| |||||
МЕНЮ
| Молодежная политика в Республике ТатарстанОсобенно эта дискриминация имела, видимо, место в провинции, в городах и поселках Республики, что отчасти можно считать объясняющей версией ухудшения демографической ситуации в Республике, связанной с воспроизводством населения, падением рождаемости. Жилье относится к самым существенным благам, определяющим качество жизни. Поэтому его можно отнести к ценностям инструментального порядка, задающего параметры поведения, его мотивационную структуру и в экономической сфере. И в сфере труда и досуга, и во внутрисемейных отношениях. Постараюсь выделить первоочередные меры, которые могли бы улучшить жилищные условия молодежи: Безотлагательная реализация законодательных актов, постановлений Российской Федерации и Республики Татарстан в части решения жилищного вопроса среди молодежи, содействие молодежному жилищному строительству. Формирование экономико-организационного механизма на базе государственных и общественных учреждений по созданию благоприятных жилищных условий молодым гражданам и молодым семьям Республики, включающего: реализацию права на льготы в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства и молодежных жилищных комплексов; получение долгосрочных кредитов на приобретение и строительство жилых домов и квартир; предоставление субсидий для уплаты вступительных взносов в жилищно- строительные кооперативы. Разработка Целевой комплексной программы молодежного жилищного строительства на основе различных источников финансирования. Из-за острой жилищной проблемы в молодых семьях в высших сферах родился термин - государственная молодежная жилищная политика в рамках ее реализации и появилась Республиканская программа государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья(25;4). Одним из вариантов улучшения жилищных условий молодежи является государственное кредитование. Именно по этому пути пошла наша Республика. Суть программы, созданной в 1996 году, в следующем: нуждающимся предоставляется беспроцентный займ до 10 лет в размере тысячекратной российской “минималки” для приобретения квартиры, улучшения жилищных условий или строительства дома. 60% поступлений пойдет из республиканского бюджета, 40% - из казанского. Экспертно-координационный совет по решению жилищно-бытовых проблем молодежи займется контролем, юридическим оформлением договора, подбором нужных вариантов. Другими словами, все заботы заказчика возьмет на себя. Программа распространяется на молодые семьи, определение таковых в статье 2 Закона Республики Татарстан “О молодежи”. Программа рассчитана на 10 лет. Специалисты рассчитали, что за этот срок жилищные условия могут улучшить 24 тысячи молодых семей. У молодежи существует ряд проблем, связаных с существовавшей системой ценностей: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения сегодняшней молодежи нечего терять. Но и приобретать нечего, ибо старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее - быстрое обогащение любыми (вплоть до криминальных) средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям. В этой связи важной частью государственной молодежной политики должна стать помощь молодежи в смягчении последствий перехода к рынку. Отсюда возникает необходимость системы социальной защиты молодежи. Ее цель - помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее (11;123-132). Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться. Поэтому социальную защиту можно рассматривать в четырех аспектах: защита самого процесса формирования и развития личности молодого человека, защита среды формирования и развития личности, защита прав молодого человека, целевая социальная защита. Необходимость социальной защиты осознали в нашей Республике. Шесть лет назад в Татарстане появилось понятие “социальная служба для молодежи”. Но тогда, по словам Алешиной (26;4) (Зам. Председателя Государственного комитета по делам детей и молодежи), во главу угла была поставлена “минимальная стартовая поддержка”, а не весь спектр необходимой молодежной помощи. Теперь же в основу социальных служб заложены меры по социально-психологической адаптации подростков, ранняя профилактика преступности, организация клубов общения по месту жительства. Государственный комитет по делам детей и молодежи Республики Татарстан в своей работе по созданию и развитию данных служб опирается на следующие модели социальной работы: помощь должна быть комплексной, включая в себя согласованное действие медиков, психологов и социальных работников; помощь должна быть территориально ориентирована; поддержка отношений сотрудничества с действующим на данной территории детскими социальными, медицинскими и другими организациями; конфиденциальность. Одним из примеров может быть консультативный центр медико-психологической помощи “Ювента”. В Набережных Челнах соц. обеспечению уделяется значительное внимание (26;4). Здесь принято постановление “О мерах по совершенствованию социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Сироты также приобретают право на бесплатное медицинское обследование по направлению отдела опеки и попечительства, на 50-процентную скидку на медикаменты, будут получать бесплатные путевки в профилактории. Начиная с 1998 года, частично будут компенсироваться наем жилья и стоимость коммунальных услуг детям-сиротам и семьям, воспитывающим двух и более детей-сирот. Городской и пригородный транспорт также будет для них бесплатным. Рассмотренные направления молодежной политики в нашей Республике являются наиболее актуальными. Можно сделать вывод, что в настоящее время в нашей