реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система Китая

Введение в приграничной зоне прямых расчетов "рубль - юань", хотя и активизировало партнерские отношения между дальневосточными и китайскими банками, все же не стало основой взаимовыгодного сотрудничества. Потому что как в приграничной торговле, так и в межбанковских расчетах Китай "медленно, но верно" реализует исключительно свои интересы, в том числе допускает либерализацию в расчетах только по тем видам услуг, в продвижении которых заинтересован именно он, а не российская сторона. Например, Россия предлагает проводить расчеты в национальных валютах сопредельных государств по туристическим услугам, на что Китай отвечает отказом.

В целом, можно полагать, что дальнейшее развитие межбанковского сотрудничества, развитие системы корреспондентских отношений банков, расположенных в приграничных российско-китайских регионах, ориентированное на расширение межбанковских расчетов по приграничной торговле, является фактором цивилизованного развития внешнеэкономических связей, формирующим культурное и экономическое трансграничное пространство.

В последние годы Государственный банк развития Китая активно развивает сотрудничество с российскими банками. Так, 26 марта 2007 г. в Москве ГБР с тремя российскими банками (Внешэкономбанком, Внешторгбанком и Сбербанком) были подписаны соглашения о сотрудничестве. Так, Внешэкономбанком при участии губернатора Красноярского края было подписано соглашение с ГБР об инвестициях в этом регионе. С Внешторгбанком было подписано базовое соглашение, а со Сбербанком России - соглашение о сотрудничестве. Все три соглашения, подписанные ГБР с тремя российскими банками, направлены на развитие сотрудничества в банковской сфере, предоставление банковских услуг предприятиям двух стран.

Кроме перечисленных трех российских банков ГБР налажены хорошие деловые отношения с администрацией острова Сахалин, Красноярским регионом. На конец 2006 г. непогашенная сумма кредитов, предоставленных ГБР российской стороне, составила 6,7 млрд дол. ГБР также активно способствует культурному обмену двух стран, при его непосредственной поддержке состоялась экспозиция предметов Императорского дворца Гугун в музее Московского Кремля.

Экспортно-импорный банк также активно развивает сотрудничество с российской стороной. В Москве 26 марта 2007 г. подписан договор между Внешторгбанком России и Эксимбанком Китая о предоставлении российской стороне экспортного кредита на сумму в 500 млн долларов.

Российско-китайские партнерство направлено на совместную нейтрализацию негативных результатов глобализации и поиск эффективных ответов на старые и новые вызовы.

3. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КИТАЯ

3.1 Проблемы развития банковской системы

Наиболее часто обсуждаемой проблемой банков Китая является высокая доля так называемых плохих долгов.

Госсовет КНР и Народный баше Китая (НБК) предприняли ряд мер по рекапитализации "четверки" с целью смягчения остроты проблемы.

При выдаче долгосрочных кредитов был сокращен срок, в течение которого предприятие не платило проценты.

Особым решением Госсовета КНР для каждого банка "четверки" были образованы отдельные компании по управлению активами (КУА). Активами Строительного банка Китая стала заниматься компания "Циньда"; Промышленно-торгового банка - "Хуажун"; Сельхозбанка - "Чанчэн" и Банка Китая -"Дунфан".

Все четыре компании изначально получили уставный капитал, равный 10 млрд юаней, выделенный министерством финансов. Они имеют статус государственных финансовых учреждений. Их главная цель - возврат просроченных кредитов государственных коммерческих банков и процентов по ним, не возвращавшихся заемщиками в течение длительного времени, минимизация кредитных рисков, а также восстановление кредитной дисциплины.

Для организации этой работы была проведена ревизия всех долговых обязательств перед "четверкой" и проанализированы причины их образования. В результате все плохие кредиты были разделены на четыре категории.

Работа КУА финансировалась из государственного бюджета, а также путем выпуска облигаций государственными коммерческими банками. Правительство взяло обязательство покрывать убытки этих компаний. Контроль над компаниями по управлению активами должен осуществлять НБК; операции с ценными бумагами должны также контролироваться Госкомитетом по ценным бумагам; деятельность КУА, связанная со страхованием, - Госкомитетом по страхованию. Министерство финансов контролирует деятельность КУА в вопросах ведения финансово-бухгалтерского учета.

