реферат бесплатно, курсовые работы
 

Валютные резервы и управление ими

Процесс опережающего роста поступлений денежной массы от гастарбайтеров по отношению к росту ВВП продолжается. И в республике для стерилизации валютных поступлений принимаются спонтанные меры далеко не системного характера. В качестве одной из таких мер, предпринятых НБМ, явилось недавнее повышение для коммерческих банков нормы обязательных резервов в размере 15 процентов от привлеченных средств в свободно конвертируемой валюте, подлежащих резервированию, взамен ранее действующего норматива в 10%. Ориентировочно эта мера приведет к дополнительному «замораживанию» от 40 до 50 млн долларов. Разумеется, до поступления в республику последующих 50 млн это временно снизит давление «излишней» валюты. Но при этом негативно отразится на стоимости кредитных ресурсов в иностранной валюте и эффективности банковской системы в целом. [45]

В молдавской экономике уже длительный период игнорируется один из основных экономических законов: опережающего роста производительности труда к росту его оплаты. А особенность этого закона такова, как и других экономических законов, что, если его не соблюдать относительно длительный период, то он все равно догонит соответствующим ростом инфляции. С 2001 года к 2006 производительность труда выросла почти в 1,6 раза, а заработная плата с учетом роста индекса цен на товары и услуги - в 1.9 раза. Средний размер пенсий с учетом роста этого же индекса - в 2,7 раза. [45]

В Молдове сложилась ситуация, когда инвестирование в импорт товаров обеспечивает более высокую доходность, чем вложения в собственное производство. Как следствие более высокой рентабельности операций по импорту товаров на внутренний рынок, капитал (в соответствии с законами рынка) обходит относительно низко рентабельное промышленное производство. Наблюдается наиболее негативное последствие «дармовых» денег - искажение структуры национальной экономики в ущерб сферам материального производства. Требуются срочные меры по оздоровлению экономики, которые заключаются в определении и развитии долгосрочных источников внутреннего роста.

Молдова сегодня проигрывает конкурентную борьбу даже в традиционно молдавских отраслях. По итогам 2006 года республика импортировала мяса и пищевых мясных субпродуктов на 19,3 млн долларов, а экспортировала всего 1,8 млн, т.е. с дефицитом 17,5 млн. Кожевенного сырья и кож, соответственно, на 18,1 млн и 9,9 млн с дефицитом 8,2 млн. Молока и молочных продуктов, яиц, меда натурального - на 15,1 млн и 10,4 млн с дефицитом 4,7 млн. Готовых продуктов из зерна хлебных злаков, муки, крахмала, молока, мучных кондитерских изделий - на 14,7 млн и 3,1 млн с дефицитом 11,6 млн. Овощей, некоторых съедобных корнеплодов и клубнеплодов - на 10,5 млн и 5,7 млн с дефицитом 4,8 млн. При положительном балансе съедобных плодов мы импортировали на 20,5 млн и алкогольных и безалкогольные напитков, уксуса - на 42,4 млн долларов. [45; 34]

В Молдове много говорится и о привлечении инвестиций. Но нужны не просто инвестиции, а инвестиции прямые в основной капитал. Нужны инвесторы с современными технологиями, конкурентоспособной продукцией и со своим рынком сбыта. Это должно стать одним из наших национальных приоритетов.

Особенно остро стоит проблема внедрения современных технологий в сельском хозяйстве. Потенциал молдавских инвесторов просто не сопоставим с финансовыми потребностями отрасли. Нужны огромные вливания.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что на сегодняшний день значение увеличения валютного резерва для экономики Молдовы играет огромное значение, так как при дефиците платежного баланса валютный резерв будет способствовать поддержке стабильности внутри страны при помощи регулирования валютных курсов.

Также валютный резерв позволит решить некоторые социальные вопросы, конечно не прямыми вливаниями, а косвенно воздействуя на предпринимательскую активность.

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫМИ РЕЗЕРВАМИ

3.1 Международный опыт управления валютными резервами, полезный для Республики Молдова

Опыт накопления валютных резервов развитыми странами, безусловно, может быть полезен Республике Молдова, однако следует все же обратиться в странам развивающимся, показавшим за последние 3 десятилетия огромных результатом в экономическом росте. Страны Азии, Южной Америки… Их опыт может оказаться более приемлемым для Молдовы, не обладающей энергетическими ресурсами, каковые сегодня являются определяющими в экономическом и политическом развитии многих стран.

