реферат бесплатно, курсовые работы
 

Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста

тренажерах;

1. заключительная часть – подвижная игра и релаксация.

В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с

музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождение в серии

упражнений.

На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к

учебной. В этом возрасте особенно необходима заключительная

релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в

дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние,

процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая

деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает

занимать очень важное место. Изменяется качество игр. Все большее значение

приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с

элементами спорта.

«Золотые правила» фитбол – гимнастики:

1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на

мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был

прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову,

опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый

живот.

2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие

– либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую

обувь.

4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений,

постепенно переходя к более сложным.

5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных

отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.

7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и

позвоночник должны составлять одну прямую линию.

9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в

соответствии с возрастными возможностями детей.

11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки

и учить самостраховке на занятии с мячами.

12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного

эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с

выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи,

правильное произношение.

14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у

детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных

играх, командных соревнованиях.

Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия

ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить

на время занятие.

2. Двигательная сказкотерапия для дошкольников

В основе психологических игр, проведенных с использованием

коррекционных мячей, лежат все общеразвивающих упражнения, разученные

ранее. Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми является

принцип повторности, что объясняется сниженной способностью

автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся

из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и

заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.

Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего

дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая

ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к

содержанию сказки, и выполнение упражнений не становиться скучным и

однообразным повторением.

Для детей старшего возраста фитбол-сказки могут использоваться в

качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания

детей в группе, когда дети находятся еще в полусонном состоянии, педагог

предлагает детям прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее.

Такое постепенное пробуждение полезно для детей, так как быстрый подъем

часто может быть причиной негативного настроения. Сказка активизирует

слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов,

тем самым, представляя собой один из вариантов мнемотехники (эйдотехники),

позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. В

каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой

дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс. Каждое упражнение

требует предварительного разучивания и многократного закрепления в

свободной деятельности.

Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность

сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о

ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. В практической деятельности с

детьми (практикум по фитбол – гимнастике) мы использовали сказки,

написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал

адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами

восприятия и запоминания для детей дошкольных групп (Приложение 1).

Игры, связанные со сказочными сюжетами, характеризуются не только

разнообразием движений, но и свободой их применения в разнообразных игровых

ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и

творчества. Играя, воспитанники испытывают радость от реализации физических

и умственных сил.

3.3. Игры старших дошкольников с фитболами

Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому

рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди множества

детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые

разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет,

роли, правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них

производятся в соответствии с требованиями. В других играх сюжет и роли

отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые

правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их

выполнения. В третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом,

определяющим характер движений и их последовательность.

В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и

совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а

также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном

коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения

согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться

в пространстве. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание,

умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых

усилий.

Все игры дошкольного возраста можно разделить на две большие группы:

подвижные игры с правилами (могут быть сюжетные и бессюжетные) и

спортивные игры.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают

детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях

окружающего мира. Использование фитболов (мячей) в этих играх придаёт

играм более творческий характер, усиливает терапевтический эффект.

Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с

соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами, и

только к шести – семи годам дети готовы к участию в спортивных играх.

Бессюжетные игры очень блики к сюжетным – в них лишь нет образов, которым

они подражают. В основе таких игр лежит выполнение определённых

двигательных заданий с простейшими правилами. Основная цель бессюжетных

игр с фитболами – двигательная корректировка развития воспитанников. Перед

педагогом ставится задача научить детей действовать в соответствии с

инструкцией, что приучает их ориентироваться в пространстве, развивает

ловкость, находчивость, быстроту реакции.

В работе с детьми дошкольного возраста используются также игры –

забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях

и часто включают элемент соревнования. Фитболы позволяют разнообразить эти

игры, они дарят детям радость и здоровье.

Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных

занятиях, но и повседневной работе (занятиях, прогулке, самостоятельных

играх детей, развлечениях и в качестве индивидуальной работы). Множество

таких игр направлены на коррекцию и развитие всех свойств внимания:

концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение (Приложение 1)

.

