реферат бесплатно, курсовые работы
 

Молодежная политика в Республике Татарстан

направления в реализации МП.

Перейдем к рассмотрению нашей конкретной ситуации. На основе зарубежного

потенциала постараемся сопоставить нормативные документы, их принципы с

принципами, которые заложены в молодежную политику западными учеными и

политиками.

Татарстан - субъект Российской Федерации. И поэтому логичнее начать с

нормативной базы Российской Федерации. К тому же в ней заложены лишь

основные направления молодежной политики. Начну с того, что нет

определенного закона на уровне всей России. Это в первую очередь связано с

тем, что трудно составить закон, который бы учитывал потребности и интересы

всей российской молодежи. Она настолько разнообразна в плане жизненных

ориентаций, что это практически невозможно. Поэтому на уровне России

существуют лишь молодежные программы и концепции государственной молодежной

политики(13;54-57).

Наиболее полное выражение практические меры по реализации

государственной молодежной политики нашли в Федеральной программе “Молодежь

России”, которая была подготовлена в 1993 году. Данная программа - наиболее

действенный инструмент достижения конечных результатов, она предполагает

прежде всего выделение бюджетных средств на развитие приоритетный

направлений молодежной политики, увязку действий федеральных и местных

органов власти и управления - все это способствует созданию механизма

решения молодежных проблем, способного функционировать в дальнейшем без

участи федеральных органов власти и управления.

Таким образом, анализ федеральной программы (например, “Основные

направления государственной молодежной политики”) показал, что данные

программы являются действенным инструментом реализации молодежной политики

(и, следовательно, разрешения противоречий социального развития молодежи )

в силу комплексности, взаимоувязанности со смежными программами (“Жилье”,

“Занятость населения” и т.п.), достаточной децентрализации, гибкости.

Однако серьезной проблемой остается финансовое обеспечение программы.

Недостаток средств приводит к выпадению из контекста логически связанных с

ним частей, что резко снижает эффективность, законченность и комплексность

программ, сводит их к внесистемным мероприятиям. Такие результаты

дискредитируют программно-целевой подход и молодежную политику в

целом(17;15) .

Также в программе нет конкретных путей реализации указанных мероприятий;

отсутствует определенность, которая необходима для осуществления молодежной

политики. По словам Новиковой Т.В.(председатель Государственного комитета

РФ по делам молодежи) “исходные принципы государственной молодежной

политики превращаются пока в декларацию, которая никак не влияет на

большинство принимаемых органами государственной власти решений”. Этот

тезис подчеркивает, что не всегда центр способен решить все проблемы

региона. Поэтому современный этап развития государственной молодежной

политики в РФ “характеризуется смещением центра тяжести в работе с

государственных органов от федерального центра к регионам.”

И первичное значение для нас приобретает Республиканский закон “О

молодежи”, подписанный Президентом 19 октября 1993 года и принятый

Верховным Советом Республики Татарстан 2 марта 1993 года (1;1-20).

Принятый закон регламентирует действия государственных органов по

осуществлению государственной политики. В законе государственная

молодежная политика объявляется “одним из основных направлений деятельности

Республики Татарстан “ и “имеющей целью создание экономических, социальных,

культурных, организационных, правовых условий и гарантий для социального

становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в

интересах всего народа” (ст. 3.1). Этим как бы подчеркивается

приоритетность государственной молодежной политики в целях развития уровня

(социального, экономического...) молодежи. Принципы, на которых строится

данный закон, являются присущими всем социальным законам общества. Здесь

провозглашаются общечеловеческие ценности, которые заложены в Конституции

Республики Татарстан, Декларации прав ребенка ООН и т.п..

С целью реализации молодежной политики создан Госкомитет по делам детей и

молодежи. Государственный комитет по делам детей и молодежи Республики

Татарстан образован в соответствии с законом "О молодежи", постановлением

Кабинета министров Республики Татарстан от 22 августа 1994г. № 405 и

постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 2 марта 1993г

(4;1-2). В течение 1994-1995 годов к 16 городам и районам Республики, где

функционировали подразделения местных администраций по работе с молодежью,

добивались еще 36. В результате по состоянию на 1.01.1996 года во всех

городах и районах Республики Татарстан действуют такие подразделения, в том

числе 3 управления, 19 комитетов и 30 отделов по делам молодежи. Причем,

некоторые районы уже на стадии формирования уже столкнулись с трудностями в

подборе кандидатур на должности руководителей и специалистов этих структур.

