реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит, его содержание и значение

возможность избежать споров между партнёрами, особенно в си

туациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;

упрощение процедуры привлечения нового партнёра благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании;

упрощение процедуры финансовой помощи благодаря представ

лению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;

упрощение отношений с налоговыми органами, так как пров

еренные аудитором счета вызывают большее доверие;

возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем аудитора часто приглашают в качестве арбитра при ра

зборе специфических спорных вопросов между партнёрами [20, с.10].

Следует разграничивать понятия самого аудита и аудиторской деятельности (таблица 1). Их нельзя отождествлять, поскольку аудиторская деятельность, помимо проведения аудита, включает еще и так называемые сопутствующие услуги, к которым можно отнести:

· услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;

· составление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности;

· анализ финансово-хозяйственной деятельности;

· оценку активов и пассивов экономического субъекта;

· консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и хозяйственного законодательства Республики Беларусь;

· проведение обучения;

· оказание других услуг по профилю своей деятельности.

Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 25.06.2007 года окончательно разделены понятия «аудиторская деятельность» и «аудит». Термин «аудит» по всему тексту Закона употребляется исключительно в смысле аудиторской проверки. Предполагается, что в дальнейшем словосочетание «аудиторская проверка» из законодательства Республики Беларусь будет исключено [10, с.76].

Таблица 1

Характеристика аудиторской деятельности

Содержание аудиторской деятельности

Аудит

Сопутствующие аудиторские услуги

Другие виды проверок

Другие сопутствующие работы

Цель оказания услуг

Выражение мнения о достоверности отчётности

Обзор допущенных предпринимателем нарушений

В зависимости от вида сопутствующих услуг

Степень выработки

До 100% с учётом величины (уровня) существенности

В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком

Не установлена

Доказательства типичных нарушений

Аудиторские доказательства на все виды нарушения

Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация

-

Уровень гарантии достоверности отчётности

Больший уровень гарантии

Меньший уровень гарантии

-

Формы отчёта

Аудиторское заключение

Отчёт аудиторской фирмы (аудитора)

Отчёт аудиторской фирмы (аудитора)

Виды аудиторской деятельности

Аудиторская проверка

Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка

Другие услуги, разрешённые действующим законодательством

Источник: [20, с.17]

2. Виды аудита и его организация в Республике Беларусь

Аудит проводится по инициативе и требованию руководства организации для внутреннего пользования и анализа хозяйственной деятельности, а также проводится аудит, заключение о котором необходимо представлять в вышестоящие органы и в налоговую инспекцию.

В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний (табл.2).

Таблица 2

Особенности внутреннего и внешнего аудита

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления

Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Объект

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учёта и отчетности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами аудита)

Определяются общепринятыми стандартами аудита

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотно-шения

Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнёрство, независимость

Субъекты

Сотрудники, находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалифика-ция

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Оплата

Начисление зарплаты по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответствен-ность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами

Методы

Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач

Отчётность

Перед собственниками и (или) руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передаётся клиенту

Источник: [20,с.37].

Внешний аудит -- это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации.

Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских фирм или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью на территории Республики Беларусь.

Целью внешнего аудита является проверка достоверности учетной информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета.

Объектом внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых зависит финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность предприятия.

Основными задачами внешнего аудита являются:

· проверка учетных записей и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;

· оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь;

· определение уровня организации бухгалтерского учета, его качества, правильности составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность предприятия и ее результаты;

· проверка правильности исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), расчета прибыли и ее распределения;

· проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;

· проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и правильности отражения операций по покупке и продаже валюты на бирже;

· оказание помощи субъектам хозяйствования в создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами, участие в обсуждении кандидатур возможных деловых партнеров и контрагентов;

· подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектами хозяйствования;

· оказание помощи в оценке эффективности деятельности клиентов, защита интересов собственников и государства;

· выражение мнения аудитора по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам;

· составление финансовой отчетности и деклараций о доходах;

· анализ финансово-хозяйственной деятельности;

· оценка активов и пассивов предприятия;

· консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам;

· постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам его организации, налогообложения, расчетов;

· обеспечение клиентов нормативными и инструктивными материалами;

· организация бухгалтерского учета у предприятий-клиентов при отсутствии квалифицированных кадров или по другим причинам;

· восстановление учета на основе предоставленной первичной документации.

