реферат бесплатно, курсовые работы
 

Особенности богородичного движения в России

В 2002 г. Богородичная церковь выезжала с миссией в Канаду. Там ее члены имели встречу с марианским боговидцем, исповедником, бывшим заключенным ГУЛАГа, художником Иосифом Терельей. Также посетила марианский центр в Торонто.

В 20002002 гг. была миссия архиеп. Иоанна и его священников в Италии. В турне состоялась встреча в Международном Институте религиозных исследований, глава Massimo Introvigne (CESNUR, Torino), в Риме с кардиналом Каспером и монсеньором Мэйем (секретарь Папы Иоанна Павла II по межрелигиозным связям). Mons. Walter Kasper и с римским кардиналом Милинго (Mons. Emmanuel Milinge). Миссия учавствовала в в ежегодном семинаре марианского движения в г. Скио. Она встретилась в Милане с боговидцем Доном Стефано Гобби, главой международного марианского движения священников (Don Stefano Gobbi), в монастыре. В Милане состоялась встреча архиеп. Иоанна с отцом Луиджи Бьянки, всемирно известным мариологом, одним из основателей международного марианского движения священников, исследователем явлений Богоматери, журналистом, 2002 г.,

В Милане также произошла встреча с Марией Павлович (Marija Pavlovic (Monza, MI)), боговидицей из Меджугорья. Миссия посетила марианскую общину “Оазис Мира”, основатель Джованни Скрива (Communita Oasi della Pace (Gianni Sgreva, Poggio Mirteto)), состоялся визит в марианскую общину для бывших наркозависимых (Communita Chiara Amirante, narcodipendenti).

В Германии миссия Богородичной церкви в 2003 г. участвовала в международной книжной выставке во Франкфурте (Buchmesse). Состоялась встреча с монсеньором Леманом, кардиналом Германии.

Во Франции в 2003 г архиеп. Иоанн встречался с кардиналом Милинго и священником Лукой Черемочич, главой марианского Ордена Луи Гриньона де Монфора

В 2003 году, состоялись поездки архиеп. Иоанна и священников в Хорватию. Там происходили экуменические встречи со священниками и епископами.

В 20022003 гг. состоялись поездки в Хорватию и Боснию. В Сплите была образована община и здесь же в семинарии происходила конференция с участием о. Иоанна. В 2003 г. в городе Баня Лука состоялась личная встреча свящ. Кирилла (Дешевцева) с Папой Иоанном Павлом II в его резиденции, при участии 30 епископов Ватикана.*

* В дни, когда готовилась к изданию настоящая публикация, Иоанн Павел II покинул этот мир. Римский понтифик отличплся веротерпимостью, всегда был расположен к встречам с представителями разных конфессий и их направлений, способствовал установлению межконфессионального мира, утверждению принципов толерантности, преодолению религиозных конфликтов прошлого и настоящего. “С видетельство понтифика как миротворца позволяет людям верить в то, что мир достижим”, ­ эти слова Вселенский патриарх Варфоломей I произнес 17 июля в католической базилике Св. Духа в Стамбуле на конференции “Иоанн Павел II и служение миру”, посвященной 25­летию понтификата Папы Иоанна Павла II.

В 2003 году представители Богородичной церкви совершили поездку в Боснию и Герциговину.

В том же году состоялась поездка еп. Феодосия и свящ. Тимофея (Животова) в Индию. Там у них состоялась встреча с марианским игуменом священником Анастасио Гомес, с руководителями Фатимского и Гарабандальского движений в Индии.

Через год архиеп. Иоанна во Франции встречался с аббатом Рене Лорентано, крупным марианским исследователем, писателем.

На ХХIV богородичном соборе в Москве в качестве гостя был руководитель Американской Русской ПравославноКатолической Церкви (Russian Orthodox Catholic Church) архиепископом Стенли Монаханом
(Abp. Stanley Monaghan), почитающей Розу Мистику (Santa Maria Rosa Mystica). Он обратился к архиеп. Иоанну с просьбой принять его и находящихся в его юрисдикции священнослужителей в духовное общение во Христе. 24.09.2004 года архиеп. Стенли Р. Монахан и те, кто находятся в его юрисдикции, приняты в “Евхаристическое общение” (to receive Holy Communion and keep in eucharistic communication).

В феврале 2005 года состоялась встреча архиеп.Иоанна с лидером мусульманского движения Суфиев шейхом Назимом и его последователями на Кипре. Архиеп.Иоанне ими был признан старцем пророчеств, которым следуют и суфии. Согласно суфистским предсказаниям, старец примирит истинных учеников Христа и Магомеда, межконфессиональный конфликт будет преодолен.”

