реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система Китая

Важной задачей центрального банка является либерализация процентной политики, введение свободных процентных ставок по депозитам и кредитам, а также разрешение рыночного ценообразования.

Важной особенностью банковской системы КНР является то, что на вклады идет примерно 40% доходов населения. Это весьма высокий показатель. Такое положение можно объяснить, с одной стороны, уже ставшей поговоркой китайской бережливостью. С другой стороны, подобная ментальность населения вытекает из самого состояния экономической системы, необходимости иметь сбережения на случай социальных потрясений, желания получить хорошее образование, возможно, даже за рубежом, но может объясняться также и отсутствием альтернатив сберегательным вкладам, таких, как финансовые рынки и рынки капитала.

Защита депозитов и банковский надзор. Системы защиты частных сберегательных вкладов в современном понимании нет ни в Китае, ни в Гонконге. Три четверти всех депозитов находятся в четырех государственных банках, и их сохранность негласно гарантируется государством. Специальная же система защиты частных вкладов необходима, в первую очередь по двум причинам. Во-первых, потому, что только обязательный и финансируемый всеми банками фонд защиты вкладов поможет решить проблему морального риска и справедливо распределить затраты по защите вкладов населения.

Во-вторых, потому, что все сберегательные вклады, а не только лежащие в государственных банках, должны быть защищены от потери с помощью специального института. Именно на том этапе, когда банки постепенно приобретают самостоятельность, возникает вопрос их надежности. Система защиты депозитов снижает опасность системных рисков, способствует росту доверия к банкам, развитию конкуренции и созданию новых частных банков.

До недавнего времени не существовало и реального банковского надзора. Он возник лишь совсем недавно весной 2003 г. в лице государственной комиссии по банковскому надзору и регулированию. Надзор должен прежде всего быть адаптирован к новым финансовым отношениям и растущему числу китайских и иностранных кредитных организаций.

В целях повышения прозрачности и борьбы с безнадежными долгами Народный банк Китая внедрил у себя компьютерную систему с короткими отчетными периодами и инструментами, аналогичными тем, которые использует Немецкий федеральный банк.

Большие надежды связаны с комиссиями, образованными Народным банком, но работающими независимо от него. Они призваны обеспечить более строгий контроль.

Банковская реформа и ВТО. Признание правил ВТО рассматривалось не как ослабление политической системы реформирования или угроза ей, а как внешняя помощь в интересах санации всего финансового сектора, в том числе и для убеждения внутренних критиков и обоснования необходимости частичного ускорения темпа реформ. Согласно прогнозам к 2008 г. банковский сектор будет полностью открытым. Следствием этого станет конкуренция иностранных банков с национальными, прежде всего государственными банками. Иностранные банки смогут осуществлять сделки в иностранной валюте с физическими и юридическими лицами, с предприятиями и населением Китая.

К этому времени должны быть сняты также все региональные ограничения деятельности иностранных банков.

Рекапитализация и санация. Вступление в ВТО и конкурентное давление на банки стимулирует более интенсивное движение по пути реформ и вынуждает банки систематически совершенствовать технологии менеджмента и кредитного контроля, а также работать более прибыльно. Уже сейчас управление банками стало более самостоятельным и уверенным. Для многих предприятий стало гораздо труднее получить кредиты.

Остро стоит и проблема санации банков. Возможны следующие варианты ее решения:

санация государственных банков путем списания безнадежных долгов;

ежегодное снижение на 3% государственными банками суммы безнадежных долгов, чтобы через семь лет достичь приемлемого по международным меркам уровня в 5 - 6%. Этот метод "взросления" наряду с общеэкономическим ростом и ростом кредитов предполагает получение прибыли, за счет которой можно бы было провести списание старых безнадежных долгов. Давно назревшая рекапитализация могла бы быть осуществлена путем выпуска акций государственных банков. Хотя коммерциализация началась уже несколько лет назад в качестве первой ступени санации, но пока стратегические инвесторы готовы иметь дело только с высоко прибыльными здоровыми предприятиями, а не со слабыми банками.

Выделение в особую статью проблемных кредитов представляется неизбежным. В ином случае банковский сектор станет ахиллесовой пятой и тормозом реформ. Только повторная рекапитализация за счет государственных средств выведет банки Китая на международный уровень и тем самым будет способствовать стабильности банковского рынка. Применимая на практике стратегическая концепция могла бы состоять из следующих мероприятий:

эмиссия государственных ценных бумаг;

прямые платежи из средств центрального и региональных бюджетов;

радикальное, но временное снижение налогового бремени;

опережающая либерализация процентных ставок;

ускоренное реформирование аудиторской системы специально для государственных банков в целях предупреждения возникновения новых безнадежных долгов в результате предоставления "политических" кредитов и применения международных стандартов;

ускорение либерализации финансового рынка.

