реферат бесплатно, курсовые работы
 

Особенности богородичного движения в России

С северной стороны храма расположен колодец, вода из которого считается целебной. В воду колодца капают миро. По сторонам колодца расположены кабины для омовений (мужская и женская).

Чуть дальше от колодца находится часовня преп. Евфросинии, также очень небольшая по площади. Служители храма совершают в ней уединённые молитвы.

Как и во всём Вселенском Православии, в Богородичной ветви широко почитаются иконы, а также скульптурные изображения Божией Матери и святых. Однако, кроме общепринятых, в ПЦБМД имеются особенности священных изображений, свойственные только ей. Церковь допускает своё истолкование смысла традиционных изображений, а также отход от сложившихся со временем канонов при следовании иконописным подлинникам. С другой стороны, напрашивается суждение о том, что церковь формирует и отчасти уже имеет свой способ иконописного выражения богословия и святых образов.

Остановимся на некоторых иконах, представляющий большой интерес для нашего исследования. Тем более, что иконописное искусство церкви также можно считать ''богословием в красках " (Е. Трубецкой),выражающее также аспекты историософского социального учения.

Державная икона Божией Матери является одной из наиболее чтимых икон в церкви, пожалуй, такого её почитания нет ни в одной другой церкви Вселенского православия. Согласно церковным повествованиям её явление произошло 15 марта 1917 года в день, когда Император Николай II подписал отречение от Российского престола. Известно, что эта икона была найдена в запаснике, чуть ли не на чердаке, храма Вознесения Господня в Коломенском под Москвой. В ночь перед днём обретения иконы женщине, которая указала её местонахождение, во сне явилась Пресвятая Богородица и указала, где следует искать икону. На иконе изображена Божия Матерь с регалиями царской власти скипетром и державой, с младенцем Иисусом на руках. На некоторых копиях иконы можно заметить даже то, что Младенец движением Своей руки препоручает державу Божией Матери. Такого изображения Божией Матери древняя традиция не знала. Священники ПЦБМД говорят, что это не просто икона, когдато забытая,
а потом обретённая, а преображённый образ Божией Матери Оранта (Знамение), на которой Божия Матерь изображена без Младенца, с распростёртыми руками. Она является уже в новой ипостаси Богомладенец рождён, весь мир и Россия, в частности, входит в новую эпоху. Смысл её явления именно в час отречения Императора в том, что Богоматерь взяла в этот момент власть над Россией в свои руки. Божия Матерь образует среду, в которой дьявол не может действовать. Она пришла в мир для того, чтобы помочь человечеству победить грехи и пороки, овладевшие им, Её Царство это Царство Святого Духа. Вместе с тем, Богоматерь при любом подобном событии, при любом откровении просит исполнить Её волю и предупреждает о том, что будет, если не исполнить Её просьбу. Как правило, Её явления остаются замеченными только самым узким кругом людей, Её воля не исполняется, мир преследуют трагедии. Трагические события, последовавшие за этим явлением следствие того, что преображение иконы не было никем замечено. Люди, почитавшие этот образ при советской власти, расстреливались без суда.

В ПЦБМД существует много копий этой иконы, они могут различаться фоном, на котором изображена Богоматерь это может быть синее небо, где справа
и слева от Богоматери изображены ангелы, а над головой Св. Дух в виде голубя. Иногда на небе можно увидеть изображение радуги символа завета Бога с человеком, существуют иконы, на которых Богоматерь изображена на фоне Собора Василия Блаженного и Вознесенского храма в Коломенском.

В Тверском храме хранится ещё одна, также наиболее чтимая икона Божией Матери "Жена облечённая
в Солнце". На этой иконе Божия Матерь стоит над Соловецким островом на фоне солнца. В одной Её руке ковчег, в другой копьё, которым Она пронзает змия. Согласно учению церкви, икона, связанная с будущими социальными преобразованиями, символизирует тайну рождения свыше, наступление Богоцивилизации. Бог желает преобразить мир, в муках и скорбях изменяет человечество.
В муках рождалась церковь на Соловках, почти через 80 лет она явилась в мире. Так и всё на земле скоро всё будет новым, останется только то, что благословляет Бог, то, что уже имеет черты Царствия.

