реферат бесплатно, курсовые работы
 

Административное принуждение, как разновидность правового принуждения. Специальность: Государственное и муниципальное управление.

принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного

характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.).

В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают

личность и материальное положение юридического лица. Физическое

принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных

ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере

правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой

правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и

процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия. Тем

самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и

государства.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости,

воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих

условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом

принуждение не имеет цели причинить нарушителю физичёские страдания или

унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит

карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный

характер и направлены на предупреждение право нарушений, воспитание и

исправление лиц, их совершивших.

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

2.1. Виды принуждения и ответственности административному праву

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного

воздействия, применяемых государственной администрацией для обеспечения

правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения

охраняет не только административно- правовые нормы, но и нормы

гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию

которых призваны обеспечить исполнительные органы государственной власти.

Следует различать меры административно-правового принуждения и

принудительные меры, установленные нормами административного права.

Административное законодательство закрепляет административные,

дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Так, им установлена

дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены

властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников,

общественных судов. Административное принуждение полностью регулируется

нормами административного права и, кроме того, им регулируется

общественно-правовое и частично — дисциплинарное принуждение.

Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную

ответственность по административному праву.

Отвётственность — разновидность принуждения, а меры ответственности —

особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного

принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное

принуждение включает в себя дисциплинарную и материальную ответственно. В

целом ответственность по административному праву — часть принуждения по

административному праву.

Органы исполнительной власти участвуют в осуществлении разных видов

принуждения. Они сами используют средства дисциплинарного и

административного воздействия. Органы милиции, службы безопасности,

налоговой полиции возбуждают уголовные дела, ведут предварительное

расследование и применяют меры уголовно-процессуального принуждения. Одной

из важнейших задач системы ГУИНа Минюста России является исполнение

уголовных наказаний, то есть фактическое осуществление уголовного

принуждения.

1. Виды административного принуждения

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны.

Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает

объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых

объективным характером общественных отношений и противоправных

посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения

можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Меры административного принуждения направлены на предупреждение

правонарушений или наступления тех или иных не благоприятных последствий

(например, эпидемии); затем, если правонарушение возникло, их цель —

пресечь, прекратить его и лишь позднее может появиться необходимость

наказания право нарушителя. При этом применение административного

наказания представляет собой реализацию административной ответственности

за совершенное правонарушение, тогда как административные меры

предупрёдительного характера могут применяться и при отсутствии

правонарушений (например, личный досмотр пассажи ров в аэропортах).

Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств

законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом

возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и

личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не

только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически

больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению

принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права,

компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их

права. Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих

административный надзор в отношении определенной категории лиц,

освобожденных из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих стройки в

целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер

государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от

выполнения юридических и иных обязанностей, а также, охрана общественной

безопасности. Следовательно, основанием для применения

административно-предупредительных мер является не правонарушение, а

наступление особых, установленных законодательством условий как связанных,

так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется

факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило,

особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары,

наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные

случаи и т.п.

Законодатель не только закрепляет юридически властные полномочия на

применение исполнительными органами таких принудительных мер, как

реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и

других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко профилактическая

направленность.

Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится

защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того

или иного вреда, предотвращая эти наступление. При применении

административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными

нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в

виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к

действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких

последствий.

Так, в соответствии с п. 18 ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991

г. (в редакции Федерального закона от 31 марта 1999 г.) сотрудникам

милиции предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и другие

помещения граждан, на принадлежащие этим гражданам земельные участки, на

территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при

следовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии

достаточных данных полагать, что там совершено или совершается

преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной

безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях,

катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Органы

внутренних дел (милиция) наделены также правом оцеплять (блокировать)

участки местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров,

аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемии

или эпизоотии, пресечении массовых беспорядков и групповых действий,

нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске

совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании

лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при

необходимости досмотр транспортных средств и т.п.

Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не

заметить различий между отдельными превентивными мерами по их

непосредственному назначению и характеру правоограничений.

По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно

выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных

вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение

карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие

участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных

заболеваний на сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только

административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр,

проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения

ими обязанностей (реквизиция, принуди тельное медицинское

освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры

принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной

безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов,

инфекционных больных и т.д.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют

непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им

вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами

исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действии

нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например,

административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации

неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или

предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном

прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных

лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный

порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико,

поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные

правонарушения — административные проступки, обеспечивается возможность

привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер

административно пресечения не исчерпывается борьбой с административными

правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных

действий. Так, органы Госгортехнадзора России приостанавливают работы,

эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и

норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это

следствием административного проступка или преступлением. Таким образом,

меры административного пресечения являются одним из эффективных средств

борьбы с правонарушениями.