В международное марианское движение, в которое включается Богородичная церковь, входят различные ордена и другие организационные структуры, основанные подвижниками Католической церкви.
“В 1917 году св. Максимилиан основал так называемое Воинство Непорочной Девы. Это марианское движение распространено сегодня в Италии и в других странах мира. Св. Максимилиан Кольбе канонизирован Святейшим Папой Иоанном Павлом II в 1982 году. Согласно историческим документам, св. Максимилиан добровольно пошел в газовую камеру. Таким образом он спас от гибели своего товарища отца семейства, находившегося вместе с ним в концлагере.”

За рубежом существуют молитвенные группы семей, которые непосредственно входят в Марианское движение. Они имеют название “ценакулы”. Слово “ценакула” происходит от латинского cenaculum; так называлась горница в верхнем этаже, где Апостолы вместе со Святой Марией собирались в ожидании сошествия Св. Духа. Это слово отражает также атмосферу молитвенных собраний в первые века христианской церкви. Они совместно молятся, размышляеют о жизни в посвящении, обретают опыт братства, делятся своими проблемами и трудностями, и тоже совместно возобновляют акт посвящения себя Непорочному Сердцу Девы Марии. Такие семейные ценакулы помогают им жить, образуя подлинную религиозную общину, спаянную совместными молитвами и взаимной любовью.

Составные части молитвенных встреч: молитва прославления; призвание Св. Духа; совместное размышление о книге Марианского Движения Священников; молитва за Папу и за его интенции; совместный розарий.

“Марианское Движение Священников в США охватывает множество епископов, около двух тысяч священников, свыше десяти тысяч духовных деятелей.”

“В Италии по инициативе движения “Фоколяриев” проходит международный марианский конгресс.
В ответ на последовавший в 2002 году призыв Святейшего Отца молиться на Розарии движение “Фоколяриев” выступило инициатором трехдневного международного марианского конгресса, открывшегося 28 апреля в Кастель Гандольфо, где находится летняя резиденция Папы. “Созерцание Христа очами Марии” такова тема встречи. Конгресс транслировался на различных языках по Интернету, спутниковому телевидению “Telepace”, EWTN и бразильской телестудией “Cancao Nova”.

Объявив в октябре 2002го о начале Года Розария, Папа в своем Апостольском послании “Rosarium Virginis Mariae” (“Розарий Девы Марии”) отметил: “Розарий Девы Марии, постепенно развивавшийся во втором тысячелетии по вдохновению Духа Божия, любимая молитва многих святых, подкрепленная Учительством Церкви. Будучи простой и глубокой, эта молитва и в наступившем третьем тысячелетии остается важной и не теряет своего предназначения приносить плоды святости”.

В конгрессе принимали участие представители некоторых церковных движений и общин, а также последователи различных христианских традиций, иудаизма и ислама.”

Завершая обзор контактов представителей Богородичной церкви с марианами за рубежом и с последователями иных религиозных традиций можно сделать вывод о том, что за непродолжительное время своей деятельности Богородичная церковь стала известна за пределами России во многих странах мира. Ее открытость для межконфессионального диалога, понимание его значения в культуре мира, а также веротерпимость являются основанием развивающихся контактов не только с христианами, но и с представителями иных вероисповеданий.

Социальное служение Церкви

Наряду с распространением православного вероучения (богородичной ветви), Православная Церковь Божией Матери Державная видит свою миссию и в социальном служении. Данную сферу своей деятельности церковь основывает на заповедях Ветхого Завета, на словах, проповедях и деяниях Иисуса Христа, св. апостолов и апостольских мужей, на социальном учении отцов христианской церкви, на деяниях целого сонма её подвижников. Среди звеньев социального учения выделяется отношение к богатству. Церковь последовательно проводит принципы нестяжания, которым отличалось раннее христианство (православие), его общины, монашеские обители. Она также придерживается традиции нестяжания, которую утверждал Нил Сорский. Современная Богородичная ветвь русского православия действительно не отличается стяжанием богатства, больших материальных ценностей... Даже с неприязнью относится к тратам других церквей, к золочению куполов. При всей бедности церкви, некоторые средства, поступающие от пожертвований, она пускает на благотворительные дела. Эта миссия последовательно проводится с самого момента существования церкви.

Она следует традиционному православному учению и практике, стремится к полному раскрытию духовных и душевных дарований личности, здорового и высоконравственного образа жизни, благочестивой семьи.

Для членов церкви и служителей церковной организации в отношении их гражданских прав и обязанностей не устанавливаются никакие ограничения, кроме традиционно исповедуемых православием.

Следуя традиции Православия, Богородичная церковь против нарушений общественной безопасности и общественного порядка, подрыва государственной безопасности, против действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Церковь выступает против пропаганды войны, человеконенавистничества.

