реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит, его содержание и значение

§ обеспечивает чёткую организацию работы по выполнению задач и функций, возложенных на управление;

§ вносить предложения о назначении, освобождении и перемещении работников управления, применении к ним мер ответственности и поощрения;

§ совместно с управлением кадров организует подбор и расстановку кадров, разработку и проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации работников управления;

§ утверждает положение об отделах и должностные обязанности работников управления;

§ в установленном порядке получает от структурных подразделений министерства необходимые для осуществления деятельности управления документы и материалы, а также знакомится с документами и материалами, находящимися в их пользовании и на хранении;

§ вносит предложения для обсуждения у руководства министерства и на коллегиях Минфина Республики Беларусь;

§ участвует в совещаниях, созываемых руководством министерства по вопросам, касающихся компетенции управления,

§ организует и проводит в установленном порядке совещания, семинары и другие подобные мероприятия; принимает участие в аналогичных мероприятиях, организуемых другими структурными подразделениями министерства по вопросам, касающимся компетенции Главного управления аудита;

§ даёт работникам управления обязательные для исполнения указания и требует отчёт об их выполнении;

§ подписывает документы текущей переписки по вопросам, не требующим решения руководства Минфина РБ, а также адресованные непосредственно управлению;

§ несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач, а также за обеспечение сохранения государственной тайны.

Главное управление аудита состоит из отдела методологии аудита и отдела лицензирования и контроля.

Основными функциями отдела методологии являются:

· разработка нормативной правовой базы по методологии аудита и участие в подготовке проектов нормативных актов по иным вопросам аудиторской деятельности;

· изучение практики аудиторской деятельности, обобщение поступающих вопросов, замечаний по применению законодательства по вопросам, входящим в компетенцию управления, разработка предложений по совершенствованию этого законодательства и внесение их на рассмотрение руководства;

· консультирование аудиторов, аудиторских организаций по вопросам методологии осуществления аудиторской деятельности;

· участие в разработке программ профессиональной подготовки аудиторов;

· рассмотрение возражений по материалам проверок соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями законодательства об аудиторской деятельности и подготовка заключений по ним;

· внесение, совместно с отделом лицензирования и контроля, предложений о лишении, приостановлении, аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

· обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию отдела;

· организация и проведение совещаний, семинаров по вопросам методологии аудиторской деятельности.

Основными функциями отдела лицензирования и контроля являются:

участие в разработке нормативной правовой базы по вопросам, входящим в компетенцию управления;

консультирование граждан, организаций по оформлению док

ументов, работе курсов, проведению экзаменов и другим вопросам, касающимся порядка лицензирования аудиторской деятельности;

разработка программ профессиональной подготовки аудиторов и вопросов квалификационных экзаменов на получение права осуществления аудиторской деятельности;

приём документов, предоставленных на получение лицен

зий, направление их в квалификационную комиссию, организация проведения квалификационных экзаменов;

выдача лицензий на осуществление аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;

подготовка предложений по в

опросам лишения, приостановления, аннулирования лицензий на аудиторскую деятельность;

контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организа

циями порядка осуществления аудиторской деятельности, установленного законодательством РБ;

обобщение, анализ материалов проверок, подготовка предлож

ений по устранению выявленных нарушений, повышению эффективности и совершенствованию аудиторской деятельности;

обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Основными структурными звеньями, непосредственно занимающимися аудиторской деятельностью, являются аудиторские организации и аудиторы-предприниматели без образования юридического лица, имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью, зарегистрированные в Государственном реестре аудиторов и аудиторских организаций.

Основными функциями аудиторских организаций являются:

экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества предприятия;

контрольно-ревизионная деятельность;

контроль достоверности бухгалтерского учёта и отчётности;

прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности пред

приятии, которое обеспечивается аудиторской фирмой по договору с заказчиков в случаях необходимости проведения глубокого исследования состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценки перспектив его развития и конечных результатов, разработки мероприятий по ликвидации убыточности и повышению эффективности производства.

