реферат бесплатно, курсовые работы
 

Административное принуждение, как разновидность правового принуждения. Специальность: Государственное и муниципальное управление.

Административное принуждение, как разновидность правового принуждения. Специальность: Государственное и муниципальное управление.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУВПО

«Тюменский государственный университет»

Филиал в г.Пыть-Ях

Специальность: Государственное и муниципальное управление

Административное принуждение, как разновидность правового принуждения.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по административному праву

Выполнила:

студентка 2 курса ОЗО

Слюшкина А.В.

Научный руководитель:

Костылев А.К.

Пыть-Ях

2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и сущность административного

принуждения………………………………………………………………….5

1. Понятие и основания административного принуждения………….5

2. Сущность убеждения и принуждения……………………………..10

Глава 2. Виды административного принуждения………………………15

1. Виды принуждения и ответственности

административному праву………………………………………………….15

2. Виды административного принуждения…………………………..16

Глава 3. Административно-восстановительные меры…………………40

3.1. Административно-восстановительные меры………………………..40

Заключение…………………………………………………………………..…43

Список используемой литературы…………………………………………..45

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены

следующими аспектами:

- понятие и сущность административного принуждения;

* виды административного принуждения и его основания;

* административно-восстановительные меры.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении основных видов и мер

административного принуждения.

Выбранная тема актуальна, так как она отражает широкий спектр мер охраны

правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций.

Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее

воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена

воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную,

организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его

волю, добиться подчинения.

Сейчас и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны

правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций,

создания нормальных деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не

главный, но важный и необходимый метод властвования.

В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия

различаются материальное, организационное и физическое воздействие.

Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами

организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение

прав, ликвидация организаций. Деление это в значительной степени условно,

так как нередко эти способы влияния на граждан и организации сочетаются.

Принудительные меры могут применяться как к индивидуальным, так и к

коллективным субъектам права.

Очень важно отличать легальное (правовоё) и нелегальное, не основанное на

законе принуждение (насилие). Видами нелегального являются агрессия других

государств, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны источниками насилия

могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия

(власть полулегальных формирований, например, мафии и т.п.). Источником

насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных

структур, компетентность, халатность должностных лиц, то есть

административный произвол.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

1.1. Понятие и основания административного принуждения

Административное принуждение обладает целым рядом специфических признаков,

которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида

государственного принуждения.

К ним можно отнести следующие.

Административное принуждение является особым видом государственного

принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений,

складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры

административного принуждения используются в процессе реализации

исполнитель ной власти соответствующими органами и должностными лицами,

что является результатом проявления их государственно-властньих

полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ

властно-принудительный характер.

Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо,

поскольку некоторые специалисты отрицают, принудительный характер ряда мер

административного Воздействия (например, карантина, таможенного досмотра),

отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими

нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.

В то же время, говоря об этих мерах, имеют в виду не общие запреты, не

диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения,

выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности государственных

органов, должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на

поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в

карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра пассажиров и

т.п. При этом добровольное выполнение установленных правил (карантинного

режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не

устраняет их объектив, но принудительного содержания — серьезных

ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.

В ряде случаев отрицается принудительный характер административно-правовых

мер (например, задержания и доставления в милицию), применяемых к

невменяемым, лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного или

наркотического опьянения и которые полностью или частично теряют

способность к сознательному и, следовательно, волевому поведению.

Обосновывается эта позиция тем, что в подобных случаях отсутствует волевой

объект принуждения. Однако очёвидно, что принудительное воздействие

осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. И если

лицо неспособно сознавать, воспринимать, а оценивать характер оказываемого

на него воздействия, то это, конечно, не устраняет объективно

принудительного содержания такого воздействия.

Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем

государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и

поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного

или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных

последствий.

Внешние формы проявления административного принуждения весьма различны.

Это обусловливается разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений,

целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции

органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих, и

рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например,

в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и

доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям

относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их

антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных

учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К

имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация,

реквизиция.

Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы,

заставить субъекта совершить те или иные действия и воздержаться от них

либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом

принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность,

а ее ведение.

Меры административного принуждения могут устанавливать только правовыми

актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других

нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных

нормами права. Следовательно, административное принуждение является

правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов,

регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то

органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами.

Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица,

уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере

государственного управления (например, органы внутренних дел,

контрольно-надзорные органы и др.). Таким образом, административное

принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц,

полномочных применять меры та- го принуждения.

Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость

самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на

правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер.

Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они

затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и

имущественной безопасности граждан.

В этой связи очевидной становится особенность административного

принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с

целью предупредить, пресечь противоправное посягательство,

безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом

и состоит эффект административного принуждения.

Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его

применения соответствующими о исполнительной власти, должностными лицами в

процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем

правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи,

которые рассматривают значительную категорию дел об административных

правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания,

например, за мелкое хулиганство.

Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных

административно-правовых отношений, складывающихся в сфере

государственного управления и охватывающих права и обязанности

компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер

административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти

и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно

общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ,

например, правил пожарной безопасности, правил, лицензионно-разрешительной

системы, природоохранительных правил и т.д.

Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что

компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не

связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от

дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках

государственно-служебных отношений. Административное принуждение может

использоваться в отношении широкого круга субъектов административного

права.

Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью,

относительной простотой и экономичностью.

Административное принуждение применяется не только к физическим лицам

(гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в

отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и

появлением негосударственных организаций расширяется сфера применения

административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций

за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных

законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного,

налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной без

опасности, законодательства о рекламе и т.д.

Одним из важнейших признаков административного принуждения является

специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием

применения административного принуждения являются: во-первых, совершение

административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий,

предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных

бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных

обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются

при отсутствии правонарушения вины человека в целях предупреждения

возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо

подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от

оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного

наказания, в качестве которого может ступать только совершение

преступления.

1.2. Сущность убеждения и принуждения

Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна

собственная основа формирования государственных учреждений

(государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким

образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы

перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства,

т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для

достижения этих целей.

Управление делами государства, реализация исполнительной власти,

обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных

способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В

современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных

метода государственного управления — убеждение и принуждение.

Проблема убеждения и принуждения в современном обществе — это проблема

методов социального (государственного и негосударственного) управления

экономическими, политическими социальными, духовными процессами, это

проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.

Убеждение и принуждение как методы государственного управления — явления

социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками

конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему

способов организующего воздействия государства (органа управления,

должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым

условием нормального функционирования общества в целом, любого

государственного объединения, любого процесса управления.

Социальное назначение и эффективность этих методов определяется тем, что

они:

а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития

современного общества;

б) должны находиться в неразрывном единстве;

в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно выражают

требования жизни, экономические и политические потребности развития

общества;

г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом

сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть

тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.

Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим

государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных

основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и

принуждения в отношении тех, устремления и действия расходятся с волей

большинства Убеждение и принуждение используются государством не во имя

каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Следовательно, суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что

они взаимно дополняют друг друга, способствуя выдвижению одних и тех же

целей.

Главное заключается в том, что российское государство, органы

исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не

карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом

ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в

современном обществе.

В качестве основного метода своей деятельности государство, органы

исполнительной власти и органы местного самоуправления используют

убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения

Конституции РФ, законов и их правовых актов РФ. Однако в условиях, когда

совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам,

обществу, и государству, органы государственного управления, их

должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены

принуждать к соблюдению правовых норм, нарушающих существующий порядок.

При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются

внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения,

принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для

общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и

интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает

предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать

систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее

воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения

субъектов административного права.

Содержание метода убеждения весьма разнообразно и выражается в

воспитательной, организаторской и пропагандистской работе, в разъяснении

решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе

поощрений.

Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в

отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому

государство, защищая права свободы граждан, интересы общества, принуждает

лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к

соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за

совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает

быть единственным средством воздействия. Возникает объективная

необходимость применения принуждения. При этом органы государственного

управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных

явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и

организованности.

Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества,

является свойством государственной власти, поскольку оно — необходимый

элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти».

Государственное принуждение в зависимости от характера с общественно

опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия

подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх, наступления

неблагоприятных последствий). Его цель — заставить конкретные субъекты

права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных

действий. Принуждение является методом, формирующим состояние

подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое

действие. Достижение желаемого результата при использовании метода

принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а

подчас и внешнем сопротивлении.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме

правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах,

применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры

юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной,

материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.