реферат бесплатно, курсовые работы
 

Наркомания и токсикомания

|наркотикам | |

| |В целом |В том числе: |

| | |юноши |девушки |

|никогда не пробовал |76 |73 |88 |

|пробовал на "тусовке" |11 |18 |4,2 |

|дома у друга (подруги) |4,5 |5 |4,5 |

|у себя дома |1,1 |0,9 |1,4 |

|в учебном заведении |0,8 |0,9 |0,7 |

|Другое |1,6 |2,2 |1,0 |

|не ответили на вопрос |5 | | |

Судя по ответам наших респондентов, наиболее юлагоприятным и "удобным"

местом для первого знакомства "с наркотой" являются различного рода

молодежные тусовки (в первую очередь, это ночные дискотеки, автономные

компании в подъездах, в квартирах), когда массовость молодежного собрания

сопровождается своеобразной анонимностью их поведения, отсутствием

социального контроля со стороны старших: родителей, педагогов,

представителей правоохранительных органов.

"КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМ НАРКОТИКИ?" - на этот вопрос

ответы двух групп молодых надымчан распределились так (в % от общего числа

опрошенных по каждой группе):

|Отношение к наркомании и наркоманам: |ГРУППЫ |

| |СТ |РМ |

|положительное, они делают то, что им нравится |1,1 |0,5 |

|спокойное, это их личное дело |32 |26 |

|осуждающее, так как это ненормальное явление |20 |24 |

|крайне негативное, так как это ведет к |43 |46 |

|деградации личности | | |

|Другое |2,9 |1,6 |

Лишь каждый четвертый-третий молодой северянин индифферентно относится к

распространению наркомании в своем городе, занимая позицию: "Моя хата с

краю". Большая же часть респондентов (около 60-70%) осуждающе и негативно

относятся к этому социальному злу.

В пятнадцати анкетах респонденты сделали дополнительные записи, общий

лейтмотив которых сводился к следующим выражениям чувств: "мне их жаль",

"мне их крайне жаль", "с сочувствием", "мне их жаль, не более того",

"сочувствую, мне жаль таких людей", "скорее всего жалею", "мне их жаль,

если бы я могла, то бы помогла им бросить эту заразу".

Для выяснения мнения юных респондентов об основных причинах их приобщения к

наркотикам в анкете для учащихся был поставлен вопрос: "ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ

УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ?" (отметьте, пожалуйста, основную причину)". В

анкетах, которые заполняли более старшие их земляки - студенты и

представители работающей молодежи, - вопрос формулировался несколько иначе:

"КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКОВЫ ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВАМИ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ?"

Естественно, что на эти вопросы ответила только часть респондентов: 105

учащихся, в том числе 85 юношей и 20 девушек; 57 студентов и 83

представителя работающей молодежи. Вот как они сами оценивают причины их

знакомства и общения с наркотиками ( в % от общего числа ответивших на

вопрос по каждой группе):

|Причины, |ГРУППЫ |

|условия приобщения к наркотикам | |

| |Учащиеся |СТ |РМ |

| |В целом|В том | | |

| | |числе | | |

| | |Ю |Д | | |

|интересно было попробовать |72 |67 |95 |68 |75 |

|от безделья |28 |31 |15 |21 |22 |

|чтобы не отставать от друзей |6 |6 |5 |7 |10 |

|семейные неурядицы |3,8 |2,5|0,5|3,5|1,2|

|личные проблемы |3,8 |2,4|1,0|3,5|10 |

|школьные проблемы |1,9 |1,2|0,5|3,5|- |

Нетрудно видеть, что приобщение детей и подростков к наркотикам на Крайнем

Севере в подавляющем большинстве случаев идет за счет удовлетворения их

интереса к этому "необычному средству воздействия на психику, ведущему к

кайфу, эйфории, расслаблению и т.п. Примерно каждый третий молодой

северянин попробовал наркотик, подчиняясь "стадному" чувству группы, от

безделия, которое присутствует и сопровождает общение подростков в дворовых

компаниях, на вечеринках и т.п.

На вопрос: "В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ НАРКОТИКИ?" ответили

92 учащихся школ, 45 студентов и 66 представителей работающей молодежи.

