реферат бесплатно, курсовые работы
 

Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

ритмики, изогнутые арки и острый силуэт очень выразительны и характерны для

литовского позднего барокко. (12, 89) Базиликанские ворота – это один из

самых замечательных памятников вильнюсской школы позднего барокко

(граничащего с рококо).

Архитектура литовского барокко занимает важное место в искусстве Речи

Посполитой и всей Северной Европы. В ней много самобытного. Главным центром

литовского барокко был Вильнюс и вильнюсская школа оказала немалое влияние

на характер архитектуры не только Литвы, но и западной Белоруссии и юго-

восточной Латвии.

Традиции барокко прочно и долго держались в Литве, опираясь на вкусы

провинциального дворянства, горожан, монастырских заказчиков, пробиваясь

даже в первой половине девятнадцатого века через господствующий классицизм

и романтизм.

Однако в конце XVIII века в Литве уже складывается новая художественная

ситуация, связанная с распространением идей просветительства и с появлением

классицизма. Остро ощущается необходимость новых форм развития светской,

независимой от церкви культуры, упорядочения системы художественного

образования. Постепенно изнутри подготовляется переход литовской

архитектуры на качественно новую ступень.

3. 2. Классицизм

Наибольшие достижения литовского классицизма, как и барокко, относятся к

области градостроительства. Формирование архитектуры классицизма в Литве

можно разделить на два основных периода: зарождение и расцвет

монументальных форм классицизма под воздействием римской, а позже парижской

школы (1770-1800, центр – Вильнюс и его окрестности); распространение иных,

более легких архитектурных форм классицизма во всей Литве под влиянием

петербургской школы. Этот второй этап приходится уже на XIX век (1800-

1850).

Первым крупным представителем классицизма в Литве был Мартин Кнакфус

(1740-1821). Он произвел перестройку здания обсерватории в ансамбле

Вильнюсского университета (1782-1786); фасад обсерватории с двумя

фланкирующими его круглыми и массивными башнями на углах приобрел строгий

дорический облик, а наружная стена получила дорический антаблемент с

аттиковым этажом.

В доме Бжостовских в Вильнюсе тот же архитектор применил пилястры и

портик большого римско-ионического ордера, а над карнизом – аттиковый этаж.

(25, 208) Тектонично и декоративно выполнена композиция классических

элементов на фасадах и в интерьере дворца Тизенгаузов в Вильнюсе.

Творчество Кнакфуса представляет умеренные формы раннего классицизма.

Подлинно монументальные и своеобразные формы классицизм получает в

творчестве выдающегося архитектора Лауринаса Стуока-Гуцявичюса (1753-1798).

Сын крестьянина из деревни Мигонис (северо-восточная Литва), Стуока-

Гуцявичюс получил архитектурное образование в Риме и Париже. Вернувшись в

Вильнюс, он был в 1793 году назначен профессором архитектуры в Главной

школе Великого княжества Литовского и с 1797 года начал читать там курс

архитектуры. В программу этого курса он включил основные теоретические

сведения о гражданской и военной архитектуре, а также практические занятия

по проектированию. На лекциях он особое внимание обращал на пропорции,

статику, красоту, величие и функциональность здания.

Главные произведения Л. Стуока-Гуцявичюса различны по масштабам и

назначению, но одинаково отличаются строгой монументальностью, мощью,

весомостью форм. Первая его работа – завершение дворцового ансамбля в

Вяркяй под Вильнюсом (1770-1781), который был начат М. Кнакфусом. Л. Стуока-

Гуцявичус придал ансамблю новый облик. Жилые корпуса получили выразительные

портики и аттиковые этажи, а постройки в хозяйственном секторе –

монументальные портики римско-дорического ордера. (4, 95) Вяркяйский дворец

был загородной резиденцией вильнюсских епископов. Главная часть

классического ансамбля состояла из трех отдельных корпусов – центрального и

двух боковых. Сохранились лишь две боковые постройки, из которых особенно

пышно отделана восточная. Здание трехэтажное, с подвалом, прямоугольного

плана. Центр главного фасада выделен портиком с четырьмя ионическими

колоннами, боковые – пилястрами. Внутренние помещения на втором этаже

расположены анфиладой, на других этажах – коридорная система. Центральную

часть первого этажа занимают просторный вестибюль с овальным плафоном

(«Амур и Психея», живописец Г. Бекер) и парадная лестница. В торце здания

находится большой зал, богато декорированный, с колоннами со сложными

капителями. (14, 382)

