реферат бесплатно, курсовые работы
 

Билеты

Билеты

О.КОНТ Социология как сам научная дисц-на зародилась в XIX в. на базе так

называемого позитивистского направления соц ф. Позитивизм как особое

течение ф. мысли возник в 30—40-х годах XIX в. в значит мере под влиянием

впечатляющих успехов н-техн и естественнонаучного знания. К этому же

периоду относится и возникновение -социологии как науки, опирающейся на

наблюдение и ориентированной на эмпирические исследования социальных

явлений и процессов. Основоположн.позитивной ф. и одновременно основателем

науки соц был фр ф Огюст Конт (1798—1857) — основатель социологии как

самостоятельной науки. Именно ему принадлежит и сам термин "социология" (от

лат societas, т.е. общество, и гр logos, т.е. учение). Некоторое время он

работал секретарем известного французского социалиста-утописта Клода Анри

де Сен-Симона и находился под большим влиянием его идей. По мнению

выдающегося французского социолога Э. Дюркгейма, уже в работах Сен-Симона

содержатся все основные'идеи контовской социологии. Однако именно Конту

принадлежит заслуга оформления этих идей в целостную концепцию, положившую

начало созданию новой науки об обществе.О. Конт придерживался

эволюционистской концепции'развития общества. При этом он считал, что

основной вектор общественного, развития идет по линии прогресса

человеческого разума, прогресса в познании человеком окружающего его мира.

В своей трактовке истории человечества Конт вслед за Сен-Симоном развивал

идею трех стадий духовной (интеллектуальной) эволюции. Согласно

сформулированному им з-ну 3 стадий умств. развития человечества, наше

знание о мире проходит последовательно 3 различных состояния: 1) теол-е

(природные явления объясняются действием сверхъестественных божественных

сил), 2) метафизическое (объяснения явлений мира осн-ся на различного рода

абстрактных, умозрительных суждениях, осущ-ся посредством метафизических

сущностей и причин, оторванных от жизненных реалий) и 3) позитивное, или

научное (познание мира опирается на научное знание о природе и обществе,

основанное на изучении эмпирически наблюдаемых закономерностей с

использованием методологии точных наук). Последнее К расценивал как

конечное достижение прогресса ч. разума. Такой позитивной наукой об

обществе и является, по К, социология, которая призвана рационализировать

организацию и функционирование социальной жизни человечества на основе

сочетания начал порядка и прогресса.В соответствии с принц. позитивизма К

рассматривал социологию как своего рода "социальную физику". В стр-ре

социологии он различал соц. статику, имеющую дело с устойчивыми условиями

существования любого общественного строя (это как бы "анатомия"

общественного организма), и соц. динамику, изучающую естественные законы

общ. развития ("физиология" общественного организма). В своей

позитивистской концепции общества К отвергал дух индивидуализма и

индивидуальные права людей. Право личности—- это безнрав и анархическое

понятие, и в обществе, построенном на началах поз.ф, будут существовать

лишь обязанности. Вместе с правами личности он отрицал и право вообще.

Понятие права, должно исчезнуть из области политики, как понятие причины —

из физики. Все члены общества, согласно его представлениям о "социократии",

должны выполнять свои общественные функции (частные функции он вообще не

признавал), и у них остается лишь одно право — право выполнять свой долг

Идеи О. Конта о социальной солидарности впоследствии получили развитие в

работах многих социологов и социальных философов.При жизни О. Конта его

концепция позитивной философии и социологии как новой науки об обществе не

получила признания. Он умер забытым с репутацией сумасшедшего.

К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) — основоположники ист-матер,

диалектической, классово-ком концепции общества и общ развития, оказавшей

сущ влияние не только на научную, но и на обш-полит жизнь во всем мире,

особенно в России. Пр и г-во, согласно марксизму, — это надстроечные

явления, обусловленные базисными (экономическими, производственными)

