реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Учитывая точный дефицит на отечественном рынке, импортная политика не была столь жесткой, контроль был относительно строг и преимущественно использовались технические барьеры. Лицензии на импорт применялись в отношении б видов продукции (детское питание, медицинские препараты, пестициды, гербициды, удобрения, промышленные отводы и взрывчатые вещества). Налоги на импорт были также незначительны, однако к середине 1993 года они варьировали от 0,5 до 21%, а в 1994 году подскочила до 50%. Импортные пошлины превышали 2-3% общего импорта. Учитывая, что таможенная и налоговая службы находились в стадии становления, надо полагать, что дохода от налога на импорт были незначительны.

Второе этап в становлении внешнеторговой политики Республики Казахстан, как свидетельствует вышеизложенное, Отличается постепенным переходом от жесткого контроля со стороны государства внешнеэкономической деятельности к построению торговых отношений с партнерами на базе адаптации к международным нормам и использованием экономических регуляторов.

Третьим этапом можно назвать опыт торговой политики 1999-2001 годов поскольку к данному периоду были отменены большая часть экспортных квот, импортные лицензии, сокращена монополизация в осуществлении внешнеэкономических операций и другие. Торговую политику этих лет характеризуют как либеральную, сопровождающуюся процессам демонополизации и изменением страновых приоритетов. Если в 2000 году страны СНГ во внешней торговле республики Казахстан занимали 67%, Европа -21%, Азия - 9%, то к началу 2001г. доля СНГ составила 44%, Европы - 29%, Азии - 23%. Соответственно произошли изменения и в товарной номенклатуре экспорта-импорта республики, хотя сырьевая направленность республики по-прежнему сохраняется. Так, удельный вес топлива, сырья и продуктов первичной переработки в структуре эксперта достигает 90%, а в структуре импорта преобладают товары, сырье для легкой и пищевой промышленности, машины и оборудование производственного назначения.

3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе

3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

Беларусь это малая страна с открытой экономикой. Данный статус предопределяет высокую степень зависимости от ВЭД прежде всего внешней торговли. Для внешнеэкономической политики Республики Беларусь свойственна такая ситуация, которая находится в стадии экономического и финансового кризиса. По итогам 2000 года, 60% расходной части своего бюджета Беларусь направляет на погашение государственного внутреннего и внешнего долга, который составил 120% к валовому внутреннему продукту.

Правомерно будет сделать вывод, что основой критического состояния экономики Республики Беларусь служат замедленные темпы структурного реформирования, как то;

· запоздалый процесс приватизации;

· дестабилизация банковской системы;

· недостаточные объемы валютных резервов;

· непривлекательность страны для иностранного инвестирования;

· значительные убытки от применения эмбарго в отношении Югославии, Ливии, Ирака;

· неразрешенность платежного кризиса и т.д.

Основными законами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь, являются законы: "Об основах внешнеэкономической деятельности" (принят 24.10.1990 г.), "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" (14.11.1991г.), "Таможенный кодекс Республики Беларусь" (06.01.1998 г.), "О таможенном тарифе" (05.12.1997 г.), "Об экспортном контроле" (06.01.1998 г.), "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами" (02.12.1999 г.).

С 1996 г. режим внешней торговли в Республике Беларусь формируется под воздействием Таможенного союза четырех стран -- России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана (в 1998 г. к Таможенному союзу присоединился Таджикистан). Внутри этого союза Беларусь развивает особо тесное сотрудничество с Россией, на которую в настоящее время приходится около 55 % внешней торговли страны. Таможенный союз призывает к полному согласованию внешних тарифов на импорт, введению единых правил торговли с третьими странами, а также к отмене всех налогов на экспорт. В этих областях с начала 1997 г. отмечается прогресс: все внутренние тарифы на торговлю с членами союза отменены, что привело к возникновению зоны свободной торговли. Беларусь и Россия практически полностью согласовали все тарифные ставки в торговле с третьими странами. Казахстан и Кыргызская Республика согласовали около 50 % своих внешнеторговых тарифов. Члены союза работают также над проектом соглашения о создании единого экономического пространства. С начала 1998 г. вступил в силу порядок приобретения гражданства, обеспечения свободного передвижения физических лиц и облегчения перевода денежных средств.

Действующие в настоящее время ставки импортных тарифов содержатся в Постановлении № 72 Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1997 г. (с изменениями и поправкам в декабре 1997 г. и в мае 1998 г.). Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из стран СНГ, таможенными пошлинами не облагаются. Страны, с которыми в торгово-экономических отношениях Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования, облагаются таможенными пошлинами по утвержденным настоящим постановлением ставкам. Товары, которые ввозятся из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом, облагаются таможенными пошлинами в размере 75 % от утвержденных ставок, а товары, ввозимые из наименее развитых стран, пользующихся таким же режимом, таможенными пошлинами не облагаются. Однако определен большой перечень товаров, на которые подобная льгота не распространяется. Это, в частности, пиво, вина, водка, виски, сигареты, фармацевтическая продукция, ряд изделий легкой промышленности и т. д. Ставки таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Беларуси товары после их согласования с Российской Федерацией повысились в среднем на 5--10 %.

