реферат бесплатно, курсовые работы
 

Американский период творчества П.А. Сорокина

, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный,

рациональный и сверчувственный-сверхрациональный».[83] По Сорокину,

Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех

каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более

ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов.

«История человеческого знания – это кладбище, заполненное неправильными

эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и

псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов

познания они дополняют и контролируют друг друга».[84]

Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное

существо»: «Он является не только животным организмом, но также и

рационально мыслящим и деятельным…»,[85] «…он также является

сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и

переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который

фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие

периоды своего интенсивного творчества».[86] Сорокин также намеренно

проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в

великих религиях.

Также Сорокин определяет «новое царство реальности», которое состоит

из неорганических, органических и суперорганических (или культурных)

явлений. Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный»

компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения),

который накладывается на физический и/или жизненный компоненты».[87]

Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу

неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смыслв, Венера

Милосская превращается в простую глыбу мрамора».[88] Суперорганический

мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка,

науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и

пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех

индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и

бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков

индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает,

обуславливает и формирует каждого индивида и группу».[89]

Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет

высшую интегральную ценность – «истинную вершину добра» - «невидимое

триединство Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего

Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три

неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива;

истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно

истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от

другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна

форма энергии может быть превращена в другие».[90] Автор утверждает:

«…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить

добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных

искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и

Красоты».[91]

Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики

Интегрального общества, которое , по Сорокину есть наиболее приемлимая

историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы.

Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего

общественного строя.

Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения

Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует

стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее -

распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему

изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в

созданном им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.

Теория социальной любви и творческого альтруизма.

Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов

индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь

интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на

«путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко

всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».[92]

Организовать Исследовательский центр по творческому альтруизму Сорокин

смог благодаря финансовой поддержке известного в Америке филантропа,

бизнесмена и мецената Эли Лилли, который пожертвовал на нужды Центра

более 100 тыс. долларов, и за короткое время Центр выпустил 12 томов

научных трудов, в каждом из которых значительное место занимают работы

самого Сорокина.

Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до

этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось

ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.

Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех

высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей

силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией

исторического прогресса. Сорокин выделяет ее функции: «… она была и

остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и

межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские;

они [исследования] также показали : что любовь порождает любовь, а

ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную

политику и умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь сила,

необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что

альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше

шансов стать морально и социально дефективными; что любовь является

сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных

тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет

важные познавательные и эстетические функции; что она является самой

возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и

морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой

свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум

любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и

особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса;

наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост

«производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная

альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым

условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и

межгрупповых раздоров».[93]

Все эти положения подтверждаются социологическими исследованиями,

основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысяч

жизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы,

около 500 американцев – «добрых и хороших соседей». Как всякое

общественное явление, энергия любви может быть измерена количественно.

Сорокин выделяет пять измерителей силы любви – интенсивность,

экстенсивность, длительность, чистота и адекватность субъективность

альтруистических целей с их объективными результатами, также пытается

получить сводный измеритель энергии альтруистической любви. «Применение

экономических терминов «производство, накопление и распределение» к

энергии любви кажется парадоксальным. Однако, в действительности оно

имеет глубокий смысл, связанный с распределением ресурсов и инвестиций,

определением политических целей и приоритетов, созданием и

функционированием общественных институтов, определением содержания

образовательного процесса – от детских садов до обучения взрослых,

театрального репертуара, телепрограмм, издания литературы, периодической

печати, наконец, ограничением средств на милитаризацию экономики и

общества».[94]

Исследовательская программа центра концентрировалась на пяти уровнях

социального действия: подготовка индивидов, первичные группы, вторичные

группы, сообщества, страны. В сущности, она являла собой сорокинский

проект движения в новый век, программу реконструкции общества, ставит

даже задачу создания контуров новой Интегральной цивилизации, а также

институционализации альтруизма.

Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А.

Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих

направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что

приходится органичивать фокус своего исследования рамками названных

теоретических направлений.

Заключение.

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны

западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все

более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности

и глубины его гениальных прозрений.

Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в

экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных,

идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает

предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако,

следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от

социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее

на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так

наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами,

разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и

преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной»

системы. Однако сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся

тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и

Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в

значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В

целом, Россия постепенно становится сильнее.

Ю.В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге

творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит,

пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою

тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и

превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более

активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового

социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не

исчерпан».

Однако, мне кажется, что мы преодолели самый критический момент и

повернули в сторону возрождения, так как в целом наблюдаемая картина

«суперорганического мира» России представляет наличие процессов

«фильтрации» как западного культурного наследия, так и «советско-

российского» , причем происходит накапливание позитивных элементов того и

другого, их довольно активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя

сейчас утверждать, что опасность миновала, но критическая точка, по-

моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что в случае очередного

экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шагов назад и

упомянутая альтернатива не возникнет снова.

Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и

моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло

число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения

в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности.

Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот

факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о

превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне

положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация

внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего

развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и

политики не смогут помочь в устранении кризиса.

Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов

оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком

направлении пойдет наше общество».Однако доказательность прозрений этого

ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно

познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших

задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды

Питирима Сорокина.

Завершить работу хотелось бы следующими справедливыми словами А.В.

Липского: «Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России

придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на

самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души

человеком, настоящим патриотом России».

Список использованной литературы:

1. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993

2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.:

Наука, 1994

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992

4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997

5. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. –

М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО

«МОДЕК», 1996

6. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993

7. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX

веков. М.: Онега, 1995

8. Теория интерактивного общества П. Сорокина, альтернативы развития

современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции. Уфа,

1997

9. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. Спб.: Ольга, 1996

10. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.:

Алетита, 2000

11. Зверев В.М., Соболев В.С. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1989

№2

12. Согомонов А.Ю., Сорокин П.А., Ковалевский М.М. // СОЦИСС. 1989 №3

13. Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИСС.

1989 №3

14. Сорокин П.А. Историческая необходимость // СОЦИСС. 1989 №6

15. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина

// СОЦИСС. 1990 №2

16. Сорокин П.А. Колонизационные вожделения // СОЦИСС. 1990 №2

17. Сапов В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // СОЦИСС. 1990 №3

18. Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // СОЦИСС. 1991 №8

19. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИСС. 1991 №8, №9

20. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИСС. 1992 №10

21. Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. 1992 №10

22. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США // СОЦИСС.

1993 №8

23. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С.

Харпером) // СОЦИСС. 1996 №1

24. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и

Америки // СОЦИСС. 1996 №5

25. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического

процесса // СОЦИСС. 1998 №12

26. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИСС. 1999 №5

27. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1999 №6

28. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего

времени // СОЦИСС. 1999 №6

29. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // СОЦИСС. 1999 №7

30. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего

времени. К 110-й годовщине со дня рождения // СОЦИСС. 1999. № 7

31. Сорокин П.А. Забытый фактор войны // СОЦИСС. 1999. № 11

32. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и

реконструкция человечества // СОЦИСС. 1999 № 11

33. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального

порядка // СОЦИСС 2000. № 4

34. Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС 2001. № 5

Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке.

1910 год

1. Пережитки анимизма у зырян //Изв.Арханг.об-ва изуч. Рус. Севера.1910.

№20, №22.

2. Рец.: Жаков К.Ф. На Севере в поисках за Памом – Бур – Мортом. СПб.,

1905; В хвойных лесах СПб., 1908; Из жизни и фантазии. СПб., 1907;

Очерки из жизни рабочих и крестьян на Севере.СПб., 1906 // Изв.

Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1910 №17.

3. Рец.; Шергин И.А. Богатства Севера (Зырянский край). М., 1908 // Изв.

Арханг. Об-ва изуч. Русю Севера. 1910 № 12

1911 год

4. Гамсун и Верхарн как выразители современных дум и настроений //

Всеобщий журнал. 1911. № 11

5. Главнейшие теории прогресса в современной социологии // Вестник

знания. 1911 №9.

6. К вопросу об эволюции в прогрессе // Вестник психологии, криминальной

антропологии и гипнотизма. 1911. вып.3. Отд. изд.: СПб., 1911.

7. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Изв. Арханг. Об-ва

изуч. Рус. Севера. 1911. №1.; № 5.

8. Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Там же. № 8-9;

№11.

9. Пестрое кружево: (Дорожные заметки) // Вологодский листок.1911. № 252,

253, 255, 268, 273, 274, 277, 279, 284, 286, 288.

10. Современные зыряне // Арханг. об-ва изуч. Рус. Севера. 1911 № 18; №

22; №23;№24.

11. Рец.: Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на

основе всеобщности. СПб., 1911. // Вестник психологии, криминальной

антропологии и гипнотизма. 1911. Вып. 4.

1912 год

12. Бард жизни: (Уолт Уитмен, 1819 –1892) // Всеобщий журнал. 1912. № 2.

13. К основанию социологической секции Исторического общества при СПб ун-

те // Запросы жизни.1912. № 48.

14. Л.Н. Толстой как философ// Вестник психологии, криминальной

антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 4-5. То же: М.: Посредник, 1914.

27.с. Рец.:Сев.зап., № 10-11

15. Социальная реальность // Вестник психологии, криминальной антропологии

и гипнотизма. 1912. Т. 9. Вып. 3.

16. 4-й Международный конгресс по истории религий // Запросы жизни. 1912.

№46.

17. Рец.: Быков Н. Как делается история: Опыт исторического миропонимания.

СПб.: 1912 // Там же № 42.

18. Рец.: Воронов Н.Г. Основания социологии. М., 1912 // № 42.

19. Реф.: Жаков К.Ф. Основы эволюционной теории познания: Лимитизм. СПб.,

1912 // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма.

1912. Вып. 1.

20. Реф.: Колосов Е.Е. Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского: Теория

разделения труда как основа научной социологии.СПб., 1912. // Там же.

Вып. 2.

21. Реф. Логос. Международный ежегодник по философии культуры.М., 1911-

1912 Кн.2-3. //Там же. Вып. 3.

22. Рец.: Новые идеи в философии. Сб.1: Философия и ее проблемы;Сб.2:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.