реферат бесплатно, курсовые работы
 

Диссертация как вид научного произведения

В реальных ситуациях необходимо оговаривать, в каком смыс-ле на данном этапе рассмотрения системы используется поня-тие «цель», что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - идеальные устремления, которые помогут кол-лективу, принимающему решение, увидеть перспективы или ре-Йпьные возможности, обеспечивающие своевременность завер-шения очередного этапа на пути к желаемому будущему. Таким образом, в общенаучном плане цель - это качественная катего-рия, представляющая собой идеальное, мысленное предвосхи-щение результата деятельности. Данное определение детализи-руется в различных подходах. В кибернетическом аспекте цель - это некий будущий результат деятельности кибернетической системы, достигаемый с помощью принципа обратной связи. На этой основе предложен ряд определений понятия цели: на-пример, «цель -желаемый результат деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени». Таким образом, можно заключить, что цель представляет собой сложную функ-цию желаемого результата деятельности, удовлетворяющую сле-дующим требованиям:

* комплексность - описание желаемого результата должно охватывать наибольшее число проблемных ситуаций;

* согласованность - непротиворечивость компонент, входя-щих в функцию цели;

* реальность - возможность ее практической реализации, в противном случае она не должна учитываться в процессе приня-тия решения;

* системность - увязка со всеми другими задачами данной проблемной ситуации.

При этом учитывая, что наиболее распространенным спо-собом представления целей в системах организационного управ-ления являются древовидные иерархические структуры («дере-вья целей»), рассмотрим основные рекомендации по их форми-рованию.

1. Приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерархий целей, можно свести к двум подходам: а) формирова-ние структур «сверху» - методы структуризации, декомпозиции, целевой или целенаправленный подход; б) формирование струк-тур целей «снизу» - морфологический, лингвистический, тезаурусный, терминальный подход; на практике обычно эти подхо-ды сочетаются.

2. Цели нижележащего уровня иерархии можно рассматривать как средства для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они же являются целями для уровня нижележащего по от-ношению к ним; поэтому в реальных условиях одновременно с использованием философских понятий «цель», «подцель», удоб-но разным уровням иерархической структуры присваивать раз-личные названия, типа «направления», «программы», «задания», «задачи» и т. п.

3. В иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как бы смещение «шкалы» от цели-направления (цели-идеала, цели-мечты) к конкретным целям и функциям, которые на нижних уровнях структуры могут выра-жаться в виде ожидаемых результатов конкретной работы с ука-занием критериев оценки ее выполнения, в то время как на верх-них уровнях иерархии указание критериев может быть либо выражено в общих требованиях (например, «повысить эффектив-ность»), либо вообще не приводится в формулировке цели.

4. Для того чтобы структура целей была удобной для анализа и организации управления, к ней рекомендуется предъявлять не-которые требования: разбиение на каждом уровне должно быть соразмерным, а выделенные части логически независимыми; при-знаки декомпозиции (структуризации) в пределах одного уровня должны быть едиными; число уровней иерархии и число компо-нентов в каждом узле должно быть (в силу гипотезы Миллера или числа Колмогорова) К = 7 ± 2. Эти требования не всегда со-вместимы, и на практике необходимо искать компромиссы.

5. Процесс развертывания обобщенной цели в иерархической структуре, в принципе, может быть бесконечным, однако на прак-тике ситуация иная: во-первых, в силу гипотезы Миллера число уровней иерархии следует ограничить до 5 + 7, а во-вторых, на каком-то уровне возникает потребность изменить «язык» описа-ния подцелей и для того чтобы не создавать сложностей при вос-приятии структуры, целесообразно считать одним «деревом цели» ту часть структуры, которая может быть сформирована в терми-нах одного «языка» (политического, экономического, военного, инженерного, технологического и т. п.); иными словами, возни-кает потребность в стратифицированном представлении струк-туры целей.

Важно осознавать, что в том случае когда цель характеризу-ется набором количественных данных или параметров желаемо-го результата, то она трансформируется в конкретную задачу. При принятых определениях цель выступает как более общая категория, чем задача; следовательно, можно предположить, что цель достигается в результате решения ряда задач и в связи с этим задачи можно упорядочить по отношению к целям и таким обра-зом представить в виде иерархически ориентированного графа целей и задач. Средством решения задачи и достижения постав-ленных целей служат алгоритмы. Следовательно, иерархия целей и задач «порождает» иерархию алгоритмов и узлов управления, т.е. определенную материальную структуру, в которой данные алгоритмы реализуются. Узлы управления могут не полностью обеспечивать достижение заданных целей управления, поэтому кроме перечисленных иерархий задач, целей, алгоритмов и уз-лов управления в неявном виде существует пятая иерархия иерархия степени достижения (недостижения) целей согласно существующей системе ценностей. Последняя иерархия очень важ-на, так как именно она может служить полной информацией, от-ражающей качество работы системы управления во всей сово-купности отношений между ее целями и подцелями. Кроме того, подобная информация является основой для коррекции всех остальных иерархий с тем, чтобы уменьшить степени недостиже-ния целей, если они оказываются недопустимо большими.

