реферат бесплатно, курсовые работы
 

Диссертация как вид научного произведения

Диссертация как вид научного произведения

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общие положения диссертационной работы.

1. История возникновения и написания диссертационных работ

2. Диссертация как вид научного произведения.

3. Разновидности диссертационных работ и требования, предъявляемые к ним.

Глава 2. Этапы написания диссертационной работы.

1. Выбор темы, раскрытие проблемы.

2. Формирование цели и задачи исследования.

3. Оформление исследований.

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационная работа как научное произведение весьма специфична. Прежде всего, ее отличает от других научных произведений то, что она в системе науки выполняет квалификационную функцию, т.е. готовиться с целью публичной защиты и получения научной степени. В связи с этим основная задача автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решить конкретные научные задачи.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстрированного материалов, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.

Содержание диссертации характеризует оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания здесь является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, либо обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научной дискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируя и доказательно критикуются противоречащие ей точке зрения.

В диссертации ее автору не принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде.

Сложившиеся рыночные отношения на мировом рынке и в России внесли свои коррективы в отношение к образованию. Все развитые фирмы и предприятия требуют иметь высшее образование и специализацию своих сотрудников для достижения эффективного функционирования предприятия. В связи с этим многие молодые люди стремятся получить высшее образование и продолжить его далее в аспирантуре для получения научной степени.

Я заинтересовалась данной темой и решила исследовать все материалы, которые возможно найти по ней, для приобретения знаний.

Целью курсовой работы является изучение правил написания диссертационных работ и требований к ним. Приобретение навыков самостоятельной исследовательской и практической работы. Овладение методиками исследования, обобщения и логического изложения теоретического материала.

Предметом анализа является методика написания диссертационной работы и рассмотрение требований к ней. Для достижения поставленных целей и задач я использовала учебные пособия и научные труды российских авторов.

Глава 1. Общие положения диссертационной работы.

Пытаясь охватить мир сегод-няшний,

мы черпаем из словаря,

сложившегося в мире вчерашнем.

А. де Сент-Экзюпери

1.1. История возникновения и написания диссертационных работ.

В Российской Федерации научная работа - это скоординированная по целям, времени и ресурсам совокупность научных иссле-дований (экспериментов, испытаний) и разработок, организаци-онных и обеспечивающих мероприятий, позволяющих на прак-тике осуществлять научное обоснование основных направлений развития Российской Федерации как государства, решать важ-нейшие фундаментальные, прикладные и научно-практические задачи в интересах прогресса.

Под организационными и обеспечивающими мероприятиями понимается комплекс мер по формированию и поддержанию на требуемом уровне системы руководства научной работой, ее пла-нирования и координации, по совершенствованию структуры и сети научно-исследовательских организаций и научно-исследо-вательских подразделений высших учебных заведений, подго-товки и расстановки научных кадров, финансирования научной работы и материального стимулирования труда ученых, материально-технического и информационного обеспечения исследо-ваний.

В настоящее время основными формами научной работы счи-таются:

* разработка научных трудов и монографий, учебников, на-писание диссертаций, статей, подготовка докладов, научных от-четов, сообщений, рецензий и заключений;

в обобщение и распространение передового опыта и техно-логий;

* научно-техническая и научно-экономическая экспертизы документов по формированию и реализации научной и научно-технической политики государства;

* разработка методик и анализ результатов проведения ис-пытаний новых образцов техники, научный анализ и экспертиза работ промышленности по их разработке и созданию;

* проведение научных конференций, совещаний и семинаров.

Исторически в России сложилась такая особенность, что дис-сертация стала основным инструментом науки. При этом основа современной системы аттестации научных и научно-педагогичес-ких кадров начинала закладываться с XII в. Развитие высшего образования и создание университетов способствовало тому, что побудило преподавателей готовить специальные научные труды, называемые диссертация. Впервые докторская степень была присуждена в 1130г. Болонским университетом. В Х11-ХУ1 вв. диссертации выполнялись в рукописном виде, а их публичная защита проходила в форме устной дискуссии. Соискатель ученой степени готовил специальные плакаты, на которых кратко изла-гались вопросы для дискуссии.