Следует отметить, что эффективность игр обуславливается не только

содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в

которой учитываются возрастные особенности, смена периодов двигательной

активности, интервалы для отдыха и дифференцированной оценки деятельности

детей.

3.4. Исследовательская деятельность

На базе детского сада № 177 города Минска было проведено исследование с

целью выявления эффективности, влияния на организм ребёнка и его

психомоторное развитие элементов фитбол – гимнастики.

Продолжительность исследования - 10 недель. В группу наблюдения входило 6

детей (соматическое и физическое развитие норма) в возрасте 5 – 6 лет.

3 – 4 раза в неделю с группой исследуемых детей проводились физкультурные

занятия – тренинги с использованием фитболов.

Для достижения цели исследования была определена следующая методика:

Подготовительный этап. Цель: дать детям представление о форме и физических

свойствах мяча с помощью таких игровых упражнений, как:

. прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой»,

вокруг различных ориентиров;

. поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в

сочетании с различными видами ходьбы;

. передача мяча друг другу, броски мяча;

игры с мячом типа «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты:

толкая ладонями, толкая развёрнутой ступнёй.

Эти упражнения проводились на общих физкультурных занятиях со всеми детьми,

в качестве индивидуальной работы, в спортивных развлечениях,

самостоятельной двигательной деятельности детей.

Первый этап. Цель: научить правильной посадке на мяче. При посадке на мяч

меду туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой

угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову,

опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый

живот. Для большей устойчивости ноги в опоре на полу расположены на ширине

плеч, параллельно друг другу.

Для обучения детей правильной посадке на мяче использовала наглядные

методы, приём объяснения и показа, словесные инструкции, осуществляла

помощь и страховку.

Второй этап. Цель: научить детей основным исходным положениям фитбол –

гимнастики и дыхательной гимнастики.

Положение стоя с мячом:

. мяч в опущенных руках;

. мяч перед грудью в согнутых руках;

. мяч перед грудью в вытянутых руках;

. мяч над головой в вытянутых руках;

. мяч за головой;

. мяч за головой в согнутых руках.

Положение приседа с мячом:

. присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;

. присед с опорой руками на мяч, колени вместе;

Положение сидя на мяче:

. сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук;

. ноги на ширине плеч, с различными положениями рук.

Положение сидя на полу:

. руки в упоре сзади, мяч между ног;

. руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;

. сидя на полу, мяч перед собой на коленях;

. сидя на полу, мяч за спиной;

. сидя на полу, мяч поднят над головой;

. сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к

мячу.

Положение стоя на коленях:

. с опорой руками на мяч;

. с упором руками на мяч;

. положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;

. положение сед на пятки, мяч сбоку.

Лёжа на полу:

. лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;

. лёжа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;

. лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;

. лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;

. лёжа на животе, мяч удерживается стопами;

. лёжа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;

. лёжа на животе, мяч в вытянутых руках;

. лёжа на боку, ноги на мяче;

. лёжа на боку, мяч в вытянутых руках;

. лёжа на боку, мяч удерживается стопами.

Лёжа на мяче:

. на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;

. на передней поверхности бёдер в упоре руками в пол, ноги свободны;

. на груди с упором ладонями и стопами с пол;

. на спине в упоре на стопах, руки за головой;

. на боку в упоре на стопах, руки на мяче.

Дыхательные упражнения на данном этапе направлены на координацию

ротового и носового дыхания, на выработку нижнегрудного типа дыхания при

активном участии диафрагмы. Дети осваивали статические упражнения с

фиболами. Для этого использовались игры типа «Кто дольше простоит?»,

«Кто самый выносливый?», «Самый сильный», «Замри», наглядные и

словесные методы (образец, объяснение, показ).

Третий этап. Цель: научить основным динамическим движениям с мячом,

которые соответствуют возможностям детей:

. ходьба с мячом в руках:

. бег с мячом в руках;

. прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;

. прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;

. прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках.

Четвёртый этап. Цель: научить детей образным движениям с фитболами,

выполнять эти движения в комплексе.

С детьми выполнялись различные образные, имитационные движения на мяче.