Правительство Республики Беларусь в течение 1991--1999 гг. проводило курс на либерализацию внешнеторговой деятельности. 25 мая 1993 г. было принято Постановление № 344 "О едином порядке квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров на территории Республики Беларусь". Этим постановлением было отменено на 70 % всеобщее лицензирование товаров при вывозе в СНГ.

В октябре 1993 г. принято Постановление № 666, которым отменено лицензирование нефтепродуктов, произведенных из давальческой нефти. Постановлением Совета Министров № 201 от 31 марта 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров № 344" в три раза сокращен перечень лицензируемых товаров за счет продукции производственно-технического назначения, строительных материалов, химических продуктов, текстильной продукции (кроме квотируемой и лицензируемой в страны ЕС), готовой продукции из древесины, бумаги и т. п.

С целью дальнейшего совершенствования регулирования внешнеторговой деятельности с учетом международных норм и обязательств в Республике Беларусь 1 декабря 1994 г. было принято Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь № 213 "О мерах по совершенствованию экспорта и импорта товаров", которым отменено квотирование и лицензирование экспорта товаров, за исключением случаев, когда государственный контроль необходим для обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь или выполнения принятых республикой обязательств по международным договорам. В республике не существует также квот на импорт, а присутствуют определенные ограничения, касающиеся защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, экологической безопасности (Постановление Кабинета Министров № 213 от 1 декабря 1994 г. и № 458 от 21 августа 1995 г.).

В осуществлении тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь можно выделить три периода.

До 1 мая 1994 г. в республике происходила выработка и становление самостоятельной политики в области внешнеэкономической деятельности. Ввоз и вывоз товаров регулировался налогами на экспорт и импорт в соответствии с Законом Республики Беларусь "О налоге на экспорт и импорт" от 10 января 1992 г., а не таможенными пошлинами.

С 1 мая 1994 г. начался второй период в регулировании внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. В соответствии с условиями Договора об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и Соглашения между правительствами Беларуси и России с 1 мая 1994 г. в республике стали действовать ставки вывозных (экспортных) и ввозных (импортных) таможенных пошлин, идентичные ставкам, применяемым в Российской Федерации.

Ставки экспортного таможенного тарифа, установленные в основном на сырьевые ресурсы либо продукцию, подвергшуюся невысокой степени переработки, в целом не ухудшили условия экспортеров республики. За 4 месяца 1994 г. до введения новых таможенных пошлин экспорт составил 249,8 млн. дол., а за 4 месяца после мая -- 312,9 млн. дол., т. е. объем экспорта вырос на 25 %. 8 октября 1994 г. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 50 "О частичном изменении ставок экспортных таможенных пошлин" были внесены изменения в экспортный таможенный тариф Республики Беларусь в сторону отмены (сахар, древесина, толуол, некоторые продукты переработки нефти), либо значительного снижения ставок по ряду позиций (минеральные удобрения, масса древесная, целлюлоза древесная, цинк). Приостановления взимания таможенных пошлин во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по товарам, происходящим с территории России и Беларуси, позволили субъектам хозяйствования экономить значительные средства, снизить стоимость производимой продукции, сделать ее более конкурентоспособной.

Существенное влияние на внешнюю торговлю Республики Беларусь оказало подписание и вступление в действие Соглашения о Таможенном союзе с Российской Федерацией. В развитие этого Соглашения в республике был принят ряд новых документов, регулирующих внешнюю торговлю. С выходом новых законов было выявлено много проблем, в частности вопрос о том, что ставки в основном защищают интересы российских и не в полной мере отечественных производителей. Необходимо учитывать и влияние на импорт товаров в республику Указа Президента Республики Беларусь № 300 от 6 августа 1995 г. "Об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь". В совокупности эти документы усугубили положение предприятий, особенно тех, которые не имеют средств для предоплаты ввозимых товаров.

Третий этап в регулировании внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь начался с 1996 г., когда в Российской Федерации произошли серьезные изменения в области тарифного регулирования. В связи с этим в целях унификации законодательных актов Беларуси и России были приняты Указ Президента Республики Беларусь "Об отмене действия временного экспортного таможенного тарифа Республики Беларусь" и проекты постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь "Об отмене ставок экспортных таможенных пошлин" и "Об изменении таможенного тарифа Республики Беларусь". Как следствие всех происходящих процессов в Республике Беларусь в 1998 г. был принят новый Таможенный кодекс, унифицированный с российским, а также Закон о таможенном тарифе и Закон об экспортном контроле, идентичные существующим в Российской Федерации.