отношениями.Первым шагом Маркса на пути к формированию его собственных

взглядов на закономерности общ развития стал критич разбор гегелевской

"Философии праваОбоснованная Марксом в рукописи "К критике гегелевской

философии права" (1843 г.) первичность общества по отношению к политическим

и правовым формам является исходным и отправным положением марксистского

мировоззрения. Осн аспекты нового учения были изложены в совместном труде М

и Э "Немецкая идеология" и в работе Маркса "Нищета философии".Классовый х-р

м. доктрины нашел свое яркое выраж в подготовленном М и Э "Манифесте

коммунистической партии" (1847 г.). Излагая содержание коммунистического

учения, М и Э в этой работе подчеркивают, что "коммунисты могут выразить

свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности". Именно на

этом положении базируется вся марксистская социологическая доктрина,

выделявшая в системе социальных факторов основополагающий — экономические

отношения собственности — и связывающая сущность коммунизма (и социализма

как его первой фазы) с уничтожением частной

собственности.Частнособственническая природа буржуазного общества

обусловливает и классовый характер права при капитализме. Основные идеи

марксизма нашли свое дальнейшее развитие и обоснование в главном труде

Маркса —"Капитале" (первый том которого вышел в свет в 1867 г. и уже в 1872

г. был переведен на русский язык и издан в России). Значительное место в

"Капитале" уделено анализу диалектики взаимодействия материального

(базисного, экономического) содержания и надстроечной политико-прформы.

Диалектический характер такого взаимодействия заключается, согласно Марксу,

в том, что правовая форма, с одной стороны, обусловлена экономическими

отношениями,, а с другой — способна оказывать на эти эк отн обратное

активное возд-е. Эк обусл-ть закон-тва Маркс демонстрировал, в частности,

на многочисленных примерах законодательного регулирования денежного

обращения.Для правовой концепции Маркса было характерно различение права

(правового отношения, правовой формы) и закона. Возникновение правовых

отношений Маркс связывал с развитием отношений обмена, по мере упорядочения

которых складывались определенные дог формы взаимоотношений между людьми по

поводу обмена товарами. Эти договорные формы взаимоотношений между равными

друг другу и независимыми друг от друга участниками обмена Маркс и называл

юридическими (правовыми) отношениями, или правом. Согласно учению

марксизма, с уничтожением частной собственности на средства производства

буржуазное право должно отмереть. Однако это, считал Маркс, произойдет не

сразу после пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. В

условиях социализма (т.е. первой фазы коммунизма) сохраняются остатки

буржуазного права в качестве регулятора меры труда и потребления, поскольку

здесь основополагающим является принцип "от каждого по способностям —

каждому по труду". Государство и право, согласно марксизму, отомрут

окончательно при полном коммунизме, когда будет действовать принцип "от

каждого по способностям — каждому по потребностям". Применительно к

ситуации уничтожения частной собственности и частнособственнического строя,

его базиса и надстройки (т.е. при социализме) марксистско-коммунистическая

концепция социологии права — это по своей сути социология отрицания (и

"отмирания") права как остаточного частнособственнического, буржуазного

явления.

ДЮРКГЕЙМ (1858—1917) — фр. ф и соц. Его осн. работы: "О разделении общ

труда", "Метод социологии", "Самоубийство", "Элементарные формы религиозной

жизни" и др. Д. был осн и изд журнала "Соц. ежегодник", на базе к-го

сформировалась так называемая фр. соц. школа. В основе доктрины этой школы

лежали идеи, сформул-е и развитые Д-м.; принимал активное участие в общ-

полит жизни Фр, переживавшей трудные времена после подавления Парижской

коммуны в 1871 г. Будучи приверженцем дем и либер убеждений, он выступал

против возрождения монархии и установления иных форм "сильной власти" и

отстаивал необходимость национ согласия. Д. внес большой вклад в разработку

концепции солидаризма, в соответствии с к-й возможно разрешение классовых

конфликтов на основе общего интереса.Он с сочувствием относился к

популярным в конце XIX в. идеям социализма, но, будучи сторонником эволюц.

пути развития общества на основе компромисса между различными соц.

классами, отвергал револ. методы борьбы за социализм. Маркс. концепцию

общества Д. не признавал, считая, что она противоречит фактам,

преувеличивает роль экономики и недооценивает значение религии как более

глубинного фактора соц. развития. По мнению Д., экономика зависит от

религии гораздо больше, чем последняя от первой.На формирование научных

взглядов Д. большое влияние оказали работы таких выдающихся фр. мыслителей,

как Декарт, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо (и прежде всего его концепция общей

