| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Аудит, его содержание и значениевозможность избежать споров между партнёрами, особенно в си туациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора; упрощение процедуры привлечения нового партнёра благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании; упрощение процедуры финансовой помощи благодаря представ лению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании; упрощение отношений с налоговыми органами, так как пров еренные аудитором счета вызывают большее доверие; возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем аудитора часто приглашают в качестве арбитра при ра зборе специфических спорных вопросов между партнёрами [20, с.10]. Следует разграничивать понятия самого аудита и аудиторской деятельности (таблица 1). Их нельзя отождествлять, поскольку аудиторская деятельность, помимо проведения аудита, включает еще и так называемые сопутствующие услуги, к которым можно отнести: · услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета; · составление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности; · анализ финансово-хозяйственной деятельности; · оценку активов и пассивов экономического субъекта; · консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и хозяйственного законодательства Республики Беларусь; · проведение обучения; · оказание других услуг по профилю своей деятельности. Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 25.06.2007 года окончательно разделены понятия «аудиторская деятельность» и «аудит». Термин «аудит» по всему тексту Закона употребляется исключительно в смысле аудиторской проверки. Предполагается, что в дальнейшем словосочетание «аудиторская проверка» из законодательства Республики Беларусь будет исключено [10, с.76]. Таблица 1 Характеристика аудиторской деятельности
Источник: [20, с.17] 2. Виды аудита и его организация в Республике Беларусь Аудит проводится по инициативе и требованию руководства организации для внутреннего пользования и анализа хозяйственной деятельности, а также проводится аудит, заключение о котором необходимо представлять в вышестоящие органы и в налоговую инспекцию. В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний (табл.2). Таблица 2 Особенности внутреннего и внешнего аудита
Источник: [20,с.37]. Внешний аудит -- это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации. Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских фирм или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью на территории Республики Беларусь. Целью внешнего аудита является проверка достоверности учетной информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых зависит финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность предприятия. Основными задачами внешнего аудита являются: · проверка учетных записей и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия; · оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь; · определение уровня организации бухгалтерского учета, его качества, правильности составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность предприятия и ее результаты; · проверка правильности исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), расчета прибыли и ее распределения; · проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими; · проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и правильности отражения операций по покупке и продаже валюты на бирже; · оказание помощи субъектам хозяйствования в создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами, участие в обсуждении кандидатур возможных деловых партнеров и контрагентов; · подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектами хозяйствования; · оказание помощи в оценке эффективности деятельности клиентов, защита интересов собственников и государства; · выражение мнения аудитора по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам; · составление финансовой отчетности и деклараций о доходах; · анализ финансово-хозяйственной деятельности; · оценка активов и пассивов предприятия; · консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам; · постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам его организации, налогообложения, расчетов; · обеспечение клиентов нормативными и инструктивными материалами; · организация бухгалтерского учета у предприятий-клиентов при отсутствии квалифицированных кадров или по другим причинам; · восстановление учета на основе предоставленной первичной документации. Внутренний аудит -- это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками. Цель внутреннего аудита -- оказание помощи административному аппарату субъекта хозяйствования в организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия. Объектом внутреннего аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17]. Главная задача внутренних аудиторов -- удовлетворение потребностей администрации и собственников в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам. Работниками органов внутреннего аудита выполняются следующие функции: · проверка состояния активов и пассивов подведомственных предприятий, организаций и учреждений, филиалов; · анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов; · проверка соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии; · поиск резервов упрощения структуры и удешевления содержания управленческого аппарата; · контроль за сохранностью имущества предприятий; · выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, фактов бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным злоупотреблениям; · контроль правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства. Однако внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему [4, с.12]. Кроме того, в экономической литературе выделяют и другие виды аудита. Таблица 3 Классификация видов аудита
Источник:[4, с.15]. Организация аудита в Беларуси Деятельность аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в т.ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Правила аудиторской деятельности подразделяются: республиканские правила аудиторской деятельности; внутренние правила аудиторской деятельности объединения а удиторских организаций или аудиторов; правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя. Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц [9, с.87]. Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь. Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими аудиторской деятельности. Главное управление аудита в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: организует работу по лицензированию аудиторской деятельно сти; ведёт государственный реестр аудиторов и аудиторских орган изаций; разрабатывает методологию аудита субъектов хозяйствования; контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организ ациями порядка осуществления аудиторской деятельности; разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопро сам осуществления аудиторской деятельности; участвует в работе по подготовке нормативной базы по вопросам, касающимся аудиторской деятельности; участвует в работе по сотрудничеству с международными ауд иторскими организациями, организует сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран; рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юридических лиц. Главное управление аудита имеет право: Ё требовать от структурных подразделений министерства необходимые разъяснения по представленным на рассмотрение и визирование материалы; Ё получать от должностных лиц и работников министерства информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на управление задач; Ё привлекать в установленном порядке работников структурных подразделений для участия в подготовке проектов нормативных и законодательных актов; Ё вносить предложения руководству министерства об отмене ведомственных нормативных актов, противоречащих законодательству или принятых с нарушением установленного порядка. Главное управление аудита возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый Министром финансов Республики Беларусь, который: |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|