реферат бесплатно, курсовые работы
 

Казахстан. Модернизация проблемы и перспективы

Важным аспектом избирательного закона является выбор системы пре-дставительства из трех основных, принятых в мировой практике (мажори-тарной, пропорциональной, смешанной). При выборах в Казахстане в на-стоящее время используется мажоритарная система абсолютного боль-шинства и смешанная. При этом 67 депутатов Мажилиса избираются по мажоритарному принципу, 10 - по пропорциональной системе. Несомнен-ным достоинством мажоритарного представительства можно считать учет мнения большинства избирателей определенного округа. В свою очередь, пропорциональная система выборов позволяет в короткий срок сформиро-вать в государстве широкий спектр политических партий, групп, организа-ций, соответствующих социальному заказу определенных слоев общества. Действительно, введение осенью 1998 года пропорциональной системы выборов депутатов Мажилиса по партийным спискам привело к активиза-ции партогенеза в Казахстане, что свидетельствует о дальнейшем продви-жении страны в демократизации политической системы.

Итоги выборов, эффективность созданной избирательной системы бы-ли оценены Н.А. Назарбаевым на первой сессии парламента второго созы-ва: «...Обеспечено весьма внушительное представительство в парламенте депутатов от политических партий. Избирательная компания и выборы стали еще одним доказательством необратимости курса на демократиза-цию общества». При этом Президент Н.А. Назарбаев дал реальную оценку сохраняющимся недостаткам избирательной системы, ошибкам в процеду-ре проведения выборов: «...Да, в некоторых регионах в ходе выборов дей-ствительно были недоработки в деятельности избирательных комиссий и отдельных местных государственных органов, но как гласит восточная по-говорка - не накрытый обеденный стол имеет один недостаток, а накры-тый - тысячу. Что же касается допущенных нарушений, то по всем фактам Верховный суд, Генеральная прокуратура и Центризбирком разбираются и принимают соответствующие решения» Обращение Президента РК Н.А. Назарбаева к народу в связи с вы-борами 10 октября 1999 г. // Казахстанская правда, 9 октября 1999 г..

Президентом было указано, что работа по демократизации избиратель-ной системы в республике будет продолжена в рамках общей демократи-зации политической системы. Выборные правила и нормы будут дораба-тываться в ходе решения практических задач, но общий характер новых изменений может быть только один - в направлении углубления и нара-щивания потенциала демократического режима.

В условиях строительства независимого Казахстана, при отсутствии традиций легальной межпартийной борьбы институт президентства явился одним из факторов активизации процесса партогенеза в стране.

Началом формирования современной партийной системы Казахстана можно считать изменение статуса Компартии КазССР, утрату ее моно-польного положения в 1990 году, когда был издан Закон КазССР об учре-ждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и допол-нений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. Согласно этому закону, к выработке политики республики стали допускаться обществен-ные организации и массовые движения. При этом устанавливались право-вые нормы функционирования общественных объединений, запрещалось действие тех из них, которые имеют целью насильственное изменение конституционного строя, право граждан на создание общественных орга-низаций перестало оговариваться соответствием целям коммунистического строительства, как это было ранее 37. Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изме-нений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 24 апреля 1994 г. Ст. ст. 7,49.

Окончательно политическая монополия Компартии была ликвидирова-на в августе 1991 года, когда после провала путча ГКЧП президентом Ка-захстана была издана серия соответствующих указов, согласно которым были департизированы силовые структуры, национализировалось имуще-ство КПСС на территории республики, запрещалось совмещение государ-ственных и партийных должностей Указ Президента Казахской ССР «О прекращении деятельности ор-ганизационных структур политических партий, других общественных объ-единений и массовых общественных движений в органах прокуратуры, го-сударственной безопасности, внутренних дел, юстиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР» от 22 августа 1991 г. // Ведо-мости Верховного Совета Казахской ССР. - 1991. - № 33-35; Указ Прези-дента Казахской ССР «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР» от 25 августа 1991 г. // Там же; Указ Президента Казахской ССР «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государ-ственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях» от 28 августа 1991 г. // Там же.