Среди других образов можно выделить икону "Пресвятая Богородица, воскрешающая Русь". По одному из преданий церкви этот образ явился в откровении одной из верующих во время паломничества в Дивеево и воссоздан по её описанию. На этой иконе Божия Матерь предстаёт в белых одеждах, держащей в руках плат с изображёнными на нём крестами. От плата разливается яркий свет, достигающий земли. Также на землю падают кресты это малые уделы, предназначенные для каждого человека. Присутствующие на земле люди ведут себя поразному: одни стараются подойти ближе к этому свету и взять в руки крест, исполнив этим волю Бога, другие, не готовые к этому и не хотящие расстаться с грехами разбегаются, не сумев стерпеть неземного сияния, оно их обжигает. На небе с обеих сторон Божией Матери семь Дев, символизирующих Девство. Каждая из Дев имеет свою ипостась и олицетворяет какуюлибо добродетель премудрость, чистоту, жертвенность и т. д. Вверху иконы изображены святые, обретшие великую славу у Бога, стоящие, по учению церкви, у самого Его Престола преп. Серафим Саровский и свят. Николай Мирликийский.

Здесь же следует отметить, что понятие о том, кто считается святым, несколько отличается в ПЦБМД от взглядов, господствующих в современном православии. Прежде всего, в данной церкви почитаются кроме православных и католические святые, такие, как св. Тереза Младенца Иисуса, Максимилиан Мария Кольбе, Бернардетта Субиру, блаж. падре Пио и многие другие. По словам священников, не почитаются католические святые, какимто образом связанные, например, с гонениями на инакомыслящих (Игнатий Лойола). Вместе с тем, в ПЦБМД не почитаются православные святые, канонизированные
в политических целях, например, чтобы оправдать деяния какоголибо монарха, для канонизации которых не было самого важного условия народного почитания после смерти. Представители Богородичной ветви Русского православия считают, что важнейшим условием святости и канонизации является присутствие силы Св. Духа в человеке. Одним из ярких примеров служит Иосиф Волоцкий идеолог стяжательства в дореволюционной церкви.
О нем о. Иоанн говорит так: "Ни один прожжённый атеист, ни один монгольский хан, варвар и откровенный враг Христов не смог бы причинить больше зла Святой Руси, чем канонизированный…Волоцкий"37. Могут почитаться как святые и люди, которые не были канонизированы в привычном смысле этого слова на Соборе. Так, в резиденции архиеп. Иоанна в Гефсиманской обители находится икона Всех святых Российских. Среди них, кроме официально прославленных РПЦ и ПЦБМД святых Царственных мучеников, Соловецких старцев,
свв. Иннокентия Балтского, Евфросинии Почаевской, Матроны Московской38 и др. можно заметить изображения монахини Марии (Скобцовой), священника Александра Меня, Патриарха УАПЦ Димитрия (Яремы), не так давно скончавшихся непосредственных служителей ПЦБМД. Священнослужители церкви говорят, что очевидная для всех праведность человека при жизни даёт основание полагать, что после своей смерти он молится об оставшихся на земле людях у Престола Бога, и живые могут обращаться к нему с просьбой о такой молитве. Ведь Бог уже прославил его без земной канонизации.

С темой о мученичестве соловецких узников или второй Голгофы связаны также некоторые иконы оригинальной иконографии.

В упомянутом Тверском храме Новомучеников Российских находится икона "Братство Серафимово". На ней видим св. Серафима Соловецкого и двенадцать Соловецких старцев, "омывших своими слезами и кровью грехи России". Внизу иконы изображено Белое море, посреди которого Соловецкий остров. Белое море помимо моря, в котором расположены Соловки символизирует море слёз Богоматери и Соловецких святых. Над островом на иконе изображено облако, на котором стоят
св. старцы. Над ними свет от огромного креста. Справа от креста изображена плачущая Богоматерь, стоящая на другом облаке, в центре креста Соловецкий Агнец.