При реконструкции кафедрального собора в Вильнюсе Л. Стуока-Гуцявичюс

сохранил лишь некоторые части старого здания. В основном он создал новый

храм с монументальным шестиколонным портиком римско-дорического ордера на

главном фасаде и боковыми, более низкими колоннадами, соединяющими угловые

часовни. Внутреннее пространство было мало изменено, построен лишь новый

главный алтарь и достроена левая ризница. (8, 229) На главном фасаде

появились ниши с барочными скульптурами четырех евангелистов, Авраама и

Моисея (римский скульптор Т. Риги). Пластическая манера Риги оказалась

несоответствующей всему стилю Кафедрального собора. Особенно ощутим этот

диссонанс в статуях Моисея, Авраама и четырех евангелистов, размещенных в

нишах на фасаде. В строгий, холодный и спокойный мир правильных линий,

симметрии, уравновешенности врываются, словно вырванные из интерьера

барочного храма, исполненные мятежной динамики фигуры библейских старцев.

Их движения полны экспрессии. Словно змейки беспокойного пламени,

извиваются пряди волос и длинных бород. Пышными и тяжелыми складками

ложатся вокруг их тел живописные драпировки, местами словно раздутые

ветром. На фронтоне главного фасада – рельеф «Жертвоприношение Ноя». В

боковых нишах южного фасада были помещены скульптуры литовских князей

(скульптор К. Ельскис), северного – скульптуры святых, перенесенных сюда из

костелов святого Казимира и Миссионеров. Храм вместе с древней

четырехъярусной колокольней образует прекрасный ансамбль в центре города.

Перестройка кафедрального собора, начатая в 1783 году, была завершена уже

после смерти Л. Стуока-Гуцявичюса в 1801 году архитектором М. Шульцем.

Вильнюсская ратуша построена Л. Стуока-Гуцявичусом в 1785-1799 годах на

старых подвалах развалившейся ратуши. Это двухэтажное здание прямоугольного

объема с шестиколонным портиком римско-дорического ордера, несмотря на свои

небольшие размеры, выглядит благодаря своей тектоничности и превосходно

найденным пропорциям необычайно внушительно. Композиция трех фасадов

определяется симметричным, ясным и четким расположением прямоугольных

проемов окон, а монументальный портик подчеркивает строгость главного

фасада. В интерьере применены колонны ионического и дорического ордеров.

(48, 409) В целом облик здания суров и героичен.

По проектам Л. Стуока-Гуцявичюса было построено много жилых домов,

дворцов и культовых зданий. Среди них – ансамбль Вильнюсского епископского

дворца (1792).

В 1790 году Л. Стуока-Гуцявичюс составил топографический план города

Вильнюса.

Теоретическая и творческая деятельность Л. Стуока-Гуцявичюса оказала

большое влияние на всю литовскую архитектуру XIX века.

Как архитекторы других стран, так и литовские архитекторы периода

барокко в своих произведениях свободно применяли элементы ренессансной

архитектуры, без сомнения, влияя один на другого. Таким образом, литовское

барокко приобрело особые самобытные черты, как в раннем и зрелом, так и в

позднем периоде своего развития. В сооружениях раннего и зрелого барокко:

капелле святого Казимира, костеле святого Казимира, костеле святых Петра и

Павла, костеле Доминиканцев купола составляют центр внутреннего

пространства здания, их назначение – поражать зрителя и придавать

интерьерам величественный вид. Из построек раннего литовского барокко

выделяется своей самобытностью костел святой Терезы. «Купол этого костела

низкий, снаружи совершенно незаметный. Фасад без башен, решенный в одной

плоскости, с преобладанием вертикальных линий». (5, 115) Строители костелов

позднего барокко начинают совершенно отказываться от куполов (костелы

святой Екатерины, святого Якова, Миссионеров), стремясь создать высокие и

стройные башни. К наиболее зрелым плодам этих стремлений следует отнести

башни костела Миссионеров.

Характерная черта литовского барокко – «самобытные завершения фронтонов,

такие, как в костелах святого Георгия, святого Иоанна и воротах монастыря

Базиликанцев». (59, 439) Ворота Базиликанского монастыря являются последней

степенью развития барочной архитектуры Вильнюса. Это сооружение выглядит

как бы отлитым из одного куска, в нем пластичность поверхности и линий

выражена с особенным мастерством.

