реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешний российский долг: структура и динамика

Безусловно, эти средства являются одним из оптимальных источников погашения кредитов.

3.3. Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга

В области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения «дорогих» долгов и использования накопленных в Стабилизационном фонде средств.

Острота проблемы внешнего долга России была в последние годы снята благодаря благоприятной внешнеторговой конъюнктуре.

Рис. 7

Объем экспорта (млрд. долл.)
и мировые цены на нефть (
Urals, долл./барр.)

Таблица 15

Объем и структура экспорта товаров

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Экспорт товаров

102

107

136

183

213

203

210

220

нефть, нефтепродукты, газ

52

56

73

98

120

107

104

107

Металлы

12

11

13

21

23

23

23

23

машины и оборудование

10

10

12

14

15

16

17

20

прочий экспорт

28

30

38

50

55

57

66

70

%

Экспорт товаров

100

100

100

100

100

100

100

100

нефть, нефтепродукты, газ

51

52

54

54

56

53

49

48

Металлы

11

10

10

12

11

11

11

11

машины и оборудование

10

9

9

8

7

8

8

9

прочий экспорт

27

28

28

27

26

28

31

32

Экспорт товаров, в % к ВВП

33,2

2831,1

31,6

31,5

29,3

24,1

22,2

20,7

Сумма, полученная Россией от продажи нефти и нефтепродуктов на мировом рынке в настоящее время позволяет производить досрочное погашение части долговых обязательств. Кроме этого целесообразно расширять практику использования так называемых нестандартных схем погашения внешнего долга, связанных с неденежными формами расчетов. За последние 10 лет Россией был накоплен опыт такого рода индивидуальных схем оплаты долгов. По данным Внешэкономбанка, с их помощью было погашено почти 75 % выплаченного «основного» внешнего долга и более 5 % - процентов по долгам. Преимущество нестандартных схем состоит не только в снижении нагрузки на государственный бюджет (экономия бюджетных расходов превышает 1/3), но и в стимулировании при их использовании экспортных производств, притока инвестиций, в расширении международного сотрудничества. Основной формой такого погашения долгов является их оплата товарными поставками. Она одновременно стимулирует российских производителей, косвенно расширяет возможности их выхода на рынки других стран.

При последовательном проведении в течение предстоящего десятилетия оптимальной стратегии снижения долгового бремени угроза долгового кризиса будет устранена, долго-вая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут более высокими.

Заключение

Долговая проблема потеряла свою былую остроту и уже не может рас-сматри-ваться в качестве «дамоклова меча», который в любой момент гро-зит стать при-чиной очередного финансового катаклизма.

В области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения «дорогих долгов» и использования накопленных в Стабилизационном фонде средств.

Целесообразно расширять практику использования так называе-мых нестан-дартных схем погашения внешнего долга, связанных с не денежными формами расчетов. За последние 10 лет Россией был накоплен опыт такого рода индивиду-альных схем оплаты долгов. По данным Внешэкономбанка, с их помо-щью было погашено почти 75 процентов выплаченного основного внешнего долга и более 5 процентов - процентов по долгам. Преимущество нестандартных схем состоит не только в снижении нагрузки на государственный бюджет (эконо-мия бюджетных расходов превышает 1/3), но и в стимулировании при их исполь-зовании экспорт-ных производств, притока инвестиций, в расширении междуна-родного сотрудни-чества. Основной формой такого погашения долгов является их оплата товар-ными поставками. Она одновременно стимулирует российских про-изводителей, косвенно расширяет возможности их выхода на рынки других стран. Для повыше-ния эффективности таких поставок (особенно высокотехнологичной продукции) для отечественных предприятий и роста их заинтересованности до-пустимо уменьшение понижающего коэффициента (в настоящее время 20 про-центов), применяемого Минфином при оплате российским предприятиям поставок в счет долгов.

К сожалению, в значительной мере свернута работа по конверсии долга в инве-стиции. Для активизации этого процесса недостаточно лишь объявить о своей за-интересованности в конверсии долгов, нужна система стимулов и льгот для инве-сторов, в том числе по налогам, по условиям аренды или даже приобретения земли, по допуску на регулируемые российские рынки, например банковский и страховой.

Вероятность резкого ухудшения макроэкономической обстановки в результате роста внешнего долга корпоративного сектора в настоящее время очень мала. Экономическая и политическая ситуация в Росси уже не та, что была незадолго до кризиса 1998г. и сразу после него. Риск серьезного политического кризиса или резкого изменения политического курса минимален. Существенные преобразования произошли в бюджетной политике страны, снизился уровень государственного долга. Российская денежно-кредитная политика достаточно эффективна с точи зрения ее влияния на уровни цен и валютного курса. Возрос объем международных резервов. Учитывая эти изменения, кредитный рейтинг России постоянно повышается. В целом, макроэкономическая базы и политические условия для наращивания объема внешних заимствований в корпоративном секторе очень благоприятны.