Деятельность компаний по управлению активами обычно предусматривает перевод плохих долгов с балансов банков на балансы КУА. С предприятием КУА может договориться об обмене долгов на акции. Сначала КУА предлагают выбрать кандидатов из специального списка предприятий, подлежащих реструктуризации. Затем проводится аудиторская проверка кандидатов и принимается решение о целесообразности обмена их долгов на акции. С тех пор, как КУА стали играть ключевую роль в процессе обмена долгов на акции, особую значимость приобрела независимость их оценки предприятий-должников. Только они могут принимать решение о целесообразности обмена долгов на акции.

Предприятия, которые подлежат реструктуризации, должны соответствовать ряду критериев:

их продукция должна иметь хороший внутренний спрос или иметь экспортные перспективы, а также иметь хорошее качество и быть конкурентоспособной на рынке; оборудование и технология производства должны отвечать мировым стандартам и соответствовать экологическим требованиям; менеджмент предприятия, финансовая и статистическая отчетность должны отвечать общепринятым стандартам; план модернизации предприятия должен отвечать современным требованиям и должен быть утвержден местным органом власти.

Став акционером предприятия-должника, КУА вводят своих представителей в состав совета директоров или контрольного комитета предприятий, участвуя в принятии главных решений и не вмешиваясь в оперативную деятельность предприятия. Акции должника, находящиеся в управлении КУА, могут перепродаваться другим национальным или иностранным инвесторам. Подбор кандидатов для реструктуризации проходит на гласной основе.

Структурные проблемы банковской системы Китая.

Длительное время филиалы таких банков, как Народный банк Китая, Сельскохозяйственный банк, Банк Китая, Строительный банк, Промышленный банк размещались по стране согласно административному делению. Как правило, главный офис банка располагался в Пекине, а в каждой провинции находился филиал банка первого ранга, в городах -- филиалы второго ранга, в уездах -- отделения. Такое деление способствовало тому, что филиалы фактически находились под влиянием местных административных властей. Это не могло не отражаться на независимости банков.

Проблема независимости Народного банка Китая.

Независимость центрального банка страны в определении и проведении денежно-кредитной политики является необходимым условием стабильности национальной валюты и главной целью реформы банковской системы. В Китае проблема независимости центрального банка включает три момента: по закону "О Народном банке Китая" центральный банк не имеет права самостоятельно определять и проводить независимую денежно-кредитную политику, а только по согласованию с Госсоветом, Народный банк Китая зависим от государственных финансов, имеет место вмешательство местных властей в деятельность филиалов центрального банка. Самостоятельность центрального банка зависит от дальнейшего углубления реформы.

Проблема регулирования отношений между банками и государственными финансами.

Проблема финансовой независимости центрального банка.

Проблема капитала государственных коммерческих и "политических" банков. Капиталы этих банков формируются государством.

Проблема перекладывания финансового бремени правительства на государственные банки

Проблемы коммерциализации государственных коммерческих банков. Хотя четыре государственных банка называются коммерческими банками, однако их сущность от этого не изменилась. Эти банки фактически остаются государственными банками. Чтобы они стали действительно коммерческими банками, предстоит решить ряд вопросов.

1. Определить роль этих банков в экономике страны, их параметры и перспективы, превратить их в современные коммерческие банки.

2. Устранить экономическую зависимости крупнейших банков Китая от государственного финансирования.

3. Улучшить качество и достаточность капиталов четырех государственных коммерческих банков.

4. Ликвидировать прямую подчиненность этих банков Госсовету КНР как не соответствующую рыночным требованиям.

Проблемы развития иностранных банков. Рыночная экономика -- это прежде всего открытая экономика. Привлечение иностранных банков -- одна из задач вовлечения китайского финансового рынка в международный финансовый рынок. Однако, по некоторым данным, китайские банки опасаются иностранных конкурентов. Иностранные банки стимулируют развитие банковского сектора Китая.

Международная проблема Китая состоит в том, что сегодня страна как игрок, заметный в мировой и важный в восточноазиатской экономике, воспринимается рыночной демократией, условно говоря, как "свой"экономически, однако все равно еще "чужой".

Углубление банковской реформы в Китае, превращение банков в настоящие современные банки. Построение экономической рыночной системы -- это сложный и длительный процесс. Нельзя все проблемы решить одновременно, однако это не означает, что реформа банковского дела должна продвигаться медленными темпами. Опыт других государств показывает, что время, отведенное на реформу банковской системы, ограничено.

