реферат бесплатно, курсовые работы
 

Валютные резервы и управление ими

Реальный эффективный курс национальной валюты (рассчитанный, исходя из уровня инфляции в странах коммерческих партнёров, и колебаний среднемесячного обменного курса, в сравнении с декабрем 2000 г.) в 2007 г. составил 102.7%, укрепившись на 10.5 п.п., по сравнению с 2006 г. (92.2%).

В структуре операций на внутреннем валютном рынке удельный вес валют составил: доллар США - 62.1%, евро - 34.2%, российский рубль - 2.8% и прочие неконвертируемые валюты - 0.9%. По сравнению с 2006 годом удельный вес доллара США уменьшился на 4.3 п.п. а удельный вес на евро увеличился на 4.4 п.п.

В период 2007 года валютные резервы увеличились на 515.6 млн. долларов США, с 775.3 млн. долларов США в конце 2006 г. до 1290.9 млн. долларов США в конце 2007 г., которые покрывают приблизительно 3.8 месяца импорта. (см. Приложение 2)

В 2007 г. денежная база увеличилась на 41.3% или на 2687.2 млн. лей и составила 9199.5 млн. лей. Рост денежной базы был обусловлен в основном ростом денег в обращении на 919.5 млн. лей и банковских резервов на 1767.8 млн. лей. Главным фактором, оказавшим влияние на рост денежной базы, стала нетто покупка Национальным Банком Молдовы валюты на межбанковском валютном рынке. Рост денег в обращении был обусловлен ростом заработных плат, пенсий и других выплат, в то время как рост банковских резервов основывается на увеличении обязательных резервов вследствие увеличения депозитов в национальной валюте (1010.0 млн. лей) и рост наличных денег в кассах коммерческих банках как следствие расширения объёма операций с наличностью и расширением сети банкоматов. (см. Приложение 3)

В течение 2007 года денежная масса М2 (деньги в обращении + депозиты в леях) увеличившись на 34.4%, по сравнению с концом 2006 года, составив 16781.1 млн. лей. В структуре денежной массы М2, сальдо депозитов в национальной валюте составило 10696.0 млн. лей (рост на 46.0%), деньги в обращении увеличились на 919.5 млн. лей (на 17.9%). (см. Приложение 3)

Денежная масса М3 (М2 + депозиты в иностранной валюте) увеличилась на 31.1% в соответствующий период, составив 25639.1 млн. лей, включая депозиты в иностранной валюте 1785.2 млн. леев.

Сальдо депозитов 2007 г. составило 19554.8 млн. лей, увеличившись на 41.9% по сравнению с 2006 годом, включая, депозиты в национальной валюте увеличились на 51.9%, а депозиты в иностранной валюте (выраженные в леях) увеличились на 31.5%. В этот период средневзвешенная процентная ставка по срочным депозитам в национальной валюте составила 15.05% годовых, средневзвешенная процентная ставка по срочным депозитам в иностранной валюте составила 5.95% годовых, увеличившись на 3.32% и 0.83% соответственно. (см. Приложение 3)

Эволюция депозитов подтверждает рост доверия к национальной валюты и её большую привлекательности по сравнению с иностранной валютой.

За 2007 г. сальдо кредитов в экономике выросло на 6083.1 млн. леев по сравнению с 2006 годом, составив 19851.0 млн. леев (или на 44.2% больше, по сравнению с 31.6% за соответствующий период 2006 г.), включая, кредиты выданные в национальной валюте возросли на 2911.2 млн. леев (34.2%) и объём кредитов в иностранной валюте увеличился на 3172,3 млн. лей (60.3%). (см. Приложение 3)

В 2007 г. в Республике Молдова функционировали 15 акционерных банков, в т.ч. 3 филиала иностранных банков. Общее количество банковских учреждений составило 1017, из которых 249 филиала и 768 представительств.

За 2007 г. банковская система Республики Молдова зарегистрировала позитивные результаты. Капитал I-го уровня по банковской системе вырос на 665.6 млн. леев (или на 17.5%) и составил 4464,7 млн. лей. Рост капитала позитивно сказался на стабильности банков и их способности поглощать риски от финансовых операций.

Доля иностранных инвестиций в капитале банков 2007 г. составила 65.2%, увеличившись по сравнению с 31.12.2006 г. на 2.5 п.п.

Уровень достаточности капитала с учетом риска продолжает оставаться на высоком уровне, составив 26.7% (нормативный минимальный уровень составляет 12.0%).