воли). Но более всего Д.был близок контовский позитивизм. Как и у К., его

подход к исследованию общества был основан на аналогии между обществом и

организмом как высокоорганизованной системой орг. и ф-й. Вместе с тем по

ряду принц.вопросов он расходился основоположником социологии. Гл. отличие

состояло в стремлении Д. понять причины соц. Явл., сочетая эмпирический

анализ с теоретическим.Следуя натуралистической традиции раннего

позитивизма, Д. рассматривал общество как часть природы. Общество- это та

же природа, но достигшая наивысшей точки своего развития. Поэтому изучать

общество надо с помощью той же методологии, что и природу. Социология, по

его мнению, — это наука о социальных фактах, осн.-я на рациональном подходе

и эмпирических исследованиях. Д. подразделял социальные факты на

морфологические2 (факты "анатомического порядка"), которые он называл

"материальным субстратом общества" (к ним он относил плотность населения,

интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер

поселений и т.п.), и духовные, нематериальные факты — коллективные

представления. К такого рода социальным фактам он относил "верования,

стремления, обычаи группы, взятой коллективно"3. Последним он уделял особое

внимание.. Право- особая разновидность духовных социальных фактов, а именно

как такой социальный факт, принудительный характер которого особенно

очевиден, поскольку он обеспечен принудительной силой государства.

Организованный характер санкций является главным признаком права,

отличающим его от иных социальных норм (например, от норм морали) и

свидетельствующим о том, что право является более сильным состоянием

коллективного.Д. ввел новое понятие "аномия" для обозначения состояния

ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы уже не

действуют, а новые еще не созданы. Это состояние особенно характерно для

переходных периодов в развитии общества, когда разрушение старого опережает

формирование нового. Одним из внешних проявлений такого состояния аномии

является рост числа самоубийств. Этой проблемой Д. занимался очень

серьезно, посвятив ей одну из своих книг, где установил зависимость между

числом самоубийств и степенью ценностно-нормативной интеграции общества

(группы). При этом он выделял три основных типа самоубийств: эгоистическое

(когда имеет место слабое воздействие социальных норм на индивида и он

остается наедине с самим собой), альтруистическое (поглощение индивида

обществом, ради которого он жертвует жизнью) и анемическое (когда

социальные нормы практически отсутствуют, т.е. в обществе наблюдается

ценностно-нормативный вакуум)'.Особый интерес с точки зрения социологии

права представляет трактовка Д проблемы соотношения нормального и

патологического в социальной жизни. Он считал, что "преступление нормально,

так как общество, лишенное его, было бы совершенно невозможно". В качестве

примера он приводит некий идеальный монастырь, обитателям которого

неизвестны преступления в собственном смысле. Однако проступки, кажущиеся

извинительными в обычном обществе, вызовут там то же негодование, какое у

обыкновенных людей вызывает преступление. Говоря о полезной роли

преступлений в эволюции, он ссылается на весьма нетипичный случай осуждения

Сократа. С точки зрения афинских законов Сократ, замечает он, был

преступником, но его преступление было полезным не только для человечества,

но и для его родины.Таким образом, преступность, согласно Дюркгейму, — не

патология, не социальная болезнь и зло, а социально необходимое, полезное

явление, "фактор общественного здоровья", составная часть всякого здорового

общества4. Это весьма спорное суждение.

. Тард (1843—1904) — фр юрист и соц. Его осн.пр.— "Законы подражания",

"Трансформация права", "Соц. логика", "Общественное мнение и толпа".Псих.

подход к пониманию соц. процессов и явлений начал складываться в социологии

к концу XIX в. под влиянием достижений психолог. науки и прежде всего

эксперимент-й психологии. И хотя он не выходил за теоретико-методоло-е

рамки позитивизма, сторонникам данного подхода удалось заметно раздвинуть

границы прежнего соц. видения мира, осн. на физи. и биол. детерминизме (и

объяснявшего общество посредством аналогий с явлениями физ.го и биол.

порядка).Для псих.о напр-я в соц. характерен интерес к мотивам и псих. Мех-

му поведения людей. При этом речь идет о коллект. или соц. психологии как

продукте дух. взаимодействия между людьми. Соц.-псих. подход к изучению

общ. делал акцент на том, что эволюция общ. "происходит под влиянием

интеллект., эмоц. и волевых возд-й одних людей на других, а не путем

спонтанного, фаталистического развития'". Подобный фаталистический подход

был характерен для сторонников физико-биол. детерминизма.Т.считал

разрабатываемую им соц. (коллективную) псих-ю фундаментом соц. как науки об

обществе. Ист-м общ. развития он считал изобретения, под к-ми имелись в

виду всевозможные открытия и усовершенствования как в техн. сфере, так и в

области соц. жизни (новые идеи, ценности, институты и т.д.).

