реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учет

Форма бухгалтерского учета совокупность учетных регистров в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Основными отличительными признаками, определяющими отдельные формы, бухгалтерского учета, являются: внешний вид и строение учетных регистров, их количество , сочетание и взаимосвязь регистров , их количество , сочетание и взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета , техника учетной регистрации.

Прогрессивной считается такие форма , которая обеспечивает своевременное и полное получение экономических показателей для управления деятельностью предприятия , повышает производительность труда счетных работников при обработке первичных данных сокращает количество ошибок при регистрации и обобщении учетных данных .

Различают следующие виды форм бухгалтерского учета :

Мемориально-ордерная форма учета (для бюджетных. организации).

Журнально-ордерная форма учета

Упрощенная форма учета

Автоматизированная форма учета.

Мемориально-ордерная форма учета. Сущность МОФ учета заключается в том , что на основе первичных документов , отражающих хозяйственные операции , составляются мемориальные ордера. Эти первичные документы представляют собой указание , подписанное главным бухгалтером, о том, в какие синтетические и аналитические счета следует провести записи по хозяйственной операции.

Мемориальный ордер может составляться на основании как одного документа, так и группы однородных документов. По мере составления мемориальные ордера регистрируется в регистре, который называется регистрационным журналом и получает при записи порядковый номер. Все документы на основании которых составляется мемориальный ордер, прикрепляется к нему и загасятся путем наложения штампа. После составления мемориальных ордеров записи переносятся в “Журнал-Главная” по синтетическим счетам .

Достоинства : Наглядность , удобство применения

Недостатки: раздельное ведение хронологических, синтетических, аналитических счетов , многократная запись рассчитан на ручной труд.

Журнально-ордерная форма учета .

Журналы-ордера представляют собой свободные листы со значительным количеством реквизитов, открываются на отдельный синтетический счет и группу счетов . данные накапливаются ежедневно в течение месяца из первичных документов. В конце месяца подсчитываются итоги и переносятся в Главную книгу, где они собираются в течение года. На основании главный составляются баланс и отчетность .

Одним из принципов этой формы являются накопление данных первичных документов с одновременной группировкой их по корреспондирующим счетам.

Для журнально-ордерной формы характерно использование специальных комбинированных журналов-ордеров, сочетающих хронологические и систематические, а также аналитические и синтетические записи по всем счетам.

По экономическому содержанию отражаемых хозяйственных операций , все журналы-ордера можно условно подразделить на три группы:

1. Журналы-ордера для учета кассовых и банковских операций. Записи в них и вспомогательные ведомости к ним производится по шахматному принципу на основании первичных документов.

2. Журналы-ордера для учета операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами и другие. Эти журналы построены по принципу совмещения синтетического и аналитического учета (книг, карточки) и составления по ним оборотных ведомостей. Записи производится линейно-позиционным способом, то есть дебетовые и кредитовые обороты по каждой позиции (документу) разрешаются по одной линии, что делает их наглядными и удобными для контроля за состоянием расчетов.

3. Журналы-ордера и вспомогательные ведомости для учета производственных затрат. Записи по шахматному принципу, т.е. дебетуемые счета по горизонтали , кредитуемые по вертикали.

Для учета общепроизводственных , общехозяйственных расходов , резерва будущих расходов и платежей используются вспомогательные ведомости , в которых дается группировка затрат по статьями аналитического учета, что важно для контроля за соблюдением сметы этих расходов.

Положительные качества:

Уменьшение объема учетной работы

Сокращается ведение аналитического учета

Недостатком : являются то , что она рассчитана на ручной труд

3. Автоматизированная форма учета основанная на использования ЭВМ, представляют собой комплексную автоматизацию учетного процесса , начиная от сбора первичных учетных данных и кончая получением бухгалтерской отчетности . Информация справочного характера вводится в ЭВМ в начале работы, текущая учетная информация с первичных документов либо со специальных регистров учетных данных . Обработка учетных данных ведется по специальным программам , в соответствии с которыми полученная учетная информация может хранится , поступать в обработку , выдаваться на экран или печать по запросу .

Учетным регистром получаемым с ЭВМ , может быть любой документ , содержащий систематическую или хронологическую запись.

Использование компьютеров привело к созданию и распространению различных бухгалтерских программ . В настоящее время применяются как комплексные программы по учету , так и программы по учету отдельных объектов. Наиболее распространенной программой являются “1-С-Бухгалтерия”, позволяющая работать с Планом счетов ,журналом регистрации хозяйственных операции и формировать различные выходные формы .