За 2007 год общие активы банковской системы выросли до уровня в 30043.1 млн. лей, на 7294.4 млн. леев (32.1%).

Доля неблагоприятных кредитов (субстандартных, сомнительных и безнадёжных) в общем объёме кредитного портфеля уменьшилась на 0.3 п.п. по сравнению с 31.12.2006, и составила 4.1% в 2007. Соотношение между фондом риска по кредитам и общим объёмом кредитов уменьшилось на 0.5 п.п. и составило 4.7%. (см. Приложение 3)

В течение 2007 года в структуре кредитного портфеля в соответствии с направлением инвестиционных операций, существенных изменений не произошло. Наибольшую долю в общем объёме кредитного портфеля 2007 г занимали кредиты, предоставленные промышленности и торговле - 46.8%, затем кредиты сельскому хозяйству и пищевой промышленности - 15.4%, потребительские кредиты - 14.0%, и ипотечные, на строительство и развитие - 12.3%.

Показатели ликвидности отражают способность банков погашать как текущие обязательства, так и долгосрочные обязательства. Таким образом, долгосрочная ликвидность (активы со сроком погашения 2 года и более/финансовые ресурсы со сроком изъятия превышающие 2 года ? 1), I принцип ликвидности, в 2007 составила 0.7. Текущая ликвидность (ликвидные активы выраженные наличными, депозиты в НБМ, Государственные Ценные Бумаги, чистые межбанковские кредиты со сроком возврата до 1 месяца/всего активы *100% ? 20.0%), II принцип ликвидности составил 33,8% в 2007.

Обязательства коммерческих банков увеличились на 6610.5 млн. лей (35.1%) по сравнению с началом года, и в 2007 г. составили 25429.7 млн. лей. Увеличение обязательств в большей части зависело от роста депозитов. (Приложение 3)

Рост базы получения доходов проявился вследствие наличия значительной доли активов, приносящих доходы, которые составили 85.9% или 25807.9 млн. леев от общих активов. Это позволило банкам получить в 2007 году чистый доход на сумму 818.9 млн. леев, на 335.7 млн. леев (69.5%) больше чем за соответствующий период 2006 года.

Рентабельность активов (чистая годовая прибыль/средние активы) и рентабельность акционерного капитала (чистая годовая прибыль/средняя акционерного капитала) в 2007 составила соответственно 4.1% и 25.3%. По сравнению с концом 2006 года оба показателя увеличились соответственно на 0.7 п.п. и 4.8 п.п.

Чистая процентная маржа (чистая прибыль соответствующая годовой процентной ставке) в 2007 г. составила 6.9%, несущественно увеличившись по сравнению с концом 2006 года, на 0.1 п.п.

Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. Снижение курса национальной валюты становится фактором инфляции. Рост курса имеет антиинфляционный эффект. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа - к ее сокращению. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Политика обмена иностранной валюты в Республике Молдова соответствует требованиям Международного Валютного Фонда:

- отсутствие ограничений на размер конвертируемых сумм;

- возможность репатриации (возвращения) дохода от иностранных инвестиций;

- отсутствие обязательств по переводу экспортных поступлений в национальную валюту.

Однако следует применить некоторые инструменты для совершенствования банковских операции с целью усиления их положительного влияния на экономику страны:

1) Создание условий для активизации инвестиционной деятельности, которая отвечает государственным интересам Молдовы.

2) Расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.

3) Повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения и платежа путем снижения уровня инфляции и установления относительно стабильного валютного курса.

4) Укрепление номинального курса национальной денежной единицы стало важным сигналом участникам денежного рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота -- для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.

5) Увеличение денежного предложения, проявляющееся в росте монетизации ВВП и росте денежного мультипликатора. В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег.

6) Либерализация валютного регулирования.

7) Укрепление доверия к банковской системе страны, выражающееся в обеспечении ее ликвидности и расширении ресурсной базы. Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали бы базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

О повышении доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки будет способствовать рост реальных доходов населения.

8) В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Развитие банковского сектора в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

Изменение структуры совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового сектора представляет собой долговременную тенденцию.

В целом экономика Республики Молдова вернулась на траекторию роста, пришедшую на смену десятилетию непрерывного спада и ухудшения уровня жизни. Меры макроэкономической политики, предпринятые в контексте роста внутреннего и внешнего спроса, способствовали прекращению экономического спада и обеспечили значительный рост внутреннего валового продукта (ВВП). В 2000-2006 годы реальный ВВП увеличивался в среднем на 5,9% в год, совокупный рост по отношению к 1999 году составил 49,5%.