3.2 Задачи и перспективы развития банковской системы

Для хозяйственной стратегии КНР в годы реформ характерна постановка одной или нескольких крупных общенациональных задач на определенный период. Так, задачи урегулирования экономики были выдвинуты на первый план в годы шестой пятилетки (1981 - 1985), подавление инфляции оказалось в центре внимания в 1996 - 2000 гг. На рубеже тысячелетий приоритетными стали проблемы финансовой сферы. По-видимому, не будет преувеличением заметить, что совершенствование банковской системы является столь же крупной национальной целью в начале нынешнего века.

Задачи данного этапа развития:

1. Постепенное и четкое определение места, характера и функций различных банков.

(1). Народный банк Китая стал центральным банком страны, одним из главных звеньев в системе макрорегулирования экономики.

(2). Коммерческие банки -- это основа банковской системы Китая. В рамках рыночной экономики деятельность коммерческих банков строится на принципах самоокупаемости, саморазвития и самоограничения. Для этого коммерческим банкам необходима самостоятельность в управлении без вмешательства правительственных органов с гарантией коммерческого характера операций банков.

(3). "Политические" банки -- государственные банки. Эффективность их работы зависит от следующих моментов: "политическое" финансирование должно осуществляться только через "политические" банки, и в то же время "политические" банки не должны вмешиваться в коммерческие операции; разумная экономическая независимость при проведении "политических" финансовых операций.

2. Развитие финансового рынка. Оно неотделимо от реформы банковской системы. Включает несколько основных моментов, в том числе: придание

процентной ставке рыночного характера; расширение и совершенствование операций центрального банка на открытом рынке.

Углубление реформы коммерческих банков. Основными задачами этого периода являются: регулирование размещения филиалов банка; ликвидация административных, ранговых и льготных различий между коммерческими банками; ужесточение управления банковскими операциями; регулирование отношений между обязательственным и долговым правом в банковском деле; развитие средних и малых коммерческих банков; совершенствование системы "политических" банков.

Жесткий контроль за кредитными портфелями банков и предупреждение финансовых рисков как со стороны центрального банка, так и развитие внутрибанковского контроля.

Хотелось бы отметить, что в обстановке роста монетизации столь огромной и быстроразвивающейся экономики исключительная роль в реализации выдвинутых прогнозных проектов и программ принадлежит банковской системе Китая. Эта роль будет усложняться и возрастать по мере интенсификации хозяйственной деятельности, реконструкции предприятий и развертывания нового строительства, расширения торгово-экономических, научно-технических и финансовых отношений с международными финансовыми структурами, зарубежными компаниями, монополиями. Банковская система Китая вместе с создаваемой системой современных предприятий должна стать важнейшим элементом устойчивого функционирования новой социалистической рыночной экономики, образования единого национального рынка и его стыковки с мировым хозяйственным рынком.

Перед финансово-банковским сектором КНР выдвигаются задачи обеспечения нормального, устойчивого, без инфляционных взрывов товарно-денежного обращения, централизации распыленных в обществе финансовых средств и повышения качества капитала, стабильного обеспечения средствами перспективных, особенно имеющих стратегическое значение, проектов.

Подробно анализируя перспективы развития банковской системы Китая, после её открытия для международной конкуренции, можно выделить еще ряд задач. Это и дальнейшее привлечение иностранного капитала, и многие другие.

Основные показатели развития банковского сектора большинства развитых и развивающихся стран демонстрировали положительную динамику, что отражает позитивные изменения в экономике этих стран. Вместе с тем по ряду показателей, например достаточности капитала, ситуация в развивающихся странах и странах с переходной экономикой была не столь оптимистична.

По последним данным МВФ (за 2005 г.), в большинстве стран с переходной экономикой отмечалось снижение показателя достаточности капитала (отношение капитала к активам, взвешенным с учетом риска). Так, например, в России этот коэффициент снизился с 17 до 16,4%, Чехии - с 12,6 до 11,9%, Эстонии -с 13,4 до 12,1%, Латвии -с11,7до 10,7%, Литве -с 12,3 до 10,5%, Словакии - с 18,6 до 15,9%, Украине - с 16,8 до 15%. Такая тенденция связана с тем, что банки этих стран увеличивают рискованные активные операции, прежде всего кредитные, при этом темпы инвестиций в банковский сектор отстают от увеличения банковских рисков. На повестке дня в этих странах остро стоит проблема увеличения капитальной базы банковского сектора. При этом пути решения этой проблемы могут быть весьма разнообразны: привлечение иностранных инвестиций, стимулирование национальных инвестиций посредством налоговых льгот, размещение IPO. Очевидно также, что банки должны проводить политику управления рисками, адекватную их капитальной базе.

