реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система Китая

Первый отдел банковского контроля несет ответственность за контроль и регулирование государственных коммерческих банков и компаний по управлению активами, второй отвечает за контроль и регулирование акционерных коммерческих банков и городских коммерческих банков, а третий -- за контроль и регулирование трех "политических" банков Китая (Экспортно-импортный банк Китая, Государственный банк развития и Банк сельскохозяйственного развития Китая), почтовых сберегательных учреждений, а также иностранных банков на территории КНР. Отдел по контролю и регулированию небанковских денежно-кредитных учреждений соответственно контролирует и регулирует деятельность таких учреждений.

Комиссия по банковскому контролю Китая имеет 36 местных отделов, в том числе 28 провинциальных отделов и отделы в крупных городах.

Первым председателем Комиссии по банковскому контролю и регулированию Китая был назначен бывший директор Банка Китая Лю Минькан.

С момента своего создания названная комиссия особое внимание уделяет всестороннему контролю и проверке безнадежных активов четырех государственных коммерческих банков. Аккредитованные ею "контрольные подгруппы" действуют при головных офисах четырех государственных банков и работают в тесном контакте с внутренними контрольными отделами госбанков. Подгруппой созданы подразделения по контролю кредитных активов, некредитных активов и общего контроля.

В целях дальнейшего усиления превентивного контроля коммерческих банков Комиссия по банковскому контролю разработала документы: "Временные меры по контролю и проверке безнадежных активов коммерческих банков" и Заявление об усилении контроля и проверки безнадежных активов Промышленно-торгового банка Китая, Сельскохозяйственного, Строительного и Банка Китая.

Необходимо отметить, что с созданием комиссии усилился всесторонний контроль за банковским риском, т.е. серьезно контролируются безнадежные кредиты, некредитные активы и риск забалансовых операций, реализуется "двойная" проверка безнадежных кредитов и их доли. Комиссия организует систему строгой ответственности контрольных отделов коммерческих банков различного уровня.

В Законе о банковском контроле и регулировании в КНР от 27 декабря 2003 г., на основе которого работает комиссия, записано, что она осуществляет единый контроль и регулирование банковских учреждений, компаний по управлению денежно-кредитными активами, трастово-инвестиционных компаний и других депозитных денежно-кредитных учреждений.

Закон по контролю и регулированию банковской сферы определяет сферу и субъекты контроля. 1- это банковские денежно-кредитные учреждения, т.е. созданные в пределах территории КНР коммерческие банки, городские и сельские кредитные кооперативы и другие, привлекающие депозитные средства широких слоев населения, денежно-кредитные учреждения, а также "политические" банки. 2 - небанковские денежно-кредитные учреждения, т.е. созданные на территории КНР компании по управлению активами, трастово-инвестиционные, финансовые и лизинговые компании, а также другие денежно-кредитные учреждения, получившие лицензию от органов банковского контроля и регулирования.

В перечень основных функций комиссии входят:

разработка системы нормативных документов и методов контроля и регулирования денежно-кредитных учреждений банковской сферы; утверждение создания, реформирования и прекращения деятельности подведомственных денежно-кредитных учреждений, а также утверждение сферы их операционной деятельности;

осуществление в отношении подведомственных учреждений непосредственного контроля и регулирования, проведение в соответствии с законом расследований, наказание за незаконные действия;

утверждение кандидатур на должности высшего руководящего звена банковских учреждений;

составление отчетов в соответствии с едиными общегосударственными нормами, а также их публикация; выдвижение предложений совместно с заинтересованными ведомствами по неотложному реагированию на риск депозитных денежно-кредитных учреждений; регулирование текущей работы государственных банковских учреждений страны; исполнение других возложенных на нее Госсоветом КНР обязанностей.

К основным направлениям деятельности комиссии относятся следующие:

1. предотвращение преступлений в денежно-кредитной сфере и эффективный контроль.

2. борьба с незаконной деятельностью в банковской сфере, расследование и наказание преступлений в денежно-кредитной сфере;

3. эффективные действия по защите денежно-кредитного рынка страны, повышение конкурентоспособности банковского сектора на мировых финансовых рынках;

4. стимулирование предоставления новых продуктов и услуг, потребности в которых возникают в процессе развития экономики КНР;

5. осуществление нормотворческой деятельности в подконтрольной сфере.

За этим документом в том же году последовал ряд других новых нормативных актов:

¦ положение "О методах регулирования лицензирования банков",

¦ "Временные меры по регулированию цен на услуги коммерческих банков".