В Триникольской обители находится икона "Богородица Праматерь земли Русской". Согласно преданию церкви Божией Матери, её прототип хранился в Белогорском монастыре под Пермью. На ней изображена Богородица в образе Оранты, в древнерусском одеянии, с крестом на шее. Слева от Неё крест (Голгофка), с правой меч, жезл и копьё (меч и копьё духовные символы, обозначают орудия борьбы с грехом, жезл царственный знак). Голова Богоматери изображена на фоне восьмигранника одного из главнейших богородичных символов, он связывается с Неопалимой Купиной. Эта икона символизирует переход Руси от языческой Софийности к православной Богородичности. Богоматерь не желает разрушить старые святыни, но желает обогатить их совершенной духовностью Христианства.

Часто использующимся символом в ПЦБМД является омофор, это тоже один из важнейших богородичных символов. Его изображают на иконах Богоматери. Все епископы и священники имеют омофор, его носят во время богослужений. Омофор символизирует Пренебесную чистоту и покров Божией Матери над миром.

Как уже отмечалось, большое место в обрядовой практике и литургическом действе ПЦБМД занимают хоругви знамёна, на которых мистически отображены духовные события. Изображения на них также представляют большой интерес и проникнуты символикой. В резиденции архиеп. Иоанна хранится хоругвь с изображением Богоматери, попирающей змия. Богоматерь изображена на фоне солнца, стоящей на голове змия, в руках Её Младенец Иисус Христос. Хоругвь иллюстрирует событие последних времён победу над Антихристом войска ангелов, во главе которого встанет Царица их и всей Вселенной Божия Матерь. Солнце согласно некоторым толкованиям, символизирует Свет Христов.

Как уже было отмечено, хоругви используют во время Литургий в храмах, где нет иконостаса. Священнослужители устанавливают хоругви друг около друга, что образует как бы алтарную перегородку. Этим способом установления хоругвей пользуются в момент Евхаристического Канона.

Кроме хоругвей в ПЦБМД в богослужениях употребляются флаги. Флаг является воинским символом,
в частности, начиная с ветхозаветной традиции, символом и небесных воинов ангелов. Хоругви и флаги носят во время церковных процессий. Ещё в Ветхом завете был обычай торжественного шествия с Ковчегом Завета. В христианстве он был сохранён. Земные процессии являются символическим изображением шествий ангелов на небесах.

Несколько слов следует сказать о цвете облачений духовенства ПЦБМД. Известно, что в первые века
христианства одежда служителей христианской церкви не имела установленного канонами цвета и далеко не всегда имела чёрный цвет. В настоящее время в ПЦБМД священники и монахи часто носят одежды синего цвета
это цвет Св. Духа и Божией Матери. Можно встретить также повседневную одежду фиолетового, белого, малинового цвета. На 23ем Соборе, проходившем в Москве (02.11.03 г.), несколько десятков священнослужителей были одеты в новые облачения, в которых преобладало сочетание желтого и белого цветов. В заключение обзора особенностей религиозной практики следует заметить, что церковь не устанавливает и не берет плату за совершение таинств обрядов и треб. Более того, автор был удивлен тем, что в конце литургии никто из служителей не проходил по рядам верующих для тарелочного сбора денег. Главные материальные поступления в церкви, действительно, от пожертвований, но для них организованы специальные места с установленными ящичками и другими подобными предметами для самостоятельного и добровольного внесения пожертвований прихожанами.

