реферат бесплатно, курсовые работы
 

Институт президентства и его влияние на мировую политику

Первыми последовали примеру США в установлении президентской системы правления страны Латинской Аме-рики. Уже в первой половине XIX века под влиянием могу-щественного северного соседа во многих южноамерикан-ских странах был учрежден пост президента. В Европе эта-лоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром и его кабинетом ми-нистров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где бы-ла введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.

XX веке такие грандиозные по своим масштабам по-трясения, как революции, мировые войны, распад колони-альных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президен-тскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны. Так, в Европе после окончания первой мировой войны президенты стали выс-шими должностными лицами в Австрии, Веймарской рес-публике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Турции. В 30--40-е годы институт президентства стал рас-пространяться и в Азии; его ввели у себя Филиппины, Си-рия, Ливан. После второй мировой войны в число западно-европейских государств, возглавляемых президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В Азии пост президента был учрежден в Южной Корее, Юж-ном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с. - С.7..

Однако наибольшее распространение модель президен-тского правления получила в Африке. Этот процесс начал-ся с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. По-казательно, что установление поста президента происходи-ло не только в капиталистических и развивающихся стра-нах, но и в ряде бывших социалистических государств, та-ких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народ-но-Демократическая Республика.

Фундаментальные изменения, происходящие на миро-вой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Че-хии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президент-ство -- неотъемлемый элемент политических систем мно-гих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.

Весьма распространено представление о том, что круп-ными по территории государствами можно эффективно уп-равлять только посредством системы президентского правле-ния. Между тем в крупнейших странах мира - США (площадь 9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км) действует система президентского правления, а в Канаде (9,9 млн.кв.км) и Ав-стралии (7,7 млн.кв.км) - система парламентарного правле-ния. В Китайской Народной Республике (9,6 млн.кв.км) в условиях однопартийной системы официально провозглашен принцип коллективного руководства страной.

С другой стороны, некоторые небольшие по размерам государства - Кипр, Гондурас, Уругв.ай, Бенин, Малави, Гамбия и др. - установили у себя президентскую систему правления, а такие крупные европейские страны, как Феде-ративная Республика Германия, Испания, Швеция, Италия, являются парламентарными республиками или монархия-ми. Таким образом, отсутствует прямая зависимость между размерами территории того или иного государства и из-бранной им системой правления, хотя, конечно, крупные страны особенно нуждаются в сильной государственной власти.

1.2. Конституционный статус и предназначение президента в политической системе.

Полномочия президента, его роль и статус в политичес-кой жизни той или иной страны определяются, прежде всего, соответствующими конституционными нормами. Конститу-ция Италии (ст. 87) гласит: "Президент Республики являет-ся Главой Государства..." Аналогичным образом определен статус президента и в Конституции Венгрии (ст. 29.1): "Гла-вой государства Венгрия является Президент республики..." В конституциях ряда стран специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти. Соглас-но ст. II.1 Конституции США, "исполнительная власть пре-доставляется Президенту Соединенных Штатов Америки" Конституции США. Ст. II 1.. В том же духе сформулирована ст.80 Конституции Мекси-ки: "Осуществление верховной исполнительной власти воз-лагается на лицо, именуемое "Президент Мексиканских Со-единенных Штатов".

В вышеупомянутых конституциях США и Мексики пря-мо не определено, что президенты этих стран являются одновременно и главами правительств, и главами госу-дарств. Такой дуализм статуса президента в данных прези-дентских республиках - явление как бы само собой разуме-ющееся, тем более, что ни Конституция США, ни Консти-туция Мексики не предусматривают отдельного поста гла-вы правительства. В тех же странах, где наряду с постом президента существует пост главы правительства, пробле-ма конституционного разграничения их полномочий реша-ется по-разному. Конституция Италии является одной из тех современных Конституций, где достаточно четко про-ведено разделение полномочий между президентом и гла-вой правительства. Если президент - глава государства, то, в соответствии со ст. 95, "Председатель Совета Министров руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность". Таким образом, конституционное право Италии наделяет исполнительной властью прежде всего главу правительства, а не главу государства - президента.

