реферат бесплатно, курсовые работы
 

Валютные резервы и управление ими

II. ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

2.1 Регламентирование формирования валютных резервов Нацбанка Республики Молдова

Формирование и использование валютных резервов страны подлежат нормативному регулированию. Рассмотрим положения законодательства Республики Молдова в части регулирования валютных резервов. Следует отметить, что подобное регулирование является многоступенчатым, поскольку непосредственное управление валютным резервом отнесено к компетенции Нацбанка Республики Молдова и Министерства финансов Республики Молдова, и сам валютный резерв формируется из многочисленных статей, которые, в свою очередь регулируются законодательством. Рассмотрим основные из них.

Согласно Регламенту по валютному регулированию на территории Республики Молдова экономические агенты - резиденты Республики Молдова обязаны обеспечить поступление на свои счета в уполномоченных банках денежных средств (как в иностранной валюте, так и в молдавских леях), полученных от экспорта или от других внешнеэкономических сделок, в сроки, предусмотренные Законом N 1466-XIII от 28.01.98 г. «О регулировании репатриации денежных средств, товаров и услуг, полученных в результате внешнеэкономических сделок» - это одна из основных статей формирования валютных резервов. [14]

Организации, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право конфисковывать (изымать) иностранную валюту, также продают ее уполномоченному банку, если иное не установлено Национальным банком Молдовы.

Национальный банк Молдовы через банки отслеживает поступление денежных средств, причитающихся за экспорт товаров, осуществленный экономическими агентами - резидентами Республики Молдова. Порядок осуществления контроля устанавливается нормативными актами Национального банка Молдовы.

Согласно Закону РМ о Национальном банке Молдовы [2] Национальный банк на своем балансе содержит международные валютные резервы государства, представленные следующими активами:

а) золотом;

b) иностранной валютой в виде банкнот и монет или банковскими

счетами за рубежом в иностранной валюте;

с) любыми другими международно признанными активами;

d) векселями, оплачиваемыми в иностранной валюте;

е) долговыми обязательствами, выраженными и оплачиваемыми в иностранной валюте, выпущенными или гарантированными иностранными

государствами, их центральными банками или международными финансовыми публичными организациями, а также заключенными или гарантированными ими соглашениями по форвардным операциям и об обратной покупке.

Основными критериями выбора резервных активов являются обеспеченность основных сумм и их ликвидность.

Национальный банк поддерживает международные валютные резервы на уровне, необходимом, с его точки зрения, для реализации денежной и валютной политики государства.

В случае сокращения международных валютных резервов или отмеченной Национальным банком тенденции к их сокращению до уровня, способного нанести ущерб проведению валютной политики или своевременному выполнению международных операций, Национальный банк представляет Парламенту и Правительству доклад о состоянии международных резервов и о причинах, приведших или могущих привести к их сокращению, содержащий рекомендации по исправлению положения. Национальный банк продолжает представлять такие отчеты и рекомендации до тех пор, пока не сочтет положение исправленным.

Отраженные в годовом балансе валютные прибыль и убытки (внереализационные) Национального банка, связанные с изменением оценки активов и пассивов, представленных в виде золота, специальных прав заимствования или иностранной валюты, вызванным изменением цен или обменного курса вышеуказанных активов и пассивов относительно лея, учитываются и компенсируются следующим образом:

а) чистые валютные прибыль и убытки (внереализационные) уравновешиваются соответствующей суммой на специальном счете в балансе Национального банка (резервный счет курсовой разницы);

b) сумма, зарегистрированная на резервном счете курсовой разницы, соответствующая чистым валютным убыткам, гарантируется негоциируемыми долговыми обязательствами с процентами на рыночном уровне, выпущенными Правительством для Национального банка и хранящимися им на отдельном счете (ценные бумаги резервного счета курсовой разницы); по истечении четырех месяцев после окончания финансового года общая базовая сумма данных долговых обязательств, держателем которых является Национальный банк, увеличивается или уменьшается в зависимости от необходимости восстановления равновесия между этой суммой и суммой, учтенной на резервном счете курсовой разницы как чистые валютные убытки по состоянию на конец соответствующего финансового года;

с) указанные в настоящей статье чистые прибыль и убытки не учитываются при расчете годового дохода Национального банка.