По мнению американских экономистов, азиатские страны, занижающие валютный курс через накопление валютных резервов, не выполняют своей роли в процессе глобальной структурной перестройки, которая необходима для снижения американского торгового дефицита. Однако не учитывается тот факт, что эту роль им определила Америка. Но не хотят они участвовать в этом действе, где ими управляют, так как сами могут управлять своими ресурсами, экономикой, и хотят играть реальную роль мировой экономике. [31, с. 561]

Обратимся к истории. В 80-е же годы при Рейгане, когда тоже возрос дефицит торгового баланса США, главным виновником была признана Япония. Ее «убедили» ревальвировать иену: по «Плаза-соглашению» 1985 г. ее курс вырос почти в 2 раза - с 239 иен за доллар в 1985 г. до 128 в 1988 г. В 90-е годы роста в Японии практически не было, причем многие экономисты объясняют это именно ревальвацией второй половины 80-х годов. [48] В 30-е годы, в период «великой депрессии», многие страны прибегли к девальвациям, которые, вкупе с протекционистскими мерами, были призваны защитить внутренние рынки от иностранной конкуренции и получили название «политики ограбления соседа» («beggar-thy-neighbor-policies»). [46]

Китай быстро накапливает валютные резервы - с менее 5 млрд. долл. в 1978 г. до более 300 млрд. сегодня (не считая более 100 млрд. в Гонконге); Япония - с менее 2 млрд. долл. в начале 1960-х годов до более 500 млрд. сегодня; Тайвань - около 200 млрд.; Корея - более 100 млрд.; страны Юго-Восточной Азии - на Азию сейчас приходится почти 2/3 всех валютных резервов мира). Однако накопление резервов, как и накопление любых запасов, связано с издержками - с ограничением потребления. Больше того, резервы вкладываются обычно в самые надежные и ликвидные ценные бумаги - краткосрочные казначейские векселя западных стран, процент по которым низок, так что альтернативные издержки хранения резервов высоки. [31]

США и другие западные страны не наращивают резервы так быстро, как страны Восточной Азии и требуют ревальвации юаня вместо того, чтобы самим девальвировать доллар, накапливая резервы, то есть скупая другие валюты и золото за доллары.

В экономической теории реальный курс считается эндогенным, то есть предполагается, что он определяется обстоятельствами, а не политикой. Грубо говоря, это означает, что если в Молдове цены выросли вдвое, а в США остались без изменения, то в конце концов лей должен будет подешеветь вдвое по отношению к доллару - с 9 до 18 леев за доллар. Но это только при предположении, что валютные резервы не меняются, а если они меняются, то возникает неравновесный валютный курс. Занижение валютного курса через накопление резервов является мощным инструментом стимулирования роста для развивающихся стран.

Занижение курса через накопление резервов ведет к снижению импорта и к переключению спроса на отечественные товары. К тому же относительная зарплата и относительные цены снижаются. Поскольку номинальные заработки и цены отстают от повышения цен на импортируемые товары в результате девальвации, повышается прибыльность и создается потенциал роста. Кроме того, накопление резервов, занижающее валютный курс, стимулирует экспортно-ориентированный рост, который позволяет получить выгоды от равнения производителей на мировой, а не национальный рынок. Это особенно важно для развивающихся стран, которым по ряду причин прорваться на мировые рынки трудно, но для которых этот прорыв позволяет освоить западные технологии производства и управления. Наконец, накопление резервов позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции - потому что заниженный курс удешевляет национальные активы в долларовом исчислении, инвесторы воспринимают устойчивую способность властей накапливать резервы как сигнал, свидетельствующий о силе правительства и серьезности его намерений. Последовательность в политике вообще дорого ценится - она свидетельствует о высокой степени консенсуса среди элиты и о способности правительства противостоять неблагоприятной конъюнктуре. [41, с. 451]

