| |||||
МЕНЮ
| Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста| |сделали, какой опыт | | | |приобрели, чему | | | |научились. | | |3. Расширение |Расширить представления|Ведущий рассказывает или | | |ребенка о чем-либо. |показывает детям новую сказку. | | | |Предлагает детям попробовать, | | | |помочь какому-либо существу из | | | |сказки. | |4. Закрепление|Приобретение нового |Ведущий проводит игры, | | |опыта, проявление новых|позволяющие детям приобрести | | |качеств личности |новый опыт; совершаются | | |ребенка. |символические путешествия, | | | |превращения. | |5. Интеграция |Связать новый опыт с |Ведущий обсуждает и анализирует | | |реальной жизнью. |вместе с детьми в каких | | | |ситуациях из жизни они могут | | | |использовать тот опыт, что | | | |приобрели. | |6. |Обобщить приобретенный |Ведущий подводит итог занятия. | |Резюмиро-вание|опыт, связать его с уже|Четко проговаривает | | |имеющимся. |последовательность | | | |происходившего на занятии, | | | |отмечает отдельных детей за их | | | |заслуги, подчеркивает значимость| | | |приобретенного опыта. | |7.Ритуал |Закрепить новый опыт, |Повторение ритуала «входа» в | |«выхода» из |подготовить ребенка к |занятие с дополнением. | |сказки |взаимодействию в | | | |привычной среде. | | 2.9. Драматизация сказок. Творчество в двигательной деятельности детей. Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в психологических целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и песочницы. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими. Второй шаг – проигрывание их. Поэтому умело организованная постановка может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных состояний. Находясь долгое время в активном состоянии, выполняя действия спектаклей, происходит всестороннее развитие детей, освоение ими новых умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной выразительности. Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Драматизация сказок с куклами. Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям. Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие результаты: - развивается речь детей; - развивается эмоциональная и моторная адекватность; - развиваются коммуникативные навыки; - развивается пространственная ориентация; - укрепляется союз с родителями. «Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение. Работа с куклой позволяет: 1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений; 2) нести ответственность за управление куклой; 3) проявлять через куклу те эмоции, чувства , состояния, движения, которые в обычной жизни по каким –либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять; 4) осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы; 5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям; 6) развивать произвольное внимание; 7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру. Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята долго не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках занимают сказки – экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас» , без домашних заготовок. Их источником является интуитивное прочувствование ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец такой сказки не известны даже ведущему. Эффект психологического воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс СОТВОРЧЕСТВА. Постановка сказки – всегда праздник для её участников. Если её умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых сложных проблем. Существует специальное направление в сказкотерапии, называемое ИМИДЖ - ТЕРАПИЕЙ, в котором благодаря новому имиджу человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Ведь в жизни каждый из нас играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление называют «соответствие образу» . Нечёткое соответствие образу лишает человека спонтанности. И здесь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных ролях. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ – вот смысл сказочной терапии. Родоначальником сказочной имидж – терапии является петербургский сказочник и волшебник – Андрей Владимирович Гнездилов. Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя. Часто новый образ подчёркивает «естество» человека, то что тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для диагностики, но и коррекционной работы. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Преображённому ребёнку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, с кем он дружит и пр. Задача ведущего – собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Таким образом выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения. Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь и самому воспитателю. Меняя образ, он меняет характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только ребёнку, но и взрослому. 2.10. Использование телесно – ориентированных техник в практике сказкотерапии Телесно – ориентированные техники используются в сказкотерапии в нескольких аспектах. 1. Релаксационный практикум. В этом аспекте уместно применение медитативных сказок, «заземляющих» упражнений ( хождение по разным видам почвы, превращение в дерево и пр.) . 2. Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом. Благодаря телесно – ориентированным упражнениям можно заново пережить ощущение новорожденного, вспомнить ситуации «пеленания» и собственные первые шаги. В практике сказкотерапии не используются «классические» инструкции телесной терапии, каждое движение предваряется сказкой. Сказочная оболочка телесно – ориентированных упражнений, связанных с проживанием ранних ощущений, позволяет приобрести гармоничный опыт, что в свою очередь позволяет компенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать психоэмоциональное состояние. 3. Моделирование ситуаций преодоления трудностей. Для приобретения навыков сопротивления можно создавать «ситуации давления» . При этом используются метафоры «Зернышко под землёй» , «Облако, которое превращается в тучу и начинает давить» и др. 4. Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации. Здесь развиваются способности понимать язык прикосновений, умение поддержать в Тяжёлом состоянии с помощью прикосновения. 5. Спонтанное самовыражение. В этом аспекте используется техника спонтанного танца. Главная идея – отойти от стереотипных движений, ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным движением. Синтез телесно – ориентированных техник со сказкотерапией называется психодинамическими медитациями. Этот вид медитации связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта. также этот вид направлен на общую энергетизацию тела на основе использования телесно – ориентированных приёмов. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В наше время существуют следующие проблемы: 1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. 1. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов. 1. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств. 1. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. Но сейчас активно разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционное – это значит, непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовать ход повествования. Невозможно предугадать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях, непривычных для ребёнка действиях . Также невозможно описать все причины, которые порождают ту или иную ситуацию. Поэтому только жизненный и профессиональный опыт, интуиция позволят организовать процесс сказкотерапии. Однако следует придерживаться основного принципа – не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий занятия. Ведь сказка – это место свободное от условностей. ГЛАВА 3. Использование сказкотерапии в сочетании с фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста 3.1. Физкультурные занятия с использованием фитбол-гимнастики Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания, не говоря уже о программах «Детство», «Старт», «Физкульт-ура!» и др. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками. Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах. Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Необходимо помнить, что это занятие - сказка. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки воспитателем. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов разные виды ритмических хлопков), звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием. Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия. В целом использование мячей не должно превышать 40% общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать. Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статистической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации. Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Дети шестого года имеют более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому приказу. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организовано и дисциплинировано. По структуре двигательный тренинг напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть: 1. вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; 1. основная часть – освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|