реферат бесплатно, курсовые работы
 

Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста

| |сделали, какой опыт | |

| |приобрели, чему | |

| |научились. | |

|3. Расширение |Расширить представления|Ведущий рассказывает или |

| |ребенка о чем-либо. |показывает детям новую сказку. |

| | |Предлагает детям попробовать, |

| | |помочь какому-либо существу из |

| | |сказки. |

|4. Закрепление|Приобретение нового |Ведущий проводит игры, |

| |опыта, проявление новых|позволяющие детям приобрести |

| |качеств личности |новый опыт; совершаются |

| |ребенка. |символические путешествия, |

| | |превращения. |

|5. Интеграция |Связать новый опыт с |Ведущий обсуждает и анализирует |

| |реальной жизнью. |вместе с детьми в каких |

| | |ситуациях из жизни они могут |

| | |использовать тот опыт, что |

| | |приобрели. |

|6. |Обобщить приобретенный |Ведущий подводит итог занятия. |

|Резюмиро-вание|опыт, связать его с уже|Четко проговаривает |

| |имеющимся. |последовательность |

| | |происходившего на занятии, |

| | |отмечает отдельных детей за их |

| | |заслуги, подчеркивает значимость|

| | |приобретенного опыта. |

|7.Ритуал |Закрепить новый опыт, |Повторение ритуала «входа» в |

|«выхода» из |подготовить ребенка к |занятие с дополнением. |

|сказки |взаимодействию в | |

| |привычной среде. | |

2.9. Драматизация сказок. Творчество в двигательной деятельности детей.

Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём

драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно

обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека.

Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём

воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким

образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно

естественным является использование драматизации сказок в психологических

целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для

того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей

используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и

песочницы. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими.

Второй шаг – проигрывание их. Поэтому умело организованная постановка

может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных

состояний. Находясь долгое время в активном состоянии, выполняя действия

спектаклей, происходит всестороннее развитие детей, освоение ими новых

умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной

выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте

творчества, а в самом процессе.

Драматизация сказок с куклами.

Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность

создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим

людям. Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда,

стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие

результаты:

- развивается речь детей;

- развивается эмоциональная и моторная адекватность;

- развиваются коммуникативные навыки;

- развивается пространственная ориентация;

- укрепляется союз с родителями.

«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие

немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает

оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это

помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая

кукловождение.

Работа с куклой позволяет:

1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;

2) нести ответственность за управление куклой;

3) проявлять через куклу те эмоции, чувства , состояния, движения, которые

в обычной жизни по каким –либо причинам человек не может или не позволяет

себе проявлять;

4) осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и

изменением состояния куклы;

5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям,

чувствам, состояниям;

6) развивать произвольное внимание;

7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды

деятельности, поэтому ребята долго не утомляются. Становится возможной и

постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках

занимают сказки – экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас»

, без домашних заготовок. Их источником является интуитивное

прочувствование ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и

конец такой сказки не известны даже ведущему. Эффект психологического

воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать

ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс

СОТВОРЧЕСТВА.

Постановка сказки – всегда праздник для её участников. Если её

умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых сложных

проблем.

Существует специальное направление в сказкотерапии, называемое

ИМИДЖ - ТЕРАПИЕЙ, в котором благодаря новому имиджу человек символически

получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Ведь в жизни каждый из нас

играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к одной

роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом.

Психологи такое явление называют «соответствие образу» . Нечёткое

соответствие образу лишает человека спонтанности. И здесь на помощь

приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в

неожиданных ролях. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ – вот смысл сказочной терапии.

Родоначальником сказочной имидж – терапии является петербургский сказочник

и волшебник – Андрей Владимирович Гнездилов.

Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную

силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в

жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.

Часто новый образ подчёркивает «естество» человека, то что

тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для

диагностики, но и коррекционной работы.

Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок,

мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для

перевоплощения любой персонаж. Преображённому ребёнку предлагается

продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, с

кем он дружит и пр. Задача ведущего – собрать как можно больше проективной

информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Таким образом

выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния,

ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной

стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть

и усилить необходимые ему модели поведения.

Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь и

самому воспитателю. Меняя образ, он меняет характер, стиль поведения и

общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать»

расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Поэтому изменение

образа, волшебное преображение может быть полезным не только ребёнку, но и

взрослому.

2.10. Использование телесно – ориентированных техник в практике

сказкотерапии

Телесно – ориентированные техники используются в сказкотерапии в

нескольких аспектах.

1. Релаксационный практикум. В этом аспекте уместно применение медитативных

сказок, «заземляющих» упражнений ( хождение по разным видам почвы,

превращение в дерево и пр.) .

2. Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом. Благодаря

телесно – ориентированным упражнениям можно заново пережить ощущение

новорожденного, вспомнить ситуации «пеленания» и собственные первые шаги.

В практике сказкотерапии не используются «классические» инструкции

телесной терапии, каждое движение предваряется сказкой. Сказочная оболочка

телесно – ориентированных упражнений, связанных с проживанием ранних

ощущений, позволяет приобрести гармоничный опыт, что в свою очередь

позволяет компенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать

психоэмоциональное состояние.

3. Моделирование ситуаций преодоления трудностей. Для приобретения навыков

сопротивления можно создавать «ситуации давления» . При этом используются

метафоры «Зернышко под землёй» , «Облако, которое превращается в тучу и

начинает давить» и др.

4. Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации. Здесь

развиваются способности понимать язык прикосновений, умение поддержать в

Тяжёлом состоянии с помощью прикосновения.

5. Спонтанное самовыражение. В этом аспекте используется техника

спонтанного танца. Главная идея – отойти от стереотипных движений, ощутить

ритм музыки и откликнуться на него гармоничным движением.

Синтез телесно – ориентированных техник со сказкотерапией

называется психодинамическими медитациями. Этот вид медитации связан с

движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности,

получением позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего

детского опыта. также этот вид направлен на общую энергетизацию тела на

основе использования телесно – ориентированных приёмов.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих

достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных

культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который

обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском

сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит

слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных

сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний:

первые представления о времени и пространстве, о связи человека с

природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не

только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события

и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким

образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально –

поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о

справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые

испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку

альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к

Родине. Сказка - серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает

души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия

жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры,

познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции

личности, развития творческих способностей, расширения сознания и

совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

В наше время существуют следующие проблемы:

1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие,

подавление личности и другие негативные моменты.

1. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном –

это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или

драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.

1. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей

воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.

1. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно

меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Но сейчас активно разрабатываются нетрадиционные направления работы

со сказкой. Нетрадиционное – это значит, непривычно по-своему не только

воспринимать содержание, но и творчески преобразовать ход повествования.

Невозможно предугадать весь спектр реакций, возникающих в сказочных

ситуациях, непривычных для ребёнка действиях . Также невозможно описать

все причины, которые порождают ту или иную ситуацию. Поэтому только

жизненный и профессиональный опыт, интуиция позволят организовать процесс

сказкотерапии. Однако следует придерживаться основного принципа – не

спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в

сценарий занятия. Ведь сказка – это место свободное от условностей.

ГЛАВА 3. Использование сказкотерапии в сочетании с фитбол-гимнастикой с

детьми дошкольного возраста

3.1. Физкультурные занятия с использованием фитбол-гимнастики

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных

образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной

педагогики. Для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми

требования, предусмотренные типовой программой воспитания, не говоря уже о

программах «Детство», «Старт», «Физкульт-ура!» и др. Многие дети нуждаются

в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен

весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти

программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только

психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического

развития. Необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы

способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия

(зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим

требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или

фитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении

многих лет работы с дошкольниками.

Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов

фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров,

веса используются в спорте, педагогике и медицине.

Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных,

коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его

особая упругость.

Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная

работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного

анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче,

усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах

и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.

Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно,

что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и

физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый)

повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы.

Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный

цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными

чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет

способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать

психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в

предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов

создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в

белый и желтый цвета.

Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший

мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый

в обычных условиях навык правильной осанки.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время

проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет

– 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на

ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

Необходимо помнить, что это занятие - сказка. Упражнения выполняются

детьми по ходу рассказывания сказки воспитателем. Как правило, эти занятия

не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений

на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов

разные виды ритмических хлопков), звукоподражание, а также различные игры

с развернутым игровым содержанием.

Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или

иное движение, а от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут

проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного

возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве

фрагмента занятия. В целом использование мячей не должно превышать 40%

общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только

упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.

Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом,

статистической координацией и сохранением заданной позы, то в средней

главная задача – обучение технически правильному выполнению

общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации.

Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо

проводить с речевым сопровождением, при проговаривании различных

стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела

определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и

выразительность.

Дети шестого года имеют более координированные движения, которые

подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому

приказу. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения

и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении

трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в

коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организовано и

дисциплинировано.

По структуре двигательный тренинг напоминает классические занятия по

физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:

1. вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания,

восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных

движений;

1. основная часть – освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.