Главным источником роста стало потребление в домашних хозяйствах, финансируемое большей частью за счет увеличения внутренних доходов (реальная заработная плата в этот период увеличилась примерно в 2,3 раза), а также за счет доходов резидентов от работы за рубежом. Более скромную лепту в экономический рост внесли инвестиции в основной капитал, которые увеличились на 81,5% по сравнению с 2000 годом и составили в среднем 15,7% от ВВП.

 Противодействие инфляционному прессингу осуществлялось путем увеличения усилий по стерилизации и замедлению роста денежной массы.

2.3 Практика управления валютными резервами

При размещении валютных резервов Нацбанк РМ руководствуется международно признанными критериями определения надежности банков - партнеров и установления лимитов на операции с ними. Нацбанк РМ также учитывает международную практику размещения валютных резервов, в соответствии с которой как в высокоразвитых, так и переходных экономиках средства валютного резерва размещаются в первоклассных зарубежных, а не отечественных банках. Указанная традиция объясняется двумя главными причинами.

Во-первых, активы в иностранных валютах всегда в конечном итоге размещаются у заемщиков в стране - эмитенте соответствующей валюты. Таким образом, и при передаче части средств валютного резерва отечественным коммерческим банкам последние будут переразмещать валюту на тех же рынках с единственным отличием - часть прибыли от такого размещения будет перераспределяться в пользу коммерческих банков (причем тем большая часть прибыли, чем более рискованным и менее качественным будет такое переразмещение). В силу своей малой известности на международных финансовых рынках и отсутствия инвестиционного рейтинга российские банки будут получать заведомо более низкий доход при размещении своих активов в первоклассных зарубежных банках, чем Банк России, имеющий в настоящее время достаточно высокую репутацию на мировом финансовом рынке. Это будет вынуждать российские банки обращаться к менее надежным заемщикам или переразмещать ресурсы на внутреннем валютном рынке, что значительно ухудшает качество активов, их надежность и ликвидность.

Во-вторых, говоря о размещении средств валютного резерва в отечественных коммерческих банках, фактически имеется в виду проведение операций по рефинансированию коммерческих банков, которое всегда должно осуществляться в национальной валюте. Система рефинансирования коммерческих банков, опосредованная иностранной валютой, подрывает устойчивость национальной валюты как единственного законного платежного средства на территории страны и не может нормально выполнять свои функции. Дополнительные сложности создает неизбежно возникающий выборочный подход при ее реализации.

Наконец, являясь членом МВФ, Молдова взяла на себя обязательства по осуществлению денежно-кредитной политики, включая достижение согласованных уровней валютных резервов. В соответствии с требованиями МВФ для всех стран - членов валютными резервами считаются только средства, размещенные в центральных и первоклассных зарубежных коммерческих банках.

Огромное значение для формирования резерва и управления им имеет валютный курс.

Официальный курс молдавского лея к доллару США рассчитывается на основании средневзвешенного курса всех сделок на валютном рынке Молдовы. При расчете курса берутся сделки, осуществленные с 12.30 предыдущего дня до 12.30 текущего дня на межбанковском и внутрибанковском рынке (банк-клиент). Курс рассчитывается автоматически на основе того, что реально сформировалось на рынке. Все остальные валюты пересчитываются по кросс-курсу на мировом валютном рынке, отслеживаемому в информационной системе REUTERS на 14.00. На данный момент курсы фиксируются, рассчитываются кросс-курсы по отношению к лею, которые становятся официальными. В случае, если валюта неликвидная, берется котировка Центрального банка - эмитента валюты.

В свою очередь, устойчивость валюты во многом определяет величина валютных резервов.

Структура валютных резервов НБМ отражает структуру обязательств, которые деноминированы в СПЗ (Специальные права заимствования - условная денежная единица, используемая МВФ).

От состояния золотовалютных резервов страны зависит бесперебойность ее международных расчетов, своевременность погашения и обслуживания внешнего государственного долга при временных нарушениях равновесия платежного баланса. В мировой практике и статистике золотовалютные резервы иначе называют резервами международных ликвидных средств. Эти резервы способствуют повышению суверенного кредитного рейтинга страны.

