реферат бесплатно, курсовые работы
 

Особенности богородичного движения в России

Особенности богородичного движения в России

2

РОССИЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ

Анатолий Лещинский

Особенности

богородиЧного движениЯ
в России

(Из опыта социально-философского анализа)

Москва

2005

УДК 28

ББК 86.2

А 64

А64 Анатолий Лещинский

Особенности богородичного движения в России
(Из опыта социально-философского анализа). М., РОИР, 2005. ­ 222с.

Автор - Лещинский А.Н., кандидат философских наук, доцент, известен своими религиоведческими трудами в России и за ее пределами. Уже в годы перестройки проявлял большой интерес к начавшимся изменениям в государственно-конфессиональных отношениях и в религиозной ситуации СССР и России. На рубеже 80-90-х гг. опубликованы его работы "Время новых подходов (о советских государственно-церковных отношениях)", "Православие в наши дни", "Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней", а также "Религиозные организации и центры в России, СНГ и Балтии". В последней наряду с существующими конфессиями даны описания и новых религиозных движений и юрисдикций в православии. Феномен их появления - одна из проблем, изучаемых современным российским религиоведением.

В настоящей публикации подводятся предварительные итоги изучения одного из таких религиозных объединений - богородичного движения, корни которого уходят в период раннего неразделенного христианства. Большая часть исследования посвящена современному состоянию Православной Церкви Божией Матери Державная, многие факты о которой неизвестны широкому кругу читателей и впервые публикуются в светской религиоведческой литературе. В Приложении включен большой ряд документов и фотоматериалов.

Фото на обложке М. Парфёнова "Соловецкая тишина", 2003 г.

© А.Н. Лещинский, 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................4
В изменяющейся религиозной ситуации...........................................................10

К истории богородничного движения в России и его организации.
Духовный лидер ­ блаженный Иоанн (Береславский)......................................33

Некоторые особенности вероучения.

"Державный катехизис".....................................................................................64
Религиозная практика.......................................................................................77

Организационная структура церкви..................................................................94
Место российского богородичного движения в христианстве.......................114
Социальное служение...........................................................................................140
Выводы и заключение..........................................................................................147
Примечания...........................................................................................................151
Приложение...........................................................................................................161

введение

За последние два десятилетия духовная ситуация России претерпела большие изменения. Прежде всего, произошел отход от навязываемой обществом моноидеологии и наступил мировоззренческий и духовный плюрализм. С социальной стороны эти изменения стали следствием экономических и социально-политических перемен.

Одновременно во второй половине 80х гг. ХХ века в России начинаются большие изменения в религиозной ситуации. Они связаны с началом формирования новых отношений государства к религии и церкви. Вследствие этих изменений свобода совести, в частности вероисповедные свободы, стали не только декларироваться, но и гарантироваться. Новое отношение государства к религии нашло отражение в нормативно-правовых актах: в Основном законе и в специальных законах о свободе совести в условиях вероисповедных свобод начинается возрождение традиционных конфессий в России, появляются новые религиозные движения и культы. Однако для России это явление не ново. Уже в период феодализма появляются религиозные движения. Вначале они существовали как еретические стригольники и антитринитарии (XIV-XV вв.), чуть позже возник спор между стяжателями и нестяжателями, далее возникает старообрядческий раскол как следствие проведенных реформ патриархом Никоном (2я пол. XVII в.), сектантские движения духовные христиане (XVIIXVIII в.). Россия претерпела активную евангелизацию западных протестантских формирований (XIX в.). Одним из крупных отечественных религиоведов А. И. Клибановым эти периоды были определены как три издания религиознореформационных движений в России1*.