Государственный комитет по делам детей и молодежи определяется как “орган

государственного управления, осуществляющий государственное регулирование и

межотраслевую координацию в области молодежной политики в Республике

Татарстан”.

Анализируя закон, полное название которого “О государственной молодежной

политике в Республике Татарстан”, выделим в нем ряд некоторых логических

групп. Через них мы и постараемся представить себе структуру закона.

Обеспечение соблюдения прав молодежи (Разделы 1-3). В этой связи

предусматривается недопущение каких-либо ограничений социально-

экономических, политических и личных прав и свобод прав по мотивам

возраста,, а также возложение дополнительных обязанностей только в

соответствии с законом.

Несоблюдение прав молодежи является одной из главных причин неполноты

социального статуса молодежи. Эта проблема актуальна не только для нашей

Республики. Несмотря на обще конституционные гарантии прав и свобод всем

гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встречаются

гораздо чаще, чем в других группах. Это объясняется не только незнанием

молодежью своих прав, злоупотреблениями со стороны администраторов,

педагогов, родителей, но и вытекает из ряда ведомственных и местных актов,

ущемляющих права несовершеннолетних и молодежи.

Вот письмо в редакцию газеты “Молодежь Татарстана” (34;8):

“ Здравствуйте, дорогая редакция. Пишу вам в надежде на помощь. Я просто

не знаю, к кому еще обратиться. Отец издевается надо мной, как хочет.

Несколько раз я убегала из дома... Не вернусь туда никогда, лучше покончу с

собой. Оксана, 15 лет”. И это не единственное письмо подобного рода. В

семьях и на улицах в обыденной жизни происходит полнейший беспредел.

Действует закон джунглей. Но даже там родители любят своих детей. И хотя в

разделе закона “Обеспечение молодежи” имеются две статьи, которые

регулируют взаимоотношения в семье ( это статьи 7 и 9, в которой, в

частности, говориться: ”Уход за детьми и их воспитание естественное право

родителей и их обязанность. За осуществлением этой обязанности следит

государство”), в данной ситуации надо заметить, что механизмы осуществления

закона “О молодежи” еще не действуют. К этой проблеме мы еще вернемся в

дальнейшем.

2. Гарантии в сфере труда, занятости, меры по содействию

предпринимательской деятельности и государственной поддержки молодой семьи.

(Разделы 3-4). Эти гарантии создают предпосылки для разрешения противоречий

в сфере социально-профессионального, материального статуса. Так заложена

основа осуществления мер, облегчающих процесс адаптации молодежи к условиям

труда для поддержки предпринимательской деятельности, предоставлены льготы

начинающим молодым предпринимателям по налогообложению и кредитованию;

обеспечение их средствами производства и помещениями. Стимулируется

создание молодыми фермерами своего хозяйства “путем установления льгот на

приобретение скота, средств малой механизации, выкуп земли.

Предоставление социальных услуг, создание условий для духовного и

физического развития молодежи (Раздел 3). Молодежи обеспечивается

гарантированный уровень социальных услуг. Меры в этом направлении прежде

всего связаны с образовательным статусом молодежи. Той же цели служит

служба социальной помощи молодежи, функции которой обусловлены данным

законом.

Определяется статус и мера участия молодежных организаций в государственной

молодежной политике (этой темы я коснусь в отдельной главе).

Таковы основные положения Закона "О молодежи". Существующий закон далек

от действительности. Не создан сам механизм реализации закона. Вот как

оценивает его Председатель Государственного комитета по делам детей и

молодежи М.М. Бариев :”Не смотря на то, что закон "О молодежи" гарантирует

социальную поддержку молодых семей, студенчества, других категорий

молодежи, политика правительства красноречиво свидетельствует обеспечение

обратном - никаких гарантий. Так например, из расходной части бюджета на

1995 год (3,5 миллиардов рублей) на реализацию молодежной политики

выделяется лишь 500 миллионов рублей, то есть 0,15% всех денег. Понятно,

что здесь ни о каких долгосрочных государственных проектах речь идти не

может”(28;3) Для сравнения в Башкортостане не молодежную политику было

выделено 10 миллиардов рублей в этом же году.

