| |||||
МЕНЮ
| Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенцииподходе к обучению грамматической стороне речи есть , так называемые пункты для самостоятельного усвоения. И насколько учащийся сознательно отнесётся к данной рутинной работе, зависит, в большинстве случаев, правильность оформления речевых высказываний. За количество же функциональных ошибок в речи ответственность несёт учитель и в частности применяемый им подход и упражнения. > Также в работах наблюдалась инициативность учащихся по использованию того или иного грамматического явления там, где они не были ограничены жёсткими рамками контекста. Так, например, наблюдалась вариативность в использовании форм Second Conditional и форм повелительного наклонения, для выражения совета; форм Present Perfect и Past Indefinite для выражения форм прошедшего времени. Приведённые примеры говорят о сформированности таких качеств грамматического навыка как гибкость и « сознательность» . > В таких видах работ как эссе и письмо кроме коэффициента усвоения учебного материала, был применён другой критерий оценки- оценка сформированности качеств навыка, в частности такого качества навыка как гибкость. Проанализировав эти два вида работ, были сделаны следующие наблюдения: как на этапе промежуточного, так и отсроченного срезов в нескольких работах была замечена некоторая «перегруженность» сочинений изучаемым грамматическим явлением, так называемое сплошное употребление. Очевидно, что употребление языкового явления в каждом предложении даётся легче, чем в чередовании с предложениями с другими явлениями. Однако, процент таких работ составил примерно одну четвертую часть от общего числа. Остальные же учащиеся сфокусировали своё внимание на содержании высказывания, попутно, логично дополняя его изучаемым грамматическим явлением в той или иной форме. На основе этих данных можно утверждать, что одна из важнейших целей - развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ- была достигнута. Таким образом, результаты письменных срезов подтверждают эффективность применяемого подхода и разработанного комплекса упражнений для обучения грамматической стороне речи. 3.2.2. Устные срезы Для анализа результатов устных срезов применялся метод экспертов , с помощью которого проводилось наблюдение за развитием качеств навыка на протяжении всего опытного обучения и по результатам итоговых срезов были сделаны соответствующие выводы. Для проведения итоговых устных срезов были избраны такие виды работ как ролевая игра и проектная работа, которая выполнялась в парах либо в группах. При выполнении таких типов заданий представляется возможность оценить сформированность грамматического навыка во всех видах речевой деятельности ( ролевая игра : говорение, аудирование, чтение; проектная работа : говорение, письмо, аудирование, чтение). Кроме того такой вид работы как ролевая игра имитирует ситуацию реальной коммуникации, а при выполнении проектной работы представляется необходимым решение поставленной коммуникативной задачи, что стимулирует развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ. Для проведения ролевой игры применительно к грамматической теме “ Second Conditional” была предложена следующая ситуация: А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide what to do with the bag. Участники игры: a taxi driver, his wife, his son ( who is graduating from school this year), his daughter and her husband ( who can hardly have two ends meet) his friend ( a lawyer), two neighbors ( who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend ( who himself once occurred in such a situation), his mother ( a wise old woman) Ситуация была составлена таким образом, чтобы спровоцировать учащихся к употреблению Second Conditional чтобы сымитировать условия реального общения. Применительно к грамматической теме “ Present Perfect& Present Perfect Continuous” был предложен следующий проект: Design your own monster. Draw a picture what your monster looks like. Write a short paragraph describing where your monster lives, how many times it has been seen etc. В Таблице 4 представлены данные, проводимого наблюдения в течение промежуточного комплекса и итогового среза. Таблица 4 |Качества навыка |Промежуточный комплекс | Итоговый срез | |Автоматизированн|Заметна некоторая |Для анализа итогового | |ость |напряжённость