Накопление резервов не является ни необходимым, ни достаточным условием роста: в стране может быть плохой инвестиционный климат или, того хуже, идет война, так что, несмотря на накопление резервов, темпы роста отрицательные; а может быть, как в развитых странах, при хороших институтах и работающем рынке, можно выйти на оптимальную траекторию роста и без потерь в виде накопления валютных резервов. Тем не менее, для стран, которым трудно добиться повышения темпов роста другими мерами, которые не могут улучшить институты, укрепить правопорядок и искоренить коррупцию, накопление резервов часто оказывается последним доступным средством стимулирования роста. В современном мире, где протекционистские тарифы уже не играют прежней роли, накопление резервов оказывается одним из мощнейших инструментов промышленной политики, защищающей внутренний рынок, стимулирующей экспорт и экономический рост.

Статистика подтверждает, что быстрее других при прочих равных условиях росли те развивающиеся страны, которые интенсивно наращивали резервы. Какая страна смогла увеличь ВВП на душу населения больше, чем все другие в последние 40 лет? Если не знаете, то вряд ли догадаетесь - Ботсвана, 6% среднегодового роста, или за 4 десятилетия более, чем в 10 раз - было $340 долларов на душу в 1960г., а стало почти $4000 (это в постоянных долларах 1995 г.). А какая страна имеет самые большие валютные резервы в мире по отношению к ВВП или к импорту? Та же Ботсвана - более 100% ВВП и на 2 года импорта (а 25 лет назад было менее 20% ВВП и на 3 месяца импорта). А какие еще страны имеют большие резервы? Юго-Восточная Азия, Китай, Маврикий, Чили, Ирландия - в общем, всем известные чемпионы роста.[48]

В 1997 г. во время азиатского валютного кризиса Китай, в отличие от многих других азиатских стран, не девальвировал юань (то есть произошла его ревальвация по отношению к другим подешевевшим валютам) и заслужил похвалы США и международных финансовых институтов. А сейчас США добиваются от Китая ревальвации юаня, так как считают, что он растет за счет Америки, за счет искусственного занижения стоимости своих товаров, экспортируемых в огромных количествах на американский рынок (дефицит США в торговле с Китаем в нынешнем году, видимо, превысит 150 млрд. долл. - больше, чем весь российский экспорт). Китайский профицит возвращается в США в виде вложений растущих китайских резервов в облигации американского казначейства. Иностранные кредиторы держат сейчас 1/3 американского государственного долга, причем доля азиатских инвесторов в ежегодных покупках долговых обязательств американского правительства иностранцами составляет 40% (европейских инвесторов - 43%). Если азиатские страны (или даже только Китай) откажутся покупать американские облигации (скажем, из-за очередного теракта в США), процентные ставки в США возрастут, уровень производства и реальных доходов снизятся, доллар резко подешевеет - только так можно будет улучшить торговый баланс. Идея американских властей состоит в том, чтобы не дожидаться обвала, а обеспечить смягчение удара путем постепенного удорожания юаня в сравнении с долларом: это удорожание должно снизить американский импорт из Китая и стимулировать американский экспорт в Китай.

США могли бы и сами снизить курс доллара через накопление собственных золотовалютных резервов, но не делают этого. Ведь накопление резервов связано с издержками (для США - особенно большими, так как большая часть их резервов - в золоте, а не в валютах других стран, а хранение золота никаких процентов не приносит, только расходы), а выгоды от накопления резервов в виде ускорения роста, которые получает Китай, США как развитая страна вряд ли получат. Вот Америка и пытается убедить Китай пожертвовать курсом юаня (а в конечном счете - экономическим ростом) для восстановления равновесия американского платежного баланса.

В разное время использовались разные источники пополнения золотовалютных резервов. Так, в Грузии совокупный объем международных валютных резервов к середине 2004 г. был пополнен поступлением транша МВФ. Он был выделен Грузии в рамках возобновленной программы финансовой поддержки «Стратегии по преодолению бедности и содействию экономическому росту». Для пополнения международных валютных резервов Национальный банк Грузии за тот же период приобрел часть свободно конвертируемой валюты на Тбилисской межбанковской валютной бирже. На обслуживание внешнего долга в первом полугодии 2004 г. из международных валютных резервов Грузии было использовано 28,1 млн. долл. Из этой суммы 7,4 млн. долл. направлено непосредственно на обслуживание взятого правительством внешнего долга (на выплату процентов и покрытие основных сумм), 20,7 млн. долл. - на погашение выделенных МВФ кредитов.

