реферат бесплатно, курсовые работы
 

Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

вопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях.

- Стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых

действий.

- Развивает интерес к языку при работе с текстом и создании собственных

речевых единств: демонстрирует возможность оперировать единицами разных

уровней, искать и находить связи и взаимодействия языковых единиц.

- Отвечает современным требованиям к изучению ИЯ: практическое владение

языком, формирование коммуникативной компетенции.

2.Функциональный подход к обучению при планировании урока ИЯ

требует соблюдения следующих принципов: принцип речевой направленности,

функциональности и ситуативности урока. Неотъемлемой частью урока ИЯ

должны также являться: новизна, личностная ориентация общения и

коллективное взаимодействие.

3.Предъявление грамматического материала при функциональном

подходе осуществляется практическим путём и опирается на основные

положения, связанные с обучением грамматической стороной речи.

4.При функциональном подходе применяются упражнения с

преимущественной ориентацией на значение, которые можно подразделить на

три подгруппы, которые в целом являются упражнениями ситуативными.

Использование ситуативных упражнений соответствует принципам содержания

обучения при функциональном подходе. Это, в первую очередь,

функциональность , речевая направленность и ситуативность. Постоянная

смена речевых ситуаций придаёт уроку ИЯ новизну, а характер упражнений

( диалогическое общение, групповая работа) – обеспечивает коллективное

взаимодействие. В процессе формирования грамматического навыка такие

виды тренировочных упражнений как имитативные и подстановочные играют

немаловажную роль, а именно являются « мостиком» между формированием

формальной и функциональной стороной грамматического навыка.

Глава 3 Опытное обучение и его результаты

3.1.Структура опытного обучения

Опытное обучение проводилось с учётом условий обучения

иностранному языку на старшем этапе средней школы .

Условия –это сложная совокупность факторов, оказывающих прямое

влияние на обучение. Поэтому при организации опытного обучения

грамматической стороне английского языка на старшем этапе учитывались

те факторы , которые наиболее тесно коррелируют с обучением:

1) особенности данного этапа ( возрастные и индивидуальные различия

обучаемых, цели обучения, количество учебных часов)

2) мотивация в учении

3) уровень сформированности лингвистической готовности учащихся к

осуществлению иноязычной деятельности

Опытное обучение включало два этапа: подготовительный и основной

3.1.1. Подготовительный этап

На подготовительном этапе ставились следующие задачи:

. отбор грамматического материала

. организация отобранного материала в учебных целях

Отбор грамматического материала

В качестве языкового материала были избраны две грамматические

темы : “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect

Continuous”.

Причины по которым были избраны именно эти темы следующие:

. Первая грамматическая тема являлась для учащихся новым языковым

материалом, ранее не изучавшимся. Таким образом, отсутствовало влияние

какого-либо прошлого языкового опыта, что гарантировало чистоту

проведения опытного обучения. Вторая же тема, напротив, ранее

изучалась, и влияние прошлого языкового опыта было неизбежно. В этом

случае ставилась задача дополнить предыдущий языковой опыт учащихся и

направить его на реализацию поставленных целей и задач.

. Широкое использование данных грамматических явлений в коммуникативных

целях.

Речевой материал составляли, в основном, речевые образцы и

тексты, которые подбирались из различного рода пособий.

Организация отобранного материала

Для проведения опытного обучения было составлено два комплекса

упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present

Perfect & Present Perfect Continuous”, наиболее полно реализующих

принципиальные положения функционального подхода к обучению

грамматической стороне речи.

Конечная цель обучения “ Second Conditional ” и “ Present

Perfect & Present Perfect Continuous” заключалась в формировании

коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента -

языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на

иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя

условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс

коммуникации (по всем видам речевой деятельности).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и

грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных

(тесты, сочинения) и устных (диалогические и монологические

высказывания, ролевая игра) заданий.

Каждый из комплексов упражнений явился микромоделью

функционирования исследуемого подхода, что позволяет по результатам

опытного обучения судить об эффективности данного подхода и

разработанной системы упражнений.

3.1.2.Основной этап

На этом этапе решалась основная задача исследования - определение

эффективности исследуемого подхода и разработанного комплекса

упражнений для формирования коммуникативной компетенции на основе

проведения опытного обучения.

Опытное обучение проводилось в лингвистической гимназии № 25 г.

Нижнего Новгорода. В нём принимали участие учащиеся 9 класса.