Аудиторские организации также оказывают содействие хозяйственным организациям при создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами. Они принимают участие в обсуждении кандидатур возможных партнёров, сборе имеющейся информации об их деятельности, консультируют по правовым и организационно-экономическим аспектам создания совместного предприятия;

научное, методическое, информационное обеспечение деятельно

сти предприятия. Эта функция направлена на выполнение научно-исследовательских работ, разработку методических указаний по организации учёта, анализа внутреннего аудита, планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия;

постановка бухгалтерского учёта осуществляется в случаях, ко

гда само предприятие-клиент не организовало на должном уровне учёт из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам. При этом аудитором проводится работа по восстановлению учёта по просьбе предприятия, на основе имеющейся у него первичной документации;

консультационная функция реализуется аудиторскими фирмами в устной или письменной форме за соответствующую плату и проводится по вопросам организации учёта, налогообложения, внешнеэкономическим оп

ерациям и расчётам, по правовым вопросам, касающимся деятельности предприятия.

Для налаживания образцового учёта и контроля на обслуживаемых предприятиях аудиторские организации должны осуществлять деловое сотрудничество с местными финансовыми, налоговыми, банками и другими государственными контрольными органами.

Таким образом, деятельность аудиторских фирм состоит в проведении независимой экспертизы бухгалтерских балансов, финансовой отчётности и соответствия организации бухгалтерского учёта действующим нормативным положениям и указанию по его ведению, а также в оказании услуг по научному, методическому и информационному обеспечению деятельности контролируемых предприятий и организаций [14, с.88].

3. Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь

В настоящее время в экономической литературе выделяются основные направления развития аудита:

смещение акцентов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультационных услуг, и в связи с этим, - усиление роли аудито

ров как постоянных консультантов, владеющих полной информацией о деятельности клиента;

в аудиторском заключении всё больше внимания должно уд

еляться подтверждению не только финансовой отчётности, но и анализу и прогнозированию дальнейшего развития предприятия-клиента;

постепенный отказ от прямой проверки правильности действия учётного персонала и оценки компетенции и профессионализма администр

ации клиента. Появляется необходимость в разделении аудиторской оценки действий учётного персонала и правильности самой системы учёта;

в аудиторской практике должны чаще использоваться статисти

ческие методы при проверке деятельности предприятия и, в связи с этим, одной из основных задач аудита должно стать выявление предпринимательского риска и риска инвесторов. Кроме того, всё больше клиентов осознаёт необходимость отражения в аудиторском заключении будущих рисков, угрожающих предприятию;

усиления роли в аудиторских проверках внутреннего контроля, поэтому при проведении аудита является обязательный анализ системы внутреннего контроля с целью уменьшения аудиторского риска;

рост ответственности аудитора как перед клиентом, так и перед общ

еством в целом влечёт за собой усиление контроля качества выполняемых аудитором услуг, с одной стороны, и необходимостью правовой, страховой защиты аудитора - с другой [14, с. 78].

Организация учёта и аудита на предприятии сегодня невозможны без применения информационных технологий. Работники практически всех сфер хозяйственной жизни на производстве, в торговле, в сфере обслуживания используют в своей деятельности компьютеры. Но при этом далеко не все из них имеют надлежащее представление о возможностях современных компьютерных технологий и умеют максимально эффективно их использовать.

Распространение информационных технологий в экономике и, в частности, в бухгалтерском учёте принесло с собой масштабные революционные изменения. Информационные системы начали изменять обычную структуру управления. Если раньше считалось, что руководитель имеет достаточные знания для того, чтобы контролировать всю работу, то в информационной среде каждый работник имеет специфические, лишь ему присущие функции и знания. Кроме того, использование родственных информационных систем в управлении разными производственными системами приводит к единым методам ведения бизнеса. Таким образом, технологическая информационная среда разрушает постоянную иерархию, создавая на её месте более гибкие свободные структуры.

Вычислительная техника существенно повышает качество обработки информации. При этом применение компьютеров изменяет содержание и организацию работы учётного персонала: уменьшается количество ручных операций по обработке первичных документов, систематизации учётных показателей, заполнению регистров и отчётных форм. Учётная работа становится творческой, направленной на организацию и усовершенствование учёта.