при выборе |среза по теме “ Second | | |формы грамматического |Conditional” были | | |явления, что порождает |представлены | | |ненормативные паузы и |неподготовленные | | |снижает скорость речи По |высказывания учащихся, а | | |мере выполнения комплекса |по теме “ Present Perfect&| | |упражнений скорость речи |Present Perfect | | |возрастает, количество |Continuous” – | | |ненормативных пауз перед |подготовленные. | | |употреблением |Автоматизированность | | |грамматического явления |навыка может быть | | |уменьшается. . |охарактеризована следующим| | | |образом: | | | |Скорость речи нормальная в| | | |обоих случаях, без особого| | | |перевеса в сторону | | | |подготовленной речи. | | | |Ненормативные паузы: | | | |В первом случае количество| | | |ненормативных пауз было | | | |больше чем во втором, но | | | |тем не менее , наличие | | | |таких ненормативных пауз | | | |не нарушало целостности и | | | |плавности высказывания. | | | |Напряжённость при | | | |оформлении грамматического| | | |явления заметно снизилась.| |Устойчивость |При выполнении |Сформированность такого | | |коммуникативно-направленных |качества грамматического | | |упражнений грамматический |навыка как устойчивость не| | |навык изучаемого явления |вызывает сомнений. | | |сразу же оказывается в |Учащиеся свободно включают| | |окружении других навыков. |в свою речь изучаемое | | |Таким образом, отсутствует |грамматическое явление, в | | |процесс « адаптации» одного |сочетании с любыми | | |грамматического навыка к |другими, что никак не | | |окружению других. Такое |влияет на логику, | | |качество навыка как |содержание , скорость | | |устойчивость проявлялось у |высказывания и т.п. На | | |учащихся во включении |данном этапе заметно | | |изучаемого грамматического |построение высказываний | | |явления в речь. Тем не |таким образом, что | | |менее, нельзя сказать, что |некоторые учащиеся | | |на протяжении промежуточного|задумывались, в первую | | |комплекса данное качество |очередь, об употреблении | | |сформировалось у всех |изучаемого грамматического| | |учащихся, некоторые заметно|явления, а не о содержании| | |избегали включения |высказывания, так сказать,| | |изучаемого грамматического |намеренное насыщение речи | | |явления в речь. |грамматическим явлением. | | | |Что же касается | | | |устойчивости навыка, то | | | |многократное употребление | | | |грамматического явления в | | | |речи в сочетании с любыми | | | |другими подтверждает | | | |сформированность данного | | | |качества грамматического | | | |навыка. | |Гибкость |Весь комплекс |Особенно ярко проявляет | | |коммуникативных упражнений |себя гибкость навыка в | | |направлен на формирование |неподготовленной речи | | |такого качества навыка как |учащихся, которая | | |гибкость. Можно заметить, |имитирует ситуацию | | |что на начальном этапе |коммуникации. По | | |формирования грамматического|результатам наблюдений | | |навыка, при выполнении |можно сделать следующий | | |имитативных упражнений на |вывод: как в | | |основе речевых образцов, |неподготовленной речи, так| | |закладываются основы |и в подготовленной | | |гибкости навыка. На |учащиеся свободно включают| | |протяжении всего |грамматическое явление в | | |промежуточного комплекса не |новую ситуацию, переносят | | |было замечено трудностей в |грамматическое явление из | | |переносе грамматического |одной ситуации в другую. | | |явления из одной ситуации в |Такой процесс происходит | | |другую, при функционировании|подсознательно, на основе | | |на новом речевом материале. |выработанных автоматизмов | | |Это обусловлено прежде всего|и маркированности явления | | |спецификой коммуникативного |в сознании учащихся, | | |подхода. |благодаря применению | | | |функционального подхода. | |Относительная |По мере выполнения комплекса|На основе наблюдений, | |сложность |упражнений была замечена |сделанных во время | | |тенденция к усложнению |проведения устных срезов, | | |грамматического навыка. Этот|можно заключить, что | | |естественный процесс был |учащиеся способны включать| | |опять-таки подкреплён |грамматическое явление в | | |системой упражнений, которая|такие единицы речи, как | | |была направлена на логичное |сложные предложения, | | |усложнение грамматического |синтагмы, что говорит о | | |навыка от упражнения к |достаточной | | |упражнению. |сформированности такого | | | |качества навыка как « | | | |относительная сложность» | Выводы: 1. В ходе проведения опытного обучения объектом контроля являлась языковая компетенция учащихся, а именно сформированность грамматических навыков, которая является важной составляющей частью коммуникативной компетенции в целом. 