реферат бесплатно, курсовые работы
 

Туризм. Развитие инфраструктуры туристической индустрии

часть материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте,

модернизации или функциональной реконструкции.

Статистика количества туристов, посетивших *****скую область, структура их

по месту проживания, а также доход, полученный предприятиями,

расположенными на территории области не ведутся.

В то же самое время, проведенные опросы мнения жителей Ленинградской

области и Санкт-Петербурга показывают наличие нескольких профилей отношения

к туризму, существенно зависят от возраста и доходов населения. Наибольшую

склонность к потреблению туристских услуг проявляют жители Ленинградской

области в возрасте от 36 до 45 лет, а наименьшую – представители наиболее

молодой возрастной группы (до 25 лет). Склонность к потреблению туристских

услуг увеличивается и по мере роста доходов.

Данные, собранные социологами в Ленинградской области позволяют сделать

следующие выводы:

сравнительно малый интерес к туризму и организованному отдыху проявляют в

младшей возрастной группе;

максимальный интерес к туризму и организованному отдыху приходится на

возраст от 25 до 45 лет. В дальнейшем наблюдается достаточно резкое

снижение интереса;

общая заинтересованность в получении туристических и рекреационных услуг

сравнительно высока.

Оценка числа туристов и рекреантов в Ленинградской области строится на

результатах опроса жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга и

исходит из того, что жители именно этих двух субъектов Российской Федерации

составляют основную массу туристов и рекреантов. при оценке текущего

положения в туризме не учитывается бизнес туризм и мэпинг (поездка в другие

районы или страны с целью покупки товаров), так как, во-первых, их динамика

связана с большим количеством внешних факторов и, во-вторых, эти виды

посещения только частично могут быть отнесены к туризму.

Оценка размеров бизнес туризма затруднительна из-за резкого изменения

направления экономических связей между хозяйствующими субъектами, которые

выражаются в переходе от отраслевой к региональной интеграции, в результате

чего число лиц, командированных на короткие сроки, достаточно резко

снизилось. С другой стороны, сформировались достаточно большие группы лиц,

прописанных за пределами Ленинградской области, или граждан государство

СНГ, которые постоянно представляют на ее территории хозяйственные интересы

других субъектов Федерации и государств СНГ. Существует значительное число

работников, приезжающих в Санкт-Петербург на временные заработки и

проживающих на территории ленинградской области. Отделить указанные

категории приезжих от командированных крайне сложно.

Говорить о создании на территории Ленинградской области международных

деловых центров представляется преждевременным.

Аналогичная ситуация складывается и с шопингом. В этом виде туризма также

нет четкой границы между туристом и обычным покупателем. В частности,

совершенно не ясно, куда отнести дачников, которые, выезжая на дачу,

закупают продукцию в областных магазинах. Приграничный шопинг существенно

зависит от разницы цен в граничащих с Ленинградской областью государствах и

в Российской Федерации, действующих правил въезда и таможенного

законодательства как в России, так и в сопредельных государствах. Поэтому

при всей полезности шопинга для экономики области произвести прогноз

развития данного явления на перспективу не представляется возможным.

Так оценка числа туристов, которые посетят Ленинградскую область в 2000-

2009 годах, была сведена в таблицу (рассчитана исходя из обработки

результатов анкетирования и данных о месте проживания туристов, отраженных

в «Стратегии развития туризма в Ленинградской области»).

Реалистичная оценка соответствует существующему уровню туризма, который

обеспечивается без реализации программно-целевых методов. Максимальная

оценка соответствует тому числу туристов, которого может достичь показатель

туризма к 2003 году без реализации программно-целевого подхода и при

благоприятном развитии экономической ситуации. Минимальная оценка

соответствует тому числу туристов, до которого оно может понизиться без

реализации программы при неблагоприятных экономических изменениях.

Полученные данные позволяют сделать выводы об основных направлениях

продвижения туристских услуг. В частности, значительное внимание должно

быть сконцентрировано на рекламе Ленинградской области в Москве и

Московской области, а также в республиках и областях Северного и Северо-

западного регионов России. Компания по продвижению туристских услуг

Ленинградской области в других субъектах Федерации и странах СНГ вряд ли в

ближайшей перспективе даст существенный эффект.