Примерно так же решается проблема разграничения полномочий президента и главы правительства в Конститу-ции ФРГ. Правда, в конституционном праве Федеративной Республики Германия нет нормы о том, что президент - это глава государства; его статус определен лишь в ст. 59.1: "Федеральный президент представляет Федерацию в меж-дународно-правовых отношениях". В то же время в Консти-туции ФРГ четко обозначен конституционный статус главы правительства - канцлера: "Федеральное правительство со-стоит из Федерального канцлера и федеральных минис-тров" (ст. 62). Эта правовая норма прямо указывает на то, что президент не является главой исполнительной власти и таким образом не возникает никакой правовой неопреде-ленности в разграничении полномочий между главой госу-дарства и главой правительства.

В конституциях некоторых других стран эта проблема формально не разрешена. Так, в Конституции Финляндии сказано, что высшая исполнительная власть доверена пре-зиденту, хотя в действительности Правительство возглавля-ет не президент, а премьер-министр. Несколько другая по форме правовая конструкция содержится в Конституции Австрии. Там в ст. 19.1 сказано: "Высшими органами ис-полнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительств земель". Это определение не со-держит разграничение между полномочиями главы государства - Федерального президента и главы правительства - Фе-дерального канцлера. Подобное разграничение достигается в Конституции Австрии за счет достаточно подробного пере-числения прерогатив Федерального президента, из которого вытекает, что он является лишь номинальным главой испол-нительной власти.

Подобное несоответствие формального статуса прези-дента его реальному месту в политической системе харак-терно и для Конституции Индии. В этой Конституции фор-мально самые широкие полномочия принадлежат Прези-денту Республики. В частности, согласно ст. 53.1, "исполни-тельная власть в Республике принадлежит Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через дол-жностных лиц, подчиненных ему в соответствии с настоя-щей Конституцией". В реальности большинство своих пол-номочий президент осуществляет только с согласия главы правительства -- премьер-министра, который и является должностным лицом в структуре высших исполнительных органов страны, наделенным наибольшими властными пол-номочиями.

Вообще в тех странах, где существуют президент и премьер-министр, неизбежно возникают проблемы соотно-шения их полномочий. Даже в таком устойчиво правовом государстве, как Франция, они далеко не однозначно разре-шены на уровне конституционного права. Конституционная модель V Республики изначально заложила основы для по-тенциального конфликта между президентом и председате-лем Совета министров. В отличие от, скажем, Конституции Италии или Венгрии, в Конституции V Республики нет от-дельного положения, прямо определяющего президента как главу государства. Правда, это вытекает из всего духа Конституции, но специальная правовая норма как таковая отсутствует. В ст. 9 сказано: "...Президент председатель-ствует в Совете Министров" и в то же время в ст. 21 обо-значено: "...Премьер-министр руководит деятельностью Правительства". Такой очевидный дуализм конструкции французской высшей исполнительной власти в Конститу-ции дает юридические основания и президенту, и премьер-министру претендовать на руководство правительством. Как будет показано ниже, степень взаимодействия между президентом и премьером в руководстве французским пра-вительством зависит от целого ряда партийно-политичес-ких факторов, и между главой государства и премьер-ми-нистром вполне возможны политические разногласия Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с. - С.11..

Так или иначе, но в странах Европы, а также в США, Мексике и странах Латинской Америки функции главы го-сударства осуществляет одно лицо, и его статус в этом ка-честве не вызывает никаких сомнений. В то же время в не-которых странах, особенно относящихся к "третьему ми-ру", президент формально является единоличным главой государства, но, помимо него, существует некий высший коллегиальный орган. Так, в Ираке высшая власть принад-лежит Совету Революционного командования, а нынешний лидер Ирака С. Хусейн прежде всего является председате-лем этого Совета, а уж затем президентом страны. В Сирии X. Асад возглавляет аналогичный высший государствен-ный орган - Совет Революционного командования и вместе с тем он - президент страны. В Турции президент является главой государства, но в то же время он состоит членом Со-вета национальной безопасности. Этому коллегиальному органу, согласно Конституции страны, принадлежит право давать заключения по законам, принимаемым парламен-том, и в него, помимо президента, входят премьер-министр, министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, на-чальник генштаба турецкой армии и командующие всеми видами вооруженных сил. Очевидно, что подобные колле-гиальные органы могут существенно ограничить единолич-ный статус главы государства.

Еще более он ограничен в такой специфической модели государственного устройства, которая установилась в Ис-ламской Республике Иран (ИРИ). В ней верховную власть осуществляет высший религиозный иерарх, который имеет титул Руководителя Исламской Республики Иран. В свою очередь президент Ирана и все другие органы государ-ственной власти, по крайней мере формально, подчинены Руководителю ИРИ.