Подводя итог развитию архитектуры в Литве в XVII-XVIII веках, можно

констатировать, что барокко сложилось здесь в самостоятельную

художественную школу с ярко выраженными региональными чертами, влияния

европейских школ творчески переосмысливались и перерабатывались. В культуре

Речи Посполитой литовское барокко выделялось как самобытное явление,

отличавшееся своими специфическими особенностями, кругом мастеров, хотя

связи с Варшавой, Гданьском, Краковом были тесными: в системе одного

государства формирование национальных культур польского, литовского,

белорусского, украинского народов шло сходными, нередко переплетавшимися,

но все же своими путями.

В последней четверти XVIII века началась критика барочной архитектуры,

которая перегружала здание надуманными украшениями и убранством, не

вытекающим из конструкции. «В среде художников распространилось мнение, что

красоту сооружения, прежде всего, составляют пропорции его необходимых

частей, а не декорации». (71, 18) Благодаря новым взглядам в Литве начала

распространяться классическая архитектура.

Классицизм включался в художественную культуру Литвы постепенно, без

воинствующего антагонизма к традициям. Однако он нес в себе принципиально

новые качества. В отличие от барокко, которое апеллировало к чувствам

потрясенного, растерянного перед сложностью мира, взволнованного

трагическими коллизиями человека, классицизм обращался к разуму

современника, стремился к строгой и ясной логике, рациональной

оправданности решений. Классицизм был тесно связан с просветительской

идеологией. В его программе и в творческой практике делается упор на

воспитательные задачи искусства, на проповедь гражданских добродетелей,

патриотизма и свободолюбия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В сложных политических условиях художественная культура литовского народа

развивалась, впитывая влияния, которые шли как с востока, из русских

княжеств и поднимающегося Русского государства, с юга, от культурной

сокровищницы белорусского и украинского народов, а через Галицко-Волынскую

Русь – с Балкан, так и с запада, из Польши, из таких культурных центров,

как ганзейские города Гданьск, Кенигсберг, Рига, а в XVI веке из Италии, и

приводили к распространению в Литве интернациональных европейских стилей в

их самобытной местной интерпретации.

На землях Великого княжества Литовского и непосредственно на

территории Литвы работали как приезжие, так и местные мастера. Приезжие

мастера и их последователи привносили с собой в искусство Литвы традиции

художественной культуры из других стран, в частности из Руси, с Балканского

полуострова и из средневековых государств Западной Европы. «Средневековое

искусство Литвы никак не укладывается в формы только западной (прежде всего

готики) или только восточной ориентации. Различные импульсы переплавлялись

здесь в явления самобытные, отмеченные печатью местного своеобразия». (15,

84)

В середине XVI века в Литве начали распространяться гуманистические и

реформаторские идеи, нашедшие свое художественное выражение в стиле

Ренессанс. Распространение этих идей было вызвано политической борьбой

между горожанами и феодалами, между церковными феодалами, светским

магнатами и шляхтой. Взоры литовских деятелей культуры отвернулись тогда от

католической церкви и обратились к античному миру, в котором искали начало

истории литовского народа и литовского языка.

Соперничавшие с королем в роскоши и богатстве местные магнаты привлекают

художников ренессансной ориентации и становятся меценатами нового

искусства. В связи с этим искусство Ренессанса в Литве приобретает

особенный, аристократический характер. Оппозиция литовской феодальной

аристократии по отношению к католической церкви стала важным стимулом для

развития новой ренессансной культуры в Литве.

Ренессанс выступает рядом с готикой, почти одновременно сооружаются

ренессансные дворцы и готические костелы. Более того, в ряде памятников

Литвы XVI века готические традиции сочетаются с художественными принципами

Ренессанса. Во второй половине XVI и в первой половине XVII века, когда

Ренессанс еще держится в искусстве и определяет стилевое решение многих

памятников, в общественной жизни Литвы идут уже новые процессы,

предопределившие разрушение тех эстетических идеалов, которые выдвинул

Ренессанс. Против гуманизма и реформации, нашедших последователей в среде

горожан и некоторых магнатов, выступили католическая церковь и

великокняжеская власть. Для борьбы с реформацией в Литву были приглашены

иезуиты, которые выступали против ренессансного искусства, как

рационалистического и языческого. Противники реформации опирались на

художников барокко, «стремившихся от статики Ренессанса перейти к динамике,

от прямых линий к кривым, от ровных плоскостей к изогнутым, от скромности –

к богатству, нарядности и живописности». (71, 15)

