реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Таблица 1.3.

Импортный тариф и экспортная субсидия

Импортный тариф

Экспортная субсидия

Относительная цена импорт-ных товаров на мировом рын-ке

сокращается

увеличивается

Относительная цена экспорта товаров на мировом рынке ЕС

увеличивается

сокращается

Условия торговли

улучшаются за счет других стран

ухудшаются в пользу других стран

Внутренняя цена импортных товаров

увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.)

остается прежней

Внутренняя цена экспортных товаров

остается прежней

увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.)

Внутренний спрос на экс-портные товары

остается прежним

снижается

Внутренний спрос на импортные товары

снижается

остается прежним

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законода-тельного одобрения. Аргументы, кото-рые высказываются обычно для оправда-ния экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приоб-ретают внутренние и экспортные суб-сидии, точно определить их размер не-просто. В начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран вы-давали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл. в год. В 1984-1986 годы внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе -- 56, в Японии -- 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяй-ственным продуктам (яйца, молоко, пти-ца, говядина, пшеница, сахар, рис, соя-бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 -- в Европейском союзе и 64% -- в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пош-лины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты инос-транным государствам, связанным обя-зательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

Экспортные кредиты

Нередко скрытое субсидирование эк-спорта осуществляется через экспорт-ное кредитование.

Экспортное кредитование (ex-port credit) -- метод финансовой не-тарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое сти-мулирование государством развития эк-спорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

* субсидированных кредитов наци-ональным экспортерам -- кредитов, выдаваемых государственными банка-ми под ставку процента ниже рыноч-ной;

* государственных кредитов инос-транным импортерам при обязатель-ном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

* страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспо-собность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяю-щие импортеру выполнить свои обяза-тельства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

* краткосрочными -- на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

* среднесрочными -- на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитова-ния экспорта машин и оборудования;

* долгосрочными -- на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов. По оценкам МВФ, в 1988-1993 годы объем экспортных кредитов утроился и достиг к 1994 году порядка 400 млрд. долл. На экспортные кредиты приходится пятая часть всего внешнего долга развивающихся и переходных стран. Экспортное кредитование сильно сконцентрировано на небольшой группе стран: 10 стран получают 63% всех экспортных кредитов.

Австрия, ФРГ и Нидерланды осуществляют экспортное кредитование через частные компании (соответственно, ОеКВ, Hermes, NCM). В США в середине 30-х годов был специально создан Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) с целью предоставления льготных кредитов американским экспортерам и кредитов зарубежным импортерам пси условие приобретения ими американских товаров. Льготное кредитование обеспечивает примерно 10% американского экспорта и по 45% экспорта Японии, Франции и Великобритании. В значительной степени своим успехом на международных рынках корпорация «Боинг» обязана льготным кредитам Эксимбанка, за счет которых иностранные государства приобретали ее самолеты.

В 1993 году Россия и другие страны бывшего СССР стали в совокупности крупнейшим получателем экспортных кредитов в мире -- около 48% от общего объема кредитования. За ними следовали Китай (32%), Бразилия (22%), Мексика (21%). Практически все двусторонние межправительственные кредиты, получаемые Россией от иностранных государств, имеют связанный характер, то есть обусловлены закупкой определенных товаров

Товары могут рассматриваться как форма торговой поли Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обостре-ния конкурентной борьбы может при-нимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытесне-ние их с рынка.

Демпинг-- метод фи-нансовой нетарифной торговой полити-ки, заключающийся в продвижении то-вара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нор-мального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стре-мящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет го-сударственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг мо-жет приобретать одну из следующих форм:

Спорадический демпинг -- эпизодическая продажа из-лишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происхо-дит тогда, когда внутренние объемы про-изводства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма -- либо вообще не ис-пользовать часть производственных воз-можностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внеш-ний рынок.

Преднамеренный демпинг-- временное умышлен-ное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и пос-ледующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

* Постоянный демпинг -- постоянный экспорт това-ров по цене ниже справедливой.

* Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встреча-ется крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний кур-сов валют.

* Взаимный демпинг -- встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по зани-женным ценам. Встречается также ред-ко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного това-ра в каждой из стран.