Внутренний аудит -- это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками.

Цель внутреннего аудита -- оказание помощи административному аппарату субъекта хозяйствования в организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия.

Объектом внутреннего аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17].

Главная задача внутренних аудиторов -- удовлетворение потребностей администрации и собственников в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам.

Работниками органов внутреннего аудита выполняются следующие функции:

· проверка состояния активов и пассивов подведомственных предприятий, организаций и учреждений, филиалов;

· анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;

· проверка соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии;

· поиск резервов упрощения структуры и удешевления содержания управленческого аппарата;

· контроль за сохранностью имущества предприятий;

· выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, фактов бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным злоупотреблениям;

· контроль правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства.

Однако внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему [4, с.12].

Кроме того, в экономической литературе выделяют и другие виды аудита.

Таблица 3

Классификация видов аудита

Классификационный признак

Классификационная группа

1. В зависимости от назначения аудита

Внешний и внутренний

2. По степени необходимости проверок

Обязательный и инициативный

3. В зависимости от сферы деятельности

Финансовый и производственный

4. По видам деятельности субъектов хозяйствования

Банковский, страховой, фондовый и общий

5. По направлениям аудита

Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный (запасный), затратный, операционный, маркетинговый, экологический

6. В зависимости от интересов клиента

Бухгалтерской отчетности и специальный аудит

7. По частоте проведения

Систематический, периодический, эпизодический

8. По методу проверки

Сплошной и выборочный

9. По временным этапам и отношению к процессу управления

Предварительный, последующий и прогнозный

10. По охвату проверяемых вопросов

Полный (комплексный) и частичный (тематический)

11 . В зависимости от способа получения информации

Документальный и фактический

12. По способу работы с информацией

Ручной и автоматизированный

13. В зависимости от инициаторов проверки

Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных органов, аудит по инициативе собственников и акционеров

14. В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования

Аудит хозяйственных товариществ и обществ, проверка государственных и коммунальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций

15. По количеству проведенных проверок в организации

Впервые проводимый и очередной

16. По пользователям финансовой отчетности, подтвержденной аудитом

Руководство организации и структурных подразделений, собственники и акционеры, инвесторы и кредиторы и другие заинтересованные пользователи

Источник:[4, с.15].

Организация аудита в Беларуси

Деятельность аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в т.ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

Правила аудиторской деятельности подразделяются:

республиканские правила аудиторской деятельности;

внутренние правила аудиторской деятельности объединения а

удиторских организаций или аудиторов;

правила аудиторской деятельности аудиторской организации

или аудитора - индивидуального предпринимателя.

Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц [9, с.87].

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.

Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Главное управление аудита в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

организует работу по лицензированию аудиторской деятельно

сти;

ведёт государственный реестр аудиторов и аудиторских орган

изаций;

разрабатывает методологию аудита субъектов хозяйствования;

контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организ

ациями порядка осуществления аудиторской деятельности;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопро

сам осуществления аудиторской деятельности;

участвует в работе по подготовке нормативной базы по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;

участвует в работе по сотрудничеству с международными ауд

иторскими организациями, организует сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран;

рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юридических лиц.

Главное управление аудита имеет право:

Ё требовать от структурных подразделений министерства необходимые разъяснения по представленным на рассмотрение и визирование материалы;

Ё получать от должностных лиц и работников министерства информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на управление задач;

Ё привлекать в установленном порядке работников структурных подразделений для участия в подготовке проектов нормативных и законодательных актов;

Ё вносить предложения руководству министерства об отмене ведомственных нормативных актов, противоречащих законодательству или принятых с нарушением установленного порядка.

Главное управление аудита возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый Министром финансов Республики Беларусь, который:

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.