республике первостепенное значение приобретают проблемы занятости молодежи, ее трудоустройство и обеспечение молодых семей жильем. Создано ряд учреждений, направленных на создание эффективной системы поддержки молодежи. Положительным моментом является также тот факт, что у нас государство пошло по пути формирования единой многоступенчетой программы молодежной политики , где существует координационный центр (ГКДДМ) и ряд звеньев, которые имеют свою специализацию (Молодежная биржа, деловой клуб “Бинк” служба социальной помощи...). Такой подход способен быстро ориентироваться в изменяющийся ситуации и своевременно реагировать на нее. Однако существует ряд проблем, которые мешают полноценной реализации молодежной политики в нашей республике. О молодежи. Закон Республики Татарстан - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г. О республиканской системе поиска и всесторонней поддержки талантливой молодёжи. Указ Президента РТ от 02.03.92 №112 // Ведомости ВС РТ .-1992.- №4. О порядке введения в действие закона РТ “О молодёжи”. Постановление ВС от 02.03.93 // Ведомости ВС РТ.-1993.-№3. Об образовании Госкомитета по делам детей и молодёжи. Постановление ВС от 02.03.93// Ведомости ВС РТ.-1993.-№3. О Госкомитете по делам детей и молодёжи. Постановление КМ от 22 08 94 №405 // Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып. 2.Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г. О разработке Государственной Республиканской Программы “Молодёжь РТ”. Постановление КМ от 09.06.95 №37// Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып. 3.Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г. О состоянии и мерах по профилактике и предупреждении правонорушений среди студенческой молодёжи. Постановление КМ от 10.07.95 №447 // Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып. 3.Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г. Об утверждении положения о государственной финансовой поддержки деятельности детских и молодёжных общественных организаций и объединений. Постановление КМ 10.07.95 №452// Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып. 5.Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1996г. Об утверждении номенклатуры учреждений органов по делам детей и молодёжи. Постановление КМ от 25.09.97 №727 // Компьютерная правовая система “Консультант плюс”. О мерах по подготовке доклада о положении молодёжи РТ в 1996. Распоряжение КМ от 04.04.97 №225-Р // Компьютерная правовая система “Консультант плюс”. Социология молодёжи.//Учебн.пособие.-М.:1996г. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики./Отв. ред. В.Т. Лисовский.- М.:1993г. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт./Отв. ред. Т.Ф. Яркина. В 2т. т. 1-2.-М.:1993г. Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика. - Полис .-№3.-С.57. Фельдман Р. Молодежь и социальные службы. Энциклопедия социальной работы. Перевод с англ. В 3 т. т.2.- М.: 1994г. Фарукшин М.Х. // Полис.- 1994.- №6. Молодежь в условиях социально-экономических реформ.// Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1-2./ Научн. ред. В.Т. Лисовский.- СПб.:1995г. Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Научное обеспечение государственной молодежной политики”.// 23-24 ноября 1995г. - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1996г. - 74 с. *Материалы межреспубликанской научно-практической конференции “Положение молодежи в республиках РФ”. //23-24 октября 1997г. -К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи, 1997г. - 136 с. Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып. 5./Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1996г.- 96 с. * Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып. 8./Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1998г.- 96 с. Молодежь Татарстана: динамика социального статуса. Вып.3./Под общ. редакцией М.М. Бариева - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г. - 54 с. Основные показатели экономики Республики Татарстан.(январь-июнь 1995г.).- Казань.-1995г.- 43с. Положение молодежи в Республике Татарстан./ Под общ редакцией М.М. Бариева - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1997г. - 142 с. Политическая социализация молодежи Республики Татарстан./ серия “Молодежь Татарстана”. Вып. 3./ Под общ. редакцией М.М. Бариева - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г. - 44 с. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан. Вып. 6./ Под общ. редакцией М.М. Бариева - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи ,-1995г. - 36 с. Время и Деньги.- 1996.- № 61. Время и Деньги.- 1997.- № 54. Вопросы экономики. - 1995.- № 9. Казанские ведомости.- 1995.- 18 января. Молодежь Татарстана. -1995.- 27 января. Молодежь Татарстана. -1995.- № 5. Молодежь Татарстана. -1996.- № 3. Молодежь Татарстана. -1997.- 21 марта. Молодежь Татарстана. -1997.- 10 апреля. Молодежь Татарстана. -1997.- 1 мая. Молодежь Татарстана. -1996.- №9 Республика Татарстан. - 1996.- 15 ноября. Республика Татарстан. - 1997.- 9 мая. Республика Татарстан. - 1996.- 28 декабря. Российская газета. - 1997.- 25 октября. Независимая газета.-1997.