реферат бесплатно, курсовые работы
 

История развития социальной работы в России

. либерализация цен;

. сокращение бюджетного дефицита;

. снижение дотаций убыточным предприятиям;

. введение прогрессивных налогов;

. сокращение военных расходов.

В условиях социально-экономической нестабильности происходит

снижение инвестиций и в социальную сферу. В частности, по официальным

данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию

домов-интернатов для инвалидов и престарелых – до 69%, детских дошкольных

учреждений – до 76%, общеобразовательных школ – до 80%.21

Стихийные процессы и процессы, связанные с попытками стабилизировать

социально-экономическую ситуацию, выдвинули на первый план задачи защиты и

поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделить

приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна оказываться

всесторонняя поддержка. К ним относились дети, пенсионеры, инвалиды,

беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре

1991 г. президентским указом «О дополнительных мерах по социальной

поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти

предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки

населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и

др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Для формирования финансовых источников предполагалось создать

Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения,

которые бы образовывались за «счет средств остатков продукции и товаров,

части доходов от приватизации, а также от деятельности предприятий,

организуемых ими денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов

предприятий, учреждений и организаций, иностранных юридических и физических

лиц, гуманитарной помощи, других поступлений…».

Правительству Российской Федерации предложено определить порядок

адресного направления гуманитарной помощи, а Министерству социальной защиты

населения (ныне Министерство труда и социального развития) определить

размеры бюджетных и внебюджетных средств в Республиканский и

территориальные фонды.

В начале 1992 г. происходит переориентация в поступлении финансовых

средств в Республиканский и территориальные фонды. Согласно решению

Правительства России, они должны формироваться за счет денежных средств

КПСС и Коммунистической партии РСФСР. Другую часть средств данного фонда

составляют отчисления правительств республик, входящих в состав РФ, органов

исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов

Москвы и Санкт-Петербурга, которые должны направлять средства от дооценки

товаров и продукции (25%) и от приватизации государственного и

муниципального имущества (10%). Принимается ряд законодательных мер в

области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О

государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране

материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного

обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в

г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей»

(7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21

апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных

выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25

законов, направленных на защиту граждан.

В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы

Президента и постановления Правительства. Указы Президента «О мерах по

социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по

реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в

90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г.

предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению.

Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам,

военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений

в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального

обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об

управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные

средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет

страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми

владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты

независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату

социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.

В условиях массового высвобождения работников в связи с частичной

или полной ликвидацией некоторых предприятий, учреждений, организаций

предлагалась определенная программа по содействию занятости. Среди

важнейших мероприятий – сокращение рабочего времени без сокращения

численности рабочих, льготы и компенсации высвобожденным работникам,

переквалификация до наступления срока расторжения трудового договора,

временное приостановление найма новых работников и др.

Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений

затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация

инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом

предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на

разные предприятия независимо от форм собственности). Тем самым можно

отметить, что трудовая реабилитация инвалидов в этот период носит характер

вынужденных мер, используемых правительством России ранее, в 20-30-х годах.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления

деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты

нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось

улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми,

малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения

предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен на

потребительские товары, меры социального страхования, развитие

негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства

– совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На

региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий

оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось

развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло

развитие специализированных территориальных социальных служб и различных

видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В этом же году утверждается федеральная программа «Дети России». Она

включала в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети

Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В

состав целевых программ были включены дополнительные программы – «Одаренные

дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и

вынужденных переселенцев». Предполагалось, что средства на эти программы

могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и

зарубежных неправительственных организаций.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании

граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре – «Об основах

социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой

законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением

Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных

государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого

возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями

социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-

бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и

др. Таким образом, государство определилось в субъектах обязательной

помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории

нуждающихся.

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты

населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты

(ныне Министерство труда и социального развития). Согласно постановлению

Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г., на Министерство возлагалась не

только разработка стратегии государственной политики в области защиты

нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также и организация

пенсионного обеспечения граждан, материально-бытовое обслуживание,

организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза,

развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования

социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности. Наряду

с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с

коммерческой деятельностью и социальной защитой.

С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в

Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от

принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты,

принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства,

«включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам

людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию

индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были

содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных

служб.

Система социальных служб складывалась из государственных,

муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами

деятельности этих служб являлись:

. материальная помощь;

. помощь на дому;

. обслуживание в условиях стационара;

. предоставление временного приюта;

. организация дневного пребывания в учреждениях социального

обслуживания;

. консультативная помощь;

. социальный патронаж;

. социальная реабилитация и адаптация нуждающихся;

. социальная помощь.

«Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней

предусматривалось создание корпуса профессиональных служащих, социальных

работников, тем самым конструировалась профессия, истоки и традиции которой

заложены в России еще в начале ХХ в.».22

Изменяется не только идеология государственной помощи населению, но

и механизм финансирования системы социальной защиты. Финансирование

социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов,

как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного

фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского

страхования, Фонда социальной защиты.

В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением

Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной

защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного

обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных

пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и

другими вопросами. В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные

программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60

реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными

возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-

инвалидов.23 С начала 1993 г. разворачивается организационная работа по

созданию большой сети социальных служб. Ели в 1993 г. был 321 центр

социального обслуживания, то к 1997 г. планировалось создать уже 1200

учреждений.

Продолжающийся экономический кризис, необходимость выплаты долгов

МВФ, другие проблемы вынудили Правительство в бюджете на 1999 г. сократить

ассигнования на социальные нужды. Политический кризис привел к тому, что с

апреля 1998 г. по апрель 1999 г. падение реальных доходов граждан составило

28%, заработной платы – 40%.24 В сложившейся обстановке пострадали прежде

всего наименее защищенные слои населения – инвалиды, многодетные семьи,

пенсионеры. Правительство принимает меры по оказанию им помощи, ликвидации

задолженностей по пенсиям и заработной плате, выводу страны из кризиса.