¦ документы о контроле деятельности сельских банков и кредитных кооперативов;

"Методы регулирования автомобильных кредитных компаний";

"Методы регулирования инвестиций заграничных денежно-кредитных учреждений в акции китайских денежно-кредитных учреждений.

Основное содержание работы комиссии -- повышение уровня и совершенствование методов денежно-кредитного контроля и регулирования, совершенствование внутреннего банковского механизма контроля за риском, а также повышение его эффективности, усиление в соответствии с международными, принципами прозрачности контроля и регулирования.

2.3. Банки развития Китая

Банк развития, как свидетельствует мировая банковская практика, является специфической финансово-кредитной организацией, представляющей собой нечто среднее между учреждением с бюджетным финансированием и коммерческим банком, т. е. средства выделяются государством, однако предоставляются они на основе платности и возвратности.

Создание банков развития в КНР преследовало цель создания эффективного механизма инвестиций в такие ключевые отрасли, как энергетика, транспорт, связь, в осуществление государственных закупок сельскохозяйственной продукции для обеспечения резервов и государственного стимулирования экспорта с учетом рыночных принципов.

Государственный банк развития (ГБР) официально был учрежден 17 марта 1994 г. с центральным офисом в Пекине, в составе которого 23 отдела. Банк имеет 32 операционных отделения по стране и 5 представительств. Уставный фонд ГБР составляет 50 млрд юаней (6 млрд дол. США). Активы банка на начало 2007 г. составляли 2314,3 млрд юаней (297 млрд дол.), доля безнадежных кредитов - 0,75%, достаточность капитала -- 8,05%.

Задача ГБР - кредитование под низкий процент ключевых объектов инфраструктуры и базовых отраслей. Банк также должен направлять денежные средства на техническое обновление крупных государственных предприятий. Основным источником финансовых средств для банка является выпуск облигаций в национальной валюте.

ГБР кредитует железнодорожное строительство, портовую инфраструктуру, строительство аэропортов, угледобывающие и нефтедобывающие предприятия страны. Банк предоставляет огромные средства на строительство таких гигантов энергетики страны, как гидроэлектростанции "Три ущелья", атомная электростанция "Циныпань", большого числа объектов сырьевых отраслей. Банк также кредитует легкую промышленность, судостроительные предприятия.

Банк активно развивает международные финансовые операции, он успешно работает на международных рынках капитала.

Внутренняя структура ГБР существенно отличается от обычных коммерческих банков. Так, в ГБР основу составляют отраслевые департаменты: энергетического и ирригационного строительства; транспортного строительства; сельскохозяйственного, лесного и сырьевого строительства; легкой промышленности, а также шесть региональных департаментов, которые несут ответственность за управление кредитованием в соответствующих регионах.

В первом полугодии 2006 г. ГБР предоставил кредиты на развитие угольной отрасли, энергетики, нефтедобычи и переработки, транспорта и связи, а также на развитие сельского хозяйства, базовых отраслей кредитов на 257,5 млрд юаней (32,2 млрд дол. США), или 81% всех предоставленных кредитов этим секторам. Западным и восточным районам ГБР было предоставлено кредитов на 104,8 млрд юаней (13 млрд дол.), или 33% от суммы кредитов этим районам, плюс 33,4 млрд юаней (4,2 млрд дол.) на развитие регионов. На первое полугодие 2006 г. банк предоставил кредиты средним и малым предприятиям на 18,1 млрд юаней (2,3 млрд дол.).

Банк кредитует низкодоходные операции жилищного строительства. В 9 городах страны им было предоставлено кредитов на 6,2 млрд юаней (775 млн дол.) Банк также развивает операции микрокредитования, предоставляя кредиты молодежи и сельским предпринимателям на 33,3 млн юаней (4,2 млн дол.), в среднем по 49,2 тысячи юаней (6,2 тыс. дол.). Всего на такого рода мелкие кредиты в 2006 г. приходилось не менее 1/5 общего кредитования банком в национальной валюте.

ГБР также осуществляет макроэкономические регулирующие функции, контролируя масштабы кредитования и темпы их роста в стране в целом.

Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) Китая официально учрежден 1 июля 1994 г. с центральным офисом в Пекине. Банк непосредственно подчиняется Госсовету КНР и является внешнеэкономическим государственным банком, реализующим внешнеэкономическую политику правительства. Зарегистрированный капитал Эксимбанка полностью сформирован за счет государственных средств и составляет 5 млрд юаней (0,6 млрд дол.). Активы банка на начало 2007 г. составляли 402,9 млрд юаней (52 млрд дол.). Среди аналогичных банков мира Эксимбанк Китая находится на третьем месте по размерам активов.