Из-за отсутствия данных по движению туристов можно лишь высказать

предположения о направлении кампании по продвижению туристских услуг.

Выдвинем гипотезу о перспективности рекламы в ФРГ, Москве и субъектах

Федерации граничащих с *****ской областью.

По-прежнему перспективным направлением продвижения туристских услуг

Ленинградской области на международный рынок, является Финляндия. После

девальвации рубля в августе 1998 года в качестве перспективного

международного рынка для туристских и рекреационных услуг области можно

рассматривать страны Балтии, жители которых достаточно чувствительны к

экономическим факторам. определенный потенциал по развитию въездного

туризма в Ленинградскую область имеют и страны Скандинавии. Тем самым при

реализации программы основное внимание при продвижении туристских услуг на

международный рынок должно быть уделено странам Балтийского моря и

Норвегии. Основным лозунгом продвижения должно быть: «Достаточное высокое

качество услуг при низких ценах».

Учитывая все поступления от различных видов туризма, федеральные и местные

бюджеты должны получать значительный доход. Однако поступлений в бюджет,

адекватных оценке показателя доходности туризма, по мировым методикам и

экспертным оценкам в настоящее время нет. Это обусловлено как следствием

недостоверной системы учета доходности от туризма, с одной стороны, так и

недостатками в системе денежного обращения, с другой.

В то же время, несмотря на комплекс предпринятых мер (участие в российских

и зарубежных туристских выставках. издание ряда двуязычных путеводителей

как по Ленинградской, так и по *****ской области, другой рекламной

литературы и т.д.), прирост туристских потоков может быть более

значительным и давать областям наибольшие доходы.

Анализ причин недостаточного роста туристских потоков позволяет выделить

среди них две основные группы.

Причины внешнего характера:

Экономическая и политическая нестабильность в стране.

Недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики (неразвитость

федеральной нормативно-правовой базы, отсутствие финансирования федеральных

программ).

«Антиреклама» России как объекта туристской привлекательности в зарубежных

средствах массовой информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая

инфраструктура, недостатки в сфере обслуживания и т.п.).

Выраженный фактор сезонности в туризме, связанный с особенностями

климатических условий.

Причины внутреннего характера:

Исторически сложившаяся структура туристских потоков, центром которых были

и остаются Москва и Санкт-Петербург. Основное внимание уделяется

поддержанию и реставрации историко-культурных ценностей, находящихся на

территории этих городов и пригородов (городов Ломоносова, Пушкина,

Павловска, Сестрорецкого и Зеленогорского районов). В *****ской области эта

проблема до сих пор не приковывала внимания общественности и власти.

Отсутствие действенной системы мероприятий по рекламе и продвижению

Ленинградской и *****ской областей на российский и международный

туристический рынок, отсутствие достаточного количества средств на создание

соответствующих рекламных продуктов и проведение рекламных компаний.

Недостаточное внимание к восстановлению и поддержанию исторических,

культурных и природно-климатических ценностей, находящихся на территории

области.

Превращение Ленинградской области в приграничную зону, в результате чего

существенно усложнилось использование расположенных в западной части

области природных и исторических объектов. По существу необходимо говорить

о воссоздании на данных территориях рекреационного потенциала. *****ская

область в свою очередь стала приграничной зоной с Казахстаном, а открытие

моста в селе Пристанном дает широкие возможности для развития делового и

других видов туризма с этим государством. Благоприятным фактором является и

наличие на территории области консульства Германии.

Размещение на территории области объектов, которые могут привести к

серьезным экологическим катастрофам (в частности, ЛАЭС на южном побережье

Финского залива), строительство портов и терминалов.

2. Основные цели программы

Стратегическая цель программы заключается в формировании на территории

*****ской области конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в

качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации,

обеспечивающей с одной стороны спрос потребителей (как российских, так и

зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных

услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие

региона за счет увеличения доходной части областного и муниципального

бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения

здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-

исторического и природного наследия.

3. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий состоит из следующих разделов, объединяющих

схожие по своей направленности мероприятия:

Совершенствование институциональной структуры управления и поддержки

туризма.

Совершенствование нормативно-правовой базы туристской отрасли.

Содействие продвижению туристских услуг обоих субъектов Федерации на

российский и мировой рынки.

Создание комфортной информационной среды для туристов.

Содействие привлечению инвестиций в туристскую индустрию областей.

Развитие экологического и спортивно-оздоровительных видов туризма.

Развитие культурно-познавательных видов туризма.

Развитие межрегионального, в частности поволжского и северо-западного

регионов и международного (в том числе приграничного) туризма.

Развитие инфраструктуры туризма и зрелищно-развлекательной индустрии.

Разработка программ развития туризма в муниципальных образованиях.

Развитие системы размещения туристов и рекреантов.

Развитие системы кадрового обеспечения туристской отрасли.

3.1. В качестве основных мероприятий в сфере совершенствования структуры

туризма выступают:

Создание системы информационно-туристских центров на территории областей.

Выработка концепции и создание на территории области ряда зон приоритетного

развития туризма.

Стимулирование деятельности координационного совета по туризму при

правительстве *****ской области и создание туристского пресс клуба при

областном информационно-туристском центре.

Концепция реализации данных мероприятий:

3.1.1. Основными задачами системы информационно-туристских центров должны

стать:

сбор информации о возможных местах проживания туристов и рекреантов, в том

числе и в индивидуальном секторе;

сбор информации и классификация мест проживания и отдыха туристов;

информирование туристов о достопримечательностях, условиях проезда,

возможностях проживания и рекреации в различных зонах районах *****ской

области;

разработка планов развития определенных территорий и содействие их

реализации;

размещение наружной рекламы достопримечательностей *****ской области;

разработка и продвижение турпродуктов, пакетов программ местных компаний на

российской и международном уровнях;

содействие созданию на территории области единой региональной системы особо

охраняемых природных территории (ООПТ) и рекреационных зон, а также

аналогичной системы по охране и рациональному использования памятников

истории и культуры;

создание и ведение статистического учета автоматизированного кадастра

туристических территорий *****ской области (представляющего собой составную

часть земельного кадастра) и паспорта туристско-рекреационных округов и

территорий;

ежегодное проведение социологических и маркетинговых исследований в сфере

туризма, результаты которых доводятся до туристских фирм, работающих на

территории *****ской области.

На первом этапе предполагается создать несколько информационно-туристских

центров. Ведущие центры службы должны находится в *****е и Санкт-Петербурге

и обслуживать интересы рекреантов из областных центров и других регионов

России, а также ближнего и дальнего зарубежья. В задачи центров могут

входить вопросы по сбору необходимой информации из близлежащих районов в

*****ской области: Вольского, Петровского, в Ленинградской области:

Всеволжского, Ломоносовского и Кировского. Остальные центры следует

разместить на примере Ленинградской области, в рекреационных зонах:

Выборгском, Лужском, Приозерском, Тихвинском и Волховском районах.

Целесообразно организовать информационные центры курортно-туристской службы

и во «въездных» районах, таких как __________. _______________ и

Кингисепский, которые могут обеспечить самодеятельных туристов достаточно

оперативной информацией о возможностях размещения и отдыха.

В дальнейшем целесообразно открыть центры и в других районах *****ской и

Ленинградской областей, а также в некоторых городах и поселках областей.

Предполагаемой формой создаваемых центров является государственное

унитарное предприятие.

В рамках реализации программы предполагается разработать положение о

туристско-информационных центрах, создать соответствующее предприятие и

обеспечить его функционирование.

3.1.2. Зарубежный опыт показывает, что успешное развитие туризма

предполагает помимо рекреационного потенциала наличие определенных условий,

стимулирующих развитие данной отрасли. В частности, оно связано с созданием

системы налоговых льгот, наличием на территории транспортной и коммунальной

инфраструктур, а также достаточно развитой индустрии развлечений. В целом

система льготного налогообложения инвестиций в туризм Ленинградской области

определена областным и законами «Об инвестиционной деятельности в

Ленинградской области» от 22 июля 1997 года и «О туристской деятельности на

территории Ленинградской области» от 31 декабря 1997 года. В *****ской

области ни одно из предприятий инфраструктуры туризма и сферы развлечений

не подпадают под систему льготного налогообложения. Однако и предприятия

Ленинградской области в ряде отраслей инфраструктуры туризма и сферы

развлечений не попадают под действие соответствующих законов.