Демпинг запрещен как международ-ными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми за-конами многих стран, которые позво-ляют применять антидемпинговые пош-лины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается прода-жа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», нанося-щая ущерб национальной промышлен-ности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедли-вого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предпола-гаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определен-ного предшествующего периода в стра-не, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издер-жек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить од-носторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговая пошлина -- временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рын-ках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных пос-ледствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Обвинения друг друга в демпинге являются традиционным приемом торговой полити-ки развитых стран. Например, с начала 80-х годов каждые 5 лет только против американских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге, тогда как сами США выдвига-ют более 350. Страны Европейского союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим торговым партнерам, но в то же время около 200 исков предъявляется им. Широко известен случай с обвинением ФРГ американскими производителями стали в демпинге стали на американский рынок в начале 80-х гг.: внутренняя цена западногерманских галь-ванизированных стальных листов составляла 617 долл. за т, тогда как в США они про-давались по 437 долл. за т. Сумма демпинга составляла 180 долл. за т, большую часть которой западногерманские производители получали в качестве дотации от правительст-ва. Департамент торговли США пригрозил ввести антидемпинговые пошлины на импорт стали из ФРГ, в результате чего германское правительство решило «добровольно» огра-ничить экспорт стали немецкими предприятиями в США.

В практике стран с переходной экономикой обвинения в демпинге были связаны в основном с сильными различиями в системе ценообразования и постепенностью процесса перехода на свободное ценообразование на внутреннем рынке. Например, Россия неод-нократно в начале 90-х годов обвинялась в демпинге алюминия на мировой рынок, что было связано даже не столько с государственным субсидированием алюминиевой промышлен-ности, которое тоже имело место, сколько со значительным разрывом в уровне внутрен-них и мировых цен, который остался от централизованно планируемой системы. Под угрозой применения антидемпинговых процедур Европейским союзом Россия была вы-нуждена ввести квоты на экспорт алюминия.

B числе нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструмен-ты, которые в подробностях изучают-ся международным правом, но тесно связаны с международной экономикой.

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых догово-ров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя и подлежат ратификации законода-тельной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

В практике регулирования междуна-родной торговли наиболее часто ис-пользуются следующие режимы:

Режим наибольшего благоприят-ствования -- РНБ - условие, закреплен-ное в международных торговых со-глашениях, предусматривающее пре-доставление договаривающимися сторо-нами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или бу-дет пользоваться любое третье государ-ство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания не-дискриминационного режима в между-народной торговле.

Национальный режим - режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридичес-ким лицам режим не менее благоприят-ный, чем режим для своих юридичес-ких и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами--членами интеграционных группировок и приме-нительно к вывозу капитала.

В практике международных экономи-ческих организации системы ООН иногда используется понятие справед-ливого и недискриминационного режи-ма, который не имеет четкого опреде-ления и используется в основном как напоминание о совершаемой неспра-ведливости в торговой или иной экономической сфере. В большинстве торговых договоров, подписываемых стран ми на двусторонней основе, содержите положение о применении РНБ, который стал универсальным правилом поддерживается ВТО. Например, к с редине 90-х годов Россия подписал пятилетние торговые соглашения с 13 странами мира, с Европейским союзом и через него со всеми входящими в него странами. 126 соглашений содержал пункт о применении РНБ во взаимной торговле. Эти соглашения имеют разные названия -- Соглашение о торговых отношениях с США, Соглашение торговле и платежах с Ливаном, Соглашение о торговле и экономическом со трудничестве с Индией, Долгосрочно соглашение о товарообороте и платежах с Гвинеей, Соглашение о торговом коммерческом и экономическом со трудничестве с Европейским союзом и т.д. Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:

* Изъятия для соседних стран целью облегчить приграничную торговлю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятие, распространяющиеся на нее, не оказывают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом;

* Изъятия и преимущества, выдающиеся из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торгов-ли. Страны, предоставившие опреде-ленные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принци-па РНБ, искажающее влияние соглаше-ний о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.

Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы префе-ренций (ОСП) -- действующая с 1971 года система таможенных льгот, предос-тавляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены torn значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.

2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой

2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии

Как было отмечено выше внешнеторговая стратегия страны складывается под влиянием множества факторов, часто разнонаправленных: состояния экономики, торговых и пла-тежных расчетов с другими государ-ствами, тенденций изменения конкуренции и т.д. Все это создает сложную и подвижную структуру внешней тор-говли, в результате которой формиру-ются либо внешнеторговые доктрины, либо преобладающие в тот или иной момент линии внешнеторговой поли-тики. Мировой рынок - это сложная, многоярусная, динамичная и все бо-лее конкурентная система. Каждая страна, включающаяся в эту стремящу-юся к равновесию (постоянно наруша-ющемуся благодаря появлению новых товаров и услуг) систему, вынуждена приспосабливаться к тому конкретно-му состоянию, которое существует на данный момент.

Конкуренция заставляет производите-лей постоянно обновлять технологию производства, снижать издержки, улуч-шать потребительские свойства продук-ции Причины изменения внешнетор-говых позиций международные экспер-ты рекомендуют искать прежде всего в области конкурентоспособности. Успе-хи одних стран в этом направлении не-гативно влияют на внешнеторговую де-ятельность других стран.