Цели исследования достигаются постановкой и разработкой основных вопросов диссертации. Поэтому целевые установки и основные вопросы должны ставиться как единое целое и пред-ставлять собой внутреннее единство, чтобы основные вопросы согласовывались с целями, которые в свою очередь органически связывались с основными вопросами. Поэтому надо учитывать, что выдвижением целевых установок предполагается раскрыть существо центрального вопроса проблемы, а постановкой и рас-крытием основных вопросов достигаются цели исследования и в целом решается актуальная научная задача. Таким образом, цель и задача имеют одинаковую сущность - это желаемый результат действий (деятельности). Их отличия состоят в том, что поста-новка задачи предполагает получение конкретных количествен-ных и качественных характеристик результата, время его полу-чения и метод.

Следовательно, научную задачу можно определить как жела-емый научный результат, достигаемый с помощью известного научного метода за намеченный интервал времени и характери-зующийся набором количественных данных или параметров это-го результата. Тогда новая научная задача - желаемый новый научный результат методического характера или получаемый с помощью новой (усовершенствованной) методики и характери-зующийся набором количественных данных или параметров.

Решение научной задачи предполагает получение научного результата научным методом с помощью известной методики, а новое решение научной задачи - получение нового научного ре-зультата с помощью новой (ранее не известной) или усовершен-ствованной методики. Кандидатская диссертация предполагает именно новое решение научной задачи и получение новых науч-ных результатов.

Результатом осуществления диссертационного исследования (диссертация как законченная НИР) является создание конечно-го продукта. При этом, исследуя сущность понятия «результат научного исследования», необходимо осознание того, что созда-ваемый в сфере науки продукт - это прежде всего новая (или уточ-ненная) информация. Даже тогда, когда создаваемый продукт материален (макет, опытный образец), его ценность заключается в той полученной информации, которая может быть использова-на в дальнейшем. Данное понятие - общее как для научной рабо-ты в целом, так и для всех видов диссертационных исследований в частности. Вместе с тем классификация исследований по целе-вому назначению на фундаментальные и прикладные требует спе-цифического уточнения и детализации понятия «результат науч-ного исследования». С этой целью дадим определения таким по-нятиям, как фундаментальные и прикладные исследования.

Рассмотрим такие понятия, как «исследование» (процесс на-учного познания неизвестных свойств объекта), «фундаменталь-ные свойства» (общие универсальные свойства всех форм объек-та), «прикладные свойства» (частные конкретные свойства осо-бенных форм объекта), «форма объекта» (совокупность общих и особенных свойств объекта). При этом надо понимать, что внешняя форма - это граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от иного, а внутренняя форма представ-ляет тождественный содержанию способ его выражения, т.е. со-держание и форма - разные полюсы одного и того же, а не со-ставные части, поэтому применение понятия «содержание» в дан-ных определениях избыточно. Обобщение данных понятий позволило дать эффективное определение понятий «фундамен-тальные и прикладные исследования». Фундаментальные иссле-дования - это процесс научного познания общих, универсальных свойств всех форм объекта. Прикладные исследования - это про-цесс научного познания особенных, конкретных свойств прагма-тически (практически полезных) частных форм объекта. Известно, что при проведении любых видов фундаменталь-ных исследований главное - это создать новый, оригинальный, уникальный (выявить закон, закономерность, создать гипотезу) научный продукт. Поэтому основным в данном виде научной деятельности является выработка методологии соответствующе-го оригинального подхода к явлению или процессу. Прикладные исследования направлены на воплощение научных знаний в кон-кретные отрасли или производство. В связи с этим данному виду исследований соответствует иная доля новизны, оригинальнос-ти и уникальности. Оригинальность и уникальность диссертаци-онных исследований на соискание ученой степени доктора наук заключается: во-первых, в разработанных теоретических поло-жениях (положение - суждение, используемое с целью аргумен-тации тезиса), которые квалифицируются как новое крупное до-стижение в развитии соответствующего научного направления; во-вторых, в осуществлении решения научной проблемы, имею-щей важное значение для теории и практики; в-третьих, в изло-жении научно обоснованных технических, социальных, экономи-ческих или технологических решений, внедрение которых внесет значительный вклад в ускорение научно-технического процесса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук долж-на быть научной квалификационной работой, в которой содер-жится решение задачи, имеющей существенное значение для со-ответствующей отрасли знаний; либо изложены научно обосно-ванные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Таким образом, ознакомление с предлагаемым комплексом вопросов, связанных с постановкой и оценкой проблем, а также изучение их определительно-содержательных признаков вытека-ют из потребностей науки и практики и являются объективной необходимостью деятельности исследователей. Знание и приме-нение этого комплекса в научно-исследовательской работе будет во многом способствовать более целеустремленному построению исследований, предохранит диссертантов от ложных путей в на-учных изысканиях и поможет в последующем повысить их эф-фективность и качество, а также добиться существенных науч-ных результатов.