В ряде развитых стран (Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Ирландия, Норвегия, Швейцария, Великобритания, США, Канада) отмечалось небольшое снижение показателя достаточности капитала, в других ведущих западных странах (Германия, Япония, Италия) капитальная база увеличивалась.

Важнейшим показателем, характеризующим ситуацию в банковском секторе, является также удельный вес безнадежной ссудной задолженности в общем объеме кредитов. Наиболее сложная ситуация по этому показателю сложилась в африканских странах. Так, в Египте этот показатель достигает 26%, Марокко -16,6, Тунисе - 23,5, Эфиопии -19,9, Гане -13,3, Кении -19,3, Нигерии - 21,9, Руанде - 34,1, Зимбабве - 23,2%. Можно сказать, что эти страны либо переживают банковский кризис, либо стоят на его пороге.

В Азии высокий уровень безнадежных кредитов наблюдается в Бангладеш (15,3%), Индонезии (15,8%), Филиппинах (20,6%), Таиланде (11,1%), Иордании (13,6%), Пакистане (10,6%). Китаю удалось за последние годы заметно улучшить этот показатель. Так, если в 2001 г. безнадежных кредитов было 29,8%, в 2004 г. -15,6%, то в 2006 г. - уже 10,5%. Уменьшался в последние годы этот показатель и в Индии (в 2005 г.-5,2%).

Уровень безнадежной ссудной задолженности в банковском секторе ряда стран с переходной экономикой приближается к 10% или выше, что является достаточно тревожным сигналом. Например, по последним данным МВФ, в Болгарии этот показатель составлял 8%, Венгрии -10,5, Сербии и Черногории -19,8, Украине -19,6, Азербайджане - 7,2, Казахстане-11,7%.

В России доля неработающих кредитов в последние годы неуклонно снижалась (2001 г. - 6,2%, 2003 г. - 5, 2005 г. -3,4%).

В большинстве развитых стран уровень безнадежной ссудной задолженности в последнее время уменьшился. Наибольшие показатели наблюдались в Италии (6,3%), Греции (7,5%), Германии (5,1%), Франции (4,2%). В США этот показатель составил всего 0,7%, Японии - 2,4, Великобритании -1,9%.

Оценивая финансовые результаты деятельности банков в различных странах, можно отметить, что по показателю доходности активов лидируют все-таки развивающиеся страны, поскольку там более высокие банковские риски сочетаются и с более высокой доходностью по банковским операциям: свыше1%, а во многих странах - 2~3% (для сравнения: в большинстве развитых стран она меньше 1%).

Среди латиноамериканских стран наиболее эффективный банковский сектор имеют Бразилия (2%), Колумбия (4,6%), Ямайка (2,2%), Никарагуа (2,6%), Венесуэла (3,7%). В Азии - Кувейт (3,2%), Саудовская Аравия (3,5%), Объединенные Арабские Эмираты (2,1%). В Африке можно отметить банковские системы Ботсваны (4%), Ганы (6,2%), Сьерра-Леоне (5,4%), Уганды (4,5%), Замбии (4,2%).

В странах с переходной экономикой по показателю ROA лидерами являются Молдавия (3,2%), Румыния (2,7%), Россия (2,6%), Венгрия (2,5%), Латвия (2,2%), Болгария (2,2%).

Доходность активов в банковском секторе развитых стран, как правило, не превышает 1%. Исключения - Исландия (1,8%), Норвегия -1,3%, Австралия (1,2%) и США (1,3%). Наименее эффективными были банковские сектора Германии (0,2%), Франции (0,5%), Греции (0,5%), Люксембурга (0,5%) и Нидерландов (0,5%).

3.3 Модернизация банковской системы

В Китае идет широкомасштабная реформа банковской системы, которая является составной частью комплексной экономической реформы. За это время появилось много новых банков и небанковских финансовых учреждений.

Реформа банковской системы стала важной и текущей, и стратегической задачей страны. Для того чтобы совершенствовать банковскую систему и разрешить существующие в ней проблемы, необходимо разработать программу реформирования банковского сектора.

