реферат бесплатно, курсовые работы
 

Американский период творчества П.А. Сорокина

сконцентрировав внимание на малоизвестных, интересных фактах его жизни.

Доказать преемственность научного творчества американского и

русского периодов в основных работах Сорокина.

Обосновать необходимость выделения, охарактеризовать и раскрыть

сущность каждого из представленных в работе теоретических направлений в

творчестве Сорокина.

П.А. Сорокин: жизнь и судьба.

Начиная повествование о «долгом путешествии» Питирима Александровича,

нужно прежде всего ответить на вопрос: где родился этот человек? На сей

счет существует несколько версий, равно как несколько версий существует

также относительно точной даты его рождения. (в одних документах указано

20 января, в других 23, асам Сорокин настойчиво указывал 21 января). Не

имеет смысла останавливаться здесь на рассмотрении этих версий, детально

и обстоятельно изученных А.В. Липским и П.П. Кротовым в их очерке,

следует указать, к какому выводу в итоге они пришли: «… доподлинно узнать

время появления на свет Питирима Сорокина – 20,21 или 23 января – уже не

представляется возможным. Однако место рождения – село Турья, Яренского

уезда – более не подлежит сомнению» [12].

Итак, родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в

селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. (в указании даты

рождения отдадим дань уважения мнению самого Сорокина).

Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и

занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином,

где, собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров

Великого Устюга, в одной из гильдий. Отход Сорокина – старшего за 300

верст от родных мест в отдаленный уезд Вологодской губернии на

заработки, по мнению Липского и Кротова, объясняется не только

конкурентными мотивами ( Александр Прокопьевич мог не опасаться

конкуренции в Яренске, так как приходы многочисленных церквей были

многолюдны и богаты, а ремесленников насчитывалось всего 22), но также

активной и регулярной миграцией в Коми край выходцев из Вологодской

губернии.

Начиная свои странствия в поисках заработка, он появился в селе

Жешарт, примерно в км. От Яренска. Здесь Александр Прокопьевич

познакомился с Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода –

которая в 1883 году стала его женой. Очень скоро после свадьбы Сорокин

заканчивает реставрационные работы в Жешарте, и молодые перебираются в

село Гам. В 1885 году у них родился первенец Василий. Продолжая свое

путешествие по селам Яренского уезда, они в течение трех лет проходят:

Коквицы, Айкино, Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу, Оттлы, Онежье, и,

наконец, Турью. В Турье они остаются зимовать вдоме Ивана Алексеевича

Панова, земляка Сорокина, преподавателя Турьинского земского училища.

Здесь же в 1889 году и родился второй сын Питирим. Окрестили его в честь

епископа Питирима (одного из местных усть-вымьских святых, чей праздник

по церковному календарю 1889 года приходится на 24 января 1889 года, о

чем имеется запись в метрической книге воскресенской церкви села Турья.

Крестным отцом Питирима стал И.А. Панов. Весной, по окончании работ в

Турье, семья Сорокиных двинулась дальше вверх по реке – к селам Кони и

Весляна. Дальше обжитых человеком мест не было, и семья Питирима

повернула обратно. Сплавляясь теперь уже вниз по реке, делая остановки

там, где имелась работа, к осени 1892 года они добрались до Коквиц. В

этом селе в 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия и

там же, в 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет, по

воспоминаниям современников П.А. Сорокина, она была женщиной редкой

красоты и чистоты души. С этого трагического события, ставшего первым

сознательным воспоминанием Питирима Александровича и начинается его

автобиографическая книга «Дальняя дорога». После смерти матери отец

Сорокина продолжал заниматься ремеслом, обучая основам мастерства

сыновей Василия и Питирима, младший Прокопий жил в Римье у сестры матери

Анисьи (1860 – 1949), у которой не было своих детей. Отец не женился

снова и пытался справиться с тоской по жене исконно русским способом:

заливая ее водкой. По свидетельству Питирима Александровича, отец его

очень много пил, а приступы запоя часто заканчивались белой горячкой. В

1899 году, после очередного такого приступа, 14-летний Василий и 10-

летний Питирим ушли от отца и начали самостоятельную жизнь бродячих

ремесленников, отступив от обычного маршрута своего отца и отправившись

вверх к истокам реки Вычегды. Через два года, в 1901 году, их отец погиб.

