| |||||
МЕНЮ
| Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенциивопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях. - Стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых действий. - Развивает интерес к языку при работе с текстом и создании собственных речевых единств: демонстрирует возможность оперировать единицами разных уровней, искать и находить связи и взаимодействия языковых единиц. - Отвечает современным требованиям к изучению ИЯ: практическое владение языком, формирование коммуникативной компетенции. 2.Функциональный подход к обучению при планировании урока ИЯ требует соблюдения следующих принципов: принцип речевой направленности, функциональности и ситуативности урока. Неотъемлемой частью урока ИЯ должны также являться: новизна, личностная ориентация общения и коллективное взаимодействие. 3.Предъявление грамматического материала при функциональном подходе осуществляется практическим путём и опирается на основные положения, связанные с обучением грамматической стороной речи. 4.При функциональном подходе применяются упражнения с преимущественной ориентацией на значение, которые можно подразделить на три подгруппы, которые в целом являются упражнениями ситуативными. Использование ситуативных упражнений соответствует принципам содержания обучения при функциональном подходе. Это, в первую очередь, функциональность , речевая направленность и ситуативность. Постоянная смена речевых ситуаций придаёт уроку ИЯ новизну, а характер упражнений ( диалогическое общение, групповая работа) – обеспечивает коллективное взаимодействие. В процессе формирования грамматического навыка такие виды тренировочных упражнений как имитативные и подстановочные играют немаловажную роль, а именно являются « мостиком» между формированием формальной и функциональной стороной грамматического навыка. Глава 3 Опытное обучение и его результаты 3.1.Структура опытного обучения Опытное обучение проводилось с учётом условий обучения иностранному языку на старшем этапе средней школы . Условия –это сложная совокупность факторов, оказывающих прямое влияние на обучение. Поэтому при организации опытного обучения грамматической стороне английского языка на старшем этапе учитывались те факторы , которые наиболее тесно коррелируют с обучением: 1) особенности данного этапа ( возрастные и индивидуальные различия обучаемых, цели обучения, количество учебных часов) 2) мотивация в учении 3) уровень сформированности лингвистической готовности учащихся к осуществлению иноязычной деятельности Опытное обучение включало два этапа: подготовительный и основной 3.1.1. Подготовительный этап На подготовительном этапе ставились следующие задачи: . отбор грамматического материала . организация отобранного материала в учебных целях Отбор грамматического материала В качестве языкового материала были избраны две грамматические темы : “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect Continuous”. Причины по которым были избраны именно эти темы следующие: . Первая грамматическая тема являлась для учащихся новым языковым материалом, ранее не изучавшимся. Таким образом, отсутствовало влияние какого-либо прошлого языкового опыта, что гарантировало чистоту проведения опытного обучения. Вторая же тема, напротив, ранее изучалась, и влияние прошлого языкового опыта было неизбежно. В этом случае ставилась задача дополнить предыдущий языковой опыт учащихся и направить его на реализацию поставленных целей и задач. . Широкое использование данных грамматических явлений в коммуникативных целях. Речевой материал составляли, в основном, речевые образцы и тексты, которые подбирались из различного рода пособий. Организация отобранного материала Для проведения опытного обучения было составлено два комплекса упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect Continuous”, наиболее полно реализующих принципиальные положения функционального подхода к обучению грамматической стороне речи. Конечная цель обучения “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect Continuous” заключалась в формировании коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента - языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс коммуникации (по всем видам речевой деятельности). Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных (тесты, сочинения) и устных (диалогические и монологические высказывания, ролевая игра) заданий. Каждый из комплексов упражнений явился микромоделью функционирования исследуемого подхода, что позволяет по результатам опытного обучения судить об эффективности данного подхода и разработанной системы упражнений. 3.1.2.Основной этап На этом этапе решалась основная задача исследования - определение эффективности исследуемого подхода и разработанного комплекса упражнений для формирования коммуникативной компетенции на основе проведения опытного обучения. Опытное обучение проводилось в лингвистической гимназии № 25 г. Нижнего Новгорода. В нём принимали участие учащиеся 9 класса. Структура опытного обучения была следующей: 1) Промежуточный комплекс- 3 урока Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса Отсроченный срез – через 1 месяц 2) Промежуточный комплекс- 3 урока Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса Отсроченный срез – через 1 неделю а) Промежуточный комплекс по теме “ Second Conditional” 1 урок Задачи: . Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала . Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных) . Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ . Развитие памяти, мышления, воображения . Повышение мотивации изучения ИЯ Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “ Second Conditional” являлся новым грамматическим материалом, но учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций “ Second Conditional”: нереальное условие. Учащиеся же уже были знакомы с функцией “ First Conditional”- выражение возможного условия и предполагаемого результата. Поэтому во время речевой зарядки на первом уроке по теме “ Second Conditional” учащимся задавались вопросы типа : . What is the weather like today? . What will you do if the weather is sunny/ rainy/snowy tomorrow? . Will you be upset if the weather is cloudy / rainy/snowy tomorrow? Затем подводятся итоги с целью выяснить какое грамматическое явление было использовано , в какой функции. После того, как было выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся установка на урок : «We already know what Englishmen usually say, when they want to express a real condition. Today we’ll learn to express unreal condition in a way Englishmen do.» Благодаря такой формулировке в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и , что более важно , двух функций грамматических явлений. Таким образом в ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как следствия- функции явления, а наоборот. И далее : « I am a teacher and I work at school. But if I were a doctor I would work in a hospital. If I were a taxi-driver I would spend the whole day driving around the city.” ( при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом). Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams . Unfortunately, I am not a doctor and I am not a taxi –driver.” После установки на урок учащимся предлагаются два речевых образца , отражающих одну из основных функции “ Second Conditional”: нереальное условие : На основе представленных речевых образцов, после уточнения функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. : 1) Т: What would you do if you were a queen/king? What would you do if you lived in a palace? What would you do with the money if you had 1000$? 2) P-P: Discuss the following situations with your partner. a) Who would you like to be if you woke up tomorrow as a different person? b) What three things would you take with you if you were shipwrecked on a desert island? c) Which single item would you save if your house was on fire? В процессе таких упражнений функция грамматического явления усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё. Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим явлением. На доске записаны два предложения: If the weather is fine tomorrow I will go for a walk If the weather were fine today I would go for a walk На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные выводы касающиеся как формы, так и функции явлений. На этом предъявления материала завершается и начинается этап первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например, такие упражнения: Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think are : a) possible b) possible in theory but probably won’t happen? . rain at the weekend . you win a lot of money . you are president of your country . you have nothing to do tonight . you have a winter holiday . you have three wishes Discuss these possibilities in groups. ( use First or Second Conditional) Ex. Work in pairs. Imagine yourself in the following situations, and discuss what would you do. What would you do if……….. . your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like it? . you were at a friend’s house for dinner, and you didn’t like the food? . you came home and found a burglar? . you saw someone stealing from a shop? Для того, чтобы закрепить использование Second Conditional в функции – нереальное условие и его результат, домашнее задание выглядит следующим образом: учащимся предлагается составить монологическое высказывание по теме : “ I have a dream. What would happen if my dream came true ”. 2 урок Задачи: . Дальнейшая автоматизация грамматического материала . Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической речи), чтения, аудирования . Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ . Развитие памяти , мышления, воображения . Повышение мотивации изучения ИЯ Целью данного урока по теме «Second Conditional» является ознакомление учащихся с ещё одной функцией Second Conditional – функцией совета. Для этой цели после проведения речевой зарядки и опроса домашнего задания, которое показало достаточную степень сформированности грамматического навыка, а также серии условно-речевых и речевых упражнений, перед учащимися ставится следующий вопрос: “ If we want to give someone advice what do we say? For example : I lost my pen and I don’t know what to do. Give me advice!”. Таким образом, выясняется, что единственный способ выражения совета, известный учащимся, заключается в использовании повелительного наклонения. На основе этого даётся такая установка:” Сегодня мы узнаем ещё один способ выражения совета, которым пользуются англичане”. Предъявление функции начинается, опять-таки с речевого образца: Схема первичной автоматизации функции совета такая же как и при отработке функции нереального условия: имитативные упражнения, условно- речевые упражнения, такие как : EX. Give advice 1. Your friend broke her/his mother’s favourite vase. He/she is asking for your advice. Give advice, saying: If I were you I would…. 