реферат бесплатно, курсовые работы
 

Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

Perfect Continuous vs Past Simple) взаимозаменяемости.

Презентация по теме “ Present Perfect & Present Perfect

Continuous” выглядит следующим образом:

Betty Tudor’s life-long passion is driving, but there is on

problem, as our interviewer found out.

Interviewer: How long have you been trying to pass your driving

test, Betty?

Betty: Seventeen years.

Interviewer: How many times have you taken it?

Betty: Thirty-eight, and I’m afraid I’ve failed it every time.

I’ve always wanted to be able to drive , and I’m determined to pass.

Interviewer: I suppose you’ve been taking lessons all the time?

Betty: That’s right.

Interviewer: How many have you had?

Betty: Over two hundred and seventy. It’s cost me about two

thousand pounds already. I’m taking the test again next week.

Interviewer: I hear you are saving up to buy your own car now.

How long have you been saving?

Betty: Since 1982

Interviewer: And how much have you saved?

Betty: Over 4 000 pounds, and that’s enough to buy a nice little

second-hand car.

Interviewer: Well, all the very best with your next test.

Betty: Thank you.

После предъявления диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих

как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:

Underline with a solid line ________ the examples of the Present

Perfect. Underline with a broken line _ _ _ _ _ the examples of the

Present Perfect Continuous.

Why does the interviewer ask : How long have you been saving?

but How much have

you saved?

Далее предлагается следующее тренировочное упражнение,

направленное на закрепление операции оформления грамматического навыка:

Betty Tudor doesn’t use full sentences when answering the

interviewer’s questions which begin How….? Complete her sentences like

this: I have been trying to pass my driving test for seventeen years.

Далее следует серия тренировочных упражнений на закрепление как

формы, так и функции:

Ex.1 Look at this dialogue and answer the questions below:

Albert: I’ve been reading the current issue of Plant

News and so far I can’t see any mention of my research.

Bert: Well, I’ve read your journal. And I see that

you’ve been working on the same problem I‘ve been working on for the

last twenty years!

7) When did Albert start reading Plant News?

8) Did Albert finish reading all of Plant news?

9) Did Bert finish reading all of the journal?

10) When did their research begin?

11) Is their research continuing?

12) Is their research complete?

Ex.2 Tell your partner about the following:

a. a sport or activity you’ve been doing a lot of recently

b. a sport you haven’t done for a long time

c. a book you have been reading

d. a country you’ve always wanted to visit

Далее следует серия ситуативных упражнений типа:

Ex. Make up interviews with these two people about their life-

long passion, using the information below.

Gina Mellish

Opera singer

Married three times

Works with NY Opera Company

Henry Blofeld

Stamp collector

Collected over 20 000 stamps

Works for philatelist publisher

Has the world famous Penny Blue

Ask questions beginning with “ How long….?”, “ How many…?”

Ex. In pairs, imagine that one of you is a chef of a computer

firm , you are going to interview a person, who is eager to work for

you. Try to find out as much information about this person ( biography,

experience etc.) as possible.

Таким образом, в течение первого урока происходит предъявление

грамматической темы и первичная автоматизация грамматического явления,

в ходе которой важное место занимает функция грамматических явлений,

возможности их функционирования речи и использования данных

грамматических явлений при решении коммуникативных задач на ИЯ.

В конце урока учащимся предлагается прослушать текст:

Ex. Lori has written a letter to Glenn from Long Island in the

USA and spoken it onto a cassette. Listen o her letter-cassette and

say:

- What annual event has just taken place

- What the weather has been like

- What happened to their summer cabin

- What she has been doing recently

Во время второго прослушивания предлагается выполнить упражнение

“ fill in the gaps”: Такое упражнение позволяет определить степень

сформированности навыка аудирования , но при этом позволяет учащимся

выполнить упражнение, опираясь на полученные знания о грамматическом

явлении.

Домашнее задание выглядит следующим образом:

Write to an English-speaking pen friend . Start by apologizing

for not writing before and give reasons. Describe some of the things

you have been doing recently. Say what the weather has been like. Close

the letter by sending greetings to any other people you know.

2 урок

Задачи:

. Дальнейшая автоматизация грамматического материала

. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической

речи), чтения, аудирования

. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных

задач на ИЯ

. Развитие памяти , мышления, воображения

. Повышение мотивации изучения ИЯ

Целью данного урока по грамматической теме «Present Perfect &

Present Perfect Continuous» является ознакомление учащихся с ещё одной

функцией данных грамматических явлений – Present Result.

Предъявление данной функции происходит на основе речевого

образца. Учащиеся воспринимают грамматическое явление на слух,

одновременно прочитывая и проговаривая текст диалога.

A You look tired. What have you been doing?

B I’m exhausted I’ve been getting ready to go on holiday.

A Have you done everything?