Обычно (если следовать мировой практике) золотовалютные резервы государства имеют две составляющие: а) централизованный запас золота; б) фонд иностранной валюты, владельцами которого выступают государственные валютные органы: Центральный банк, Министерство финансов. Обе разновидности считаются официальным резервом международных ликвидных средств. В разных пропорциях этот резерв состоит из:

- монетарного золота (страхового резервного фонда), ценности, которую можно продать на рынке, поместить в залог с целью приобретения денежных средств, необходимых для международных платежей;

- запаса иностранных валют, включающего валютные активы Центрального (Национального) банка и Министерства финансов в форме наличных денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках-нерезидентах с высоким рейтингом;

- резервной позиции в МВФ, в пределах которой страна-владелец имеет возможность автоматически и по первому требованию получить необходимые средства в свободно конвертируемой валюте;

- специальных прав заимствования (СДР), эмитируемых и распределяемых МВФ среди его членов в качестве резервного актива, предназначенного для урегулирования сальдо платежного баланса путем обмена на нужную иностранную валюту. При этом каждое государство создает такой их объем, который диктуется конкретной ситуацией, задачами внутренней и внешней политики, учитывая, в частности, пики погашения внешнего долга. Рекомендация МВФ гласит: объем валютных резервов центрального (национального) банка должен составлять сумму трехмесячного импорта (наиболее простой критерий). В мировой практике используется и другой усложненный критерий достаточности золотовалютных резервов государства: трехмесячный импорт плюс годовые выплаты по внешним государственным и всем корпоративным долгам страны. [36, c. 18]

Национальные банки придерживаются определенного режима использования золотовалютных резервов. Золотовалютные резервы обеспечивают взаимодействие двух механизмов: внешнего - валютного и внутреннего - денежного обращения. Отношение разных стран СНГ к структуре золотовалютных резервов неодинаково.

В Армении, например, принято решение отказаться от золотого запаса в составе внешних валютных активов. Такую позицию Национальный банк объясняет тем, что его внешние резервы вдвое меньше государственного долга страны. Учитывается также и то, что доходность золотых депозитов низкая в сравнении с валютными. Поэтому предпочтение отдается накоплению внешних резервов в евро, долларах США, СДР, имея в виду их высокую доходность.

Последние 5-7 лет все мы стали замечать последствия необычного для Молдовы феномена, когда в республику начали поступать во все возрастающих объемах деньги от молдавских гастарбайтеров. С одной стороны, это безусловное благо стало спасением от нищеты для значительной части наших сограждан, а с другой, масштабы этих поступлений стали настолько значительны, что вызвали кардинальные макроэкономические изменения, включая и негативные. Эти симптомы весьма характерны для известной в мировой практике «голландской болезни».

Возникновение термина «голландская болезнь» связано с открытием в конце 50-х - начале 60-х годов месторождений природного газа в Северном море у берегов Голландии. Последовавший за этим рост экспорта природного газа, затраты на добычу и реализацию которого были просто не сопоставимы с получаемой денежной выручкой, принес в страну огромную массу «дармовых» денег. И это повлекло за собой, как известно, существенное удорожание национальной валюты по отношению к зарубежным валютам, что негативным образом сказалось на других экспортно-ориентированных отраслях. Т.е. под «голландской болезнью», прежде всего, подразумевается рост реального обменного курса за счет увеличения объемов экспорта ресурсодобывающих отраслей с высокой природной рентой, что в последствие оказывает негативное воздействие на другие отрасли и на экономику в целом. [45]

Молдова, к сожалению, практически, не имеет природных запасов углеводородного и других видов сырья. Тогда о какой «голландской болезни» может идти речь? Да, источник «незаработанных» страной денег иной, но беспрецедентное давление поступлений от гастарбайтеров на экономику республики таково, что налицо, фактически, все симптомы «голландской болезни».

При «голландской болезни» основная масса «дармовых» денег поступает прямо в государственный бюджет путем взимания с экспортеров различных рентных платежей. И у государства появляется возможность без ущерба для экономики стерилизовать «излишнюю» денежную массу. Россия, как известно, решила эту проблему, формируя стабилизационный фонд. Особенность «голландского» синдрома молдавской экономики заключается в том, что деньги гастарбайтеров поступают не в бюджет, а непосредственно вбрасываются на внутренний рынок. [45] Для стерилизации «излишней» валютной денежной массы Национальный банк Молдовы вынужден опережающими темпами наращивать валютные резервы, скупая валюту за молдавские леи (по сравнению с 2001 годом валютные резервы выросли с 227,3 млн долларов, до 1028,7 млн в 2007 г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.