реферат бесплатно, курсовые работы
 

Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

размещенных на стенах продольного нефа, трансепта, боковых часовен, на

сводах и в куполе. Здесь одних лишь фигур более двух тысяч (их исполнением

руководил П. Перти), кроме того есть различная орнаментальная лепнина

(руководитель работ – Д. Галли). Тематика скульптур обширна: это

евангельские и исторические сцены, в том числе эпизоды из истории Литвы;

много в этих скульптурах и бытового элемента. (46, 190)

Несмотря на столь большое количество изображений, здесь нет повторов, нет

тождественности в композиции и моделировке. Декораторы интерьера прекрасно

использовали как в самих скульптурах, так и в их расположении

выразительность симметрии и асимметрии. В художественной переработке

разнообразных тем и мотивов чувствуются итальянские влияния и тенденции

идеализации. Однако эта идеализация порой противоречиво сочетается с

искренним, живым реализмом. Многие скульптуры лишены церковной патетики

святости, они просты, человечны, и в некоторых из них чувствуется подлинный

драматизм эпохи. Здесь можно встретить типы крестьян и горожан, мужчин и

женщин (например, глубоко эмоциональные девичьи головки в часовне святого

Августина). Воплощение жизни и человечности мы находим в фигуре матери,

кормящей грудью ребенка. Тема материнства выражена искренне и необыкновенно

просто. (65, 274) Контраст роскоши, в которой живет знать, и народной

бедности передан в скульптурной группе, изображающей нищего и королеву.

Жизненная правда есть и в статуе Марии Магдалины (предполагают, что это

изображена жена скульптора П. Перти).

В интерьере костела святых Петра и Павла много военных сцен с фигурами

рыцарей в латах, довольно наивно показывающих литовское войско во главе с

великим князем Казимиром (1440-1492). Между сценами, связанными

тематически, всегда существуют и определенные композиционные, визуально

воспринимаемые контакты. Притом вся эта обильная пластика размещена в

пространстве костела тектонично и разумно чередуется со спокойной

поверхностью стен, не покрытых скульптурами или рельефами. Зачастую позы

или жесты фигур построены согласно особенностям тех архитектурных

элементов, в которые эти фигуры вписаны; позы фигур, сидящих на архивольтах

часовен, гармонично сочетаются с контурами арок. Во всей этой скульптуре

много яркой театральности и даже вычурности, вообще свойственных барокко,

однако она уникальна по своему простодушному звучанию благодаря множеству

черт, почерпнутых непосредственно в жизни Литвы той эпохи. (61, 259)

Примером костела с планом латинского креста, в XVIII веке изменившего

интерьер умеренного барокко на нарядные формы рококо, был трехнефный

доминиканский костел в Вильнюсе (планировка 1679-1688, реконструкция 1748-

1770). Здание отличается величественным объемом, играющим важную в панораме

старого города. Внешний вид решен сдержанно. Двухбашенный фасад, разделен

карнизами на три яруса, которые пилястрами расчленены на три части по

вертикали. Главный вход устроен на боковом фасаде в виде портала, эффектно

оформленного дорическими колоннами, пилястрами и рельефным картушем.

Интерьер отличается большой декоративностью и изящностью форм в стиле

позднего барокко и рококо. Четыре столпа волнистого профиля, поддерживают

парапет хора, украшенный рокайлями («ракушками»), мотив которых повторяется

в плафонах и в лепных украшениях стен. Основные декоративные акценты -

шестнадцать больших алтарей оригинальной композиции и амвон, отличающийся

пластичностью своих форм. Купол и своды нефа расписаны фресками на темы из

жизни святых (художник неизвестен). (29, 115)

Двухбашенные костелы прямоугольной планировки бывают однонефными и

трехнефными с часовнями, по пространственной трактовке – зального и

базиликального типа. Их фасады украшены высокими многоярусными башнями,

которые эффектно вырисовываются в панораме города и в пейзаже. Одинаковые в

плане, ярусы башен различаются и по квадратуре, пропорциям, ритму и

применению элементов барочного декора. Зрительно башни объединяются

расположенными на высоте третьего яруса декоративными фронтонами, и это

смягчает переход к верхним ярусам, где башни смотрятся уже порознь. Одним

из первых реконструированных в XVIII веке костелов с плоским двухбашенным

фасадом является костел святой Екатерины монастыря бенедиктинок в Вильнюсе

(построена в 1622-1650, реконструирована в 1741-1746 архитектором И.

Глаубицем). Бенедиктинские монастырь и костел вместе с доминиканскими

костелом и монастырем представляют собой два важнейших компонента

своеобразного юго-западного квартала старого Вильнюса. Костел святой

Екатерины отличается высокими (пятьдесят метров) пятиярусными башнями с

изящно вкомпонованным между ними фронтоном. Ритмика пилястр и карнизов

фасада и конструктивно обоснована и декоративна. К костелу пристроена

гармонирующая с ним маленькая часовня (архитектор И. Глаубиц, 1746).