Как характерную особенность надо отметить длительность развития стиля

барокко в Литве, прочность традиций этого искусства. Эстетическая и

идеологическая программа барокко оказалась сопричастной господствующему

мировоззрению литовского общества этой эпохи. И смятение умов людей,

потерявших веру в цельные, гармоничные идеалы Ренессанса; и глухие раскаты

социальных потрясений, и нарастание общественных противоречий; и обогащение

человеческого сознания более широкими и сложными представлениями о мире, о

вселенной, о личности и обществе – все это нашло отражение в искусстве

барокко с его экзальтацией и пафосом, трепетом обостренных чувств и

поисками жизненной правды. При этом литовское барокко отличается от других

региональных вариантов стиля большей умеренностью, или точнее, меньшей

последовательностью в раскрытии своей программы. Оно чуждо крайних

проявлений экспрессии и патетики, резкого отрицания художественных традиций

прошлого. Вплоть до XVIII века здесь можно проследить отзвуки готики и

Ренессанса. Западные образцы переносились на литовскую почву не

механически, но с учетом сложившихся местных вкусов.

При последнем короле Речи Посполитой Станиславе Августе (1764-1795)

художественная жизнь в стране активизируется, при этом явно меняется

ориентация королевского двора, традиции барокко считаются уже анахронизмом.

Получают поддержку художники, стремившиеся влить в искусство свежую струю

просветительской идеологии и прежде всего освоить программу классицизма. В

среде художников распространилось мнение, что красоту сооружения, прежде

всего составляют пропорции его необходимых частей, а не декорации.

Классицизм вживался в строительную практику Литвы исподволь, без

отторжения традиций. В отличие от барокко, которое обращалось к чувствам,

классицизм взывал к разуму, справедливости и гармонии, рациональной

оправданности красоты. Классицизм был знаменем просветительской идеологии.

На нем воспитывались будущие поколения литовских зодчих, художников и

других деятелей искусства и культуры Литвы последующих поколений.

Материал диплома может послужить основанием для статьи или курса лекций.

Библиография

1. Адомонис Т. Искусство Литвы XIII – XVII веков. – История искусства

народов СССР М., 1974

2. Батура Р., Пашуто В. Культура Великого княжества Литовского. М., 1977

Будрейка Э. Вильнюсский замок. В., 1980

3. Будрейка Э. Выдающийся литовский зодчий Лауринас Стуока-Гуцявичюс. М.,

1953

4. Виноградов А. Путеводитель по Вильне и его окрестностям. В., 1904

5. Глямжа И. Памятники архитектуры Литвы. Л., 1978

6. Гусарова А. Мстислав Добужинский. М., 1982

7. Киткаускас Н. Вильнюсский кафедральный собор. В., 1977

8. Крачковский Ю. Православные святыни города Вильна. В., 1893

9. Крачковский Ю. Старая Вильна до конца XVII столетия. В., 1893

10. Лаппо И. Великое княжество Литовское в XVI столетии. Юрьев, 1911

11. Мацейка Ю., Гудинас П. Вильнюс. Путеводитель по городу. В., 1962

12. Мачюлите-Касперавичене А., Сакалаускас М., Стравинскас А. Здания

Вильнюсского университета. В., 1979

13. Минкявичюс И. Памятники искусства Литвы. М., 1986

14. Михайлов Б. Значение литовской архитектуры и задачи ее исследования.