Общественная и благотворительная практика социальной поддержки в переходный

период

В 90-е годы находят свое развитие территориальные социальные центры

как институты помощи нуждающимся. Ситуация с территориальными центрами,

которая сложилась на границе ХХ-XXI вв., имеет сходные черты с

территориальными системами помощи рубежа XIX-XX вв. Как и в прошлом веке,

отсутствует точная статистика государственных и негосударственных

учреждений помощи, их соотношение на территориях, профиль деятельности,

объемы предоставляемых услуг. Институты поддержки, находясь даже в

государственном секторе, подчас имеют разноведомственное подчинение,

поэтому они действуют не по единой концептуальной схеме, имеют слабую связь

между собой.

Однако имеется и существенное различие: если территориальные и

негосударственные институты помощи в XIX веке развивались параллельно, то к

1990 г. государственные учреждения появляются лишь на территориях, где уже

сложились определенные традиции в той или иной сфере поддержки (особенно

это касается крупных промышленных городов, в областных же городах такая

тенденция выражена слабо). Отличие от прошлого времени заключается в том,

что в 90-х гг. ХХ столетия любой вид помощи оказывается в рамках

институциональной деятельности независимо от типа учреждения,

государственного или негосударственного, и эта деятельность признается

законом. Довольно сложна и запутана система управления социальной помощью.

Исследования А. Ляшенко показали, что попытки создания государственных

структур социальной помощи семье сначала в структуре исполнительной власти,

а затем при Президенте РФ привели к тому, что в ряде регионов были

сохранены Комитеты по делам семьи и детства (Карелия, Калужская, Самарская

область), в других – утверждены советники глав администрации и действуют

координационные советы (Псковская, Астраханская, Тюменская область), в

третьих – данные подразделения введены в управления социальной защиты

населения Министерства.

Невозможность создания единой системы территориальных служб связана

не только с организационным, но и с культурными, этническими и социально-

экономическими факторами.

Ведомства стремятся на территориях «внедрить» свои «идеальные»

модели поддержки определенных групп нуждающихся, что, в свою очередь,

создает определенное структурное своеобразие соответствующих институтов.

Пересечение организационных структур на местах можно наблюдать и в сфере

защиты и поддержки семьи, детства и молодежи. Данные группы курируют как

департаменты Министерства социальной защиты, Министерства здравоохранения,

так и Министерства народного образования (ныне Министерство общего и

профессионального образования РФ), Министерства молодежной политики.

Условно все территориальные учреждения помощи и поддержки можно

классифицировать на основе форм собственности по ведомственному подчинению,

а также характеру деятельности (добровольная – регламентированная):

государственные, ведомственные, муниципальные, общественно-

благотворительные.

Министерство социальной защиты к концу 1995 г. обладало самой

разветвленной и разнопрофильной системой социальной помощи. Приведем лишь

некоторые данные:

учреждения социального обслуживания семьи (всех типов) – 991;

учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов (всех

типов) – 1029;

отделения социальной помощи на дому – 9997;

территориальные центры – 999;

службы социальной срочной помощи – 1366.25

Особенность данных институтов поддержки заключалась в том, что они

представляли собой модели нормативного программного характера на основе

типовых положений, разработанных Министерством социальной защиты (его

департаментов), на основе законодательства РФ, концепции развития

социальных служб. В 1995 г. Министерством утверждена типовая региональная

программа социальной защиты населения. Главными видами помощи, согласно

типовому положению, являлись материальная, натуральная, обеспечение

занятости, гуманитарная. Однако в регионах помимо данных направлений

деятельности складывались и свои модели помощи и поддержки, что хорошо

видно на уровне таких административных единиц, как край, областной центр,

город, поселок, район.

Так, в Красноярском крае – одном из крупнейших в Российской

Федерации – проблемы связаны с депопуляцией, особенно среди малых народов,

сложными природно-климатическими условиями, спадом производства на

предприятиях химической, нефтехимической и металлургической промышленности,

что в итоге привело к безработице. Количество работающих в режиме неполного

рабочего времени или находящихся в неоплачиваемых отпусках в 8 раз

превышает численность зарегистрированных безработных. Если исходить из

проблем края, то главные направления деятельности были связаны с решением

следующих задач: улучшение положения детей, в том числе малых народов

Севера, укрепление и поддержка семьи, оздоровление населения,

предотвращение массовой безработицы. В этих условиях основная тяжесть легла

на краевые, областные, городские, районные органы социальной защиты и

комитеты по занятости населения. В рамках краевой программы «Социальная

защита малообеспеченного населения и семей с детьми» оказывалась

специализированная социальная помощь. Нашла применение и новая форма

обслуживания – переселение одиноких в «социальные квартиры».

Различие проблем приводит и к различной ориентации социальной

деятельности. Так, в Пермской области к ведущим программам в деле защиты

населения относились – «Дети Прикамья» и территориальная программа «О мерах

по социальной поддержке малоимущих групп населения». В соответствии с ними

в областном бюджете выделялись материальные средства.

Проблемы, которые существуют на уровне регионов, преломляются в

системах городской и районной помощи нуждающимся. Городские структуры

социальной помощи работают в рамках федеральных, краевых и областных

социальных программ, однако своеобразие регионов, социоэтнические традиции,

социально-экономические проблемы предполагают свои модели городской

структуры управления и оказания помощи. И здесь существенную роль играют

масштабы города (является он «малым» городом России, как Норильск, Тамбов,

Пенза, Таганрог и др., или же представляет собой мегаполис, как Москва или

Санкт-Петербург).

Так, к примеру, в Норильске проживает около 277 тыс. человек.

Основная проблема города – экология. По данным исследований, выбросы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.