Печатные диссертации начали появляться в XVI в. В это вре-мя определился статус диссертации как квалификационной на-учной работы. Университетские уставы XVI в. содержали требо-вания к самостоятельной подготовке письменных научных тру-дов. Соискатель ученой степени должен был опубликовать научную статью и разослать ее всем заинтересованным ученым. Все расходы по изданию нес автор диссертации. В это же время становится принятым дарить тексты диссертаций профессорам и другим заинтересованным лицам. Это положило начало инфор-мированию научной общественности о разработках в различных областях науки, представляемых к защите в виде диссертаций. Впоследствии в университетах создаются специальные диссерта-ционные отделы, в которых собираются все диссертации, защи-щаемые в университете.

Московскому императорскому университету было предоставлено право присуждения ученой степени доктора медицины в 1791 г. Ученые степени кандидата, магистра и доктора наук в Рос-сии были введены указом императора 24 января 1803 г. Для получения любой ученой степени устанавливались устные и пись-менные экзамены, после чего соискатель должен был публично защищать диссертацию на заседании факультета. При защите был обязан выступить один оппонент. С 1804 г. количество оппонен-тов увеличивается до трех. 20 января 1819 г. было утверждено «Положение о производстве в ученые степени». Этот документ регламентировал порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. В этот период докторские дис-сертации можно было выполнять только на латинском языке. Положение можно считать первым официальным документом о порядке присуждения ученых степеней.

В 1837 г. утверждено «Положение об испытаниях на ученые степени», согласно которому уменьшалось число теоретических вопросов, на которые должны были отвечать будущие доктора наук и допускалось выполнение диссертаций как на латинском, так и на русском языках. 4 января 1864 г. принимается новое «Положение об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени». Этот документ предусматривал три ученые степени: кандидата, магистра, доктора. Для получения каждой степени было необходимо подготовить и защитить дис-сертацию. Экзамены для докторов были упразднены.

Для присуждения ученой степени кандидата наук требовалось по окончании полного университетского курса получить сред-ний балл 4,5 при пятибальной шкале оценок и представить в ру-кописи кандидатскую диссертацию. Последняя рецензировалась одним из профессоров соответствующей кафедры; после этого под руководством декана проводился коллоквиум и факультет при-нимал решения, которые утверждались советом университета. Рукописный статус кандидатского диссертационного исследова-ния свидетельствовал о том, что кандидатские диссертации по своему научному значению в целом соответствовали современ-ным дипломным работам. Университетским уставом 1884 г. сте-пень кандидата наук была отменена. И с этого времени в России существовали две ученые степени - магистра и доктора наук.

В этот период диссертации к защите представлялись в печат-ном виде, что исключало необходимость публиковать авторефе-рат диссертации, однако требовалось приложение к диссертации тезисов объемом не более 4 страниц. Все публикации осуществ-лялись за счет автора. Со второй половины XIX в. диссертации стали публиковать в ученых записках, известиях университетов и специальных журналах. Необходимое количество оттисков представлялось ученому совету факультета.

Защита диссертации проходила на заседании факультета, в котором могли принять участие, как члены совета факультета, так и все желающие. Для защиты диссертации назначались два офи-циальных оппонента, как правило, из числа профессоров данно-го факультета. Оппоненты из других университетов не пригла-шались. Официальными оппонентами могли быть даже препода-ватели, не имеющие ученой степени, на соискание которой представлялась диссертация. После выступления оппонентов могли выступать все желающие. Факультет имел право за магистерскую диссертацию присуждать степень доктора, для этого тре-бовалось единогласное голосование. Решение факультета о при-суждении степени утверждалось ученым советом университета, и соискателю выдавался диплом магистра или доктора наук.