Структура опытного обучения была следующей:

1) Промежуточный комплекс- 3 урока

Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса

Отсроченный срез – через 1 месяц

2) Промежуточный комплекс- 3 урока

Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса

Отсроченный срез – через 1 неделю

а) Промежуточный комплекс по теме “ Second Conditional”

1 урок

Задачи:

. Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала

. Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных)

. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных

задач на ИЯ

. Развитие памяти, мышления, воображения

. Повышение мотивации изучения ИЯ

Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “

Second Conditional” являлся новым грамматическим материалом, но

учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока

входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций “ Second

Conditional”: нереальное условие. Учащиеся же уже были знакомы с

функцией “ First Conditional”- выражение возможного условия и

предполагаемого результата. Поэтому во время речевой зарядки на первом

уроке по теме “ Second Conditional” учащимся задавались вопросы типа :

. What is the weather like today?

. What will you do if the weather is sunny/ rainy/snowy tomorrow?

. Will you be upset if the weather is cloudy / rainy/snowy tomorrow?

Затем подводятся итоги с целью выяснить какое грамматическое

явление было использовано , в какой функции. После того, как было

выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для

выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся

установка на урок : «We already know what Englishmen usually say, when

they want to express a real condition. Today we’ll learn to express

unreal condition in a way Englishmen do.» Благодаря такой формулировке

в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и , что

более важно , двух функций грамматических явлений. Таким образом в

ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной

формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как

следствия- функции явления, а наоборот. И далее : « I am a teacher and

I work at school. But if I were a doctor I would work in a hospital. If

I were a taxi-driver I would spend the whole day driving around the

city.” ( при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом).

Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams .

Unfortunately, I am not a doctor and I am not a taxi –driver.”

После установки на урок учащимся предлагаются два речевых образца

, отражающих одну из основных функции “ Second Conditional”:

нереальное условие :

На основе представленных речевых образцов, после уточнения

функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия

имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. :

1) Т: What would you do if you were a queen/king?

What would you do if you lived in a palace?

What would you do with the money if you had 1000$?

2) P-P: Discuss the following situations with your partner.

a) Who would you like to be if you woke up tomorrow as a different person?

b) What three things would you take with you if you were shipwrecked on a

desert island?

c) Which single item would you save if your house was on fire?

В процессе таких упражнений функция грамматического явления

усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё.

Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо

уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим

явлением.

На доске записаны два предложения:

If the weather is fine tomorrow I will go for a walk

If the weather were fine today I would go for a walk

На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные

выводы касающиеся как формы, так и функции явлений.

На этом предъявления материала завершается и начинается этап

первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых

упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например, такие

упражнения:

Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think

are :

a) possible

b) possible in theory but probably won’t happen?

. rain at the weekend

. you win a lot of money

. you are president of your country

. you have nothing to do tonight

. you have a winter holiday

. you have three wishes

Discuss these possibilities in groups. ( use First or Second

Conditional)

Ex. Work in pairs. Imagine yourself in the following situations,

and discuss what would you do.

What would you do if………..

. your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like

it?

. you were at a friend’s house for dinner, and you didn’t like the food?

. you came home and found a burglar?

. you saw someone stealing from a shop?

Для того, чтобы закрепить использование Second Conditional в

функции – нереальное условие и его результат, домашнее задание выглядит

следующим образом: учащимся предлагается составить монологическое

высказывание по теме : “ I have a dream. What would happen if my dream

came true ”.

2 урок

Задачи:

. Дальнейшая автоматизация грамматического материала

. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической

речи), чтения, аудирования

. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных

задач на ИЯ

. Развитие памяти , мышления, воображения

. Повышение мотивации изучения ИЯ

Целью данного урока по теме «Second Conditional» является

ознакомление учащихся с ещё одной функцией Second Conditional –

функцией совета. Для этой цели после проведения речевой зарядки и

опроса домашнего задания, которое показало достаточную степень

сформированности грамматического навыка, а также серии условно-речевых

и речевых упражнений, перед учащимися ставится следующий вопрос: “ If

we want to give someone advice what do we say? For example : I lost my

pen and I don’t know what to do. Give me advice!”. Таким образом,

выясняется, что единственный способ выражения совета, известный

учащимся, заключается в использовании повелительного наклонения. На

основе этого даётся такая установка:” Сегодня мы узнаем ещё один способ

выражения совета, которым пользуются англичане”.

Предъявление функции начинается, опять-таки с речевого образца:

Схема первичной автоматизации функции совета такая же как и при

отработке функции нереального условия: имитативные упражнения, условно-

речевые упражнения, такие как :

EX. Give advice

1. Your friend broke her/his mother’s favourite vase. He/she is asking for

your advice. Give advice, saying: If I were you I would….