Особое внимание уделяет молодым семьям и вступающим в браки. Она выступает за возрождение здоровой семьи, передачу бесценного опыта духовной жизни подрастающему поколению. Она оказывает духовную и социальную помощь населению, прививая образцы святости. Люди разного возраста получают утешение и помощь, обретая живую веру и надежду на будущее.
В настоящее время основные усилия социального служения Богородичной церкви направлены на укрепление семейных устоев, увеличение рождаемости и воспитание целомудренности. За последнее время в различных городах России были проведены сотни тематических лекций, выставок, семинаров и бесед по распространению духовнонравственного образа жизни, недопустимости разжигания религиозной и межнациональной розни. Усилиями членов церкви были проведены десятки благотворительных акций, концертов, круглых столов и др.

Одной из основных форм внекультовой деятельности церкви является “организация и проведение благотворительных акций по оказанию гуманитарной и социальной помощи наименее защищённым слоям населения…”. Малоимущим в церкви оказывается социальная и материальная поддержка. Еженедельно по субботам и воскресеньям после Литургии предлагаются бесплатные обеды, нуждающиеся могут получить необходимую одежду. Например, местной религиозной организацией Общиной Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы за 2001 год неимущим была оказана безвозмездная помощь продуктами питания, одеждой, книгами, медикаментами. Устраиваются театрализованные мероприятия, праздничные концерты для местных жителей. На устраиваемых церковью праздниках осуществляется раздача гуманитарной помощи. В духовном центре церкви проводятся праздничные рождественские концерты и открыта постоянно действующая выставка на тему “Соловки Вторая Голгофа”.

Существенное место в социальном служении церкви занимает работа по повышению морально эстетического уровня молодёжи и подростков, против отрицательных социальных явлений, таких как роккультура, наркомания и т.д. Для молодёжи проводятся дискуссионные беседы на темы духовного развития. В помещении офиса московской общины постоянно проводятся семинары для молодёжи, концерты, дискуссии. При этом особое внимание уделяется трудным подросткам. В некоторых школах проводится работа по предотвращению распущенности, разврата и наркозависимости, оказывается реальная помощь. В Люберецком психоневрологическом доме интернате и в детском доме интернате к Новому году десятки детей получают рождественские подарки. Служители церкви проводят встречи, беседы с молодёжью и молодыми семьями, открытые дискуссии. В результате такой деятельности были предотвращены распады около 10 семей (из тех, что были на грани развода), а многие дети вышли изпод негативного влияния “улицы”.

Не остаются без внимания страждущие и недугующие (болящие) взрослых категорий населения. Созданный из прихожан церкви коллектив “Сёстры милосердия” в течение 4 лет ухаживает за тяжёлыми больными в отделении неврологии в Химкинской Центральной больнице.

Церковь также помогает больным в Люберецкой районной больнице №1, наркологическом диспансере №12, Люберецком районном противотуберкулёзном диспансере и др. От этих учереждений получены многочисленные благодарственные письма и отзывы.

Ведется социальная работа в тюрьмах, интернатах, которая отмечена многочисленными благодарностями. Недавно Тверская городская дума даже освободила общину Церкви Божией Матери Державная от уплаты налога на землю. 18 октября 2004 года администрация Центрального района СанктПетербурга выразила благодарность священнику Кириллу (Дешевцеву), который возглавляет департамент социальной работы церкви, известный как “Центр русской духовности”, за оказание помощи нуждающимся гражданам. Священник намерен создать в СанктПетербурге центр помощи беспризорным детям “Забота”, для которых даже приемникраспределитель доступен лишь на срок до 12 дней.

В местах заключений проводятся духовные беседы, богослужения, исповеди. Поддерживается постоянная переписка с заключёнными, высылаются бесплатные посылки с духовной литературой, с необходимыми вещами и продуктами. Во многие лагеря и тюрьмы выезжали священники, благовестники и благовестницы церкви.
В местах заключения служились Литургии, проводились беседы, молебны, исповеди, многие заключённые были крещены.

Члены церкви стараются уделить внимание каждому, невзирая на вероисповедание и возраст. Церковь осуществляет духовное окормление в некоторых местах российского казачества. Священнослужители церкви видят в этом смысл своего служения Богу в лице ближних, прихожане церкви также находят отклик на самые сокровенные движения души.

Церковь организует межконфессиональные встречи. Она выступает за открытый диалог и сотрудничество с другими религиозными объединениями, в первую очередь с православными. Осуществляемая церковью духовная программа “Храм мира” направлена на расширение братского диалога не только со всеми христианскими конфессиями, но и с нехристианскими религиями позитивной направленности, установлению с ними искренних, доверительных и дружественных отношений, проведению в жизнь совместной благотворительной, посреднической и миротворческой деятельности, в которой нуждается мир.