В ряде стран СНГ весьма благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по топливно-сырьевым ресурсам (особенно сырой нефти) способствует росту стоимостных объемов экспорта, увеличению поступлений свободно конвертируемой валюты, что является важным фактором равновесия платежных балансов, достижения их положительного сальдо. (Приложение 3)

Для тех стран СНГ, которые не располагают большими доходами от нефтяного экспорта, и поэтому не могут создавать стабилизационные фонды, одним из источников погашения внешнего государственного долга служат золотовалютные резервы и это следует учитывать.

3.2 Обоснование мероприятий по улучшению управления валютными резервами

В странах мирового сообщества кредитные системы организационно представлены двумя звеньями:

а) банковским (центральный банк, коммерческие банки, специализированные - инновационные, инвестиционные, ипотечные, сберегательные и др.);

б) специализированными кредитно-финансовыми институтами (инновационными, финансовыми компаниями, пенсионными фондами, лизинговыми фирмами, кредитными союзами и др.).

По масштабам проводимых операций и их значимости в обслуживании хозяйственного оборота на национальном и международном уровнях основным звеном в мировом сообществе считают банковскую систему. Таким звеном она является и в Молдове.

Из-за различий в банковском законодательстве пока не удалось достигнуть введения большинством стран взаимных режимов наибольшего благоприятствования в сфере финансовых услуг. Отсутствует согласованный перечень ограничений по допуску на рынки банковских услуг. Динамизм развития этих рынков, наталкиваясь на законодательные ограничения, препятствует взаимному проникновению банков на национальные финансовые рынки.

Национальные банковские системы ряда стран (например, небольшие страны - члены СНГ) в основном приспособлены к обслуживанию внутрихозяйственного экономического оборота. Будучи некрупными, им трудно участвовать в реализации масштабных совместных проектов.

В мировой практике применяются следующие основные формы валютной политики: дисконтная, девизная политики и ее разновидность - валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвация, ревальвация.

Дисконтная политика (учетная) - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется, прежде всего, противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок. [41]

Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Девизная политики осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Ее характерные черты - относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям. [41]

Девизная политика оказывает большое влияние на валютный курс, но временно и в ограниченных масштабах. Огромные затраты на валютную интервенцию не всегда обеспечивают стабилизацию валютных курсов, если рыночные факторы курсообразования сильнее государственного регулирования.

Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов. [41]

Режим валютных паритетов и валютных курсов является объектом национального и межгосударственного регулирования. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением страны зафиксировали в МВФ курсы национальных валют на основе рыночного курса по отношению к доллару и в соответствии с официальной ценой золота установили золотое содержание валют.

Двойной валютный рынок - форма валютной политики, занимающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов. Сущность его заключается в делении валютного рынка на две части: по коммерческим операциям и услугам применяется официальный валютный курс; по финансовым (движение капиталов, кредитов и др.) - рыночный. Заниженный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания платежного баланса. Когда расхождения коммерческого и финансового курсов были значительны, центральный банк осуществлял валютную интервенцию, чтобы их выровнять. Двойной валютный рынок обеспечивал некоторую экономию валютных резервов, так как уменьшилась потребность в валютной интервенции. [41]

Девальвация и ревальвация - традиционные методы валютной политики. Девальвация - снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным валютным единицам (СДР, ЭКЮ и др.), ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Страны предпринимают все возможные меры к тому, чтобы ее не проводить: стимулируют экспорт товаров, ограничивают импорт, поднимают учетный процент центрального банка, получают кредиты у МВФ в пределах своей квоты, используют имеющиеся у них золотовалютные резервы, поскольку девальвация свидетельствует о слабости валюты данной страны. Девальвацию валюты страны проводят в условиях хронически пассивного платежного баланса, усиления инфляции, относительного (по сравнению с другими странами) понижения темпов роста ВНП и когда предпринимаемые правительством жесткие меры оказываются мало эффективными. И вместе с тем девальвация всегда стимулирует экспорт товаров из страны, девальвировавшей валюту, что улучшает состояние торгового и платежного балансов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.