Программа “1-С-Бухгалтерия” может оваться как на журнально-ордерной , так на других формах учета.

Автоматизированная форма учета свободно от указанных выше недостатков. Компьютеры относительно просты в эксплуатации.

Их применение обеспечивает:

Автоматизацию всех участков бухгалтерского учета.

Высокую точность учетных данных

Оперативность учета

Повышение производительности учетных работников.

Освобождение их от выполнение простых технических функции.

Представление возможности заниматься контролем и финансовым анализом хозяйственных деятельности.

Увязку всех видов учета и планирование.

Упрощенная форма учета предназначена для субъектов малого предпринимательства и предусматривает всего два регистра : книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (ОС,ТМЗ и другие), являющихся регистрами аналитического учета. Данные из книги и ведомостей используют для составления баланса и отчетности. Ведение этого формы регламентируется Стандартом бухгалтерского учета №23 “Учет и отчетность малого предпринимательства” и методическими рекомендациями к нему.

Право выбора формы бухгалтерского учета предоставлено самим субъектами. На основе рекомендуемых форм они могут разработать свои формы , совершенствовать учетные регистры и создать программы регистрации обработки данных , соблюдая общие методологические принципы и технологию обработки учетной информации.

План лекции по теме 7. Учет текущих активов: денежные средства

1. Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций

2. Безналичная форма расчетов

3. Учет денежных эквивалентов.

Вопрос 1. Управление денежными средствами имеет большое значение из-за огромной сложности финансовых рынков. Конкурентоспособность требует от фирм денежных средств для модернизации технологических процессов и дальнейшего их развития. Поэтому правильно раскрывать и классифицировать денежные средства и их эквиваленты необходимо для того, чтобы точно оценить ликвидность компании.

В стандарте бухгалтерского учета 4 «Отчет о движении денежных средств» денежные средства определены как денежная наличность, находящаяся в кассе и на счетах в банках. Движение денежных средств - это поступление и выбытие их в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. В соответствии с международным стандартом финансовой отчетности 7 «Отчеты о движении денежных средств» денежные средства включают в себя наличные деньги и вклады до востребования.

Порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен правилами ведения кассовых операций, разрабатываемыми хозяйствующими субъектом самостоятельно в соответствии с учетной политикой.

Касса - это специально оборудованное помещение, которое обеспечивает сохранность денег. Во время совершения операций двери запираются с внутренней стороны, ключи от сейфа или железного шкафа хранится у кассира, а дубликаты ключей в опечатанном пакете - у руководителя предприятия. Кассовые операции ведет кассир, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель обязан ознакомить его с порядком ведения кассовых операций и заключить договор о полной индивидуальной ответственности. Предусмотренные в договоре обязанности и ответственности сторон скрепляются подписями представителя администрации и кассира. При отсутствии кассира ведение кассовых операций осуществляет бухгалтер, с которыми также заключается договор о полной материальной ответственности.

Предприятия получает наличные деньги со своих расчетных счетов, для этих целей им в банке выдается чековые книжки. Выписывая чек, субъект обязан указать в нем назначение требуемой суммы (на выплату заработной платы, на пособие или хозяйственные расходы и др.). для получения наличности субъект предварительно направляет в банк заказ на требуемую сумму.

Документальное оформление и учет кассовых операций. Кассовые операции по приему наличных денег оформляются приходным кассовым ордером (ПКО ф. № КО-1), который подписывается главным бухгалтером или лицом, уполномоченным им.

Операции, связанные с выдачей наличных денег оформляются расходными кассовым ордерам (РКО ф. № КО-2) или другими документами (платежные ведомости, заявление на выдачу денег) и проводится через контрольно-кассовый аппарат с фискальной памятью. До передачи в кассу ПКО, РКО регистрируется в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных документов (ф .№ КО-3).

Прием и выдаче денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. При получении ПКО, РКО кассир обязан проверить:

Наличие и подлинность на документах подписей главного бухгалтера, а на РКО - и подпись руководителя;

Правильность оформления документов;

Наличие перечисленных в документах приложений.

Если не соблюдено хотя бы из этих требований, кассир возвращает документы в бухгалтерию.