ПОЛЬША. Одним из факторов, определивших курс внешнеторговой политики Польши, является усиление связей с интеграционными группировками Западной Европы на базе трех договоров:

· Европейского договора, обеспечивающего Польше статус ассоциированного члена ЕС;

· договора о свободной торговле со странами Центральной Европы;

· договора о свободной торговле со странами ЕАСТ.

Рубеж 1995 года зафиксировал снятие большинства барьеров на пути продвижения польских товаров на рынки ЕАСТ и ЕС. С этого момента Польшей взят курс на либерализацию промышленного импорта. Процесс полного устранения импортных барьеров завершится к 2001 году. Либерализируя взаимную торговлю с ЕАСТ, Польша тем самым последовательно включается в процесс формирования Зоны свободной торговли, оформление которой завершится к 2002 году. В вопросах поставки сельскохозяйственных товаров применяется селективная и частичная либерализация, касающаяся снижения таможенных пошлин и других барьеров для нескольких групп товаров. Данный товарный рынок, следует признать, не подвержен полной либерализации, а лишь допускает частичное устранение торговых барьеров.

Со стратегической точки зрения, глобальной целью торговой политики Польши является усиление связей с ЕС, поскольку этот рынок несет в себе решение задач в обороте капитала, перемещении рабочей силы и приближении законодательного режима Польши к нормам ЕС.

Не прерываются торговые связи Польши с бывшими странами СССР. Сферами торгового сотрудничества явились: таможенная, взаимная защита инвестиций, устранение двойного налогообложения и т.д. В результате отмеченного, торговый оборот Польши со странами бывшего Союза возрос более чем в 5,8 млрд. долларов в 1999 году.

Для сравнения следует отметить, что в 1993 году он составлял приблизительно 3 млрд. долл. Распределение торгового оборота между этими странами по мере убывания можно представить следующим образом: Россия -5,1 млрд.долл., Украина - 1,2 млрд.долл., Беларусь -0,7 млрд.долл., Литва - 0,34 млрд.долл., Узбекистан -0,16 млрд.долл., Казахстан - 0,1 млрд.долларов.

Внешняя торговля Польши до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз (за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия), но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. В 1996 на топливо приходилось 8% общей стоимости импорта, на машины, оборудование и средства транспорта - 32%. Сельскохозяйственная продукция составляет 19% общей стоимости импорта, а потребительские промышленные товары - 9%. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок. [41;c,78]

В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов сократилась с 64% общей стоимости экспорта в 1956 до 31% в 1981. За этот же период доля станков и машин, промышленного и транспортного оборудования в экспорте возросла с 16% в 1956 до 49% в 1981. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия уменьшился с 12% до 6%, а промышленных потребительских товаров (таких, как одежда и хозяйственные товары) вырос к середине 1970-х годов с 7% до 15%. Наиболее существенное изменение в структуре экспорта состояло в сокращении доли угля и кокса: в 1949 на них приходилась почти половина стоимости экспорта, а в 1981 - только 10%.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока - около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами стали Германия (24,9% всего импорта), Италия (9,8%), Россия (6,0%), Великобритания (5,8%), США (4,4%) и Нидерланды (3,9%). Порядок стран-экспортеров такой: Германия (34,6%), Россия (6,8%), Италия (5,3%), Нидерланды (4,8%), Франция (4,4%) и Великобритания (3,8%).

В 2000 объем экспорта Польши составил 27,2 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта - 38,9 млрд. долл. В 1998 стоимость экспорта превысила стоимость импорта. [41]

Примечателен факт, что с октября 1996 года таможенная декларация Болгарии была заменена единым документом Европейского Союза, а также с 1.12.1996 г. Болгария вступила в ВТО. При этом учтены обязательства Болгарии по преференциальным торговым соглашениям с Европейским Сообществом, ЕАСТ и соглашений о формировании Зоны свободной торговли со Словакией, Словенией и Чехией. Торговая политика Болгарии преимущественно основана на экспортной ориентации. В товарной структуре экспорта значительная доля приходится на металлы и металлоизделия - 19%, химическую продукцию - 15%, продукты питания - 13%, машины и оборудование - 9%. Кроме того, Болгария экспортирует текстиль, минеральные продукты, транспортные средства, пластмассу и т.д. В структуре импорта преобладают минеральные продукты - 25%, машины и оборудование - 15%, химическая продукция - 12%, текстильные изделия - 9%. Основными партнерами являются Россия и Украина; Германия и Италия; Греция, Македония и Турция, на долю которых приходится более 50% товарооборота. В целом, в структуре внешней торговли Болгарии доля европейского Сообщества составила 41%, в структуре Центральной и Восточной Европы - 36% и на неевропейскую структуру приходится 23%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.