* См.: Примечания

Наконец, в 20 - 30е гг. Россия пережила сильные потрясения в религиозной жизни после 1917 г. Последствия этих потрясений до сих пор ощутимы. В те беспокойные годы в условиях сложных государственноконфессиональных отношений в православии возникает множество расколов, в том числе и обновленческий (в сер. 40х гг. сошедший на нет). Именно тогда в недрах религиозной жизни возникают катакомбные общины, истоки которых уходят в период античного христианства, для Руси с периода возникновения старообрядческого раскола. Некоторые общины стали именоваться общим названием ИстинноПравославная церковь (ИПЦ). Эти формирования стали ветвями Русского православия, при этом, естественно, они являлись ветвями дореволюционной Российской православной кафолической восточной церкви. К настоящему времени ИстинноПравославная церковь, формирования которой не признает руководство Московской патриархии, имеет несколько своих ветвей или юрисдикций. Одни из них продолжают находиться в катакомбах, вторые вышли из катакомб и получили регистрацию в органах юстиции, а третьи были сформированы в новой религиозной ситуации, но ведут своё преемство от ИПЦ. К последним относится Богородичное движение, которое представляет Православная церковь Божией Матери Державная (ПЦБМД или в тексте Богородичная церковь). Ее нередко относят к новым религиозным движениям. На рубеже 8090 гг. XX в. и в дальнейшие годы их появилось много до нескольких десятков. Одной из проблем современного религиоведения является их классификация. Одна из самых простых классификаций деление их на возникшие на местной, или российской, почве и на пришедших изза рубежа. Есть более сложная классификация, основанная на изучении религиозного сознания (теология, философия), религиозного культа и организации, а также по их воздействию на индивидуумов и в целом общество. Церковь Божией Матери нередко относят также к новым религиозным движениям, однако, основываясь на учете ее истоков, содержании структурных элементов, вряд ли можно ее классифицировать таким образом. Автор не ставит данную организацию в ряд новых религиозных движений. На чем основано подобное заключение, более подробно будет изложено ниже.

Публикуемую работу можно считать продолжением прежних публикаций автора2. От середины 90х гг. прошло несколько лет. За эти годы в церкви продолжался период её становления и формирования. Высказанные прежде авторские положения и сделанные выводы в данной работе отчасти пересмотрены.

Что касается других публикаций об этой церкви, то их следует разделить на две части. В первую входят публикации антикультового, антисектантского характера, которые не отличаются глубиной и серьезностью исследования. Они подготовлены на основе тех или иных идеологем3, разработанных на основе тех или иных конфессиональных подходов. Во вторую входят религиоведческие работы. Однако большая их часть представлена в кратком виде в справочных изданиях. Но есть и одно диссертационное исследование, посвященное Православной Церкви Божией Матери Державная4. Именно эти работы претендуют на объективность и на научность. Однако некоторые оценки в них отчасти устарели, допускаются неточности. В основном, в них исследуются материалы начального периода формирования и становления церкви Божией Матери в ее посткатакомбный период как уже зарегистрированной организации. Допускаются, как и в конфессиональных изданиях, неправильные интерпретации текстов учения церкви, особенностей личностных качеств и деятельности духовного лидера архиепископа Иоанна (Береславского).

Со второй половины 90х гг. XX века и с начала XХI века расширился круг источников. Вопервых, автор исследует публикации, выпущенные издательством "Богородичный центр" и издательством "Новая Святая Русь"5. Число этих публикаций (в основном книг и брошюр) уже более 340. Вовторых, статьи в периодических изданиях церкви: "Рыцарь веры", "Оазис мира", "Вестник Богоцивилизации", "Мария с нами". В 2003 году вышел первый номер нового периодического издания "Миссия Марии. Журнал Вселенской Марианской духовности", газета "Рыцарь девства", журнал "Теосис". Втретьих, это беседы автора с представителями церкви и с её духовным лидером, священноцерковнослужителями, монашествующими и мирянами. Вчетвёртых, это полевые наблюдения, сделанные во время посещения Соборов церкви
(к настоящему времени прошло 24 Богородичных собора), литургий и конференций, а также нескольких обителей, храмов и одного из так называемых светлых поселений.

Целью настоящего исследования является социальнофилософский анализ истоков становления богородичного движения (в Западной традиции Марианского) и предпосылок организационного становления его в современной России.

Главными задачами изучения являются: определение места Православной Церкви Божией Матери Державная (или Богородичной церкви) в религиозной ситуации России, характеризуемой поликонфессиональностью. К другим задачам относятся: характеристика личности архиепископа Иоанна как мистика и вероучителя, выявление основ его религиознофилисофских и богословских воззрений, а также особенностей понимания и истолкования представителями Богородичной церкви отдельных положений православнохристианского учения о Богоматери; рассмотрение особенности религиозной практики и организационной структуры. Одной из важных задач исследования является также показать на основе изучения некоторых социальных воззрений результаты практики социального служения Богородичной церкви. Наконец, исследование связи церкви с представителями марианского движения, включая общие теологофилософские основы.

Прежде чем перейти к исследованию богородичного движения, дадим характеристику современной религиозной ситуации и места в ней этого движения.

В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ
РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ

Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся структурных элементов религии; отношением к ней общества, групп и индивидуумов; уровнями их религиозного сознания; силой или слабостью влияния религии на общество; характером межрелигиозного диалога; особенностями (моделями) государственно-конфессиональных отношений.

