реферат бесплатно, курсовые работы
 

Мотоспорт - виды и особенности

виражей.На этих отрезках, например, гоночные аппаратыразвивают

скорость более 200 км/час.

8.2. Гоночные трассы на подъем

Это обычные гоночные трассы с преобладанием виражей. Особое значение

здесь имеет покрытие дороги составом, препятствующим скольжению.

На таких трассах от водителя требуется особо отточенная техника

вождения на виражах, так как трасса, начинаясь со старта, постепенно

поднимаясь в вираж, ведет к финишу.

8.3. Рекордные трассы

Трассы для установления рекордов на коротких дистанциях должны

иметь уклон до 1%. Эти испытания нужно проводить в обоих

направлениях примерно в течение 60 минут. Из средней величины

показанных результатов выводятся официальное время. Рекорды на

длинных дистанциях ил рекорды на время устанавливаются на отрезках с

поворотом в середине дистанции или на кольцевых трассах с

минимальной длиной 10 км. Уровень высоты старта и финиша должен быть

одинаков. Измерение трассы проводится с точностью до сантиметра по

определенным предписаниям и может проводиться только специально для

этого предусмотренными инструментами. Трасса маркируется

полосой посередине, ширина которой не менее 15 см.

8.4. Гоночные трассы

Сюда относятся песчаные трассы, трассы для спидвея, трассы с

травянистым покрытием, ледовые трассы, трассы мотокросса.

8.5. Трассы с песчаным покрытием

Укрепленный нижний грунт покрыт мелким, в большинстве случаев

смешанным с землей шлаком. Верхний слой хорошо утрамбован для того,

чтобы препятствовать распылению. Длина трассы должна быть неменее

450 м и может достигать 1500 м. Ширина виражей от 12 до 15 м,прямые

отрезки имеют ширину 10 м.

8.6. Трассы для спидвея

Верхний слой трассы должен иметь толщину от 3 до 7 см и не может

быть из асфальта, бетона или подобного материала, применяемого для

обычного покрытия. Толщина верхнего слоя не должна превышать 7 мм.

Длина трассы должна составлять от 280 до 400 м (измерение 1 м от

внутреннего канта трассы) и быть ровной. Виражи должны иметь ширину

15 м, прямые отрезки – 9 м.

18.7. Трассы для спидвея на льду

Поверхность трассы состоит из искусственного или естественного

льда. Размеры трассы соответствуют размерам трасс, применяемых в

спидвее. В большинстве случаев используются круглые кольцевые

дорожки стадиона или для скоростного бега на коньках.

8.8.Трассы с травяным покрытием

В большинстве случаев имеют форму и по планировке подобны песчаным

трекам.

8.9. Трассы для мотокроссов

Они имеют длину от 1,5 до 5 м, самое узкое место для одной машины

должно быть не уже 3 м, а при спуске 3-х машин с коляской не уже 5

м.

Проезду не должны мешать камни и сточные ямы на дороге. Хорошо

обозначенная

на местности трасса располагается таким образом, чтобы не превышать

среднюю скорость 50 км/час. Ширина стартовой площадки для одиночной

машины должна составлять 20 м, а для мотоцикла с коляской - 30 м.

Уменьшение этой ширины до обычной должно проходить постепенно, чтобы

не возникло препятствий во время гонок.

9. Категории, группы и классификация

Мотоциклы в мотоспорте разделяются на категории, группы и классы.

К категории 1 относятся:

. группа А1 - одиночные мотоциклы (сольные);

. группа А2 - роллеры;

. группа А3 - мопеды с педалями;

. группа В1 - мотоциклы со съемными прицепами;

. группа В2 - мотоциклы с постоянно приделанными колясками;

. группа В3 - мотоциклы с тремя колесами.

Категория 2:

. группа С - специальные двухколесные мотоциклы;

. группа В - специальные трехколесные мотоциклы;

. группа Е - скоростные мотороллеры;

. группа F - спритресркие мотоциклы и дрегстеры.

По рабочему объему двигателя мотоциклы делятся на следующие классы:

Категория 1, группы А1 и А2: 50, 75, 100, 175, 250, 350, 500, 750,

1000

и 1300 см.

Группа А3: 50 и 75 см.

Группа В1, В2 и В3: 250, 350, 500, 750, 1000 и 1300 см.

Категория 2, группа Е: 250, 350, 750 и 1300 см. В группах В, С и F

классификация не регламентирована.