.

Следующим важным этапом в процессе формирования многопартийно-сти в Казахстане можно считать признание Конституцией Республики Ка-захстан 1995 года идеологического и политического многообразия, запре-щение незаконного вмешательства государства в дела общественных объе-динений и общественных объединений в дела государства, провозглашение права граждан на свободу объединений, равенства общественных объ-единений перед законом Конституция Республики Казахстан. Официальное издание. - Алма-ты, 1995.Ст.5,п.1-2;ст.23,п.1..

Через год после принятия новой Конституции Республики Казахстан издаются два важнейших закона, необходимых для обеспечения конститу-ционного права граждан на свободу объединений и формирования норма-тивной базы функционирования политических партий в стране. Это Зако-ны Республики Казахстан «Об общественных объединениях» и «О полити-ческих партиях».

Тем не менее, формирование законодательной базы функционирования политических партий в стране не вызвало бурного подъема их деятельно-сти. Как отмечал в том же 1996 году Президент Н.А. Назарбаев: «... поли-тические партии так и не смогли до сего времени преодолеть болезни рос-та. Перенять демократию, импортировать ее невозможно. Она должна ста-ть образом жизни, способом политического мышления, средством органи-зации общества и управления им. Пока же демократия рассматривается ли-шь как возможность и средство борьбы за власть. Многопартийность дово-дится до абсурда. В сочетании с острыми социальными, политическими, этническими, конфессиональными, клановыми конфликтами это превра-щает плюрализм и политические свободы в пустые лозунги» Назарбаев Н. А. На пороге XXI века. - Алматы: внер, 1996. - С. 126.

.

Всплеск политической активности в 2001-2002 годах и дискуссии во-круг образования этнонациональных партий актуализируют вопрос об оп-тимальном типе партийной системы. Установка на институционализацию партийной системы, состоящей из 2 сильных поли-тических партий, имеет под собой сильное логическое обоснование. Как свидетельствует мировой опыт, президентские республики плохо совмес-тимы с многопартийными системами. Ученые отмечают, что «...Только четыре (Колумбия, Коста-Рика, Соединенные Штаты, Венесуэла) из 31 ус-тойчивых демократий, существующих не менее 25 лет подряд, имеют пре-зидентские режимы (24 - парламентские, 2 - полупрезидентские, 1 - гиб-ридную), и ни в одной из указанных четырех стран нет многопартийной системы. Есть только один исторический пример подобного рода: Чили с 1933 по 1973 г. Таким образом, по мнению специалистов, президентство в сочетании с многопартийностью образует взрывчатую смесь, сводящую шансы демократической консолидации к минимуму. Между тем такая комбинация встречается довольно часто. В 1940-е - 1980-е годы из 31 пре-зидентской демократии почти половина (15) имела многопартийные сис-темы. Только одна из них оказалась живучей, в то время как половина (5 из 10) президентских республик с двухпартийной системой, позволяющей контролировать парламент, просуществовала не менее 25 лет» Mainwaring S. Presidentialism, Multipartism and Democracy. // Comparative Political Studied. July 1993. Vol. 26. № 2. P.199, 204-205, 212..

Известный исследователь института президентства В.Б. Кувалдин от-мечает, что «...в президентских демократиях чем больше партий, тем не-устойчивее политическая система. Возможно, именно многопартийность делает президентские демократии особенно уязвимыми» Кувалдин В.Б. Президентская и парламентская республики как формы демократического транзита (Российский и украинский опыт в ми-ровом контексте). // Полис. - 1998. - № 5. - С. 137.

.

Становление полноценной двухпартийной сис-темы позволит совместить зачастую противоположные цели эффективно-сти и представительства, создав прочную институциональную основу де-мократических реформ. Поскольку институт президентства является системообразующим для Казахстана, то развитие других политических инсти-тутов должно коррелироваться с общей логикой функционирования прези-дентской республики. Формирование Двухпартийной системы должно ид-ти эволюционным путем в ходе электоральной конкуренции элит на чест-ных, демократических выборах.