Национальный банк может заключать платежные и клиринговые соглашения или любые другие договоры подобного рода с центральными, публичными или частными клиринговыми учреждениями других стран как от своего имени, так и от имени и по поручению государственных органов.

Национальный банк Молдовы поддерживает режим плавающего валютного обменного курса и устанавливает официальный курс молдавского лея по отношению к доллару США на основе преобладающих валютных курсов на внутреннем валютном рынке.

В данном контексте, Национальный банк Молдовы оставляет за собой право осуществлять валютные вмешательства с целью смягчения чрезмерных колебаний официального курса и пополнения международных валютных резервов. В качестве инструментов валютной политики использует прямые вмешательства на внутренний валютный рынок, в том числе сделки форвард, а также обратные валютные операции своп.

При осуществлении валютной политики, Национальный банк Молдовы преследует цель поддержания международных валютных резервов на достаточном уровне для покрытия около 3-х месяцев импорта и проводит пруденциальную валютную политику в соответствии со своей главной целью обеспечения и поддержания стабильности цен, а также осуществляет размещение международных резервов государства в инвестиционные инструменты, соответствующие критериям надежности и ликвидности. [18]

С 1992 г. Республика Молдова стала членом Международного валютного фонда (МВФ), обязуясь систематически представлять МВФ информацию о развитии национальной экономики, в том числе статистические документы по внешнему сектору.

На основе Закона о Национальном банке Молдовы, управление платежным балансом Нацбанк Молдовы разрабатывает Платежный баланс, который является макроэкономическим счетом, резюмирующим в систематическом порядке сделки резидент-нерезидент за определенный период времени. По Платежному балансу, содержащему притоки, составляется статистический документ «Международная инвестиционная позиция» - инструмент эволюции резервов финансовых активов и пассивов в конце периода по иностранным партнерам. Управление платежного баланса Национального банка Молдовы несет также ответственность и за разработку статистики внешнего долга страны. [2]

Методология составления Платежного баланса Молдовы имеет в основе методологические нормы, выпуск V Международного валютного фонда и находится в постоянном развитии в соответствии с экономической эволюцией. Главный методологический принцип - удвоенные поступления - обеспечивающий регистрацию информации о международных сделках по двум балансовым счетам, текущий счет и счет капитала и финансов, позволяет сделать анализ экономических событий, как через статистику реального сектора, так и финансового. [18]

Платежный баланс и международная инвестиционная позиция являются статистическими документами, отражающими эволюцию внешнего сектора национальной экономики. Они составляются ежеквартально и ежегодно. Платежный баланс разрабатывается в общем представлении по регионам и странам партнерам (Украина, Румыния, Россия, Германия, Беларусь).

Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. Снижение курса национальной валюты становится фактором инфляции. Рост курса имеет антиинфляционный эффект. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа - к ее сокращению. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. [32, c. 112]

В условиях увеличения темпов роста уровня инфляции, увеличения инфляционных ожиданий и некоторых существенных давлений на валютный курс один из инструментов денежной политики, используемый НБМ, был норма обязательного резервирования, которая представляет способность замораживания избыточной ликвидности и снижения темпов роста кредитования.

Сумма обязательных резервов в леях 2007 г. составила 1946,1 млн. лей, увеличившись на 1010,0 млн. лей или примерно в 2.1 раз по сравнению с концом 2006 года, а обязательные резервы в долларах США и в евро составили соответственно 69.0 млн. долларов США и 67.3 млн. евро, по сравнению с предыдущим годом рост составил 38.9 млн. долларов США и 43.4 млн. евро. (Приложение 1)

Увеличение обязательных резервов в молдавских леях и в иностранной валюте было обусловлено как ростом объёмов привлечённых средств, так и увеличением нормы обязательного резервирования до 15.0% от привлечённых средств.