10. Виды спортивных мотоциклов

10.1. Гоночные мотоциклы для шоссейных гонок

Двигатель, шасси в таких машинах предназначен для высоких скоростей

на укрепленных и гладких (скользких) дорогах, и поэтому срок

действия его весьма ограничен. Эти машины имеют облицовку для того,

чтобы достичь незначительного сопротивления воздуха. Для того чтобы

достичь незначительного сопротивления качению при сохранении

достаточной боковой стабильности и сцепления колес с дорогой,

применяются специальные покрышки.

10.2. Спринтерские машины и дрэгстеры

Двигатель, шасси, облицовка и покрышки предназначаются для развития

высоких скоростей на дистанциях 500-1000 м, причем соревновательные

отрезки не имеют виражей.

10.3. Машины для спидвея и для гонок на дистанциях с травянистым и

песчаным покрытием

Двигатель с большой степенью сжатия (конденсацией) – от 10 до 16,

стабильность требуется только на короткую дистанцию. Поэтому у машин

имеется маленький бак и нет тормозов (торможение производится

двигателем, а также ногой, обутой в ботинки - «стальной ногой»).

10.4. Машины для мотокросса

Двигатель предназначен как для достижения максимального ускорения с

высоким вращающим (крутящим) моментом, так и для самых высоких

скоростей. В общем, такие машины имеют короткую передачу, так как

средняя скорость составляет 40-42 км/час. Из-за неровности местности

и больших для этого вида соревнований прыжков машины отличаются

большим ходом подвески. Амортизирующие элементы при этом подвержены

большим нагрузкам.

11. Правила пилотирования[11]

Просто или сложно? Казалось бы, что сложного? Поворачивать учимся с

детства, еще катаясь на велосипеде, а позже - тренируясь на

"фигурке" перед сдачей на "права". Однако в поворотах чаще всего

происходят падения. Значит, секрет Быстрой и безопасной езды именно

в умении технично их проходить. Но не существует универсальных

рецептов, как это делать лучше всего. Каждый вид мотоспорта -

кольцевые, гаревые, ледовые гонки, кросс, триал и другие - породил и

свою технику езды в поворотах. Общим, пожалуй, вляется только один

совет: затормозить до входа в поворот. Ему, безусловно, нужно

следовать, где бы и на чем бы вы не передвигались: на скутере,

чоппере, спортбайке или эндуро.

В мотоспорте главный критерий техничности езды в поворотах (кроме

триала) - их прохождение с возможно большей скоростью. В

неспортивной езде цель иная - пройти поворот уверенно, как

говорится, "с запасом". Но для того, чтобы почувствовать, сколь

велик "запас", нужно иметь представление о том, что определяет

предельную скорость. Немного теории...

11.1. Стратегия и кинематика

Что происходит на вираже? Мотоциклист наклоняется в сторону поворота

и движением руля искривляет траекторию. Сила веса его и мотоцикла

старается опрокинуть их внутрь поворота. Так бы и произошло, если бы

не действовала в противоположную силу другая сила - центробежная.

Задача мотоциклиста - создать своими действиями динамическое

равновесие этих сил, двигаясь при этом по желаемой траектории,

удерживая оптимальную скорость. Лимитирует предельную скорость

сцепление с дорогой или грунтом. Как только центробежная сила (она

зависит от радиуса поворота и скорости) превысит силу сцепления шин

с землей, мотоцикл с водителем, говоря по-научному, уйдет на больший

радиус и потеряет устойчивость. А если попросту, то грохнется.

Конечно, если за рулем – ас, то он продемонстрирует поворот с

управляемым заносом. Но об этом чуть позже. А сейчас рассмотрим

составляющие техники прохождения поворотов.

При входе в поворот необходимо мысленно наметить траекторию движения

- плавную, с максимальным радиусом. Если езда происходит по дороге

общего пользования, следует учитывать требования ПДД и соображения

безопасности. Выбранная передача и положение ручки "газа" должны

соответствовать скорости и коэффициенту сцепления шин с дорогой, а

распределение веса водителя на мотоцикле - избранному приему

прохождения поворота и покрытию.

11.2. Выбираем "парту"

Если мотоциклист собирается проехать с заносом, он должен сместиться

вперед, на скользком грунте расположиться впереди мотоцикла, а на

песчаной или заснеженной трассе лучше сместиться назад. Здесь нужно

оговориться: все тренировки поворотов с заносом колес и возможными

падениями следует проводить только на мотоциклах типа эндуро или

кроссовых. Шоссейники, чопперы или классики для этого не подходят.

Наши "Совы" и "Ижи", а также "Мински", "Явы" и "ЧЗ" (наиболее

доступные начинающему спортсмену) лишь с некоторой натжкой подходят

для выработки навыков. В самую последнюю очередь (если нет ничего

другого) можно воспользоваться "оппозитом"-одиночкой.