2. При применении функционального подхода к обучению грамматической стороне речи, и в частности коммуникативных упражнений, формирование как формальной, так и функциональной стороны грамматического навыка может быть охарактеризовано как продуктивное, эффективное и устойчивое. 3. Все качества грамматического навыка, благодаря применению разработанного комплекса коммуникативных упражнений, формируются последовательно, прочно и таким образом обладают достаточной степенью сформированности для решения коммуникативных задач на ИЯ, т.е. для практического использования ИЯ. Заключение На основе материалов исследований, проводимых в методике преподавания ИЯ по проблеме обучения грамматической стороне речи АЯ и, в частности, по проблеме применения различных подходов к обучению грамматической стороне речи, можно заключить, что в настоящее время отсутствует единый универсальный метод преподавания ИЯ, однако, предпочтение отдаётся использованию личностно- ориентированных технологий, стимулирующих творческую активность учащихся и комбинированных методик, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к предмету " иностранный язык", а именно : - формирование способности самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ - формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции Определив, современные требования к обучению ИЯ, необходимо заметить, что функциональный подход в преподавании иностранных языков, и в частности грамматической стороны речи, позволяет наиболее оптимально достичь основных целей, которые ставятся перед предметом иностранный язык в настоящее время. Таким образом, учитывая потребность современного общества в практическом владении иностранным языком, функциональный подход явился "золотой серединой", примиривший две противоположные точки зрения на грамматику в курсе ИЯ, а именно: переоценка её роли в курсе ИЯ с одной стороны и неоправданное сокращение грамматического материала с другой стороны. Функциональный подход отдаёт предпочтение использованию личностно- ориентированных технологий, что делает возможным заметно повысить мотивацию и стимулировать творческую активность учащихся, что в итоге приводит к повышению эффективности применения данного подхода. Также, необходим учёт основных принципов обучения, таких как принцип речевой направленности, функциональности, ситуативности, новизны и коллективного взаимодействия. В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания ИЯ имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся. Функциональный подход соответствует данным современным тенденциям в методике, а именно предлагает: o практическое предъявление грамматического материала o адекватное применение тренировочных упражнений, обеспечивающих связь между формальной и функциональной стороной грамматического навыка o преимущественное использование ситуативных условно-речевых и речевых упражнений с ориентацией на значение Данные основные положения функционального подхода нашли отражение в разработанном комплексе упражнений и были реализованы практически в проведённом опытном обучении. На материале проведённого опытного обучения, было доказано, что функциональный подход является эффективным средством формирования грамматических навыков и умений, направленных на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, а разработанный комплекс упражнений может служить практическим пособием, используемым для преподавания грамматической стороны речи на среднем и старшем этапах средней школы. БИБЛИОГРАФИЯ Баранова Е.Н., Дупленко Е.П. " О подготовке к межкультурному языковому общению"// Педагогика.-1998.-№1 Бондаревская Е.В." Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования " // Педагогика .- 1997.-№4 Васильева Н.А. " Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному" // Педагогика .- 2001.-№6 Витлин Ж.Л. " Современные проблемы обучения грамматике ИЯ" // ИЯШ.-2000.-№5 Гальскова Н.Д. " Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам // Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию" . Сб. научн. тр. Вып. 443, М., 1999 Гурвич П.