| |||||
МЕНЮ
| Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказаниенаказаний. Фактически указанные источники ограничений гражданских прав и свобод осужденного основываются на действии норм уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих режим отбывания наказания (например, установление цензуры корреспонденции и обыска осужденных в местах лишения свободы). В ст. 10 УИК РФ определяется правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане - это лица, имеющие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. К числу иностранных граждан по смыслу действующего законодательства о гражданстве относятся также граждане других (кроме России) стран СНГ. Лицами без гражданства являются физические лица, утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. В данных нормах установлено, что правовое положение указанных лиц определяется законодательством, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории государства с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и установленного законом режима или порядка исполнения наказания данного вида. При этом следует иметь в виду то, что на правовое положение иностранных граждан во время пребывания в Российской Федерации влияют международные договоры России и иностранных государств. Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не являются бесправными по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция Российской Федерации и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, имущественных, семейных, трудовых прав и иных ценностей. Закрепление правового положение осужденных в законе необходимо оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая существенно изменила требования к источникам ограничений прав и свобод человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прежде всего следует обратить внимание на конституционное требование установления ограничений прав и свобод гражданина только федеральным законом. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе законодательным актом. Что же следует из данного положения для правового статуса осужденных к уголовному наказанию? «Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами. Поэтому в настоящее время идет пересмотр ведомственных актов с точки зрения исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина. Необходимые из них следует предусмотреть в законе. Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами .субъектов Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ уголовно- исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания наказания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями. В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде международных актов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»[5]. В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо правосудие. Фактически речь идет о приоритете конституционных прав и свобод человека и гражданина перед положениями действующего законодательства и правоприменительной практикой. Обеспечить этот приоритет должны судебные органы. Например, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из принципа непосредственного действия конституционных норм своим постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными положения „ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части приостановления выплаты трудовых пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового положения гражданина, отбывающего наказание, с помощью судебного прецедента. Такая практика будет расширяться, тем более, что концепция судебной реформы Российской Федерации допускает создание пенитенциарных судов. Решения пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и надзорной проверки, могут существенно поправить практику исполнения наказания, особенно осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных актов. Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осуществляется действующим уголовно-исполнительным законодательством в основном в виде установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения наказания, а также в отдельных наказаниях - применение мер исправительно- трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно посвященные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ, гарантирующая обеспечение свободы совести осужденных, ст. 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на личную безопасность. С развитием действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких норм будет возрастать 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовно-исполнительных правоотношений. Но не ограничиваются ими. Как мы указывали ранее, права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права. Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания. «Социально-политическое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные материально, политически, идеологически и организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных, провозглашаемые лишь "на бумаге", углубляют существующий антагонизм между обществом и осужденным, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей. Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность свободного в рамках предоставленного правом поведения осужденного, пользования социальными благами (питанием, вещевым довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно- исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6]. В ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, судебного, ведомственного, общественного и иных видов контроля. Исходя из изложенного, «субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правонарушений. В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих наказание, впервые в учебной литературе рассматриваются законные интересы осужденных. Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания. Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны последним. Если субъективное право осужденных образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей характер стремления к автономному, самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо иным социальным благом. Несколько иное и содержание законных интересов, которое состоит из трех элементов. Первый - это стремление к получению предусмотренного законом социального блага как материального (например, получение дополнительных посылок и передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных, может иметь как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т.п.). Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к примеру, перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению свободы, перевод из исправительной колонии закрытого типа в колонию- поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы). Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению режимных правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание, прокуратурой, судом, комиссией по делам несовершеннолетних и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных следует назвать возможность ходатайствовать (а не требовать) перед указанными управомоченными субъектами и участниками о реализации законных интересов осужденных. Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированы государством. Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно определить как закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией исправительного учреждения, должностными лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда поведения осужденных во время отбывания наказания»[7]. Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по социально-политическому назначению блага, являющегося объектом законных интересов, последние разделены на три группы. Первая группа - это законные интересы, направленные на получение поощрения, закрепленного в поощрительных нормах уголовного (условно- досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного (предоставление облегченных условий содержания осужденных к лишению свободы) и иных отраслей права. Вторая группа - это законные интересы, направленные на получение льгот осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливается вне зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных и уголовно-исполнительным законодательством (к примеру, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и сопровождения). Третья группа - это законные интересы, направленные на получение благ, по своей социально-правовой сущности не являющихся для осужденного ни поощрениями, но льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к формулировкам "как правило", "в порядке исключения", "по возможности". К примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса России администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности. В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий реализации (в основном материальных) не реализуются в полном объеме. В их числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально-экономического кризиса в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный интерес осужденных. Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания. Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения. Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к лишению свободы и исправительным работам трудиться, обязанность лица, осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному желанию и т.п.). Необходимо отметить, что юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действий - с помощью запрещающих (негативно обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностям осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве разновидности обязанностей осужденных, а именно, в качестве обязанностей воздержания от определенных законом действий. Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц. 3. ПРАВА, ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ «Степень регламентации положения осужденного, объем распространяющихся на него карательных правоограничений существенно различаются в зависимости от вида уголовного наказания. Наиболее суровым среди всех наказаний является лишение свободы, существенным признаком которого выступает изоляция осужденного от общества. В содержание изоляции входят ограничения права гражданина на личную свободу, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, гарантированные гражданам ст.22 и 27 Конституции Российской Федерации. Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок наказания находиться в исправительных учреждениях (исправительных колониях, воспитательных колониях и тюрьмах). Им запрещается нарушать линию охраны объектов исправительных учреждений. Побег из места лишения свободы согласно действующего законодательства является уголовным преступлением. Передвижение осужденных внутри исправительных учреждений ограничивается в пределах изолированных друг от друга участков. Кроме этого, в исправительных учреждениях обеспечивается определенная степень изоляции осужденных от внешнего мира, для достижения которой на осужденных, персонал учреждений и других лиц возлагаются соответствующие обязанности. На осужденных к лишению свободы возлагается обязанность соблюдать установленные нормы и порядок поддержания социальных связей с внешним миром, в частности, воздерживаться от приобретения алкогольных |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|