Назначение банка - обеспечение денежными ресурсами внешнеторговых операций. В круг его непосредственных функций входит предоставление экспортных и импортных кредитов на закупку средств производства, прежде всего на продукцию машиностроения и электроники, а также комплектного оборудования. Банк осуществляет:

смешанное и транзитное кредитование; распределяет правительственные и коммерческие кредиты иностранных государств и экспортные кредиты на продукцию машиностроения и электроники; ведет операции по правительственным и коммерческим кредитам Китая иностранным государствам; обеспечивает страхование и гарантирование экспортных кредитов, страхование экспорта и импорта, а также расчеты по страхованию и искам; реализует выпуск облигаций внутри страны и ценных бумаг за границей; регулирует утвержденные операции с инвалютой; участвует в международных банковских структурах; ведет консультирование и оценку экспортно-импортных проектов; предоставляет услуги в сфере международного экспортного и технологического сотрудничества и торговли; занимается другими видами деятельности, утвержденными или санкционированными Госсоветом КНР.

Основными источниками средств Эксимбанка являются выпуск облигаций, заимствование средств на международных финансовых рынках и кредиты центрального банка Китая.

Эксимбанк поддержал национальных производителей судов, крупного машинного оборудования, электростанций и другой капиталоемкой продукции, что позволило Китаю освоить рынки в регионах с высоким риском -- в странах Африки, Латинской Америки, Восточной Европы, Средней и Юго-Восточной Азии.

После вступления в ВТО темпы прироста экспорта КНР составляют около 30% в год. Так, в 2006 г. при объеме экспорта КНР в 593,4 млрд дол. США годовой прирост составил 35,4%, в том числе прирост экспорта машинно-технической и высокотехнологичной продукции 44,8 и 62,6% соответственно. Эксимбанк обеспечил поддержку 80% производства такой продукции. При этом необходимо отметить, что ежегодный прирост экспортного кредитования банком составлял 45,7%, что намного превосходит средние ежегодные темпы роста экспорта высокотехнологичной продукции Китая в 24,5%, тем не менее это позволило поднять долю такой продукции в экспорте страны с 24,7% в 1993 г. до 51,9% в 2006 году.

Банк развития сельского хозяйства Китая (БРСХК) был учрежден 18 ноября 1994 г., головное правление расположено в Пекине. Банк находится под непосредственным руководством Госсовета КНР. Зарегистрированный капитал БРСХК составляет 20 млрд юаней (2,4 млрд дол. США).

Сельское хозяйство - важная часть национальной экономики КНР. База сельского хозяйства страны слабая, со сравнительно низким уровнем прибыли и весьма неравномерным развитием регионов. Развитие сельского хозяйства, в отсталых центральных и западных районах страны, производство, закупка, создание запасов и сбыта таких основных видов сельхозпродукции, как зерно, хлопок, масло, имеют тесную связь с национальной экономикой страны и благосостоянием народа и нуждаются в государственной поддержке. На протяжении длительного периода государство инвестировало значительные средства в сельскохозяйственный сектор страны, однако вследствие использования кредитных средств не по назначению они оказывались малоэффективными. В целях централизации денежных средств для рационального развития сельской экономики Госсоветом КНР было принято решение об учреждении специального банка развития, который является органом государства по обеспечению поддержки сельского хозяйства страны. Объекты этой сферы обычно нуждаются в значительных средствах, возврат кредитов происходит медленно, а коммерческими банками они рассматриваются как кредиты высокого риска.

БРСХК предоставляет кредиты на общее развитие сельского хозяйства, а также на запланированное государством малое капитальное строительство в сфере сельского, лесного, животноводческого и водного хозяйства.

В отличие от двух других "политических" банков страны БРСХК имеет 30 провинциальных отделений, 294 отделения в городах и 1617 отделений в уездах. Всего в стране насчитывается 2276 подразделений банка с общей численностью персонала более 50 тыс. человек. На начало 2007 г. активы банка составляли 933,5 млрд юаней (120 млрд дол. США).

По всей видимости, данный банк играет неоценимую роль в экономике страны в условиях членства Китая в ВТО. Значение сельского хозяйства в социально-экономической жизни Китая велико. По условиям ВТО довольно жестко ограничивается государственная поддержка сельскохозяйственного производства. Посредством БРСХК Китаю удается решать проблемы в национальных интересах.

В целом банки развития Китая за непродолжительный период своей деятельности оказали существенное влияние на экономическое развитие страны, на совершенствование системы инвестиционного финансирования. Поскольку экономика КНР развивается интенсивно и стране предстоит решить множество задач экономического строительства, то деятельность этих банков, по всей видимости, будет востребована еще довольно продолжительное время.