Состояние религиозной ситуации в современной России, соотношение в ней прежде существовавших конфессий и появившихся новых, в том числе и юрисдикций в них, а также изменения в ней за последние 1517 лет, наблюдающиеся тенденции и противоречия можно рассмотреть по четырём аспектам.

Вопервых, в России сложилась ситуация вероисповедных свобод. Вехой в этом изменении следует считать начало перестройки (1985 г.). До этого в советский период было сформировано Законодательство о религиозных культах, в котором свобода совести преимущественно декларировалась. На практике Советским государством осуществлялось преодоление религии в строящемся новом обществе. С 20х гг. ХХ в. под руководством партии большевиков, а впоследствии КПСС, была развёрнута антирелигиозная борьба, перешедшая в научно-атеистическое воспитание. Среди прочих религиозные организации были лишены двух фундаментальных прав: права юридического лица и права иметь собственность (правда, в послевоенное время с середины 40х гг. частично разрешенная). В законодательстве о религиозных культах, таким образом, было больше запретов (к примеру, на благотворительную деятельность религиозных организаций), чем разрешений на свободу вероисповеданий. Достаточно внимательно ознакомиться со сборником документов6. В нем, действительно, мы найдем много запретов. Более того, что было разрешено по закону или инструкциями на практике подвергалось сильному контролю или вовсе не разрешалось.

В настоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству или государству, строящему демократию. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР "О свободе совести и религиозных организациях" и "О свободе вероисповеданий" в корне начали меняться религиозные ситуации в республиках, в частности и в России. Начинает формироваться в полном объеме западная модель государственноцерковных отношений. Она стала основой российского Законодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующим гражданам и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрацию религиозных объединений, в том числе и зарубежных, что усугубило ситуацию. Продолжением вероисповедной политики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этого процесса стала подготовка в накаленной атмосфере споров нового Закона РФ
"О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г. Согласно этому Закону разработан механизм предоставления вероисповедных прав гражданам, религиозным организациям предоставляются права юридических лиц и собственности. Государство не только декларирует свободу совести, но и берет на себя обязанность защищать права верующих граждан и религиозных организаций.
С этой целью созданы структуры, не существовавшие в советское время: в Государственной думе РФ создан соответствующий комитет, при Президенте РФ действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, при Правительстве РФ работает комиссия по вопросам религиозных объединений, в аппарате уполномоченного по правам человека работает отдел по правам верующих граждан. В субъектах федерации, при президентах, в правительствах, в мэриях, в администрациях утверждены небольшие структуры и должности в них, осуществляющие связи с религиозными объединениями. Однако многие представители этих структур выходят с предложениями о введении на федеральном уровне госоргана, который стал бы для этих структур руководящим, методическим и информационноаналитическим центром.

В России действует сильное правозащитное движение. Немало общественных организаций занимаются защитой вероисповедных свобод. Одной из таких известных организаций является Российское отделение Международной ассоциации религиозных свобод (МАРС), Российская Хельсинская группа, общественная организация "Мемориал", Институт свободы совести и др.

По мнению многих представителей правозащитного движения, юриспруденции, некоторых представителей религиозных объединений, закон РФ 1997г. далеко не совершенен, более того, Российская Хельсинская группа добивается отмены этого закона, однако закон функционирует, на его основе регулируются государственные конфессиональные отношения, совершенствование его продолжается. В различные государственные инстанции поступают многочисленные письма с предложениями. В правительстве РФ уже второй год работает группа по анализу и обобщению предложений с мест. Предложения самые различные: есть те, над которыми следует задуматься законодателям, есть такие, которые вряд ли будут учтены, а есть вовсе противоречащие конституционным принципам по свободе совести. По информации консультанта Государственной думы РФ Медведко С. В., к примеру, из Татарстана поступило предложение убрать из закона его преамбулу. Есть предложение приравнять по статусу религиозные объединения к благотворительным организациям. Много поступает предложений по выделению традиционных религий в России, приданию им особого статуса, предоставление им отдельных льгот. Этой проблеме большое внимание было уделено на заседании "круглого стола"
16 января 2002 г. в Измайлово (Москва)7. Идет процесс дополнений, связанных с совершенствованием Законодательства РФ о свободе совести, других специальных законов и кодексов, в частности в налоговый кодекс.
По инициативе некоторых депутатов Госдумы на ее рассмотрение внесено предложение о передаче необходимой земли религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование (было утверждено осенью 2004 г.).

Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы.