Ниже в таблице помещены ответы на этот вопрос представителей трех групп

надымской молодежи (в % общего числа ответивших по каждой группе):

|Длительность |ГРУППЫ |

|приобщения к наркотикам | |

| |УЧ |СТ |РМ |

|более года назад |13 |87 |94 |

|около года назад |9 |8 |- |

|около трех месяцев |1,1 |- |- |

|около месяца |5 |2,2 |1,5 |

|совсем недавно |3,3 |- |3,0 |

|Эпизодически |70 |2,2 |1,5 |

Основной вывод, который позволяет сделать эта таблица, однозначен.

Потребление наркотиков в школе носит для подавляющего большинства

ситуативный, эпизодический характер. Для определенной части школьников,

потребляющих наркотические средства, период учебы в школе одновременно

является и периодом привыкания к наркотическому зелью. Эта часть школьников

и пополняет ряды студентов-наркоманов и молодых работников (среди студентов-

наркоманов 87% приобрели эту пагубную привычку более года назад, среди

представителей работающей молодежи соответствующий показатель составил

94%).

И еще один показатель состояния педагогической среды северного города,

состояния общественного мнения относительно идущей наркотизации молодежной

среды. Речь идет о степени информированности взрослых (в первую очередь,

педагогов, родителей, работников правоохранительных органов) о

распространении наркомании среди детей и подростков. 645-ти учащимся

общеобразовательных школ и ГПТУ задавался вопрос: "ЗНАЮТ ЛИ РОДИТЕЛИ ИЛИ

ВАШИ БЛИЗКИЕ, ЧТО ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ НАРКОТИКИ?". В целом на этот вопрос

ответили 103 учащихся - северян, из них 74 юноши и 29 девушек. Вот как

распределились их ответы (в % от общего числа ответивших на этот вопрос):

|Знают ли родители о пагубном |ГРУППЫ |

|пристрастии | |

|своих детей | |

| |В целом |В том числе |

| | |юноши |Девушки |

|не знают |83 |82 |85 |

|Догадываются |11 |11 |10 |

|да, знают |6 |7 |5 |

Подобное благодушное незнание родителей мы объясняем, с одной стороны

сравнительно высокими возможностями и умением молодых людей

"конспирировать" свое поведение в городской среде, а, с другой, -

ослабленным вниманием матерей и, особенно, отцов к жизни, поведению,

занятиям, настроению своих сыновей и дочерей.

В анкетах, которые заполняли студенты и представители работающей молодежи,

задавались два взаимосвязанных вопроса. Первый из них: "КАКИЕ НАРКОТИКИ ВЫ

ПРОБОВАЛИ ВПЕРВЫЕ?" и второй: "А КАКИЕ ИСПОЛЬЗУЕТЕ СЕЙЧАС?" Вот как

распределились ответы наших респондентов (в % от общего числа ответивших на

соответствующий вопрос по каждой группе: СТ-60 чел.; РМ- 87 чел.; в

числителе ответы на вопрос ".попробовали впервые, в знаменателе -

"используете сейчас"

|Виды потребляемых наркотиков |ГРУППЫ |

| |СТ |РМ |

|марихуана, "травка" |94/20 |92/20 |

|медицинские препараты, таблетки, |23/3,3 |17/4,6 |

|"колеса" | | |

|героин |12/3,3 |8/8 |

|опий |5/- |2,3/2,3 |

|экстази |3,3/- |4,6/2,3 |

|ЛСД |1,6/- |2,3/2,3 |

|другие |1,6/- |-/- |

|уже никакие - бросил |-/65 |-/72 |

Итак, явную "пальму перченства" на молодежном рынке нароктических услуг в

Надыме держит, несомненно, марихуана, "травка". С курения травки начинают

приобщаться к наркотикам свыше 90% юных надымчан. На втором месте по

частоте употребления стоят медицинские препараты: различные наркосодержащие

таблетки, так называемые "колеса". Героин, опий, экстази, тем более ЛСД

сравнительно редки "в меню" юных наркоманов на Крайнем Севере. Последнее мы

связываем во многом со значительной ценой этих наркотиков.

Учащимся в анкете вопрос о потребляемых наркотиках был сформулирован в

открытой форме: "КАКИЕ ВИДЫ НАРКОТИКОВ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ?" Ответы школьников

показывают, насколько "богато меню" наркотических веществ и препаратов,

употребляемых начинающими наркоманами. Ниже мы приводим список указанных

препаратов. Из 69-ти учащихся употребляют следующие препараты (чел.)

|Название |чел. | |Название |чел.|

|анаша |55 | |димедрол |2 |

|план |19 | |элениум |1 |

|героин |11 | |нафтизин |1 |

|конопля |6 | |ронджубас |1 |

|травка |4 | |молочко |1 |

|ханка |4 | |феназепам |1 |

|марихуана |4 | |нозепам |1 |

|гашиш |3 | | | |

И еще один аспект "технологии" привыкания к наркотической зависимости.

