реферат бесплатно, курсовые работы
 

Автоматизация ВУЗовских библиотек г. Орла

Решая задачу соотношения традиционных и электронных форм зарубежные библиотеки делают выбор в пользу дублирования информации на традиционных и электронных носителях, в том числе и по причине их относительно низкой стоимости.

Российские библиотеки также стремятся к использованию электронных информационных ресурсов. Однако, в сравнении с нашими зарубежными коллегами, мы имеем более скромные возможности. Ограниченность в средствах влияет не только на количество изданий, приобретаемых для фонда и предоставляемых в электронном виде, но также на технические возможности электронного доступа.

К электронным изданиям относится так же CD-ROM - это диск, состоящий из прозрачной поликарбонатной подложки толщиной чуть более 1 мм. И защитного слоя акрилового лака, между которыми находится тонкая алюминиевая фольга. Вес диска около 15 г., диаметр 12 см. Данные записываются в виде микроскопических углублений в алюминий на очень узкую спиральную дорожку, полная длина которой более 5 км.; всего на дорожке помещается 2,8 млрд. ямок. Компакт-диск, изначально разработан для любителей высококачественного звучания; прочно вошли в рынок компьютерных устройств. Благодаря своим малым размерам, большой емкости, надежности и долговечности с успехом применяется в качестве устройства внешней памяти.

Использование оптических дисков в библиотеке являются весьма эффективным. Обладая возможностью записи на один диск баз данных, содержащих более миллиона библиографических описаний, CD позволяют решить целый ряд технических проблем подготовки, поиска и обеспечения читателей информации. Внедрение CD-ROM технологии практически полностью исключает необходимость передачи данных по дорогостоящим каналам связи и позволяет многим библиотекам создавать свои CD с информацией о собственных фондах. Линии связи включаются лишь в тех случаях, когда необходимо оперативно пополнить базы данных или ввести непосредственные запросы читателей в автоматизированную библиотечную систему. [8]

Наиболее важное преимущество CD технологии - полнотекстовое индексирование, создание перекрестных ссылок, т.е. любая часть данных может быть легко и быстро найдена и продемонстрирована на ПК.

Весьма полезной для библиотек являются возможность сетевого использования CD-ROM. В отличии от бумажных носителей, микрофиш или магнитных носителей CD-ROM очень долговечен; диск, произведенный в настоящее время, будет без всякой специальной обработки или специальных условий хранение 50-100 лет читаем и не иметь ошибок.

Компакт-диски служат отличным средством распространения сложного программного обеспечения. Они незаменимы при хранении различных перечней, каталогов, словарей, энциклопедий. Поскольку носители мультимедиа - информации должны вмещать огромные объемы разнородной и по-разному организованной информации, то CD являются идеальным средством для их реализации.

В настоящее время рынок баз данных на основе технологии CD-ROM достаточно велик и в ближайшее время будет еще увеличиваться. Многие национальные библиотеки приступили к созданию своих дисков, например Немецкая национальная библиография ( Deutsche National Bibliographic ), Британская национальная библиография ( British National Bibliographi ), национальные библиографии Франции, Испании и д.р. В России вариант национальной библиографии на CD-ROM выпускает Российская книжная палата уже вторым изданием.

Электронные энциклопедии со временем превратятся в предмет обихода, в надежных спутников любого культурного человека. Возможно, это именно та область издательской деятельности, где они могут существенно потеснить своего родителя конкурента - книгу, т.к. на смену обычного печатного учебника приходит электронный.

В последние годы электронные учебные пособия занимают все более заметное место на рынке электронных публикаций. Это связано как с информатизацией образовательных программ, так и с развитием новых технологий. [9]

В настоящее время определяя электронного и учебного пособия даются в «Инструкции о порядке рассмотрения и утверждения грифа Министерства образования России на учебные электронные издания» ( приложение 2 к приказу от 19 июня 1998 г. № 1646 ). Общим положением является следующее: электронное издание - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе.

В частности, электронный учебник - это основное учебное электронное издание, полностью соответствующие федеральной составляющей дисциплины; к учебным пособием отнесены сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники и др.

Конечная цель обучения состоит в том, что обучаемый должен владеть теоретическими основами изучаемого предмета, уметь применять их для решения конкретных задач и иметь навыки практического применения этого умения. Для достижения этих целей предусмотрены лекции, практические занятия и лабораторные практикумы.

Эти виды занятий поддерживаются соответствующей литературой, причем практика преподавания выработала соответствующие виды изданий:

учебник - для изложения заданий, задачники и методические указания, для развития умения и навыков. Отсюда можно прийти к следующим выводам:

- Повышается значимость учителя и требования к уровню его знаний: он действительно должен быть «лоцманом» в мире знаний, а не «тренером» по реализации рутинных действий.

