реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ответы на билеты по обществознанию за 11 класс

ответствии со сферами общественных отношений на

гражданские, политические, экономические, соци-

альные и культурные. Восприняла эту классифика-

цию и российская Конституция: в статьях 19—25,

45—54, 60, 62 закреплены гражданские права.

в статьях 28—33 и 63 — политические, в статьях

34—37 — экономические, в статьях 38—43 — соци-

альные, статьи 26 и 44 закрепляют культурные права.

Гражданские (личные) права — это права, при-

надлежащие человеку как биосоциальному сущест-

ву. К ним относятся право на жизнь, на свободу и

личную неприкосновенность, на честь и достоинство,

на гражданство (а следовательно, на защиту государ-

ства). равенство перед законом и судом, презумпция

невиновности, свобода выбора места жительства, не-

прикосновенность жилища и частной жизни, право

на тайну переписки, телефонных переговоров, почто-

вых и иных сообщений, другие права.

Политические права — права, обеспечивающие

возможности участия граждан в политической жиз-

ни страны. В Российской Федерации каждому гаран-

тированы избирательные права, то есть право изби-

рать и быть избранным в органы государственной

власти и местного самоуправления, закреплены сво-

бода слова, мысли, совести, мирных собраний, созда-

ния союзов и объединений. Граждане имеют право

направлять личные а коллективные обращения (пе-

тиции) в органы государственной власти.

К экономическим правам, под которыми понима-

ются узаконенные возможности свободного распоря-

жения средствами производства, рабочей силой и

предметами потребления, относятся: право быть соб-

ственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и

распоряжаться своим имуществом), право наследо-

вания, право на свободное занятие предприниматель-

ской деятельностью, право на труд и свободный вы-

бор профессии и рода занятий, на отдых, на удовле-

творительное вознаграждение за труд (не ниже ми-

нимального размера оплаты труда, установленного

федеральным законом), на защиту от безработицы

и др.

Государство закрепляет я защищает социальные

права граждан (права ва благосостояние и достой-

ный уровень жизни). К ним относятся: право на со-

циальное обеспечение по возрасту, в случае болезни.

инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей; право на жилище; право на медицинскую по-

мощь (бесплатную в государственных учреждениях

здравоохранения); право на защиту материнства и

детства; право на образование; право на благоприят-

ную окружающую среду.

Культурные права — права, обеспечивающие ду-

ховное развитие и самореализацию личности. В Кон-

ституции провозглашается право на участие в куль-

турной жизни, на доступ к культурным ценностям.

свобода творчества, право на культурную самобыт-

ность (пользование родным языком, национальными

обычаями, традициями и т. д.).

Конституция содержит лишь основные права и

свободы человека и гражданина, их перечень в ней

далеко не полный. В различных законах и междуна-

родных обязательствах Российской Федерации за-

креплены и другие права (в частности, права ребенка

в Конвенции о правах ребенка и др.).

Права и свободы человека могут быть ограничены

только законом для защиты конституционного строя

и интересов других граждан. Каждый человек может

защищать свои права и свободы всеми законными

способами. Государством разработана и закреплена в

нормативных актах целая система гарантий прав че-

ловека, установлена ответственность (в том числе в

уголовная) за их нарушение.

Билет № 12

1. Свобода в деятельности человека.

2. Правовое государство.

1. Свобода — это самостоятельность социальных в

политических субъектов (в том числе и личности),

выражающаяся в их способности и возможности де-

лать собственный выбор и действовать в соответствии

со своими интересами и целями.

В истории философской мысли свобода традици-

онно рассматривается в соотношении с необходимо-

стью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли,

доводя ее до произвола ничем не ограниченной лич-

ности. игнорируя объективные условия и закономер-

ности. Фатализм рассматривает каждый человече-

ский поступок как неотвратимую реализацию изна-

чального предопределения, исключающего свобод^

ный выбор.

Марксизм дистанцировался как от волюнтариз-

ма, так и от фатализма, хотя в действительности ос-

тавался весьма близок к последнему в трактовке сво-

боды, понимая ее как осознанную необходимость.

Каждое свободное действие человека есть сплав сво-

боды и необходимости. Необходимость содержится в

виде объективно данных индивиду условий существования.

Абсолютно свободным человек быть не может.