Следует отметить и то, что в ряде азиатских и африкан-ских стран вся полнота власти фактически принадлежит ру-ководящему органу правящей партии, который определяет кандидатуру на пост президента страны, а в дальнейшем на-правляет его действия. Подобная ситуация была характерна и для ряда бывших социалистических стран Восточной Ев-ропы, учредивших у себя пост президента. Все принципи-альные решения по вопросам внутренней и внешней поли-тики принимались в этих странах на' заседаниях высших ор-ганов правивших коммунистических партий. Во главе пар-тийных органов стоял Генеральный секретарь, который к тому же был президентом страны. Очевидно, что при такой модели партийно-государственной власти решения, офор-млявшиеся как исходящие от президента, предварительно обсуждались в кругу партийного руководства.

Помимо определения правового статуса президента как главы государства или как главы высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обяза-тельств, которым должен следовать президент на протяже-нии всего срока своих полномочий. Прежде всего от него требуется, чтобы во всех своих действиях он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны. Так, в Италии при вступлении в должность президент приносит присягу не только на верность Республике, но и на соблю-дение Конституции. Президент Финляндии в своей присяге заявляет: "...находясь в должности Президента, я буду чес-тно и верно соблюдать и сохранять в силе Конституцию и законы республики..." В том же ключе выдержаны и прися-ги: президента Португалии ("Клянусь честью... защищать и проводить в жизнь Конституцию Португальской Республи-ки"); президента Индии ("...сделаю все, что в моих силах, для сохранения, защиты и охраны Конституции и зако-на..."); президента ФРГ ("...клянусь...блюсти и охранять Ос-новной закон и законы Федерации..."); президента США ("Я торжественно клянусь, что... в полную меру своих сил буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Со-единенных Штатов"). Конституция Франции также закреп-ляет за главой государства обязанность следить за соблюде-нием Конституции (ст. 5) Конституция Франции. Ст.5..

При всей своей декларативности торжественное обяза-тельство, даваемое президентом перед лицом своего наро-да, при всех обстоятельствах соблюдать Конституцию и другие законы своей страны, имеет большое общественно-политическое значение. Это обязательство является одним из ключевых элементов легитимности всего института пре-зидентства, неотъемлемым условием доверия народа к гла-ве государства и важным моральным ограничителем для президента, если он окажется перед искушением нарушить те или иные правовые нормы.

Согласно конституциям многих стран, президент в силу своего должностного статуса обязан также быть гарантом суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и безопасности государства. Такие положения закреплены, в частности, в конституциях Франции, Польши, Румынии, Греции. Кроме того, Конституция Ита-лии обязывает президента представлять национальное "единство (ст.87).

Конституции некоторых стран закрепляют за главой государства роль арбитра между различными силами в го-сударстве и обществе. По Конституции Франции, "прези-дент... обеспечивает своим арбитражем нормальное фун-кционирование публичных властей" (ст. 5). Аналогичную роль отводит главе государства в современная Конституция Румынии: "президент... обеспечивает соблюдение Консти-туции и нормальное функционирование публичной власти. С этой целью президент действует в качестве посредника между органами государственной власти, а также между го-сударством и обществом" (ст. 80.2).

Конституционные нормы многих стран предусматрива-ют, что президент в своей деятельности должен не защи-щать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества. В этом плане характерен официальный текст присяги, кото-рую произносит президент Финляндии при своем вступле-нии в должность. Он обязуется "... прилагать все свои силы для содействия успеху народа Финляндии". Президент Гре-ции также обязуется "... защищать права и свободы греков и служить общим интересам и прогрессу греческого наро-да". И, наконец, от президентов ожидается, что они при вы-полнении своих служебных обязанностей будут соблюдать высокие этические нормы. Например, президент ФРГ обя-зуется при вступлении в должность "... добросовестно ис-полнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому". В свою очередь президент Ав-стрии клянется, что он будет "выполнять свои обязанности, используя все знания и следуя доброй совести".