Распространение и реализация этих изобретений осущ-ся, согласно Т., через

соц-псих механизм подражания (в форме обычая, моды и т.д.). Соц. прогресс

осущ-ся, т.о., за счет того, что отд. выдающиеся индивиды создают и

реализуют в жизни что-то новое, а ост. члены общ.а, массы, подражая им,

воспринимают, распространяют и закрепляют это новое. Все социальное, считал

Т., имеет своей причиной подражание. Соц.конфликты он объяснял оппозицией

(столкновением) векторов (направлений) такого подражания. Именно механизм

подражания, согласно Т., лежит в основе социализации, т.е. усвоения

индивидом норм и ценностей общества.С этих соц.-псих позиций Т.

рассматривал и вопросы права, исследованию к-го он как юрист и соц. уделял

большое внимание. По своей юр. профессии Т работал судьей, а затем

руководил службой уг. статистики в Мин. юстиции Фр..В духе сформ-ых им соц.-

псих. З. подражания Т.утверждал, что право — это "не более как один из

видов склонности человека к подражанию". Это понимание права лежит в основе

его юр.-соц ис-ий проблем трансформации (эволюции) права, криминологии и

уг. статистики, законод-й д-ти и суд. практики, формирования обычая и т.д.В

плане социологии права, как и общей соц., важное значение имели

исследования Т в области психологии толпы и общ. мнения. Толпе как

беспорядочному скоплению людей присущи общее эмоц. состояние и соотв-щие

формы поведения. Психология толпы подавляет челов. Индив-сть, психологию и

интеллект индивида. Поведение человека в толпе хар-ся повышенной

внушаемостью и подражательностью. Чем многочисленней толпа, отмечал Т, тем

ниже ее инт. уровень и выше ее эмоц. Возд-е на индивида. В отличие от толпы

публика, согласно Т, — это особое инт-соц образование (общность людей),

обладающее общим самосознанием. В формировании этого общего самосознания

публики существенную роль играют средства коммуникации и массовой

информации. Общ.мнение, трактуется в соц-псих концепции Т как форма

выражения общего самосознания публики..

М. Вебер (1864—1920) — нем/с.,. Его осн.работы — "Протестантская этика и

дух капитализма", "О категориях понимающей социологии", "Хозяйство и

общество". Гл. сод-е социологии и соц. философии В. — концепция

прогрессирующей рациональности как определяющего вектора исторического

развития. Речь идет о постоянной тенденции к рационализации всех сфер жизни

западного общества. Это выражается в формировании и развитии рацион. Эк-ки

(эк-ка капитал. способа производства), рацион.религии (протестантизм),

рацион. управления (рациональная бюрократия) и т.д. Рационализацию В.

рассматривал как преодоление (модернизацию) традиционных, патриарх. форм

жизни. Он говорил о прогрессирующей рациональности как о неизбежной судьбе

Запада.Особое внимание в своих соц. Исслед. В. уделял выявлению факторов,

способствующих возникновению рациональной европейской культуры, и причин

отсутствия данного типа культуры в других частях света. Анализируя эту тему

в работе "Протестантская этика и дух капитализма", он обратил внимание на

роль религии в зарождении и развитии капитализма То значение, которое Вебер

придавал роли религии, видя в ней, по сути дела, осн.овной движущий фактор

общественного развития, говорит о монистическом характере его подхода к

исследованию закономерностей развития общества.. Наиболее ярко свои

антипозитивистские взгляды он изложил в концепции понимающей социологии и

теории социального действия.Пон.соц. в трактовке В. отрицает познавательную

ценность характерных для соц. натурализма прямых аналогий между природой и

обществом. Она исходит из того, что человек познает общество не как внешний

наблюдатель (естествоиспытатель), а через познание и понимание самого себя.

Только познавая и понимая самого себя, человек- может понять тот смысл,

который вкладывают в свое поведение др. люди, познать соц. реальность.Идеи

понимающей социологии были сформулированы еще до В., однако именно В. ввел

в научный оборот термин "понимающая социология". Пон. Соц. у В. тесно

связана с его концепцией теории соц. действия. Пон.с. изучает поведение

индивидов, вкладывающих в свои действия опред. смысл, выявляет и понимает

этот смысл. Такое действие индивида, в котором заложен определенный смысл,

доступный пониманию других людей, В. соц. действием. При этом социальным он

считал действие, смысл к-го соотносится с поведением Др. людей, т.е.

действие, учитывающее поведение др. людей, их возможную реакцию и в этом

смысле поддающееся их пониманию.С позиций социологии права особый интерес

представляет веберовская классификация типов человеческого Действия, в

рамках которой он выделяет:— целерациональное действие (ему присущи ясность

Цели, рационально соотнесенной с осмысленными адекват ными ей средствами и

с возможными последствиями данного действия);— ценностно-рациональное

действие (действие, основанное на вере в безусловную ценность самого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.