В результате принятия новых законов общий режим внешней торговли Республики Беларусь выглядит следующим образом: 1) средняя ставка тарифов составляет 14 %; 2) максимальная тарифная ставка равна 30 % (не считая 100 % тарифа на этиловый спирт); 3) минимальная тарифная ставка составляет 1 %, причем существуют и нулевые ставки; 4) ненулевые тарифные ставки распространяются примерно на 10 тыс. наименований продукции. При более внимательном рассмотрении новые ставки таможенных пошлин не соответствуют экономическим интересам белорусских товаропроизводителей. Так, ставка на импортный картофель-корнеплод, который успешно и повсеместно производится в Беларуси, оказалась ниже, чем, к примеру, на рыбу (в том числе осетровую и изделия из нее), хотя наша страна выхода к морю не имеет и рыболовство как промысел на промышленную основу не поставлено.

Некоторые новые ставки таможенных тарифов могут иметь серьезные последствия. В первую очередь это касается пошлин на социально значимые категории товаров, в частности, на фармацевтическую продукцию. Если раньше многие ее виды ввозились на территорию страны беспошлинно, поскольку отечественная фармацевтическая отрасль еще недостаточно развита и слабо обеспечена сырьем, то теперь беспошлинный ввоз разрешен только для препаратов, содержащих инсулин.

В республике продолжают существовать некоторые нетарифные ограничения. Это касается квот на экспорт сырья, имеющегося в недостаточном количестве. Помимо контроля над экспортом вооружений, наркотиков, радиоактивных или токсических отходов, а также других товаров особого назначения, Беларусь установила экспортные квоты на отдельные виды удобрений, цены на которые внутри страны ограничиваются с целью защиты крестьянских хозяйств, а также на гербициды, лом черных металлов, алюминий, медь и никель. Существует также подписанное в 1993 г. с Европейским союзом Соглашение о квотах текстильных изделий из Беларуси. С 1 апреля 1997 г. с целью защиты внутреннего рынка и интересов отечественных производителей для подачи заявления на импорт алкоголя и алкогольных напитков в пределах установленной квоты требуется предварительное получение лицензии; реэкспорт разрешенного к импорту алкоголя может осуществляться без ограничений. В 1998 г. был введен временный запрет на экспорт необработанной древесины, призванный остановить вывоз этой продукции в Россию, где цены на нее выше. По-прежнему продолжает отслеживаться экспорт зерна, хотя он и не ограничивается, а экспорт драгоценных металлов и камней подлежит лицензированию, но также не ограничивается.

Внутренними налогами на импорт являются НДС и акцизы. НДС был введен Законом "О налогах на добавленную стоимость" от 19 декабря 1991 г. и налагается на внутренние и импортные товары и услуги. С января 1994 г. ввозимые в Беларусь товары облагаются налогом по следующим ставкам: 1) 10 % -- продовольственные товары и товары для детей; 20 % -- все остальные товары, в том числе подакцизные. Некоторые товары и услуги освобождаются от НДС (продукты питания, детское питание, топливо, муниципальный транспорт, культурные и образовательные услуги).

Согласно действующему законодательству, сумма НДС, уплачиваемого при ввозе основных производственных фондов в Беларусь, подлежит возмещению в течение месяца с момента их ввода в эксплуатацию. Также подлежит возврату сумма НДС, уплаченная при ввозе сырья, материалов, полуфабрикатов, топливных ресурсов в Беларусь, при продаже продукции, изготовленной из этих компонентов.

В рамках СНГ были подписаны соглашения, согласно которым применение косвенных налогов в торговле между странами Содружества основывается на использовании принципа "страны происхождения" товара (за исключением Украины, Казахстана и Молдовы). В торговых отношениях с дальним зарубежьем предусматривается другой принцип -- "страна назначения", когда товары облагаются импортной стороной. Однако государствами Содружества, в том числе участниками Таможенного союза, все настойчивее поднимается вопрос о полном переходе на принятую в мировой практике схему взимания НДС по принципу "страны назначения", когда товар поступает в страну очищенный от налога.

Акцизы были введены Законом "Об акцизах" от 19 декабря 1991 г. Ими облагается ограниченное число товаров и услуг собственного производства или импортируемых. С 1 января 1998 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь "Об акцизах" в новой редакции, призванный унифицировать белорусские ставки акцизов с российскими.