Вильнюсский костел миссионеров (1694-1730) наглядно демонстрирует

легкость и изысканность форм позднего барокко. Этот трехнефный костел

базиликального типа, с часовнями, имеет две пятиярусные башни с очень

эффектными, будто ажурными, верхними ярусами. Костел образует тесный

ансамбль с жилыми и подсобными корпусами монастыря. Красиво выделяется его

главный портал. Храм является частью ансамбля, состоящего из дворца

епископа И. Сангушки, монастыря миссионеров и служебного здания. Снаружи

выделяется высокими башнями, в интерьере – пышным декором в стиле рококо. В

костеле сохранился алтарь святого Винцента. Он впечатляет своим высоким

художественным исполнением и является показательным примером вильнюсского

позднего барокко.

Наряду с типичными культовыми строениями с плоским двухбашенным фасадом

встречается несколько реконструированных или заново построенных в XVIII

веке однобашенных костелов. С главным фасадом башни связываются двояко: в

одном случае они стоят в углах фасада, в другом – посередине главного

фасада и являются проходными.

Самым интересным из однобашенных строений остается трехнефный,

базиликального типа костел августинцев в Вильнюсе (1746-1768), входящий в

небольшой комплекс Августинского монастыря (по своим архитектурным формам

он имеет сходство с Дрезденской гофкирхой Г. Кьявери). Посредине фасада, в

одной плоскости с ним возвышается пятиярусная башня (41,5 метр высоты) с

многочисленными группами колонн и пилястр, с волнистыми ярусными карнизами.

Ярусы различны по высоте и площади сечения. Их ордерные элементы, по-

разному трактованные, придают башне особую нарядность. (33, 469)

Безбашенные фронтонные костелы прямоугольной планировки, однонефные или

трехнефные, зальные или базиликальные, составляют довольно значительную

группу культовых зданий барокко в Литве. Фасад безбашенных костелов в два-

четыре яруса делится по вертикали группами пилястр или колонн; в

предпоследнем ярусе помещаются по сторонам волнообразные изогнутые волюты,

на которых стоят вазы или ажурные железные кресты, изготовляемые народными

мастерами. В XVIII веке было построено несколько новых костелов этого типа,

реконструировались подобным образом и старые.

Одним из таких реконструированных костелов был костел святого Иоанна в

Вильнюсе (возведен в 1388-1426, перестроен в 1737-1748). Этот костел,

являясь частью ансамбля Вильнюсского университета, выделяется своим

грандиозным объемом и колокольней (высота колокольни с железным крестом 68

метров, построена в конце XVI века, реконструирована в XVIII веке). При

реконструкции костела в корне изменена композиция его главного западного

фасада. Первоначальный готический аккорд еще звучит в трех узких высоких

окнах во втором ярусе, однако весь фасад получил отделку в стиле позднего

барокко, притом органически увязанную со всей его композицией. Это

пластически богато разработанная, насыщенная контрастами теней и света

поверхность. Массивный и суровый первый ярус, несет следующие три. Формы

постепенно становятся более мелкими и легкими. Фронтон фасада имеет

волнообразные очертания и заканчивается железными крестами, ажур которых,

вырисовываясь на фоне неба, обогащает контур здания. Заново построенный в

1748 году в стиле барокко, фронтон хора отличается монолитностью; создается

впечатление, будто он отлит из одной массы. Архитектура костела святого

Иоанна говорит о большом мастерстве применения сложных форм позднего

барокко при реконструкции строений, об умелой их связи с сохранившимися

чертами первоначального стиля. В интерьере костела установлено несколько

мемориальных памятников выдающимся деятелям науки и культуры, связанным с

вильнюсским университетом: поэту Адаму Мицкевичу, вождю повстанцев Тадеушу

Костюшко, композитору Станиславу Монюшко. (16, 147) Также был перестроен в

1748-1760 годах однонефный готического стиля костел святого Георгия.

Предполагают что автором реконструкции был архитектор П. Гоферис,

участвовавший в 1752-1760 годах в реконструкции доминиканского ансамбля в

Вильнюсе. Пилястры фасада, обводы отверстий, рельефы в стиле рококо дают и

здесь декоративно выразительную игру светотени.

В XVIII веке не только реконструируются, но и заново строятся в провинции

несколько безбашенных фронтонных костелов; в них заметны первые признаки

формирования классицизма. Одним из наиболее оригинальных костелов этого

типа является бернардинский костел в Тельшяй (1762-1765).

Костелы купольноцентрической композиции в Литве появляются в период

расцвета барокко, но больше их строилось в период позднего барокко. В этих

сооружениях в центре скрещения нефов возвышается шестигранный или в

большинстве случаев восьмигранный купол, объединяющий внутреннее

пространство костела и доминирующий в его внешнем облике.