Организация и проведения аудита также существенно изменяются. Теперь аудиторы оценивают не только работу учётчиков, но и качество алгоритмов обработки данных, реализованных в компьютерных программах.

Применение компьютеров значительно влияет на аудиторские процедуры. Однако следует иметь в виду, что контрольные функции автоматизируются труднее всего. Сама по себе компьютеризация учёта не может устранить утаивание краж и злоупотреблений из-за неправильного перенесения на электронные носители реквизитов, указанных в документах, введения фальсифицированных документов и т.п. Компьютер всегда одинаково оценивает ситуацию и процесс, поэтому вероятность ошибок контроля в условиях применения компьютеров значительно ниже. Таким образом, компьютерная программа обеспечивает лишь беспристрастность и точность контроля.

В отличие от ручных учётных систем, в которых записи делают на бумаге и аудитор рассматривает возможность уничтожения, подделки, замены бумажных документов, в условиях использования компьютерных информационных систем (КИС) аудитору приходится иметь дело с вопросами безопасности и надёжности компьютерных учётных систем. Аудитор проверяет ряд сугубо технических вопросов, которые не имеют прямого отношения к бухгалтерскому учёту, но оказывают непосредственное влияние на оценку аудитором риска системы контроля. В условиях применения КИС происходит взаимное проникновение разных по своему смыслу и субъектам видов контрольной и организационной деятельности.

Возник даже специальный термин - компьютерный аудит. Под компьютерным аудитом подразумевают оценку текущего состояния компьютерной системы на соответствие некоторому стандарту или предложенным требованиям. Этот термин используют специалисты по общей безопасности компьютерных информационных систем.

Обычно необходимость в компьютерном аудите возникает, если автоматизированная система предназначена для обработки конфиденциальной или секретной информации. Именно к таким принадлежат компьютерные системы бухгалтерского учёта. Для каждой категории информации на предприятии внутренними стандартами определяют нижний предел уровня безопасности автоматизированной системы. Проведение компьютерного аудита полезно также после построение автоматизированной системы и подсистемы его безопасности на этапе приёма в эксплуатацию. Это имеет целью оценку соблюдения установленных требований.

Компьютерные системы открыты для доступа к данным, поэтому в них должны чётко распределятся полномочия и права доступа к информации, а также должна быть введена система защиты от несанкционированного доступа.

Аудитор обязан обнаружить слабые места контроля КИС - рассмотреть как аппаратные, так и программные средства контроля, а также организационные мероприятия, например проверку целостности данных и отсутствие компьютерных вирусов.

Наиболее актуальным вопросом, который возникает с отказом от бумажных носителей бухгалтерских документов при применении КИС, является разработка способов юридического подтверждения достоверности данных, которые регистрируются.

Решение этого вопроса возможно при разработке компьютерных учётных программ путём:

§ проектирования специальных средств блокирования введения данных в случае пропуска каких-либо реквизитов;

§ наличия в программе средств идентификации лица, которое работает с терминалом;

§ специальных средств защиты информации.

Компьютеризация учёта существенно влияет на проведение аудита. Однако и сам компьютер может стать тем инструментом аудитора, который даёт возможность не только сократить время и затраты на проведение аудита, но и провести более детальную проверку, составив качественное аудиторское заключение и выдать рекомендации по стратегии, по направлениям и средствам улучшения финансово-хозяйственного положения предприятия.

Методы аудита с использованием компьютеров

Аудиторское программное обеспечение

Тестовые данные

Пакеты программ

Тестирование средств контроля в компьютерных прграммах

Программы специального назначения

Эталонные контрольные операции

Программы-утилиты

Использование «фиктивного» модуля

Рис. 2.1 Методы аудита с использованием компьютеров [3, с.173]

Проблема автоматизации контроля и аудита основывается на подходах к формализации этого процесса. Формализация, определённая в стандартах аудита, к сожалению, очень мало подходит для проведения качественной аудиторской проверки. В настоящее время невозможно полностью формализовать аудит таким образом, чтобы в итоге получить алгоритмы компьютерной автоматизации и при этом не снизить качества проверок.