Таким образом, финансирование молодежной политики - достаточно острая

проблема и в нашей Республике. Даже выделенные деньги не всегда доходят до

назначения.

Закон "О молодежи" предусматривает финансирование государственной

молодежной политики (Раздел 7), здесь также описаны основные мероприятия,

которые финансируются в первую очередь. Вышло также Постановление Кабинета

министров Республики Татарстан от 10.07.95г. №452 “Об утверждении

Положения о государственной финансовой поддержке деятельности детских и

молодежных общественных организаций и объединений”(8).

Также отсутствует механизм контроля за расходованием выделенных средств,

непонятно соотношение долей республиканского и городского бюджетов, нет

четкой базы распределения выделенных денег. Закон "О молодежи" -

недостаточная нормативная база для работы с молодежью. Некоторые документы,

в частности, “Положение о комиссии по делам несовершеннолетних”, принятое

еще в 1968 году, устарели. Не определен статус детско-подростковых клубов и

молодежных центров. Но, тем не менее, это все лишь трудности данного

периода.

Определив две взаимосвязанные задачи молодежной политики: создание

объективных условий для становления и развития подрастающего поколения и

материальная поддержка малообеспеченных, можно постараться определить

приоритетные направления молодежной политики. На мой взгляд, это проблема

занятости, жилищный вопрос и социальное обеспечение.

Первостепенной значение в проблеме занятости молодежи имеет охрана прав

несовершеннолетних и молодежи, вступающих в трудовые соглашения. В этой

связи в Республике принимается ряд мер, направленных на координацию усилий

по трудоустройству подростков и молодежи. Так, ежегодно принимается

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан “Об организации

отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков”, программа создания

специализированных рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи в летний

период.

Однако в области занятости Закона Республики Татарстан “О молодежи”

также не работает. Те инструкции, которые приняты на сегодняшний день по

реализации Закона, не обеспечивают тех преимуществ, которые первоначально

закладывались в Законе, а многие еще не разработаны, в частности, по ст.21,

п.3 Закона. В результате, в организациях и местных органах управления это

положение Закона или вообще не воспринимается или трактуется по-разному. Не

действует и п.2 ст.23, так как он напрямую связан с п.3 ст.21.

Важная и очень сложная по своему решению проблема профориентации. Сегодня

эта проблема осложняется тем, что учебные заведения выпускают во многом

специалистов без учета спроса на рабочую силу. Нет серьезного прогноза

рынка профессий. Учебные программы в школах и профессиональных учебных

заведениях недостаточно связаны с реальной жизнью. Не хватает специалистов,

а соответственно и методики по профориентационной работе с учетом новых

рыночных условий, хотя потребность молодежи в профессиональной консультации

резко возросла. Нет и эффективно функционирующей системы профессиональной

информации, содержащей сведения о работе профессиональных курсов и

перспективах трудоустройства после них.

В этой связи для решения проблем занятости молодежи в Республике был

принят ряд мер (22;33-41):

- во-первых, в целях профессиональной подготовки и содействия

производственному ученичеству была разработана программа “Молодежная

практика”, которая включает комплекс мер по профессиональному обучению

(переобучению) и отработке навыков непосредственно на рабочем месте. Целью

проведения Молодежной практики является приобретение молодежью

профессиональных знаний и опыта для увеличения конкурентоспособности на

рынке труда в целом, и, в частности, получение постоянного рабочего места

на конкретном предприятии по завершению Молодежной практики или досрочно.

Продолжительность Молодежной практики 6 месяцев;

- во-вторых, предпринято создание специализированных предприятий по

содействию трудоустройству молодежи, в частности, Республиканской

молодежной биржи, образованной Государственным комитетом Республики

Татарстан по делам детей и молодежи, государственным комитетом Республики

Татарстан по труду и социальным вопросам.

Основной целью создания Республиканской молодежной биржи труда являлась

организация трудоустройства несовершеннолетних граждан и молодежи на

временную работу, повышение качества и расширение спектра услуг,

предоставляемых молодежи на рынке труда и смягчение социальной

напряженности в молодежной сфере. Все эти меры позволяют решить следующие

проблемы в части занятости молодежи, целью которых являются:

1. Создание условий для достижения экономической самостоятельности и

реализации права на труд несовершеннолетних граждан и молодежи.