-22 января. ПРИЛОЖЕНИЯ |ПРЕСС-ЦЕНТР | |ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА | |РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН | |Тел. 64-13-83, 36-81-94, факс 36-81-14, | |e-mail: ageeva@gossov.kcn.ru, ageeva@gossov.tatarstan.ru | |Послание президента Татарстана Минтимера Шаймиева | |Государственному совету | |ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАТАРСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ | |Двадцатый век принес нашей стране колоссальный социальный| |и политический опыт. Эта эпоха стала подлинным испытанием| |для духовной сущности народов Татарстана. | | | |Сегодня мы убеждены: эпоха революций и войн, человеческих| |страданий и жертв должна завершиться. | | | |Вступая в ХХ1 век, общество должно встать на путь | |подлинной духовности, целостного и гармоничного развития | |человека, опираясь на многонациональную культуру народов,| |мировой опыт. Тем более, что сегодня возникли | |благоприятные предпосылки в политической области для | |качественного преобразования общественной жизни | |республики. Мы обязаны их полноценно использовать. | | | |Сегодняшние перемены в обществе, безусловно, носят | |формационный характер. Радикально меняются как способ | |материального производства, так и прежний тип духовности.| |Это ведет к значительным изменениям в сознании и | |психологии отдельного человека, всех социальных групп, | |народа в целом. Изменения эти настолько велики, что ряд | |социально-демографических групп не успевают за ними: они | |еще видят себя живущими в “несколько видоизменившемся | |СССР”, мыслят порой исчезнувшими категориями. | | | |Произошел как бы разрыв в темпах перемен: на практике и в| |сознании. Результат очевиден: в немалой степени | |скомпрометированы позитивные по своей сути идеи | |демократии, которая для большинства ныне ассоциируется с | |хаосом и разрухой. Скомпрометировано во многом и другое | |достижение реформ – свобода, которая определенной частью | |населения была воспринята как “вседозволенность”, | |своеволие, правовой беспредел. | | | |Поэтому сегодня самая главная проблема - не подойти к | |грани, за которой начинается деградация нации. На ее | |вырождение “работают” многие факторы: экономический, | |экологический, социальный, демографический. Предстоит | |огромная работа по стабилизации ситуации в духовной | |области. | | | |Именно поэтому от соответствующих министерств и ведомств,| |от работников социальной сферы мы ждем не информации о | |количественных показателях, а способности воздействовать | |на качественные изменения в сознании человека. | | | |В нынешних непростых условиях необходимо обеспечить | |преемственность и смену поколений, нравственных норм и | |принципов, моделей мышления и поведения, создать условия | |для свободного развития каждой личности и жизнетворчества| |общества в целом. Сегодня крайне важно, чтобы каждый | |житель Татарстана ощущал себя гражданином, думающим не | |только о себе, но и способном неравнодушно мыслить о | |своем селе, своем городе, о республике. | | | |При этом мы должны помнить о недавнем грандиозном | |эксперименте по формированию так называемого “советского | |человека”, положительный и отрицательный вклад которого в| |“социальную материю” нашего общества еще предстоит | |определить. Действительно, “новыми” людьми можно назвать | |только тех, кто родился после начала перестройки - им | |сейчас 14-15 лет. Все остальные это те, кого еще недавно | |именовали “советский народ”. Многие необъяснимые “тайны” | |происходящего в России, пожалуй, и кроются в особенностях| |мышления и поведения “советского человека”. Жажда | |“абсолютной” истины, поиск “единственно верных” решений, | |слепая вера в “вождя”, ожидание экономического “чуда” – | |мощный инерционный компонент нашего сегодняшнего | |сознания. | | | |Сменится, видимо, не одно поколение, прежде чем мы сможем| |сказать, что сформировался новый человек нового | |Татарстана. | | | |Поэтому хотелось бы особо остановиться на том виде | |жизнедеятельности общества, которое мы понимаем как | |духовное производство, как процесс творения идей, знаний,| |художественных ценностей и всего того, что помогает | |человеку и обществу жить. | | | |Мы говорим о том, что старые ценности разрушены, новые | |только формируются. Но вопрос “Ради чего, во имя чего я | |живу?” остался и до сих пор волнует каждого из нас. Не | |отсутствием ли больших целей и идей объясняется замещение| |сознания низкими и низменными потребностями? | |Подтверждение тому - прогрессирующее распространение | |наркомании, СПИДа. А где же реализация идеи здорового | |образа жизни? Мы говорим об антипатриотизме, | |западничестве. А где же наши исконные духовные ценности? | |Так над чем и как работают министерства и ведомства, | |отвечающие за физическое и духовное здоровье нации? | | | |Безусловно, необходимы коренные изменения в подходах к | |реализации социальной политики. Нам нужно не столько | |поддержание системы контроля над духовно-нравственными, | |социальными процессами в обществе, сколько наращивание | |технологии эффективного информирования населения о | |сущности государственной политики: сегодня народ страдает| |не только от экономических проблем, но также и от того, | |что ему не хватает знаний о сути происходящих перемен, и,| |пожалуй, даже от недостатка новых качеств характера, | |которых требует жизнь. | | | |Министерства и ведомства подчас воспринимают свою работу | |весьма узко и обособленно. Изменения же | |социально-духовной ситуации в республике требуют от | |органов государственной власти и управления вдумчивого | |анализа происходящего, своевременной и адекватной реакции| |и совместной работы по реализации концепции духовного | |развития человека. | | | |Каждый из нас понимает, что нет ничего более ценного на | |земле, чем здоровье и жизнь человека, которая по праву | |является сферой национальной безопасности государства. | | | |В республике делается немало в этой области: получили | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|