Учитывая специфику аудиторской деятельности, требования к аудиторскому программному обеспечению могут быть следующими:

1. Наличие развитых средств контроля операций. Контроль может осуществляться не только в момент оформления документа или проводки, как принято в бухгалтерских программах, но и тогда, когда в этом возникает необходимость.

2. Гибкость. Поскольку аудиторам приходится работать с разными предприятиями и у каждого из них учётная политика, формы отчётности и даже план счетов, то программа должна быстро перенастраиваться на специфику. В компьютерных аудиторских системах должны учитываться как общие требования, так и особенности учёта фирм-клиентов.

3. Эргономичность. Это означает наличие средств для удобного введения больших объёмов информации, оперативного и простого формирования счетов. Другими словами, программа должна быть рассчитана не на программиста или оператора, а на аудитора, знания которого в области компьютерной техники могут быть ограничены.

4. Связь на уровне баз данных с бухгалтерскими программами. Необходимы дополнительные средства для введения и вывода данных, представленных в разных форматах. Аудиторское программное обеспечение должно отвечать таким требованиям, как простота освоения, быстродействие, профессиональная оперативная поддержка со стороны разработчиков.

Аудиторские процедуры следует проводить не с оригинальными файлами субъекта проверки, а с копиями этих файлов, поскольку любые изменения, которые осуществляются аудитором, и возможное повреждение, не должны влиять на данные компьютерной системы обработки данных. В том случае, когда контрольные данные обрабатываются в рамках обычного процесса обработки информации субъекта, аудитор должен убедится в том, что контрольные хозяйственные операции изъяты из учётных записей предприятия.

После освобождения от наиболее трудоёмких, монотонных и однообразных процессов сбора и обработки информации труд бухгалтера (аудитора) становится творческим и более эффективным, что даёт возможность сосредоточиться на предстоящим и текущем контроле, а также экономическом анализе. Бухгалтер перестаёт быть механическим исполнителем ручных операций и становится главным звеном в технологическом процессе учёта, контролирует и регулирует его.

Относится это и к аудитору, который должен понимать особенности функционирования компьютерной бухгалтерии, поскольку без этого невозможно проверить качество бухгалтерской отчётности и дать консультации по совершенствованию системы бухгалтерского учёта на предприятии [3, с. 147].

Качество работы некоторой части аудиторских организаций в настоящее время вызывает озабоченность как у пользователей аудиторских услуг и государственных органов, так и у аудиторов, заинтересованных в устойчивом развитии рынка аудиторских услуг и повышении престижа аудиторской профессии. Они всё более заинтересованы в соблюдении аудиторами правил (стандартов) аудиторской деятельности. Заказчикам аудита необходима полноценная и объективная информация о финансовом положении предприятия, состояния его бухгалтерского учёта. Пользователей бухгалтерской отчётности интересуют жизнеспособность экономического субъекта, отсутствие близких перспектив его банкротства, выполнение в ходе его деятельности принципа непрерывности деятельности.

Всем им нужен качественный аудит, а не формальное аудиторское заключение. Поэтому вопрос о контроле за качеством работы аудиторских организаций и проведением ими аудиторских проверок чрезвычайно важен.

В основе общего критерия оценки качества аудиторской деятельности следует рассматривать его общую значимость.

Контроль качества должен быть действенным и эффективным. Это определяется тем, что в высоком качестве аудита заинтересованы все участники рынка аудиторских услуг. Это позволяет разработать чёткие критерии выбора клиентом аудиторских организаций и критерии выбора аудиторскими организациями клиентов. Только наличие чёткой организации и вышеуказанных критериев будут способствовать действенному контролю качества проведения аудиторских услуг. Причём критерии выбора клиентом должны определяться собственником, а не руководством предприятия.

Важнейшим вопросом, который постоянно находится в поле зрения контролёров качества при проверке работы аудиторских организаций, является проверка наличия и эффективности функционирования систем внутреннего контроля качества аудиторских услуг.

Проверки, проведённые контролёрами качества, обусловили необходимость отхода от традиционного определения компонентов системы внутреннего контроля, включающих надлежащую систему бухгалтерского учёта, контрольную среду и отдельные средства контроля.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.