Таким образом, до 1917 г. в России ученые степени кандида-та, магистра и доктора наук присуждались ученым на основании публичной защиты квалификационной научной работы - диссер-тации. За 120 лет работы по аттестации научных кадров в Рос-сии, как отмечает А.Е. Иванов: «... было защищено около 8 тыс. магистерских и докторских диссертаций по фундаментальным наукам: истории, философии, юриспруденции, естествознанию, богословию, медицине...».

Девфетом Совнаркома РСФСР от 1 октября 1918 г. «О неко-торых изменениях в составе и устройстве государственных учеб-ных и высших учебных заведений Российской республики» в Рос-сии были ликвидированы ученые степени. Только в 1934 г. по-становлением Совнаркома СССР «Об ученых степенях и званиях» были установлены ученые степени кандидата и доктора наук. Эти степени служили для определения квалификации научных работ-ников в' области той или иной научной специальности. В апреле 1934 г. был утвержден первый состав Высшей аттестационной комиссии при президиуме Всесоюзного комитета по высшей технической школе, его председателем стал академик Г.М. Кржи-жановский. С 1944 г. в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина создается диссертационный фонд, в который поступают все докторские и кандидатские диссертации.

В октябре 1974 г. был создан Высший аттестационный коми-тет при Совете Министров СССР, который стал выполнять фун-кции межведомственной аттестационной организации. ВАК при Совете Министров СССР в 1991 г. преобразовывается в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве науки, высшей школы и технической политики Российской федерации, а 22 фев-раля 1993 г. - в Высший аттестационный комитет Российской Федерации. Однако, преобразования не изменили основных фун-кций аттестационного комитета, которые остались прежними: аттестация научных и научно-педагогических кадров, контроль за присуждением ученой степени кандидата наук и присуждение ' ученой степени доктора наук но всем специальностям, которые включены в Номенклатуру специальностей научных работников, и присвоение ученого звания «Профессор по специальности» ра-ботникам научно-исследовательских учреждений.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук дол-жна быть научной квалификационной работой, отвечающей од-ному из следующих трех пунктов, определяющих характер резуль-татов диссертационной работы.

1. В ней должно быть получено решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное, социально-культурное или политическое значение.

2. В ней должны быть разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое круп-ное достижение в развитии перспективного направления в соот-ветствующей отрасли науки.

3. В диссертационной работе предложены научно обоснован-ные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение на-учно-технического прогресса.

Четкая ориентация соискателя на один из приведенных выше пунктов, характеризующих результаты докторской диссертаци-онной работы, позволит ему существенно поднять качество ра-боты в целом и сократить время на подготовку ее к защите. То есть соискатель заранее должен определиться, по какому класси-фикационному признаку заключения диссертационного совета, определяющему характер результатов диссертации, будет прохо-дить защита диссертации. Установление характера результатов докторских диссертаций по пункту 1 является редким событием и, как правило, может быть дано известными специалистами от-расли пауки и техники, руководителями или генеральными кон-структорами крупных государственных предприятий.

Научные работники и научно-педагогические работники вузов при защите докторских диссертаций обычно определяют харак-тер результатов диссертации, как соответствующий п. 2 или п. 3.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приво-диться сведения о практическом использовании полученных авто-ром научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, - рекомендации но использованию научных выводов.

1.2. Диссертация как вид научного произведения

Диссертация в форме рукописи -- это особый вид науч-ного произведения, которое представляет собой отражение средствами литературы научного исследования, в котором реализуется научное творчество как процесс научного осво-ения действительности и как создание научных ценностей, обогащающих саму науку.

Его предметом является система научных понятий, обес-печивающих функционирование в научной коммуникации ос-новных форм знания, что дает возможность реализовать глав-ные функции науки, такие как описание, объяснение, пред-сказание, обобщение и систематизация явлений и фактов действительности.

В таком произведении фиксируются как исходные пред-посылки научного исследования, так и весь его ход и полу-ченные при этом результаты. Здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, где адекватно отражаются как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения.

