечения), культурные

(формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения),

охранительные (поддержание стабильности существующих общественных

отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди

внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества

и организацию обороны

государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему,

полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных

диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в

демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь

деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод

личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и

самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной

сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов

кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада,

во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на

помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные

отношения.

Билет № 10

1. Духовное производство и духовное потребление.

2. Политическая система общества, ее структура.

1. Под духовным производством обычно понимается

производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое

специализированными группа-

ми людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным

трудом. Продуктом

духовного производства являются идеи, теории, по-

нятия, законы, духовные ценности, а также сами ин-

дивиды и складывающиеся между ними обществен-

ные связи. Отличительная особенность духовного

производства состоит в том, что его продуктом явля-

ются идеальные образования, которые не могут быть

отчуждены от их непосредственного производителя.

Ученые выделяют три вида духовного производствам

1) наука; 2) искусство; 3) религия.

Некоторые философы склонны добавлять к ним

еще и мораль^ политику и право. Однако мораль соз-

дается самим обществом, а не изобретается профес-

сионалами. а общественные связи, возникающие ме-

жду индивидами в результате политической и право-

вой деятельности отдельных членов общества, вряд

ли могут быть названы духовными. Однако этот во-

прос до сих пор остается дискуссионным*

Важнейшим видом духовного производства явля-

ется наука. Наукой принято называть теоретически

систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его существенные стороны в абст-

рактно-логической форме и основанные на данных

научных исследований.

На начальных этапах своего существования наука

не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на

развитие общества/ Однако с течением времени поло-

жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина-

ет играть заметную роль, опережая развитие матери-

ального производства, которое в свою очередь изме-

няется в соответствии с логикой развития науки.

Наука становится особым видом духовного производ-

ства. продукция которого предопределяет появление

новых отраслей материального производства (хи-

мии, радиотехники, ракетостроения, электроники,

атомной промышленности и т. д.). Огромную роль

приобретают так называемые научные модели обще-

ственного развития, с помощью которых общество

получает возможность, не прибегая к таким методам

познания, как эксперимент, определять цели и на-

правление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производст-

ва является искусство. Искусство есть специфиче'

екая форма общественного сознания и человеческой

деятельности, которая представляет собой отраже-

ние окружающей действительности в художествен-

ных образах. Создавая художественные образы* ко-

торые с известной долей условности могут быть при-

равнены к научный моделям, экспериментируя с ни-

ми при помощи собственного воображения, люди

могут лучше познать себя и мир, в котором они жи-

вут. При помощи искусства художники, писатели,

скульпторы воспроизводят часто скрытые, незамет-

ные, однако весьма существенные стороны окружаю-

щей действительности.

Что ясе касается религии как вида духовного про-

изводства, то создаваемые с ее помощью теории и

идеи играли большую роль в развитии общества преж-

де всего на ранних, донаучных этапах его развития,

формируя у людей абстрактное мышление* способ-

ность вычленять общее и особенное в окружающем

мире. Однако возникающие в рамках религиозных

воззрений духовные ценности и складывающиеся на

их основе общественные связи играют важную роль в

жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Духовное потребление представляет собой удов-

летворение духовных потребностей человека:

познавательной, эстетической потребности в обмене

идеалами и ценностями.

Основным свойством духовного потребления, от-

личающим его от материального, является его всеоб-

щий характер. В отличие от материальных ценно-

стей, размер которых ограничен, ценности духовные

не уменьшаются пропорционально количеству лю-

дей. ими овладевающими, и потому они доступны

всем, являются достоянием всего человечества.

2. Под политической системой общества понимают

совокупность различных политических институтов,

социально-политических общностей, форм взаимо-

действий и взаимоотношений между ними, в кото-

рых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества раз-

нообразны:

1) определение целей, задач, путей развития обще-

ства;

2) организация деятельности общества по дости-

жению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ре-

сурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъек-

тов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных

норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности обще'

ства;

7) политическая социализация личности, приоб-

щение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных

норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических сис-

тем выступает, как правило, политический режим,

характер и способ взаимодействия власти, личности

и общества. По этому критерию все политические

системы могут быть разделены на тоталитарные,

авторитарные и демократические,

Политическая наука выделяет четыре основных

элемента политической системы, называемых также

подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни-

кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи-

ческую.