1. Сокращение невозвратных (т. е. просроченных, "плохих") кредитов (НВК) в четырех государственных коммерческих банках. Основная часть НВК в банковской системе Китая связана с государственными предприятиями (ГП). Решение проблемы НВК весьма сложно, поскольку финансовое положение государственных предприятий не улучшается. Данные об объемах и качестве долгов предприятий малочисленны и ненадежны из-за несовершенства информации по банкам и предприятиям. Для решения этого вопроса должны быть предприняты следующие меры.

Во-первых, должна быть проведена тщательная экспертиза качества банковских активов в системе анализа финансового положения ГП. На основе результатов экспертизы должно быть принято решение либо о ликвидации государственных предприятий, либо о путях их реструктуризации.

Во-вторых, необходимо мобилизовать значительные денежные ресурсы для поддержки банковских усилий по сокращению НВК. Исходя из реалистичного анализа кредитного портфеля и соответствующих резервов, правительству и Народному банку Китая, видимо, придется принять решение о размере кредитно-финансовых ресурсов, которые надо будет мобилизовать для усиления устойчивости банковской системы.

В-третьих, создание компаний по управлению активами. Недавно в Китае было создано четыре таких компании, которые покупают "плохие" кредиты у банков, эффективно ими управляют и потом перепродают. После того, как плохие кредиты будут ликвидированы, а убытки списаны, правительство сможет определить размер бюджетного финансирования банков с целью доведения коэффициента достаточности их капитала до международных требований. Банки должны предоставлять детальный и заслуживающий доверия план по самореструктуризации и связывать государственную помощь с исполнением этого плана.

2. Минимизация влияния факторов, сдерживающих развитие банковской системы. Развитие китайской банковской системы сталкивается с некоторыми внутренними ограничениями, такими, как неэффективная "пятислойная" организация банков (головной офис банка, отделения на уровне провинции, города, уезда, деревни), слабая система управления, отсутствие четкого рыночно-ориентированного стратегического планирования, неспособность банков к управлению кредитованием и рисками, недостаточный уровень квалификации банковских служащих и т. д. Для преодоления этих ограничений китайские банки должны, во-первых, реорганизовать свою структуру. Во-вторых, должна быть разработана интенсивная обучающая программа банковских сотрудников с целью овладения ими современным банковским делом, основанным на коммерческих принципах. В-третьих, необходимо введение стратегического планирования для рационализации работы сети филиалов, основанного на тщательном внутреннем и внешнем анализе их сильных и слабых сторон, текущей и прогнозируемой доходности, функциональной структуры и структуры размещения активов.

3. Усиление коммерческой ориентации государственных коммерческих банков. Необходимо изменение механизма управления банками. Наверное, стоит обдумать вопрос о создании института совета директоров, в котором более половины членов были бы непостоянными директорами, избираемыми от частного сектора, с учетом опыта их работы в банковской системе и деловой репутации. Другая часть совета должна быть создана из постоянных членов, оба состава совета должны иметь право избирать президента банка и детально контролировать управление банком. Очень важно принятие закона, запрещающего губернаторам провинций и мэрам городов давать указания управляющим банков на местах. Иностранным банкам целесообразно разрешить расширить операции с национальной валютой для развития конкуренции и передачи передовых банковских технологий. Следовало бы снизить высокие налоги, чтобы помочь банкам встать на ноги. А также необходимо предоставить больше прав банкам в установлении ставок ссудного процента.

4. Усиление контроля за банковской деятельностью. Одновременно с повышением коммерческой самостоятельности банков, нуждается в усилении со стороны правительства и НБК контроль за строгим исполнением ими правил и норм. Должна быть усовершенствована классификация ссуд, чтобы привести ее в соответствие с международными стандартами. Также контролирующий персонал должен обучаться методам анализа риска, связанного с кредитные портфелем.

Должна быть повышена частота проверок банков на местах, особенно на уровне провинций, городов и даже сельских районов. В связи с этим должны быть расширены полномочия Народного банка Китая в сфере контроля за банковской деятельностью.

5. Переход к более активному использованию косвенных методов денежно-кредитного регулирования. НБК уже сейчас имеет право использовать резервные требования, метод регулирования деятельности банков с помощью нормативов, учет и переучет их векселей с целью увеличения или уменьшения ликвидности в банковской системе. Однако со временем потребуется использование более тонких инструментов денежно-кредитной политики, таких, как операции на открытом рынке. Для этого следует разрешить кредитным учреждениям применять более гибкие системы процентных ставок на денежном рынке. Без такой гибкости начать операции на открытом рынке будет трудно.

