реферат бесплатно, курсовые работы
 

Мотоспорт - виды и особенности

старт. Да и кто сказал, что для этого надо выезжать за тридевять

земель. Наибольший опыт в проведении состязаний по трайелу накоплен

в Латвии. Суммарная протяженность трассы от 2 - 3 километров (что

оптимально для массовых стартов) до 100. В США, например, для

проведения трайела используют и крытые стадионы, где искусственно

создают препятствия, причем в дело идут даже лестницы между

секторами.

Сложность состоит в том, чтобы найти 10 - 15 участков протяженностью

от

50 до 100 метров, ширину которых (1,5 - 8 метров) надо ограничить

естественными или искусственными ограждениями. И, понятно,

постараться расположить по этапу (участки) как можно ближе один к

другому, чтобы сократить переезды до минимума. Трасса всех участков

должна проходить по пересеченной местности

с разнообразной поверхностью, включать водные препятствия, крутые

подъемы, спуски, овраги, высохшие русла ручьев с каменистым дном,

лесные тропы.

Короче - все зависит от фантазии организаторов, которая, впрочем,

должна считаться с подготовленностью участников. Задача

мотоциклистов, в общем,

не сложна: проехать участки трассы, не касаясь ногами грунта и не

задевая ограждений. За любое из этих нарушений - одно штрафное очко.

Падение, остановка, выезд за пределы участка, движение задним ходом

наказывается исключением этого этапа из зачета, что оценивается 10

штрафными очками.

Технические требования, предъявляемые т мотоциклам участников,

формулируются буквально в двух строчках: допускаются любые мотоциклы

дорожного типа с любыми изменениями (кроме рамы), шины - дорожные,

уровень шума выхлопа - не более 100 дБ. Вот и все.

Поскольку время прохождения каждого этапа в отдельности не

ограничено (нормировано лишь общее время от старта до финиша,

включая переезды

от одного участка к другому), скорость движения никакой роли не

играет. Так

что вторичной становится мощность двигателя. Правда, здесь вступает

в силу

другой фактор - его «тяговитость», то есть крутящий момент и

приспособляемость. Но, насколько можно судить на основании

опубликованного материала, заниматься этим вопросом пока нет

необходимости. Все решает мастерство, базирующееся на чувстве машины

(или, как мы часто говорим, чувстве ручки «газа»), умение удерживать

равновесие в самых сложных условиях. Рассмотрим мотоцикл одного из

чемпионов трайела из города Елгавы (клуб «Сигма») - серийный

мотоциклЯВА-634. Все переделки в нем сводились к увеличению угла

поворота передней вилки (для этого достаточно подпилить

ограничители) и установление «спортивного» руля. Нельзя не

согласиться, это доступно каждому. А ведь соревнования в Елгаве были

одними из самых сложных за два дня спортсмены преодолели 30

участков, пройдя трассу в прямом и обратном направлении. Здесь было

все. Движение в узком коридоре, проложенном по извилистому берегу

озера, осложнявшееся еще тем, что половина его ширины находилась в

воде. Песчаные подъемы-тягуны, которые сменяли чуть ли не

вертикалыные каменитсые стены. Крутые повороты в лесу, где

приходилось продираться среди близкостоящих деревьев. Были включены

и заболоченные участки. Так что каждому стартовавшему участнику

пришлось прочувствовать мнорогранность трайела, предоставившего

богатые возможности выявить мастерство. Это, конечно, труднейший

вариант трассы, рассчитанный на бывалых, искусных спортсменов. Для

дебюта же лучше сделать трассу попроще, чтобы не устрашить новичков,

дать им реальную возможность закончить соревнования и основной их

массе получить зачет. В то же время не должно быть и излишнего

упрощения, иначе пропадет соревновательный стимул и мероприятие

будет обесценено. Все это в руках организаторов. Как говорят, лиха

беда - начало. С первого раза могут быть и просчеты. Но, полагаю, не

нужно смущаться.

Если трезво отнестись к ним, в другой раз обязательно получится.