Школьникам, употреблявшим или употребляющим в настоящее время наркотические

вещества, задавался вопрос: "БЫЛ ЛИ У ВАС ПЕРЕХОД С БОЛЕЕ СЛАБЫХ НАРКОТИКОВ

НА БОЛЕЕ СИЛЬНЫЕ?" Из 100 респондентов, ответивших на этот вопрос, 22 чел.

(22%) ответили - "ДА", а 78 чел. (78%) - "НЕТ". Нетрудно предвидеть, что

первые 22% школьников это в недалеком будущем, наиболее вероятные

претенденты в хронические наркоманы.

"ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ГДЕ МОЖНО КУПИТЬ НАРКОТИКИ?" Ответить на этот вопрос мы

попросили 645 учащихся надымских школ и ПТУ. Ответил на этот вопрос 101

учащийся (16% всех опрошенных, "Надым-2000"). В числе ответивших - 79

юношей и 22 девушки. Вот что показал опрос (в % от общего числа ответивших

на этот вопрос):

|ГРУППЫ |Да, знают |Не знают |

|В целом |65 |35 |

|в том числе: |

|по полу: юноши |63 |27 |

|девушки |73 |27 |

|по возрасту: 14 лет |83 |17 |

|15 лет |60 |40 |

|16 лет |58 |42 |

|17 лет |69 |31 |

Напомним, на вопрос о знании места приобретения наркотических средств

отвечали учащиеся в той или иной мере уже приобщившиеся к этому зелью.

Следовательно, их мнение (вернее, признания социологам) можно расценивать

как показатель осведомленности молодых наркоманов о каналах и технологии

поступления наркотиков в северный город. Итак, большая часть учащихся

(около 2/3 всех участвующих в потреблении наркотических средств) знают

"адреса" приобретения очередной порции дурманящих средств. Определенное

недоумение вызывает повышенная компетентность семиклассников по сравнению с

более старшими по возрасту подростками.

А теперь давайте задумаемся над таким, казалось бы, очевидным фактом. По

нашим подсчетам, каждый десятый учащийся г.Надыма (а это несколько сот

подростков) ЗНАЮТ, ГДЕ МОЖНО ДОСТАТЬ НАРКОТИКИ. Непонятна при этом позиция

административных и, в первую очередь, правоохранительных органов. Не схожа

ли их позиция по отношению к распространителям наркотического зелья с

поведением того СТРАУСА, КОТОРЫЙ ОТ СТРАХА ЗАСОВЫВАЕТ ГОЛОВУ В ПЕСОК И

УСПОКАИВАЕТСЯ.

В продолжение предыдущего вопроса двум группам респондентов предлагалось

уточнить более конкретные места "сбыта и покупки наркотического товара". "В

КАКИХ МЕСТАХ ЭТО МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ?" - На этот вопрос были получены

следующие ответы (в % от числа ответивших на этот вопрос: СТ - 101 чел.; РМ

- 126 чел.):

|Адреса |ГРУППЫ |

|сбыта и покупки "товара" | |

| |СТ |РМ |

|у приятелей, друзей |55 |42 |

|по рекомендации, у торговцев |36 |41 |

|на тусовке, дискотеке |26 |33 |

|в некоторых торговых точках |22 |21 |

|могут придти и предложить |16 |13 |

|на рынке |11 |21 |

|в ресторане, кафе, баре |11 |14 |

|в учебном заведении |8 |31(!) |

|другой вариант |5 |3,1 |

Данные таблицы позволяют сделать заключение: наркотические средства в

(скорее всего, здесь он не составляет исключение среди других северных

городов и не только северных) сегодня распространяются в учреждениях

системы общепита, культуры, торговли, образования.

Как известно, регулярное употребление наркотиков связано со значительными

денежными затратами. При этом, одни и те же услуги наркоторговцев весьма

существенно (подчас на порядок) разнятся в разных регионах, разных городах

и поселениях.