Самого серьезного отношения требуют тренировки на спортбайках. Лучше

обратиться в специальные школы (такие уже существуют в России). В

любом случае, нужна фирменная экипировка, снижающая вероятность

травм, и подготовленная площадка (трасса) с соответствующим

покрытием и закрытая от постороннего транспорта.

11.3. Берегите ноги!

Вход в поворот сопровождается некоторым замедлением мотоцикла. Но не

за счет действия тормозов - нужно научиться прикрывать ручку "газа"

и, таким образом, тормозить двигателем. Вторая часть поворота, как

правило, проходит с наращиванием скорости. Следует учитывать, что

если мотоцикл в повороте к моменту прибавления "газа" находился на

грани сцепления покрышек с дорогой, то ускорение может привести к

скольжению резины по полотну. Если крутящий момент будет нарастать

плавно, первым из-под вас уйдет переднее колесо, а если резко - то

заднее. Последний прием используют при прохождении поворота в

"гаревом" стиле, "ломая" мотоцикл резким прибавлением "газа".

"Разгрузка" переднего колеса ведет к увеличению траектории и

снижению точности ведения машины. При правильном распределении

вашего веса на мотоцикле при срыве колес в юз скользить они должны

оба одновременно. Важную роль, с точки зрения распределения веса,

играет снятая с подножки нога: она при повороте скорее балансир, чем

точка опоры. Спортсмен, вывешивая ногу вперед, контролирует только

касание земли в случае, если колесо, заднее или переднее, резко

сорвется в юз. При этом водитель тут же убавит "газ" и восстановит

равновесие. Поэтому ошибочен способ, когда ногу выставляют в сторону

и она скользит по земле на протяжении всего поворота. Прежде всего,

это опасно: ведь ею можно зацепитьзя за неровности. На асфальте же

такая тактика просто бессмысленна - на скорости вы мотоцикл на ноге

все равно не удержите, а вот травме, скорее всего, быть.

11.4. Наклоняться, право, не грешно...

При наклоне важны три вещи: способ, степень и скорость наклона.

Способ наклона определяется положением тела относительно мотоцикла.

Самый распространенный: угол наклона корпуса равен углу наклона

машины. Два других способа - когда наклон тела больше или меньше

угла наклона мотоцикла.

Первый способ - классический, им пользуется большинство

мотоциклистов, и уже это одно свидетельствует о том, что для обычных

условий (и для "классических" мотоциклов) он подходит более всего.

Наклон корпуса на угол меньший, чем наклон мотоцикла, увеличитвает

момент, поворачивающий переднюю вилку и колесо внутрь поворота. Этот

способ позволяет проходить его по минимальному радиусу, а также на

грунте с низким коэффициентом сцепления и при "гаревом" заносе.

При третьем способе (корпус водителя наклонен больше, чем мотоцикл)

в сторону выностися нога, согнутая в колене, иногда водитель еще и

смещается с

подушки сиденья внутрь поворота. В этом случае увеличивается

опрокидывающий момент, а значит, можно проходить повороты с большей

скоростью (например, при езде на спортбайках и в шоссейно-кольцеых

гонках). Прием удобен также для кроссовиков и эндуристов при

прохождении поворотов в песке или на снегу, по колее, с

использованием склонов.

"Гаревое" прохождение поворота: заднее колесо в буксе, руль повернут

в сторону, противоположную направлению поворота. Выставленная нога

играет роль балансира.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели историю возникновения мотоспорта,

общепринятую классификацию спортивных машин, наиболее популярные

виды мотоспорта (подробнее всего – «красочный» дрэг-рейсинг) и их

особенности, примечания из истории, а также основные правила

"мирного сосуществования" с мотоциклом в движении. Для того, чтобы

стать мотоспортсменом, необязательно иметь дорогой импортный байк и

входить в какую - либо спортивную команду. В мотоспорте главное -

голова.

В 70-80-х годах в СССР наблюдалась острая нехватка запчастей

(даже для мотоклубов), да и сами мотоциклы не блистали

современностью. Это связано с тем, что крупные мотозаводы в СССР –

Ирбитский и Ижесвкий – на самом деле существовали как тайные резервы

оборонного комплекса. Чтобы мощности не простаивали и чтобы снизить

безработицу, выпускали «чудо-юдо о двух колесах».