Учитывая определяющее влияние типа избирательной системы на кон-фигурацию партийной системы, открытое М. Дюверже, необходима взаи-моувязка данных реформ. В этом плане наиболее значимы 3 закономерно-сти: 1) пропорциональная система ведет к образованию многочисленных негибких, стабильных, независимых друг от друга партий с жесткой внут-ренней структурой; 2) мажоритарная двухтуровая система способствует институционализации многочисленных стабильных партий с гибкой пози-цией и склонностью к взаимным контактам; 3) мажоритарная однотуровая избирательная система с неизбежностью порождает бипартизм Дюверже М. Политические партии. / Пер. с франц. - М.: Академи-ческий Проект, 2000. - 558 с. - С.348-426..

Поэтому главным электоральным механизмом по созданию двухпар-тийной системы должен стать переход от смешанной системы выборов, применяемой сейчас в Казахстане (мажоритарная двухтуровая система аб-солютного большинства в сочетании с элементами пропорциональной), к мажоритарной системе относительного большинства (однотуровой).

3.3. Внешнеполитические инициативы главы госу-дарства как фактор обеспечения дальнейшей модернизации политиче-ской системы Казахстана

С обретением независимости и выходом на новый уровень отношений Республики Казахстан вопросы внешней политики обрели особую акту-альность. Необходимость защиты суверенитета республики выдвинула на одно из первых приоритетных направлений - защиту национальных инте-ресов и национальной безопасности. И именно от внешнеполитических инициатив президента зависело дальнейшее развитие государства.

2 марта 1992 года на 46 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была единогласно одобрена резолюция 46-224 о приеме Республики Казахстан в члены ООН. Вступление Казахстана в ООН стало отправной точкой его интеграции в систему международных организаций в качестве независимого государства.

Выступив инициатором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), целью которого является создание новых струк-тур безопасности на всей территории азиатского региона, Президент Н.А. Назарбаев заложил основы для начала общеазиатского процесса расшире-ния доверия в сфере развития сотрудничества и укрепления безопасности. Успешное проведение в Алматы Первого саммита СВМДА еще одно сви-детельство активной позиции президента Казахстана на мировой арене.

Придавая большое значение повышению эффективности мер по обес-печению международной безопасности, Казахстан активно поддерживает миротворческую деятельность ООН. Участие в системе международной безопасности в рамках ООН дало Казахстану возможность развития отно-шений и в сфере социально-экономических и культурно-образовательных программ. Об этом свидетельствует расширение представительств ООН в республике Веденеева Т.П. Институты ООН и их роль в процессе демократиче-ской модернизации в Казахстане: Автореф. дис. ...канд. полит, наук. - Ал-маты, 1999..

Краеугольным камнем внешней политики Республики Казахстан яв-лялся вопрос выработки ядерной политики. Унаследованное от СССР, ба-зировавшиеся на территории нашей страны, ядерное оружие не позволяло успешно вести переговоры по целому ряду важных вопросов. Продолже-нием мер, начавшихся с подписания в декабре 1991 года Алматинской Декларации о механизмах совместного контроля над ядерным оружием, находившемся на территории стран СНГ, стала выработка позиции отказа от ядерного оружия. Твердая позиция по этому вопросу Президента Рес-публики Казахстан Н.А. Назарбаева сыграла важнейшую роль в усилении безопасности и экономического развития суверенного государства.

Как отмечает известный политолог Л,М. Иватова, выбор такой позиции объясняется рядом разумных причин. Иватова Л.М. Проблема международной безопасности в политике Республики Казахстан. // Центральная Азия и Казахстан в фокусе совре-менных международных отношений. - Алматы, 2001. - С.79.