А теперь немного о тех, кто опустошает кошельки семей северян через

приобщение детей к употреблению наркотических средств. Коэффициент

фактологического участия в незаконном обороте наркотиков в 1992-1995 годах

представителей некоторых этнических групп - жителей Российской Федерации

был следующим (на 100 тысяч населения конкретной национальности):

|цыгане |184,3 | |чеченцы |6,4 |

|грузины |54,3 | |молдаване |4,9 |

|узбеки |29,2 | |казахи |4,6 |

|таджики |15,7 | |осетины |3,9 |

|армяне |13,9 | |русские |2,9 |

|литовцы |8,5 | |украинцы |1,5 |

Анализируя эти цифры, читатель не должен впасть в одно очень заманчивое

заблуждение. Поясним суть возможного заблуждения. Допустим, если мы будем

сравнивать относительную частоту участия грузин и украинцев в

распространении "наркоты", то показатели будут разниться в несколько

десятков раз. Но дает ли это нам основание и право ставить "клеймо"

наркоторговцев на всю нацию грузин? Как говорят русские пословицы, "в семье

- не без урода" или другая - "паршивая овца все стадо портит". К сожалению,

у некоторых народов несколько больше "социальных уродов" и "неудавшихся

баранов".

Последствия приобщения молодых людей к употреблению наркотиков многообразны

и порочны, как для самого индивида, так и для социума в целом, поскольку

наркотизация населения способствует расширению преступности,

распространению СПИДа, повышению смертности среди молодежи и т.д. Помимо

этого, общественная опасность наркомании заключается в том, что она служит

базой для люмпенизации определенной части населения. Если говорить о детях,

подростках, молодых людях еще не вступивших в общественное производство и

имеющих наркотическую зависимость, то здесь мы имеем своеобразную

потенциальную люмпенизацию.

Условно можно выделить несколько "линий обороны", "линий ограждения"

населения, в частности, молодежи от получения из рук наркодельцов,

наркоторговцев наркотического зелья различного рода:

первая линия обороны - пограничники, работники таможенных служб - отлов

наркокурьеров, выявление караванов с зельем - заградительно-карающая

функция;

вторая линия - работники милиции, правоохранительных органов - отлов,

выявление наркодельцов, наркоторговцев, распространителей наркотического

зелья - карающе-профилактическая функция;

третья линия - работники медицинских учреждений - медицинская помощь при

отравлениях, лечение, просветительско-пропагандистская деятельность -

функция гуманистического спасения;

четвертая линия - работники сферы народного образования и культуры -

превентивная просветительско-пропагандистская и "отвлекающая" молодежь от

наркотиков деятельность - назовем ее функцией гуманистическо-

профилактической;

и, наконец, пятая линия обороны - СЕМЬЯ, родственники, дружеское окружение;

эта линия обороны, в принципе призвана синкретично аккумулировать и

реализовывать все функции вышеназванных организаций и органов.

Как показывает российская практика последних 3-5 лет, несмотря на кажущееся

"битье во все колокола", ситуация с наркотизацией российского населения

(включая деятельность всех пяти "линий обороны") не была преломлена.

По нашему убеждению, есть четыре основные позиции, проблемы, решение

которых может поставить существенный заслон наркобизнесу:

а) эффективное объединение усилий представителей всех "пяти фронтов" в

борьбе с общим врагом;

б) объединение усилий регионов;

в) реальная заинтересованность (в первую очередь, материальная) "бойцов",

стоящих в обороне от этого зла;

г) информатизация населения о технологиях борьбы с этим злом.

Все выделенные позиции (проблемы) могут быть наиболее эффективно решены

путем выработки и реализации молодежной политики в стране в целом и ее

адаптации в каждом регионе. Одним из основных направлений такой политики

должны стать как профилактика наркомании, так и реабилитация молодых людей,

уже имеющих наркотическую зависимость, или тех юношей и девушек, которые

серьезно болеют наркоманией.

Выскажем наши некоторые соображения по поводу молодежной политики и

профилактики наркомании в российских городах.

Прежде всего, нужно осознавать, что решение проблем наркотиков в молодежной

среде не может рассматриваться вне контекста общего социально-

экономического положения молодых людей, их стандартов жизни, социальной

перспективы на ближайшие 5-10 лет.