Нельзя жить в обществе и бытьдбсолютно свободным

от него. Свобода каждого члена общества ограничена

уровнем развития и характером общества, в котором

он живет. Но главными ограничителями его свободы

являются не внешние обстоятельства. Некоторые со

временные философы утверждают, что человеческая

деятельность вообще не может получать цель извне

в своей внутренней жизни индивид абсолютно свобо

ден. Он сам выбирает не только вариант деятельно

сти, но и формулирует общие принципы поведения

ищет им основания. А потому объективные услови;

существования людей не играют такой большой рол:

при выборе ими модели действий. Цели человеч<

ской деятельности формулируются в соответствии

внутренними побуждениями каждого человека. Гр1

ницей такой свободы могут быть лишь права и своб<

ды других людей. Осознание этого самим человеке

необходимо. Свобода неотделима от ответственности, <

обязанностей перед обществом и другими его членами

Свобода человека во всех ее проявлениях — осноз

современных демократических режимов, основна

ценность либерализма. Она находит выражение в а

конодательном закреплении фундаментальных пр

и свобод гражданина в конституциях государст

в международных пактах и декларациях. В сов]

менном обществе все явственнее обнаруживает

тенденция к расширению свободы человека.

2.К концу XX в. человечество приблизилось к реа;

ному воплощению выработанной веками идеи пра

вого государства. У ее истоков стояли древнегре

ские философы Платон и Аристотель, но наибо.

полное отражение концепция правового государе'

получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.

Правовым называют такое государство. которо<

всей своей деятельности подчиняется праву, фу

ционирует в определенных законом границах, о<

печивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона, «связанность» государст-

ва законом — все государственные органы, должно-

стные лица, общественные объединения, граждане

в своей деятельности обязаны подчиняться требова-

ниям закона. В свою очередь законы в таком государ-

стве должны быть правовыми, т. е. максимально

соответствовать представлениям общества о справед-

ливости; приниматься компетентными органами,

уполномоченными на то народом; приниматься в со-

ответствии с законно установленной процедурой; со-

ответствовать определенной иерархии, не противоре-

чить ни конституции, ни друг другу. Все иные норма-

тивно-правовые подзаконные акты должны изда-

ваться в полном соответствии с за-конами, не изменяя

и не ограничивая их;

2) соблюдение и охрана прав и свобод человека —

государство должно не только провозгласить привер-

женность этому принципу, но и закрепить фундамен-

тальные права человека в своих законах, гарантиро-

вать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разде-

ления властей, создание системы «сдержек и проти-

вовесов», взаимоограничение и взаимный контроль

друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и

гражданина — за нарушение закона должна обяза-

тельно последовать предусмотренная законом мера

ответственности, не взирая при этом на личность

правонарушителя. Гарантией этого принципа высту-

пает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования

правового государства являются:

1) производственные отношения, основанные на

многообразии форм собственности^ свободе пред-

принимательства. Необходима экономическая не-

зависимость и самостоятельность индивида. Только

экономически самостоятельный гражданин может

быть равноправным партнером государства в полити-

ко-правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма :

парламентаризма, суверенитет народа, вредотвре

щение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического в. Правовое

сознания людей, политической культуры личности

общества, понимание необходимости сознательно!

участия в управлении государственными и общее'

венными делами;

4) юридической предпосылкой является создаш

внутренне единой в непротиворечивой системы зак<

аодательства, которая только и может обеспечив

действительное уважение закона;

5) важнейшей предпосылкой правового государе

ва является гражданское общество, т. е. система о

ношений между людьми, обеспечивающая удовл

творение их неотъемлемых прав и интересов на оси

ве самоуправления и свободы. Лишь «раагосударс

вленное» общество, способное самостоятельно, б

повседневного вмешательства государства (что и с<

дает основу для нарушения последним закона) I

шать встающие перед ним проблемы, может быть <

циальной базой правового государства.

Билет № 13

1. Исторический процесс я его участники.

2. Политическим плюрализм. Становление иногопартийНОСТИ В РОССИИ.

1. Историческим процессом называется временная

последовательность сменяющих друг друга событий

которые явились результатом деятельности многих

поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исто

рические факты, произошедшие или происходят

явления общественной жизни, которые оказали ее

езное воздействие ва жизнь людей.