Целесообразно вернуться к практике предоставления государст-венных креди-тов с целью стимулирования российского экспорта, особенно во-енно-техниче-ского. Рынок военной техники отличается высоким уровнем конку-ренции, и для расширения выхода на него российских производителей нужно ис-пользовать весь арсенал средств государственной поддержки. Потенциал нара-щивания военного экспорта у России весьма велик, и при целенаправленной гос-поддержке он может стать частичной альтернативой экспорту нефти. Достаточно указать на то, что в СССР объем экспорта оружия и военной техники превышал 23 млрд. долларов, а в настоящее время Россия экспортирует такой продукции всего лишь на 5 млрд. долларов.

При этом целесообразно сократить активно используемый при расчетах за рос-сийский военный экспорт клиринг, поскольку он крайне неэффективен для произ-водителей техники. По данным Счетной палаты, потери конечных получателей средств за счет посредников по клирингу составляют от 10 до 50 процентов.
Допустима также отсрочка или даже списание долгов странам-должникам в слу-чае закупки ими российских товаров.

Вступление России в МВФ и в Парижский клуб и, как следствие, простая «передача» долга СССР России было, вероятно, преждевременным. Управление госдолгом должно быть ориентировано на общее снижение долговой нагрузки и, главное, на стимулирование экономического роста.

Уменьшение совокупного размера внеш-ней задолженности является задачей стратегического характера. Без ее решения практически не возможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально - экономи-ческой системы страны. Поэтому условия, предпринимаемые в настоящее время российским правительством в этом направлении, следует признать не просто верными и оправданными. В частности, нам предоставляется правительственный курс Министерства финансов РФ на то, чтобы предельно сократить заимствования, осуществляемые государственными компаниями, рейтинг которых ниже рейтинга России.

Использованная литература и иные информационные источники.

1.Нормативные правовые акты

1.1.Конституция Российской Федерации (полномочия органов власти Российской Федерации).

1.2.Бюджетный кодекс Российской Федерации. М. 2000.

1.3.Договор «О правопреемстве в отношении государственного долга и активов СССР» от 04.12.1991 г.

1.4.Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002. № 111-ФЗ.

1.5.Федеральный закон 227-ФЗ от 31.12.1999 «О федеральном бюджете на 2000 год».

1.6.Федеральный закон 150-ФЗ от 27.12.2000 «О федеральном бюджете на 2001 год».

1.7.Федеральный закон 194-ФЗ от 30.12.2001 «О федеральном бюджете на 2002 год».

1.8.Федеральный закон 176-ФЗ от 24.12.2002 «О федеральном бюджете на 2003 год».

1.9.Федеральный закон 186-ФЗ от 23.12.2003 «О федеральном бюджете на 2004 год».

1.10.Федеральный закон 173-ФЗ от 23.12.2004 «О федеральном бюджете на 2005 год».

1.11.Федеральный закон 3877-1-ФЗ от 13.11.1992 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

1.12. Проект закона «О федеральном бюджете на 2006 год».

1.13. Бюджетное послание президента «О бюджетной политике в 2006 году» от 24.05.2005

1.14. Бюджетная политика 2006-2008 годов.

1.15.Федеральный закон 76-ФЗ от 26.12.1994 «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям».

1.16.Федеральный закон 115-ФЗ от 15.08.1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

1.17.Финансовые условия обмена коммерческой задолженности бывшего СССР. -«Российская бизнес- газета»,22.01.2001 г. №3.

2. Специальная литература

3.1. Андрианов В. Масштабы внешней задолженности. // Экономист. 2001. №12. с. 74-79.

3.2. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки. // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №2. с. 40-46.

3.3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика. 1998. с. 143.

3.4. Бюджетная система России. Под ред. Г.Б.Поляка. Учебник.- М: 2001. -Глава 28.

3.5. Вавилов А.П. Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика. // Вопросы экономики. 1999. №5. с. 78-87.

3.6. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. - М.: Перспектива. 2002. 100 с.

3.7. Воронин Ю.М., Селезнев А.З.,Чередниченко Л.Г. Россия:экономический рост.-М.2004. С.110-115.

3.8. Внешний долг России и проблемы его урегулирования. Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика. 2002. 189 с.

3.9. Велетминский И. «Досрочное погашение долга Парижскому клубу» // Российская бизнес-газета от 22.08.2005г.

3.10. «Внешний долг РФ» // РИА «Новости» 05.01.2004г.

3.11. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М.: ООО «Макс Пресс». 2002. 432 с.

3.12. Дж. Ю. Стиглиц. Глобализация и мировые тенденции.- М: Национальный общественно-научный фонд. 2003.

3.13. Доклад Института Европы РАН для Правительства и Центрального банка Российской Федерации «Единая европейская валюта ЕВРО и национальные интересы России».-«Вестник Банка России».1999.№62. с.39-59.

3.13. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации. // Финансы. 2001. №4. с. 3-6.

3.14. Илларионов А. Платить или не платить?//Вопросы экономики.2001.№10.с.4-21.

3.15. Комментарий к Федеральному закону «О Счетной Палате Российской Федерации». - М. 2003. 160 с.