Для этого детям предлагалась картинка (например, бабочка, качели, кольцо

и пр.) и словесная инструкция, описание этого упражнения. Имитации

разучивались на музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной

деятельности, закреплялись в играх детей, прогулке. По мере разучивания

детям предлагалась серия картин – дети выполняли комплекс подобных

упражнений с мячами под музыку или без сопровождения.

Пятый этап. Цель: научить детей выразительно, пластично передавать

сюжет сказки через образные движения с фитболами.

На данном этапе, разучиваемые ранее образные, имитационные упражнения

объединялись в единый сказочный сюжет, который дети должны передать с

мячами. Вначале они выполняли с опорой на показ воспитателя, а затем и

самостоятельно (Приложение)

Шестой этап. Самостоятельная деятельность детей по сочинению и

драматизации собственных сказок.

Нужно отметить, что элементы фитбол – гимнастики и сказкотерапии

активно использовались во всём воспитательно – образовательном,

развивающем процессе ( на всех видах занятиях, во всех режимных

процессах). Параллельно проводилась работа по анализу и сочинению с

детьми сказок по методике ТРИЗ и авторской методике, предложенной

Т.Д.Зинкевич – Евстегнеевой.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

На сегодняшний день фитболы широко используются как за рубежом, так и в

отечественной практике детских дошкольных учреждений. В работе необходимо

помнить, что у нынешних детей имеет место задержка развития двигательных

умений и навыков, нарушение процессов костеобразования, слабость связочно –

мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, обострение

сопутствующих заболеваний – всё это снижает физическое развитие и

соматическое здоровье ребёнка. Фитболы имеют ярко выраженный лечебный

эффект. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют

развитию выносливости, силы, координации движений, формируют правильную

осанку, заряжают энергией, создают сильный мышечный корсет вокруг

позвоночника, усиливают кровообращение, обмен веществ. Фитбол – гимнастика

применяется также для лечения заболеваний органов дыхания. Возникающие при

колебаниях мяча вибрации оказывают обезболивающее действие, благотворно

влияют на работу печени и почек, стимулируют функции головного мозга.

Упражнения фитбол – гимнастики просты по структуре движений. При выполнении

упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию

педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о

силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

Неоценим вклад сказкотерапевтического фитбол – тренинга на развитие,

воспитание и перевоспитание личности ребёнка. Проведённое исследование

доказало, что занятия в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает

творческие способности, раскрывает природный потенциал детей, формирует

положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляция,

настойчивость, уверенность, аптимизм, смелость, выдержку и справедливость.

Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим

неумением, понимания того, что они делают что – то очень важное для своего

здоровья.

Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно - образовательную,

коррекционную, развивающую работу в дошкольном учреждении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют

создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий

предусмотрена и определена нормативными документами. Но особенности

физиологического и психического развития детей, их подготовленность к

усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание,

систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам, психологам

приходят нетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация

физического воспитания (право свободного выбора форм, средств, методов

работы) должна гарантировать действительно высокие конечные результаты

здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по

сравнению с исходными данными. Это обязывает воспитателя уметь определить

ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить

наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать

эффективность используемых методик.

Разрешение актуальной проблемы человека с помощью средств народной

психотерапии осуществляется благодаря тому, что идентифицируя себя с

персонажами разного рода поучительных историй, сказок, ребёнок получает

возможность посмотреть на привычную ситуацию под другим углом зрения, а это

позволяет увидеть другие её характерные особенности, изменить своё

отношение к ситуации и позицию, что в конечном итоге приводит к разрешению

проблемы.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают

творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности,

представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической

активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ребёнку моторные

характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в

бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению,

как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его

формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью

которой дети входят в ситуацию (сюжет), через движения тела учатся

передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать

новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того, в процессе

двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок

оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для

достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются

такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1

Обещание

В давние времена жила – была маленькая принцесса, красивая, как

бабочка (бабочка). Однажды пошла она в лес погулять (ходьба), деревьями и

цветами полюбоваться. Ходила – ходила, да и заблудилась, присела на

пригорочке и заплакала. Услышала ее змея, приползла узнать, что случилось

(змея). Принцесса все ей и рассказала.