В целях дальнейшего поддержания стабильной финансовой ситуации в банковской системе, основанных на рыночных механизмах и эффективном использовании внутренних процедур банков по оценке и управлению рисками, Национальный банк Молдовы способствует усовершенствованию внутрибанковских процедур контроля, основанных на росте уровня транспарентности банковских операций. Повышенное внимание уделено:

усовершенствованию эффективных процедур оценки активов, в т.ч. прочих за исключением кредитов, и условных обязательств банков;

дальнейшему достижению высокого уровня транспарентности банковских собственников и подверженности рискам;

деятельности банков по привлечению и идентификации клиентов и их бенефициантов, а также по дальнейшей мониторизации банковских счетов и операций.

Одна из политик снижения денежной массы Нацбанка РМ - увеличение оборота наличных средств на денежном рынке считается одним из факторов, влияющих на рост инфляции. Чтобы снизить темпы инфляции, правительство Молдовы решило увеличить объем безналичных расчетов. Это будет возможным при условии массового перечисления зарплат на банковские карточки. Еще компетентные структуры надеются на популяризацию методов безналичной оплаты товаров и услуг, к примеру, при помощи пост-терминалов.

Ограниченное число наличных денег на рынке поможет Нацбанку РМ эффективнее контролировать уровень инфляции. В свою очередь, Нацбанк продолжает скупать в обменных кассах наличную валюту, что позволяет сдерживать инфляцию, а заодно и пополнять свои резервы почти до 1 миллиарда долларов. Несмотря на старания Нацбанка, уровень наличности на рынке «подпитывается» денежными переводами молдавских гастарбайтеров. Характерно то, что большая часть переводов в Молдову обналичивается родственниками гастарбайтеров и быстро тратится на оплату коммунальных счетов, а также на приобретение предметов быта. Эта потребительская тенденция быстрого «выброса» на рынок наличных денег также негативно влияет на уровень инфляции.

2.2 Анализ валютных резервов

Как нами было уже показано, валютные резервы Нацбанка - это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты.

Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

Нацбанк самостоятельно определяет формы и методы управления валютными резервами, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень надежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др. Об этом говорится в Законе о национальном банке Республики Молдова. [2]

В целях поддержания валютных резервов на приемлемом уровне Нацбанк РМ осуществляет управление валютными резервами, т.е. формирование их оптимальной структуры и рациональное их размещение.

Нацбанк периодически пересматривает структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

В настоящее время главной резервной валютой, в которой центральные банки держат свои золотые запасы, продолжает оставаться доллар США. Это же характерно и для Молдовы. Однако в Молдове большая доля в валютных резервах принадлежит СДР. (см. Приложение 1)

Нацбанк использует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей. [2]

Чистые международные резервы НБМ в конвертируемых валютах определяются как валовые резервы за вычетом обязательств по резервам в конвертируемых валютах. В целях наблюдения за выполнением программы валовые резервы НБМ определяются как монетарное золото, авуары в СДР, резервная позиция в МВФ, а также легкодоступные валютные авуары НБМ в конвертируемых валютах, включая авуары в ценных бумагах, выраженных в конвертируемых валютах и выпущенных правительствами или центральными банками государств-членов ОЭСР. Из резервных активов исключаются взносы по подписке в капитал зарубежных финансовых учреждений, долгосрочные нефинансовые активы, средства, выделенные Всемирным банком и предназначенные для перекредитования и осуществления проектов, активы в неконвертируемых валютах, иностранные активы, выделенные в залог или связанные какими-либо иными обязательствами, а также проценты, начисляемые по обязательствам по резервам. Обязательства по резервам в конвертируемых валютах определяются как использование кредитов Фонда, а также обязательства НБМ в конвертируемых валютах перед нерезидентами с изначальным сроком погашения до одного года включительно. Из обязательств по резервам исключаются обязательства с изначальным сроком погашения более одного года. [6]

В целях наблюдения за выполнением программы позиции баланса НБМ, выраженные в долларах США, оцениваются по обменному курсу, установленному в программе.

Целевые показатели чистых международных резервов и валовых резервов Нацбанк повышает на паритетной основе, на сумму, эквивалентную любому внешнему (бюджетному) финансированию сверх указанных сумм, или соответственно понижены при неполучении каких-либо средств из-за временных задержек любого фактического перечисления сумм после предполагаемых дат. [2]

Выполнение целевых показателей контролируется на основании счетов НБМ.

НБМ предоставляет Фонду данные по согласованной форме в течение 7 дней по окончании каждого месяца.