К институциональной подсистеме относятся по-

литические организации (институты), среди кото-

рых особое место занимает государство. Из негосу-

дарственных организаций большую роль в политиче-

ской жизни общества играют политические партии и

общественно-политические движения. Все политиче-

ские институты можно условно разделить на три

группы. К собственно политическим относятся орга-

низации, непосредственной целью существования

которых является осуществление власти или воздей-

ствие на нее (государство, политические партии и

общественно-политические движения). Ко второй

группе — несобственно-политических — относятся

организации, осуществляющие свою деятельность

в экономической, социальной, культурной сферах

жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе-

ративные организации и т. п.). Они не ставят перед

собой самостоятельных политических задач, не уча-

ствуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть

достигнуты вне политической системы, а поэтому по-

добные организации должны участвовать в полити-

ческой жизни общества, отстаивая свои корпоратив-

ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по-

литике. Наконец, к третьей группе относятся ор-

ганизации, имеющие в своей деятельности лишь не-

значительный политический аспект. Они возникают

и функционируют для реализации личных интересов

и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по ин-

тересам, спортивные общества). Политический отте-

нок они приобретают как объекты воздействия со

стороны государства и других собственно политиче-

ских институтов. Сами же они не являются активны-

ми субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической

системы общества — это совокупность отношений

и форм взаимодействия, складывающихся между

классами^ социальными группами, нациями, инди-

видами по поводу их участия в осуществлении вла-

сти, выработке и проведении политики. Политиче-

ские отношения являются результатом многочислен-

ных и разнообразных связей субъектов политики в

процессе политической деятельности. Вступать в них

людей и политические институты побуждают их соб-

ственные политические интересы и потребности. Вы-

деляют первичные и вторичные (производные) поли-

тические отношения. К первым относятся различные

формы взаимодействия между социальными группа-

ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также

внутри них, ко вторым — отношения между государ-

ствами, партиями, другими политическими институ-

тами, отражающими в своей деятельности интересы

определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе оп-

ределенных правил (норм). Политические нормы и

традиции, определяющие и регулирующие полити-

ческую жизнь общества, составляют нормативную

подсистему политической системы общества. На-

иболее важную роль играют в ней правовые нормы

(конституции, законы, другие нормативно-правовые

акты). Деятельность партий и других общественных

организаций регламентируется их уставными и про-

граммными нормами. Во многих странах (особенно в

Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными

политическими нормами большое значение имеют

неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу по-

литических норм представляют этико-моральные

нормы, в которых закреплены представления всего

общества или его отдельных слоев о добре и зле. прав-

де, справедливости. Современное общество прибли-

зилось к осознанию необходимости возврата в поли-

тику таких нравственных ориентиров, как честь, со-

весть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема полити-

ческой системы представляет собой совокупность раз-

личных по своему содержанию политических идей,

взглядов, представлений, чувств участников полити-

ческой жизни* Политическое сознание субъектов по-

литического процесса функционирует на двух уров-

нях: теоретическом (политическая идеология) и эм-

пирическом (политическая психология). К формам

проявления политической идеологии относятся взгля-

ды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политиче-

ской психологии — чувства, эмоции, настроения, пред-

рассудки, традиции. Но в политической жизни обще-

ства они равноправны. В идеологической подсистеме

особое место занимает политическая культура, по-

нимаемая как комплекс типичных для данного обще-

ства укоренившихся образцов (стереотипов) поведе-

ния, ценностных ориентации политических представ-

лений. Политическая культура — это передаваемый

из поколения в поколение опыт политической дея-

тельности, в котором соединены знания, убеждения и

модели поведения человека и социальных групп.

Основные направления реформы политической

системы в нашей стране определены Конституцией

Российской Федерации, принятой на референдуме

12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государ-

ство демократическим федеративным правовым с

республиканской формой правления (ст. 1). Носите-

лем суверенитета и единственным источником вла-

сти в России является народ, осуществляющий свою

волю непосредственно (через выборы и референдум),

через органы государственной власти и органы мест-

ного самоуправления (ст. 2). В России свободными

выборами, в которых участвуют все граждане с

18 лет (кроме признанных судом недееспособными и

содержащихся в местах лишения свободы по приго-

вору суда), избирается Президент, депутаты Государ-

ственной Думы. члены высших законодательных ор-

ганов и главы высших органов исполнительной вла-

сти субъектов Федерации, органы местного само-

управления, главы городских и районных адми-

нистраций. В Конституции нашего государства за-

креплены и гарантированы фундаментальные права

и свободы человека. Основами конституционного

строя объявляются политический и идеологический

плюрализм, многообразие и равноправие различных

форм собственности, разделение властей. Но реаль'

ное формирование демократического режима в Рос-

сии только началось.