Трайел - вид соревнований, доступный, пожалуй, самому широкому кругу

мотолюбителей.

5.4. Спринт – кросс[5]

Родился новый вид мотоспорта - спринт-кросс. Придумали эту

забаву в Латвии - чтобы сделать обычный мотокросс более зрелищным и

динамичным.

Условия таковы. Все участники стартуют в общей массе и едут по

классической трассе и по стандартному регламенту, то есть 25 минут

плюс два круга. Из всех отбирают шесть лучших, и уже они соревнуются

между собой. Гонка проходит по очень короткой трассе - не более 300

метров и по укороченной программе - не более трех кругов в одном

заезде. Все происходит стремительно: не успеешь стартовать - уже

финиш.

Первыми из россиян, опробовавшими на себе новую дисциплину, стали

колясочники Евгений Щербинин и Сергей Сосновских на первом этапе

кубка Балтии. Российский дуэт занял второе место, уступив лишь

экипажу четырехркатного чемпиона мира Кристерса Сергиса. Кубок

Балтии проходит в пять этапов на территории Латвии.

5.5. Шоссейно - кольцевые гонки

Шоссейно - кольцевые гонки недаром считаются классическим видом

мотоспорта. В них проявляется одно из основных качеств мотоцикла -

скорость. А она, в свою очередь, требует от гонщика смелости,

хладнокровия и умения. И вполне закономерна популярность этих

соревнований во всем мире, хотя они не являются массовыми в

общепринятом значении этого слова.

Здесь от спортсмена требуется искусство проходить беспрестанно

меняющиеся повороты, преодолевать подъемы и спуски, правильно

выбирать скорость, безошибочно и мгновенно включать нужные передачи.

Машинам же нужны двигатели с хорошей приемистостью, надежные,

эффективно работающие тормоза и жесткая рама с подвесками,

способными обеспечить устойчивость при резко меняющихся направлениях

движения. Поскольку здесь мощность двигателя редко используется

полностью, особое значение приобретает коробка передач: чем больше в

ней ступеней, тем ближе их передаточные отношения, а стало быть, и

меньше время разгона.

5.6. Атмосфера гонок

Захватывающее соревнование вихрем несущихся машин привлекло тысячи

зрителей. Мальчишки, отцы с семьями, старики часами стояли и сидели

у ограждающих дорогу канатов, аккуратно отмечая в своих программах и

блокнотах номера гонщиков, круг за кругом проходящих дистанцию.

Взволнованный голос комментатора из расставленных повсюду

репродукторов, волнами накатывающийся звук работающих на предельных

оборотах двигателей и, конечно, мастерство смельчаков, пролетающих

мимо так быстро, что едва успеваешь рассмотреть номер, или берущих

поворот, почти распластавшись на асфальте, - все это создавало

приподнятую атмосферу праздника, доставляя зрителям огромное

удовольствие.

5.7. Дрэг - рейсинг[6]

Что такое дрэг-рейсинг? На этот вопрос в России пока что ответить

могут не многие. Хотя кое-кто из россиян уже видел по телеканалу

"Евроспорт" это грандиозное автомотошоу - парные заезды дрэгстеров

на максимальное ускорение по прямой на дистанции 402 метра . Более

того в Москве и других городах России уже проходили и проходят

благодаря усилиям любителей и энтузиастов дрэг-рейсинга "гонки на

максимальное ускорение", "соревнования по дрэг-рейсингу"...

К сожалению, наши "гонки " и "соревнования" пока что мало похожи на

известнейшее и популярнейшее на Западе суперавтомотошоу – дрэг-

рейсинг (в переводе с английского "гонки на дрэгстерах"), уже в

названии которого рокочут и грохочут сверхмощные моторы самых

быстрых в мире машин и мотоциклов - дрэгстеров. У нас, как

говорится, нет пока материально-технической базы, нет

инфраструктуры, поэтому нет и самого шоу. Но главное есть -

энтузиасты этого дела, которые организовали недавно Комитет по дрэг-

рейсингу в Российской Автомобильной Федерации и в Мотоциклетной

Федерации России, подготовили Проект развития дрэг-рейсинга - нового

вида автомотоспорта в России, проводят пилотные гонки на ускорение

на спортивных машинах и мотоциклах...