2. Потребность в технических навыках в определенной предметной области сокращается, в то время как необходимость иметь навыки работы с соответствующими информационными системами возрастает;

3. Границы между знаниями, умениями и навыками в определенной предметной области стираются; границы между предметными смежными областями также стираются.

Электронный учебник или пособие должен представлять собой гипертекстовую систему с адаптивными связями между фрагментами, обеспечивающую возможность адаптивной компоновки нелинейного текста. Маршрутизация компоновки должна формироваться навигатором, входящим в состав системы управления компоновщику гипертекста об объединении соответствующих фрагментов. Управление навигатором осуществляется по нескольким контурам:

- непосредственно пользователем в процессе работы;

- пользователем по результатам анализа процесса обучения;

- программой -- анализатором по результатам автоматического текстового контроля знаний пользователя;

- учителям по результатам личного общения с учащимися.

Если электронного документа нет, то для создания виртуального учебника в процессе ретроспективной конверсии генерального каталога библиотеки имеет смысл формировать электронную версию библиографических ссылочных данных каждой книги.

Электронная форма предоставления материала позволяет применять автоматические способы формирования массива ключевых слов путем анализа текста.

Следует подчеркнуть, что электронная форма хранения знаний дает новую возможность -- включение регистрирующей системы, действующий в качестве обратной связи: каждое обращение к учебнику и путь, по которому идет учебник, может фиксироваться такой системой, и эта информация может использоваться как для отбраковки неудачных работ, так и для совершенствования оставшихся.

2.2. Основные направления автоматизации

вузовских библиотек России

Опыт использования новых технологий в библиотеке ВГПУ.

Гуманистическая научно - педагогическая парадигма образования выдвигает задачу построения образовательного пространства на таких основополагающих ценностях, как самоопределение и самореализация личности.

Главные требования к новой системе педагогического образования: сформировать у будущего учителя профессиональное мировоззрение и педагогическое мышление, готовность к инновационным образовательным процессам; выявить индивидуальный стиль деятельности будущего специалиста - педагога; развить готовность к использованию личного потенциала. На место пассивного потребления информации становится ее поиск, процесс формирования знаний, умение использовать и анализировать имеющийся информационный потенциал для ориентации в ведущих педагогических концепциях и теориях. Это требует повышения уровня информационного обеспечения учебного заведения, а также становления и развития информационной культуры каждого потребителя информации. Использование информации как важнейшего образовательного фактора, формирование и активное развитие структурных подразделений, связанных с созданием, хранением, распространением и использованием новых знаний -важнейшая задача педагогических учебных заведений.

Одной из основных функций информатизации педагогического образования является введение новых информационных технологий в традиционную модель обучения для расширения возможностей обмена информацией как внутри вуза, так и с внешней средой.

В то же время это максимальное использование информационных ресурсов библиотек с применением традиционных билиотечно библиографических методов формирования информационных потоков и поиска информации. Интеграция этих процессов формирует у специалиста -педагога интеллект аналитика, синтезиста, творца информации; повышает качество образовательных услуг на всех уровнях подготовки и повышения квалификации педагогов. Готовность педагога к внедрению нового, формирование собственной авторской системы базируется на высоком уровне знаний и анализе информации об инновационных процессах как в своем регионе, так и за его пределами. Наиболее полно такую информацию педагогам традиционно представляет библиотека педвуза.

Основой разработки концепции и технологии личностно -ориентированного педагогического образования на основе многоуровневой педагогической системы учебно - научно - педагогического комплекса (УНПК) Волгоградского государственного педагогического университета (ВГПУ) является теория целостного учебно - воспитательного процесса, обеспечивающая взаимосвязь, преемственность и интеграцию педагогического образования входящих в него образовательных учреждений.

Структура УНПК объединяет более 20 сельских и городских общеобразовательных школ, имеющих педагогические классы, городскую гимназию № 1, имеющую классы педагогического профиля; областной мужской педагогический лицей; 3 педагогических колледжа; собственно педагогический университет как системно - образующие ядро педагогического комплекса его Михайловский филиал; институт повышения квалификации ВГПУ готовит педагогов - предметников, педагогов - бакалавров и магистров, а также научные педагогические кадры по следующим формам обучения: очная и заочная аспирантура, докторантура, система соискательства.[36]

Библиотеки УНПК являются подсистемой многоуровневой системы педагогического образования области, выполняющей коммуникационную функцию накопления, организации и распространения информации.