Далее, в соответствии с действующим законодательством органы

санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановления

об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания,

признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут

стать в силу к правонарушения, так и естественных причин. Для применения

названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее

причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством

защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла

она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения

являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение

объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность

противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение

мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного

прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и

свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в

несколько видов.

В частности, к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя

(требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное

физическое воздействие, административное задержание и доставление в

милицию и др.);

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего

оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

З) меры технического характера (запрещение эксплуатации не исправного

транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил

техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или

ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не

соблюдаются требованию по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитованию сокращение

бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять

финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных

предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения

финансово дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной

продукции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных

больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного

питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

б) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы

(отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид

деятельности, приостановление действия лицензии и др.);

7) меры специального или исключительного назначения (применение

огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов,

резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной

ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее

фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр,

изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя,

со ставить документы, необходимые для привлечения его к ответственности,

сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение

постановления о назначении административного наказания.

Рассмотрим подробнее некоторые из наиболее часто применяемых мер

административного пресечения.

Доставление. Эта мера, предусмотренная ст. 27.2 КоАП, представляет собой

принудительное препровождение физичёского лица в целях составления

протокола об административном право нарушении при невозможности его

составления на месте выявления административного правонарушения, если

составление протокола является обязательным.

Доставление нарушителя — это правовая принудительная мера, состоящая в

кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица и

перемещении его с места совершения административного правонарушения в

орган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск,

штаб на родной дружины, общественный пункт охраны правопорядка, орган

местного самоуправления, служебное помещение государственных органов,

осуществляющих контрольно-надзорные функции в пределах предоставленной им

компетенции. Таким образом, доставление нарушителя по своей юридической

природе выступает в качестве составной части административного задержания,

однако с той особенностью, что срок административного задержания

начинается только с момента доставления правонарушителя в орган,

полномочный рассмотреть дело об административном правонарушении и принять

по нему то или иное решение.

Общая цель доставления — составление протокола об административном

правонарушении. Однако в соответствии с КоАП в зависимости от характера и

обстоятельств правонарушения предусматривается достижение и других целей

доставления:

а) пресечение правонарушения (например, при посягательствах на охраняемые

объекты и другое имущество, при нарушении режима Государственной границы

РФ, неповиновении сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим,

представителям общественности при выполнении ими государственных

обязанностей в пределах их компетенции);

б) установление личности нарушителя при отсутствии у него документов,

удостоверяющих личность, и свидетелей, которые могут сообщать о нем

необходимые данные;

в) установление принадлежности транспортных средств и перевозимых грузов

при отсутствии необходимых документов;

г) установление принадлежности орудий совершения или непосредственного

предмета административного правонарушения при совершении лесонарушений,

нарушений правил охоты и рыболовства, других правил об охране и

использовании животного мира, совершении правонарушений на континентальном

шельф Российской Федерации и других.

Правом доставления нарушителя пользуются специально уполномоченные лица

различных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с Законом РФ

«0 милиции» все сотрудники органов внутренних дел (милиции) имеют право

осуществлять доставление лиц, совершивших административные правонарушения,

и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, независимо от того,

находятся они в форменной или в гражданской одежде, в период несения

службы или вне ее, например, находясь отпуске. Таким же правом в

соответствии со ст. 24 Федерального закона «0 внутренних войсках

Министерства внутренних дел российской Федерацию» от 6 февраля 1997 г. с

последующими изменениями и дополнениями обладают военнослужащие внутренних

войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе

преступностью, а также исполняющие другие обязанности военной службы.

Кроме того, КоАП предоставлено право осуществлять доставление должностным

лицам органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением

правил пользования транспортного законодательства об охране окружающей

среды, лесного фонда лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и

рыбных пасов, правил охоты и рыболовства, военнослужащим органов войск

пограничной службы, исполняющим обязанности по охра Государственной

границы РФ, должностным лицам федеральных органов налоговой полиции,

таможённых органов и некоторым другим.

Кроме перечисленных субъектов, право производить доставление предоставлено

народным дружинникам, а за нарушение правил охраны природы также и

общественным ин охраны природы, общественным охотничьим инспекторам,

общественным инспекторам органов рыбоохраны и общественным лесным

инспекторам.

При нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и

режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ правонарушители

могут быть подвергнуты доставлению любым гражданином, исполняющим

обязанности по охране Государственной границы РФ.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.