Однако с первых шагов становления и до настоящего времени у церкви складываются очень сложные отношения с Русской православной церковью (Московской патриархии). Одной из самых главных причин этого является отвержение Богородичной церковью религиозного фундаментализма, в котором ее представители видят некую окаменелость в существовании традиционных религиозных направлений, в том числе и в православии. К этой причине следует добавить неприятие упомянутого выше институционализма и “сергианства”, которое получило развитие в Русской православной церкви на рубеже 20х 30х годов XX века. В этой связи Богородичная церковь считает, что Московской патриархии необходимо покаяние “в грехе сергианства”. Богородичная церковь направляла свои послания в адрес Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с предложениями о сотрудничестве.

Здесь же необходимо отметить, что на протяжении почти 15летнего своего посткатакомбного существования Богородичная церковь ощущает на себе неприязненное отношение со стороны представителей некоторых общественных групп, экстремистского и криминального толка, стремящихся разжечь межрелигиозную рознь.

Это заметно на протяжении последних нескольких лет и особенно последних месяцев: церковь претерпевает к себе негативное отношение. Оно выражается в препятствиях представителям богородичного движения проводить свое свидетельство (миссионерскую работу), распространять духовную литературу, организовывать выставки, посещать больницы, детские дома и школы, места заключения. Дело доходило до погромов официальных представительств богородичного движения в Санкт-Петербурге и Москве*.

* Сопредседатель Института свободы совести Мозговой С.А. : "Однозначно, что в перспективе акты вандализма против богородичного движения будут повторяться..." // Портал­Credo.Ru (20.02.2005)

Здесь заметны отзвуки гонений людей, которые посвоему выражают свои вероисповедные взгляды. Как известно, история изобиловала этими гонениями, в том числе и история христианства. Таким образом, тернии прошлого, через которое прошло христианство, до конца не выкорчеваны и существуют в настоящем.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К прежним выводам и обобщениям, сделанным в разделах настоящей работы, следует добавить выводы более общего характера. Итак, вопервых, Православная Церковь Божией Матери Державная представляет богородичное движение в русском Православии. Хотя как община Катакомбной Истинно Православной Церкви она сформировалась в 80гг. XX века (как официальная организация в 1992 г.), истоки её учения, религиозной практики и организационной структуры уходят далеко вглубь веков в античное христианство.

Вовторых, именно к этим истокам церковь призывает вернуться современное православие (а также к традиции живого почитания Богородицы на Руси).

Втретьих, как считают представители богородичного движения, древний период христианства и православие Древней Руси характеризовались братством и простотой общения между учителями церкви и рядовыми верующими, не столь выраженным институционализмом, свободой в вероучительной проповеди (апостольском служении), духовным творчеством, церковным нестяжанием и усиленным почитанием Богоматери. Именно этому они и призывают следовать христиан всех направлений.

Вчетвертых, отличаясь усиленным почитанием Богородицы, представители движения указывают в своих произведениях, проповедях и других устных выступлениях на то, что такое почитание, начавшееся с древних времен, продолжалось и в последующие периоды христианства. Это было наиболее выражено в католичестве (включая и наше время), среди некоторых вероучителей православия, представителей монашества и среди большой части православного народа. Но, как видно из оценок со стороны богородичных богословов, официальное православие не поддерживало усиленного почитания Богоматери. А что касается Её откровений, то они признавались выборочно, имея в виду отдельные личности.

Впятых, особые отношение к Богоматери выражалось в почитании Ее откровений, явлений, многочисленных икон, создании скитов, монастырей, братств, Ей посвященных, что можно определить как богородичное движение в российском Православии. Однако оно не всегда обретало организационные формы. Официальное православие к таким формам относилось негативно. По другому пути пошла РимскоКатолическая церковь, признав так называемое марианское движение (к примеру, “Легион Марии”, некоторые общины в Германии и в других местах).

Вшестых, в организационно оформленном российском богородичном движении (ПЦБМД) много традиционного, идущего от раннего периода христианства. Но в ней, как показывают вышеприведённые материалы, много того, что выделяет Церковь Божией Матери из ряда других церквей Вселенского православия при сохранении ею многих черт традиционности. Всётаки напрашивается понятие “новое”, которое можно применить к характеристике некоторых особенностей вероучения, религиозной практики и организационной структуры.

Вседьмых, отсюда можно сделать еще один вывод об особом положении богородичной церкви среди появившихся в России за последние 20 лет новых религиозных движений.