Таким образом, в богослужебной практике церковь, при сохранении традиционных средств (атрибутики), символики таинств, вносит также некоторые особенности. Значительно претерпел изменения чин богослужения литургия, прежде всего внесением в нее музыки, звучащей на современных музыкальных инструментах, элементов хореографии, мануального выражения религиозной эмоциональности. Введение скульптурных изображений, в частности, Девы Марии, новых иконографических сюжетов в иконописании, акцент на молитву и обучение ей верующих непосредственно на литургии, импровизационное произнесение текстов, внесение в них реалий из современной жизни все это, по мнению вероучителей церкви, приближает верующих к объектам почитания, пронизывает сердечностью душу верующего и заставляет сильнее переживать свои отношения с БогомТроицей, с Господом Иисусом Христом, Богоматерью, апостолами, святыми подвижниками.

ОрганизационнаЯ структура
Церкви

Согласно действующему Уставу централизованной религиозной организации (см. Архив автора, папка "Богородичное движение в России"), церковь на добровольной основе объединяет религиозные объединения православного вероисповедания Богородичной ветви, на территории России и за рубежом. Как мы отмечали, церковь имеет регистрацию, как централизованная организация, в Министерстве юстиции РФ. В других государствах церковь соблюдает их законодательства. В Москве располагаются руководящие органы церкви.

Церковь по праву можно назвать миссионерской.
В пределах отечественного законодательства и гражданского права она преследует цели по распространению своего учения, осуществляет образовательную функцию, ведет подготовку духовенства к их служению.

В Уставе перечисляются формы деятельности церкви. К ним относятся, прежде всего:

Совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях, на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях,
а также в жилых помещениях; к этим формам относятся проведение религиозных обрядов в лечебнопрофилактических и больничных учреждениях, детских домах, домахинтернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

Церковь организует миссионерское служение, проводит мистерии, праздники, фестивали. Она осуществляет связи с религиозными группами, объединениями и организациями, религиознообразовательными учреждениями и иными религиозными объединениями и организациями, входящими в структуру церкви.

Оказывает организационную, материальную, информационную, консультативную, методическую, правовую и другую необходимую помощь религиозным объединениям, входящим в церковь. Проводит конференции и семинары, лекции, "круглые столы", массовые миссионерские, евангелизационные, духовнопросветительские и благотворительные мероприятия, концерты духовной музыки и пения, демонстрации кино и видеофильмов религиозного и духовнопросветительского содержания.

Организует издание, распространение духовной религиозной литературы, буклетов, брошюр, аудио и видеоматериалов религиознопросветительского содержания, подготовку христианских теле и радиопрограмм. В уставе обозначены формы социального служения.
К ним относятся организация и проведение благотворительных акций по оказанию гуманитарной помощи наименее защищенным слоям населения (многодетным семьям, сиротам, инвалидам, пенсионерам, одиноким гражданам и др.).

В своей уставной деятельности Церковь следует принципам Евангельского мира и межконфессионального сотрудничества христианских церквей.

В структуре церкви существует порядок ее организации и управления.

Членами церкви могут быть религиозные группы, местные религиозные организации (общины, приходы, миссии, обители, монастыри и т.д.), придерживающиеся православного вероучения Богородичной ветви.

Прием в члены церкви осуществляется решением Духовного Управления Церкви. Основанием для рассмотрения вопроса о приеме в члены церкви является письменное заявление.

Членство в церкви прекращается путем добровольного выхода из членов церкви либо исключения из нее. Основанием для исключения из членов церкви является отклонение религиозного объединения, являющегося членом церкви, от вероучения церкви, а равно неоднократное либо грубое нарушение им канонических правил церкви или положений настоящего Устава.

Высшим административным руководящим органом церкви является Собор Епископов Церкви. В члены данного собора входят Епископы Церкви. Епископы, являющиеся членами собора, выбираются на неопределенный срок. Главой Собора Епископов Церкви является ее Предстоятель. Он же и духовный руководитель церкви.

В церкви назначаются заместители Главы Собора. Постоянно действующим административным органом церкви является Духовное Управление Церкви. Оно подотчетно Собору Епископов и организует выполнение его решений. Главой духовного управления назначается лицо из числа священнослужителей.