B Nearly. I’ve packed the cases, and I’ve been to the bank, but

I haven’t checked the flight yet.

После предъявления диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих

как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:

Underline with a solid line ________ the examples of the Present

Perfect. Underline with a broken line _ _ _ _ _ the examples of the

Present Perfect Continuous.

Why does A ask : What have you been doing?

but

Have you done everything?

Затем необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что

некоторые категории глаголов не употребляются в Continuous .

Далее следует серия тренировочных упражнений, направленная на

дифференциацию функций двух грамматических явлений и серия ситуативных

упражнений типа:

Ex. Make up similar dialogues using the prompts below.

Example: covered in paint

decorating the living room

A You’re covered in paint! What have you been doing?

B I’ve been decorating the living room.

A Have you finished it?

B Not yet. I’ve painted the woodwork, but I haven’t put up the

wallpaper yet.

a. oil on your face/ servicing the car

b. dirty hands/ working in the garden

c. blood on your finger/ sawing wood

d. smell of garlic/ cooking

Затем следует упражнение, которое является подготовительным

упражнением к будущему проекту:

Imagine you are a scientist at the Loch Ness Research Centre.

You are going to interview someone who says that he has been watching

the monster for several years. Make up ten questions you would like to

ask this person , like this:

- How many times have you seen the monster?

- Have you taken any photographs of it?

In pairs act out the interview.

Домашнее задание выглядит следующим образом:

Design your own monster. Draw a picture to show what your monster

looks like. Give a description of your monster, give details where your

monster lives, how many times it has been seen etc.

3 урок

Задачи:

. Поддержание ранее усвоенного грамматического материала в активном

владении

. Контроль сформированности грамматического навыка

. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической

речи), чтения, аудирования

. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных

задач на ИЯ

. Развитие памяти, мышления, воображения

. Повышение мотивации изучения ИЯ

Первая часть урока посвящена повторению и систематизации

изученного грамматического материала. Учащимся предлагаются

микроситуации , в которых присутствует определённая речевая задача,

которую необходимо решить, путём использования того или иного

грамматического явления. Например:

Ex. Your friend has just returned from Paris. You have never been

to Paris yourself. Ask him and find out what he has seen there.

Ex. You meet your friend and see that his arm is broken. Find out

what’s happened to him.

Завершается урок презентацией проектов.

3.2.Результаты опытного обучения

В процессе проведения опытного обучения объектами контроля

являлись: степень сформированности грамматического навыка и его

функционирование в различных видах речевой деятельности. Для

определения степени сформированности навыков, а также эффективности

применяемого подхода и разработанной системы упражнений, в ходе

опытного обучения был проведён ряд срезов, как устных, так и

письменных.

Для проверки сформированности навыка как на промежуточном этапе

работы над грамматическим явлением так и на этапе отсроченного контроля

были избраны такие формы проверки как сочинение и письмо. Такой выбор

объясняется стремлением определить насколько полученные результаты

соответствуют поставленным в ходе опытного обучения целям и задачам и в

частности такой цели как развитие навыков и умений самостоятельного

решения коммуникативных задач на ИЯ. Такие виды работ как сочинение и

письмо требуют от учащихся творческого подхода к выполнению задания и

представляют собой некую коммуникативную задачу, которую учащийся

должен решить. Таким образом , в ходе выполнения таких видов работ

учащиеся могли выбирать, использовать изучаемое грамматическое явление

или нет. Если учащиеся не избегают употребления грамматического

явления, то это говорит о достаточной степени сформированности

грамматического навыка для решения коммуникативных задач на иностранном

языке, т.е . о достаточной степени сформированности коммуникативной

компетенции, способствующей успеху акта коммуникации.

Что касается письменных тестов, то они включали в себя различные

виды заданий, которые дали возможность проанализировать степень

сформированности грамматического навыка с его формальной и

функциональной стороны, учитывая такие качества грамматического навыка

,как гибкость, сознательность и устойчивость, характерные для

письменной речи. Итоговые устные срезы, представляли собой

монологические и диалогические высказывания, в ходе которых оценивались

такие качества грамматического навыка как автоматизированность,

устойчивость, сознательность, гибкость и относительная сложность.

В Таблице 1 представлен перечень видов работ, проводимых в ходе

опытного обучения, для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Таблица 1

| |Промежуточный срез|Итоговый срез |Отсроченный срез|

|Second |essay |Role play |Grammar test |

|Conditional | | | |

| |Grammar test |Grammar test | letter |

|Present |letter |Project |Grammar test |

|Perfect & | | | |

|Present | | | |

|Perfect | | | |

|Continuous | | | |

| | Grammar test |Grammar test | essay |

При обработке данных, полученных в результате проведения опытного

обучения, учитывались следующие показатели:

1) общее количество ошибок (формальных и функциональных)

2) количество функциональных ошибок разных видов, а именно: ошибки,

заключающиеся в неправильном употреблении одной грамматической формы

вместо другой (например, First Conditional вместо Second Conditional;

Present Perfect вместо Present Perfect Continuous)

3) степень сформированности грамматического навыка в соответствии с

отобранными критериями.