У церкви особое отношение к такому богословскому понятию как “канон”. Похоже, что она не интерпретирует его как нечто застывшее и считает, что Церковь вольна (свободна) вносить в сформировавшиеся учения и религиозную практику нечто своеобразное, соответствующее современным жизненным реалиям.
В то же время она стремится возвращаться к особенностям жизни церкви, существовавшим в прошлом.

Таким образом, можно выразить сомнения по поводу отнесения исследуемой Богородичной церкви к новым религиозным движениям. Истоки ее уходят вглубь веков.
К новому здесь можно отнести, прежде всего, саму организацию церкви, то есть регистрацию общины Богородичной ветви Истинно Православной Церкви, вышедшей из катакомбного состояния, и затем регистрацию централизованной религиозной организации, а также некоторые своеобразные нововведения в культовой практике. В ней многое, что внешне представляется новым, в сущности своей забытое, но возрождаемое старое.

Итак, исследуемую централизованную религиозную организацию “Православная Церковь Божией Матери Державная” можно отнести к современному либеральному христианству с присущими ему реформаторскими тенденциями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 А. И. Клибанов. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., Наука, 1973. Гл. II. “Три “издания” русских реформационных движений”. С. 4174.

2 Российская Марианская Церковь. Религия, церковь в России и за рубежом, М., 1995, Информационный бюллетень №5, М., РАГС, 1995.; Религиозные объединения Российской Федерации: справочник. Под общ. ред. М. М. Прусака; В. В. Борщева; Сост.: Иваненко С. И., Лещинский А. Н. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск - М.: Республика, 1996 - с. 271; Религия, свобода совести, государственноцерковные отношения в России. Справочник. М., РАГС, 1996. С. 240; Религия, свобода совести, государственноцерковные отношения в России. Справочник. М., РАГС, 1997. С. 335338.

3 Гарольд Дж. Берри. Во что они верят. Издание ассоциации “Духовное возрождение”. М., 1994; Православие и христианские разделения. Исторический очерк. М., Молодая Гвардия, 1996.; Н. В. Кривельская Секта: угроза и поиск защиты. Фонд “Благовест”, М., 1999; А. Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, 2002; Православная энциклопедия. Т.V. М. 2003. С. 512513; Илья (Кокин), диакон. “Богородичный Центр“: история, вероучение, религиозная практика. Сергиев Посад, Московская Духовная Академия, 2003 (кандидатское сочинение, подготовленное на кафедре сектоведения).

Следует заметить, во многих перечисленных издания до сих пор Церковь Божией Матери именуется как “Богородичный центр”, именно этот термин и его описания включены в солидные издания, в т.ч. “Православная энциклопедия”, хотя церкви под таким названием не существовало. Под названием “Богородичный центр” была зарегистрирована общественная организация, общественно-просветительский фонд, который в 1993г. был переименован в фонд “Новая Святая Русь”,
в 1999 г. фонд прекратил свое существование. Почти одновременно с общественной организацией, в 1992 г. Управление Юстиции гор. Москвы зарегистрировало религиозное объединение “Община Церкви Божией Матери Преображающейся”, которое в соответствии с Законом РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях” 1997 г., было переименовано “Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы”.

4 Новые религиозные культы, движения и организации в России. Изд. РАГС, М., 1998; История религий в России, под общей ред. Н. А. Трофимчука, М., РАГС, 2001;
Д. А. Таевский. Христианские ереси и секты IXXI веков. Словарь. М., INTRADA, 2003.; “Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России”. Сб., сост.
С. Б. Филатов, М., 2002. С. 423437; Новые религиозные движения. Справочник. М., РАГС, 2002.; А.Однорал, История церковных разделений .Россия ХХ век. Пятигорск, 2003, С.5859; Бакланова Г. Ю. Православная церковь Божией Матери “Державная” как социальнорелигиозный феномен: автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата философских наук
09. 00. 06. М., РАГС, 1999; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, М., “Логос”, 2004. Т. I. С. 136159; "Religion in USSR"(Novosti press agency monthly bulletin),Moskow, 1990, №10.; Religions of the World. A comprehensive encyclopedia of beliefs and practices (volume 3: KR). J.Gogdon Melton, Martin Baumann.World Religius Statistics David B.Barret.Intrroduction Donald Wiebe. "ABC CLIO", Santa Barbara,California; Denver,Colorado; Oxford, England.,2002,"Mother of God Centre (Orther of God "Majestic") Marat S.Shterin,
с.893 894.