В процессе познания ученые не только консп

руют данные факты, но и пытаются дать им науч

объяснение. При изучении таких фактов следует

помнить о том, что:

а) любой исторический факт представляет собой

элемент объективной реальности, тесно связанный с

другими ее элементами. Поэтому все исторические

факты необходимо рассматривать в их взаимодейст-

вии, выявлять не только место конкретного факта в

историческом процессе, но и его влияние на после-

дующее развитие общества;

б) содержание исторического факта зависит от

уровня развития конкретного общества и является

результатом деятельности субъектов исторического

процесса.

Под субъектами исторического процесса обычно

донимаются те индивиды и их общности, которые

принимают в нем непосредственное участие. Такими

субъектами могут быть народные массы, социальные

группы и общественные объединения, отдельные ис-

торические личности.

Народными массами в самом общем смысле мож-

но назвать социальные общности, сложившиеся на

определенной территории (обычно таковой является

территория какой-либо страны), члены которой име-

ют единый менталитет, культуру, традиции и обы-

чаи и сообща создают материальные и духовные цен-

ности, Народные массы являются наиболее значи-

мым субъектом исторического процесса. Большинст-

во ученых считают, что именно народные массы

играют в нем определяющую, а подчас и решающую

роль. Однако ряд философов указывают ва необходи-

мость разделения понятий «народ* и «масса». Они

подчеркивают, что, в отличие от народа, масса пред-

ставляет собой группу людей, не связанных друг с

другом. Подобные группы, говорят они, возникают

время от времени и в своей деятельности руково-

дствуются не разумом, а эмоциями, причем стремле-

ние к разрушению у них бывает сильнее стремления

к созиданию.

Еще одним субъектом исторического процесса яв-

ляются социальные группы и общественные объеди-

нения. Социальные группы могут выделяться по раз-

личным признакам — возрастному, половому, п

фессиональному, религиозному и т. д. Наиболее р

пространенными социальными группами, сыгр

шими огромную роль в историческом процессе, яв.

ются классы, сословия и нации. Каждая из социа

ных групп имеет некоторые общие черты, составлю

щие в совокупности социальный характер дан;

группы. У каждой из групп есть свои интересы, ко

рые они пытаются отстаивать в историческом проц

се и для защиты которых создают общественные об

динеиия. Общественными объединениями называв

ся добровольные, самоуправляемые формирован]

создаваемые на основе общности интересов для д

тижения какой-либо цели, общей для всех их ч,

нов. К ним относятся политические партии, проф

юзные организации, общественные движения.

Большое влияние на исторический процесс ока;

вают и отдельные личности, которых ученые назы

ют историческими деятелями. Прежде всего та]

выми традиционно считают тех, кто осуществл^

власть (монархов, президентов и т. д.). Однако крс

них большое влияние на развитие общества и его

мосознания оказывают великие ученые и деяте

культуры и искусства. Поэтому в зависимости

конкретной исторической ситуации и их вклада в:

торйческий процесс они также могут быть отнесе

к историческим личностям.

Таким образом, исторический процесс склады

ётся из поступков как отдельных личностей, вып'

няющих важные общественные функции, так и

действий объединений людей и деятельности нар

ных масс в целом.

2. Плюрализм — это принцип организации обще

ва, основанный на признании многообразия суще

вузощих интересов и их конкуренции. Политическ

плюрализм является условием и признаком де1

кратического режима. Политический плюрали;

во-первых, признает, во-вторых, создает необхо;

мые условия для реализации, в-третьих, поопцм

многообразие интересов политических организап

и интересов, конкурирующих между собой. Среди

политических организаций, включенных в полити-

ческую систему (движения, группы, клубы и др.),

важнейшими по значению являются партии,

Политическая партия — это специализирован-

ная, организационно упорядоченная группа, объеди-

няющая активных приверженцев тех или иных це-

лей, идей, лидеров, служащая для борьбы за полити-

ческую власть.

Признаками партии являются: 1) наличие про-

граммы, в которой сформулированы цели и страте-

гия партии; 2) наличие устава, содержащего важней-

шие нормы внутрипартийной жизни; 3) фиксирован-

ное членство; 4) разветвленная сеть первичных мест-

ных организаций.

