реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от импортной или экспортной цены товара, фиксируемой статистикой. Но несмотря на видимую простоту таможенного обложения, можно выделить его некоторые особенности:

1. Чем выше уровень экономического развития страны, тем, как правило, ниже ставки импортных пошлин, а экспор-тные практически отсутствуют или носят фискальный харак-тер. Так, средний уровень импортных пошлин в соседних евро-пейских странах Швейцарии, Австрии, Венгрии составляет примерно 3; 8; 16 % соответственно. Это объясняется высокой конкурентоспособностью товаров в развитых странах, как пра-вило, их не надо защищать пошлинами. [16, с. 43]

2. Применяется скользящая шкала таможенного тарифа, т.е. чем выше уровень обработки товара, тем выше пошлина, тем самым поддерживаются национальные перерабатываю-щие отрасли (табл. 1.2)

Таблица 1.2

Уровень импортных пошлин на товары с различной степенью обработки (по странам), в процентах от таможенной стоимости*

Страна

Сырье

Полуфабрикаты

Готовые изделия

США

1,8

6,1

7,0

--

Австрия

0,8

4,7

16

Швейцария

0,2

1,2

3,1

ЕС

1,6

6,2

7,0

Япония

1,4

6,3

6,4

*) [29;c.357]

3. В международной практике к таможенно-тарифным ин-струментам государственной внешнеторговой политики, поми-мо таможенных пошлин, относят также налог на добав-ленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на террито-рию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.

Воздействие тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике страна считается малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части - эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.

Последствия введения таможенных пошлин. Можно привести немало аргументов “за” и “против” введения и использования таможенных тарифов.

Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечес-твенных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теря-ют больше от введения импортных тарифов, чем получает госу-дарство и национальные производители вместе взятые. Чис-тые потери нации составляют производственный эффект -- затраты ресурсов на производство худших отечественных това-ров и потребительский эффект -- потеря полезности, кото-рую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров в следствие их удорожания после введения пошлин.

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыноч-ным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать мо-лодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять до-ходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

Еще в первой трети нынешнего столетия большинство развитых стран, проводя свою внешнеторговую политику, опира-лись на экономические инструменты регулирования: денеж-но-кредитные, финансовые, таможенно-тарифные средства, основными из которых были таможенные пошлины.

Однако в периоды экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы. в чрезвычайных ситуациях они оказа-лись недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвраще-ния вывоза из страны стратегических материалов, регулирова-ния дефицита платежного баланса и т. д.

Использовавшиеся до этого инструменты были по своей природе (характеру) экономическими, они не ограничивали самостоятельности субъек-тов хозяйствования во внешнеторговых операциях, не уста-навливали запретов на ввоз-вывоз определенных товаров либо какого-то их количества и т. д. Поэтому они, например; остав-ляли возможности для преодоления таможенных барьеров вы-сококонкурентными по цене иностранными товарами, у потребителей оставался выбор.

Таким образом, в начале 30-х годов появились количес-твенные ограничения экспорта-импорта -- прямая адми-нистративная форма государственного регулирования внеш-неторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифно-го внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60-х годов развитые капиталистические страны периодически пытаются ограничить сферу их использования.

Так, в первой половине 70-х годов под их действие попадало 20--30 % импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 % импорта промышленных изделий в эти страны в 1981 год12 % импорта промышленно-развитых стран, а в 1996 год-- 18,6 % (по оценке - ЮНКТАД) [29;c.369]

Относительная популярность количественных ограниче-ний обусловлена несколькими факторами.

1. Способом их установления и регулирования. Они не по-падают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторго-вой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи ли-цензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на надна-циональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах.

2. Высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставлен-ных целей.

3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.

В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям:

1) Лицензирование -- это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.

Разовая -- как правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:

Глобальная (открытая) лицензия -- не содержит географи-ческих ограничений на внешнеторговые операции с товарами.

Автоматическая лицензия -- это разрешение, получае-мое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную ли-цензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, кон-тролирующий внешнеторговые операции, что позволяет госу-дарству при необходимости ужесточить правовой режим.

2) Контингентирование (квотирование) -- официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.

Существуют различные формы квотирования:

1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта-импорта на определенный срок (как правило, 3 меся-ца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывает-ся, может указываться список стран, на которые распростра-няется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не рас-пространяется на все страны;

2) индивидуальные контингента -- самый распространен-ный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам:

По направлению движения товаропотоков:

1) экспортные

2) импортные

Количественные ограничения -- сильный инструмент ре-гулирования и воздействия на фирмы-участницы внешнетор-говых операций. Так, ЕС квитирует импорт бразильской ку-рятины и индюшатины, что за 2 года нанесло ущеРеспублика Беларусь бразильс-ким производителям этих продуктов, как они утверждают, в 40 млн долларов.

Относительно новым направлением использования количественных ограничений стало "добровольное" огра-ничение экспорта -- это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в им-портирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстиль-ных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограниче-нии экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.

Меры так называемого "скрытого" или "косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из-за кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товароо-борот или просто регулируют правила изготовления, упа-ковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздей-ствие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все боль-шее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО.

Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.

1. Таможенно-административные:

1) система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контроль-но-пропускных пунктов и т.п.;

2) системы оценки таможенной стоимости -- возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органа-ми таможенной стоимости, указанной в сопроводительных до-кументах;

3) запутанная система заполнения таможенных докумен-тов, требующая больших сил, времени и специальной подго-товки;

4) коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является ин-струментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препят-ствие на пути движения товарных потоков.)

2. Технические требования к ввозимой продукции: по тех-нике безопасности, техническим и технологическим стандар-там закрывают путь на внутренний рынок иностранной техни-ке из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к националь-ным и иностранным производителям.

3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризна-ние иностранных сертификатов качества) и т. д.

4. Нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно-ги-гиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной ме-ры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский эк-спорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл. [17]

5. Требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в раз-мере 10 % таможенной стоимости. [14;c.207]

6. Налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является моби-лизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, ши-роко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.

Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров.

Приобретая разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его кон-курентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осу-ществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора -- самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредито-вания экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предос-тавление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерчес-ких сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных про-изводителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми ме-тодами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необхо-димым стимулировать экспорт нацио-нальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия -- денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и кос-венную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делят-ся на:

прямые -- непосредственные вы-платы экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разни-цы его издержек и полученного им до-хода. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран -- суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запреще-ны правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых парт-неров, которые могут использовать от-ветные меры:

косвенные -- скрытое дотирова-ние экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные усло-вия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирую-щих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им прави-тельством, а не вычитается из их при-были.

Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финан-сирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование им-порта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные ва-лютные курсы резко упали, сделав им-порт многих товаров, которые необхо-димы для поддержания экономического развития страны, невозможным, пос-кольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финан-сировать часть импорта за счет госу-дарственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Так, например, в России субсидии на импорт были введены в 1992 годв качестве замены специального (заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Го-сударство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию -- 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное -- 22, детское питание -- 5%. Импортные субсидии со-ставляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. На протяжении 7 последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем умень-шения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффи-циентов. В начале 1994 года практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валют-ных курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валют-ный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субси-дии экспортерам.

Экспортная субсидия -- финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматриваю-щий бюджетные выплаты националь-ным экспортерам, что позволяет прода-вать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутрен-нем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

"Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидировани-ем экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что им-портный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной» улучшает ее условия торговли, снижает цену ее импорта, и увеличивает относи-тельное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия тор-говли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздейст-вие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использую-щей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.