После реального отказа от "принудительных" кредитов шаг за шагом произойдет оздоровление государственных банков, но при этом одновременно усилится напряжение на государственных предприятиях, которые лишатся прежде всегда существовавшей возможности получения ликвидных средств и во многих случаях будут вынуждены пойти на увольнения. Если подобные увольнения окажутся для руководства страны по социальным соображениям неприемлемыми, то наилучшим путем по-прежнему останется прямое субсидирование этих предприятий. Перенос тяжести адаптации к реформам с банков на предприятия уже давно назрел и должен теперь быть проведен, в том числе и по причинам социального характера.

Региональное обособление и юридическое дробление каждого из этих больших банков могло бы создать организационные и налоговые преимущества для достижения рационализаторского эффекта и повышения конкурентоспособности. Но в настоящее время такая возможность не обсуждается, во-первых, из-за общей проблемности этого сектора, во-вторых, из-за колоссальных региональных различий в экономической сфере и сфере менеджмента, и в третьих, из-за неясных ожидаемых выгод.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КИТАЯ

2.1 Банковская сфера Китая

Банковская система КНР на начало 2007 г. включала следующие составные компоненты: центральный банк - Народный банк Китая, 4 государственных коммерческих банка (Торгово-промышленный, Строительный, Банк Китая и Сельхозбанк), 12 акционерных коммерческих банков, 110 городских коммерческих банков, 4 сельских коммерческих банка, 3 "политических" банка (Государственный банк развития, Банк развития сельского хозяйства, Экспортно-импортный банк). Количество отделений и численность занятых в ведущих банках КНР отражены в табл. 2. Кроме того, в банковскую систему входили 1094 городских и 38 153 сельских кредитных кооперативов, 147 отделений иностранных банк таюке ряд трастовых инвестиционных ("синьто тоуцзы"): и финансовых ("цайу") компаний

Таблица 2 Основные банки КНР

Наименование

Количество отделений

Численность занятых

Всего

88 150

1 745 120

Народный банк Китая

2 189

140 450

Торгово-промышленный банк

21 223

375 781

Сельхозбанк

31 004

489 425

Банк Китая

11 307

220 999

Строительный банк

14 585

310 391

Банк развития сельского хозяйства

2 275

59 487

Банк коммуникаций

2 403

54 408

Китайский экспортно-импортный банк

16

834

Банк развития Пудуна

329

8 817 ¦;:;.

Государственный банк развития

37

4 678

Промышленный банк Ситик

391

11 598

Гуанда

410

8 906

Миньшэн

219

6 382

Хуася

243

7 007

Чжаошан

411

17 829

Банк развития Гуандуна

487

11 714

Фуцзяньский промышленный банк

294

8 050

Совокупные активы кредитно-финансовых организаций КНР на конец 2006 г. составили 31 490 млрд юаней (эквивалентно 197% ВВП страны за 2006 г.). При этом активы государственных коммерческих банков составили 16 920 млрд юаней (53,7% общих активов), активы акционерных коммерческих банков - 4700 млрд юаней (14,9%), городских коммерческих банков - 1710 млрд юаней (5,4%) и остальных кредитно-денежных организаций - 8170 млрд юаней (26% общих активов).

В структуре привлечения денежных средств экономическими агентами страны доминирующее положение сохраняют банковские кредиты.

Доля государственных облигаций составила 18%, облигаций предприятий - чуть более 1%, и акций - 5% общего объема привлеченных средств.

В этой ситуации повышенное внимание, уделяемое в Китае с 2002 г. сокращению доли невозвратных кредитов, выглядит вполне закономерным. К концу 2004 г. объем остатков по безнадежным кредитам в 4 государственных и 12 акционерных коммерческих банках Китая составил 1,72 триллиона юаней, а их доля снизилась до 13,2%, что на 4,6 процентного пункта ниже, чем годом ранее. Наиболее высока доля безнадежных кредитов в Сельхозбанке, Торгово-промышленном банке (21,24%), Банке Китая (16,29%). Лучший показатель у Банка Миньшэн (1,29%).