Цель организации единой сети библиотек УНПК - формирование на базе их фондов единого информационного пространства и многоуровневой системы педагогической информации с использованием компьютерных технологий, обеспечивающей социальную коммуникацию для подготовки и переподготовки педагогов. С ноября 1994 г. для организационно -методического руководства этим процессом приказом ректора за библиотекой ВГПУ закреплены функции методического центра библиотек УНПК. С января 1995 г. введен единый читательский билет, организован систематический обмен книгообмен учебной литературой и единый каталог периодических изданий, вступила в действие единая система повышения квалификации библиотечных работников.

Сегодня библиотека ВГПУ - это 750 тысяч документов, размещенных в 2-уровневом книгохранилище с секторами учебной, научной литературой и периодики; в подсобных фондах 4 специализированных абонентов и 6 читальных залов, которыми пользуются по единому читательскому билету 11 тысяч читателей.

За последние 5 лет штат библиотеки увеличился до 71 сотрудника, что позволило выделить новые структурные подразделения: отдел редкой и ценной книги, отдел гуманитарно - просветительской работы, сектор автоматизации библиотечных процессов и электронных каталогов, сектор научно -педагогической информации, копировальный сектор.

Активная работа по автоматизации библиотечных процессов началась в библиотеках УНПК 1998 года. Автоматизированы технологические процессы: введение картотеки книгообеспеченности учебного процесса, подписка на периодические издания, каталогизация и техническая обработка поступающих изданий. Организовано АРМ для читателей в каталожном зале «Поиск», поэтапно проводится ретро конверсия генерального каталога, сформировано АРМ «Администратор». Копировальный сектор оказывает платные услуги читателям, а также используется библиотекой для выпуска информационных листков, методических и библиографических материалов для библиотек УНПК и т.д.

Справочно - поисковой аппарат библиотеки всесторонне раскрывает ее фонды. Читателям представлены:

- карточные каталоги и картотеки на фонд всей библиотеки и отдельных ее специализированных отделов;

- постоянно пополняется фонд справочно - энциклопедических изданий;

- электронный каталог включает информацию о новых поступлениях книг, авторефератов и диссертации (с 1998 г.) и ретроспективную (с 1991 г. издания) информацию о литературе и психолого-педагогической тематике (до 10 тыс. частично аннотированной, снабженной словарем ключевых слов и терминов);

- электронная БД «Публикации ученых ВГПУ (с 1996); аналитическая БД по психолого-педагогической тематике (с 1998 г.), в том числе проблемно - ориентированные БД по ведущим темам научно-исследовательских работ в УНПК;

- электронный каталог периодических изданий.

В 1996 г. на базе библиотеки ВГПУ организован Интернет класс. Пользование БД Интернет - на бесплатной основе. Преподаватели вуза используют для работы нормативные БД Госкомитета по образованию, имеют доступ к ЭК новых поступлений книг, авторефератов и диссертаций Российской государственной библиотеки, ГПНТБ России, ГНПБ им. К,Д,Ушинского и ко всем остальным данным, имеющимся в Интернете.

Качество подготовки педагога находится в прямой зависимости от уровня его информационной культуры. Во всех учебных заведениях УНПК ведутся занятия по «Основам библиотековедения и библиографии», разработаны «Памятки читателям библиотеки...», где отражаются все проблемы взаимодействия читателя и библиотеки, оптимизации использования фондов.

В условиях УНПК особое значение имеет организация работы информационно - библиографического отдела (ИБО) библиотеки ВГПУ. Углубленный проблемно-ориентированный поиск информации всеми группами читателей УНПК ведет к постоянному увеличению количества библиографических справок, консультаций (более 5,5 тыс. ежегодно) по использованию СПА библиотеки. Дифференцированное информационно библиографическое обслуживание осуществляется по направлениям: по проблемам высшей школы, в помощь учебно-воспитательному процессу, по проблемам НИР УНПК, в помощь педагогам - практикам в системе переподготовки педагогических кадров.

Ежегодный анализ библиографических справок психолого-педагогической тематики помогает выявить новые темы запросов читателей, активизировать наполнение аналитических БД по этим проблемам, внести новые термины в словарь ключевых слов и терминов по психолого-педагогической тематике для библиотек УНПК. Использование информационных ресурсов библиотеки ВГПУ в информационной поддержке научных конференций, семинаров, совещаний в университете и других учебных заведениях УНПК по различным проблемам педагогики дает возможность знакомить с фондами ученых из других регионов России и зарубежья.