Несмотря на то, что братьям едва исполнилось 15 и 11 лет, им заказывали

работу в нескольких селах, в том числе и в Палевицах; а в Римье они были

наняты даже для реставрации Яренского Спасского собора (!). Объем работ

был настолько масштабен, что Сорокины даже брали помощников. По окончании

этого подряда в 1902 году Василий и Питирим приходят на работу в село

Гам, где происходит событие, ставшее поворотным пунктом в судьбе юного

Сорокина. Необходимо отметить, что к этому времени Питирим имел уже

начальное образование, завершение которого пришлось на весну 1901 года,

когда он, работая в Полевицах, окончил там местную церковно-приходскую

школу. До этого он посещал школы грамоты в селах, где работал с отцом и

братом, много читал, а чтению, письму и счету обучала его вместе с

другими крестьянскими детьми одна из жительниц деревни Римьи, у которой

проживала его тетка Анисья, забравшая к себе братьев после смерти их

матери. Так вот, в 1902 году в селе Гам открылся набор в Гамскую

второклассную школу, которая была создана специально для подготовки

учителей в школы грамоты в селах Яренского уезда, этим она отличалась от

обычных церковно-учительских школ, воспитывавших преподавательские кадры

для церковно-приходских школ. В толпе зевак и родителей, присутствующих

на публичном экзамене, устроенном кандидатам в первый набор учащихся,

оказался и Питирим Сорокин. Решив попробовать свои силы, он блестяще

справился с испытанием и в числе немногих был принят в школу. Положенная

ему стипендия составляла всего 5 рублей в год, и эти два года

полуголодной жизни в школе Сорокин выдержал только благодаря помощи и

поддержке Анисьи, снабжавшей его сухарями.

После начала учебы в Гаме Питирим оставил прежнее ремесло и расстался

с братом. Василий стал ходить по селам один, выпивал, по воспоминаниям

старожилов, «немного умом тронулся», затем перебрался в Петербург,

работал на фабрике, за связи с социалистами был выслан в

административном порядке в Сибирь. Во время гражданской войны он был

схвачен в прифронтовой зоне чекистами и расстрелян ими, как пишет сам

Сорокин, «на всякий случай». Прокопий также погиб в 20-е годы в тюрьме.

Судьба Питирима сложилась иначе.

Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по

протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный

кошт в Хреновскую церковно-учительскую школу в деревне Хреново,

Костромской губернии. Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе

его учитель Образцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать

учительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Кроме

того, видимо он и направил Сорокина именно в Хреновскую школу, которая

открывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения,

оценив его незаурядные способности к науке. Липский и Кротов

подчеркивают следующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже

по окончании Гамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои

жизненные планы – получение гимназического, а затем и высшего

образования для занятий наукой» [13]. Однако, я не думаю, что этот выбор

пятнадцатилетнего юноши, даже такого одаренного и целеустремленного,

каким был Питирим Сорокин, являлся абсолютно самостоятельным и

сознательным его выбором. Безусловно, без подсказки и влияния Образцова

здесь не обошлось.

Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической

ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов

на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-

революционеров, созданную в 1901 – 1902 гг. на останках народнической

идеологии. Учеба в Хреновской школе, новое окружение, новые знакомства,

общение с представителями различных социальных слоев, с представителями

различных политических течений, интенсивное чтение недоступных ранее

книг, газет и журналов, не только расширили и углубили его кругозор, но

также не могли не повлиять на мировоззрение и активность такой деятельной

и страстной натуры. Как пишет сам Сорокин: «Все мое предшествующее

мировоззрение и ценности были заменены на «научно-эволюционную теорию» и

«естественно-научную философию». Былая лояльность к царскому режиму и

«капиталистической» экономике сменилась республиканскими,

демократическими и социалистическими взглядами, а политическая

индиферентность открыла путь к революционному рвению».