Билет № 11

1.Трудовая деятельность человека.

2 «Права человека. Их закрепление в Конституции Рос-

сийской Федерации.

1. Трудовая деятельность людей (или процесс мате-

риального производства) — это одна из форм челове-

ческой деятельности, направленная на преобразова

ние природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели — производство

определенной продукции, переработка природных

материалов, создание машин и механизмов и многое

другое;

2) предметы труда — те материалы (металл, гли-

на, камень» пластмасса и пр.), ва преобразование ко-

торых направлена деятельность людей;

3) средства труда — все устройства, приборы, ме-

ханизмы, приспособления, энергетические системы

и др., при помощи которых подвергаются преобразо-

ванию предметы труда;

4) используемые технологии — приемы и спосо-

бы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обыч-

но используют следующие параметры:

1) производительность труда — количество про-

дукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда — соотношение матери-

альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу-

ченных результатов — с другой;

3) уровень разделения труда — распределение

конкретных производственных функций между уча-

стниками трудового процесса (в масштабе общества и

в конкретных трудовых процессах).

О содержании трудовой деятельности человека

можно судить по тем функциям, которые он выпол-

няет. по степени их разнообразия и сложности, по

уровню самостоятельности и творчества работника.

Характер требований^ предъявляемых к участни-

ку трудовой деятельности, зависит от многих факто-

ров, в первую очередь от конкретного содержания

труда и места в системе разделения труда. Общие тре-

бования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и

способами производства, из которых складывается

технологический процесс (требование профессиона-

лизма);

2) квалификация работника не может быть ниже

того уровня, который определяется характером тру-

да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ-

альной подготовке участника трудового процесса

(требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение

законов о труде и правил внутреннего трудового распо-

рядка, соблюдение заданных параметров производст-

венного процесса, выполнение обязательств, выте-

кающих из содержания трудового договора (требова-

ния трудовой, технологической, исполнительской,

договорной дисциплины).

2. Правовой статус личности характеризуется сово-

купностью прав и свобод, которые принадлежат ей

по закону. Под правами человека понимается гаран-

тируемая законом мера возможного поведения инди-

вида, Эти права присущи природе человека, без них

он не может существовать как биосоциальное суще-

ство. Свобода человека определяется как узаконен-

ная возможность поступать в соответствии со" своей

волей, отсутствие стеснений, ограничений деятель-

ности человека.

Долгое время советская политическая и правовая

наука исходила из представления о производное™

прав человека от воли государства. Считалось, что

правовой статус личности определяется властью

в соответствии с ее представлениями о границах сво-

боды человека. Государство определяло перечень и

содержание прав человека, даруя их своим гражда-

нам. Оно же могло ограничить или вообще лишить

личность прав и свобод. К тому же закрепленные

конституциями СССР и РСФСР права человека оста-

вались декларативными и не обеспечивались в реаль-

ной практике.

Современная правовая теория восприняла естест-

венно-правовую концепцию. Права человека принад-

лежат ему от рождения в силу природных законов»

они неотчуждаемы, не зависят от признания государ-

ства, их нельзя отобрать или ликвидировать. Госу-

дарство должно закрепить в законах, обеспечить воз-

можность осуществления и создать действенный ме-

ханизм защиты прав и свобод человека.

Права человека давно стали одной из глобальных

проблем современности, одним из приоритетных на-

правлений сотрудничества различных государств.

Представления мирового сообщества о правах и сво-

бодах человека отражены во Всеобщей декларации

прав человека (принята ООН в 1948 г.), в Междуна-

родных пактах об экономических, социальных и

культурных правах и о гражданских и политических

правах 1966 г.. в ряде региональных документов.

Российская Федерация является участником факти-

чески всех международных соглашений в этой облас-

ти, закрепив фундаментальные права и свободы

человека в Конституции Российской Федерации

1993 г., в Декларации прав и свобод человека и гра-

жданина.^ принятой в 1991 г. При этом в нашей стра-

не права человека и гражданина провозглашены в

числе основ конституционного строя, признаны неот-

чуждаемыми и утверждены в качестве непосредст-

венно действующих и определяющих смысл и содер-

жание деятельности государства.

Наиболее распространенной классификацией

прав и свобод человека является их разделение в со-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.