2. Your friend has promised his/her teacher to make a report on Tuesday,

but he /she failed to do it.

What explanations would you give to the teacher if you were on

your friend’s place?

В конце урока подводятся итоги по теме «Second Conditional», а

именно по функционированию этого грамматического явления в процессе

коммуникации.

Домашнее задание выглядит следующим образом :

Write an essay “ Imagine that tomorrow is Apocalypses. How would

you react? How would you behave? What would you do to stop the panic

among people if you were President?”

3 урок

Задачи:

. Поддержание ранее усвоенного грамматического материала в активном

владении

. Контроль сформированности грамматического навыка

. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической

речи), чтения, аудирования

. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных

задач на ИЯ

. Развитие памяти , мышления, воображения

. Повышение мотивации изучения ИЯ

Урок делится на две части :

Первая часть проходит в режиме P-C и является подготовкой к

ролевой игре, которая занимает вторую часть урока.

1. Каждый из учеников получает карточку с темой. Например: broken vase,

spilled milk, spoiled jacket, torn letter etc.

Сначала ученики в парах составляют диалоги по типу:

- I have a beautiful vase.

- What would you do if you broke it?

- If I broke it I would buy another one.

- If I were you I would stick the pieces together.

Затем задание меняется. Задача каждого ученика перед всем классом

представить ситуацию по типу: I had a beautiful vase. But I’ve broken

it and I don’t know what to do. Can you please give me advice? Задача

остальных – дать как можно больше советов.

2. Следующий этап урока- ролевая игра.

Для обсуждения предлагается следующая ситуация:

А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The

name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide

what to do with the bag.

Участники игры: a taxi driver, his wife, his son ( who is

graduating from school this year), his daughter and her husband ( who

can hardly have two ends meet) his friend ( a lawyer), two neighbors (

who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend (

who himself once occurred in such a situation), his mother ( a wise old

woman)

b)Промежуточный комплекс по теме “ Present Perfect & Present

Perfect Continuous”

1 урок

Задачи :

. Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала

. Дальнейшее развитие грамматических навыков ( активных и рецептивных)

. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных

задач на ИЯ

. Развитие памяти , мышления, воображения

. Повышение мотивации изучения ИЯ

Грамматический материал по теме “ Present Perfect & Present

Perfect Continuous” не являлся для учащихся новым грамматическим

материалом, у них уже имелся определённый языковой опыт по данным

темам.

Сложность данных видовременных форм заключается в чрезвычайной

близости их значений, доходящей, иногда, до взаимозаменяемости.

Для сравнения этих двух грамматических форм были выделены

следующие их функции: - Present Result

- Past Action

Весь комплекс разработанных упражнений по данной теме был

направлен на то, чтобы чётко разграничить, маркировать в сознании

учащихся специфику функционирования данных грамматических явлений.

Непосредственной перед презентацией грамматического материала

была проведена речевая зарядка, направленная на повторение

грамматического материала, с одной стороны, и оценку сформированности

грамматических навыков- с другой. Таким образом, учащимся была задана

серия вопросов типа:

- How long have you been studying in this school?

- How long have you been living in Nizhny Novgorod?

- Have you ever lived in another city/town?

- When did you move to N.N.? etc.

Необходимо заметить, что при «раздельном» употреблении двух

грамматических явлений (Present Perfect & Present Perfect Continuous) у

учащихся не возникало трудностей ни с оформлением, ни с

воспроизведением данных грамматических явлений. На основе этого можно

сделать следующий вывод: предыдущий языковой опыт прочно закрепил в

сознании учащихся, по крайней мере, форму явлений. Что же касается

функции, то, после проведения речевой зарядки, даётся следующая

установка на урок : “ When Englishmen talk about past they use several

different means. You already know some of them. Today we’ll learn to

talk about past in a way the Englishmen usually do, using all possible

means.

При такой формулировке упоминается средство выражения прошедшего

времени, которое уже известно учащимся. Это Past Simple. При любом

подходе к обучению грамматике форма Past Simple маркируется в сознании

учащихся, на основе аналогии с родным языком, как средство выражения

прошедшего времени. Несмотря на все усилия преподавателя, для

большинства учащихся форма Past Simple так и остаётся единственным

средством выражения прошедшего времени. Сломать подобный стереотип

очень непросто. Таким образом, при работе над темой «Present Perfect &

Present Perfect Continuous» представляется необходимым в ходе всего

комплекса проводить параллели не только между данными грамматическими

явлениями, но и с Past Simple для чёткой дифференциации данных явлений

в сознании учащихся и для уточнения специфики функционирования данных

грамматических явлений и невозможности их ( Present Perfect & Present

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.