Во-первых, обладание ядерным оружием являлось тяжким бременем для молодой республики, как в эко-номическом, так и техническом плане относительно его содержания и ус-тановления контроля над ним. Во-вторых, казахстанская общественность считается с тем фактом, что последствия ядерных испытаний до сих пор сказываются на жизни и здоровье населения республики. В-третьих, со-хранение ядерного оружия на территории Казахстана могло бы привести к дипломатической изоляции и помешать его вхождению в мировое сообще-ство в качестве полноправного актора международных отношений. В-чет-вертых, миролюбие и ответственность в делах, связанных с международ-ной безопасностью, также явились одной из причин отказа от стратегиче-ского оружия.

Одним из стратегически важных направлений внешней политики Ка-захстана является китайское направление. С обретением независимости пе-ред руководством страны встала серьезная задача выстраивания новых от-ношений с Китаем, поскольку отношения с Советским Союзом были очень напряженными. На фоне положительных тенденций в урегулировании во-просов в торгово-экономической сфере не столь радужными были вопросы разрешения пограничных споров. Следует отметить, что мощная советская дипломатия на протяжении более 70 лет не могла решить эту проблему, и лишь усилиями президента Казахстана этот вопрос снят с повестки.

Образцом высокой дипломатии президента Казахстана и международ-ного признания авторитета молодого государства явилось участие его в Шанхайском форуме. Шанхайский форум базируется на двух основных документах: «Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районах границы» и «Соглашение о сокращении вооруженных сил в рай-оне границы» Национальная безопасность: итоги десятилетия. - Астана, 2001. -С.353,363.. Взаимодействие Казахстана, Китая, России и других го-сударств Центральной Азии является весомым подтверждением умения решать проблемы, касающиеся укрепления доверия и снижения военного противостояния. Соглашения, подписанные в Шанхае и Москве, положив-шие начало деятельности Шанхайской организации сотрудничества (с ию-ня 2001 года), не имеют прецедентов в мировой дипломатии.

Одну из ключевых ролей в обеспечении режима международной безо-пасности и безопасности собственной играет участие Республики Казах-стан в программе НАТО «Партнерство во имя мира». Оно обретает большую значимость на этапе становления собственных вооруженных сил в обретении положительного опыта деятельности государств-участников НАТО.

Европейское направление внешней политики Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности, помимо партнерства с НАТО, также включает сотрудничество с Организацией по безопасности и сотрудниче-ству в Европе (ОБСЕ).

Однако, учитывая геополитическое положение, многолетний путь раз-вития Казахстана в составе СССР и придерживаясь политики многовекторности, было бы неэффективно ограничиваться лишь участием в между-народных организациях без учета региональной специфики. В связи с этим Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил одним из ини-циаторов создания системы коллективной безопасности в рамках СНГ.

СНГ, как межгосударственное объединение играет позитивную роль в правовом оформлении межгосударственных отношений входящих в него стран. Потенциал действия СНГ еще не исчерпан. Тем не менее, сущест-вующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализо-вать имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что модель Евразийского сою-за является одним из самых эффективных институтов в истории Содруже-ства Независимых Государств, в котором сконцентрирована забота Прези-дента Н.А. Назарбаева о людях своей страны и бывшего СССР. Несомнен-ным успехом является и то, что идея Н.А. Назарбаева реализована в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это еще раз под-тверждает значимость института президентства в мировых политических и экономических процессах.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Президент Казахстана Н.А. Назарбаев реанимировал застоявшиеся интеграционные процессы на пост-советском пространстве, вывел на новый уровень взаимоотношений стра-ны Содружества. Особое место во взаимоотношениях Казахстана со стра-нами СНГ принадлежит России. Россия рассматривает Казахстан как стра-тегического партнера, в свою очередь и Казахстан подтверждает свою при-верженность этому уровню взаимоотношений. Важным фактором в дан-ном отношении являются личные отношения президентов Н.А. Назарбаева и В.В. Путина.