Успевавшего успешно заниматься и учебой и нелегальной деятельностью

Сорокина на рождество 1906 года арестовывает полиция и помещает в тюрьму

в городе Кинишма. Впрочем, это время ( около 4-х месяцев) прошло без

ущерба для интеллектуальных занятий Сорокина, более того, можно даже

сказать, что «пошло на пользу», да и по свидетельству самого Сорокина,

эти месяцы дали ему больше, чем пропущенный семестр в школе. Общение

заключенных с внешним миром было вполне доступным: днем камеры в тюрьме

не закрывались, политические свободно общались и дискутировали друг с

другом, начальник тюрьмы позволял пользоваться своим кабинетным

телефоном, охранники были не против выполнять миссию почтальонов, также

здесь у Питирима Александровича было достаточно времени для тщательного

знакомства с трудами классиков революционной и социально-философской

мысли. «Кроме этого тюрьма обогатила его тремя вещами: устойчивым

интересом к социальной проблематике, привычкой курить и замыслом первой

книги «Преступление и кара, подвиг и награда» [14].

В конце апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзор полиции,

некоторое время продолжает свою революционную активность, перейдя на

нелегальное положение, но, осознав, что политика отвлекает от основной

цели и препятствует дальнейшему образованию, Сорокин отправляется осенью

1907 года в Санкт-Петербург. Он покупает на имеющиеся деньги

железнодорожную плацкарту до Рыбинска, после чего едет «зайцем». В

Бетецке кондуктор выявляет безбилетника, но, к счастью, оставляет его в

поезде, обязав до Петербурга чистить туалеты и следить за чистотой в

вагоне. В первых числах октября Сорокин пребывает в Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге Сорокин быстро нашел репетиторскую работу за стол и

жилье. По протекции К.Ф. Жакова, философа и этнографа, первого из коми,

удостоенного звания университетского профессора, Питирима бесплатно

принимают в число слушателей вечерних Черняевских курсов. С января 1908

года их стал посещать и Н.Д. Кондратьев, также вышибленный за

революционные шалости из Хреновской школы вслед Сорокину. Через своих

земляков, многие из которых достигли известного положения в столице,

Сорокин вошел в круг петербургской научной интеллигенции, а также свел

первое знакомство с политиками, лидерами эсеров, социал-демократов и

кадетов. Круг его знакомств значительно расширяется.

В феврале 1909 года Питирим уехал в Великий Устюг, где в доме

отцовской сестры Анны и ее мужа Михаила Дранковского готовился к экзамену

(экстерном за 8 лет обучения) в великоустюжской мужской гимназии. В мае

он сдает все предметы на «отлично», получает аттестат, открывающий дорогу

в университет; летом работает

Статистиком в экспедиции по изучению Печорского края и в сентябре 1909

года возвращается в Петербург. После некоторых колебаний Сорокин

поступает в Психоневрологический институт – первое вольное научное и

учебное заведение в России, основанное в 1907 году, президентом совета

института которого являлся В.М. Бехтерев. Институт был намного

демократичнее университета, в состав студентов входили в основном

представители средних и низших слоев российского общества, к тому же

здесь находилась единственная в стране и первая кафедра социологии,

которую организовали при нем в 1908 году двое ученых с мировым именем –

М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти. Вместе с Сорокиным в этот институт

поступил и Н.Д. Кондратьев. Но, проучившись 1 год, для того, чтобы

избежать призыва на военную службу, от которой освобождались только

студенты государственных университетов, Сорокин и Кондратьев с одобрения

М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти и В.М. Бехтерева, переводятся в

Петербургский университет на юридический факультет. Интересные факты для

представления облика Сорокина-студента приводят Липский и Кротов в своем

очерке: «Особенностью сорокинского стиля занятий являлась нерегулярность

посещения лекций. Он предпочитал самостоятельно изучать первоисточники и

монографии профессоров, читавших курсы, чем слушать то же самое в

аудиториях. Достигавшаяся этим экономия времени позволяла вникать в

предмет глубже и шире предписанного программой. Так, например, 3 тома по

теории права и морали профессора Л. Петрожицкого он проштудировал за

несколько дней вместо годичного курса по шесть академических часов в

неделю. Недостаток лекционного общения с преподавателями Сорокин

возмещал на семинарах и в личных беседах сними, заслужив репутацию

способного молодого учного. При переходе в университет это помогло ему

получить стипендию, которой не только оплачивалась стоимость обучения,

но и часть расходов на жизнь»[15].