Вместе с тем китайские источники признают, что в ряде случаев снижение доли безнадежных кредитов носит, по сути дела, искусственный характер. Так, в 2003 - 2004 гг. в процессе подготовки Банка Китая и Строительного банка к акционированию китайское правительство выделило им 45 млрд дол. США для пополнения капитала, а затем изъяло у них плохие активы (т. е. безнадежные кредиты) на 270 млрд юаней. Формально объем плохих кредитов в ведущих банках Китая снизился к началу 2006 г. до 1,3 трлн юаней. Исследователи консалтинговой компании Ernst&Young оценивали совокупный объем безнадежных кредитов во всем финансовом секторе КНР (банки, государственные инвестиционные компании, компании по управлению активами) гораздо выше - в 7 трлн юаней. Однако Пекин с этой оценкой не согласился, и после заявления Народного банка Китая компания Ernst&Young отозвала доклад.

Проведение Китаем "стабильной и здоровой" денежно-кредитной политики выглядит единственным приемлемым для страны вариантом, и в принципе именно на такую политику и ориентируется китайское руководство. Однако на практике строго придерживаться ее весьма непросто, свидетельством чему стал очевидный перегрев экономики, потребовавший ужесточения макроэкономического регулирования. Кстати говоря, тенденция к перегреву экономики находит весьма четкое отражение в динамике соотношения годовых объемов денежной базы М2 и валового внутреннего продукта: с 1,44 в 2001 г. и 1,54 в 2002 г. оно выросло до 1,63 в 2003 г., снизившись затем до 1,59 в 2004 г..

На фоне нового увеличения этого соотношения до 1,64 в 2005 г. руководство КНР прибегло к повышению с 28 апреля 2006 г. банковского процента по годовым кредитам с 5,58 до 5,85%, что призвано несколько снизить масштабы роста банковского кредитования в стране и в какой-то мере вновь "охладить" экономику в целом.

В силу исторических причин в структуре финансирования экономического развития Китая в основном доминирует банковское кредитование. Банковская система КНР является основным каналом финансового посредничества между сбережениями и инвестициями.

В Китае в настоящее время создается система страхования депозитов, и руководство активно заимствует международный опыт в этой сфере. Создание такой системы является стратегической задачей денежно-кредитной системы Китая.

В настоящее время в Китае уже существует 5 национальных коммерческих банков, акции которых котируются на внутренней бирже, и готовится другая группа банковских учреждений к акционированию, поэтому фондовый рынок страны уже начинает играть весьма значительную роль в становлении современной финансовой системы страны. Кроме того, очевидно, улучшается качество активов банковского сектора Китая, растет доля достаточности капитала, прибыльность активов банка.

Также центральное правительство, сознавая, что оно не сможет справиться в одиночку с финансовым бременем, объявило, что повышает долю иностранного участия в китайских банках. Рост иностранного участия в банковском секторе Китая позволил бы китайским банкам получить опыт иностранных партнеров в области технологий и практики менеджмента. Однако маловероятно, что государство уступит пакет акций банков "большой четверки" в пользу иностранных банковских учреждений.

Осуществление этих изменений необходимо и с точки зрения обязательств, принятых Китаем при вступлении в ВТО, согласно которым все основные ограничения на деятельность иностранных банков в финансовом секторе Китая должны быть сняты к декабрю 2006 г. Китайские банки нуждаются как в капиталах, так и во внутренней реструктуризации, для того чтобы противостоять грядущей конкуренции.

Несмотря на заявление, что банки "большой четвёрки" технически отстают от ведущих западных банков, рост депозитов у них продолжается. Это демонстрирует доверие населения к банковской системе Китая, которое верит, что центральное правительство вмешается и окажет поддержку для сохранения системы. В других странах такие негативные предположения привели бы к "бегству" депозитов, однако в Китае этого не случилось. Весьма сомнительно, что начнется "бегство" депозитов населения в национальных банках после того, как иностранным банкам будет дано разрешение обслуживать частных лиц в местной валюте и будут сняты географические ограничения, и маловероятно, что это повлияет на стабильность банковской системы.

Существенным преимуществом "большой четвёрки" является наличие широкой сети отделений по всей стране. Реальные условия делают открытие отделений иностранными банками весьма дорогим, в связи, с чем эти банки оказываются в невыгодной ситуации на местном рынке депозитов.

