реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит, его содержание и значение

Аудит, его содержание и значение

Белкоопсоюз

Учреждение образования

«Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации»

Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа

по дисциплине «Теория финансов»

на тему «Аудит, его содержание и значение»

Выполнила студентка III курса

группы Нс-31з

специальности: Финансы и кредит

специализации: налоги и налогообложение

Жеребилова Анна Сергеевна

Научный руководитель:

Ассистент Козырев Дмитрий

Анатольевич

Гомель 2008

Реферат

Объем работы: 35 страниц, 2 рисунка, 4 таблицы, 22 источника

Наименование темы: Аудит, его содержание и значение

Ключевые слова: аудит, аудиторская организация, внутренний и внешний аудит, организация аудита в Беларуси.

Объект и предмет исследования: аудит, аудиторская деятельность в РБ.

Цель работы: изучение сущности аудита, его значения и развития в Республике Беларусь.

Используемые методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнительный метод

Полученные результаты: в процессе изучения материала по предложенной теме было рассмотрена сущность аудита, его развитие в РБ, проведён анализ аудиторской деятельности за предшествующий период, выявлены проблемы развития аудита на современном этапе.

Элементы научной новизны полученных результатов: проведение анализа развития аудита в динамике за 2005-2007гг. и I полугодие 2008 года.

Область возможного практического применения полученных результатов: аудиторская организация, учреждения образования.

Экономическая и социальная значимость работы: выявленные проблемы аудиторской деятельности и способы их решения позволяют объективно оценить положение аудита в Беларуси и разработать пути его дальнейшего развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_________________(подпись студента)

Содержание

Введение

1. Содержание и значение аудита.

1.1 История развития и место аудита в рыночной экономике.

2. Виды аудита и его организация в Республике Беларусь.

3. Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.

Заключение

Список использованных источников

Введение

В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих социальных вопросов.

По мере становления рынка в нашей республике всё большее значение будет приобретать такая форма финансового контроля со стороны собственников, как аудит. Аудит - это независимая экспертиза и проверка бухгалтерских счетов, регистров, отчётности и других документов с целью объективной оценки финансового состояния предприятия, а также оказание сопутствующих аудиту услуг, связанных с профессиональной деятельностью аудиторов и аудиторских фирм [2, с.3].

Содержание аудиторской деятельности многопланово, однако главное ее направление - подтверждение достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, а основная особенность -- независимость в установлении своих заключений. Достоверная информация о финансовом состоянии экономических субъектов -- основа доверия к партнерам, разработки и осуществления стратегии и тактики хозяйственной деятельности. Для понимания общественной роли аудита и профессиональных обязанностей аудитора необходимо выяснить, что такое аудит и как он проводится. Для познания сути и логики используемых аудитором методов и технических приемов проведения аудита следует понять условия и организационные рамки его осуществления. В международной практике накоплен огромный опыт в данной области в виде стандартов и норм аудита, который необходимо использовать при разработке национальных стандартов и в ходе работы аудиторов и аудиторских организаций.

Опыт управления предприятиями в условиях многоукладной экономики свидетельствует о необходимости организации аудита во всех сферах их деятельности.

Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в экономические отношения с субъектами хозяйствования по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Участники таких сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

Собственники предприятия, кредиторы, потенциальные инвесторы зачастую не имеют возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в объективных оценках профессионалов по этим вопросам.

Администрации предприятия в новых экономических условиях необходимо оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы. Эти обстоятельства также обуславливают необходимость своевременного получения качественной информации о деятельности различных подразделений предприятия.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо также государственным органам для принятия решений в области регулирования экономики и налогообложения. В ряде случаев в объективной экспертизе финансовой отчетности экономических субъектов и организации учета нуждаются следственные органы, суды, прокуратура для подтверждения интересующей их информации.

Для подтверждения достоверности финансовой отчетности, проверки объективности учета и финансовой дисциплины субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности и был сформирован аудит.

Аудит во всём мире давно уже превратился в инфраструктурную отрасль экономики. И в нашей стране создана достаточно слаженная служба, способствующая пополнению государственного бюджета. В республике Беларусь зарегистрированы и действуют два общественных объединения аудиторов. Однако их деятельность не очень активна. Пока, к сожалению, ими не решаются даже вполне посильные задачи. Поэтому развитие и совершенствование белорусского аудита является важной задачей на современном этапе.

В 2007 году компания САБ вошла в состав одной из ведущих мировых аудиторских фирм - KPMG, что говорит о соответствии компании всем необходимым стандартам и требованиям. Это позволит компании САБ занять достойное место в сети KPMG.

Но в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в РБ, а также его значение в современной экономике становится всё более актуальным.

Для изучения данной темы были использованы такие методы как анализ, синтез, сравнительный метод.

Целью курсовой работы является изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач (которые и определяют структуру работы):

рассмотреть содержание и значение аудита, его виды, а также о

рганизацию аудита в Республике Беларусь;

определить пути совершенствования аудита в Беларуси.

Следует отметить, что данная тема достаточно хорошо рассматривается как в учебной литературе, так и в периодической печати. Особо следует в

ыделить таких экономистов, аудиторов как Сорока Н., Заяц Н., Згировская М., Акулич Ю., Мишарева С. и другие.

