реферат бесплатно, курсовые работы
 

Билеты

действия как такового, когда человек видит в этом действии свой Долг);—

аффективное действие (действие, основанное на эмоциональном состоянии);—

традиционное действие (обычное, повседневное поведение ).

Е. Эрлих (1862—1922) — австр. юрист. Его монография "Основы социологии

права", изданная в 1913 г., обозначила важную веху — появление социологии

права как отдельной дисциплины. Гл. мысль этой работы выражена в

предисловии к ней в следующем программном положении: "В наше время, как и

во все времена, центр тяжести развития права не в законодательстве, не в

науке права, не -в судебной практике, а в самом обществе"'. Наряду с

разработкой теоретико-методологических проблем социологии права он одним из

первых среди юристов стал проводить исследования (в том числе и опросы

населения, изучение роли суда, судебной практики и т.д.), близкие к тем,

которые сейчас называются конкретно-социологическими.Опросы населения

Буковины (Австро-Венгрия) дали ему основание утверждать,, что там реально

действовало примерно лишь около трети статей Австрийского гражданского

уложения. Реально действующее право-он называл "живым правом". Именно

"живое право", согласно Эрлиху, и составляет предмет социологии права.

"."Живое право" в трактовке Э. — это внутренний порядок человеческих союзов

(государства, семьи, корпорации и т.п.). Чтобы понять истоки, развитие и

сущность права, отмечал он, нужно прежде всего изучить порядок,

существующий в названных человеческих союзах..Концепция "живого права"

Эрлиха получила также название концепции "свободного права", или судейского

усмотрения, поскольку судьи, по мнению Эрлиха, должны в своих решениях

ориентироваться не на писаное законодательство, а на "живое право", берущее

свое начало в самом обществе, в фактических общественных

отношениях.Противники концепции "свободного права" и свободы судейского

усмотрения критиковали Эрлиха за размыв законности, недооценку роли

государства и его законотворческой деятельности, преувеличение роли

фактических общественных отношений. И эта критика во многом была

справедливой. Ведь отвергая сведение права к закону, Эрлих и его

последователи, по сути дела, отвергали и сам закон, подменяя его

фактическими социальными нормами..Свою социологию права, разработанную в

рамках юр. науки, Э считал не юр. дисциплиной, а одним из направлений

прикладной социологии. Правда, и вся наука о праве должна быть, по его

мнению, не чем иным, как частью социологии. Отрицание самостоят-ти

юриспруденции он весьма неубедительно обосновывал ссылкой на то, что право

представляет собой определенный аспект общественного бытия. Очевидно, что

при таком подходе социология, по сути дела, должна была бы включать в себя

все общественные науки, утрачивая свое собственное предметное своеобразие.

ПАРСОНС (1902—1979) — амер. социолог-теоретик, осн-ль системно-

функциональной школы в социологии и создатель общей теории действия. В его

работах значительное внимание уделено проблематике права как соц.о явления.

роль права как инструмента социальной интеграции исследовалась П. в более

широком контексте анализа интегративной функции всей нормативной системы

общества.. "Фактическая эффективность правовых систем, — отмечал он, — во

многом зависит от получаемой ими моральной поддержки как систем, обладающих

с точки зрения большинства людей, на которых распространяется их действие,

"внутренне присущей" им справедливостью"3. Через такую моральную поддержку

и моральное обоснование права осуществляется, согласно П., связь между

правовой и ценностной системами общества. Благодаря такой связи между

ценностями и нормами, с одной стороны, обеспечивается реальное

осуществление ценностных ориентации, а с другой — стимулируется выполнение

нормативных требований. Подобное созвучие, сочленение системы норм с

социальными ценностями П. называл "легитимизацией нормативной системы"2.

При этом он отмечал, что "ценностные предпосылки американского общества

сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация

независимости, преамбула к Конституции и Билль о правах"3.Одним из важных

аспектов парсоновской социологии является теория социального контроля. Соц.

