реферат бесплатно, курсовые работы
 

Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста

рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка

в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток

художественно – коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не

только через структуру художественного текста, но и с помощью особой

интонации. В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной

партнерской позиции – не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок

усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по

инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к

тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку). Это и есть

психологические предпосылки сказкотерапии.

Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что,

воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определённой степени наши

потребности. Проанализировав содержание сказок, П.И.Яничев выделил триаду

тенденций или потребностей:

1 – потребность в автономности (независимости);

2 – потребность в компетентности (силе, всемогуществе);

3 – потребность в активности;

А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность

в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между внутренним

миром ребёнка и внешним, объективным миром.

2.3. Сказкотерапия как средство развития самосознания

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство

работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка

окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако

только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное

направление практической психологии.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и

наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне

адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми

путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и

научить критически воспринимать окружающее.

Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития,

является достижение им некоторого определенного уровня развития

самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношение к своему Я и

управление своим Я. Развитие самосознания ребенка осуществляется через

преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований,

предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его собственной

спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается

внутрь личности, возникает противоречие между Я – действующим и Я –

отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я – творческому. Сказка

является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств –

прежде всего за счёт своей метафоричности.

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему

миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные

переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность

каждого из них.

2.4. Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт

опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А

можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный

вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о

жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими.

Именно они являются основой сказкотерапии. В обычаях, сказках, мифах,

легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное –

заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить

его с вопросом внутри.

Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена?

Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и

рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти. Накапливались

знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности,

пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем

детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем,

что возраст сказок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить

осмысленно.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее

героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо

осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные

уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность.

Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда

начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории

содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти

полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая

сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк

жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае

необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с

ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания,

зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в

подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни,

сформировать важнейшие ценности.

Чтобы разгадывать сказочные уроки взрослым не обязательно все знать

заранее. «Разгадывание», «расшифровка» – это живой творческий процесс,

совместная радость мышления и познания. Ведь на самом деле, именно

сомышление, сопознание, сотворчество с взрослым является основной движущей

силой развития ребенка. Поэтому сказкотерапия определятся как процесс

образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной

жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

2.5. Пути использования сказкотерапии

Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова:

терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и

(или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Но сказка может быть

использована и для того, чтобы:

1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;

2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с

ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен

скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки

их сближает;

3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не

выдаёт свои положения за что – то более серьёзное, чем символы, метафоры и

аналогии;

4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом

терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции,

архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на

инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и

действиях), первого впечатления;

5) сказка несёт свободу;

6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит

трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в

сильного, значимого и во многом самодостаточного.

2.6. Сказкотерапия как воспитательная система

органичная внутренней природе человека

В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посещает

специальные издания. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение

сказками, имеется в ввиду совместное с клиентом открытие тех знаний,

которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире

и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи сказочными событиями и

поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в

реальность.

Сказкотерапия – это и процесс объективизации проблемных ситуации.

Сказкотерапия – процесс активизации потенциала личности.

Сказкотерапия – процесс всестороннего образования и воспитания.

Сказка – волшебство, а волшебство – это еще и превращение.

Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В

этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира

вокруг.

Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной

обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто

нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется

чувство защищенности и аромат тайны…

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе.

Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из

выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый

этап ознаменовал начало определенного процесса.

Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало

затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного),

творчества продолжается по сей день.

Второй этап – собрание и исследование мифов и сказок. Исследование

мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю.

Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.

Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной

педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в

которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические

подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики,

коррекции и развития личности.

Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с пониманием

сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию

воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии,

педагогики и философии разных культур – все это приобретает сказочную форму

и форму метафор.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5

видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой):

1) художественные

2) дидактические

3) медитативные

4) психотерапевтические

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с

актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия,

рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и

др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия

сказки и выделяет два вида:

1) фольклорные

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить

художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические,

психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова,

А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка) по

мнению И.В.Вачкова призвана раскрыть перед ребёнком глубины его

собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути

становления его личности.

2.7. Основные типы сказок и жанры сказкотерапии

Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления

человеком явлений окружающего мира. В рамках сказкотерапии через сказку

осмысляются разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены

духовного поиска и многое другое.

Выделяют пять видов сказок:

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы

многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и

дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже

медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются

мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а

процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом

«оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых

сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем

народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что

является чрезвычайно важным для миропонимания.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного

материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный

образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность

определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные

задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на

поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение»

неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение

ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет

ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное

поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто

читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть

наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл

происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны.

Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в

свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают

там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в

область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка

помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые

положительные стороны души.

5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного

образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе

лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное

назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных

«идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие

конфликта и злых героев.

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи,

басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и

современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что

описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая

каждому соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной

жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он

сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу

хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-

либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам

жизненных уроков.

Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной

моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В

сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого

жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от

Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным

сказкотерапевтическим материалом.

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или

нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их

помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а

также умение творчески мыслить.

Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических

событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут

использоваться в работе с подростками.

Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не

только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных

перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле

многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря

мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому

использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и

для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его

устройства.

Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так

называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень

много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают

общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во

многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если

мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком

будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах,

он в определенном смысле программирует себя.

Принципы работы со сказками:

|Принцип |Основной акцент |Комментарий |

|Осознанность |Осознание |Задача: показать |

| |причинно-следственных |воспитанникам, что одно |

| |связей в развитии сюжета; |событие плавно вытекает из |

| |понимание роли каждого |другого, даже не смотря на |

| |персонажа в развивающихся |то, что на первы1й взгляд |

| |событиях. |незаметно. Важно понять |

| | |место, закономерность |

| | |появления и назначения |

| | |каждого персонажа сказки. |

|Множественность|Понимание того, что одно и |Задача: показать одну и ту |

| |тоже событие, ситуация |же сказочную ситуацию с |

| |могут иметь несколько |нескольких сторон. |

| |значений и смыслов. | |

|Связь с |Осознание того, что каждая |Задача: кропотливо и |

|реальностью |сказочная ситуация |терпеливо прорабатывать |

| |разворачивает перед нами |сказочные ситуации с позиции|

| |некий жизненный урок. |того, как сказочный урок |

| | |будет нами использован в |

| | |реальной жизни, в каких |

| | |конкретно ситуациях. |

2.8. Структура коррекционно - развивающего

сказкотерапевтического занятия

|Этап |Назначение |Содержание |

|1.Ритуал |Создать настрой на |Коллективные упражнения. |

|«входа» в |совместную работу, |Например, взявшись за руки в |

|сказку |«войти в сказку» |кругу, все смотрят на свечу или |

| | |передают друг другу мячик; или |

| | |совершается иное «сплачивающее» |

| | |действие. |

|2. Повторение |Вспомнить то, что |Ведущий задает детям вопрос о |

| |делали в прошлый раз и |том, что они помнят, |

| |какие выводы для себя |использовали ли они новый опыт. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.