5 Богословие Непорочного Сердца. Кн. 1. М., Новая Святая Русь, 1994, 104 с.; Державный Катехизис, М., 1997; Богоцивилизация III. М., Православная Церковь Божией Матери Державная, 2002; Архиеп. Иоанн. Явления Божией Матери IXX век. М., Православная Церковь Божией Матери Державная, 2003; Священник Илья (Попов), Православие святых и инквизиторов, М., Православная Церковь Божией Матери Державная, 2003; Блаженный Иоанн, “Православие под судом Небесной Церкви”, М., Мир Софии, 2004;"Зов вышней любви".Блаженный Иоанн "Община ПЦБМД г. Москвы" 2005.Тираж 1000.,
с.178;"Музыка Царствия".Сборник церковных песнопений.Редактор составитель д. Георгий (Панкрушин) "Мир Софии" 2005.Тираж 1000., с.420; "Память и уделы наших блаженных" Блаженный Иоанн. "Мир Софии". 2005. Тираж 2000.,с.72.

6 “Законодательство о религиозных культах”. М.,1971.

7 Свобода вероисповедания, государственноконфессиональные отношения и протестантизм в России. М., 2002.

8 Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. Под ред. Каариайнен К. и Фурмана Д., 2000; “Российская цивилизация” Энциклопедический словарь, 2001; Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации.
М., 2001 г.; Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. М., 2002 г.; Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М., СПб, 2002 г.; Проблемы регионального религиоведения и актуальные вопросы преподавания религиоведения в высшей школе. М., 2003; Свобода совести - важное условие гражданского мира и межнационального согласия.
К 10летию Российского отделения МАРС. М., 2003.

9 Религиозные организации. Центры и региональные структуры. Москва, Россия, страны СНГ и Балтии”, (сост. А. Н. Лещинский). М., 1994. С. 110.

10 Свобода совести - важное условие гражданского мира и межнационального согласия. К 10летию Российского отделения МАРС. М., 2003. С. 373384;

11 С.И. Иваненко. Основные религиозные центры современной России. М., “Философская Книга”, 2004,
с. 33.

12 А. Верховский. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты, 19952001 гг. М., 2003.

13 Божия Матерь открывает небо: Из беседы с
З. Крахмальниковой. ХХ Собор. М., 2000.

14 Св. Евфросиния (Евфросиния Никифоровна Никифорова, 19161993). Родилась в семье царского офицера, объявленного в 30е гг. “врагом народа”. Пришла к вере в зрелом возрасте через скорби, болезни, тяжёлое осмысление действительности. Находилась при Почаевском старце Амфилохии. Руководствовалась древней монашеской практикой внутреннего делания.
В период пропаганды “научного атеизма” проповедовала на папертях храмов, вокзалах, исцеляла больных на святых источниках. Многие, приходя к ней как к “народной целительнице”, после общения с ней понимали, что перед ними святая и обращались ко Христу. Преследовалась представителями государственной власти. В конце жизни приняла схиму в ИстинноПравославной Церкви. Канонизирована ПЦБМД в ноябре 1998 г. Архиеп. Иоанн, по его словам, получает от неё откровения.

15 Схимитр. Геннадий (Секач) - (18981987). В детстве был привезён матерью на благословение к о. Иоанну Кронштадтскому. Св. Иоанн сказал: “Будет священником, а в последние годы - столпом”. В 1929 г. за связь с “контрреволюционерами” был сослан на север, через восемь лет бежал, принял монашество в Катакомбной церкви. В 193940 г. снова арестован, помещён в камеру смертников в Гомельской тюрьме, чудом избежал расстрела. В годы войны был рукоположен в священники тихоновским архиереем Леонтием в Мозыре. Постоянно терпел гонения. Юродствовал. В нач. 70х гг. стал игуменом тайного монастыря ИПЦ на Новом Афоне. В 1971 г. был рукоположен в епископы вл. Серафимом Поздеевым. В 1975 г. снова был арестован. В кутаисской тюрьме был посвящён в митрополиты заключёнными архиереями Грузинской православной церкви. В 1977 г. вышел на свободу. За свою жизнь организовал 12 катакомбных монастырей, постриг более 500 монахов. Благословил создание ПЦБМД.

Схимитр. Феодосий (Гуменников) - поставлен в 1971 г. схимитр. Геннадием и архиеп. Алфеем Барнаульским (по другим сведениям схимитр. Геннадием и схимитр. Григорием). В 1980 г. - возведен в сан митрополита. Принял схиму в 1991 г. Проживает на Сев. Кавказе.

Митр. Григорий (?) - (ок. 19371987). Рукоположен в епископы в 1973 г. схимитр. Геннадием, вскоре возведен в сан митрополита схимитр. Геннадием и архиеп. Алфеем Барнаульским.

16 Авт. архив, дело ветви в православии. Постановление Священного Собора Российской Автокефальной Православной церкви от 6/19 декабря 1990 г. о поставлении епископом СанктПетербургским и Валаамским архимандрита Иоанна (копия).