контроль Парсонс рассматривал как процесс, посредством которого сводятся к

минимуму расхождения между системой нормативных ожиданий общества и

фактическим поведением людей. Роль правовой системы как части системы

социального контроля П. видел в том, что право путем установления всеобщих

норм задает ясные, видимые рамки социального контроля в обществе, четко

конкретизирует ценности, заставляет исполнять свои указания при помощи

силы4.Несомненный интерес для социологии права представляет и парсоновский

подход к разработке учения о социальном действии, наиболее полно изложенный

в его работе "К общей теории действия". Для понимания теории социального

действия П.а следует иметь в виду, что в рамках его концепции социальное

действие — это действие, регулируемое нормами и осуществляемое в общем

контексте системы социальных ценностей. Порядок общества обусловлен тем,

что "социальные деятели исполняют ожидаемые от них роли, разделяют

предписанные ценности и нормы"'Разработанная Парсонсом социологическая

концепция общества как ценностно-нормативной системы представляет

значительный интерес для исследований в рамках социологии права проблем

взаимодействия права с другими социальными нормами и ценностями, анализа

места и роли норм права в соционормативной и ценностной системах общества.

СОРОКИН Питирим Александрович (1889—1968) родился в семье бедного

ремесленника, в детстве вел бродячий образ жизни, подрабатывая случайными

заработками, однако при этом сумел окончить церковно-приходскую школу'. С

пятнадцати лет — член партии эсеров. В 1909 г. поступил в Санкт-

Петербургский психоневрологический институт (где незадолго до того была

открыта первая в России кафедра Социологии), а затем перевелся на

юридический факультет университета. Его дипломная работа "Преступление и

кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах

общественного поведения и морали" (1912/1913 гг.) была очень хорошо

встречена научной общественностью. Активно участвовал в февральской

революции, некоторое время был личным секретарем А. Ф. Керенского,

редактировал газету "Воля народа". В этот период им была написана серия

брошюр, в том числе: "Проблема социального равенства", "Формы правления",

"Сущность социализма", "Кому и как выбирать в Учредительное собрание?" и

др. Политические взгляды П. А. Сорокина представляли собой, по его

собственной оценке, разновидность "социальной идеологии, основанной на

этике солидарности, взаимовыручки и свободы"2.Большевистский переворот П.

А. Сорокин не принял, но, признав фиаско эсеровской программы, вышел из

партии эсеров. Его опубликованное в газетах открытое письмо по этому поводу

привлекло внимание и было прокомментировано В. И. Лениным в известной

статье "Ценные признания Питирима Сорокина". В 1919 г. ему удалось

организовать и возглавить в качестве декана первый: в России

социологический факультет. В 1920 г. вышла основная работа его русского

периода "Система социологии". В 1922 г. вместе с большой группой видных

представителей общественно-политической мысли был выслан из страны. Сначала

он обосновался в Праге, а затем перебрался в США. Здесь П. А. Сорокин

быстро сумел приобрести мировую известность и в 1930 г. возглавил

социологический факультет Гарвардского университета, которым руководил до

своей отставки. В это время были опубликованы наиболее значительные работы

Сорокина, сделавшие его классиком социологической мысли, — "Современные

социологические теории" (1928) и "Социальная и культурная динамика" в

четырех томах (1937—1941). Развивая свои ранние идеи о социальной

солидарности и этике любви, он выступил с программой спасения человечества

на базе "альтруистической любви и поведения" и основал в Гарварде Центр по

изучению творческого альтруизма. В 1964 г. в возрасте 75 лет Сорокин был

избран председателем Американской социологической ассоциации.В русский

период жизни Сорокина его научная деятельность тяготела к сфере

юриспруденции и была связана прежде всего со становлением русской школы

социологии уголовного права и теоретической криминологии. В своей первой

крупной работе "Преступление и кара, подвиг и награда" он высказал

оригинальную идею о целесообразности дополнения уголовного права его прямой

противоположностью — "наградным правом". Все правила человеческого

поведения (в том числе и правовые) делятся, согласно Сорокину, на

дозволенные, запрещенные и рекомендованные. Под влиянием изменений

социальной среды эти правила (шаблоны группового поведения) меняются.