Одним из первых костелов такой композиции и единственным памятником,

который почти не подвергался каким-либо перестройкам, является костел в

ансамбле монастыря ордена камальдулов в Пажайслисе (построен в 1667-1712,

его первый архитектор Л.Фредо, затем братья К.Путини и П.Путини). Единый по

стилю, этот ансамбль на берегу Нямунаса имеет строго симметричную

композицию. Ее основную продольную ось в первую очередь подчеркивает идущая

к основным большим воротам аллея; за воротами и каменной стеной – липовая

аллея; через ризалит жилого корпуса проход во внутренний громадный

прямоугольный двор с величественным костелом на главной для всей этой

архитектурной композиции оси. Шестиугольный костел – доминанта ансамбля – с

двух сторон окружен строениями с коридорами (раньше лоджиями). За костелом

– эремиториум с отдельными домиками для монахов. Вся эта 300-метровая

продольная ось заканчивается таким акцентом, как вертикаль трехэтажной

башни (1730) типа бельведера. Находящийся в центре ансамбля костел имеет

вогнутый двухбашенный фасад, расчлененный пилястрами ионического большого

ордера. (44, 173)

Завершает здание храма оригинальный шестигранный купол внушительных

размеров (13 метров диаметром и 49 метров высоты), увенчанный изящным

шестигранным фонарем. На пространственную композицию костела несомненно

оказала влияние венецианская церковь Санта Мария делла Салюте.

Ансамбль Пажайслисского монастыря – оригинальный памятник барокко в

Литве. Костел по традиции двухбашенный, однако вогнутая центральная часть

его фасада для литовского барокко периода его расцвета не характерна.

Интерьеру костела с его шестиугольной планировкой присущи величие и

спокойствие. Подчеркнуто просторна алтарная часть с хором и ризницей; с

боков, в углублениях четыре часовни; центр выделен обширным подкупольным

пространством. Живопись и скульптура, а также облицовка стен костела

цветным мрамором, деревянные панели хора и других подсобных помещений

ансамбля – все это отличается большой тщательностью исполнения.

Ансамбль Пажайслиса – замечательный образец синтеза монументального и

декоративного искусства, где интерьеры костела и других важнейших помещений

обильно украшены пластическими фигурными и орнаментальными композициями из

стука, а также монументальной живописью.

Авторами скульптур были М. Вольшейдас из Вильнюса, И. Мерли из Ломбардии

и предположительно уже упоминавшиеся П. Перти и М.Жялявичюс.

В рельефах ансамбля встречаются декоративные картуши, гротескные маски,

растительные мотивы (дуб, рута, лилии, розы и другие цветы) и заманчиво

висящие фрукты; здесь много символических и фантастических элементов,

аллегорических фигур, библейских, евангельских образов. Встречается

множество свободно и смело вылепленных рогов изобилия, волют. Замысловата и

вместе с тем очень пластична и выразительна скульптура сводов хора и

ризницы, часовни и трапезной. Много барочной динамики в позах и ракурсах,

разнообразия в постановке фигур, много оригинальности в орнаментальных

мотивах, объединенных вместе с фигурами в общую систему декора этого

ансамбля. (20, 270)

Монументально-декоративная живопись, в основном фресковой техники,

получила во второй половине XVII века в Литве довольно широкое

распространение. Авторы многих росписей до сих пор не выявлены, и не

известно, были это местные или прибывшие из Венеции, Флоренции и других

европейских художественных центров мастера. Расцвет монументально-

декоративной живописи совпал с деятельностью талантливого итальянского

художника М. Паллони (в Литве с 1674 по 1700 год), работавшего в часовне

святого Казимира, во дворцах Сапегов, Слушки.

Важнейшая работа Паллони – фрески ансамбля в Пажайслисе (1676-1680), где

под его руководством работало много местных и прибывших из Западной Европы

художников-монументалистов. Многое в этих фресках напоминает великих

венецианцев, а также замечательного виртуоза световых эффектов Корреджо.

Стены костела в Пажайслисе были украшены 13 большими фресками на религиозно-

библейские и исторические темы; три из них, изображавшие моменты из истории

Литвы и жизни Пацов, замазаны в XIX веке. Во фресках Пажайслиса позы и

движения фигур динамичны, в них разнообразно используются ракурсы,

перспективные сокращения, в них много света, воздушности. В качестве фона

зачастую вводятся архитектурные фрагменты или мотивы пейзажа, однако

передаются лишь самые характерные элементы, без детализации. В работах

Паллони примечателен реализм в трактовке типажа и бытовых атрибутов.