Учитывая рост населения, формирование нового типа молодого поколения и быстрый экономический рост, перспективы развития потребительских банковских услуг в Китае является одними из самых радужных в мире. Среди потребительских кредитов особым спросом пользуются кредиты на приобретение индивидуального жилья и автомобилей.

В настоящее время Китай располагает огромными суммами валютных резервов. Размер и структура этих запасов весьма стремительно растет и меняется, что может повлечь за собой глобальные изменения на мировых финансовых рынках, а также может прямо или косвенно повлиять на стоимость и управление валютными резервами в ряде других стран мира, обладающих значительными валютными накоплениями. Поэтому вполне оправдано довольно пристальное внимание к шагам, предпринимаемым КНР в этой сфере.

15 января 2007 г. Народный банк Китая объявил о том, что размер золотовалютных резервов КНР вырос в течение 2006 г. на 30% и по состоянию на 31 декабря 2006 г. составил 1 трлн 66 млн дол. США, что составляет около 20% совокупных общемировых золотовалютных резервов. Подобные темпы роста золотовалютных резервов в Китае сохраняются уже на протяжении нескольких лет начиная с 2003 г. " данным центрального банка Китая, в I квартале 2007 г. валютные резервы резко возросли и по состоянию на конец марта 2007 г. объем валютных резервов состав уже 1 трлн 202 млрд дол. США. Согласно прогноз экспертов, при сохраняющейся политике поддержания экспорта и привлечения инвестиций к 2008 г. сумма валютных резервов КНР может превысить 1,5 тр дол. США, а к 2010 г. их объем составит более 2 трлн дол., что ставит Народный банк Китая перед весьма сложной задачей управления валютными резервами.

В Китае считают, что при огромных суммах валютных резервов суть вопроса не в том, насколько они велики, а в том, насколько эффективно осуществляется управление этими средствами. Если валютные резервы России и Китая эффективно использовать и инвестировать, то возможности роста их стоимости существенно выше, чем возможности роста материальных активов.

Ряд экспертов полагает, что при больших объемах валютных резервов есть возможность их использования для избирательного осуществления инвестиций, за счет части валютных резервов есть возможность финансировать наиболее отсталые районы Китая, увеличить расходы на развитие социальной сферы в стране, на медицину и образование.

Безусловным лидером в 2006 году по темпам экономического роста в мировой экономике были развивающиеся страны Азии (8,7 %), в частности, Китай (10%) и Индия (8,3%). Эти успехи особенно впечатляют на фоне зависимости этих стран от мировых сырьевых рынков, в частности, энергетического, конъюнктура цен на которых была для импортеров неблагоприятной.

Также Китая удалось добиться больших успехов в сдерживании инфляции. Её рост составляет (1,5%). Дефицит государственного бюджета в Китая была на уровне (1,2%). Улучшению бюджетных показателей многих стран значительно способствовала приятная конъюнктура мировых рынков.

Сохраняется большой разрыв в уровне развития приморских и внутренних регионов.

Курс на модернизацию и повышение международной конкурентоспособности банковской системы КНР намечено продолжить в 11-й пятилетке (2006 -- 2010 гг.).

2.2 Регулирование банковской системы

Комиссия по контролю и регулированию банковской сферы Китая (приступила к исполнению своих обязанностей 28 апреля 2003 г.) создавалась как орган министерского уровня, непосредственно подчиненный Госсовету. В ее ведение перешли функции Комиссии по работе с финансовыми учреждениями при Центральном комитете Компартии Китая, а также ранее принадлежавшие НБК функции по контролю и регулированию деятельности банков, компаний по управлению активами, трастово-инвестиционных, финансовых и лизинговых компаний. В задачи комиссии входит выявление противоправных операций, включая отмывание денег. Народный банк Китая, освобожденный от контрольных функций, теперь целиком сосредотачивается на разработке и проведении монетарной политики, макрорегулировании в финансовой сфере. Оба ведомства работают в тесном контакте и взаимодействии. Законодательная база деятельности комиссии -- принятый в декабре 2003 г. закон КНР о банковском контроле и регулировании, обновленные законы о НБК и коммерческих банках, а также ряд новых нормативных актов.

Структура комиссии составляет 15 отделов: канцелярия, отдел законов и положении первый, второй и третий отделы банковского контроля и регулирования, отделы контроля и регулирования небанковских и кооперативных денежно-кредитных учреждений, отделы статистики, кадров, пропагандистской работы, по работе с широкими слоями населения, а также международный, казначейски-бухгалтерский отдел и отдел наблюдательного совета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.