В октябре 1998 года в ВГПУ на основании решения ученого совета разработан «Проект создания единого образовательно-информационного пространства ВГПУ и университетского комплекса», Свое участие в этом проекте библиотека отразила в «Программе организации Центра информационной поддержки педагогического образования Волгоградской области 1999-2003 г.». На первом этапе ее основной целью являются объединение текущих т ретроспективных информационных потоков по психолого-педагогической тематике всех библиотек УНПК для обеспечения студентов, научных работников и педагогов - практиков области и города качественной информацией по проблемам педагогики и психологии.

Компьютерная обработка информации БД ведется на основе локального варианта АИБС MARK-4.2, а также разрабатываемого библиотекой ВГПУ единого для библиотек УНПК словаря ключевых слов и терминов. Это дает библиотекам возможность перейти на качественно новый уровень информационного обеспечения - углубленное формирование персонально ориентированных БД по любой проблеме педагогики и психологии на всех уровнях обучения.

Освоение компьютерных технологий библиотекой СГМУ.

Приступая к внедрению автоматизированной библиотечной технологии, библиотека СГМУ имела четкую схему всех традиционных библиотечных процессов, в том числе связанных с формированием фонда и внедрением справочного аппарата. В отделах были составлены технологические карты или инструкции, используемые для анализа и совершенствования работы в новых условиях. Электронный каталог создается в процессе совместной деятельности отделов комплектования, каталогов, справочно-библиографических. Для характеристики документов из 193 предлагаемых АИБС MARK они используют 84 поля и подполя, причем поиск возможен по любому из предусмотренных программой полей. За основу взят принцип, в соответствии с которым электронный каталог должен обеспечивать все функции традиционной системы каталогов и картотек.

При создании машиночитаемой библиографической записи сотрудники библиотеки учитывали как сегодняшние, так и перспективные запросы потребителей. Перечень полей и подполей для характеристики документов формировался с учетом все возможных видов библиографической деятельности на основе электронного каталога: в помощь научно -исследовательской, научно -- практической, учебной работе потребителей, в помощь самообразованию и т.д. причем к потребителям библиографической информации относились не только читатели, но и сами библиотекари. Было учтено, какую печатную библиографическую продукцию будет выпускать библиотека на основе электронного каталога. Единая методика заполнения полей при создании БЗ на документ, согласованность действий сотрудников всех отделов, формирующих и использующих электронный каталог, основывалась на главном принципе компьютерных технологий - многоцелевом и многократном использовании при одноразовом вводе информации. В основе заполнения полей при создании библиотекой записи на документ лежали типовые рекомендации, разработанные НПО «Информ - система», но после года работы были составлены методические рекомендации по заполнению полей с учетом технических особенностей библиотеки СГМУ, уточняемые ежегодно.

Библиотека с первых шагов работы на ПВМ ведет информационное обслуживание кафедр института, передавая им на дискетах библиографическую информацию, в том числе по новым поступлениям. Формирование и ведение баз данных было организовано с учетом рынка БД в стране и возможности их приобретения и рационального использования. Ежегодно приобретается БД «Медицина и здравоохранение» на CD-ROM, генерируемая ГЦ ИМБ, производится обмен базами данных социально-политической тематики с библиотеками города, использующими АИБС MARK.

Опыт работы нескольких лет, решения методических советов в отделах по проблемам автоматизации находят внутри библиотечных документах, как паспорта - характеристики БД «Методические рекомендации по особенностям заполнения полей в БД библиотеки СГМУ», «Методические рекомендации по работе с БД, получаемые отделом каталогов и отдела комплектования и учета литературы», «Руководство по сбору статистических данных о работе отдела каталогов на ПЭВМ» и др.

Внедрение современных способов хранения и предоставления информации начинается с технологии обработки документов, получение данных, необходимых для управления библиотекой, в том числе для формирования библиотечного фонда.

В марте 1997 года межвузовская секция «Автоматизация библиотек». Метод объединения вузовских библиотек Самары провела на базе библиотеки СГМУ по теме «Автоматизированное рабочее место индексатора». Участники обсудили проблемы создания поискового образа документа, индексирования документов с использованием классификационных таблиц и ключевых слов. Был продемонстрирован алгоритм автоматизированного индексирования документов.

Анализ проведенной работы свидетельствует о том, что заинтересованность и энтузиазм коллектива при освоении компьютерных технологий позволили оптимизировать процесс формирования машиночитаемых библиографических баз данных, что в конечном итоге направлено на улучшение справочно-информационного обслуживания читателей.

Новые технологии в библиотеке СибГИУ.

Известно, насколько трудоемкими являются такой вид деятельности, как создание библиографических пособий. Переход библиотек от традиционных каталогов и картотек к электронным позволяет в значительной степени автоматизировать этот процесс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.