| |||||
МЕНЮ
| Американский период творчества П.А. Сорокина, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный и сверчувственный-сверхрациональный».[83] По Сорокину, Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. «История человеческого знания – это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг друга».[84] Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…»,[85] «…он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества».[86] Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в великих религиях. Также Сорокин определяет «новое царство реальности», которое состоит из неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений. Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения), который накладывается на физический и/или жизненный компоненты».[87] Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смыслв, Венера Милосская превращается в простую глыбу мрамора».[88] Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу».[89] Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшую интегральную ценность – «истинную вершину добра» - «невидимое триединство Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие».[90] Автор утверждает: «…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты».[91] Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики Интегрального общества, которое , по Сорокину есть наиболее приемлимая историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы. Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего общественного строя. Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее - распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в созданном им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма. Теория социальной любви и творческого альтруизма. Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».[92] Организовать Исследовательский центр по творческому альтруизму Сорокин смог благодаря финансовой поддержке известного в Америке филантропа, бизнесмена и мецената Эли Лилли, который пожертвовал на нужды Центра более 100 тыс. долларов, и за короткое время Центр выпустил 12 томов научных трудов, в каждом из которых значительное место занимают работы самого Сорокина. Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки. Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией исторического прогресса. Сорокин выделяет ее функции: «… она была и остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; они [исследования] также показали : что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными; что любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса; наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров».[93] Все эти положения подтверждаются социологическими исследованиями, основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысяч жизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы, около 500 американцев – «добрых и хороших соседей». Как всякое общественное явление, энергия любви может быть измерена количественно. Сорокин выделяет пять измерителей силы любви – интенсивность, экстенсивность, длительность, чистота и адекватность субъективность альтруистических целей с их объективными результатами, также пытается получить сводный измеритель энергии альтруистической любви. «Применение экономических терминов «производство, накопление и распределение» к энергии любви кажется парадоксальным. Однако, в действительности оно имеет глубокий смысл, связанный с распределением ресурсов и инвестиций, определением политических целей и приоритетов, созданием и функционированием общественных институтов, определением содержания образовательного процесса – от детских садов до обучения взрослых, театрального репертуара, телепрограмм, издания литературы, периодической печати, наконец, ограничением средств на милитаризацию экономики и общества».[94] Исследовательская программа центра концентрировалась на пяти уровнях социального действия: подготовка индивидов, первичные группы, вторичные группы, сообщества, страны. В сущности, она являла собой сорокинский проект движения в новый век, программу реконструкции общества, ставит даже задачу создания контуров новой Интегральной цивилизации, а также институционализации альтруизма. Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится органичивать фокус своего исследования рамками названных теоретических направлений. Заключение. В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений. Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Однако сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее. Ю.В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не исчерпан». Однако, мне кажется, что мы преодолели самый критический момент и повернули в сторону возрождения, так как в целом наблюдаемая картина «суперорганического мира» России представляет наличие процессов «фильтрации» как западного культурного наследия, так и «советско- российского» , причем происходит накапливание позитивных элементов того и другого, их довольно активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя сейчас утверждать, что опасность миновала, но критическая точка, по- моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что в случае очередного экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шагов назад и упомянутая альтернатива не возникнет снова. Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов. Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса. Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество».Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина. Завершить работу хотелось бы следующими справедливыми словами А.В. Липского: «Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотом России». Список использованной литературы: 1. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993 2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994 3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992 4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997 5. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996 6. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993 7. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. М.: Онега, 1995 8. Теория интерактивного общества П. Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции. Уфа, 1997 9. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. Спб.: Ольга, 1996 10. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.: Алетита, 2000 11. Зверев В.М., Соболев В.С. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1989 №2 12. Согомонов А.Ю., Сорокин П.А., Ковалевский М.М. // СОЦИСС. 1989 №3 13. Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИСС. 1989 №3 14. Сорокин П.А. Историческая необходимость // СОЦИСС. 1989 №6 15. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1990 №2 16. Сорокин П.А. Колонизационные вожделения // СОЦИСС. 1990 №2 17. Сапов В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // СОЦИСС. 1990 №3 18. Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // СОЦИСС. 1991 №8 19. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИСС. 1991 №8, №9 20. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИСС. 1992 №10 21. Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. 1992 №10 22. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США // СОЦИСС. 1993 №8 23. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С. Харпером) // СОЦИСС. 1996 №1 24. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИСС. 1996 №5 25. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИСС. 1998 №12 26. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИСС. 1999 №5 27. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1999 №6 28. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999 №6 29. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // СОЦИСС. 1999 №7 30. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // СОЦИСС. 1999. № 7 31. Сорокин П.А. Забытый фактор войны // СОЦИСС. 1999. № 11 32. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция человечества // СОЦИСС. 1999 № 11 33. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИСС 2000. № 4 34. Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС 2001. № 5 Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке. 1910 год 1. Пережитки анимизма у зырян //Изв.Арханг.об-ва изуч. Рус. Севера.1910. №20, №22. 2. Рец.: Жаков К.Ф. На Севере в поисках за Памом – Бур – Мортом. СПб., 1905; В хвойных лесах СПб., 1908; Из жизни и фантазии. СПб., 1907; Очерки из жизни рабочих и крестьян на Севере.СПб., 1906 // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1910 №17. 3. Рец.; Шергин И.А. Богатства Севера (Зырянский край). М., 1908 // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Русю Севера. 1910 № 12 1911 год 4. Гамсун и Верхарн как выразители современных дум и настроений // Всеобщий журнал. 1911. № 11 5. Главнейшие теории прогресса в современной социологии // Вестник знания. 1911 №9. 6. К вопросу об эволюции в прогрессе // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. вып.3. Отд. изд.: СПб., 1911. 7. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1911. №1.; № 5. 8. Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Там же. № 8-9; №11. 9. Пестрое кружево: (Дорожные заметки) // Вологодский листок.1911. № 252, 253, 255, 268, 273, 274, 277, 279, 284, 286, 288. 10. Современные зыряне // Арханг. об-ва изуч. Рус. Севера. 1911 № 18; № 22; №23;№24. 11. Рец.: Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе всеобщности. СПб., 1911. // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. Вып. 4. 1912 год 12. Бард жизни: (Уолт Уитмен, 1819 –1892) // Всеобщий журнал. 1912. № 2. 13. К основанию социологической секции Исторического общества при СПб ун- те // Запросы жизни.1912. № 48. 14. Л.Н. Толстой как философ// Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 4-5. То же: М.: Посредник, 1914. 27.с. Рец.:Сев.зап., № 10-11 15. Социальная реальность // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Т. 9. Вып. 3. 16. 4-й Международный конгресс по истории религий // Запросы жизни. 1912. №46. 17. Рец.: Быков Н. Как делается история: Опыт исторического миропонимания. СПб.: 1912 // Там же № 42. 18. Рец.: Воронов Н.Г. Основания социологии. М., 1912 // № 42. 19. Реф.: Жаков К.Ф. Основы эволюционной теории познания: Лимитизм. СПб., 1912 // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 1. 20. Реф.: Колосов Е.Е. Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского: Теория разделения труда как основа научной социологии.СПб., 1912. // Там же. Вып. 2. 21. Реф. Логос. Международный ежегодник по философии культуры.М., 1911- 1912 Кн.2-3. //Там же. Вып. 3. 22. Рец.: Новые идеи в философии. Сб.1: Философия и ее проблемы;Сб.2: Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|