История политических партий в современном по-

нимании этого слова начинается с XVIII—XIX вв., ко-

гда в условиях формирования буржуазной демокра-

тии появилась необходимость привлечения широких

общественных слоев к участию в управлении госу-

дарством. Первоначально политические партии фор-

мировались в результате объединения парламент-

ских фракций с комитетами по поддержке канди-

датов на местах. Сейчас наряду с этим «парламент-

ским» путем создания партий существует еще не-

сколько. Партии возникают в результате трансфор-

мации непартийных структур (профсоюзов, религи-

озных, промышленных обществ, клубов). Довольно

часто партии создаются популярными и влиятельны-

ми политическими деятелями под собственные кан-

дидатуры. Особой разновидностью политических

партий стали массовые партии, формирующиеся

«снизу», в результате оформления стихийных соци-

альных движений.

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую — овладение государственной

властью с целью осуществления своей программы;

2) социального представительства — каждая

партия либо выражает в политической жизни инте-

ресы какого-то социального слоя, либо пытается соз-

дать себе прочную опору в обществе;

3) социальной интеграции — примирение интере-

сов различных социальных групп, достижение кон-

сенсуса в обществе;

4) политического рекрутирования — подготовка

и выдвижение кадров для различных политических

институтов;

5) идеологическую — разработка партийной идео-

логии и программ;

6) электоральную — организация и участие в из-

бирательных кампаниях;

7) набора, новых членов в партию и их политиче-

ское воспитание.

Таким образом, партия — один из важнейших ин*

статутов гражданского общества, осуществляющий

связь между ним и государством,

Существует несколько классификаций полипгиче

ских партий в соответствии с различными крите-

риями:

1) в зависимости от способа организации внутрен-

ней жизнедеятельности партии подразделяются на

кадровые и массовые. Первые представляют собой

немногочисленные, аморфные и состоящие из ав-

торитетных политических деятелей организации.

в которых отсутствуют институт фиксированного

членства, членские взносы, отработанный механизм

приема. Организационная структура таких партий

крайне проста, их центр — в парламентских фракци-

ях, Массовые же партии имеют сложную организа-

ционную структуру, многочисленны, основным ис-

точником их финансирования являются членские

взносы. Управление такими партиями ведется из

центральных органов, не совпадающих с парламент-

скими фракциями;

2) в зависимости от степени участия в осуществле-

нии политической власти партии делятся на правя-

щие и оппозиционные. Последние могут быть легаль-

ными (деятельность которых разрешена государст-

вом и которые официально зарегистрированы) и не-

легальными (запрещенные государством н действу-

ющие подпольно);

3) по устойчивости существования политические

партии подразделяются ва стабильные и неустойчи-

еые,

4) по характеру членства политические партии мо-

гут быть открытыми (со свободным членством пред'

ставителей различных социальных слоев) и закры-

тыми (с большим количеством формальных требова-

нии к кандидатам в члены партии и сложным меха-

низмом приема);

5) по характеру целей и отношению к существую*

щему общественно-политическому строю партии де-

лятся на революционные (выступают за коренное и

насильственное преобразование существующего об-

щественного строя), реформистские (выступают за

постепенные изменения в существующих порядках),

консервативные (выступают за сохранение основ

прежней системы или за такие преобразования* кото-

рые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям

без особых потрясений) и реакционные (выступают

за восстановление старых, отживших общественных

структур);

6) по месту в политическом спектре общества пар-

тии можно условно подразделить на левые (коммуни-

стические, социалистические, социал-демократиче-

ские и другие партии, которые выступают за интере-

сы трудящихся, социализацию производства, созда-

ние основ социалистического общества), правые

(партии, отстаивающие неприкосновенность частной

собственности, основы буржуазного порядка, силь-

ную государственную власть) и центристские (пы-

таются примирить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих в действующих

в стране партий называется партийной системой.

При авторитарных в тоталитарных режимах у вла-

сти, как правило, бессменно находится одна партия.

Остальные либо запрещены, либо функционируют

под жестким контролем правящей.

Одним из признаков демократического режима

является многопартийность, под которой понимает-

ся существование и легальная деятельность в госу-

дарстве двух и более партий. При этом реально в осу-

ществлении власти могут принимать участие всего

две партии (Республиканская и Демократическая

партии в США или Консервативная и Лейбористская

партии в Великобритании). Такие системы называю-

двухпартийными, что, однако, не исключает свобод

ного функционирования и участия в политическо!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.