Представляется рациональным выделение ряда непромышленных территорий в

*****ской области в Хвалынском районе, В ленинградской области на

Карельском перешейке, в Лужском, Гатчинском, Волховском и Тихвинском

районах в особые зоны, для которых развитие туризма являлось бы

приоритетной задачей. В частности в рамках данных территорий могли бы

действовать льготные режимы налогообложения доходов от представления услуг

в сфере индустрии развлечений, налогообложения имущественных прав

туристских предприятий и т.д. Конкретные предложения по способам

привлечения инвестиций в подобные зоны должны быть определены в ходе

реализации программного мероприятия по разработке положения о зонах

развития туризма. В указанном положении предполагается также предложить

систему льготного налогообложения для предприятий инфраструктуры туризма и

сферы развлечений, располагающихся в зонах развития туризма.

На первом этапе целесообразно создать в *****ской области три подобные

зоны, а в Ленинградской – семь (по одной на район), проведя на конкурсной

основе отбор предложений от волостей соответствующих районов.

В рамках программы на первом этапе целесообразно разработать концепцию

создания подобных зон, правила отбора и нормативно-правовые документы, на

втором этапе – начать реализацию данных мероприятий.

3.1.3. Решение задач развития туристско-рекреационной сферы в *****ской

области потребует значительного повышения уровня межведомственного

(межотраслевого) кооперирования и координации, и прежде всего на уровне

Правительства *****ской области. С этой целью согласно областному закону «О

туристской деятельности на территории *****ской области», который

необходимо принять, требуется создать координационный совет по туризму при

Правительстве *****ской области, который позволил бы объединить усилия

правительственных структур, туроператоров и турагентств, банковских,

страховых, научных и других организаций, заинтересованных в развитии

туристско-рекреационной отрасли.

В рамках программы предполагается разработать положение о координационном

совете, утвердить его распоряжением Губернатора *****ской области и

обеспечить начало деятельности совета.

3.1.4. Решение задач развития туристско-рекреационной сферы в *****ской

области потребует значительного повышения уровня информированности

населения о мероприятиях (новые маршруты, фестивали, театрализованные

представления и т.д.), которые могут привлечь туристов в различные города и

поселки *****ской области. С этой целью предполагается создать при комитете

по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму пресс-клуб,

который будет отвечать за подготовку и проведение рекламных компаний в СМИ.

3.2. Блок «Совершенствование нормативно-правовой и информационной базы

туристской отрасли» включает деятельность, вытекающую из необходимости

реализации мероприятий институционального характера, обеспечения

привлечения инвестиций в отрасль, а также поддержки отдельных видов

туризма. В частности, в рамках программы предполагается разработать

следующие нормативно-правовые вопросы:

областной закон «О курортной деятельности на территории *****ской области»;

разработка и внедрение системы туристской статистики;

создание и внедрение системы кадастра туристско-рекреационных ресурсов

*****ской области.

3.2.1. Необходимость принятия областного закона «О курортной деятельности

на территории *****ской области объясняется неполной регламентированностью

вопросов создания и функционирования лечебно-оздоровительных учреждений.

Закон должен уточнить классификацию учреждений лечебно-оздоровительного

характера, установить требования к ним, определить льготы, которые будут

устанавливаться по отношению к данным учреждениям. Следует взять за основу

разработки в области развития курортов в Краснодарском Крае, как уже

прошедшие практику реализации.

3.2.2. Одной из сложных проблем в управлении туристской отраслью является

отсутствие необходимой статистической информации о количестве, длительности

пребывания, расходах туристов, расходах туристских фирм и т.д. В рамках

программы предполагается создать единую для *****а и области систему сбора

и обработки статистической информации, которая позволила бы точнее

учитывать изменения в туристских потоках и измерять влияние на них

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.