В своей деятельности Нацбанк учитывает, что попытки замедлить темпы роста курса национальной валюты приводят к увеличению объемов золотовалютных резервов и, следовательно, к дополнительной денежной эмиссии, намного превышающей потребности экономики. В результате денежно-кредитная система становится разбалансированной, ускоряется инфляция. В экономиках таких стран существенно возрастают риски, снижается качество проводимой экономической политики, темпы роста ВВП замедляются.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Нацбанка РМ выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса.

К денежной базе относится сумма:

наличных денег в обращении, в том числе в нефинансовом секторе и в кассах коммерческих банков;

обязательных резервов коммерческих банков в Нацбанке;

средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Нацбанке.

Всю денежную массу можно представить как совокупность денежных агрегатов. Общепринятая практика определения денежных агрегатов следующая: при построении этих агрегатов каждая последующая величина возрастает на предыдущую.

Под «денежным агрегатом» понимается любая из нескольких денежных форм (активов), служащих конкретным выражением денежной массы. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности денежных активов.

Известны следующие денежные агрегаты:

МО -- наличные деньги;

Ml -- сюда включаются наличные деньги (МО), остатки средств на расчетных, текущих счетах, счета до востребования, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда -- кредитные карточки;

М2 -- состоит из Ml плюс срочные вклады небольших размеров и другие легколиквидные сбережения (т. е. сбережения, легко обратимые в наличные деньги);

МЗ -- состоит из М2 плюс срочные вклады крупных размеров;

М4 -- включает МЗ плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии -- три, в Англии и Франции -- два.

Для расчета совокупной денежной массы в Республике Молдова предусмотрены следующие денежные агрегаты, установленные Нацбанком:

МО -- наличные деньги;

Ml -- равен агрегату МО плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования;

М2 -- состоит из Ml плюс срочные вклады;

МЗ -- включает М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Наделенный государством эмиссионным правом Нацбанк РМ является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Переход к экономике рыночного типа предполагает повышение эффективности и оперативности осуществления денежно-кредитной политики на макроуровне, которые могут быть достигнуты благодаря использованию экономико-математических методов анализа, прогноза состояния денежного оборота и его соотношения с соответствующими макроэкономическими показателями, дефицитом госбюджета, уровнем цен и пр.

Проанализируем деятельность Нацбанка РМ на валютном рынке. Эволюция главных показателей внутреннего валютного рынка в течение 2007 года в большей части зависела от: (I) увеличения объема ликвидности иностранной валюты внутренним валютном рынке; (II) обесценивание обменного курса американского доллара в отношении к евро и к другим валютам на международном валютном рынке.

На международном валютном рынке было зафиксировано снижение курса доллара США по отношению к: евро на 12,0%, фунту стерлингов - 5,2% (косвенная котировка), японская йена - 7,4%, швейцарский франк - 8,4% и к канадскому доллару на 14,6%. Из всего изложенного можно сделать вывод, что падение курса американского доллара - это международное явление и не характерно только для региона или только для Республики Молдова.

За 2007 г. чистое предложение валюты со стороны физических лиц составило 1.53 млрд. долларов США, на 40,7% больше по отношению к соответствующему периоду 2006 г. Чистый приток прямых инвестиций, портфельные инвестиции и кредиты, выданные аффилированным лицам, составили - 184,3 млн. долларов США, увеличившись в 15.6 раз, по сравнению с 2006 годом (11.8 млн. долларов США). [34]

Чистый приток частных внешних кредитов, грантов и техническая помощь составили - 159.0 млн. долларов, увеличившись в 2.3 раза по сравнению с 2006 годом (69.0 млн. долларов США). Данный излишек валюты привёл к укреплению обменного курса национальной валюты по сравнению с курсом доллара США и потребовал от Национального Банка проведение интервенций на внутреннем валютном рынке с целью смягчения чрезмерных колебаний обменного курса.

На протяжении 2007 года с целью пополнения валютных резервов и для смягчения чрезмерных колебаний обменного курса национальной валюты в соотношении с долларом США, НБМ осуществил операции на внутреннем валютном рынке по покупке иностранной валюты в эквиваленте 319.2 млн. долларов США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.