Еще необходимо указать на благоприятную тенденцию в контексте защиты вероисповедных прав.
В доперестроечное время при всех многочисленных нарушениях прав верующих прокуратура и суды не брали на рассмотрение дела по нарушению этих прав.
К настоящему времени, начиная с рубежа 8090гг. ХХ века уже рассмотрено немало подобных дел. Более того, даже возникла возможность внести в специальный закон 1997 года поправки через Конституционный суд РФ. Уже несколько раз он возвращался к этому закону и выносил соответствующие решения.

В настоящее время противоречивость развития сферы предоставления вероисповедных свобод заметна в их нарушениях преимущественно на региональном уровне. Особенно это было заметно в период доработки Закона РСФСР (1990 г.). В этот период во многих субъектах федерации стали разрабатываться и обсуждаться свои законы и нормативные акты, противоречащие федеральным: в Тульской области, в Дагестане, в Удмуртии… (в 30 субъектах). До сих пор некоторые религиозные объединения не могут пройти перерегистрацию по разным причинам. Среди них есть и явное стремление органов юстиции задержать перерегистрацию или вовсе решить этот вопрос отрицательно. Особенно такая практика заметна в отношении к религиозным меньшинствам.

Более того, наблюдаются нарушения прав верующих, их общин на свободу вероисповедания, распространения своего учения и соответствующей литературы и рецидивы их преследования. Только в текущем году произошло несколько случаев, в которых отражено нетерпимое отношение к деятельности некоторых религиозных организаций. Сюда можно отнести: факт поджога с помощью бутылок с зажигательной смесью в Нижневартовске церкви "Слово Жизни"; попытку сжечь в Суздале имущество Синода Российской Православной автономной церкви;
в Тутаеве Ярославской области был совершен поджог палатки протестантской церкви. Двух служителей избили металлическими прутьями. В подстрекательстве участвовали некоторые представители органов власти; в городе Лиски Воронежской области местной милицией под руководством представителей городских властей было прекращено служение Центра Духовного Возрождения, некоторые участники служения, среди которых были женщины и дети, получили психологические и физические травмы.

Существует несколько причин упомянутых рецидивов, самое главное здесь это отсутствие должной толерантности или терпимости к иным вероисповеданиям, а также потворство представителей светских властей к конкурирующим религиозным объединениям, но именно тем, кому власти отдают предпочтение.

Таким образом, формирующаяся ситуация вероисповедных свобод идёт к своей стабилизации. Однако в этом процессе есть некоторые противоречия и новые тенденции. Законодательство РФ о свободе совести и религиозных объединениях находится в стадии совершенствования, а возможно, стремится к некоторому отходу от декларируемых принципов. Поступают просьбы отдельных верующих и правозащитных организаций о доработке некоторых статей специального закона (1997 г.) или их отмене. Правда, есть тенденция, идущая от некоторых представителей госорганов и религиознообщественных организаций, вовсе пересмотреть конституционный принцип о недопустимости в РФ какойлибо официально признанной религии или церкви. Речь идет о православии. Некоторые представители православного духовенства (Московской патриархии) уже определяют православие как "господствующее в российском государстве", обращается внимание на большое число православных верующих, на духовный менталитет, на строительство храмов и часовен не только в независимых, но и в государственных учреждениях. К их числу относятся и государственные вузовские учреждения.
В ряде университетов и институтов, в их зданиях и на территориях организованы и построены храмы и часовни. Кстати сказать, 25 ноября текущего года на территории самого крупного вузовского учреждения России Российского государственного социального университета установлен и освящен закладной камень на месте строительства будущей часовни(ныне уже построена). Можно предположить, что эта тенденция будет усиливаться и окажет влияние на изменения некоторых принципов современной вероисповедной политики.
Её вектор может получить направление в сторону признания православия как официальной конфессии.

Вовторых, за последнее время в России
значительно увеличилось количество верующих. На рубеже 7080х гг., согласно исследованиям социологов, верующих было 1024% от числа всего населения.
На начало 2000 г. уже было 5054% верующих. Осенью 2003 г. министр по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ Владимир Зорин, выступая на заседании "круглого стола" на тему: "Роль СМИ в формировании толерантности и предотвращении межрелигиозных конфликтов", на основе результатов социологических исследований отметил, что в настоящее время от 43 до 57% граждан нашей страны причисляют себя к верующим. Министр отмечает также значительное увеличение количества общин. В России зарегистрировано более
22 тысяч религиозных организаций и объединений. Начиная с 1997 года, когда был принят Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", вдвое возросло число иудаистских общин, на 23% православных, на 29% старообрядческих, на 14% мусульманских.
В какойто мере это также говорит об общем возрастании числа верующих граждан. (О росте протестантских и других общин будет отмечено ниже).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.