(«ЗР» публиковал даже, что опасно ездить на ирбитских кроссовых в

заводской комплектации!) Такие машины заметно отставали от

чехословацких – «ЯВ» и «Чезетов» спортивных модификаций. В описанной

«ЗР» публикации беседы с руководителем Ирбитского завода, последний

признается, что невыгодно производить хорошие машины маленькими

партиями (на эскпорт они не шли), да еще без гос. финансирования!

Так почему же почти все "золото" было за нами? Да потому что

спортсмены сами, своими руками делали "совкоциклы" (как выразился

спецкор "Мото") - заводские изделия -лучшими спортивными машинами!

Мотоциклы "ковали" в мастерских, исправляя огрехи инженеров и

сборщиков. И ПОБЕЖДАЛИ. Но дело не в "золоте", а в стремлении

спортсменов к нему, в многообразии путей к нему. Любой из них ведет

(если руководствоваться здравой логикой) не на больничную койку, не

в шайку хулиганов (знаменитые "рокеры"-их кровные братья), не к

бутылке. А ведет по пути комплексного умственного и физического

развития. Для многих людей мотоспорт стал образом жизни. Они не

мыслят жизни в этом социуме без мотоспорта. Ведь он еще и

великолепно снимает стрессы (проверено лично), не дает человеку

деградировать, а радость побед (пусть и на обычном стадионе, шоссе)

дает стимул, повышает жизненный тонус.

В последнее время в связи с быстрым развитием мотоиндустрии можно

часто видеть на улицах города толстосумов -"пуляльщиков" на

новеньких Хондах, Ямахах, "Кавах", вернее, их стремительно

уносящийся силуэт. Так пусть будет меньше новоиспеченных

"пуляльщиков", потенциально опасных для участников движения, и

больше тех, кому действительно дорог активный спорт.

* * *

Словарь

. «Кава» - Kawasaki.

. Классик - дорожный мотоцикл в классическом стиле (иногда еще

называют Custom).

. Оппозит - мотоцикл, имеющий двигатель с оппозитным расположением

цилиндров (от двух и более).

. Пуляльщик - владелец спортбайка, буквально "выстреливающий" со

светофора.

. «Совкоцикл» - простой по устройству мотоцикл с весьма

посредственными показателями. Является таковым в заводском

варианте. (Например, «наши» ИЖи).

. Спортбайк - внешне это "кольцевик", но двигатель с уменьшенной

мощностью и увеличенным ресурсом.

. Чоппер - близкий «родственник» Сustom'a .Бывает заводского

изготовления, но чаще - переделанный владельцем для привлечения

всеобщего внимания.

. Эндуро - тот же кроссовый мотоцикл, только адаптированный к дорогам

общего пользования. Имеет органы освещения и сигнализации, зеркала.

* * *

Список литературы и источников:

1. Амосов Н.М. «Раздумья о здоровье». Киев, 1987

2. "За рулем", журнал. - 32 с. (№12(70, 1(71, 3(74, 1(83, 10(83, 6(84,

12(87, 1(88)

3. "Мото», журнал. – 120 с. (№6, 9(2002)

4. Сергей ЧИЧКОВ, Член Комитета РАФ по дрэг-рейсингу

(www.chat.ru/racing=moto)

5. «Физкультура и спорт», малая энциклопедия. М.,

«Радуга», 1982.

6. http://www.motogp.ru/MX.About#

7. http://www.al.siberia.net

8. http://webforum.rbc.ru/wb.php?board=9141

9. http://www.chat.ru/guestbook/gbook.html?uname=motomax.

* * *[pic]

-----------------------

[1] «Физкультура и спорт», малая энциклопедия. М., «Радуга», 1982. Перевод

с немецкого.

[2] «ЗР» №6`84, стр. 12 «Мотокросс», Б. Логинов. спец. кор. «За

рулем».

[3] ЗР №12`87, стр. 8-10, Б. Логинов.

[4] ЗР №1`88, стр. 14-16, «Самодельные для триала». В. Субботин, инженер.

[5] «Мото» №6`02, стр. 116, «Знакомьтесь - новая дисциплина»,

Анатолий Лельевр. В издании 122 стр.

[6] Сергей ЧИЧКОВ, Член Комитета РАФ по дрэг-рейсингу.

[7] «Мото» №9`02, стр. 94, «Не мытьем, так катаньем», Юлия Шуликовская.

[8] «ЗР» №3`74, стр. 21, «Многодневный из кроссового».

[9] «ЗР»№1`71 «Мотогонки на ледяной дорожке» , а также

http://webforum.rbc.ru/wb.php?board=9141.

[10] «Мото» N6`2002.

[11] На основе личных знаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.