Однако тенденция к изменению правил поведения неравномерно распространяется

на всех членов группы, что вызывает конфликт шаблонов поведения и

соответственно — конфликт внутри группы. В результате группа либо

распадается, либо ее единство обеспечивается с помощью 'таких механизмов,

как кары и награды.Весьма интересен анализ Сорокиным динамики применения

кар и наград. По его мнению, в неразвитых, примитивных обществах наказания

и награды носят более чнтенсивный характер, чем в обществах развитого

типа.Это объясняется тем, что по мере усложнения социальной жизни,

расширения ее многообразия ускоряется смена шаблонов поведения. В процессе

приспособления общества к ускоренному темпу обновления шаблонов поведения

вырабатываемые обществом нормативы становятся уже не столь прямолинейными и

однозначными, более гибкими, а следовательно, уже нетребующими таких

жестких санкций и таких эффективных стимулов, как прежде. Отсюда Сорокин

делал вывод о наличии исторической тенденции к прогрессирующему падению

санкций и снижению значимости наград в регулировании поведения людей в

обществе, которая, по его мнению, должна привести к полному исчезновению

таких форм воздействия на поведение-людей, как кары и на

СОВЕТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА В первые годы советской власти и вплоть до

середины 30-х годов традиции социологического подхода, сложившиеся в

российском правоведении до 1917 г., оказывали живое и плодотворное влияние

на формирование советской юридической науки. Разрабатываемые советскими

теоретиками права концепции права как порядка общественных. отношений (П.

И. Стучка), права как формы материальных, экономических отношений (Е. Б.

Пашуканис, И. Pa-! зумовский), классово-психологическая концепция права (М.

А. Рейснер) в значительной мере представляли собой развитие идей и

концепций С. А. Муромцева, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, Л. И.

Петражицкого и других российских ученых, работавших в этой области до 1917

г.Кроме того, в этот период продолжало активно развиваться социологическое

направление в сфере уголовного права. Так, в созданных в ряде городов

кабинетах по изучению личности преступника и преступности осуществлялась

работа по таким направлениям, как изучение различных категорий заключенных

с помощью анкетных опросов, исследования личности преступников в

криминологических клиниках, анализ законченных судебных дел с последующей

статистической обработкой материалов, изучение уголовной статистики и т.п.'

Важное значение для координации и развития криминологических исследований

имело создание в 1925 г. в .Москве Государственного института по изучению

преступника и причин преступности. Социологическими исследованиями уровня и

причин преступности занимались и другие юридические научные центры. В 1927

г. по материалам, собранным Отделом моральной статистики, была издана книга

"Самоубийства в СССР в 1922—1925 гг.", в которой сравнивались показатели по

СССР с данными ряда европейских государств, проводился сравнительный анализ

данных по различным городам страны, анализ самоубийств по социально-

демографическому составу лиц, совершивших самоубийство, мотивам и способам

самоубийств и т.д. По мнению специалистов, столь обширные сведения о

самоубийствах не публикуются в России до сих пор.В 20-е годы проводились

исследования и проблем нар-^мании. В этой области работали М. Н. Гернет

(им, в частости, были опубликованы такие работы, как "Нарко-тизм,

преступность и уголовный закон", "Сто детей-наркоманов" и др.), А.

Раппопорт, Н. К. Топорков и другие ученые.Что касается исследований проблем

пьянства и алкоголизма, то их лейтмотивом по-прежнему являлся вопрос об

эффективности антиалкогольных запретов. В 1924 г. в Москве была создана

Научно-исследовательская комиссия по изучению факторов и быта проституции,

силами которой был осуществлен ряд исследований, включающих и опросы

проституток. Аналогичные исследования проводились и в других городах

страны.В первые годы советской власти (20-е — начало 30-х годов)