В настоящее время с целью осуществления денежно-кредитного регулирования НБК требует высоких резервных депозитов (ставка резервирования -- 7%), но в то же время он выдает большое количество кредитов коммерческим банкам. Однако кредитная ставка НБК значительно выше процентных ставок, выплачиваемых по резервным депозитам (в отличие от центральных банков многих стран Народный банк Китая выплачивает по ним процент по ставке 5,22%), коммерческие банки несут из-за этого достаточно большие убытки.

6. До тех пор, пока в вышеперечисленных областях не будет, достигнут значительный прогресс, правительству и Народному банку Китая, видимо, придется с осторожностью подходить к тому, чтобы полностью открыть банковский сектор для сделок с международными кредитами и займами. Поскольку риск высок, возможно, китайской экономике следует какое-то время рассчитывать преимущественно на прямые иностранные инвестиции, как главный источник притока иностранного капитала. А пока можно было бы разрешить иностранным банкам расширить операции с национальной валютой и участвовать в капиталах местных банков путем покупки их акций, а также путем основания новых банков или открытия филиалов.

Сутью реформы банковской системы Китайской Народной Республики должно стать создание механизма саморазвития и самоконтроля, поддержка стабильности национальной валюты, создание разнообразных финансово-банковских учреждений при сохранении за центральным банком руководящей роли, а за государственными банками -- ведущего положения, построение современной сети коммерческих банков, отвечающих потребностям "социалистической рыночной экономики" Китая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформы, направленные на укрепление финансовой дисциплины в масштабах всей страны, а также на санацию и рекапитализацию государственных банков, - ключ к будущей общеэкономической стабильности Китая.

Первостепенной задачей является коммерциализация государственных банков, с тем чтобы они могли преимущественно или исключительно служить задачам увеличения прибыли, а не выполнять роль социального буфера в рамках политики реформ.

В обозримый период времени государственные банки Китая будут находиться в руках государства и определять ситуацию на рынках капитала и авуаров, а также на межбанковском рынке, хотя и не исключается частичная приватизация в процессе санации и формирования бирж.

Частные и иностранные банки смогут успешнее конкурировать с государственными банками, способствовать улучшению экономических показателей и качества сервиса, возможно, смогут также отобрать у государственных банков часть рынка. Крупные государственные коммерческие банки не утратят своих доминирующих позиций хотя бы уже из-за широкой сети разбросанных по всей стране филиалов.

Китай не только на азиатском рыночном пространстве, но и в масштабах мировой экономики входит в число наиболее динамично развивающихся стран. Он способен привлечь на свой рынок значительные суммы иностранного капитала и за счет этого с помощью экономического роста хотя бы частично смягчить проблему сомнительных долговых обязательств. Кроме того, Китай имеет внушительную систему обеспечения финансовой надежности в форме:

сравнительно низкой государственной внешней задолженности;

значительных валютных резервов (в размере 818,9 млрд. дол. США на начало 2007 г.);

строгого валютного контроля;

* запрета на экспорт капитала.

На этом фоне общая стабильность китайской системы реформ кажется достаточно способной противодействовать неизбежной монетарной нестабильности. Вместе с тем государственным механизмам вмешательства и управления, находящимся как в руках правительства, так и в руках государственных банков, предстоит выдержать экзамен на зрелость.

Государство, следует особо подчеркнуть, осторожно ограничивает собственную финансовую власть и закладывает тем самым новый фундамент более современной банковской культуры. Процесс структурного оздоровления пока еще не сказался непосредственно на безнадежных долгах. Без санации убыточных государственных предприятий не может быть здоровых, работающих по правилам рынка банков. Принятые до сих пор меры следует понимать только как начальную акцию, за которой последуют новые важные шаги на пути реформирования, в частности, государственных предприятий.

Банки Китая станут по-настоящему коммерческими, однако государство не так скоро откажется от своего контрольного пакета (т. е. как минимум 50% акционерного капитала банков и холдингов), а следовательно, и дальше будет определять политику развивающихся структур. Для полной санации банковской системы необходимо принять дополнительные меры, например, по реформе регулирующих функций государства и рекапитализации банков.