Б. " Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранного языка". Владимир., 1980 Жинкин Н.И. " Язык- речь- творчество".М., 1998. Цитируется по статье : Синицын В.А. " Праздник творчества на уроках русского языка" // РЯШ. - 2000.- №6 Зимняя И.И. " Психология обучения иностранным языкам в школе".-М .: Просвещение, 1991 Казарицкая Т.А. " Упражнения при функционально-направленном обучении грамматике" // ИЯШ .- 1987.-№2 Колпакчи М.А. " Дружеские встречи с английским языком". М., 1980 Крутских А.В. " Коммуникативно- направленное обучение грамматике на продвинутом этапе в гуманитарно- лингвистической гимназии " // ИЯШ .-1996.- №6 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. " Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию". Ростов -н/Д: Творческий центр " Учитель" , 2000 Лаптева О.А." Идеи коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике". М.,1990 Лизенин С.М., Денисова Л.Г. "Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы"// ИЯШ.-1992.-№5 Мельникова Г.Т. " Исследование сравнительной эффективности различных подходов к обучению иноязычной грамматике" : Автореф. дис. канд. пед. наук; М., 1980 Мильруд Р.П. " Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике"// ИЯШ.- 2001.- №6 Нижнева Н.Н. " Проблема навыков и умений в обучении иноязычной речевой деятельности "// Обучение устной речи и чтению в средней школе : Межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос.пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Л.,.1984 Николаева С.Ю. " подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения"// ИЯШ.- 1987.-№5 Пассов Е.И. " Коммуникативность обучения - в практику школы". М., 1985 Пассов Е.И. " Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению". М.,1977 Пассов Е.И. " Основы методики обучения иностранным языкам". М., 1977 Пассов Е.И. " Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению". М.,1989 Петровский А.В., Китайгородская Г.А. " К некоторым вопросам активизации учебной деятельности": - В кн. : Методы интенсивного обучения иностр. яз., вып. 5, М., 1979 " Проблема коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности" Сборник научн. тр. Воронеж.,. 1981 Риверс М. " Десять принципов изучения и обучения иностранным языкам на основе взаимодействия обучаемого и преподавателя" // Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков 17-21.10.89.- М.: РЕМН МГЛУ.,1992 Скалкин В.П. " Коммуникативные упражнения на английском языке". Владимир., 1980 Фадеева С.А., Юсупов В.О. " Идея коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике"// РЯШ .- 2000.- №4 Шатилов С.Ф. " Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи". В сборнике " Общая методика обучения иностранным языкам". Хрестоматия/ сост. Леонтьев А.А. - М., Русский язык., 1991 Штульман Э.А. " Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам" . Воронеж., 1971 Щерба Л.В. " О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании" // Языковая система и речевая деятельность . М., 1947 Brian Abbs, Ingrid Freebairn " Blueprint Intermediate", Longman 1989 C.J. Brumfit, K. Johnson “ The Communicative Approach in Language Teaching”, Oxford Univ.press, 1991 J.Harmer " Teaching and Learning Grammar", Longman Group UK Limited 1987 L. Hashemi with Raymond Murphy " English Grammar in Use". Supplementary Exercises, CUP 1995 L. Jones " Communicative Grammar Practice". CUP 1992 J.C. Richards, T.S. Rogers “ Approaches and Methods in Language Teaching”, Cambr. Univ.Press, 1993 M. Rivolucri " Grammar Games" GB, CUP 1993 J. Seidl " Grammar Four". OUP 1996 J.Shepheard “ The Anti-Grammar Grammar Book”, Longman UK, 1992 Liz&John Soars Headway Pre-Intermediate , Oxford Univ. Press, 1995 P.Viney, K. Viney " Grapevine" Student Book 3. OUP 1992 . ----------------------- If I had 1000$ I would buy a coat for myself. If I were a queen I would live in a palace. If I had 1000$ I would buy a coat for myself. If I were a queen I would live in a palace. I would go to the sea, and I would swim and play tennis. What would you do if you were suddenly given three days’ holiday? I wouldn’t! I’d stay in bed and sleep and read My grandson is so naughty! If I were you I would be stricter to him грамматические и лексические навыки и умения |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|