Так как грамматический навык имеет две стороны: формальную и

функциональную, все грамматические ошибки, таким образом, можно

подразделить на формальные и функциональные. Формальные ошибки связаны

с операцией оформления, которая отвечает за правильность оформления

высказывания. Операция оформления должна происходить согласно нормам

языка. Любое отклонение от этих норм приводит к формальным ошибкам в

речи учащихся. Функциональные ошибки связаны с операцией выбора, т.е.

говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу. При

применении функционального подхода такой выбор происходит сознательно,

т.к. форма грамматического явления усваивалась вместе с функцией и,

следовательно, маркирована ею в сознании говорящего.

Под степенью высокой сформированности грамматического навыка

подразумевается наличие у грамматического навыка тех или иных качеств и

их проявление в процессе речевой деятельности.

3.2.1.Письменные срезы.

На основе результатов всех письменных срезов было подсчитано

общее количество ошибок, допущенных учащимися, и количество

функциональных ошибок разных видов. На основе этих данных было

определено качество обучения и коэффициент усвоения учебного

материала.

Качество обучения определялось по количеству положительных

оценок, полученных учащимися.

Например, за такой вид работы как essay были получены три

положительные оценки из пяти. Таким образом, качество обучения,

рассчитанное как (3:5)·100% равно 60 %

Коэффициент усвоения учебного материала определялся по формуле:

Сумма верных ответов

К= число ответов

Например, по результатам итогового среза по теме “ Second

Conditional” для анализа были представлены 15 работ.

Каждая работа предполагала наличие 25 верных ответов. Всего-375

ответов.

Общее количество грамматических ошибок составило-88

Количество функциональных ошибок- 16

Таким образом, коэффициент усвоения учебного материала составил:

( 375-88)

К= 375 = 0, 765· 100%= 76,5 %

В таблицах 2 и 3 представлены результаты письменных срезов по

темам “ Second Conditional” и “ Present Perfect& Present Perfect

Continuous”

Таблица 2

тема “ Second Conditional”

| |Количество|Общее |Количество |Качество|Коэффициент|

| |работ |количеств|функциональных|обучения|усвоения |

| | |о ошибок |ошибок | |учебного |

| | | | | |материала |

|Промежуточный |5 |34 |6 |60% |66% |

|срез | | | | | |

| |7 |21 |6 |71% |80% |

|Итоговый срез |15 |88 |16 |67% |76,5% |

|Отсроченный срез|10 |4 |4 |70% |93% |

| |10 |9 |4 |90% |85% |

Таблица 3

Тема “ Present Perfect& Present Perfect Continuous”

| |Количество|Общее |Количество |Качество|Коэффициент |

| |работ |количество|функциональных |обучения|усвоения |

| | |ошибок |ошибок | |учебного |

| | | | | |материала |

|Промежуточный |7 |60 |5 |57% |63% |

|срез | | | | | |

| |7 |23 |4 |71% |78% |

|Итоговый срез |10 |75 |13 |60% |72% |

|Отсроченный |11 |21 |6 |82% |86% |

|срез | | | | | |

| |11 |11 |3 |82% |78% |

На основе данных, представленных в таблицах, можно сделать

следующие выводы:

> количество ошибок, и, соответственно, качество обучения и коэффициент

усвоения материала, со временем изменяется в лучшую сторону, несмотря

на то, что никакие специальные упражнения на автоматизацию навыка между

итоговыми и отсроченными срезами не проводились. Это связано с

применением комплекса коммуникативных упражнений, с помощью которых

функции ( значения) изучаемых грамматических явлений маркируются и

таким образом закрепляются в сознании учащихся.

> количество функциональных ошибок по отношению к остальным видам ошибок

ничтожно мало. Это говорит о том, что функциональная сторона явления

усваивается учащимися, при использовании функционального подхода, на

основе разработанного комплекса упражнений, легко и остаётся в памяти

надолго. Что же касается формы явления, то ошибки на грубое нарушение

формы практически отсутствовали. Типичные ошибки при употреблении “

Present Perfect& Present Perfect Continuous” были следующие: -

употребление глаголов, не употребляющихся в Continuous; - использование

пассивного залога вместо активного. При употреблении Second

Conditional: замена would на will в придаточном предложении, при

сохранении правильной формы- в главном и наоборот. Также необходимо

заметить, что усвоение формы явления зависит не столько от

эффективности применяемого подхода и упражнений, сколько от желания

самих учащихся потратить какое-то количество своего свободного времени

на заучивание, например, трёх форм глагола и т.п. , т.к. при любом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.