Но вернемся к нашему дрэг-рейсингу позже, а пока разберемся, что же

такое дрэгстеры и дрэг-рейсинг на Западе.

Начнем с истории. Американцы утверждают, что история дрэг-рейсинга -

чисто американского изобретения - началась в 1948 году на специально

построенном для дрэг-рейсинга треке в калифорнийском городе Голета.

В то время молодежь Америки активно занималась автомототворчеством,

используя довоенные машины, мотоциклы и мощные форсированные

двигатели для конструирования гоночной техники, целью которых было

развить максимальную скорость на определенной дистанции в одну

четверть мили (402 метра). Видимо, 402 метра - оптимальная дистанция

для максимального ускорения, на которой можно было наблюдать и старт

и финиш этих американских "бомб на колесах". Иной раз они не

выдерживали и этой дистанции и взрывались... Но горячих американских

парней уже нельзя было остановить ничем. И вскоре вся Америка

увидела и услышала результаты - хот роды ("горячие тачки"). Вначале

на загородных ночных дорогах, а затем и на специально построенных

треках. Практичные американцы при содействии своих не менее

практичных властей и дорожной полиции превратили молодежную

самодеятельность по строительству ход родов и состязания на них в

скорости в новый вид массового автомотоспорта и зрелищного,

доходного шоу, который со временем превзошел по популярности все

другие виды автомотоспорта. Организованный дрэг-рейсинг не только

перенес выяснение отношений (кто первый) между молодыми

автомотоковбоями с ночных автодорог на специально отведенные для

гонок участки трасс и треки, но и резко повысил автомобильную

культуру в США, как техническую, так и водительскую. Сейчас в США

только в национальной ассоциации хотродеров около 100 тысяч активных

членов, международные ассоциации дрэг-рейсинга объединяют уже

миллионы пилотов-гонщиков. Ежегодно в США в 24 этапа проходит

Чемпионат Мира по дрэг-рейсингу, а также около 5 тысяч и мотор-шоу

хотродеров, которых только в Америке около 5 миллионов человек.

Более 30 лет дрэг-рейсинг популярен и в Европе, ежегодно в 5 этапов

проводится Чемпионат Европы, а национальные европейские ассоциации

дрэг-рейсинга еженедельно, с мая по октябрь, устраивают гонки на

дрэгстерах.

Историческим фактом является то, что в России, как выяснилось, уже

давно тоже есть свои дрэгстеры. Но про них просто все забыли. Один

из них, трехлитровый дрэгстер "Ленинград" конструкции Александра

Капустина, по некоторым сведениям, пылится где-то на складе в

Питере. Другой, всемирно известный дрэгстер "Пионер" конструктора и

легендарного гонщика Ильи Тихомирова тоже где-то валялся на складе в

Москве, пока его не подарили латвийскому музею. Кстати, "Пионер" -

первый отечественный газотурбинный автомобиль с приводом на колесах,

поставивший национальный абсолютный рекорд скорости, несколько

мировых рекордов в своем классе. Этот уникальный дрэгстер, которому

до сих пор нет равных в мире, мог бы и сейчас ставить новые рекорды,

если не стоял бы в музее под Ригой. Недавно И.А Тихомиров признался,

что хотел бы вернуть свой дрэгстер в Москву и подготовить его к

новым заездам.

Историю отечественных дрэгстеров можно было бы продолжать, если бы

она не была такой грустной. Поэтому лучше рассмотрим конструкционные

особенности дрэгстера.

Все в дрэгстерах подчинено одной цели - достижению максимального

ускорения на дистанции 402 метра. Самый мощный дрэгстер высшего

класса "top fuel" выглядит так: стреловидный, ракетообразный корпус

8 - 9 метров длиной. Узкие передние колеса, далеко отстоящие от

кабины пилота-гонщика, защищенной дугами безопасности. Центр тяжести

смещен к задней оси, на которой стоят широченные "слики" - колеса из

мягкой резины, которая в разогретом состоянии липнет к трассе,

обеспечивая необходимое сцепление с трассой на огромных скоростях.