1. История развития и место аудита в рыночной экономике

Ещё древние цивилизации Ближнего Востока (примерно 4000 г. до н.э.) создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы учитывать свои доходы и расходы, они должны были составлять отчёты. Это породило необходимость организации аудита, основной целью которого являлось уменьшение ошибок и злоупотреблений со стороны чиновников [13, с. 70].

История аудита берёт начало в Шотландии, где в 1853 году был официально утверждён Эринбургский институт аудиторов. Однако упоминания об этом явлении можно встретить в источниках более раннего периода. Так, ещё в XIV веке учёные книги фигурировали в качестве вещественного доказательства в суде. В XVI веке во многих странах действовал правовой контроль учётных книг, а в Англии аудиторами называли людей, занимавшихся проверкой учётных записей.

Родиной аудита принято считать Великобританию. Уже в 1844 году здесь был принят пакет законов, предписывающих акционерным компаниям поручать проверку бухгалтерских книг и счетов компаний независимым бухгалтерам. Последние обязывались отчитываться о результатах проверок перед акционерами.

На территории Российского государства предпринимались три попытки организовать независимый финансовый контроль: в 1891 г. (институт присяжных счетоводов), 1907 г. (институт бухгалтеров) и 1924 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов). Однако они все оказались безуспешными, не получив одобрения ни государства, ни общества.

Появление первых аудиторских организаций в СССР относится к 1987 году и совпадает с выходом постановлений о создании на территории государства совместных предприятий, согласно которым проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности новых предприятий должна была осуществляться за определённую плату хозрасчётными аудиторскими организациями.

В Беларуси развитие аудита началось в 1990 году, когда появились независимые хозрасчетные аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и другие. В 1991 году Совет Министров Республики Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной службе» от 30.09.1991 г. признал целесообразным создание в республике аудиторской службы в целях усиления действенности финансового контроля за соблюдением режима экономии, сохранности денежных средств и материальных ценностей, пресечения злоупотреблений и преступлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Этим же документом было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, заложившее основы её нормативной базы [6, с.144].

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учёте, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учёта и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан «Белаудитучцентр» при Белорусском государственном экономическом университете. В 1994 г. Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования [13, с.75].

Большую роль в становлении отечественного аудита сыграл Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (1994г.). Он определил основы осуществления аудита на территории страны, установил правила и порядок его проведения, регулирования отношений, возникающих, с одной стороны, между предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность (независимо от форм собственности и видов этой деятельности), и аудиторами и аудиторскими организациями - с другой.

Закон был изменён и дополнен в 2002 году. 25 июня 2007 года Президентом нашей страны был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

Становление рыночных отношений привело к появлению большого количества новых нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учёта и отчётности, налогообложения, порядок формирования себестоимости, которые не всегда своевременно в полном объёме доводятся до предприятий. Исходя из этого возникла необходимость создания аудита. Понятие аудит значительно шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчётности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчётов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

1. бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

2. бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

3. степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Развитие рыночных отношений в стране сопряжено с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские услуги в ближайшие годы значительно возрастёт. Это потребует повышения квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской службы, а также совершенствования правовых норм в сфере аудита [6, с.148].

1.1 Содержание и значение аудита

В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчётностью.

Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик» [13, с.76].

В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» уточнено понятие аудита. По своей сущности аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность по не зависимой проверке бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности других документов организации, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости - и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности и соответствии совершённых финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

В сфере аудиторской деятельности функционируют:

а) аудиторы - индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;

б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [6, с.145].

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

· возможность необъективной информации со стороны её составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

· зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

· необходимость специальных знаний для проверки информации;

· отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки её качества.

Рис 1.1 Факторы, обусловившие потребность аудита [4, с.7].

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной необходимости в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказывать такого рода услуги. Аудиторские услуги - услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и даёт возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Для обоснования необходимости аудита была создана теория агентов. Аудитор является агентом, действующим, как правило, от имени акционеров. По мере того как управляющие-собственники привлекают дополнительное внешнее финансирование, они постепенно теряют контроль над некоторыми аспектами бизнеса, особенно над вопросами финансовой отчётности и дальнейшего привлечения капитала. По мере увеличения внешних источников капитала растёт и потребность в современной и надёжной финансовой информации. Более того, последующие держатели акций и кредиторы, как правило, получают меньше, чем предыдущие, гарантий и прав на приоритетное получение выплат при возможном банкротстве предприятия. Для компенсации соответствующего риска акционеры и кредиторы требуют от администрации предприятия предоставления регулярной финансовой информации, а также настаивают, чтобы эта информация была подтверждена независимым третьим лицом (аудитором) таким образом, чтобы её можно было считать достаточно надёжной для принятия управленческих решений. Если, не управляя предприятием, собственники могут быть уверены в честности и аккуратности своих управляющих, а также в отсутствии фальсификации в периодически составляемой и предоставляемой им финансовой отчётности, то, согласно теории агентов, очевидна необходимость аудита. Но, объяснение с помощью этой теории функций аудита не ограничивается частным, коммерческим сектором экономики. Правительство и местные органы власти осуществляют управление с помощью прямых и косвенных налогов, взимаемых с избирателей. Последние требуют подтверждения со стороны независимого органа достоверности публикуемых сведений о пользе той или иной компании.

Компании, в которых администрация и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.