| |||||
МЕНЮ
| Ответы на билеты по обществознанию за 11 классполитико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются: 1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей» профессионально запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций; государственные атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене); 2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения. Билет № 10 1. Духовное производство и духовное потребление. 2. Политическая система общества, ее структура. 1. Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группа- ми людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, по- нятия, законы, духовные ценности, а также сами ин- дивиды и складывающиеся между ними обществен- ные связи. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом явля- ются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Ученые выделяют три вида духовного производствам 1) наука; 2) искусство; 3) религия. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль^ политику и право. Однако мораль соз- дается самим обществом, а не изобретается профес- сионалами. а общественные связи, возникающие ме- жду индивидами в результате политической и право- вой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот во- прос до сих пор остается дискуссионным* Важнейшим видом духовного производства явля- ется наука. Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абст- рактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества/ Однако с течением времени поло- жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина- ет играть заметную роль, опережая развитие матери- ального производства, которое в свою очередь изме- няется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производ- ства. продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (хи- мии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели обще- ственного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и на- правление своего развития. Другим важнейшим видом духовного производст- ва является искусство. Искусство есть специфиче' екая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отраже- ние окружающей действительности в художествен- ных образах. Создавая художественные образы* ко- торые с известной долей условности могут быть при- равнены к научный моделям, экспериментируя с ни- ми при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они жи- вут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незамет- ные, однако весьма существенные стороны окружаю- щей действительности. Что ясе касается религии как вида духовного про- изводства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества преж- де всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление* способ- ность вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов. Духовное потребление представляет собой удов- летворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической потребности в обмене идеалами и ценностями. Основным свойством духовного потребления, от- личающим его от материального, является его всеоб- щий характер. В отличие от материальных ценно- стей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству лю- дей. ими овладевающими, и потому они доступны всем, являются достоянием всего человечества. 2. Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимо- действий и взаимоотношений между ними, в кото- рых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества раз- нообразны: 1) определение целей, задач, путей развития обще- ства; 2) организация деятельности общества по дости- жению поставленных целей; 3) распределение материальных и духовных ре- сурсов; 4) согласование разнообразных интересов субъек- тов политического процесса; 5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения; 6) обеспечение стабильности и безопасности обще' ства; 7) политическая социализация личности, приоб- щение людей к политической жизни; 8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения. Основанием классификации политических сис- тем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические, Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни- кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи- ческую. К институциональной подсистеме относятся по- литические организации (институты), среди кото- рых особое место занимает государство. Из негосу- дарственных организаций большую роль в политиче- ской жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политиче- ские институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся орга- низации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздей- ствие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе — несобственно-политических — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе- ративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не уча- ствуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому по- добные организации должны участвовать в полити- ческой жизни общества, отстаивая свои корпоратив- ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по- литике. Наконец, к третьей группе относятся ор- ганизации, имеющие в своей деятельности лишь не- значительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по ин- тересам, спортивные общества). Политический отте- нок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политиче- ских институтов. Сами же они не являются активны- ми субъектами политических отношений. Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами^ социальными группами, нациями, инди- видами по поводу их участия в осуществлении вла- сти, выработке и проведении политики. Политиче- ские отношения являются результатом многочислен- ных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их соб- ственные политические интересы и потребности. Вы- деляют первичные и вторичные (производные) поли- тические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группа- ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государ- ствами, партиями, другими политическими институ- тами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества. Политические отношения строятся на основе оп- ределенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие полити- ческую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. На- иболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и про- граммными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу по- литических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле. прав- де, справедливости. Современное общество прибли- зилось к осознанию необходимости возврата в поли- тику таких нравственных ориентиров, как честь, со- весть, благородство. Культурно-идеологическая подсистема полити- ческой системы представляет собой совокупность раз- личных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников полити- ческой жизни* Политическое сознание субъектов по- литического процесса функционирует на двух уров- нях: теоретическом (политическая идеология) и эм- пирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгля- ды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политиче- ской психологии — чувства, эмоции, настроения, пред- рассудки, традиции. Но в политической жизни обще- ства они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, по- нимаемая как комплекс типичных для данного обще- ства укоренившихся образцов (стереотипов) поведе- ния, ценностных ориентации политических представ- лений. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической дея- тельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государ- ство демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носите- лем суверенитета и единственным источником вла- сти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через органы государственной власти и органы мест- ного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приго- вору суда), избирается Президент, депутаты Государ- ственной Думы. члены высших законодательных ор- ганов и главы высших органов исполнительной вла- сти субъектов Федерации, органы местного само- управления, главы городских и районных адми- нистраций. В Конституции нашего государства за- креплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реаль' ное формирование демократического режима в Рос- сии только началось. Билет № 11 1.Трудовая деятельность человека. 2 «Права человека. Их закрепление в Конституции Рос- сийской Федерации. 1. Трудовая деятельность людей (или процесс мате- риального производства) — это одна из форм челове- ческой деятельности, направленная на преобразова ние природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности выделяют: 1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое; 2) предметы труда — те материалы (металл, гли- на, камень» пластмасса и пр.), ва преобразование ко- торых направлена деятельность людей; 3) средства труда — все устройства, приборы, ме- ханизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразо- ванию предметы труда; 4) используемые технологии — приемы и спосо- бы, применяемые в процессе производства. Для характеристики трудовой деятельности обыч- но используют следующие параметры: 1) производительность труда — количество про- дукции, произведенной в единицу времени; 2) эффективность труда — соотношение матери- альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу- ченных результатов — с другой; 3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между уча- стниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах). О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выпол- няет. по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника. Характер требований^ предъявляемых к участни- ку трудовой деятельности, зависит от многих факто- ров, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие тре- бования таковы: 1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессиона- лизма); 2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером тру- да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ- альной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации); 3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распо- рядка, соблюдение заданных параметров производст- венного процесса, выполнение обязательств, выте- кающих из содержания трудового договора (требова- ния трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины). 2. Правовой статус личности характеризуется сово- купностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону. Под правами человека понимается гаран- тируемая законом мера возможного поведения инди- вида, Эти права присущи природе человека, без них он не может существовать как биосоциальное суще- ство. Свобода человека определяется как узаконен- ная возможность поступать в соответствии со" своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятель- ности человека. Долгое время советская политическая и правовая наука исходила из представления о производное™ прав человека от воли государства. Считалось, что правовой статус личности определяется властью в соответствии с ее представлениями о границах сво- боды человека. Государство определяло перечень и содержание прав человека, даруя их своим гражда- нам. Оно же могло ограничить или вообще лишить личность прав и свобод. К тому же закрепленные конституциями СССР и РСФСР права человека оста- вались декларативными и не обеспечивались в реаль- ной практике. Современная правовая теория восприняла естест- венно-правовую концепцию. Права человека принад- лежат ему от рождения в силу природных законов» они неотчуждаемы, не зависят от признания государ- ства, их нельзя отобрать или ликвидировать. Госу- дарство должно закрепить в законах, обеспечить воз- можность осуществления и создать действенный ме- ханизм защиты прав и свобод человека. Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных на- правлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и сво- бодах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в Междуна- родных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г.. в ряде региональных документов. Российская Федерация является участником факти- чески всех международных соглашений в этой облас- ти, закрепив фундаментальные права и свободы человека в Конституции Российской Федерации 1993 г., в Декларации прав и свобод человека и гра- жданина.^ принятой в 1991 г. При этом в нашей стра- не права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя, признаны неот- чуждаемыми и утверждены в качестве непосредст- венно действующих и определяющих смысл и содер- жание деятельности государства. Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека является их разделение в со- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|