17 Там же. Постановление Священного Собора Российской Автокефальной православной церкви от 3/16 июня 1991 г.

18 ”Легион Марии” - объединение верующих в рамках РимскоКатолической церкви, входящее в общее мировое Марианское движение. Основано в Ирландии в 1921 г. Франком Даффом (18891980). Насчитывает более 1 млн. действующих и ок. 5 млн. вспомогательных членов во всех странах мира.

19 Державный Катехизис, М., Новая Святая Русь, 1997.

20 Катехизис Католической церкви. М., Истина
и жизнь, 1998.

21 Пространный христианский Катихизис Православныя Кафолическiя восточныя церкви. М., Синодальная типография, 1909.

22 Епископ Александр (Семёнов - ТянШанский). Православный Катихизис. Издание Московской патриархии. М., 1990.

23 ее обожение (с древнегреческого “теосис”), по мысли Симеона Нового Богослова рассматривается в контексте учения мистического православного богословия, т.е. идет издревле и указывает на ее божественное достоинство).

24 Богородичный Собор, №1, М., 1991, с. 19.

25 Там же, с. 58.

26 Там же, с. 15.

27 Откровение Божией Матери за апрель 1991 г. М., 1991, с. 8.

28 Богородичный Собор, №1, М., 1991, с. 35.

29 Там же, с. 22.

30 Богородичный Собор, №2. М., 1991, с. 3.

31 Богородичный Собор, №1, М., 1991, с. 56.

32 Там же, с. 7.

33 Венчание на Престол. М., 1991, с. 16.

34 Литургия у Голгофы. М., 1991, с. 7.

35 Державный Катехизис, с. 140141.

36 Св. Серафим (Поздеев), патриарх Соловецкий (18781971). По последним историческим сведениям являлся спасшимся от расстрела под Пермью в 1918 г. вел. князем Михаилом Александровичем Романовым. Его спасение не отрицал Ленин, заявляя об этом представительствам европейских держав, перекрывая границы в его поисках. Тела вел. князя Михаила и его секретаря Брайана Джонсона не были найдены, позднее ВЧК распространила слух о том, что они были сожжены в плавильной печи, одновременно рассылая телеграммы об их бегстве. Вел. князь Михаил скрылся в расположенном неподалёку Белогорском монастыре, известном своим уставом, идущим от старцевнестяжателей, приняв имя недавно умершего инока Михаила Поздеева и его биографию, поэтому часто указывается год рождения 1887. Михаил был наставлен в вере известным в то время мистиком и чудотворцем, одним из духовников св. патр. Тихона, св. Николаем Белогорским. Также Михаил осуществлял связь Белогорских монахов с патр. Тихоном, обратившим внимание на высокую культуру и образованность инока, являвшегося по документам полуграмотным удмуртским крестьянином. За три дня до своей кончины в апреле 1925 г. патр. Тихон и еп. Сергий (Никольский) тайно рукоположили священника Серафима в викария Смоленской епархии, благословив его на тайное патриаршество в церкви, которая сможет выстоять во время гонений - в катакомбной церкви. В том же 1925 г. еп. Серафим был сослан на Соловки, по церковным преданиям удостоился там явлений Божией Матери, имп. Николая II, ангельских откровений. Был негласным первоиерархом тайной церкви, получившей название “Серафимово Братство”. Всего провёл в лагерях и тюрьмах около 40 лет. В 1956 г. был выпущен на свободу. Поселился у своих духовных чад в гор. Бузулуке Оренбургской обл. После испытаний на людях в этом районе ядерного оружия, многих пострадавших исцелил от лучевой болезни. Как тайный патриарх Катакомбной церкви передал Тихоновское преемство встреченному им в 1939 г. в тюрьме тайному игумену Геннадию (Секачу). Еп. Серафим упоминается в "Поморской энциклопедии", гл. ред. Н. П. Лаверов; Архангельск: Из-дво Поморского унта; т.1, 2001., с.388.

37 Архиеп. Иоанн. Я верю в торжество святого Православия. Статьи, проповеди, письма. М:. Новая Святая Русь, 1996, с. 79.

38 Св. блаж. Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова, 18851952). Родилась с редким пороком развития - отсутствием глаз. Уже в семивосьмилетнем возрасте у неё открылся дар предсказания и исцелений. В 17 лет у неё отнялись ноги. Пятьдесят лет провела в разных домах и квартирах, где находила приют, с 1925 г. жила в Москве. По ночам св. Матрона молилась, совершала земные поклоны. Днём принимала людей, помогала им советом, многих исцеляла, в том числе от неизлечимых заболеваний, не делая различия в вероисповедании пришедших к ней. Многие, сначала видя в св. Матроне “целительницу”, избавляющую от “порчи” и “сглаза”, после общения с ней приходили к вере во Христа. В годы гонений на церковь укрепляла в людях веру, являя своей жизнью пример христианского подвижничества. Канонизирована в РПЦ в 1998 г.