3. 16. Кузнецов В.С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. - М.: РОССПЕМ. 2001. 432 с.

3.17. Кузнецов В.С. Отношения России с МВФ. // Мировая экономика и

международные отношения. 2002. №7. с. 46-52.

3.18. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика. 2001. с. 592.

3.19. Миклашевская А. «У российских компаний прибавилось капитализации» // Коммерсант от 04.10.2005г.

3.20. Нетреба П. «Минфин запретит госкомпаниям внешние заимствования» // Коммерсантъ. 09.12.2005.

3.21. Нечаев А. «Внешний долг пошел на поправку» // Российская бизнес-газета от 21.01.2004г.

3.22. Нечаев А. «Меняем внешний долг на внутренний» // Российская бизнес-газета от 20.01.2005г.

3.23. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом. // Финансы. 2002. №3. с. 22-24.

3.24. «Прогноз платежного баланса России на 2005-2008 годы». Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Апрель 2005 год.

3.25. Саркисянц А.Г. Финансовые кризисы и проблема суверенного долга. // Финансы. 2002. №10. с. 26-29.

3.26. Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: Гардарика. 1998. 336 с.

3.27. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы. // Финансы. 2001. №8. с.72-73.

3.28. Соснин А.Е. Моделирование динамики государственного долга России. // Финансы. 2002. №1. с. 77-78.3.15. Селезнев А.З. Нематериальное производство и экономический рост. - М.: Наука. 2001. с. 262.

3.29. Селезнев А.З. Государственный долг России: иллюзии и реальность.// «Экономист». 2004. №3.

3.30. Селезнев А.З. Об использовании стабилизационного фонда. // «Экономист». 2005. №9

3.31. Селезнев А.З. Государственный и муниципальный долг. // М. АТиСО, 2004.

3.32. Хейфец Б. О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами. // Экономист. 2001. №9. с. 73-77.

3.33. Хейфец Б. Расчеты России с восточноевропейскими странами. // Экономист. 2001. №2. с. 79-85.

3.34. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. - СПб.: Питер. 2002. 272 с.

3.35. Шохин А.Н. Внешний долг России. - М.: ИПО «Полигран». 1997. 174 с.

3.36. Улюкаев А.В. «Об основных направлениях политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и комплексе мер по ее реализации». // Коммерсант. 2003. №39.

3.37. «Эффективность управления государственным долгом». Материалы научной конференции в Счетной палате РФ. - М.: «Финансовый контроль». 2003

3. Иные информационные источники

3.1. Материалы официального сайта Минфина России www.minfin.ru.

3.2. Материалы официального сайта Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru.

3.3. Приложения к федеральным законам на 2001-2005 гг.

3.4. О внешнем долге. Финансовый контроль. 2003. №2.

3.5. Материалы официального сайта Правительства России www.gov.ru.

Студентка Костюшина В.П. ___________

10 декабря 2005

Приложение №1

Прогноз структуры государственного внешнего долга Российской Федерации в разбивке по отдельным государствам

(млрд. долларов США)

Код

Наименование

на 1 января 2006 года

на 1 января 2007 года

100000

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ)

84,4

79,2

111000

по кредитам правительств иностранных государств

31,8

29,4

111001

задолженность официальным кредиторам Парижского клуба

26,4

24,9

Австралия

0,2

0,2

Австрия

1,6

1,5

Бельгия

0,1

0,1

Великобритания

0,7

0,7

Германия

11,7

11,0

Дания

0,1

0,1

Испания

0,4

0,4

Италия

3,1

2,9

Канада

0,9

0,8

Нидерланды

0,4

0,4

Норвегия

0,0

0,0

Португалия

0,1

0,1

США

2,1

2,0

Финляндия

0,3

0,3

Франция

2,0

1,8

Швейцария

0,3

0,3

Швеция

0,1

0,1

Япония

2,3

2,2

111002

задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба

3,1

2,6

Египет

0,2

0,2

Кувейт

0,8

0,7

ОАЭ

0,5

0,4

Оман

0,1

0,0

Тайланд

0,0

0,0

Турция

0,2

0,1

Уругвай

0,0

0,0

Южная Корея

1,3

1,2

111003

задолженность бывших стран СЭВ

2,3

1,9

Болгария

0,0

0,0

Венгрия

0,0

0,0

Китай

0,3

0,2

КНДР

0,0

0,0

Румыния

0,2

0,2

Словакия

0,0

0,0

Чехия

0,6

0,5

Страны бывшей Югославии

1,2

1,0

112000

по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

1,7

0,0

112001

задолженность кредиторам Лондонского клуба

0,0

0,0

112002

коммерческая задолженность

1,7

0,0

113000

по кредитам международных финансовых организаций

6,3

6,4

114000

государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте

39,0

37,9

114001

еврооблигационные займы

31,9

33,0

114002

ОВГВЗ

7,1

4,9

115000

по кредитам Центрального банка РФ

4,3

2,6

116001

Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте

1,3

2,9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.