Акцизы не подлежат уплате с облагаемых акцизами товаров, вывозимых из Беларуси (за исключением облагаемых акцизами товаров, вывозимых в страны -- члены СНГ, кроме Украины, Казахстана и Молдовы, и облагаемых акцизами товаров, вывозимых в порядке бартера).

Для обеспечения согласованности между законодательствами Беларуси и России акцизы на товары, ввозимые из стран СНГ, подлежат зачету. Таким образом, сумма акцизов, подлежащих уплате с облагаемых акцизами товаров, произведенных в странах СНГ и ввозимых из них, уменьшается на сумму акцизов, фактически уплаченных в стране происхождения.

С 1 января 1998 г. перечень подакцизных товаров был значительно сокращен. Теперь акцизами облагаются следующие товары: промышленный гидролизный спирт, спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, сырая нефть; автомобильный бензин, дизельное топливо, ювелирные изделия; легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2500 куб. см. Акцизы на изделия из натурального меха и натуральной кожи, на покрышки для легковых автомобилей и ковровые изделия были отменены. Перечь подакцизных товаров может уточняться Национальным собранием по запросу Президента.

Продолжаются переговоры о вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию. Первый раунд переговоров состоялся 5--6 июня 1997 г., второй -- 28 апреля 1998 г. Присоединение Беларуси к ГАТТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку наша республика является малой страной с открытой экономикой, чрезвычайно зависящей от внешнеторговых связей. Для Беларуси является чувствительным ударом введение со стороны Европейского союза антидемпинговых мер по нашим стратегическим экспортным позициям. Поэтому республика должна окончательно определить свое отношение к ГАТТ/ВТО и последовательно осуществлять шаги в избранном направлении.

Всемирная торговая организация -- законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации. Само возникновение ВТО было инициировано ведущими экономически развитыми странами, внутренние рынки которых были переполнены, а развитие производства требовало доступа к внешним неосвоенным рынкам. Об этом свидетельствуют основополагающие принципы и правила ГАТТ/ВТО, как-то: представление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное представление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, "прозрачность" торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам -- членам этой организации, обеспечивая доступ на ее рынок товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в области тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, антимонопольной, антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллектуальной собственности и т. п. в соответствие с требованиями к участникам данной организации.

Присоединение Беларуси к ВТО потребует последовательного снижения импортных таможенных пошлин, так как средний уровень таможенного обложения импорта в промышленно развитых странах составляет 6 %. Последний, Уругвайский раунд торговых переговоров в рамках ГАТТ/ВТО привел к договоренности о снижении тарифов на более чем 120 товаров в течение пяти лет. В результате средний уровень импортных тарифов на промышленные товары снизится с 6 % до 3,8 %. Как заявлено в меморандуме о внешнеторговом режиме республики, в настоящее время средневзвешенная тарифная ставка составляет 14,2 %, что более чем в 2 раза превышает данный показатель по странам -- членам ВТО. В связи с этим правительством Республики Беларусь был предложен подкрепленный расчетами министерств механизм последовательного снижения импортных пошлин по развернутой номенклатуре изделий. Однако снижение таможенных пошлин поставит под удар отечественных товаропроизводителей, которые еще не могут в полной мере конкурировать с более сильными зарубежными фирмами. Оптимальным будет дифференцированный подход к уровню тарифов по отношению к различным отраслям и сохранение протекционизма в наиболее чувствительных из них к открытию границ (АПК, легкая и химическая промышленность). В отношении агропромышленного сектора предлагается более длительный (10 лет) период адаптации к новым правилам ВТО вместо общепринятых 6 лет, что допускается этой организацией в отношении некоторых развивающихся и транзитивных стран. Параллельно в республике была разработана программа импортозамещения и повышения конкурентоспособности секторов экономики.

Однако в случае присоединении Беларуси к ВТО может возникнуть много проблем. Вступление Беларуси в данную организацию еще не гарантирует того, что Беларусь не будут обвинять в демпинге на мировом рынке и к ее экспорту не будут применяться антидемпинговые меры. Пока страна не приобретет статус страны с рыночной экономикой, в данной организации антидемпинговые преследования не исключаются. Интересен в этом отношении опыт Китая, который с 1986 г. начал процесс присоединения к этой организации. Основным камнем преткновения на переговорах был вопрос о том, на каких условиях Китай войдет во Всемирную торговую организацию. Западные страны во главе с США не хотят предоставлять КНР исключительного преференциального статуса. Они опасаются, что, войдя в систему ВТО со статусом развивающейся страны, Китай изнутри станет воздействовать на мировые экономические порядки в интересах "третьего мира" и своих собственных. Китай же продолжает настаивать на получении полноправного статуса развивающейся страны при соблюдении договоренностей Уругвайского раунда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.