социологический подход применялся и к изучению целого ряда иных юридически

значимых проблем. В частности, метод анкетного опроса использовался для

изучения так называемого земельного вопроса, проблем семьи и брака, родовых

и национальных отношений, быта рабочих и т.д.Однако с 30-х годов (после

отказа от новой экономической политики) в стране начался процесс

утверждения тотального господства большевистской идеологии и резко

усилились гонения на все неидеологизированные исследования в сфере

обществоведения. Социология, направленная на изучение фактов и реалий

социалистической действительности, была для властей не только ненужной, но

и опасной. Социология могла устраивать большевистскую идеологию только в

виде урезанного изложения догматизированного исторического

материализма.После XX съезда КПСС (1956 г.) и критики "культа личности

Сталина" диктат идеологии несколько ослаб и научная мысль заметно

оживилась. В этих условиях начали возрождаться и эмпирические

социологические исследования правовых явлений.. В 70-е годы в рамках

советской общей теории права стали выделять три составные части —

специально-юридическую теорию, философию права и социологию праваАнализируя

итоги проходившей в 70—80-е годы дискуссии о понятии права и характеризуя

одно из направлений тогдашнего правопонимания как социологическое, они

писали: "Право, рассматриваемое не как застывшая совокупность норм, а как

деятельность физических и юридических лиц... применяющих и исполняющих

правовые предписания, представляет собой предмет социологического

изучения... На этой основе возникло и правопонимание, ориентированное на

право в действии"'..Теперь уже ни для кого не секрет, что реальными

рычагами управления, на которых все эти годы в значительной степени

держалась административно-командная система регуляции общественных

отношений в нашем обществе (и, прежде всего в сфере экономики), были

неправовые по своей природе директивы партийных органов, приказные

установления исполнительно-распорядительной власти и т.пВ целом в рамках

советской социологии права четко сформировались три основных направления

'исследований. Первое направление — это изучение социальной обусловленности

законодательства, которое осуществлялось главным образом в рамках историко-

материалисти-ческой доктрины и практически было оторвано от частных

социологических теорий и эмпирического уровня исследо'" ваний. Второе

направление, достаточно развитое как я3 теоретическом, так и на

эмпирическом уровне, составлял исследования эффективности действия

законодательства и правоприменительной деятельности. Третье направление —

это комплекс исследований различного профиля, посвященных изучению

"социального механизма действия права".Юристы долгое время не могли

определить место такого рода исследований в системе уже сложившихся

дисциплин. Эти исследования, вторгавшиеся почти во все сферы правовой

жизни, не могли быть отнесены ни к отраслевому правоведению, ни к теории

права

ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ , Формой организации отношений общества и

одним из основных элементов социальной структуры являются социальные

институтыПраву, рассматриваемому как социальный институт, свойственны все

общие черты социальных институтов. Социальный институт права — это вид

социального института', Рассмотрим особенности социального института права1-

Право есть важнейший фактор социального порядка _ Оно предназначено

обеспечить общую социальную стабильность, безопасность посредством

регулирующей силы законов и их исполнения; обезопасить граждан, общество

от различных проявлений агрессии, насилия, последствий деструктивных

конфликтов; гарантировать упорядоченность, предсказуемость в социальных

отношениях, сделать их как бы "общефоновыми" общественными условиями. 2.

Право относится к интегративным институтам. Нормы права, законодательство

воздействуют на все важнейшие стороны жизни людей, деятельность

организаций, учреждений, органов государства. Поэтому право в

институциональном плане выступает одним из скрепляющих каркасов,

интегрирующих общество.3. Право является нормативным образованием, т. е.

определяет пределы допустимого в поведении людей, правовые рамки

деятельности организаций, облекает в правовые формы государство; и таким

способом участвует в формировании структуры общества и регулировании

социальных отношений.4. Право, рассматриваемое в институциональном разрезе,

объектировано в законодательстве. Эффективность его в этом отношении

связана'с государством и опирается на силу. При институциональном подходе к

пониманию права важно не только представление о том, в силу каких

обстоятельств (альтруизма, лицемерия, боязни наказания) исполняют люди

правовые нормы, но и то, что они следуют праву, так как общество

потребовало этого от них. Поэтому если человек отказывается исполнять

правовые предписания, то общество принуждает его к этому, а при

необходимости применяет насилие, придерживаясь принципа: "Сила должна

оставаться за законом".5. Право — часть действующего в обществе социального

контроля, который можно определить как "способ саморегуляции социальной

системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее

элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования"1.

Круги социального контроля начинаются с первичных малых групп — семьи,

друзей; в более широких группах действует контроль профессиональной группы,

членов клуба, общественных организаций; наконец, существует социальный

контроль внешнего круга; мораль, обычаи, нравы, религия, и юридико-поли-

тический контроль2.6. Право взаимосвязано с политическими институтами

общества, а потому является инструментом политики. Содержание права и его

применение связано в большей или меньшей мере с общественным и политическим

консенсусом в обществе, властвующей элите.

Общественное мнение — это состояние массового сознания, связанное, с

высказыванием суждений по общественно значимым проблемам. Такая трактовка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.