С точки зрения общей динамики развития науки диссер-тация вводит в научный обиход новые представления, кон-цепции и факты. В содержании такой работы отражается сущ-ность в явлении, закономерность в случайности, общее в еди-ничном, внутреннее во внешнем. Авторская концепция здесь точно отражает проблемную ситуацию в науке и соответствует ведущему направлению научного познания. Только при этом условии эта концепция признается состоятельной в научном смысле, т. е. обеспечивающей прирост научного знания.

Объективность -- основное требование к описанию проведенного исследования, которое вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную исти-ну. В то же время диссертация, будучи продуктом научного творчества, представляет собой единство объективных науч-ных фактов и субъективной их оценки.

Другими словами, диссертация в своем содержании не исключает субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленные общественно-истори-ческими условиями подготовки диссертационной работы.

Именно этим объясняется, что в науке одна и та же проблема по-разному осмысливается исследователями. Каж-дый ученый подходит к ее решению с позиций своих знаний и личного опыта.

Своеобразие диссертации проявляется также и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственному усмот-рению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных поло-жений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а "пу-тем сознательного убеждения в их истинности на основе об-щей значимости для научного сообщества норм и критериев".

Именно здесь получает наиболее полное отражение та-кое свойство научного познания, как критичность по отно-шению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, что содержание диссертации характеризует такая его особенность, как наличие в нем дискуссионного и поле-мического материала, связанного с пересмотром существую-щих взглядов.

Специфика диссертации обусловливает необходимость доказательства всех научных положений, зафиксированных в ее содержании. Каждый факт, каждое авторское предпо-ложение получает здесь научное объяснение или обоснова-ние. Для этого диссертант в качестве аргументов привлекает практически все формы научного обоснования и подтверж-дения.

Специфично не только содержание, но и форма диссер-тации как особого вида научного произведения, для которо-го характерна высокая степень абстрагирования, активное применение средств логического мышления, подробное ос-вещение затронутых проблем и точность фактических дан-ных.

Для текста диссертации типично обилие специальных понятий, вводимых без добавочных пояснений, и наличие обширного математического аппарата. Ориентируясь на чи-тателей, профессиональная подготовка которых является наи-более высокой, в текст диссертации включается весь имею-щийся в распоряжении ее автора знаковый аппарат (специ-альные термины, латинские обозначения, химические фор-мулы, графики, диаграммы, чертежи, схемы, таблицы и т. п.), то есть все, что составляет "язык науки", который понятен только специалистам.

Поскольку диссертация, как и любое другое научное произведение, характеризуется единством содержания и фор-мы, то ее коммуникативная ценность во многом определяет-ся степенью соответствия структуры такой работы особенно-стям разработки ее темы, т. е. правильностью выбора после-довательности изложения научного материала.

Только при условии выбора формы организации матери-ала, в наибольшей степени соответствующей особенностям предмета, диссертация способна эффективно функциониро-вать в системе научной коммуникации.

Структура диссертации является одним из уровней отра-жения авторской научной концепции, средством реализации взаимосвязи элементов содержания, которая определяется за-дачей отражения внутренней логики развития исследования.

Такая структура максимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента, каждой части текста, акцентирует внимание на наиболее важных в научном смыс-ле аспектах проведенного исследования, а также дает воз-можность убедиться в логической непротиворечивости и пос-ледовательности исследовательской программы, заложенной в процессе формирования нового знания.

Эффективность структуры диссертационной работы в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отве-чает критериям целостности, системности и связности, а так-же критерию соразмерности его частей.

Критерий целостности обязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве. С точки зрения этого принципа структура диссертационной работы представ-ляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры -- часть произведения в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собой хаотичность и эклек-тизм изложения научного материала.

Критерий системности требует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную их взаимодействи-ем, что не допускает механическое, формальное объедине-ние разнородных элементов.

Связность -- критерий диссертационной работы, который является обязательным условием существования ее тек-ста как определенной структуры. Именно связность обеспе-чивает взаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложения научной информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.