При старте дрэгстера видно, как резина скручивается и, словно

пружина, толкает машину вперед, затем, под действием центробежных

сил она меняет свой размер, становясь уже и выше. За кабиной пилота

стоит мощнейший восьмицилиндровый двигатель, по бокам - ряды

выхлопных труб. Сзади и спереди дрэгстера поставлены антикрылья,

чтобы он не оторвался от земли и не превратился в летящую ракету.

Второй класс дрэгстеров называется "funny car" (по-английски -

"смешная машина"). Эта "смешная машина" мощностью до 6 тысяч

лошадиных сил внешне уже похожа на кузовной автомобиль. Кузов

дрэгстера этого класса не имеет дверей и сделан из легких

композитных материалов. Он накрывает пилота и двигатель сверху, как

фонарь у истребителя. У этого дрэгстера с очертаниями автомобиля

тоже широченные задние слики и более узкие передние колеса. Сзади у

"смешной машины" прикреплены небольшие ролики, чтобы при старте

дрэгстер не перевернулся, поднявшись на два задних колеса.

Следующий класс - "pro stock". Это серийные двухдверные купе или

седаны, тюнингованные под ход роды с форсированными двигателями. Pro

stock bike - это двухколесные дрэгстеры, сделанные на базе

форсированных мотоциклов, к примеру, Suzuki. Как и "смешные машины",

они имеют композитный кузов, прикрывающий мотокорпус и задние

ролики, цель которых - не опрокинуться на старте. Модернизированные

двух- или четырехцилиндровые двигатели позволяют двухколесным

дрэгстерам проходить 402-х метровую дистанцию менее, чем за 7,4

секунды. Pro stock truck - это класс дрэгстеров-грузовиков. В этих

профессиональных классах дрэг-рейсинга призовой фонд составляет

более миллиона долларов ежегодно.

В США и в Европе существуют десятки школ подготовки пилотов

дрэгстеров любого уровня - от начинающих до профессиональных. Как

показывает практика, для пилотирования дрэгстеров недостаточно иметь

водительское удостоверение и просто обладать навыками водителя,

необходимо стать именно пилотом дрэгстера. А это уже другая

водительская культура, другое отношение к технике и безопасности.

Кстати о безопасности пилота дрэгстера. Дрэг-рейсинг, несмотря на

максимальные скорости машин, считается одним из самых безопасных

видов автомотогонок. Здесь нет поворотов и контактной борьбы,

дрэгстеры идут параллельно по треку, поначалу отделенные друг от

друга отбойниками. При столкновении с отбойниками, взрыве или

загорании двигателя, конструкция сидения пилота и защитные дуги,

образующие "клетку безопасности", гарантируют гонщику жизнь.

Жаропрочный комбинезон, шлем и бортовые средства пожаротушения

защищают пилота даже в том случае, если он целиком объят пламенем.

Что касается зрителей, то их безопасность тоже продумана до мелочей

и гарантирована всевозможными ограждениями.

Теперь, когда мы поняли, что такое дрэгстеры, хорошо бы представить,

что такое дрэг-рейсинг в целом, то есть где и как проходят гонки на

дрэгстерах. Посмотреть дрэг-рейсинг по телевизору недостаточно для

того, чтобы понять что же это такое. Чтобы понять и почувствовать

это нужно самому отправиться туда, где проходят гонки дрэгстеров.