2.3. Оформление результатов исследований

Наиболее распространенной формой квалификационной на-учной работы на соискание ученой степени является диссертация в виде рукописи. Она представляет собой рукописный труд (име-ется в виду напечатанный на пишущей машинке или с помощью компьютерной техники), в котором излагается актуальность из-бранной темы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научной литературы и исследований, проведенных другими ав-торами по аналогичным темам, описывается опытно-эксперимен-тальная работа, проделанная лично автором диссертации, и да-ются рекомендации по использованию теоретических и приклад-ных результатов научного исследования. При подготовке диссертации в виде рукописи печатается автореферат, в котором излагаются основные научные результаты диссертационного ис-следования.

Диссертация в виде научного доклада - это особая форма ква-лификационной научной работы, которая может быть представ-лена к защите как па соискание ученой степени кандидата, так и доктора наук. Приступая к подготовке докторской диссертации в виде научного доклада, следует помнить, что у автора должны быть опубликованы крупные научные работы, имеющие важное науч-но-практическое значение. Это могут быть монографии, учебни-ки, учебно-методические и научно-методические пособия; научные статьи, опубликованные в научных изданиях и широко известные научной общественности. Довольно сложно говорить о необходи-мом количестве публикаций и ограничивать их минимум каким-то объемом или количеством. Главное в том, чтобы публикации были известны и признаны научной общественностью и активно использовались в теоретической и практической работе.

Претендуя на ученую степень кандидата наук, соискатель может представить к защите научный доклад, подготовленный на основе научно-методических и учебно-методических пособий, методических рекомендаций, статей, которые имеют важное на-учное значение и активно используются в практической работе того или иного учебного заведения или научного подразделения. Вопросы, связанные с установлением значимости научных тру-дов соискателя, степени их признания научной общественностью и целесообразностью их представления к защите в качестве дис-сертации в виде научного доклада, определяет организация, в которой соискатель выполнил основные научные исследования и разработки. Заключение организации должно содержать аргу-ментированное обоснование целесообразности представления к защите диссертации в виде научного доклада, а также подтверж-дение личного участия автора в получении научных результатов, содержащихся в опубликованных работах, научных отчетах и т.д.

Диссертационный совет на стадии предварительного рассмот-рения диссертации в виде научного доклада проверяет обоснованность представленных рекомендаций. Решение о приеме дис-сертации к защите принимает диссертационный совет открытым или тайным голосованием. Последующий порядок рассмотрения не отличается от обычной процедуры защиты диссертаций.

Диссертация в виде научного доклада содержит изложение, теоретическое обобщение и критический анализ основных резуль-татов, полученных лично соискателем и опубликованных в науч-ных изданиях, а также оценку их практической значимости и вне-дрения результатов в науку и практику. В научном докладе рас-крывается основная научная концепция, разработанная лично автором, которая подкрепляется ссылками на ранее опублико-ванные научные работы. Первая часть научного доклада содер-жит, как правило, традиционные разделы, раскрывающие акту-альность избранной темы, цель и задачи исследования, научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследова-ния, положения, выносимые на защиту. Во второй части научно-го доклада раскрывается основное содержание исследовательс-кой работы: новая научная концепция, система новых методов развития различных отраслей народного хозяйства, образования, науки и культуры. Новые научные результаты необходимо под-тверждать ссылками на ранее опубликованные научные труды. Кроме того, даются рекомендации по использованию получен-ных результатов в практической работе.