Колорит тонкий, нет сильных контрастов, преобладают нюансы теплых желто-

розовых тонов. Выделяются многофигурные фрески: «Переход через Красное

море», «Пир Балтазара», «Сцены из жизни святого Христофора», «Чудо у гроба

Марии Магдалины де Паззи» и другие. Одна из самых великолепных – композиция

«Сон Ромуальда» с ее желтовато-зеленоватым колоритом, диагональной

композицией, ритмично скомпонованными фигурами на фоне прекрасного

декоративного пейзажа. Художественными достоинствами изобилуют и фрески на

тему «Жизнь Марии». В шестигранном куполе костела расположена главная

композиция – «Коронование Марии».

Фрески М. Паллони в часовне святого Казимира (1690-1694) заполняют две

боковые стены. На одной из них изображена сцена «Открытие гроба святого

Казимира», на другой «Воскрешение девы Урсулы». В этих многофигурных

фресках много великолепного артистизма и изящества моделировки фигур. В

дворцах крупных феодалов Сапегов и Слушки в Вильнюсе потолки и стены были

расписаны фресками на исторические, мифологические, религиозные темы. Судя

по описаниям, эти фрески Паллони выделялись большими достоинствами. К

сожалению они не сохранились.

Костел монастыря визиток в Вильнюсе (1729-1744, архитектор И. Пола) –

пример центрически-купольной постройки в стиле рококо. План этого костела –

греческий крест, передний фасад уже без башен, декоративно вогнутый.

Светские постройки XVII-XVIII веков – это усадьбы, дворцы, городские

жилые дома, ратуши. Усадьбы в это время обычно состоят из двух-трех

свободно расположенных дворов. Главный двор – парадный, четырехугольной

формы, застраивался жилыми домами, кухнями и другими постройками. К нему

примыкали парк и особенно характерный для литовских усадеб фруктовый сад.

Планировка парка в большинстве случаев пейзажного типа, реже регулярная;

парки имеют различную дендру, часто по несколько прудов, соединенных

каналами. (66, 109) Хозяйственные дворы были небольшими, малоозелененными и

примыкали непосредственно к основному, парадному двору, или планировались в

некотором отдалении от него.

Дворцы крупных феодалов строятся с XVII века в Вильнюсе и других городах.

До наших дней они не сохранились или же очень изменили свой облик. Но и по

некоторым уцелевшим частям и деталям этих зданий можно составить

представление об их величине, умелом сочетании в них общих свойств стиля

барокко и местных традиций.

Образцом нового способа строительства парадных резиденций стиля барокко

может служить трехэтажный дворец Д.Слушки в Вильнюсе (1691-1694), где план

не в форме буквы «П», а в форме квадрата с ризалитами во всех четырех

углах. Построено здание в красивой местности – на искусственно образованном

на реке Нярис полуострове. Территория дворца была окружена большим парком-

садом. Наружные стены расчленены пилястрами большого ордера с композитными

капителями. Интерьер дворца украшали привезенные из Италии мраморные

плитки, а также орнаментальная и фигурная лепнина с фресками. (55, 27) Но

самое характерное и нарядное жилое здание этого времени – дворец семьи

крупных феодалов Литвы – Сапегов. Построен он в 1691 году неподалеку от

дворца Слушки и главной осью обращен к улице Антакальнис. Здание было

двухэтажным. Как и в других барочных зданиях, второй этаж – бельэтаж –

самый богатый по декорировке: здесь и лепнина, и замечательные фрески.

Стены некоторых залов были украшены даже мозаикой и выложены голландскими

кафельными плитками, изображающими гербы и виды церквей, замков, дворцов.

Окна и двери с внешней стороны имели барочные обводы с орнаментом

растительных и гротескных мотивов. Территорию, на которой расположен

дворец, окружал большой парк с широкими прямыми аллеями, многочисленными

скульптурами, фонтанами и павильонами. У основного входа в усадьбу

построены двухъярусные монументальные барочные въездные ворота с

разорванным фронтоном. Дворец живописно вкомпонован в окружающий пейзаж, и

его парк сливается с зеленью сосняка. Ансамбль тесно связан с костелом и

комплексом тринитарского монастыря (1694 – 1737).

В XVIII веке часто придавали особо торжественный вид въездным воротам.

Иногда их строили очень нарядными, в два этажа, с несколькими помещениями

разного назначения: библиотека, помещение для оркестра и т.п. В 1761 году

входные ворота построены в ансамбле базиликанского монастыря в Вильнюсе

(архитектор И. Глаубиц). Они представляют собой изысканно украшенный

монументальный трехъярусный арочный проезд, перекрытый крестовым сводом.

Сложное сочетание пилястр и карнизов волнистого профиля, расчленяющих

плоскости стен, вычурная композиция фронтона с барельефом «Святая Троица и

шар земной», профилированные арки делают ворота уникальным сооружением. Их

извилистые горизонтальные карнизы, волнистые стены и пилястры сложной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.