Только тогда начинаешь понимать, что это не просто гонки - это

суперзрелищное шоу, театр запредельных возможностей человека и

машины, невообразимых скоростей, эффектов и звуков, который трудно

сравнить с другими автомотогонками. Почему? Во-первых, потому, что

именно здесь на глазах у зрителей пилоты дрэгстеров демонстрируют

самое большое ускорение и самые большие скорости - свыше 500 км/ч,

по сравнению с которыми скорости всех гоночных машин, включая

Формулу-1, просто "отдыхают". Дрэгстер легко обходит и "сумасшедшие"

"Ламборджини", и "фантастические" "Феррари", примерно как мотоцикл

"делает" мопед. И это неудивительно, если учесть, что у дрэгстеров

высшего класса "top fuel" мощность мотора - 6 000 лошадиных сил. Для

тех, кто ездит на шестидесятисильных моторах и подумал, что это

опечатка, повторяю еще раз - в дрэгстере шесть тысяч лошадей. Это

гигантское стадо, втиснутое в восемь цилиндров двигателя, разгоняет

почти тонную машину-болид до полтысячи километров в час и более за

четыре с половиной секунды. Моторным топливом служит, конечно, не 76-

ой бензин, а "жидкая взрывчатка" - нитрометан. Положительные и

отрицательные ускорения и перегрузки, которые испытывает пилот

дрэгстера при старте и торможении с помощью парашютов, сопоставимы с

авиационными и космическими. И если бы не антикрылья, прижимающие

дрэгстеры к земле, то они взлетали бы не хуже истребителей. Как

показал неудачный опыт американского "очумельца" - сержанта ВВС США,

взлетает даже серийная автомашина "Шевроле" с приделанными к ней

ускорителями от истребителя. Правда, невысоко и недалеко - до

вершины ближайшей горы...

Но вернемся на землю, вернее на специальный трек, где проходят гонки

дрэгстеров. На западе построены десятки дрэгтрэков с огромными

трибунами для зрителей и всей необходимой инфраструктурой. К

примеру, в США дрэг-рейсинг собирает до десяти миллионов зрителей

ежегодно на гонках самых разных классов дрэгстеров -

профессиональных, любительских, юниорских.

Итак, посетим один из типичных дрэг-треков, или гоночных парков, как

говорят американцы. Вначале проходим через огромный автопарк машин,

больше похожий на выставку самых умопомрачительных авто - ретро,

суперсовременных, наконец, разноцветных хот-родов, тюнингованных во

всех отношениях и участвующих в любительских заездах. Дальше

попадаем в открытый супермаркет, где есть все для пилотов и

любителей дрэг-рейсинга: сувениры, модели, игрушки, пресса,

литература, видео, аудио, фото, одежда, аксессуары для пилотов и ,

конечно, еда и напитки. Наконец, попадаем на высокие, огражденные от

трека трибуны, расположенные по обе стороны гоночной трассы,

увешанной рекламными транспорантами. Занимаем места согласно

купленным билетам, конечно в середине, хотя трассу хорошо видно

отовсюду. Безусловно, лучшие места в ложах для V.I.P., но туда

билеты надо бронировать заранее, и их цена в несколько раз дороже.

После процедуры представления команд пилотов и их машин начинается

шоу. Грохоча тысячесильными моторами, дрэгстеры словно пробуя свою

мощь, делают рывки перед стартом, прокручивая на месте широченные

задние колеса до тех пор, пока резина не начинают плавиться,

испуская клубы густого белого дыма. Так пилоты дрэгстеров

разогревают не только резину для лучшего сцепления с трассой, но и

многочисленных зрителей, собравшихся на гонках и восторженно

подбадривающих своих кумиров всевозможными способами: жестами,

криками, свистками, трубами, флагами... И вот наступает

кульминационный момент гонки - пара грозно рычащих дрэгстеров встает

на линии старта перед двухрядным светофором. Трибуны замирают,

тысячи взглядов, как один, впиваются в красный глаз светофора, и он

не выдерживает, гаснет. Зажигается желтый, нарастает, пульсируя,

железный рык сверхмощных машин. И когда гаснет желтый, и вспыхивает

зеленый, дрэгстеры словно взрываются, сотрясая землю чудовищным

ревом. Дрожит воздух. Кажется, будто происходит землятрясение.

Дрэгстеры срываются с места, вздымая свои хищные носы и изрыгая

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.