Все операции по поступлению и расходованию кассир записывает в кассовую книгу (ф. № КО-4), которая открывается на 1 год. При ее открытии все листы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и общее количество листов должно быть указано в последней странице кассовой книги. Книга опечатывается печатью и скрепляется подписями главного бухгалтера и руководителя. Записи в кассовой книге ведутся через копировку в 2 экземплярах. До начало записи ПКО, РКО в кассовой книге указывается остаток денег на начало дня. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день и выводят остаток денег на конец дня. Вторые экземпляры листов кассовой книги являются отрывными и служат отчетом кассира. Отчет сдается в бухгалтерию вместе с приложенными к нему первичными документами. Если на предприятии совершается ежедневно немного кассовых операций, то кассовые отчеты могут составляться 1 раз в 3-5 дней. Принятие от кассира отчет и документы проверяются работниками бухгалтерии, а контролирует за правильное ведение кассовой книги главный бухгалтер. При обнаружении выдачи из кассы денег, не подтвержденных распиской получателя в РКО, это сумма считается недостачей и взыскивается с кассира, при этом выписывается расходный кассовый ордер на имя кассира. Если сумма наличных денег не оприходована приходным кассовым ордером, то они считаются излишком кассы и зачисляются в доход субъекта путем выписки приходного кассового ордера.

Синтетический учет кассовых операций ведется в подразделе 45 «Наличность в кассе», который включает счета 451 «Наличность в кассе в национальной валюте», 452 «Наличность в кассе в иностранной валюте».

Основанием для записи операций на счетах 451, 452 являются кассовые отчеты. На счетах 451, 452 по дебету отражаются суммы поступивших наличных денег в кассу:

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета в банке (на выдачу з/п, хоз. расходы и др.)

451

441

2.

Поступление в кассу наличных денег от покупателей заказчиком за работы, услуги, продукцию

451

301

3.

Реализация продукции за наличный расчет (выручка от реализации, работ, услуг)

451

701

4.

Поступление платы за реализованные основные средства, НМА, ценные бумаги

451

721-723

5.

Денежные средства, числящиеся в пути поступили в кассу

451

411

6.

Возврат в кассу неизрасходованных подотчетных сумм

451

333

7.

Получен краткосрочный заем банка

451

601

8.

Поступили в кассу различные платежи в счет доходов будущих периодов (арендная плата и др.)

451

611

9.

Излишки денег в кассе, выявленные при инвентаризации оприходованы

451

727

10.

Получены субсидии наличными от исполнительных органов власти

451

726

11.

При поступлении аванса под поставку ТМЗ, под выполнение услуг

451

661, 662, 663

12.

Поступление задолженности от дочерних товариществ (от зависимых, совместно контролируемых)

451

321-323

По кредиту счета 451 записываются денежные средств выплаченных из кассы:

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Приобретены и оприходованы ОС,НМА с оплатой наличными

121-126, 101-106

451

2.

Сданы на расчетный счет денежные средства из кассы

441

451

3.

Выданы из кассы зарплата, пенсия, пособие

681

451

4.

Расходы по отгрузке и реализации продукции, оплаченной наличными

811

451

5.

Приобретены акции, облигации за наличный расчет

401-403

451

6.

Оплата счетов поставщиков наличными из кассы

671

451

7.

Выданы деньги в подотчет из кассы

333

451

8.

При уплате арендной платы наличными

683

451

9.

Сумма выданных авансов под поставку ТМЗ, выполненные работы и услуги

351, 352

451

10.

Возврат займов (краткосрочных, долгосрочных) физическим и юридическим лицам наличными 602

451

11.

Возврат авансов полученных

661, 662

451

12.

Недостача денежных средств в кассе, выявленная при инвентаризации

334

451

13.

Выявленная недостача должна быть отнесена на виновника

333

334

14.

Погашена недостача виновником

451

333

15.

Сдана выручка в банк через инкассаторов

411

451

Субъектами разрешается производить операции с иностранной валютой в разрешенных законодательством случаях. Учет наличности в иностранной валюты производится на счете 452 в соответствии с СБУ 9 «Учет операций в иностранной валюте». Следует иметь в виду, что по каждому виду валюты необходимо вести отдельную кассовую книгу, в которой совершенные операции будут отражаться в иностранной валюте. Курсовые разницы по отношению к инвалюте будут отражаться в связи со снижением курсы в тенге (Дт 452 КТ 525), в случае роста курса тенге (Дт 844 КТ 452). Записи в бухгалтерском счете по операциям в иностранной валюте должны отражаться на счетах бухгалтерского учета в валюте РК пересчитанных по курсу Национального банка РК на дату совершения операции.

Операции по поступлению валютных средств

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Поступление наличной инвалюты в кассу с валютного счета в банке

452

431

2.

Поступление в кассу наличных от покупателей и заказчиков за продукцию, работы и услуги в инвалюте

452

301

3.

Возврат в кассу неизрасходованных валютных подотчетных сумм

452

333

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.