К началу 90-х годов в РФ концептуально сформировалась молодежная политика,

направленная на обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление

для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие предпринимательской

деятельности, создание условий, направленных на сохранение здоровья,

физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам

гарантированного минимума социальных благ, осуществление поддержки молодой

семьи, материнства, отцовства, поддержки талантливой молодежи, молодежных

объединений и организаций. Основным инструментом реализации государственной

политики в 1996-1998 годы и на ближайшую перспективу выступала федеральная

программа "МОЛОДЕЖЬ РОССИИ". Свое конкретное проявление государственная

политика находила (в той или иной мере) в ее реализации в регионах, городах

и районах Российской Федерации, в том числе и на Крайнем Севере.

Являясь составной частью общенациональной социальной политики

цивилизованного государства, государственная молодежная политика, была

нацелена, в первую очередь, на решение двух основных задач включения

молодых поколений в общий национальный воспроизводственный процесс, а

именно:

Задача ° 1: поддержание стабильной естественно-исторической системы

подготовки, включения и адаптации ежегодных когорт российской молодежи,

выходящих из аудиторий общеобразовательных и профессиональных учебных

заведений в сферу общественного воспроизводственного процесса.

Задача ° 2: реализация социальных технологий, нейтрализующих

(реабилитирующих) деструктивное поведение молодежи (поколений молодежи),

создающее опасность для общих цивилизованных процессов в стране. Последнее

проявляется в двух основных формах: а) воспроизводство деструктивных

социально-психологических моделей поведения групп молодежи, молодежных

общностей (примером проявления последних могут служить действия групп

молодежи, связанные как с разрушением материально-вещественной среды, так и

с созданием угроз для физического выживания окружающих людей); б)

формирование идеологии и реализации на практике процессов деградации и

разрушения личности на индивидуальном уровне поведения. К последнему,

естественно, и относится наркотизация молодежной среды. Наиболее крайней

формой проявления последнего является суицид.

Основной долговременной целью городской молодежной политики в области

борьбы с наркоманией выступает создание модели системы комплексной

профилактики наркомании и иных зависимостей, социальной и медико-

биологической реабилитации молодых наркоманов, токсикоманов и их

родственников. Достижение поставленной цели предполагает в первую очередь

координацию работы ведомств в рамках этой модели.

Деятельность общественности в этой области будет, в частности,

сосредоточена на:

организации функционирования при администрации городов координирующего

органа по проблемам наркомании и токсикомании среди горожан, с

выделением в особое направление работу с молодежью;

разработке и организации городской целевой программы профилактики

наркомании и иных зависимостей, медико-социальной реабилитации молодых

наркоманов и членов их семей;

инициирование решений администрации и гордумы "Об утверждении и

финансировании программы профилактики наркомании на 2001 и последующие

годы";

организации постоянно действующего загородного реабилитационного

стационара;

организация в городе социально-психологического мониторинга для оперативной

корректировки профилактических и реабилитационных мероприятий и создания

основы информационного банка данных;

организация обучения педагогов и воспитателей способам ведения

антинаркотической профилактической пропаганды;

создании при действующих досуговых учреждениях города (клубах по месту

жительства, учреждениях культуры и т.п.) территориальных клубов

реабилитации наркоманов и их родственников;

создании городской специализированной юридической консультации для

обеспечения правовой защиты нарокманов, токсикоманов и их родственников;

предоставлении в лечебно-профилактических учреждениях города 5-7 койко-мест

для проведения детоксикации и снятия абстинентного синдрома у потребителей

наркотиков;

создании механизма содействия общественным объединениям и организациям

города, ведущим деятельность в сфере профилактики наркомании среди детей и

подростков;

содействии становлению и развитию в городе службы социальных работников,

занятых в системе медико-социальной реабилитации наркоманов и иных

аддиктов.

( Источник: НИЦ "Регион" УлГУ

По данным за 2001г.

)

Список литературы:

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей, М.,

"Медицина". 1979

Ковалев В.В. Социальльно-психологический аспект проблемы девиантного

поведения у детей и подростков. В кн.: Нарушения поведения у детей и

подростков.М.,"Медицина", 1981, С. 11-24.

Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с немецкого. Киев. "Высшая

школа", 1981.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей). Л.,

"Медицина", 1985 - 416 с.

Морозов Г.В. Особенности клиники шизофренического процесса в подростковом

возрасте. Дисс. канд.,М., 1950.

Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М., "Медицина", 1973.

Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., "Медицина",

1978.1.

Проф. Джон А. Соломзес, Проф. Вэлд Чебурсон, Док. Георгий Соколовский

"Наркотики и общество"

Палек, 1998

г

А.Личко, В.Битенский "Учебник по наркомании для подростков" ru.drugs, 1996

год

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.