Такого рода обязательства и официально установлен-ные стандарты деятельности президента направлены на всемерное укрепление авторитета и достоинства поста гла-вы государства. Как известно, далеко не всегда президенты в своей политической практике выдерживают эти обяза-тельства и стандарты, и в этих случаях в условиях демокра-тии различные политические институты, средства массовой информации и общественное мнение в целом подвергают их обоснованной критике. Если же президент, вопреки взя-тому на себя обязательству, допускает серьезное нарушение конституции или законодательства, то в отношении его на вполне законных основаниях могут быть применены различные санкции, вплоть до отстранения от должности. Поэтому вполне оправданны те высокие общественно-по-литические обязательства и морально-этические нормы, соблюдения которых требует от президента конституцион-ное право многих стран.

1.3. Соотношение институтов президентства и политического лидерства.

Взаимодействие различных политических лидеров в борьбе за достиже-ние государственной власти является одним из основных вопросов функ-ционирования политического лидерства. Пост президента является высшей целью деятельности многих политических лидеров. Сегодня очевидно, что власть для абсолютного большинства населения персонифицирована. В связи с этим, представляет несомненный интерес вопрос о соотношении институтов президентства и политического лидерства Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты де-мократии. - Алматы, 1996. 208 с. - С.57..

Политическое лидерство предполагает как формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, так и субъективную деятельность лидера, предполагающую рассмотрение его личностных качеств и поведе-ния. В то же время, субъективная деятельность лидера выступает лишь предпосылками получения властной должности. Следовательно, политиче-ское лидерство неотделимо от его институционального статуса.

Особенностью развития ситуации в постсоветских республиках яви-лось то, что здесь зачастую вся конструкция политической власти выс-траивалась под конкретного президента: Утвердившейся точкой зрения яв-ляется то, что формирование сильной президентской республики в Казах-стане связывается, прежде всего, с выдающейся личностью Н.А. Назарбае-ва.

Исследователи отмечают, что задачами, стоящими перед националь-ным лидером в транзитный период, являются: интеграция общества и объ-единение масс; нахождение и принятие оптимальных политических реше-ний; защита граждан от беззакония и самоуправства бюрократии; поддер-жание порядка и борьба с преступностью; предотвращение отчуждения граждан от власти; инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии; мобилизация масс на реализацию реформ переход-ного периода Политическое лидерство в современном Казахстане: методологиче-ские, методические и теоретические аспекты. - Алматы, Акыл кiтабы, 1998.- 134с. - С.129..

Консолидировать общество, вывести его из кризиса возможно только на основе всесторонне обоснованной и системной реформаторской кон-цепции. Такая концепция должна соответствовать задачам исторического периода, раскрывать его смысл и содержание, прогнозировать социальные последствия изменений в обществе, определять приоритеты и критерии проводимых реформ. Только такой системный, последовательный подход обусловливает успешность преобразований социума.

Безусловно, особенности и характер политического лидерства зависят от личности лидера и условий, в которых оно реализуется. Однако, несо-мненно важным аспектом в этом ключе выступают механизмы, посредст-вом которых осуществляется лидерство, инструменты политического ли-дерства.

Таким образом, под инструментами лидерства понимаются структуры, с помощью которых лидер реализует свои властные полномочия с целью сбалансированного представления интересов группы, партии (движения), страны.

Понятно, что президент как политический лидер, имеет в своем арсена-ле средства влияния, теснейшим образом связанные с его формальным положением главы государства. Как мы уже говорили это -- легитимная власть, возможность распределения материальных, финансовых и других ресурсов, государственный аппарат, средства поощрения и принуждения и, конечно же, закон. Помимо этого, глава государства располагает средства-ми личностного влияния. Одним из основных понятий здесь является имидж лидера. При этом, наиболее влиятельными личностными характе-ристиками предстают: представления политического лидера о себе самом, потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение, система важнейших политических убеждений, стиль принятия политических реше-ний, стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. - М., Об-щество «Знание» России, 1994. - С.53.. Зачас-тую те или иные политические процессы, явления, события персонифици-руются с личностью лидера.

Следует еще раз отметить, что личностное влияние главы государства -уникальный инструмент в руках президента. Оно дает возможность эффек-тивно его использовать как в отношении государственных политических лидеров (глав и членов правительства, парламента, региональных лидеров и т.д.), так и в отношении партийных и общественных деятелей.

Средства и механизмы влияния, используемые и избираемые политиче-ским лидером, во многом обусловлены конкретными политическими зада-чами и располагаемыми ресурсами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.