Самоутверждение Казахстана в качестве равноправного участника ме-ждународных отношений и субъекта международного права, обеспечение его долгосрочных интересов испытывает влияние взаимоотношений с ве-ликими державами, одной из которых являются Соединенные Штаты Аме-рики. Понимание и поддержка национальных интересов Республики Ка-захстан со стороны США способствует более активному и гармоничному вхождению нашего государства в мировое сообщество Кадырбекулы Д.Б. Роль США в мировой политике: влияние на Ка-захстан. - Алматы, 1999. - С.97..

Главным направлением сотрудничества Казахстана с Соединенными Штатами Америки является внешнеэкономическая сфера. США проявляют огромную заинтересованность в установлении прочных экономических связей и освоении казахстанского рынка. Акцент в отношениях был поста-влен на привлечении американского капитала в различные секторы эконо-мики страны. Особое внимание в отношениях Казахстана с США уделяет-ся проблемам сотрудничества в области безопасности, в частности по ядерному сотрудничеству. В настоящее время казахстанско-американские отношения отмечаются повышением уровня взаимодействия, что отражает совпадение интересов двух государств в реализации экономических проек-тов и поддержании региональной безопасности.

Развитию долговременного стратегического партнерства между Казах-станом и Соединенными Штатами Америки во многом способствовали как инициатива по развитию взаимовыгодного сотрудничества, так и личные дружеские связи и взаимоотношения Президента Н.А. Назарбаева с офи-циальными американскими представителями.

Необходимо отметить, что США, как и Россия и Китай уделяют особое внимание Казахстану как одному из самых весомых государств в Центра-льно-Азиатском регионе. И поэтому решение спорных и проблемных во-просов в этом регионе невозможно без участия Казахстана. Осознавая зна-чимость процессов в регионе, Президент Казахстана особое внимание уде-ляет взаимодействию с государствами ЦАР. В настоящее время регион яв-ляется зоной столкновения интересов крупных геополитических «игро-ков», поэтому интеграция в рамках ЦАР -- объективная необходимость.

Можно сделать вывод о значительном влиянии внеш-неполитических инициатив Президента на процесс модернизации полити-ческой системы.

Заключение.

Сущность "традиционного" Нуров К. И. Правовая и экономическая модернизация традиционной структуры Казахстана (Х1Х-ХХ вв.).- Алматы: Гылым, 1995.- с.180. Казахстана как своеобразного государства, составляла свобода именно внутриполитического состояния его членов, которая несовместима с феодализмом и патриархатом и которая после присоединения к России постоянно убывала, пока не была окончательно уничтожена в советское время. Поэтому все исторические преобразования "традиционной" структуры Казахстана в XIX в. следует называть трансформацией, поскольку "традиционная" структура Казахстана видоизменялась и по форме искажалась, но сохраняла при этом свою сущность и с успехом приспосабливалась как к западной индустриализации российского правительства, так и к восточным императивам Русского царизма. Соответственно этому, с одной стороны, и без того многочисленный народ казахов значительно увеличился, а с другой - он стал приобретать патриархальные черты восточного характера, которые существовали в нем лишь как элементы этноразличных архаизмов.

В XX в. все исторические преобразования "традиционной" структуры Казахстана следует называть деформацией, поскольку в советское время "традиционная" структура Казахстана разоформлялась и разрушалась в своей сущности, сопровождаясь, с одной стороны, массовыми жертвами казахского населения, а с другой "стиранием" и "растворением" ценностей казачьей свободы в массовых миграциях аграрного по своему мировоззрению населения из иных советских республик. Казахстан превратился в часть СССР, т. е. аграрного восточного общества на промышленной стадии развития. Исторический смысл "Казахстанской трагедии" 30-х гг. состоит в том, что седентарная коллективизация в Казахстане была организационным средством советской индустриализации в деле ликвидации казачьего образа жизни, несовместимого с коммунистическими (тоталитарными) ценностями, маргинального массового общества. После "казахстанской трагедии" Казахстан действительно становится советской республикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.