В., 1964

15. Папшис А. Вильнюс. В., 1977

16. Пашуто В. Образование Литовского государства. М., 1959

17. Червонная С., Богданас К. Искусство Литвы. М., 1972

18. Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский. Л., 1984

19. Чярбуленас К., Галауне П. Искусство Литвы конца XVII – XVIII века. –

История искусства народов СССР. М., 1976

20. Янкявичене А. Некоторые сооружения Вильнюса XVI века. М., 1964

Adomonis T. Barokas ar manierizmas. V., 1969

21. Baliulis A., Mikulionis S., Miskinis A. Traku miestas ir pilys. V.,

1991

22. Batura R. Vilniaus Aukstutine pilys. V., 1964

23. Budreika E. Martynas Knakfusas. V.,1965

24. Cerbulenas K. Baroko architektura. V., 1978

25. Cerbulenas K. Profesoriaus Mykolo Sulco darbai. V., 1978

26. Cerbulenas K. Renesanso architektura Lietuvoje. V., 1976

27. Cerbulenas K., Zubovas V. Lietuvos velyvojo baroko architekturos

bruozai. V., 1966

28. Drema V. Vilniaus sv. Onos baznycia; Vilniaus katedros rekonstrukcija

1782-1801 metais. V., 1991

29. Dundulis B. Lietuviu kova del Zemaitijos ir Uznemunes. V., 1960

30. Grineviciute-Jankeviciene A.Trys gotiskos halines baznycios Lietuvoje.

K., 1970

31. Grinius J. Vilniaus meno paminklai. K., 1940

32. Jankeviciene A. Vilniaus senamescio ansamblis. V., 1969

33. Jankeviciene A. Lietuvos gotikos bendrieji stiliaus bruozai ir

savitumai. V., 1979

34. Jucas M. Nuo Krevos sutarties iki Liublino unijos. K., 1970

35. Juciene I., Levandauskas V. Vilniaus miesto gynybine siena. V., 1979

36. Jurginis J. Ausros vartai. V., 1960

37. Jurginis J. Lietuvos meno istorijos bruozai. V., 1960

38. Jurginis J. Renesansas ir humanizmas Lietuvoje. V., 1965

39. Jurginis J. Universiteto rumai – Vilniaus architekturos paminklas. V.,

1958

40. Jurginis J., Merkys V., Tautavicius A. Vilniaus miesto istorija. V.,

1968

41. Juskevicius A., Maceika J. Vilnius ir jo apylinkes. V., 1940

42. Kairiukstyte-Jacyniene H., Barsauskas J. Pazaislis. V., 1960

43. Klimas P. Chillibert de Lanoy. Dvi jo keliones Lietuvon Vytauto

Didzojo laikais (1413 – 1414 ir 1421 metais) K., 1933

44. Krukaite R. Monumentaliosios dekorativines dailes ir architekturos

sinteze. V., 1968

45. Lietuviu karas su kryziuocais. V., 1964

46. Lietuvos architekturos istorija. V., 1988

47. Lietuvos istorija. V., 1989

Lietuvos pilys. V., 1971

48. Maceika J. Senoji Vilniaus rotuse. V., 1970

49. Merkys V. Vilniaus gynybiniai itvirtinimai 1503-1805 m. V., 1959

50. Miskinis A. Del rusu ir vakaru Europos architekturos poveikio

feodalines Lietuvos miestams. V., 1977

Mstislavas Dobuzinskis. Vilniaus vaizdai. V., 1975

51. Pilypaitis A., Raulinaitis A. Slusku rumai Vilniuje. V., 1967

52. Pinkus S. Vilniaus gotika. V., 1959

53. Pozelaite M. Pirmieji Vilniaus baroko paminklai. V.,1970

54. Pozelaite M. Vilniaus baroko rumai. V., 1970

55. Pozelaite M., Cerbulenas K. Baroko architektura Lietuvoje (1600-1790

m.) V., 1970

56. Purlys E. Velyvojo Renesanso paminklas Vilniaus senamiestyje. V., 1974

57. Samalavicius S. Baroko sedevras. V., 1976

58. Samalavicius S. Naujeji dokumentai apie XVII a. Lietuvoje dirbusius

architektus ir skulptorius. V., 1963

59. Samalavicius S. Vilniaus sv. Petro ir Povilo baznycios statyba ir

decoravimas. V., 1972

60. Skardziuviene R., Laucius G. Vilniaus Bernardinu baznycios

architekturos raida. V., 1970

61. Spelskis A. Po baroko skliautais. V., 1967

62. Tauras A. Lietuvos parkai. V., 1966

63. Tautavicius A. Vilniaus pilies kokliai (XVI – XVII a.). V., 1969

64. Vilniaus architektura. V., 1985

65. Vilniaus universiteto rumai. V., 1979

66. Vilnius. V., 1985

67. Vilnius. Architektura iki XX amziaus pradzios. V., 1955

68. Vorobjovas M. Vilniaus menas. K., 1940

69. Zabitis-Nezabitauskas A. Vilniaus baznycios. V., 1940

70. Zubovas V. Lietuvos XVII a. architektura ir vietiniu tradiciju raida.

V., 1966

Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры

Факультет «История мировой культуры»