Будучи студентом университета Сорокин ведет активную научную и

публикаторскую деятельность. В этот период он публикует более десятка

серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров

публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с

журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни»,

«Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот период

– пятисотстраничная монографическая работа (зима 1912 – 1913 года)

«Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была

отмечена многими положительными рецензиями ученых.

Несмотря на то, что огромное количество времени у него уходит на

научную деятельность, он умудряется находить время для активной

политической деятельности. В январе 1911 года Сорокину чудом удалось

избежать ареста после студенческих беспорядков, вызванного смертью Льва

Толстого в ноябре 1910 года. В этот год он уезжает по подложному паспорту

за границу, будучи в Швейцарии, Италии и Австрии не теряет времени зря –

знакомится с только что вышедшей «Социологией» Г. Зиммеля. Весной 1911

года он возвращается в Петербург, «по глупости» отказывается сдавать

экзамены, что стоило ему годовой стипендии. Столичное отделение

департамента полиции вело за ним скрытое наблюдение. В 1912 году в

жандармской картотеке на него даже завели отдельную карточку.

В марте 1913 года Сорокин еще раз попал в тюрьму за антимонарший

памфлет, написанный к 300-летию дома Романовых. А.Ю. Согомонов приводит

интересные данные в связи с этим арестом.[16] Сорокину было позволено

написать письмо М.М. Ковалевскому, однако это письмо было перехвачено и

подшито к делу. В нем, в частности, он пишет: «Я сидел себе над книгами,

читал много докладов в ряде научных кружков, писал статьи, написал за

зиму книгу о карах и наградах, которую Вы знаете и… Право же при таких

обстоятельствах, я думаю, мудрено еще заниматься политикой…»[17]. Автор

письма, безусловно, слукавил, а Ковалевскому все же удалось узнать об

этом происшествии и по его прошению 24 февраля 1913 года Сорокина

освобождают из-под стражи.

В 1914 году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и был

оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к

профессорству заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех.

Кроме изучения огромного списка литературы, он по-прежнему много

издавался, читал лекции по социологии в двух институтах, работал в

созданном совместно с преподавателями кафедры социологии

Психоневрологического института «Русском социологическом обществе памяти

М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916 году) и даже успел написать

научно-фантастическую повесть «Прачечная человеческих душ». В конце 1916

года он сдал магистерский экзамен и в начале 1917 года становится приват-

доцентом Петроградского университета. Революция, правда, помешала защите

магистерской диссертации, в основу которой он положил свою первую

монографию. В годы первой мировой войны Сорокин много работал, продолжал

активно публиковаться, читал многочисленные лекционные курсы по самым

разным отраслям обществознания.

1917 год для Сорокина – это и начало его семейной жизни. Супругой

ученого стала 26 мая 1917 года Елена Петровна Баратынская, выпускница

Бестужевских курсов, дочь поместного дворянина Таврической губернии (1894

– 1975). Они познакомились на литературных вечерах в доме К.Ф. Жакова еще

в 1912 году. Елена Петровна, ботаник-цитолог по образованию, получит

впоследствии докторскую степень в США в университете Миннесоты (1925 г.),

будет преподавать в ряде университетов и колледжей Америки. Об их семье

можно сказать: « они жили долго и счастливо».

Крутые виражи его собственной биографии 1917 года красочно описаны им

в «Листках из русского дневника» и включены позднее целиком в «Долгое

путешествие». Из этих бурных событий следует отметить следующие: активное

участие Сорокина в функционировании Государственной думы, Временного

правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, в

редактировании эсеровских газет «Воля народа» и «Дело народа», в

написании целого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Будучи

секретарем А.Ф. Керенского, П.А. Сорокин вскоре убедился, что страна

приближается к пропасти, он был сторонником «жестких мер» и требовал от

правительства их принятия. Большевистский переворот Сорокин воспринял как

контрреволюцию, по его мнению, к власти пришли «преторианцы». 2 января

1918 года он арестован большевистским правительством.

« В 1918 году правители коммунистической России объявили на меня

охоту. В конце концов я был брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу.

Ежедневно в течение шести недель я ожидал смерти и был свидетелем казни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.