2. Your friend has promised his/her teacher to make a report on Tuesday, but he /she failed to do it. What explanations would you give to the teacher if you were on your friend’s place? В конце урока подводятся итоги по теме «Second Conditional», а именно по функционированию этого грамматического явления в процессе коммуникации. Домашнее задание выглядит следующим образом : Write an essay “ Imagine that tomorrow is Apocalypses. How would you react? How would you behave? What would you do to stop the panic among people if you were President?” 3 урок Задачи: . Поддержание ранее усвоенного грамматического материала в активном владении . Контроль сформированности грамматического навыка . Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической речи), чтения, аудирования . Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ . Развитие памяти , мышления, воображения . Повышение мотивации изучения ИЯ Урок делится на две части : Первая часть проходит в режиме P-C и является подготовкой к ролевой игре, которая занимает вторую часть урока. 1. Каждый из учеников получает карточку с темой. Например: broken vase, spilled milk, spoiled jacket, torn letter etc. Сначала ученики в парах составляют диалоги по типу: - I have a beautiful vase. - What would you do if you broke it? - If I broke it I would buy another one. - If I were you I would stick the pieces together. Затем задание меняется. Задача каждого ученика перед всем классом представить ситуацию по типу: I had a beautiful vase. But I’ve broken it and I don’t know what to do. Can you please give me advice? Задача остальных – дать как можно больше советов. 2. Следующий этап урока- ролевая игра. Для обсуждения предлагается следующая ситуация: А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide what to do with the bag. Участники игры: a taxi driver, his wife, his son ( who is graduating from school this year), his daughter and her husband ( who can hardly have two ends meet) his friend ( a lawyer), two neighbors ( who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend ( who himself once occurred in such a situation), his mother ( a wise old woman) b)Промежуточный комплекс по теме “ Present Perfect & Present Perfect Continuous” 1 урок Задачи : . Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала . Дальнейшее развитие грамматических навыков ( активных и рецептивных) . Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ . Развитие памяти , мышления, воображения . Повышение мотивации изучения ИЯ Грамматический материал по теме “ Present Perfect & Present Perfect Continuous” не являлся для учащихся новым грамматическим материалом, у них уже имелся определённый языковой опыт по данным темам. Сложность данных видовременных форм заключается в чрезвычайной близости их значений, доходящей, иногда, до взаимозаменяемости. Для сравнения этих двух грамматических форм были выделены следующие их функции: - Present Result - Past Action Весь комплекс разработанных упражнений по данной теме был направлен на то, чтобы чётко разграничить, маркировать в сознании учащихся специфику функционирования данных грамматических явлений. Непосредственной перед презентацией грамматического материала была проведена речевая зарядка, направленная на повторение грамматического материала, с одной стороны, и оценку сформированности грамматических навыков- с другой. Таким образом, учащимся была задана серия вопросов типа: - How long have you been studying in this school? - How long have you been living in Nizhny Novgorod? - Have you ever lived in another city/town? - When did you move to N.N.? etc. Необходимо заметить, что при «раздельном» употреблении двух грамматических явлений (Present Perfect & Present Perfect Continuous) у учащихся не возникало трудностей ни с оформлением, ни с воспроизведением данных грамматических явлений. На основе этого можно сделать следующий вывод: предыдущий языковой опыт прочно закрепил в сознании учащихся, по крайней мере, форму явлений. Что же касается функции, то, после проведения речевой зарядки, даётся следующая установка на урок : “ When Englishmen talk about past they use several different means. You already know some of them. Today we’ll learn to talk about past in a way the Englishmen usually do, using all possible means. При такой формулировке упоминается средство выражения прошедшего времени, которое уже известно учащимся. Это Past Simple. При любом подходе к обучению грамматике форма Past Simple маркируется в сознании учащихся, на основе аналогии с родным языком, как средство выражения прошедшего времени. Несмотря на все усилия преподавателя, для большинства учащихся форма Past Simple так и остаётся единственным средством выражения прошедшего времени. Сломать подобный стереотип очень непросто. Таким образом, при работе над темой «Present Perfect & Present Perfect Continuous» представляется необходимым в ходе всего комплекса проводить параллели не только между данными грамматическими явлениями, но и с Past Simple для чёткой дифференциации данных явлений в сознании учащихся и для уточнения специфики функционирования данных грамматических явлений и невозможности их ( Present Perfect & Present |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|