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу студента

Котова Антона Николаевича

группы 505-з факультета Истории мировой культуры

Тема дипломной работы:

«Каменное зодчество Литвы XIII - XVIII веков»

Оценка концептуальной ценности работы. Характеристика актуальности

проблемы, соответствия цели, задач, объекта, предмета и базы исследования

дипломной работы:

Работа представляет историко-искусствоведческий очерк эволюции каменной

архитектуры Литвы за пять веков. Актуальность работы заключается в том, что

может быть впервые за последние десять лет отечественное искусствоведение

обращается к культуре Литвы. Автор критически оценивает точки зрения

русских и литовских ученых.

В работе обозначены основные стилистические периоды в истории архитектуры

Литвы. Они иллюстрируются анализом наиболее характерных памятников.

Предметом исследования является не только эволюция архитектуры, но и

влияние на архитектурные стили внешних воздействий, которые в Литве были

особенно интенсивны.

Оценка представленной библиографии и ее использование в работе:

Библиография, включающая 74 источника (21 – на русском языке, 53 – на

литовском), интересна сама по себе. Автор использует их только на половину.

В тексте 26 ссылок на 24 источника.

Доказательность и убедительность выводов, их соответствие содержанию работы

к проделанным процедурам:

Автор последовательно и убедительно выявляет логику развития литовской

архитектуры во взаимосвязи с историческим контекстом каждой эпохи.

Практическая ценность исследования, возможность внедрения выводов и

рекомендаций в практику:

Материал исследования может быть использован в лекциях по истории мировой и

русской культуры, а также в публикациях.

Специфическое отличие данной работы, особые замечания и мнения рецензента:

Ценно сопоставление точек зрения русских и литовских исследователей.

Недостает списка литовских и работавших в Литве архитекторов, что

существенно украсило бы работу.

Заключение рецензента или рекомендации:

Работа заслуживает положительной оценки.

Дата рецензирования: 19 февраля 1999 г.

Подпись рецензента

фамилия, имя, отчество рецензента, ученая степень и звание, должность

Пилипенко Валерий Николаевич, доцент, кандидат искусствоведения

место работы

СПб Гос. Академия театрального искусства

ОТЗЫВ

на дипломную работу «Каменное зодчество Литвы XIII-XVIII веков»,

исполненную студентом факультета Истории мировой культуры А. Котовым.

Тема дипломного исследования избрана А. Котовым самостоятельно по причине

духовной и кровной близости к культуре Литвы. Студент знает изучаемый

предмет и, что очень важно, не испытывает языкового барьера. Вот почему

основные источники его дипломной работы – это книги и альбомы на литовском

языке.

В процессе написания своего сочинения А. Котов собрал значительный

исторический и искусствоведческий материал, который в русском изложении еще

не был представлен так целенаправленно и объемно. Автор исследования

проявил похвальную усидчивость, умение структурно и грамотно развить свою

концепцию, а она заключается в том, чтобы показать на ярких примерах не

периферийную ущербность строительства в литовских землях XIII-XVIII веков,

а, напротив, - высокое художественное своеобразие зодчества Литвы в период

от готики до классицизма.

А. Котов приводит примеры воздействия европейских стилевых направлений и

технологий, русских и южно-славянских особенностей зодчества на местную

строительную практику и архитектурные воззрения. В тексте содержатся

описания и анализ отдельных памятников, а также, достойные

профессионального уровня, обобщения и гипотезы.

На первых стадиях работы над дипломом студенту было предложено расширить

спектр исследования и показать, как отразились те или иные памятники

архитектуры Вильнюса, Каунаса, других городов в литовской поэзии,

литературе, музыке. Но ограниченность времени не позволила выполнить эти

первые намерения. Думается, что дипломант продолжит начатое исследование в

таком культурологическом аспекте.

В нынешнем состоянии дипломная работа А. Котова отвечает требованиям жанра

и характеризует выпускника факультета как добросовестного профессионала в

области истории культуры и искусства.

Руководитель дипломной работы

Н. Н. Громов, кандидат искусствоведения, профессор,

член Союза Художников России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.