| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Бухгалтерский учетФорма бухгалтерского учета совокупность учетных регистров в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Основными отличительными признаками, определяющими отдельные формы, бухгалтерского учета, являются: внешний вид и строение учетных регистров, их количество , сочетание и взаимосвязь регистров , их количество , сочетание и взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета , техника учетной регистрации. Прогрессивной считается такие форма , которая обеспечивает своевременное и полное получение экономических показателей для управления деятельностью предприятия , повышает производительность труда счетных работников при обработке первичных данных сокращает количество ошибок при регистрации и обобщении учетных данных . Различают следующие виды форм бухгалтерского учета : Мемориально-ордерная форма учета (для бюджетных. организации). Журнально-ордерная форма учета Упрощенная форма учета Автоматизированная форма учета. Мемориально-ордерная форма учета. Сущность МОФ учета заключается в том , что на основе первичных документов , отражающих хозяйственные операции , составляются мемориальные ордера. Эти первичные документы представляют собой указание , подписанное главным бухгалтером, о том, в какие синтетические и аналитические счета следует провести записи по хозяйственной операции. Мемориальный ордер может составляться на основании как одного документа, так и группы однородных документов. По мере составления мемориальные ордера регистрируется в регистре, который называется регистрационным журналом и получает при записи порядковый номер. Все документы на основании которых составляется мемориальный ордер, прикрепляется к нему и загасятся путем наложения штампа. После составления мемориальных ордеров записи переносятся в “Журнал-Главная” по синтетическим счетам . Достоинства : Наглядность , удобство применения Недостатки: раздельное ведение хронологических, синтетических, аналитических счетов , многократная запись рассчитан на ручной труд. Журнально-ордерная форма учета . Журналы-ордера представляют собой свободные листы со значительным количеством реквизитов, открываются на отдельный синтетический счет и группу счетов . данные накапливаются ежедневно в течение месяца из первичных документов. В конце месяца подсчитываются итоги и переносятся в Главную книгу, где они собираются в течение года. На основании главный составляются баланс и отчетность . Одним из принципов этой формы являются накопление данных первичных документов с одновременной группировкой их по корреспондирующим счетам. Для журнально-ордерной формы характерно использование специальных комбинированных журналов-ордеров, сочетающих хронологические и систематические, а также аналитические и синтетические записи по всем счетам. По экономическому содержанию отражаемых хозяйственных операций , все журналы-ордера можно условно подразделить на три группы: 1. Журналы-ордера для учета кассовых и банковских операций. Записи в них и вспомогательные ведомости к ним производится по шахматному принципу на основании первичных документов. 2. Журналы-ордера для учета операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами и другие. Эти журналы построены по принципу совмещения синтетического и аналитического учета (книг, карточки) и составления по ним оборотных ведомостей. Записи производится линейно-позиционным способом, то есть дебетовые и кредитовые обороты по каждой позиции (документу) разрешаются по одной линии, что делает их наглядными и удобными для контроля за состоянием расчетов. 3. Журналы-ордера и вспомогательные ведомости для учета производственных затрат. Записи по шахматному принципу, т.е. дебетуемые счета по горизонтали , кредитуемые по вертикали. Для учета общепроизводственных , общехозяйственных расходов , резерва будущих расходов и платежей используются вспомогательные ведомости , в которых дается группировка затрат по статьями аналитического учета, что важно для контроля за соблюдением сметы этих расходов. Положительные качества: Уменьшение объема учетной работы Сокращается ведение аналитического учета Недостатком : являются то , что она рассчитана на ручной труд 3. Автоматизированная форма учета основанная на использования ЭВМ, представляют собой комплексную автоматизацию учетного процесса , начиная от сбора первичных учетных данных и кончая получением бухгалтерской отчетности . Информация справочного характера вводится в ЭВМ в начале работы, текущая учетная информация с первичных документов либо со специальных регистров учетных данных . Обработка учетных данных ведется по специальным программам , в соответствии с которыми полученная учетная информация может хранится , поступать в обработку , выдаваться на экран или печать по запросу . Учетным регистром получаемым с ЭВМ , может быть любой документ , содержащий систематическую или хронологическую запись. Использование компьютеров привело к созданию и распространению различных бухгалтерских программ . В настоящее время применяются как комплексные программы по учету , так и программы по учету отдельных объектов. Наиболее распространенной программой являются “1-С-Бухгалтерия”, позволяющая работать с Планом счетов ,журналом регистрации хозяйственных операции и формировать различные выходные формы . Программа “1-С-Бухгалтерия” может оваться как на журнально-ордерной , так на других формах учета. Автоматизированная форма учета свободно от указанных выше недостатков. Компьютеры относительно просты в эксплуатации. Их применение обеспечивает: Автоматизацию всех участков бухгалтерского учета. Высокую точность учетных данных Оперативность учета Повышение производительности учетных работников. Освобождение их от выполнение простых технических функции. Представление возможности заниматься контролем и финансовым анализом хозяйственных деятельности. Увязку всех видов учета и планирование. Упрощенная форма учета предназначена для субъектов малого предпринимательства и предусматривает всего два регистра : книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (ОС,ТМЗ и другие), являющихся регистрами аналитического учета. Данные из книги и ведомостей используют для составления баланса и отчетности. Ведение этого формы регламентируется Стандартом бухгалтерского учета №23 “Учет и отчетность малого предпринимательства” и методическими рекомендациями к нему. Право выбора формы бухгалтерского учета предоставлено самим субъектами. На основе рекомендуемых форм они могут разработать свои формы , совершенствовать учетные регистры и создать программы регистрации обработки данных , соблюдая общие методологические принципы и технологию обработки учетной информации. План лекции по теме №7. Учет текущих активов: денежные средства 1. Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций 2. Безналичная форма расчетов 3. Учет денежных эквивалентов. Вопрос 1. Управление денежными средствами имеет большое значение из-за огромной сложности финансовых рынков. Конкурентоспособность требует от фирм денежных средств для модернизации технологических процессов и дальнейшего их развития. Поэтому правильно раскрывать и классифицировать денежные средства и их эквиваленты необходимо для того, чтобы точно оценить ликвидность компании. В стандарте бухгалтерского учета 4 «Отчет о движении денежных средств» денежные средства определены как денежная наличность, находящаяся в кассе и на счетах в банках. Движение денежных средств - это поступление и выбытие их в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. В соответствии с международным стандартом финансовой отчетности 7 «Отчеты о движении денежных средств» денежные средства включают в себя наличные деньги и вклады до востребования. Порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен правилами ведения кассовых операций, разрабатываемыми хозяйствующими субъектом самостоятельно в соответствии с учетной политикой. Касса - это специально оборудованное помещение, которое обеспечивает сохранность денег. Во время совершения операций двери запираются с внутренней стороны, ключи от сейфа или железного шкафа хранится у кассира, а дубликаты ключей в опечатанном пакете - у руководителя предприятия. Кассовые операции ведет кассир, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель обязан ознакомить его с порядком ведения кассовых операций и заключить договор о полной индивидуальной ответственности. Предусмотренные в договоре обязанности и ответственности сторон скрепляются подписями представителя администрации и кассира. При отсутствии кассира ведение кассовых операций осуществляет бухгалтер, с которыми также заключается договор о полной материальной ответственности. Предприятия получает наличные деньги со своих расчетных счетов, для этих целей им в банке выдается чековые книжки. Выписывая чек, субъект обязан указать в нем назначение требуемой суммы (на выплату заработной платы, на пособие или хозяйственные расходы и др.). для получения наличности субъект предварительно направляет в банк заказ на требуемую сумму. Документальное оформление и учет кассовых операций. Кассовые операции по приему наличных денег оформляются приходным кассовым ордером (ПКО ф. № КО-1), который подписывается главным бухгалтером или лицом, уполномоченным им. Операции, связанные с выдачей наличных денег оформляются расходными кассовым ордерам (РКО ф. № КО-2) или другими документами (платежные ведомости, заявление на выдачу денег) и проводится через контрольно-кассовый аппарат с фискальной памятью. До передачи в кассу ПКО, РКО регистрируется в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных документов (ф .№ КО-3). Прием и выдаче денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. При получении ПКО, РКО кассир обязан проверить: Наличие и подлинность на документах подписей главного бухгалтера, а на РКО - и подпись руководителя; Правильность оформления документов; Наличие перечисленных в документах приложений. Если не соблюдено хотя бы из этих требований, кассир возвращает документы в бухгалтерию. Все операции по поступлению и расходованию кассир записывает в кассовую книгу (ф. № КО-4), которая открывается на 1 год. При ее открытии все листы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и общее количество листов должно быть указано в последней странице кассовой книги. Книга опечатывается печатью и скрепляется подписями главного бухгалтера и руководителя. Записи в кассовой книге ведутся через копировку в 2 экземплярах. До начало записи ПКО, РКО в кассовой книге указывается остаток денег на начало дня. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день и выводят остаток денег на конец дня. Вторые экземпляры листов кассовой книги являются отрывными и служат отчетом кассира. Отчет сдается в бухгалтерию вместе с приложенными к нему первичными документами. Если на предприятии совершается ежедневно немного кассовых операций, то кассовые отчеты могут составляться 1 раз в 3-5 дней. Принятие от кассира отчет и документы проверяются работниками бухгалтерии, а контролирует за правильное ведение кассовой книги главный бухгалтер. При обнаружении выдачи из кассы денег, не подтвержденных распиской получателя в РКО, это сумма считается недостачей и взыскивается с кассира, при этом выписывается расходный кассовый ордер на имя кассира. Если сумма наличных денег не оприходована приходным кассовым ордером, то они считаются излишком кассы и зачисляются в доход субъекта путем выписки приходного кассового ордера. Синтетический учет кассовых операций ведется в подразделе 45 «Наличность в кассе», который включает счета 451 «Наличность в кассе в национальной валюте», 452 «Наличность в кассе в иностранной валюте». Основанием для записи операций на счетах 451, 452 являются кассовые отчеты. На счетах 451, 452 по дебету отражаются суммы поступивших наличных денег в кассу:
По кредиту счета 451 записываются денежные средств выплаченных из кассы:
Субъектами разрешается производить операции с иностранной валютой в разрешенных законодательством случаях. Учет наличности в иностранной валюты производится на счете 452 в соответствии с СБУ 9 «Учет операций в иностранной валюте». Следует иметь в виду, что по каждому виду валюты необходимо вести отдельную кассовую книгу, в которой совершенные операции будут отражаться в иностранной валюте. Курсовые разницы по отношению к инвалюте будут отражаться в связи со снижением курсы в тенге (Дт 452 КТ 525), в случае роста курса тенге (Дт 844 КТ 452). Записи в бухгалтерском счете по операциям в иностранной валюте должны отражаться на счетах бухгалтерского учета в валюте РК пересчитанных по курсу Национального банка РК на дату совершения операции. Операции по поступлению валютных средств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|