Членами Духовного Управления могут быть назначены лица из числа прихожан церкви, не имеющие священного сана. Духовное Управление формируется на неопределенный срок.

К деятельности Духовного Управления относится: рассмотрение и утверждение планов текущей деятельности церкви; принятие годового бюджета ее и утверждение отчета об исполнении бюджета; принятие решения об исключении религиозного объединения из членов; утверждение штатного расписания, должностных инструкций и должностных окладов работников; создание организаций и учреждений, являющихся религиозными организациями, в том числе учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), обителей (монастырей, скитов, подворий и др.), братств, сестричеств и проч., открытие представительств церкви, учреждение некоммерческих организаций, хозяйственных обществ, средств массовой информации, издательств религиознопросветительской и богослужебной литературы, создание внутренних структурных подразделений, отделов, управлений.

Именно Духовное Управление обязано ежегодно информировать зарегистрировавший церковь орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр, а также уведомлять регистрирующий орган об изменении указанных сведений.

Назначаемые заместители Главы Духовного Управления занимаются решением вопросов, связанных с административнохозяйственной работой, с социальным служением и благотворительностью, духовнопросветительской деятельностью, религиознообразовательной и с иными сферами деятельности церкви.

Для проведения проверок по финансовохозяйственной деятельности и учета материальных ценностей Собором Епископов Церкви назначается ревизионная комиссия в составе трех человек. Она создается для проверки правильности использования средств и наличия имущества.

Средства церкви формируются за счет: пожертвований и вкладов религиозных объединений (обителей и учреждений, входящих в структуру церкви; добровольных пожертвований организаций и граждан, в т.ч. иностранных; доходов от издательской и другой предпринимательской деятельности; имущества, переданного в собственность церкви государством; имущества, завещанного церкви гражданами; других источников, не запрещенных действующим законодательством).

Средства церкви расходуются на возмещение материальных затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, приобретение необходимого имущества, строительство культовых зданий и сооружений, благотворительные и другие, не противоречащие настоящему Уставу, цели, на оплату труда работников церкви, уплату налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Работники церкви, а также священнослужители, подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Церкви остается традиционное деление её членов на духовенство и мирян, но заметно стремление к установлению братских отношений между ними, то есть к единению во Христе. Это заметно в том, что в церкви не употребляются некоторые формы обращений к духовенству, в которых заметно сильное выделение из церковной среды, не употребляются такие формы обращения как: Ваше Преосвященство, Ваше Преподобие. Даже не существует такого обращения "владыка" к Епископам. Предстоятель церкви имеет сан архиепископа. Епископы во время хиротонии (их около 10) не получают титулов, включающих географические названия. Епископ, насколько надо понимать, выполняет регулятивную и интегрирующую функции на ограниченном географическом пространстве, где имеются общины и престолы. В настоящее время в церкви епископов, священников, диаконов до ста человек. Многие из них получили высшее светское образование и только за редким исключением богословское, которое продолжается беспрерывно. Некоторые священноцерковнослужители (таких немного) перешли в Богородичную организацию из других религиозных формирований, преимущественно из православных, среди них есть священнослужители, вышедшие из катакомб и Русской православной Зарубежной Церкви.

Расширяя свои межконфессиональные, церковь продолжает налаживать контакты с представителями Марианского движения за рубежом. Они существуют с марианами, находящимися в ограде РимскоКатолической Церкви. Прежде всего можно говорить о таких странах, как Испания, Италия, Хорватия, Израиль, Япония, Украина, Австралия… В некоторых странах действует священнослужители, получившие хиротонию от Богородичной ветви русского православия. С некоторыми представителями Марианского движения ведется оживленная переписка. Некоторые из них уже неоднократно были гостями Соборов церкви. В частности, на последнем Соборе среди гостей была известная боговидица, получающая Откровения Богоматери, мать МарияРоза (Розетта) из Японии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.