Было бы некорректным с позиций исторического подхода предлагать Китаю извне принципиально другой путь. Начиная с 80-х годов китайские банки быстро меняются. Этот темп следует сохранить ввиду внутренней угрозы в результате расточительного использования капитала, высоких внутренних ожиданий в области экономического роста и благосостояния, внешнего давления со стороны ВТО и иностранных банков.

Долгосрочной целью, как и раньше, остается создание всех необходимых для экономического роста предпосылок путем более стабильного финансирования. Но при этом невозможно сказать, насколько долгим будет путь санации и чем завершится борьба между политико-социальными требованиями и экономической рентабельностью. Если, например, после коммерциализации банков последует массовый отказ в выдаче кредитов убыточным государственным предприятиям, то последние вновь окажут политическое давление на центральное и региональные правительства и попытаются получить кредиты. Наиболее мягкой формой решения проблемы, исключающей банкротство и закрытие предприятий, могла бы стать внутренняя задолженность предприятий или бартерные сделки, как это было в России.

После 25 лет в целом успешного реформирования экономики КНР государство оказалось под тяжелой двойной нагрузкой: во-первых, необходимостью санировать убыточные предприятия, во-вторых, необходимостью укрепления банков до такой степени, чтобы они без дальнейших потерь активов могли конкурировать как на национальном банковском рынке, так и с иностранными кредитными организациями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев А.С. О создании новой системы управления валютными резервами КНР // Деньги и кредит. - 2007. №5. - С. 69 - 72.

2. Бельчук А. Вновь об оценке реформ в Китае // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. №4. - С. 86 - 93.

3. Воронин Д.В. Тенденции и перспективы развития мировой экономики и банковского сектора // Банковское дело. - 2007. №1. - С. 29 - 31.

4. Врагова Н.К., Симутина Н.Л. Межбанковские расчеты как фактор цивилизованного развития внешнеторговых отношений приграничных регионов России и Китая // Деньги и кредит. - 2007. №2. - С. 56 - 62.

5. Головнин М. Банковская система Китая на фоне других переходных банковских систем // Вопросы экономики. - 2003. №12. - С. 137 - 144.

6. Кузнецов С.Г. О некоторых проблемах банковской системы Китая // Деньги и кредит. - 2003. №9. - С. 66 - 67.

7. Кузнецов С.Г. Реформа и развитие банковской системы Китая // Деньги и кредит. - 2002. № 5. - С. 70 - 74.

8. Ли Ливэй. Некоторые вопросы модернизации банковской системы КНР на современном этапе // Деньги и кредит. - 2004. №11. - С. 71-73.

9. Лузянин С. Российско-китайское взаимодействие в XXI веке // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. №5. - С. 61 - 69.

10. Михеев В. Китай: новые компоненты стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. №7. - С. 48 - 56.

11. Михеев В. Китай угрозы, вызовы развитию // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. №5. - С. 54 - 70.

12. Портяков В.Я. О банковской сфере Китая // Деньги и кредит. - 2006. №5. - С. 61 - 62.

13. Романовский М.В. финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Юрайт-М, 2001. - 543 с.

14. Рудько-Силиванов В.В. Банковский сектор Дальнего Востока: проблемы и особенности развития // Деньги и кредит. - 2007. №7. - С. 20 - 22.

15. Савинский С.П., Смахтин Д.А. Банки развития Китая // Деньги и кредит. - 2007. №5. - С. 63 - 68.

16. Савинский С.П. Комиссия по контролю и регулированию банковской сферы Китая // Банковское дело. - 2005. №2. - С. 53 - 56.

17. Савинский С.П. О банковском секторе КНР и реформе Народного банка Китая // Деньги и кредит. - 2005. №10. - С. 62 - 68.

18. Суворов А.В. Реформирование банковской системы Китая // Банковское дело. - 2005. №10. - С. 50 - 54.

19. Селищев А.С. Развитие банковской системы Китая // Деньги и кредит. - 2004. №11. - С. 63 - 70.

20. Чуфрин В.В. Демократизация Китая: уровень, проблемы, тенденции // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. №7. - С. 52 - 59.

21. Шепенко Р. Система управления налогами в КНР и на Тайване // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. №10. - С. 84 - 87.

22. Шрёдер К. Реформирование банковской системы Китая // Деньги и кредит. - 2006. №5. - С. 53 - 60.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.