39 Откровения св. Евфросинии Архиепископу Иоанну. Избранное. М., Новая Святая Русь, 1999 г., с.30.

40 Цит. по кн.: Антонио А.Борелли “Фатимская весть: Трагедия или Надежда?”, 1991, “Свет Востоку”, Paris, пер. В.Зелинского, с.62, выдел. Ред.

41 Цит. по кн.: Антонио А.Борелли, указ. соч., с.6364.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

1. Постановление Священного Собора Российской Автокефальной Православной Церкви от 6/19 декабря 1990 г. (о решении быть Епископом архимандриту Иоанну).

2. Удостоверительная грамота, 25 декабря 1990 г. (о рукоположении архимандрита Иоанна
(в миру Береславского Вениамина Яковлевича)
в Епископа Санкт-Петербургского и Валаамского).

3. Постановление Священного Собора Российской Автокефальной Православной Церкви от 3/16 июня 1991 г. (о принятии наименования Церкви Божией Матери).

4. Свидетельство о рождении.

5. Диплом музыкального училища
им. Ипполитова-Иванова.

6. Диплом Московского государственного
педагогического института иностранных языков им. М.Тореза.

7. Извлечения из трудовой книжки.

8,8а. Документы о принятии Церкви Божией Матери в Международный Совет Общинных Церквей, 26 мая 1992 г.

9. Награда “Фонтан мира” Международной Ассоциации преподавателей за мир во всем мире NGO, ООН (ECOSOC), ЮНДПИ, ЮНИСЕФ, ЮНИСЕД и ЮНЕСКО, 1993 г.

10. Свидетельство Специального консультанта Международной Ассоциации преподавателей за мир во всем мире NGO, ООН (ECOSOC), 1994 г.

11. Меморандум Международного Института Интегральных наук о человеке, 29 апреля 1994 г. (о членстве Церкви в Международном Совете Церквей).

12. Сертификат Всемирной Академии по вопросам поддержания мира при Международной Ассоциации преподавателей за мир во всем мире NGO, ООН (ECOSOC), июнь 1997 г.

13. Награда Девы Марии Царицы Мира, Легион Марии, 13 июня 1997 г.

14. Сертификат членства Международной энциклопедии интеллектуальной элиты “Кто есть кто” (третье издание), Международный Биографический Центр, Кембридж, Англия.

15. Награда мира им. Альберта Энштейна, май 2001 г.

16. Всемирная награда “Grand prize” Международной Ассоциации преподавателей за мир во всем мире NGO, ООН (ECOSOC), 2001 г.

17. Звание Почетного гражданина г. Хантсвила, штат Алабама, США, 21 марта 2002 г.

18. Письмо патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II от 29.01.1997 г.

19. Прошение патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

20. Прошение митрополиту Владимиру Санкт-Петербургскому и Ладожскому, декабрь 1998 г.

21. Ответ Генеральной Прокуратуры РФ на запрос депутата Государственной Думы Борщева В.В. от 13.11.1998 г.

21а. Извлечения из Справки Генеральной Прокуратуры РФ.

22. Извлечения из Экспертного заключения о вероучении и соответствующей ему практике, истории и формах деятельности Православной Церкви Божией Матери Державная, 25.02.1999 г.

23. Благодарственное письмо Комитета по спасению молодежи от 22.07.1996 г .

24. Благодарственное письмо Комитета по спасению молодежи от 26.11.1998 г.

25. Благодарственное письмо технического лицея №38, г. Гатчина, октябрь 1998 г.

26. Грамота Московскому молодежному театру духовных мистерий.

27. Благодарственное письмо организации “Православное движение”.

28.Благодарственное письмо Центра социального обслуживания ”Савеловский” от 10.02.2000 г.

29. Благодарственное письмо Люберецкой районной больницы №1 от 22.08.2001 г.

30. Благодарственное письмо Икшанской воспитательной трудовой колонии от 28,01,1993 г.

31. Благодарственное письмо Управления Культуры г. Долгопрудного.

Анатолий Лещинский

особенности богородиЧного движениЯ в россии

Редакторы-составители: Лещинский А.Н.

Дизайн, макет: Кирилл Исаев.

Верстка: Пылева Наталия.

Подписано в печать 25.09.2003 г. Формат 60x110/16. Гарнитура MyslC. Печать офсетная. Усл.печ.л. 22. с. Тираж экз.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.