Приобщение к труду возможность дать профессиональные навыки учащимся

общеобразовательных школ, начальных и средних учебных заведений в

возрасте от 14 до 18 лет, а также подросткам, которые по каким-либо

причинам не являются учащимися на момент обращения в органы занятости.

2. Проведение индивидуальной воспитательной работы с подростками,

состоящими на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних, обеспечить

их занятость и адаптацию к труду.

Для оказания содействия безработным гражданам в развитии самозанятости,

малого и среднего бизнеса, адаптации безработных к условиям рынка труда

была разработана в 1996 году Государственным комитетом Республики

Татарстан по труду и социальным вопросам и Государственным комитетом по

делам детей и молодежи программа “Казанский городской социально-деловой

клуб “БИНК”, включающий сферу услуг от консультации и профессиональной

ориентации безработных с целью определения возможностей их эффективной

деятельности в качестве предпринимателей до оказания помощи начинающим

предпринимателям в обеспечении производственными площадями. На содействие

системы самозанятости и предпринимательской инициативы предусматривается

выделить из Государственного фонда занятости Республики 5,0 млрд. рублей.

Эти мероприятия будут проводится в тесном взаимодействии с другими

ведомствами. Таким образом, мы видим, что работа, проводимая в Республике в

области занятости молодежи достаточно эффективна, но она, к сожалению,

ограничена рамками столицы. Сейчас открываются филиалы Республиканской

молодежной биржи труда, других структур, связанных с трудоустройством

молодежи и развитием молодежного предпринимательства. Основной упор в

работе Республиканской молодежной биржи труда будет сделан на временную,

сезонную и кратковременную занятость молодежи, возрождение штаба

студенческих строительных отрядов.

Анализируя весь материал по проблеме занятости молодежи, можно

постараться сформулировать основные направления молодежной политики

государства в сфере занятости:

а) обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и

реализации прав молодых граждан на труд;

б) формирование эффективной системы профессиональной ориентации,

подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

в) снизить набор на специальности, которые на рынке труда не имеют

спроса;

г) создание специальных служб занятости для молодежи, разрабатываемых и

финансируемых правительством программ по переобучению и подготовке таким

профессиям, на которые имеется спрос;

д) занятость детей и подростков в летний период, в свободное от работы

время с приоритетным правом при трудоустройстве на временную работу детей,

оставшихся без родителей, подростков из семей безработных граждан,

неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростков,

состоящих на учете в Комиссиях по делам детей и несовершеннолетних;

е) поддержка и содействие трудовым инициативам молодежи, в том числе в

области среднего и малого бизнеса;

ж) создание эффективной рекламно-информационной службы по работе

Республиканской молодежной биржи труда и других структур занятости.

Отмечу, что такая постановка обусловлена спецификой молодежной

безработицы, наличием в ней большой доли впервые вступающих в рынок труда,

высоким уровнем мобильности молодых работников, их частыми увольнениями и

возвращениями на рынок труда.

Наше правительство осознает необходимость внедрения молодежи в

экономическую среду. Некоторые направления из предложенных уже воплощены в

жизнь.

Важным критерием, определяющим уровень жизни, являются жилищные условия.

В существенной мере они определяют качество жизни. По полученным

результатам почти две трети молодежи неудовлетворено (полностью или

отчасти) своим жильем (20;35). Среди проблем, требующих первоочередного

решения, строительство жилья в возрастной группе до 30 лет назвали в 1,7

раз больше респондентов, чем среди остальных групп. По данным Госкомстата

Республики Татарстан доля молодых семей, состоящих на учете для получения

жилищной площади на протяжении 90-х годов, практически не менялась (6,2% в

1990г., 6,5% - начало 1995г.). Из числа семей, получивших жилье в 1994

году, доля молодых семей была существенно больше: если число семей,

улучшивших свои жилищные условия в 1994 году составило 7,8%, то на долю

молодых семей приходилось 15%(20;35). Однако эта доля не может

удовлетворить потребности молодых в жилье.

Отчасти, это результат существовавшей системы распределения жилья,

которая, по сути, ограничивала, нарушала права молодежи на жилье, например,

стаж работы на предприятии и т.п., что привело к общим негативным

тенденциям в жилищных условиях молодежи бывшего СССР.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.