Автореферат на диссертацию в виде научного доклада не пи-шется, а диссертация в виде научного доклада рассылается как автореферат. Объем диссертации в виде научного доклада Поло-жением о порядке присуждения научным и научно-педагогичес-ким работникам ученых степеней и присвоения научным работ-никам ученых званий не определен и может быть как меньше, так и больше объема, установленного для автореферата диссертации. Диссертация в виде научного доклада пишется на русском языке. Президиум ВАК России не считает обоснованной защиту диссер-тации в виде научного доклада соискателями, закончившими ас-пирантуру или докторантуру, имеющими научных руководите-лей или консультантов.

Вышеназванным положением предусмотрена защита диссер-тации в виде опубликованной монографии или учебника. Прак-тика показывает, что диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через два месяца после выхода монографии или учебника из печати (это требование установлено для докторских диссертаций, а для кандидатских - 1 месяц), автор имеет право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет по про-филю выполненной работы. На диссертацию в виде монографии или учебника пишется автореферат по установленной форме.

Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с извест-ными решениями. В целях обеспечения должной гласности защита докторской диссертации может проводиться не ранее чем через два месяца после публикации работ соискателя. Опубликованные ра-боты соискателя должны отражать основные результаты, защища-емые в диссертации. Эти результаты диссертации должны быть 'опубликованы в научных изданиях. К ним приравниваются также дипломы на открытия, авторские свидетельства и патенты на изоб-ретения, свидетельства на полезные модели; алгоритмы, которые включены в Государственный фонд алгоритмов и программ и по которым проведена соответствующая экспертиза на новизну; де-понированные рукописи работ, аннотированные в научных жур-налах; препринты; опубликованные тезисы докладов.

При написании диссертации соискатель обязан давать ссыл-ки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты. При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить это в дис-сертации. В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии прохождения без права повторной защиты.

Приступая к подготовке диссертации, следует помнить, что согласно Положению о порядке присуждения научным и науч-но-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий «диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалифика-ционной работой, в которой на основании выполненных авто-ром исследований разработаны теоретические положения, сово-купность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важ-ное социально-культурное, народно-хозяйственное или полити-ческое значение, либо изложены научно обоснованные техничес-кие, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-техни-ческого прогресса».

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук согласно Положению ...«должна быть научной квалификацион-ной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономичес-кие или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач».

Кроме того следует знать, что диссертация готовится едино-лично автором, в ней должна содержаться совокупность резуль-татов научных положений, выдвигаемых им для публичной за-щиты, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы. Но-вые решения, предложенные соискателем, должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками.

В диссертации, имеющей прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором результатов, которые должны подтверждаться актами, справка-ми, заключениями организаций, в которых проходила апроба-ция научных разработок автора. А в диссертации, имеющей тео-ретическое значение, должны быть рекомендации по использо-ванию научных выводов при подготовке учебников, учебных пособий для системы высшего и среднего образования.

При рассмотрении диссертаций, написанных в виде научного доклада, основной вопрос экспертизы должен быть связан с оцен-кой добросовестности заимствования в опубликованных трудах соискателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертация - это ступень к мастерству, показатель овладе-ния особенностями научного метода познания. Она должна со-ответствовать предъявляемым к ней требованиям не только по содержанию, но и по объему, который определяет умение соис-кателя ученой степени коротко и исчерпывающе, точно и всесто-ронне изложить содержание исследуемой темы, своих новых на-учных результатов и необходимых аргументов в их защиту. В научно-методическом отношении ценность диссертации тем выше, чем меньше ее объем и полнее содержание. Структура дис-сертации в очень большой степени влияет не только на последо-вательность, но и на полноту, ясность и четкость изложения по-лученных научных результатов. Диссертация включает введение, основную часть, заключение, рекомендуемую и использованную литературу, а иногда и приложения.

Результатом осуществления диссертационного исследования является создание конечно-го продукта. При этом, исследуя сущность понятия «результат научного исследования», необходимо осознание того, что созда-ваемый в сфере науки продукт - это прежде всего новая (или уточ-ненная) информация. Даже тогда, когда создаваемый продукт материален, его ценность заключается в той полученной информации, которая может быть использова-на в дальнейшем. Данное понятие - общее как для научной рабо-ты в целом, так и для всех видов диссертационных исследований в частности.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.

Содержание диссертации характеризует оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания здесь является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, либо обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

Список используемой литературы:

1. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 432 с.

2. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Иващенко Н.П.. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 426 с.

3. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 272 с.

4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось - 89, 2002. - 112 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.