«Не плачь, я помогу найти тебе дорогу, только ты дружи со мной, а то

мне очень одиноко», - сказала змея и поползла. Девочка обещала всегда

дружить со змеей и побежала следом за ней, но когда увидела свой дворец,

сразу же забыла свое обещание, даже «спасибо» не сказала – так обрадовалась

(бег).

Как прибежала она домой, так и забыла про змею. Как – то утром сидела

принцесса и читала любимую книжку с картинками (книга). Вдруг шум во дворце

поднялся. Как же! Змея прямо в царские покои приползла. Король приказал

схватить змею, а принцесса в это время в свою спальню убежала и дверь на

замочек закрыла (замочек). Смотрит, а на кровати то змея лежит, колечко

золотое во рту держит (колечко). Расплакалась принцесса, очень стыдно стало

ей перед змеей, ведь он обещала дружить с ней. Одна слезинка упала на

голову змее. И тут случилось чудо, раздался гром, стало темно, как ночью.

А когда мрак рассеялся, увидела принцесса рядом с собой прекрасного юношу.

Это оказался заколдованный королевич. Очень понравились они друг

другу. Сели они в карету, и резвые лошади помчали их к замку королевича

(лошадки).

Там и свадьбу сыграли. Они были самой красивой парой в королевстве, и

как только выходили гулять, птицы кружили над их головами и весело щебетали

(птица).

Серая звездочка

Жила – была на свете жаба, неуклюжая и некрасивая. Но, к счастью,

она не знала о том, что такая некрасивая, ни о том, что она жаба (лягушка).

Жила она в саду, и ее очень любили и деревья, и кусты, и цветы.

Когда она в первый раз пришла в сад, цветы спросили как ее зовут. А

жаба этого не знала. Цветы обрадовались и решили сами выбрать для нее имя.

Можжевеловый куст склонил свои веточки, прислушался к их разговору,

зашуршал ими, закачался и сказал: раз ее глаза сияют, как солнышко, значит,

и называть ее солнышком (веточка).

Но тут прилетела маленькая пчелка и пообещала придумать что – нибудь

поинтереснее (пчелка). Собрала нектар и улетела в улей – думать. Проползала

мимо ящерица (а вы знаете, что жабы и ящерицы – дальние родственники) и

сказала, что ее родственница не любит солнца и гуляет ночью (ящерица).

Тогда цветы решили дать жабе ночное имя – «Звездочка». А так, как она была

серая, то и назвали ее «Серая Звездочка» . Цветы ее очень любили. Ведь при

ее виде прожорливые жуки разбегались в разные стороны. А маленький паучок,

который тоже помогал цветам и ловил жуков в свои сети, сказал, что они

очень похожи, оба серые (паучок).

Однажды на колокольчик напали гусеницы, они ползли по нежным

стебелькам, грызли листочки и задирали вверх головки, хвастаясь друг перед

другом (гусеница). Конечно же, Серая Звездочка быстро с ним покончила, и

колокольчик вновь весело зазвенел. Услышала про эти события старая змея.

Она давно жила на свете, но не слышала, чтобы жаба дружила с цветами.

Приползла она в сад, подняла голову и стала смотреть и слушать (змея). А

потом спокойно в свой лес уползла – поняла, что в этом саду все в порядке.

Даже позавидовала Серой Звездочке – ведь ее саму никто так не любил.

Но было одно существ, которое ненавидело Серую Звездочку, хотя та

никого не обижала. Это была очень красивая бабочка, которая считала, что

цветы должны любить только ее – она ведь такая красивая (бабочка). Решила

она погубить Серую Звездочку. Увидела как - то мальчика с палкой и начала

вокруг него летать. Она хотела, чтобы мальчик, гоняясь за ней, увидел жабу

и убил ее палкой. Мальчик был глупый, замахал палкой и закричал:

Бей противную жабу! (маятник).

Но в жабу он не попал, так как куст розы закрыл ее ветками. Серая

Звездочка очень переживала, что оказалась противной жабой, но цветы стали

ласково называть ее Звездочкой, и она успокоилась. Ведь в самом деле: если

ты все делаешь хорошо, то совсем неважно, что скажет о тебе какой – то

глупый мальчишка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.