2.3 Межбанковские отношения между Китаем и Россией

Российско-китайские отношения на основе подписанного в 2001 году Договора "О дружбе и добрососедстве" представляются наиболее стабильными за последние 40 лет. Главная проблема состоит в том, что Россия пока не достаточно адекватно реагирует на изменившийся вес Китая в мире.

Торговые отношения между Китаем и Россией на данном этапе пока еще не играет существенной роли во внешнеэкономической деятельности стран: доля России в товарообороте КНР составляет около 2 %, а Китая в российском - 5-6 %. Однако для приграничных территорий обеих стран ситуация совсем иная. Доля экспорта всех субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) составляет - 35 - 36 %.

Развитие бизнеса требует совершенствования обслуживающей его инфраструктуры, в том числе и межбанковские расчеты. Поэтому вопросы становления и развития межбанковских расчетов для обслуживания торговли между Россией и Китаем на примере одного из приграничных регионов -Амурская область - становятся актуальными

История корреспондентских отношений между банками России и Китая для расчетов по приграничной торговле начинается с 1997 г., при этом наибольшую активность в этом процессе проявили банки, зарегистрированные в приграничных городах Хэйхэ и Благовещенск. Со стороны Китая в корреспондентских отношениях участвуют филиалы 4 государственных банков.

Число российских учреждений, обслуживающих расчеты в приграничных районах, за эти годы значительно расширились, что выразилось в увеличении количества корреспондентских счетов с китайскими банками, и по-прежнему наибольшая их часть представлена уполномоченными банками, работающим в Благовещенске ( см. табл. 3).

Активный рост количества корреспондентских счетов начался с 2001 г. на фоне затуханий ценовых эффектов девальвации рубля и при поддержке Банка России и Народного банка Китая. Следующий всплеск наблюдался в 2003 г., что обусловлено действием Соглашения между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах от 22 августа 2002 г.

Наибольшую активность в этом процессе проявляют региональные банки. Так, число соответствующих корсчетов выросло в 2006 году по отношению к 1999 г. в 10 раз и составляет в последние 2 года почти половину от общего количества. Четко прослеживается тенденция к росту доли амурских уполномоченных банков в расчетах в Китае, где удельный вес региональных организаций увеличился с 27 % в 2003 г. до 40 % в 2006 г., т.е. в 1,5 раза.

Таблица 3 Участие региональных банков Амурской области в расчетах с банками КНР, 2002 - 2007 гг.

Показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество корсчетов

с инобанками

27

26

38

46

39

50

в том числе с банками КНР

21

22

33

42

37

43

из них корсчета региональ-

ных банков с банками КНР

5

6

10

15

18

20

Удельный вес региональных

банков в расчетах с банками

КНР (в КНР/из КНР), %

1,7/

1,3

4,4/

1,6

.27,3/

9,8

31,5/

10,9

23,6/

10,6

40,1/11,2

Удельный вес филиалов инорегиональных банков в расчетах с банками КНР (в КНР/из КНР), %

98,3/

98,7

95,6/

98,4

72,7/

90,2

68,5/

89,1

76,4/

89,4

59,9/88,8

Все это свидетельствует о росте доверия китайских партнеров к региональным банкам, несмотря на то, что по рейтинговым данным они проигрывают крупным московским банкам, имеющим филиалы в Амурской области.

Заметно отставание межбанковского сотрудничества Китая и России от высокого уровня развития торгово-экономических связей. Россия привлекает ресурсы от китайских инвесторов в форме кредитов под целевое финансирование совместных российско-китайских проектов или обслуживание российскими банками на китайской стороне владельцев платежных карт и тому подобное. Но это лишь единичные примеры. В общем же весьма распространены неприемлемо высокие тарифы китайских банков за обслуживание расчетов, что вынуждает Российские банки вести расчеты через крупные свои банки, несмотря на потерю скорости расчетов. Высоки также требования китайской стороны по открытию представительств Российских банков.

В то же время китайскими гражданами систематически осуществляются переводы наличной иностранной валюты в крупных размерах за пределы России без открытия текущих счетов. Например, через один из банков Приморского края в период с 1 мая 2005 г. по 1 июня 2006 г. гражданами Китая осуществлено переводов за пределы Российской Федерации в пользу юридических лиц-нерезидентов на общую сумму почти 350 млн дол. США. При этом переводы осуществлялись одними и теми же лицами (4-5 человек), и разовые переводы достигали размера 1,5 млн дол. США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.